арап петра великого актеры и роли
Содержание фильма «Сказ про то как царь Пётр арапа женил». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Историческая мелодрама от режиссера Александра Митты.
Смышлёный мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой учёный, да ещё из «варварской России», но и как воин, раненный в бою с испанцами и награждённый герцогом Орлеанским за героизм, он стал известным при дворе человеком и вызывал интерес у дам. В итоге любовница Ганнибала, замужняя дама, родила чёрного ребёнка, имели место скандал, дуэль с обманутым мужем и его убийство, высылка в Россию.
Со временем Наталья поняла, что любит этого странного, но замечательного человека, и сама пришла к нему после того, как Ибрагим из благородства пытался устроить её свадьбу со своим соперником Михаилом Говоровым (пользовавшимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Натальи).
Они попросили прощения у царя, однако даже в этот момент Ибрагим пытался доказать Петру правильность своих убеждений, но тот прервал его словами: «Молчи, молчи, а то опять поссоримся».
По воспоминаниям В. Фрида, Высоцкий был очень рад возможности сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире». Он страстно включился в работу и не только как актёр. Прошло всего несколько дней, и Владимир Семёнович принёс две песни для фильма: «Разбойничья» и «Купола».
Во время съемок Высоцкий жил в гостинице «Юрмала» на центральной улице Йомас, где кипела курортная жизнь. Номера для съемочной группы из фонда Юрмальского горкома Компартии Латвии предоставил его первый секретарь Карлис Лицис. Добился этого администратор картины Юлий Круминьш, он же отвечал за производственный процесс и, чтобы артист не мучился от похмелья, выдавал ему кефир, в который предварительно добавляли немного водки.
кадры из фильма «Сказ про то как царь Пётр арапа женил»
Режиссер: Александр Митта;
Сценаристы: Юлий Дунский, Александр Митта, Валерий Фрид;
Оператор: Валерий Шувалов;
Композитор: Альфред Шнитке;
Художники: Георгий Кошелев, Игорь Лемешев;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1976;
Премьера: 6 декабря 1976
Сказ про то, как Митта фильм снимал. Факты о фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (24 фото + 2 видео)
Александр Митта (у микрофона), Алексей Петренко, Михаил Кокшенов, Юлий Дунский, Женя Митта, Семен Морозов, Владимир Высоцкий, Альфред Шнитке и другие участники съемочной группы на премьерном показе фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» в Доме кино, 6 декабря 1976 года.
Фильм снят по неоконченном у роману А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Главный герой романа Ибрагим Петрович Ганнибал был прадедом самого Пушкина. Дочь Карамзина Софья Николаевна писала сыну: «На днях Жуковский читал нам роман Пушкина, восхитительный: „Ибрагим, царский Арап“». Этот негр так обворожителен, что ничуть не удивляешься страсти, внушенной им к себе даже даме двора регента; многие черты характера и даже его наружности скалькированы с самого Пушкина».
Единственным источником для автора послужил многотомный труд Ивана Голикова под названием «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Но этот источник фольклора и анекдотов был весьма раздробленным. В биографии инженера Ибрагима Ганнибала оставалось много белых пятен. Поэтому Пушкин многое досочиняет и романтизирует образ своего прадеда.
Петру I действительно из Константинополя члены дипломатической миссии привезли в подарок двух мальчиков-арапов, вывезенных из Эфиопии. Царю они очень понравились, он дал им имена Ибрагим и Алексей и взял на воспитание. Братьев Пётр крестил сам по-православному обычаю.
Их учили русскому языку и разным наукам. Но большие успехи в учёбе делал остропонятливый Ибрагим. Пётр привязался к нему, сделав его своим секретарём и ординарцем. Желая дать способному арапу инженерное образование, царь отправил юношу учиться в Париж.
Вместе с французскими войсками он воевал против испанцев и дослужился до чина капитана. И за храбрость был награждён самим герцогом Орлеанским. Вернувшись в Россию, был назначен командовать бомбардирской ротой Преображенского полка.
После кончины Петра фаворита сослали в Тобольск. И только восшествие на престол его царственной дочери Елизаветы Петровны изменило его положение к лучшему. Елизавета пожаловала Арапу несколько имений.
Он получил назначение в Ревель комендантом, а оттуда переведён в Кронштадт, где руководил военным и городским строительством, применив все свои инженерные таланты. И даже стал управляющим Инженерным корпусом.
Дослужившись до чина генерал-аншефа вышел в отставку. Ибрагим Ганнибал дважды женился: сначала в 1731 году на гречанке Евдокии Диопер, а в 1736 — на немке Христине-Регине фон Шеберк. Более того, некоторое время преспокойно был двоеженцем.
Конечно, никакой страстной любви к русской боярышне Наташе Ртищевой, не было, это всего лишь выдумка сценаристов Юлия Дунского, Валерия Фрида и самого Александра Митты.
Митта сразу готовился снимать в главной роли Владимира Высоцкого. Эта идея нравилась только самому Митте и, конечно, Высоцкому, кандидатуру которого пришлось отстаивать и буквально пробивать во всех кабинетах, от чиновников Госкино до директора «Мосфильма». Высоцкому очень хотелось сыграть этого удивительного, по виду иностранного, но русского душою человека.
Пока шёл подготовительный период, о съёмках пронюхали в Европе и Митте позвонил французский продюсер с предложением о совместных съёмках. На роль арапа у него есть прекрасный американский чернокожий актёр и певец Гарри Белафонте.
Он был настолько уверен в успехе, что уже подготовил контракт с Белафонте и назначил ему гонорар. И на собственные деньги готовил перевод сценария. Но Митта отказался от совместных съёмок и заявил, что арап — сугубо русский интеллигентный человек, и никакой американец не сможет это сыграть.
Изначально фильм планировали назвать также, как роман А.С. Пушкина — «Арап Петра Великого». Но худсовет отклонил это название, что очень обидело Высоцкого. На что он с горькой усмешкой сказал, что брали его на заглавную роль, а в итоге, его место оказалось «после Петра и запятой. ».
Огорчило Высоцкого и то, что две его песни написанные для картины, тоже в фильм не попали. По воспоминаниям сценариста Валерия Фрида, Владимир Семёнович довольно быстро написал две песни для кинофильма: «Разбойничья» и «Купола». Но на стадии монтажа Митта вынужден был от них отказаться. И хотя уже было даже решено в каких сценах фильма они будут звучать, посчитали всё-таки что песни «задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться».
«Разбойничью» песню должен был исполнять друг Высоцкого и по совместительству исполнитель роли разбойника Фильки Валерий Золотухин. А песня «Купола» в исполнении автора должна была идти в титрах.
Музыку к песням написал Альфред Шнитке, который прекрасно знал Высоцкого, неоднократно бывал в театре на Таганке, где играл Владимир Семёнович.
Митта не зря отказался от песен Высоцкого, на самом деле руководство «Мосфильма» предупредило режиссёра, что прокатная судьба фильма может сильно пострадать. И достаточно того, что Высоцкого уже разрешили снимать в этой картине.
Ради роли арапа Высоцкому пришлось ежедневно наносить едкий грим. Чёрная вакса, которую обильно наносили на лицо и кисти рук, не только раздражала кожу, но и въедалась так, что Высоцкому приходилось отдирать её с кровью и чуть ли не вместе с кожей.
Зато последнее слово в выборе партнёрши предоставили самому Владимиру Семёновичу. И из всех претенденток он выбрал на роль Наташи Ртищевой молоденькую студентку Горьковского театрального училища Ирину Мазуркевич. Скромная и обаятельная Ира Мазуркевич расположила к себе не только Высоцкого, но и актёра Семёна Морозова, сыгравшего ленивого и нерадивого гардемарина Михайлу Говорова.
Поэтому последний не играл, а изображал подлинные чувства: Морозов прыгал вокруг неё, сам выполнял трюки, отказывался от дублёров, всеми силами стараясь произвести впечатление на избранницу. Но Мазуркевич, как и её героине, нравился Высоцкий, и это было взаимно.
Отставленный Семён Морозов случайно увидел в гостинице «Юрмала», где жил Высоцкий, красивую девушку. Он пытался с ней заигрывать и кокетничать, но и тут ему не повезло. А через пару дней он узнал, что прекрасную незнакомку зовут Марина Влади.
Женя Митта, тринадцатилетний сын Александра Митты попал в кино «по блату». Он уговорил отца и тот доверил ему роль Ванечки Ртищева. За этот «блат» Евгений Митта расплатился сполна: в сцене, где секут розгами непослушного ученика, этим учеником отец-режиссёр назначил сына. Позже Евгений Митта рассказывал, смеясь, что розги были настоящие и «отец оттянулся за всё своё демократическое воспитание». Окунувшись в настоящего кино, Женя навсегда распрощался с ним. И стал художником.
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Фильм, из-за которого поссорились Владимир Высоцкий и Александр Митта
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» — лента, из-за которой поссорились актер Владимир Высоцкий и режиссер Александр Митта. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Когда-то Петру I подарили привезенного из Африки мальчонку. Смышленый Ибрагим Ганнибал — арап, как тогда в России называли темнокожих людей, — жил при дворе воспитанником, изучал науки, а после прошел обучение во Франции. Там он успел стать участником парижских скандалов, после которых его выслали обратно в Россию. Вернувшись, он демонстрирует незаурядный талант инженера и влюбляется в дочь боярина Гаврилы Ртищева Наталью. Девушка относится к экзотическому незнакомцу с опаской и даже падает в обморок после его предложения выйти замуж. Но на этом браке настаивает и сам Петр I. Ибрагим не желает принуждать Наталью и отказывается от помощи царя, за что попадает в немилость.
Пока Ганнибал пытается устроить судьбу девушки, считая, что она любит юнца Михаила Говорова, Наталья успевает разглядеть в Ибрагиме благородство и красоту. Теперь ее сердце трепещет при упоминании о нем. Но как вернуть милость царя, прогневавшегося на всю ее семью и угрожающего Ртищевым высылкой?
Как в зеркале
Сценаристы Валерий Фрид и Юлий Дунский к середине 1970-х успели поработать с режиссером Александром Миттой. В 1969 г. на экраны вышла трагикомедия «Гори, гори, моя звезда». К его идее создать гротескную ленту с сатирическим посылом на основе неоконченного произведения Пушкина «Арап Петра Великого» литераторы отнеслись с некоторой опаской. Все же фактически Пушкин посвящал его своему прадеду, российскому военному инженеру, который действительно был выходцем из Абиссинии или Камеруна, сыном чернокожего африканского князя. Петр I стал его крестным отцом и вырастил сподвижника своих реформационных намерений, неспособного на предательство и отступничество даже в решении личных вопросов. Митта хотел, чтобы Ибрагим показал норов царю, что не совсем исторически точно. Правда, Пушкин не только вкладывал в литературный образ черты прадеда, но и, по воспоминаниям современников, наделил его собственными личными качествами. Это возлагало на сценаристов еще большую ответственность. Главным в образе Ганнибала было то, что он приближен к высшей власти и одновременно ее игрушка. Так ощущал себя и Пушкин в свой век. Правда, прадед чувствовал это из-за цвета кожи и непризнанного таланта, а поэт — в связи с вечной борьбой власти с его литературным бунтарством. У Митты перед глазами тоже был такой литературный бунтарь — во многом непонятый, во многом непризнанный Владимир Высоцкий. Оба жили в доме № 28 на улице Малой Грузинской в Москве. Задумывая картину, в роли Ганнибала режиссер видел только Владимира Семеновича.
Без заграницы
Высоцкий связывал с ролью большие надежды. Его утвердили не сразу. Формально пробы прошел Александр Кайдановский. Был и соблазн перспектив международного проката фильма. Для этого западные продюсеры предлагали на роль Ганнибала американского темнокожего актера Гарри Белафонте. Но Митта не сомневался и не раздумывал. Как вспоминал сам режиссер, его целью было продемонстрировать всем зрителям то, что давно знала театральная публика: Высоцкий не только бард, не только обладает неоцененным властью поэтическим даром, но и тонко чувствующий актер, способный справиться с классическим репертуаром.
Олег Табаков
Изначально в сценарии роль Петра I проходила вторым планом. Однако, увидев, как работает в кадре театральный актер Алексей Петренко, Митта стал просить сценаристов дописывать для него диалоги и дополнительные сцены. В результате обещанный Высоцкому бенефис достался Петренко. Но выяснится это только в конце производства ленты. А пока шли съемки, весь звездный актерский состав — Олег Табаков, Михаил Глузский, Валерий Золотухин, — исполняя роли Павла Ягужинского, шута Балакирева, слуги Фильки, чувствовал себя соучастником создания двухсерийной исторической саги.
Ирина Мазуркевич
Сыграть Наталью Ртищеву выпала честь 16-летней уроженке Мозыря Ирине Мазуркевич. После кинодебюта в картине «Чудо с косичками» (1974) ее снимки остались в актерской базе «Мосфильма». По записанным на их обороте данным ассистенты разыскали девушку. Позже актриса призналась: в те годы она еще не созрела для восприятия поэзии Высоцкого, не была его поклонницей и поэтому в отличие от многих не робела перед ним. Это здорово помогло в парных сценах.
Другое кино
Несомненным художественным достоинством и одновременно причиной неполновесности ленты послужило увлечение Митты в тот период комбинированными спецэффектами и мультипликацией. Многие события просто пересказаны с помощью анимации или интермедий, когда на фоне закадрового голоса актеры замирают в статичных картинках.
Летом 1975 г. в Юрмале, где шли съемки, и павильонах «Мосфильма» выстроили фантастические декорации кораблей. Художники создавали инсталляции географических карт, затейливые интерьеры, чтобы привнести в антураж театральную эстетику. Все эти изобразительные составляющие удались великолепно, но отняли большую долю экранного времени. В середине процесса чиновники дали понять режиссеру, что двух серий не будет. Пришлось все умещать в полтора часа. Многие важные для понимания образа Ганнибала сцены оказались в корзине. Среди веселья и шума Высоцкий со своим персонажем существует, будто сам по себе. Возможно, такое отшельничество и выглядит сегодня запланированным, но это не так. Эпизоды с другими актерами, такими как Табаков и Глузский, смотрятся проходными, не влияющими на сюжет. Лента получилась недосказанной, не цельной. Выигрышной, пожалуй, только для Алексея Петренко, что вполне заслуженно. Но Высоцкий оказался обделен. А когда изменили название с классического «Арап Петра Великого» на «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», актер с обидой говорил: звали на заглавную роль, а в итоге оказался «после царя и запятой». К тому же в картину не вошли две его песни, написанные специально и, казалось бы, утвержденные: «Купола» и «Разбойничья». Александр Митта объяснял это по-разному. То утверждал: произведения запретило начальство. Потом говорил, что лента не дотягивала до песен, поэт задал слишком высокую планку. Владимир Семенович во время концерта в МГУ 15 декабря 1978 г. сетовал: «У меня особые счеты с «Арапом», меня приглашали сниматься совсем в другом кино. А вышло, втравили в авантюру и сделали какую-то полуоперетту. Все это задумывалось серьезнее».
Режиссер не скрывал: до съемок они с актером были товарищами, а после стали просто знакомыми. Удачно совместить гротескные, нестандартные художественные замыслы, не заглушая ими фееричную актерскую игру, Александру Митте удалось в фильме «Сказка странствий» (1983) с Андреем Мироновым в главной роли. Высоцкого тогда уже не было в живых. Двухсерийная версия ленты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» была смонтирована, но не сохранилась. А жаль. Возможно, в истории осталось бы совсем другое кино.
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Олега Меньшикова?
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных детских фильмов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Евгением Стебловым по одному кадру!
Актёрские байки: Александр Абдулов
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
Кем на самом деле был Ибрагим Ганнибал, почему режиссёр отказал иностранному актёру и как дважды не повезло Семёну Морозову.
Режиссёр Александр Митта снял фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» по мотивам неоконченного исторического романа «Арап Петра Великого». Главным героем произведения был прадед поэта — российский военный инженер эфиопского происхождения Ибрагим Ганнибал. При написании романа Пушкин опирался на многотомный сборник исторических преданий и анекдотов Ивана Голикова под названием «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Биографии Ганнибала было уделено не очень много внимания — в ней вообще остаётся много белых пятен, поэтому Пушкину пришлось дописать и романтизировать события, которые происходили с его прадедом.
www.сyclowiki.org
Пётр I действительно ради забавы взял на воспитание двух мальчиков-арапов, которых привез ему из поездки в Константинополь один из дипломатов. Братьев назвали Ибрагим и Алексей, научили русскому языку и крестили по русскому обычаю. Сообразительный и авантюрный Ибрагим стал не только любимцем царя, но и его секретарём и ординарцем. Его отправили учиться в инженерную школу в Париже, он принимал участие в военных действиях в Европе, дослужился до капитана, а по возвращении в Россию поступил командующим бомбардирской роты в Преображенский полк.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
После смерти Петра фаворит был сослан в Тобольск, но при воцарении Елизаветы его дела снова пошли в гору — Ганнибалу пожаловали несколько имений, назначили комендантом Ревеля, управляющим Инженерным корпусом и руководящим военным и городским строительством в Кронштадте. Был отправлен в отставку в высоком чине генерал-аншефа. Ганнибал был дважды женат — на гречанке Евдокии Диопер и немке Христине-Регине фон Шеберг, причём, одно время был двоежёнцем… Так что никакой романтичной истории на балу, показанной фильме, на самом деле не было.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Александр Митта решил снимать фильм сразу «под Высоцкого», но во время подготовки на него вышел французский продюсер и сказал, что в этой роли очень хочет сняться американский темнокожий певец и актёр Гарри Белафонте. Он был настолько уверен, что советский режиссёр согласиться на это предложение, что уже потратил деньги на перевод сценария и назначил Белафонте гонорар. К его удивлению Митта сказал, что Ибрагим — русский интеллигент, и никакой иностранец не сможет этого передать… Идея с участием Владимира Высоцкого не нравилась никому, кроме Митты и самого Высоцкого, который очень хотел сыграть такого необычного человека. Актёр потом вспоминал, что сложнее всего в этой роли было снимать грим — чёрная вакса въедалась в кожу, и он оттирал её чуть ли не до крови…
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Владимиру Высоцкому предоставили решающее слово в выборе актрисы на роль возлюбленной Ганнибала. Он выбрал студентку Горьковского театрального училища Ирину Мазуркевич, у которой была всего одна полудетская работа в кино. Юная актриса покорила сердце не только Высоцкого, но и Семёна Морозова, который играл гардемарина Говорова. Он всеми силами старался произвести впечатление на девушку — отказывался от каскадеров, сам делал все трюки, рисковал собой, но понял, что она очарована Высоцким и это взаимно… Тогда он переключился на прекрасную незнакомку, которую встретил в гостинице. Пару дней с ней кокетничал, а потом выяснил, и тут ему не повезло — незнакомкой оказалась Марина Влади.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Два актёра получили роли по блату. Юного дворянина Ваню Ртищева сыграл Евгений Митта — тринадцатилетний сын режиссёра. Когда встал вопрос, кого арап будет сечь розгами — Митта-старший ни секунды не сомневался… Потом Евгений смеялся, что на этой сцене «отец оттянулся за всё своё демократическое воспитание» — пару ударов были самые настоящие. Становиться актёром мальчик перехотел и в будущем стал художником. Вторым «блатным» стал сын Марины Влади — Владимир Бруйе, который сыграл в крошечном эпизоде.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Долго не могли подобрать актёра на роль Петра Великого. В конце концов Александр Митта утвердил Алексея Петренко, который уже несколько лет снимался в многострадальной неоднократно запрещенной «Агонии». Изначально роль Петра была эпизодической, но специально под актёра её дописали, а чтобы вписаться в хронометраж — сократили сцены Ганнибала… Из-за этого у Митты и Высоцкого, которые работали в полном согласии и взаимопонимании, случился первый конфликт.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Второй раз они бурно выясняли отношения после того, как режиссёр не поставил в фильм песни в исполнении Высоцкого. Специально для съёмок бард написал песни «Разбойничья» и «Купола». В фильме они так и не прозвучали, хотя сначала была договорённость, что «Купола» прозвучат на титрах, а «Разбойничью» споёт Валерий Золотухин. Но Митту аккуратно предупредили, что песни осложнят прокатную судьбу фильму, поэтому он был вынужден отказать Высоцкому.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Александр Митта снял материала на две серии, но уговорить худсовет пропустить фильм в таком виде ему не удалось. По настоянию Госкино режиссёр сильно перемонтировал работу, был вынужден выкинуть несколько значимых драматичных сцен, а кроме того его попросили поменять название, чтобы у получившейся комедии не было ассоциаций с произведением Пушкина. Так «Арап Петра Великого» стал «Сказом про то, как царь Пётр арапа женил». Потом Высоцкий говорил, что был в фильме на первом месте, а стал на третьем после запятой… Признавая все заслуги яркого комедийного фильма, он не считал роль Ганнибала своей интересной работой. Митта тоже не был доволен результатом — он снимал трагикомедию по произведению Пушкина, а получилась динамичная комедия «по мотивам».
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Фильм вызвал неоднозначную реакцию критики. Писатель Михаил Шолохов даже написал гневное письмо Леониду Брежневу, в котором называл «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» высмеиванием русской истории и принижением заслуг Петра I. Зато зрители приняли фильм хорошо — его посмотрели около 36 миллионов зрителей, десятки стран закупили к прокату, а вот американцы отказались — в Штатах реакция на белого актёра, который играл чернокожего героя могла быть непредсказуемой.