Арапетская икона божией матери в чем помогает
АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Арапетская (Аравийская) икона Божией Матери |
Арапетская, Аравийская, «О Всепетая Мати», икона Божией Матери, одна из древнейших икон Божией Матери
Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых. ». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская».
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
Икона Богоматери «О Всепетая Мати». Москва (?), XVIII в. |
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.
В календаре Русской Православной Церкви 6 сентября отмечается память Арапетской (Аравийской) иконы Божией Матери [2], эта же память есть в календаре РПЦЗ [3].
Отдельная память иконы «О Всепетая Мати» под 6 октября есть в «зеленой» Минее, Настольной книге священнослужителя и календаре РПЦЗ [4], в современном календаре Русской Православной Церкви этой памяти нет.
21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о прославлении иконы Пресвятой Богородицы «О Всепетая Мати», находящейся в Благовещенском мужском монастыре г. Нежина, с установлением памяти 6 октября [5].
АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Арапетская (Аравийская) икона Божией Матери |
Арапетская, Аравийская, «О Всепетая Мати», икона Божией Матери, одна из древнейших икон Божией Матери
Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых. ». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская».
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
Икона Богоматери «О Всепетая Мати». Москва (?), XVIII в. |
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.
В календаре Русской Православной Церкви 6 сентября отмечается память Арапетской (Аравийской) иконы Божией Матери [2], эта же память есть в календаре РПЦЗ [3].
Отдельная память иконы «О Всепетая Мати» под 6 октября есть в «зеленой» Минее, Настольной книге священнослужителя и календаре РПЦЗ [4], в современном календаре Русской Православной Церкви этой памяти нет.
21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о прославлении иконы Пресвятой Богородицы «О Всепетая Мати», находящейся в Благовещенском мужском монастыре г. Нежина, с установлением памяти 6 октября [5].
АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Арапетская (Аравийская) икона Божией Матери |
Арапетская, Аравийская, «О Всепетая Мати», икона Божией Матери, одна из древнейших икон Божией Матери
Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых. ». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская».
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
Икона Богоматери «О Всепетая Мати». Москва (?), XVIII в. |
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.
В календаре Русской Православной Церкви 6 сентября отмечается память Арапетской (Аравийской) иконы Божией Матери [2], эта же память есть в календаре РПЦЗ [3].
Отдельная память иконы «О Всепетая Мати» под 6 октября есть в «зеленой» Минее, Настольной книге священнослужителя и календаре РПЦЗ [4], в современном календаре Русской Православной Церкви этой памяти нет.
21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о прославлении иконы Пресвятой Богородицы «О Всепетая Мати», находящейся в Благовещенском мужском монастыре г. Нежина, с установлением памяти 6 октября [5].
Икона Божией Матери «Арапетская»
Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.
Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых. ». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери.
Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
История Арапетской иконы Божией Матери и в чем помогает образ, молитва
За время существования христианства написано большое количество образов с ликом Божией Матери. Первое изображение Богородичного лика принадлежит евангелисту Луке. Иконография насчитывает около 700 различных икон с образом Богородицы. Среди них есть и малоизвестные, но не менее чудотворные иконы. Одним из таких образов является икона с изображением Божией Матери, называемая Арапетской или Аравийской.
История создания Арапетской иконы Божией Матери
Арапетская икона является одним из самых старинных изображений Божией Матери. Но, кроме наименования, другие данные об иконе отсутствуют, информации о времени и месте ее появления не сохранилось. Существует несколько версий происхождения святого образа.
По одной из них, временем появления иконы считают IV век, даже называется определенный год – 301. Другая версия гласит, что данный Богородичный лик появился гораздо раньше – в I веке, во время путешествия святого апостола Фомы по Индии с проповедью евангельского учения.
У данного изображения святого лика есть еще одно, более известное наименование – «О Всепетая Мати». Такое название святой лик получил из-за слов, выведенных на церковнославянском языке по краю отделки мафория Небесной Царицы «О Всепетая Мати рождшая всех святых…». Данная фраза принадлежат 13 кондаку Великого Акафиста, а «Всепетая» переводится как «прославляемая всеми».
Богородичный лик «О Всепетая Мати» можно увидеть среди образов Сийского иконописного подлинника, составленного еще XVI-XVII веках.
Причем встречается несколько названий данной иконы. На одних изображениях она называется Арабской, на других – Аравийской.
Арапетский лик Богородицы относится к одному из самых распространенных иконографических типов – Одигитрия (Путеводительница).
Богоматерь на нем изображена по пояс, развернувшись на три четверти. Обеими ладонями Богородица поддерживает Святого Младенца, расположив их на одном уровне с предплечьями Иисуса Христа.
Руки Спасителя (полностью видна лишь левая, у правой заметна лишь кисть) приподняты, находятся на груди Святой Марии.
Особенно необычно выглядит облачение Богоматери:
Встречаются изображения, на которых голову Богородицы венчает широкий царский венец.
Верхняя часть туловища и ножки Спасителя оголены. Святой Младенец изображен в одном набедренном плате и гиматии. Одеяние Иисуса исполнено в редкой, неповторимой «облачной» форме, словно обволакивая, поддерживая и скрывая Святого Младенца.
Из-за того, что на Арапетской иконе имеются слова из акафиста, Богородичный лик часто располагают между сложносоставными святынями под названием «Акафистная». По этой причине некоторые верующие иногда по ошибке называют образ «О Всепетая Мати» Акафистным.
Значение и почитание в православии
В русской иконописи об этом типе иконографии стало известно с XVII века. Причем ее появление не имело отношения к какой-то определенной святыне. Образ был предназначен для символического прочтения гимнографического текста.
Но, несмотря на то, что Арапетское изображение Богоматери входило в перечень чудотворных Богородичных икон, день празднования иконы в православных месяцесловах, составленных в XIX веке, отсутствовал.
Почитание иконы «О Всепетая Мати» Православная церковь стала отмечать не так давно. Дата празднования чудотворного образа по календарю РПЦ выпадает на 19 сентября по новому стилю (6 сентября по старому календарю).
День памяти Арапетского святого образа внесен и в календарь РПЦЗ, но на 6 октября (19 октября по новому стилю). На этот же день установлено чествование Аравийской иконы Украинской Православной церковью.
О чем просят перед образом
Арапетская икона, как и любой Богородичный лик, обладает чудодейственной силой. Аравийский образ Царицы Небесной помогает больным и страждущим.
Но к святому образу «О Всепетая Мати» обращаются не только при возникновении каких-либо проблем. Перед Аравийским святым ликом принято восхвалять Богородицу и благодарить за помощь и защиту. Известно много случаев, когда чудеса происходили не по просьбе молящегося, а по смирению и принятию всего случившегося в жизни.
Главное – верить и искренне молиться. Божия Матерь способна заглянуть в душу и сердце каждого, указав истинный путь.
Где найти святой образ
Икону Богоматери «О Всепетая Мати» можно увидеть в Благовещенском мужском монастыре г. Нежина.
Еще один список святого образа находится в Третьяковской галерее. Но Третьяковская икона немного отличается от Благовещенского образа. На голове Марии отсутствует венец, и Младенец находится с левой стороны, что встречается довольно редко.
Текст молитвы перед иконой
В молитвослове отсутствует специальная молитва, предназначенная для чтения перед Арапетской святыней. Перед святым образом «О Всепетая Мати» читается 13 кондак Великого Акафиста.
Молитвенный текст звучит следующим образом:
«О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа».
«О всепетая (т. е. воспеваемая всеми) Мати, родившая Слово, святейшее всех святых! Приняв нынешнее приношение (т. е. данную молитву – акафистное пение), избавь от всякой напасти и изыми от будущей муки всех, Тебе восклицающих: Аллилуиа».