Аравия что это такое
АРАВИЯ
Полезное
Смотреть что такое «АРАВИЯ» в других словарях:
АРАВИЯ — от евр. areb, пустыня. Большой полуостров в Азии, пустынный по средине и населенный только по берегам. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
аравия — сущ., кол во синонимов: 1 • полуостров (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аравия — известна в Библии под двумя названиями: а) «земля восточная» (евр. Эрец Кедем) (Быт. 25:6); «Восток» (евр. Кедем; русский перевод восточный. Быт. 10:30; Чис. 23:7), и «земля сынов Востока» (Быт. 29:1). Ее народ называется «восточным», «сынами… … Словарь библейских имен
Аравия — (пустынная, бесплодная страна) (3Цар.10:15 ), называемая туземцами Аравийским полуостровом, находится в западной Азии к ю. и ю. з. от Иудеи. Протяжение оной от с. к ю. 1,500 англ. миль, а от в. к з. 1,200 англ. миль; граничит на с. Сириею, на в.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Аравия — I (обитателями страны называется Джезирет эль Араб, т. е. Аравийский остров; турки и персияне называют ее Арабистан) представляет обширный юго западный полуостров Азии, отделяемый от азиатского материка Персидским заливом как частью Индийского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Аравия — Ар’авия (3Цар.10:15 ; 2Пар.9:14 ; Пс.71:15 ; Ис.21:13 ; Иер.25:24 ; Гал.1:17 ; Гал.4:25 ) огромное, большей частью пустынное пространство южнее Сирийской пустыни, включающее в себя весь Аравийский полуостров и весь Синайский полуостров. Западная… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Аравия — Ар’авия (3Цар.10:15 ; 2Пар.9:14 ; Пс.71:15 ; Ис.21:13 ; Иер.25:24 ; Гал.1:17 ; Гал.4:25 ) огромное, большей частью пустынное пространство южнее Сирийской пустыни, включающее в себя весь Аравийский полуостров и весь Синайский полуостров. Западная… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Аравия — огромный, густонаселенный полуостров, между Красным морем и Персидским заливом. В древности страну разделяли на три самостоятельные части: на Каменистую Аравию, представляющую из себя местность, покрытую массами гранитных пород. В этой… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
АРАВИЯ
[Араб. — Остров арабов, евр. , , греч. ̓Αραβία], полуостров на юго-западе Евразии, центр формирования араб. этноса.
Древняя история
А. в Свящ. Писании
Сев.-зап. арабы были, напротив, враждебны Иудее. Арабы-меуниты в союзе с Аммоном и Моавом воевали против Иосафата (2 Пар 20. 1-2). В сер. IX в. до Р. Х. сев.-зап. арабы, соседи заиорданских «кушитов», вместе с филистимлянами воевали против иудейского царя Иорама (2 Пар 21. 16). В 1-й пол. VIII в. до Р. Х. иудейский царь Озия воевал против тех же народов (2 Пар 26. 6-7). Ок. 445 г. до Р. Х. царь Гешем Аравитянин вместе с правителями Самарии и Аммона пытался сорвать строительство стен, предпринятое Неемией в Иерусалиме (Неем 2. 19; 4; 6). Небольшое араб. племя заведеев, обитавшее в районе Дамаска, и его правитель «Завдиил Аравитянин» упоминаются в Первой книге Маккавейской (11. 16; 12. 31) при описании событий II в. до Р. Х. В эпоху Маккавеев араб. Набатейское царство выступало как союзник Иудеи (1 Макк 5. 25, 39; 9. 35; 2 Макк 5. 8), в то время как кочевые арабы Синая были покорены Иудой Маккавеем (2 Макк 12. 10-12). Об А. есть пророчества у Исаии (21. 13-17) и у Иеремии (25. 23-24). Свящ. Писание неоднократно упоминает мудрость жителей А. (Авд 8; Иер 49. 7; 3 Цар 4. 29-31).
Лит.: Hitti P. K. History of the Arabs, from the Earliest Times to the Present. N. Y., 1970; Irvine A. K. The Arabs and Ethiopians // Peoples of Old Testament Times / Ed. D. J. Wiseman. Oxf., 1973. P. 287-311; Eph’al I. The Ancient Arabs: Nomads on the Borders of the Fertile Crescent, 9th-5th Centuries B.C. Jerusalem, 1982; Knauf E. A. Ismael: Untersuchungen zur Geschichte Palästinas und Nordarabiens im 1. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1985.
Арав. доисламские верования
До возникновения ислама (VII в. по Р. Х.) подавляющее большинство населения А. придерживалось разнообразных языческих верований, не составлявших единой религии. Распространение иудаизма и христианства в нек-рых городах и оазисах, а также среди кочевников в первых веках по Р. Х. не изменило общей картины: в целом А. до Мухаммада оставалась политеистической. При этом религ. ситуация в различных регионах полуострова отличалась значительным своеобразием. Создатели высокоразвитой самобытной цивилизации, сформировавшейся на рубеже II-I тыс. до Р. Х. в юго-зап. части А. (Йемена), исповедовали особую религию со своим пантеоном и культом, к-рая имела свою разновидность в каждом из древнейеменских гос-в. Подданные Набатейского царства, обитатели Пальмиры, жители северомесопотамского г. Хатра, писавшие на арам. языке, но говорившие по преимуществу на североарав. диалектах, были приверженцами синкретических верований, в к-рых поклонение местным арав. божествам сочеталось с древними переднеазиатскими, эллинистическими, иран. и проч. культами. Сведения о языческих верованиях земледельцев и кочевников внутренних областей А. фрагментарны и рассеяны в основном по 2 группам источников: памятникам североарав. эпиграфики (деданские, лихьянские, сафаитские, самудские, хасаитские и проч. надписи) и средневек. сочинениям мусульм. авторов, к-рые писали о верованиях и обрядах времен ал-джахилий («неведения»). Дополнением к ним служат скупые сообщения ассир., античных и визант. источников. Полный список божеств можно воссоздать лишь для определенных периодов и отдельных мест (напр., для оазиса Тайма в V-IV вв. до Р. Х.), однако их функции, родственные взаимоотношения, связанные с ними культы и ритуалы, за редкими исключениями, остаются неизвестными. Что касается общей древней арав. мифологии, то само ее существование остается под вопросом. Так, почти безраздельно господствовавшая в нач.- сер. XX в. в арабистике и семитологии концепция Д. Нильсена об астральной триаде в наст. время отвергается большинством специалистов.
Аравия до возникновения ислама
Аравия до возникновения ислама
Члены религиозно-племенного объединения самудян ( , šrkt Tmwdw), судя по набейско-греч. билингве из Эр-Раввафы, находившейся на территории покоренной римлянами Набатеи, придерживались имп. культа, почитая в своем храме Марка Аврелия и Луция Вера.
Магическая формула «Вадд-отец» (wd’b), часто встречающаяся в древнеарав. эпиграфике, указывает, что поклонение этому божеству было распространено по всей территории полуострова. Один из его культовых центров просуществовал в оазисе Думат-эль-Джандаль до прихода ислама.
Христианство в А.
Начало распространения христианства в А. приходится на сер. IV в. Новая религия проникала в А. по 3 основным направлениям: с территории вост. провинций Римской империи в сев. часть полуострова (от границ империи до Ср. Месопотамии); из Ирана, гл. обр. через христ. общины Месопотамии, на острова Персидского зал. и в области, лежащие на его Аравийском побережье; наконец, благодаря транзитной торговле по Красному м. через Химьяритское царство на юге. В результате на полуострове образовалось 3 самостоятельных, непосредственно друг с другом не связанных очага христианства. Различной была и их историческая судьба.
Христианство у сев. рубежей А.
Одновременно с христианизацией бедуинских вождей принятие новой веры арабами происходило «снизу». Значительную роль в этом сыграл св. Симеон Столпник, приобретший в сер. V в. особенный авторитет среди арабов из племенного союза Лахмидов.
К кон. V в. в сферу влияния Византии попадает племенной союз Гассанидов, к-рый разгромил вождей Салихидов и взял под контроль араб. племена визант. пограничья. Тогда же происходит обращение племени гассан в христианство. Самым ярким представителем династии Гассанидов был аль-Харис ибн Джабала (ок. 528-569), филарх арабов Палестины и патрикий Византийской империи. В то же время Гассаниды отнюдь не были визант. марионетками: их цари проводили свой курс и отстаивали собственные интересы, в т. ч. и в религ. сфере. Господствующим направлением христианства среди кочевавших у границ Византии арабов стало гонимое в империи монофизитство, что объясняется как желанием гассанидских правителей и подвластных им вождей отстоять свою самобытность в духовной сфере, так и влиянием сирийцев, этнически родственных арабам и в VI в. в большинстве также сочувствовавших монофизитам. Заслуживает внимания предположение исследователя Н. В. Пигулевской о существовании сиро-араб. койне, на к-ром представители этих народов общались друг с другом. Особым покровительством царя аль-Хариса ибн Джабалы пользовался еп. Иаков Барадей, основатель сир. Яковитской Церкви. Именно догматические, а по существу этнополитические противоречия между Византией и Гассанидами привели к свержению в 581 г. последнего правителя из этой династии аль-Мунзира ибн аль-Хариса и к распаду его царства. Прошло всего неск. десятилетий, и империи пришлось в полной мере ощутить последствия своей недальновидной и негибкой политики в отношении арабов: в 30-х гг. VII в. отсутствие союзного Византии араб. гос-ва у границ Сирии и Палестины существенно облегчило мусульманам завоевание этих областей (см. Арабские завоевания).
Столица царства Лахмидов г. Хира (совр. Юго-Зап. Ирак) в V в. стал крупнейшим центром христианства в Сев. А., несмотря на негативное отношение нек-рых лахмидских царей-язычников к этой религии. Здесь сталкивались интересы месопотамских общин несториан, монофизитов и православных. Еще во 2-й пол. IV в. мон-рь в окрестностях Хиры заложил несторианский святой Абд Йашу. В нач. V в. епископом этого города был страстный апологет монофизитства Симеон Бет-Аршамский. Христианство исповедовали лахмидские цари Амр ибн аль-Мунзир (554-569/70) и ан-Нуман III (580-602).
Христианство на островах и Аравийском побережье Персидского зал.
Лит.: Jamme A. Le panthéon sud-arabe préislamique // Le Muséon. 1947. T. 60. Р. 57-147; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 219-335; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964; Ryckmans G. Les religions arabes préislamiques. Louvain, 1951; idem. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique // L’Oriente cristiano nella storia della civiltà. R.; Firenze, 1963. P. 413-453; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в. // ППС. 1961. Вып. 8 (71). С. 118-124; он же. «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране // ВДИ. 1975. № 2. С. 124-131; Fahd T. Le panthéon de l’Arabie centrale à la veille de l’Hégire. P., 1968; Fiey J. Diocèses syriens orientaux du Golfe Persique // Mémorial Mgr Gabriel Khouri-Sarkis. Louvain, 1968. P. 177-219; Höfner M. Die vorislamischen Religionen Arabiens // Die Religionen Altsyriens, Altarabiens und der Mandäer / Hrsg. von H. Gese, M. Höfner, K. Rudolph. Stuttg., 1970. S. 233-402; Геродот. История. Л., 1972; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L., 1979; Beaucamp J., Robin Chr. J. Le christianisme dans la péninsule Arabique d’après l’épigraphie et l’archéologie // Hommages à P. Lemerle. P., 1981. P. 45-61; idem. L’évêché nestorien de Mašma hig dans l’archipel d’al-Bahrayn // Dilmun: New Studies in the Archaeology and Early History of Bahrain / Ed. D. Potts. B., 1983. P. 171-196; Lundin A. G. Die arabischen Göttinnen Ruda und al-‘ Uzza // Al-Hudhud: Festschrift M. Höfner zum 80. Geburtstag / Hrsg. von R. G. Stiegner. Graz, 1981. S. 211-223; Al-Ansary A. R. Qaryat al-Fau: A Portrait of Pre-Islamic Civilisation in Saudi Arabia. Riyadh, 1982; Ryckmans J. Biblical and Old South Arabian Institutions: Some Parallels // Arabian and Islamic Studies presented to R. B. Sejeant. L.; N. Y., 1983. P. 14-25; Beeston A. F. L. The Religions of Pre-Islamic Yemen // L’Arabie du Sud, histoire et civilisation / Ed. J. Chelhod. P., 1984. Vol. 1. P. 259-269; Shahid I. Byzantium and the Arabs in the IVth Century. Wash., 1984; idem. Byzantium and the Arabs in the Vth Century. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the VIth Century. Wash., 1991; Французов С. А. Этноконфессиональные процессы в доисламской Аравии: религиозно-племенные общности хумс, хилла и тулс // СЭ. 1986. № 3. С. 47-57; он же. Коранический стих в языческой клятве// Восток. 1993. № 3. С. 5-13; он же. Три легенды об обращении в ислам хадрамаутских язычников // Петербургское востоковедение. СПб., 1994. Вып. 5. С. 306-332; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985; Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1: Ислам в Аравии, 570-633. М., 1989; Robin Chr. J. Du paganisme au monothéisme // L’Arabie antique de Karib’оl à Mahomet. Aix-en-Provence, 1991. P. 147-152; idem. Sheba II: Dans les inscriptions d’Arabie du Sud // Dictionnaire de la Bible. P., 1996. Suppl. Col. 1141-1143, 1189-1193; Bron Fr. Los dios y el culto de los Árabes preislámicos // Mitología y religión del Oriente Antiguo. Vol. 2 / 2: Semitas Occidentales // Obra colectiva / Ed. por G. Del Olmo Lete. Barcelona, 1995. P. 413-447; King G. R. D. A Nestorian Monastic Settlement on the Island of Sir Bani Yas, Abu Dhabi // Bull. of the School of Oriental and African Studies. 1997. T. 60. P. 221-235; Macdonald M. C. A., Nehmé L. Al-‘ Uzza // EI. 2000. Vol. 10. P. 967-968.
АРАВИЯ
Смотреть что такое АРАВИЯ в других словарях:
АРАВИЯ
I(обитателями страны называется Джезирет-эль-Араб, т. е. Аравийский остров; турки и персияне называют ее Арабистан) — представляет обширный юго-западны. смотреть
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ (лат. Arabia), римская провинция в Зап. Азии; образована в 106 н. э. в результате завоевания имп. Траяном терр. Набатейского царства. При Диок. смотреть
АРАВИЯ
(пустынная, бесплодная страна) (3Цар.10:15 ), называемая туземцами Аравийским полуостровом, находится в западной Азии к ю. и ю.-з. от Иудеи. Протяжение. смотреть
АРАВИЯ
известна в Библии под двумя названиями: а) «земля восточная» (евр. Эрец-Кедем) (Быт. 25:6); «Восток» (евр. Кедем; русский перевод — восточный. Быт. 10:30; Чис. 23:7), и «земля сынов Востока» (Быт. 29:1). Ее народ называется «восточным», «сынами Востока» и т.п. (Суд. 7:12; Иез. 25:4). б) «Аравия» от слова араб, т. е. житель пустыни или степной житель (2 Пар. 9:14; Ис. 21:13; Иез. 27:21). Эти названия, может быть, не обозначали всей Аравии, но только несколько ее племен, вместе с землей, которую они населяли. Аравия делится на три части: собственно Аравия, северная Аравия и горная (каменистая) Аравия. — Собственно Аравия или Аравийский полуостров находится в юго-западной части Азии, между Персидским заливом и Евфратом на востоке и Чермным морем на западе. На юге эта страна омывается Индийским океаном, а на севере не имеет определенной границы, сливаясь с Сирийской пустыней. Аравия очень обширна: ее протяжение с севера на юг равно 2700 км и с востока на запад 1000 км. Количество населения неопределенно. Внутри полуостров представляет частью возвышенность Неджед, родину знаменитых арабских лошадей, частью раскаленную пустыню, где кочевники пасут свои стада на скудных пастбищах, где вырастает трава после сильных периодических дождей. Между Неджедом и Чермным морем расположена плодородная горная страна Геджас с двумя священными для магометан городами, Меккой и Мединой. Южнее Геджаса расположена прибрежная страна Йемен, богатая водой. Южная береговая полоса Гадрамаут — родина ладана, смирны и бальзама. Самый восточный мыс Аравии, Оман, представляет горную страну с торговым городом Маскатом. Собственно Аравия называлась «счастливой Аравией»; это название произошло от непонимания значения слова Йемен, которое обозначает (землю) направо, в противоположность Шам (земля) налево, т. е. Сирия. Названия эти были даны, вероятно, потому, что арабы, совершая молитвы в Мекке, обращаются лицом к востоку, и тогда Сирия расположена от них налево. От собственно Аравии надо отличать Аравийскую пустыню, или северную Аравию, являющуюся ее продолжением. Это обширное пространство, расположенное между Галаадом на западе и Евфратом на востоке, населено бедуинами, которые кочуют там таким же образом, как некогда древние измаильтяне и сыны Кидара. Это сухая и очень жаркая песчанная пустыня, где изредка встречается пальма, близ источника с соленоватой водой. Это та Аравия, которую посетил ап. Павел (Гал. 1:17). Наконец Горная Аравия — область на северо-западной границе Аравийского полуострова, заключающая гористый Синайский полуостров и Иудейскую пустыню. Может быть, эта часть Аравии получила название горной ( Petroea) от города Петры. См. «Села 2». Это пространство было заселено с древнейших времеч хорреями, потом идумечми, амаликитянами и другими племенами. Несмотря на то, что это наименьшая из трех частей Аравии, — она более всех богата священными воспоминаниями. Здесь были расположены Кадес-Варни, Вирсавия, Герар и множество других мест, известных со времен патриархов Здесь, на Хориве, Моисей видел горящий терновый куст, и Илия ощущал веяние тихого ветра (3 Цар. 19: 2); здесь в течение 40 лет странствовали израильтяне. Аравия в начале населялась различными племенами, м. б. хамитского или семитского происхождения: потомками Иоктана, Хуша, Авраама со стороны Хеттуры, Измаила, Исава и Лота. Народы эти не особенно отличались друг от друга и со временем смешались (Быт. 10:7; 25:2-15; 27; 36). Никакие рассказы древних о племенах Аравии не подтверждаются так преданиями самих арабов, как подтверждаются ими рассказы Библии Потомки Хуша и Иоктана жили в южной части, а измаильтяне, агаряне и идумеяне населяли северную часть Аравии. Конечно, теперь, по прошествии 40 столетий, невозможно различить следы предков многочисленных арабских племен. Все эти племена со своими различными преданиями и обычаями проводят жизнь в постоянной вражде с соседями, но все же составляют единый народ, отличающийся от других народов. Единственное различие между ними то, что одни живут в городах, напр., в южной части Аравии, другие же, так называемые бедуины, ведут кочевой образ жизни, питаясь от своих стад, а иногда грабежом и разбоем. Каждое племя разделено на роды, которые управляются шейхом, или родоначальником. В древнее время арабы были идолопоклонниками: они поклонялись небесным светилам и разным священным предметам, как, напр., упавшему с неба черному камню в Мекке, вероятно метеору. В настоящее время они номинально — магометане, хотя эта религия имеет на них мало влияния. Отделенные от других народов и по большей части свободные от чужеземного гнета, арабы придерживаются старинных обычаев, исследование которых бросает свет на библейское повествование. Они сохранили в чистоте древний язык и, так как он родственен еврейскому, то является весьма ценным для изучения Ветхого Завета. смотреть
АРАВИЯ
АРАВИЯ
• Arabia, ή Άραβια, в обширнейшем смысле — полуостров юго-западнее Азии, границы которого составляют: на севере — Сирия и Палестина, на запа. смотреть
АРАВИЯ
Ар’авия (3Цар.10:15 ; 2Пар.9:14 ; Пс.71:15 ; Ис.21:13 ; Иер.25:24 ; Гал.1:17 ; Гал.4:25 ) — огромное, большей частью пустынное пространство южнее Сирий. смотреть
АРАВИЯ
АРАВИЯот евр. areb, пустыня. Большой полуостров в Азии, пустынный по средине и населенный только по берегам.Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших. смотреть
АРАВИЯ
евр. пустыня — северо-западная часть Аравийского полуострова, населенная измаильтянами, потомками Измаила, сына Агари (Быт. 25)Синонимы: полуост. смотреть
АРАВИЯ
АРАВИЯ. См. Турция1. [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был
АРАВИЯ
Ара́вияВаrа Arabu (ma-), Manga (-), Uarabuni ед.;Арави́йский полуо́стров — Umanga ед.
АРАВИЯ
имя собств., сущ. жен. родаАравія
АРАВИЯ
геогрп-в ArábiaСинонимы: полуостров
АРАВИЯ
Rzeczownik Аравия Arabia
АРАВИЯ
Аравияעֲרָב נ’Синонимы: полуостров
АРАВИЯ
Аравия Ара́виядр.-русск., ст.-слав. Аравиѩ (Супр.). Из греч. ‘Αραβία. Аравитя́нин преобразовано из греч. ‘Αραβίτης. Ср. ара́б, ара́п.
АРАВИЯ
АРАВИЯ
др.-русск., ст.-слав. Арави (Супр.). Из греч. ‘. Аравитянин преобразовано из греч. ‘. Ср. араб, арап.
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
(полуостров) Arabia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: полуостров
АРАВИЯ
Варя Вира Раия Риа Рия Ария Аравия Авиа Авар Авария Аир Ява Рая Ваия Вар
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ
АРАВИЯ В III—I ВВ. ДО Н. Э
На протяжении всего эллинистического периода немалую роль в истории Египта и царства Селевкидов играли их взаимоотношения с народами, жившими на южных границах этих государств — в Аравии и Эфиопии. В свою очередь, и эллинистические державы оказывали заметное влияние на экономическое, политическое и культурное развитие арабских и эфиопских племен и царств. Поэтому упадок эллинистических держав и подчинение их римскому господству нашли отражение в истории Аравии и Эфиопии. Начиная с VI в. до н. э. старые рабовладельческие государства Южной Аравии и особенно Саба1 занимают видное место в международной торговле. Из самой Аравии вывозили благовония. Помимо этого южноарабские купцы вели обширную посредническую торговлю: благовония, пряности, драгоценные камни, которые доставлялись из Индии и с сомалийского берега Африки в Средиземноморье, проходили через их руки. Богатства Аравии всегда привлекали к ней внимание эллинистических держав. Александр Македонский организовал несколько морских экспедиций вокруг Аравийского полуострова. Преемники Александра не оставили мысли о подчинении своему влиянию Аравии и установлении контроля над торговыми путями в Индию. Так, Птолемеи неоднократно пытались подчинить своему влиянию побережье Красного моря и северо-западные окраины Аравийской пустыни, а Селевкиды — Персидский залив. Каждая из этих держав стремилась направить основной поток аравийской торговли по тем путям, которые находились под ее контролем. К этому времени южноарабская торговля достигает своего расцвета. Арабские купцы проникают далеко в глубь Средиземноморья. На Делосе сохранились посвящения, сделанные купцами государства Минеев. В Аравию притекает большое количество греческой монеты; южноарабские правители частично надчеканивают, частично имитируют ее: встречаются подражания афинским монетам, позже — видимо, монетам Птолемеев и Селевкидов. Значительные изменения в условиях южноарабской торговли наступают во II в. до н. э. В начале столетия Селевкидам удалось полностью отрезать Египет от Южной Аравии: к 195 г. вся Сирия была завоевана Селевкидами, и все пути южноарабской торговли попали под их контроль. Однако монополия Селевкидов длилась немногим более полустолетия. С середины II в. против Селевкидов выступают парфяне, которые скоро вытесняют их из Месопотамии. При Птолемее VII (145—116) возрождается восточная торговля Египта, причем Птолемеи, отрезанные от сухопутных путей, вынуждены теперь исключительно ориентироваться на море. По Красному морю и Аравийскому заливу устанавливаются регулярные торговые сношения. Открытие в конце П в. до н. э. морского пути из Египта в Индию в дальнейшем подорвало монополию сабейских купцов. Начинается упадок сабейской торговли, большое количество жителей Сабы выселяется за пределы страны. Возможно, что именно в связи с упадком сабейской торговли в конце II в. до н. э. в Южной Аравии происходят значительные политические перемены. Около 115 г. прекращается существование Сабейского государства и власть над Южной Аравией переходит к химьяритам, обитателям крайнего юго-запада Аравии. Примерно в это же время прекращает свое существование царство Катабан. Правители химьяритов называют себя «царями Сабы и Раидана». Повидимому, именно с химьяритскими завоеваниями связана начавшаяся примерно во II—I вв. до н. э. массовая эмиграция населения Южной Аравии в Африку. Ассимиляция пришельцев из Аравии с местным населением положила начало абиссинской народности. Примерно на рубеже нашей эры здесь возникает государство Аксум (впервые оно упоминается в источниках около 70 г. н. э.), из которого позднее развилось Абиссинское государство. С конца II в. до н. э., когда ослабевшие эллинистические державы уже не могли оказывать деятельного сопротивления, усиливается напор арабов-кочевников на земледельческие области Сирии и Междуречья. Южноарабские государства, заинтересованные в поддержании караванной торговли, также продвигаются на север, стремясь подчинить отдельные области своему политическому влиянию. К I в. до н. э. на северо-западе Аравии у племен набатеев образовалось сильное и независимое государство. Столица набатеев Петра стала крупным торговым центром. Позднее в области Дедана, на территории современного Хиджаза, севернее Медины, возникает самостоятельное царство Лихьян. Древнейшие лихьянитские надписи относятся к началу нашей эры. Лихьянитские надписи сделаны алфавитом, который сложился под влиянием минейского, но на языке, почти идентичном классическому арабскому. Фактически это древнейшие памятники собственно арабского языка. В I в. до н. э. торговля Южной Аравии со Средиземноморьем частично приходит в упадок. Ослабление державы Птолемеев в I в. до н. э. имело своим следствием сокращение морской торговли Египта с Аравией и Индией. Новое оживление наступает здесь лишь после превращения Египта в римскую провинцию, в 30 г. до н. э. В Нижнем Двуречье возникает во II в. до н. э. государство Харакена со столицей в Спасину Хараксе. Харакена подчиняет себе часть Двуречья (вплоть до слияния рукава Евфрата с Тигром) и эллинские города по западному берегу Персидского залива, а также некоторые арабские племена. Одно время Харакена владела даже Вавилоном и, может быть, Селевкией на Тигре. Тем не менее Харакена довольно скоро попадает в зависимость от Парфии. Почти с самого начала Спасину Харакс превращается в крупный центр торговли с Южной Аравией и Индией. В город собираются купцы со всех концов Передней Азии. Самые имена царей Харакены показывают смешение самых различных языков и культов — отчетливо прослеживаются вавилонские, персидские, эламские, арабские и эллинистические элементы. смотреть
АРАВИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э
Страна и население Аравийский полуостров, равный по площади четверти Европы, в древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетия до н. э., — как и теперь, представлял в большей своей части волнистое плато, пересеченное руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухие степи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистые пустыни. Лишь местами, в немногочисленных оазисах около источников и колодцев было возможно земледелие. Более значительные пространства, пригодные для обработки, да и то при наличии искусственного орошения, имелись лишь на юго-западе полуострова, на территории современного Йемена. Географы III—II вв. до н. э. делили Аравию на Каменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая часть полуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). Эти части полуострова были различны не только по своей природе, но и по образу жизни населявших их жителей. Население Аравии было довольно однородно в этническом отношении—оно говорило на языках южной ветви семитической группы (наиболее известные современные представители этой ветви — арабский язык и некоторые языки нынешней Эфиопии — Абиссинии), но во многом различалось по своему хозяйственному укладу и уровню общественного развития. Обширные степные пространства (по-арабски—бадия) были населены немногочисленными племенами кочевников (бадауин, откуда происходит слово «бедуин»). Образ жизни бедуинов, как и образ жизни других кочевников, изменялся крайне медленно, так что те данные, которые для первых столетий нашей эры дает так называемая доисламская поэзия арабов, в какой-то мере имеют значение и для характеристики быта бедуинов в I тысячелетии до н. э. Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийского полуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов (дромадеров). Время приручения верблюда человеком неизвестно: хотя изображение человека рядом и верблюдом дошло из Египта еще от времени VI династии, а верблюда с поклажей — от времени XVIII династии, однако первые достоверные известия об отрядах воинов на верблюдах имеются лить от самого конца II тысячелетия до н. э. Верблюд как вьючное животное для караванов не применялся в Передней Азии еще и в начале I тысячелетия до н. э., кроме как у арабов, у которых он имел уже в то время широкое распространение. У аравийских кочевников разведение верблюдов достигло, повидимому, особенного развития и обеспечивало их не только вьючным скотом, но и шерстью и молоком. Где это было возможно, скотоводство дополнялось также примитивным земледелием. Важное место в жизни бедуинов занимала финиковая пальма, использовавшаяся самыми различными способами. Бедуины жили первобытно-общинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени. Высшей формой социальной организации было племя (кабила); племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль — шатер). Родовые связи были чрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. До сих пор бедуин, называя себя, указывает прежде всего название своего племени, а затем уже свое личное имя. В жизни бедуинов играл большую роль обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кро вавых войнах, мстя за убийства. Во главе племен стояли шейха, власть которых была ограничена советом представителей отдельных родов. В начале I тысячелетия до н. а. у арабов были еще сильны пережитки материнского рода. Во главе арабских племен иногда стояли женщины. В ассирийских источниках упоминается арабская «царица» Самсие, приславшая около 720 г. до н. э. дары ассирийскому царю Саргону II, Подчиненные ей племена жили на восточных границах Сирии. Древнейшие рабовладельческие общества Южной Аравии. На юге Аравии развилось ирригационное земледелие и сложились древнейшие рабовладельческие государства. Здесь, главным образом на территории Йемена, находят многочисленные памятники южноарабской рабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений, дворцов и храмов, вещи и надписи. Рабовладельческое общество в Южной Аравии сложилось в конце II тысячелетия до н. э., повидимому, независимо от других переднеазиатских рабовладельческих обществ. На протяжении первого тысячелетия его существования здесь имелись по меньшей мере четыре государства: Минейское (Ма ин), Саба, Хадрамаут и Катабан. О последних двух известно мало. Маин и Саба были основаны разными народами: в надписях ясно различаются минейский и сабейский языки; катабанский является диалектом минейского. Языки эти близки к арабскому языку и языку геэз (иначе эфиопскому—древнему литературному языку Абиссинии) и отчасти к аккадскому. Письмо сложилось, видимо, во второй половине II тысячелетия до н. э. на той же основе, на которой развился, вероятно, и финикийский- алфавит. Древнейшие надписи относятся к VII в. до н. э. Древнейшим из южноарабских государств было Минейское. Большинство ученых датируют его 1200—650 гг. до н. э.; некоторые исследователи, однако, склоняются к более поздней датировке. Народ минеев существовал еще в последние века до нашей эры. По надписям известно около 25 минейских царей. Несколько позже возникает Сабейское государство, датируемое примерно 950—115 гг. до н. э. Оно существовало, таким образом, длительное время параллельно с Минейским. Основой хозяйства в южноарабских государствах было ирригационное земледелие. Особенно известна была большая плотина около города Мариба, столицы Сабы. Земледельческие участки располагались террасами по склонам холмов. Важное значение в хозяйстве знати имело разведение растений, дающих благовония. Высоко стояла обработка камня: при постройке зданий камни настолько точно пригонялись друг к другу, что швы между ними были почти незаметны. Рассказы позднейших арабов о величественных зданиях с окнами из прозрачного камня являются лишь незначительным преувеличением того, что имело место в действительности. Была известна стрельчатая арка. Многие древние цистерны до сих пор находятся в употреблении. Сохранились изделия из металла, керамика, ювелирные изделия, однако нельзя определенно утверждать, что все они местного происхождения и относятся к рассматриваемому периоду. О внутреннем строе южноарабских государств известно мало. В древнейшие времена (X—VII вв. до н. э.) они,повидимому, несколько напоминали ранние государства древнего Востока (города-государства Шумера и Аккада, Ашшур и др.). Около 650 г. до н. э. правителей-жрецов древней Сабы сменяют «цари Сабы», столицей которых был город Мариб. В древнейших южноарабских государствах еще были сильны пережитки племенной организации, однако «племена» были организованы не на основе кровного родства, а по территориальному признаку. «Катабан» обозначало и царство и составлявшие его племена. В Сабе племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей—«Саба и племена». Позднее остальные племена были уравнены с сабеями, причем все были обязаны военной службой. Социальная структура общества была довольно сложной: различались племенная знать, зависимые от нее люди, постоянно живущие на территории племени чужеземцы и рабы. Земля находилась в руках царя, племенной знати и больших храмов, напоминавших храмы Малой Азии и Сирии. Земледельцы, обрабатывавшие храмовую землю, были в полной зависимости от храмов. Весьма многочисленны были храмовые прислужницы — гиеродулы,. Им принадлежат дошедшие до нас «покаянные таблички», содержащие почти исключительно женские имена: гиеродулы каялись в нарушении ритуальных предписаний и обетов. Некоторые из этих прислужниц были иноземного происхождения: возвращавшиеся с севера караваны привозили рабов и рабынь; известны рабыни из Газы (в Палестине) и Ятриба (позднейшая Медина в Западной Аравии). Царская власть в Катабане (вероятно, как и в других государствах) была сперва ограничена советом старейшин, а важнейшие вопросы решало собрание племен, в котором принимало участие все население, кроме рабов. Позже царская власть в Сабе усиливается: уже не собрание племен распределяет землю, а царь раздает участки своим приближенным. Царская власть была наследственной, и сын часто становился соправителем отца. Существовали три поземельных налога, которые всегда упоминаются вместе. Налоги, в частности десятина, уплачивались также храмам. Южноарабская торговля В середине I тысячелетия до н. э. начинается время расцвета южноарабских государств. Это объясняется не только высоким развитием,которое здесь получило к тому времени ирригационное земледелие, но и той ролью, которую государства Южной Аравии, и особенно Саба, играли в международной торговле. Из Аравии вывозили благовония. Помимо этого, южноарабские купцы вели обширную посредническую торговлю: через их руки проходили благовония, пряности, драгоценные камни, которые везли из Индии и с сомалийского берега Африки. В Южную Аравию эти товары доставлялись морем, здесь они перегружались на верблюдов и по древним караванным путям, вдоль затерянных в пустыне колодцев двигались в направлении побережья Средиземного моря, в филистимлянские и финикийские города, а оттуда расходились по Передней Азии и Средиземноморью. Торговля велась исключительно предметами роскоши. О стране сабеев рассказывали чудеса; сами южноарабские купцы, чтобы набить пену своим товарам, распространяли разные небылицы: они рассказывали о трудности их добывания, о крылатых змеях, стерегущих благовония, и т. п. Эти рассказы сохранились в арабском фольклоре. Связи с государствами Передней Азии Племена и народности, населявшие Аравию, долгое время развивались сравнительно изолированно от остального мира. Соседние народы знали о них очень мало, однако некоторые связи все же существовали с самого начала. На это указывает хотя бы родство южно-арабского алфавита с другими, переднеазиатскими. Более прочные связи устанавливаются в I тысячелетии до н. э. Впервые под своим именем арабы встречаются в ассирийских источниках (ариба, арабу). Арабский шейх Гиндибу участвовал в коалиции сирийских царьков, оказавших в 854 г. до н. э. сопротивление ассирийским войскам в Северной Сирии; Гиндибу привел с собой 1 000 верблюдов. Позднее многие ассирийские цари вплоть до Ашшурбанапала (VII в. до н. э.) воевали с арабскими кочевниками. Арабские кочевники поддерживали и торговые связи с оседлым населением Передней Азии, продавая мелкий скот. Наряду с этим они принимали участие в караванной торговле, занимаясь, в частности, и работорговлей. В середине I тысячелетия до н. э. особенно увеличивается значение арабской торговли. В это время на караванных путях Северной Аравии выдвигается город Тейма. Сюда одно время перенес свою резиденцию вавилонский царь Набонид (середина VI в. до н. э.). Здесь же найдена надпись VI—V вв. до н. э. на арамейском языке, свидетельствующая об оживленных культурных связях с Месопотамией. Развитие караванной торговли между Южной Аравией и средиземноморским побережьем способствовало разложению первобытно-общинного строя у племен Северной Аравии. В VI в. до н. э. на территории Каменистой Аравии возникло государство набатеев, просуществовавшее до начала II в.н.э. Согласно легенде, сохранившейся в Библии, в Х в. до н. э. Палестину (царство Израиль) посетила царица Сабы (Савская царица). Богатства Аравии привлекали внимание переднеазиатскйх держав. О покорении Южной Аравии думали уже ассирийские цари. Персидские цари из династии Ахеменидов (VI—IV вв. до н. э.) стремились взять южноаравийскую торговлю в свои руки. Мореход Скилак из Карианды, в Малой Азии, находившийся на службе у персидского царя Дария I, совершил плавание вдоль берегов Аравии. Политических последствий оно не имело, но зато несколько расширило представления народов Средиземноморья об Аравии. В конце VI в. до н. э. на южном берегу Персидского залива возник город Герры, который был Основан, по рассказам древних писателей, халдеями, бежавшими из Вавилонии во время персидского завоевания. Жители этого города, герреи, выступали посредниками в торговле между государствами Южной Аравии и Двуречья. Из области герреев шли караванные пути в Сабу и в сторону Средиземного моря. Более прочные связи государств Южной Аравии с внешним миром устанавливаются лишь в IV—III вв. до н. э. Религия и культура Религия южных арабов во многом была сходна с религией других семитических народов Передней Азии. Известны имена около сотни богов. Многие божества были связаны, как и в Вавилонии, с небесными светилами. Солнце (Шамс) изображалось в виде богини. Невидимому, большинство богинь представляли собой разные образы женского божества плодородия. Население Южной Аравии создало, в значительной мере независимо от других народов древнего Востока, своеобразную и относительно высокую культуру. Оно обладало высокоразвитой письменностью. К письму южноарабских надписей восходит письменность Абиссинии. До нас дошли от древности только надписи, но, повидимому, существовала и южноарабская литература, которая полностью погибла. Искусство Южной Аравии напоминает искусство других стран древнего Востока, особенно ассирийское. смотреть