Арбаин что это за праздник у мусульман
Мусульманские праздники
Мусульмане на молитве (Фото: Bianda Ahmad Hisham, Shutterstock)
Хиджра Пророка Мухаммеда
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-Фитр (Рамадан Байрам — праздник разговения) и Ид уль-Адха (Курбан Байрам — праздник жертвоприношения).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако, практически сразу особое место было отведено таким дням, как Джума (пятница), День Арафат, День Ашура и Ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время дни, считались памятными датами (начало нового года по Хиджре (лунному календарю), Маулид и другие), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
Если светский праздник — это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник — это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения.
В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако, существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки.
Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — Хиджрой, и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат. Интересно, что первоначально слово «хиджра» означало путешествие из Мекки в Медину. Год окончания хиджры стал первым годом мусульманского летоисчисления — с этого момента начинается история ислама.
Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца — ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню.
Джума
В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9).
В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе».
Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне.
Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки.
Джума-намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (недомогание, болезнь) особенно запрещен.
Праздник Ночь Рагаиб или Рагаиб кич – дата бракосочетания родителей пророка Мухаммеда – отмечается ежегодно мусульманами всего мира в седьмой месяц лунного календаря, именуемый Раджаб. Месяц этот священен для мусульман. В течение месяца Раджаб запрещ.
Рамадан (араб.) или Рамазан (тур.) — девятый месяц мусульманского календаря. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман. В течение всего месяца соблюдается строгий пост («ураза»), который подразумевает под собой отказ от воды, еды и ин.
В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлятуль-кадр (Laylat al-Qadr) — Ночь Могущества и Предопределения — самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь.Исламские ученые предполагают ряд пр.
После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ид аль-Фитр (тюрк. Ураза Байрам, Рамадан Байрам). Он отмечается в первый день месяца Шавваль (Шаууаль).Для каждого верую.
День Арафа отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Ад.
Праздник жертвоприношения Курбан Байрам (или Ид аль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 2-3 дн.
Дни Ат-Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам — отмечаются с 11-го по 13-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. Паломники отправляются в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там.
В первый день священного месяца Мухаррам наступает Новый год по Хиджре. 1 Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании. В этот день в мече.
Сегодня календарь мусульманских праздников и памятных дат вступает во второй месяц года — Сафар (Safar), который следует за первым месяцем Мухаррам. Для верующих месяц Сафар традиционно является месяцем ритуалов и спокойствия.Название месяца Сафа.
Рождение Пророка Мухаммеда — Мавлид ан-Наби (Mawlid an-Nabī, в переводе с арабского — рождение Пророка) — отмечается 12 числа третьего месяца Рабиг ал-авваль (Rabi’ al-awwal) исламского календаря. Но празднование начинается накануне вечером.Рожде.
Помощь в создании раздела: Артем Тагиров, Михаил Хорошев
У Вас есть дополнительная информация по теме «Мусульманские праздники»? Напишите нам
Исламские праздники в 2020 году: календарь по месяцам для мусульман
Исламская культура богата своей историей. Память о произошедших событиях трепетно хранится и передаётся из поколения в поколение. Календарь мусульманских праздников по месяцам в 2020 году подскажет вам, даты всех знаменательных событий, связанные с ними традиции и особенности празднования.
Исламские праздники в 2020 году, календарь по месяцам.
Особенности мусульманского календаря
Каждому дню мусульманского календаря соответствуют свои правила, традиции и обычаи. Важно не забывать, что праздники могут различаться в разных странах и регионах. Но все эти даты объединяет нечто общее – единая история религии, её устои, а также смысл, который одинаков для всех, исповедующих Ислам.
Центральное место в исламском календаре занимает пятница. Она является днём поминовения усопших, когда люди отправляются на кладбища, устраивают религиозные семейные встречи. О несмотря на это пятница – рабочий день.
Страдания Фатимы – 28 января
Фатима – это единственная дочь пророка Магомеда, которая дожила до его кончины. В её честь объявляют траур, который длится 20 дней. Это была его самая младшая дочь, которая являлась образцом мусульманской женщины. Была благочестива, богобоязненна, искренне почитала и поклонялась своей вере. Этим она и заслужила внимание окружающих и память, сохранённую в веках.
Умра – 25 февраля
Малое паломничество в Мекку, а также в Запретную мечеть – это Умра. На Умру принято заниматься благотворительностью, делать пожертвования тем, кто нуждается в помощи.
Есть несколько важных условий, которые рекомендуется соблюдать в этот день:
От паломничества освобождаются больные, и те, кто недавно перенесли тяжёлую болезнь. Если сложилось так, что человек может попасть в плен, то его также освобождают от Умры.
Ночь Рагаиб – в ночь с 27 на 28 февраля
«Рагаиб», в переводе с арабского, означает – «мечты» или «желания». В этот день произошло бракосочетание между Аминой и Абдуллахом, родителями пророка Мухаммеда.
Навруз – 21 марта
Навруз – праздник начала работ в поле, который совпадает с праздником весеннего равноденствия. Солнце, урожай, поле – всё, от чего зависела жизнь человека в старину, почитаются в этот день. Обряды наших предков находят отражение в сохранившихся традициях.
Отмечается Навруз, по традиции, 21 марта. Истоки этого особого дня не религиозные, однако, он является частью культурной жизни многих мусульман.
В это время принято выбрасывать старые вещи, и покупать новые. Также рекомендуется провести уборку, избавиться от мусора. В конце дня в семьях начинаются торжество – на столе появляются аппетитные блюда и новая сервировка.
Чем можно украсить стол на Навруз: рыбой, орехами, и другими полезными блюдами. Каждому продукту соответствует свой смысл. Ещё на Навруз съедают проросший росток. Росток в этом случае не что иное, как символ жизни, обновления, прихода весны.
В народе устраивались игры, соревнования и танцы. Важно в это время воздержаться от обид и скверных слов – а, наоборот, войти в новую жизнь без негативных эмоций, настроиться на новое.
Хиджра – 2 марта
Хиджра – это событие, когда мусульмане получили свободу для своей веры, а также право исполнять её ритуалы. Переселение мусульман из Мекки на территорию Эфиопии – это первая хиджра, которая известна в наше время.
В Мекке этих людей ожидали гонения и притеснения по причине религиозных верований. В то время как в Эфиопии был очень терпимый в отношении разных религий царь, который не притеснял мусульман.
Были ещё попытки со стороны переселенцев отправиться в Мекку, однако, Эфиопия стала для них лучшим пристанищем.
День рождения Али Исра – 8 марта
Али Исра – это двоюродный брат Пророка его зять, и главный сподвижник. Люди запомнили его как общественного деятеля, который стал одним из самых почитаемых имамов. Али Исра участвовал в кровопролитных битвах, вызванных притеснением мусульман. Имам был одним из самых преданных людей, который почитал свою веру, и в то же время отличался благородством, аскетизмом.
Исрав-аль-Мирадж – 22 марта
Исра и Мирадж (вознесение пророка Мухаммеда) — 22 марта 2020 года.
Исрав-аль-Мирадж – это праздник чуда, путешествия пророка Мухаммеда. В честь чудесного события ночью читают молитвы, Коран, другие источники, которые повествуют о вознесении Мухаммеда. Это одно из важнейших событий религиозной истории.
В эту ночь пророк Мухаммед путешествовал в Иерусалиме, а затем вознёсся на небо. Слово «исра’ун» переводится, как ночное путешествие. А «ми‘раджун» буквально означает «вознесение».
Бараат – ночь с 7 на 8 апреля
Ночь Бараат – это священная ночь. Её дата не фиксирована, и каждый раз исчисляется по определённому алгоритму. В этом году она пришлась на 7 апреля.
Эта ночь особенная для верующих мусульман. В это время не только просят Аллаха отпустить грехи, но и сами прощают старые долги. Бараат – это непричастность, очищение от всего плохого.
День рождения Махди – с 8 на 9 апреля
Имам Мадхи – это последний преемник пророка Мухаммеда. Какое-то время Махди отождествляли с Исой, который также был пророком и оповестил о скором пришествии Судного дня. Но это ошибочное мнение, ведь Махди – это другой человек, но также выдающийся мыслитель. Нельзя найти упоминание о Махди в Коране. Однако описание его и его пути есть в хадисах от Мухаммеда.
Рамадан – с 24 апреля по 23 мая
Рамадан – пожалуй, один из самых известных праздников мусульман. О нём знают даже те, кто не относит себя к этой религии. Рамадан – это 9-й месяц календаря мусульман, он же – месяц ограничения и поста. В это время люди очищают свою душу и особенно следят за питанием.
Дата Рамадана не является фиксированной – каждый раз проходит в разное время, устанавливается в зависимости от лунных циклов. В 2020 году даты Рамадана начинаются с 24 апреля, сам месяц продолжается до 23 мая.
На Рамадан запрещено:
Есть то, что не запрещено на Рамадан – поцелуи с близкими, сдача крови, чистка зубов, гигиена, купание. В то же время важно и духовное осознание Рамадана.
В этот период каждый мусульманин должен ревностно соблюдать пост, молиться и заниматься благотворительностью.
День фатх Мекка – 13 мая
День фатх – это день очищения храма Каабы в Мекке от различных идолов. Для мусульман это также важная дата, которая означает установление ислама.
По преданию спустя 8 лет отсутствия пророка Магомета, он вдруг возвращается в Мекку, и очищает храм от языческих идолов.
В этот день читают молитвы, слушают настояния и лекции, проводится намаз, а также тематические встречи, посвящённые этому дню.
Страдания имама Али – 14 мая
Ляйлятуль-кадр – с 19 на 20 мая
Ночь Ляйлятуль-кадр приходится на священный месяц Рамадан. Что же такое ночь Могущества и Предопределения, как её называют мусульмане? Согласно преданиям, в эту ночь были получены первые заповеди Корана, которые были посланы самому пророку.
Что необходимо делать на Ляйлятуль-кадр?
Битва у рва – 24 мая
Событие получило такое название благодаря строительству рва или окопа, который располагался вокруг Медины по приказу пророка Мухаммеда. Это нужно было для создания защиты от скорого наступления.
Против мусульман выступили лучшие воины врага. Во время строительства рва мусульмане работали настолько тяжело, что не ели целых три дня. Сам пророк помогал обычным людям строить ров.
Во время работы произошло чудо:
В битве ни одна из сторон не понесла потери, за редким исключением. Также в этот день стало ясно, что ислам укрепился настолько, что нападки со стороны язычников были ему нипочём.
Ураза Байрам – с 24 по 26 мая
Ураза Байрам — с 24 по 26 мая 2020 года.
Ураза Байрам, Праздник Разговения или как его ещё называют Рамадан Байрам, или просто Байрам – это самый важный праздник для мусульман. В этом году он придётся на 24 мая.
Готовиться к празднеству начинают за 4 дня. Подготовка включает: уборку, стирку, нередко в это время отдают долги, мирятся – очищаются как физически, так и духовно.
Ураза Байрам – это большое пиршество для всей родни, к которому женщины подходят очень старательно.
Принято дарить подарки в этот день, но не только близким – во время Ураза Байрам милостыня особенно ценится.
Улыбки, счастье и ощущение праздника – вот что составляет Ураза Байрам. Но понимание глубокого смысла этого дня является серьёзной стороной торжества.
Битва при Ухуде – 26 мая
Сражение, которое состоялось между курайшитами, и мусульманами во главе с Мухаммедом, попало в историю благодаря одной из главных битв – а именно битве при Ухуде.
Это было сложное историческое событие, которое призывает посмотреть на жизнь с другой точки зрения, подвергнуть всё происходящее и свою жизнь тщательному анализу. Понять, в чём причина страданий и как обрести счастье.
На стороне сражающихся мусульман были предатели, однако, смелость и отвага большинства ещё раз напомнили о том, что они готовы постоять за свою веру, даже несмотря на неблагоприятный расклад сил.
Битва при Хунейне – 2 июня
Две основные противоборствующие силы состояли из мусульман, с одной стороны, а с другой из приверженцев многобожья, то есть язычества. Событие произошло между Меккой и ат-Таифом.
В Коране этому событию отведено особое место, при том, что в священной книге мусульман внимание уделяется всего двум битвам. И это сражение удостоилось упоминания.
Абу Муса – племянник Абу Амира, выступил в защиту мусульман. Вскоре войско одержало победу. Освобождение пленённой молочной сестры пророка Мухаммеда также было одной из причин упоминания этого сражения в вехах истории.
Страдания имама Джафара – 17 июля
О потомке пророка Мухаммеда, Джафаре, вспоминают 17 июля этого года. Также этот день считается государственным праздником государства Иран.
Джафар – потомок пророка Мухаммеда не претендовал на власть в пределах Халифата, а также отказывался от политического участия в его пределах.
Договор перемирия или Договор при Худайбии – 22 июля
Договор при Худайбии – это мирный договор, который был заключён между Мухаммедом и курайшитами.
Дата договора – 628 год, а сейчас об этом событии вспоминают 22 июля.
Согласно преданию, в договоре было указано, что противники признают место ислама в пределах региона, а также был установлен ряд взаимных обязанностей и ограничений.
В чём заключалась суть договора о перемирии:
Начало месяца Зуль-хиджа – 22 июля
На протяжении всего 12-го месяца исламского календаря не разрешается вести конфликты, войны, мстить. Зуль-хиджа – это время, которое отведено Аллахом для покаяния, а также совершения добрых дел.
День Арафат – 30 июля
Примерно на 70-й день после окончания Рамадана мусульмане ждут День Арафат. В это время верующие принимают участие в хадже, путешествуют к горе Арафат, которая находится вблизи Мекки. Намаз принято совершать у подножия горы.
Любые хорошие или плохие поступки в этот день «возвращаются», или «припоминаются» человеку. Таким образом, говорят, что вес плохого поступка в этот день увеличивается в несколько раз. Грехи в это время замаливают.
День Арафат наступает незадолго до Курбан-байрама. Дата Дня Арафат – 30 июля.
Пост и жертвоприношение считаются обязательными.
Курбан Байрам – 31 июля
Курбан Байрам — праздник жертвоприношения. Отмечается 31 июля 2020 года.
Курбан Байрам по-другому называют праздником жертвоприношения. Это один из самых известных мусульманских праздников.
Ат-Ташрик – 1 августа
В это время совершаются заключительные обряды хаджа.
Паломники направляются в долину Мина, где в несколько столбов разрешено бросить камень. Это место, где был побеждён дьявол. Далее, совершают намаз. Обряд с бросанием камня повторяется.
Говорится, что если паломника на второй день бросания камней настигает закат, значит, что в долине нужно остаться и переночевать. Затем обряд повторяется вновь. Иногда для этого действа собирается очень много людей, поэтому обряд оставляют на последний день Ат-Ташрик.
Гадир-Хум – 8 августа
Иначе этот праздник называют – День совершенствования религии. Гадир-Хум – это место, где был объявлен преемник Мухаммеда. Им стал Али ибн Абу Талиба.
В это время почитаются такие качества, как крепкая вера, мудрость, и сила, в том числе духовная стойкость. Гадир-Хум – это праздник, когда вспоминают традиции, историю мусульманского государства и веры.
Память Ид аль-Мубахиля – 14 августа
Этот праздник вспоминается мусульманами, как день дебатов между мусульманами и христианами.
Однажды христиане обратились к пророку Мухаммеду, чтобы доказать, что их вера является единственно правильной. Однако, Мухаммед рассказал им, что Иса был рабом Аллаха. Христиане не поверили словам пророка, за что Аллах приказал ему наслать на них проклятие.
Мусульманский новый год — 20 августа 2020 года.
Новый год по Хиджре – 20 августа
В первый день месяца Мухаррам мусульмане отмечают Новый год. Это время считается началом нового года по Хиджре. В этом году он придётся на 20 августа.
Нет никаких специальных обрядов и предписаний, которые нужно исполнять в этот день. Однако предпочтительно читать молитву, а ещё – послушать проповедь о переезде Мухаммеда в Медину (622 год).
Говорят, что нужно провести Новый год в радости, среди близких сердцу и духу людей, не гневаться, соблюдать равновесие. Как Новый год встретишь – так его и проведёшь.
Мухаррам – месяц, освобождённый Аллахом от войн, конфликтов, а также кровной мести. Хорошо, если верующий человек в это время уделит внимание анализу своей жизни, сопоставлению плохих и хороших поступков и произошедших в итоге событий.
Поход на Хайбар – 26 августа
Хайбар находится севернее от Медины, около Аравийского оазиса. Там ранее проживали евреи, изгнанные из города. Оазис переживал осаду в течение 30 дней. Одна пятая отошла Мухаммеду в результате победы, а остальная земля по закону должна была быть распределена между воинами.
Ташуа имама Хусейна – 28 августа
Гибель сына Фатимы и Али ибн Абу Талиба сплотила мусульман, а также семью Мухаммеда, в частности. Это историческое событие дало ход многим другим внешнеполитическим процессам. Этому дню придают особенное значение, в том числе и религиозные деятели.
День Ашура – 29 августа
В этот день вспоминают всех посланников Аллаха. Десятый месяц мусульманского календаря связан со многими событиями, которые произошли в давние времена. Например, в День Ашура была создана Земля, вместе с ней – Небо, ангелы и Адам.
В то же время Ашура – это Судный день. В этот день погиб внук Мухаммеда, Хусейн, поэтому Ашура считается днём траура. Пост, который длится 3 дня незадолго до Ашуры, считается добровольным, но всё же его стараются соблюдать.
Начало месяца Сафар – 19 сентября
Сафар – это второй по счёту месяц календаря мусульман. Ритуалы и ощущение внутреннего спокойствия – вот что сопровождает Сафар. В этом году начало месяца приходится на 19 сентября.
Откуда пошло название месяца Сафар? Всего есть две версии.
С другой стороны, в этот месяц мусульмане понесли много потерь. Поэтому Сафар – отнюдь не радостный месяц. 19 сентября принято вспоминать о погибших воинах и мирных жертвах.
Со дня печальных событий прошло много времени, поэтому люди не всецело отдаются скорби, но помнят и чтут минувшие дни. Также считается, что даже сильная скорбь не должна провоцировать человека на плохие поступки.
Арбаин – 8 октября
По преданию 72 сподвижника, во главе с самим Хусейном, пали в этот день. День траура не должен сопровождаться шумными и яркими увеселительными мероприятиями.
Ночь Хиджры – 15 ноября
Ночь Хиджры считается одной из самых почитаемых среди мусульман. В эту ночь пророк Мухаммед с последователями переселись в Медину. Ислам после этого события приобрёл мировую известность.
Мусульмане были долгое время притесняемы в пределах Мекки. Многие люди просили Мухаммеда о переезде в свободные территории. Когда, наконец, всё было готово, переселение проходило тайно, в самой Медине была организована община. После этого, и сам пророк присоединился к переселенцам.
День смерти пророка Мухаммеда – 16 октября
16 октября (28 Сафара) мусульманский мир со скорбью встретит день смерти пророка Мухаммеда. Сам пророк рассказал о своей смерти, и обещал, что люди будут жить в мире и согласии до тех пор, пока не будут ими забыты две вещи – Ахли-бейт и Коран. Разумеется, 16 октября – это очень важный день в религиозном плане.
Страдания имама Али ар-Риды – 17 октября
Али ибн Муса ар-Рида – один из потомков Мухаммеда, один из лучших чтецов и знатоков Корана и мусульманских законов. Очень образованный по тем временам человек, о благородных качествах которого известно до сих пор. Был убит при сопровождении Халифа Аль-Мамуна.
День рождения пророка Мухаммеда – 29 октября
День рождения Мухаммеда – счастливый день, который сопровождается пиром, чтением Корана, песнями, а также собраниями, на которых слушают о жизни пророка на земле.
Никто не знает точно, когда родился Мухаммед, поэтому связывают эту дату с днём его смерти. В каждой стране есть свои особенности почитания дня рождения известнейшего исламского пророка.
Эзотерик, таролог, астролог (консультант проекта)
Глава 9. Праздники в исламе
Таким образом, общепринятыми в классическом исламе считаются, собственно, только два праздника – ид аль- адха (ид – аль – курбан, ид аль – кабир, эйде – курбан – перс., курбан – байрам – тюрк.) – праздник жертвоприношения и ид аль – фитра или ид ас – сагир (эйде – фетр – перс., ураза – байрам, кучук – байрам, шекер – байрам – тюрк.) – праздник разговения.
Вечер накануне первого праздничного дня (десятого дня хаджа), считается священным и носит наименование арифе. После захода солнца по сложившейся традиции мусульмане готовят жареное на растительном масле блюдо. Мусульманское поверье гласит, что в этот день, ближе к закату, к своим домам спускаются души умерших, чтобы насытиться запахом пищи. Поэтому каждый «правоверный», кому дорога память его предков, стремится свято соблюдать этот обряд поминовения усопших. Интересно заметить, что в православной традиции точно также говорится о падших духах, которые обитают вблизи идольских капищ и получают удовольствие (питаются) от кровавых испарений приносимых им жертв.
Закалывается жертва обязательно с призыванием имени Аллаха: «Поминайте имя Аллаха, когда они, здоровые, стоят рядами, подготовленные к закланию. чтобы в день жертвоприношения и три дня после него поминали имя Аллаха над жертвенным скотом – верблюдами, коровами, овцами» (К.22:36, 28). Если животное было заколото без призывания имени Аллаха, то это не только считается напрасной, т.е. неприемлемой жертвой (не во имя Аллаха), но такое мясо даже запрещается употреблять: «Запрещено вам, о верующие, употреблять в пищу только мертвечину, кровь, свиное мясо и то, что заколото с именем других, а не Аллаха» (К.2:173). Формулу при заклании жертвы «Бисмиллах Аллах акбар» (Во имя Аллаха. Аллах велик!) может прочитать любой мусульманин. После того (или во время), как мулла мечети или муэдзин прочитает над жертвой специальную молитву, в которой вспоминает жертвоприношение Авраама, либо хозяин жертвенного животного, либо специально нанятый человек перерезает жертве горло. При этом обязательно соблюдается кибла, т.е. жертва валится на землю так, чтобы ее голова была обращена в сторону Мекки (каабы). Считается, что каждая пролитая капля крови жертвы рождает в раю новую гурию. В рот животному кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как после церемонии он становится благословенным. Кровь и печень животного собирают и завертывают в черную тряпку, чтобы скрыть от света, так как они имеют большое (скорее всего, суеверное) значение. Из глаз жертвы делается амулет. Считается, что овца или коза могут быть принесены только от одного человека, а корова (бык) или верблюд от семи. Обычаи ислама допускают принесение жертв не только за живых, но и за умерших.
Как уже было сказано (в главе «Хадж»), для мусульман эта ветхозаветная церемония символически обозначает покорность воле Аллаха до стремления жертвовать своей жизнью. Но эта символика не самобытна в исламе. Уже несколько тысяч лет точно такой же смысл имеет библейский эпизод с жертвоприношением Авраама и в христианстве. Авраам был совершенным исполнителем воли Божией, а Исаак был совершенным исполнителем воли своего отца, вплоть до своей смерти. Также и Христос, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившисъ, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр.5:8,9 ; Рим.5:19 ). Плюс к этому, как Исаак, будучи уже обречен на заклание, получил чудесное избавление от смерти, также и Христос Своей властью восстал от смерти. В результате Исаак явился прообразом не только смерти Христовой, но и Его воскресения.
Вторым общемусульманским праздником является – ид аль – фитра (праздник разговения). В отличие от ид аль – адха, который называется большим праздником, ид аль – фитра, или ураза – байрам, именуется малым праздником. Его отмечают в первые три дня месяца шавваль после окончания поста рамадан. Мусульмане одеваются в нарядную одежду, дарят друг другу подарки, готовят вкусную и обильную трапезу, на которую стараются пригласить ближайших соседей и всем своим видом демонстрируют радость и ликование. В эти дни принято ходить в гости друг к другу, родственники при этом стараются собраться вместе, веря в то, что и души умерших родных приходят к ним в эти праздничные дни. При этом считается, что радость, которую испытывают «правоверные» в эти дни, должна быть не той радостью, какая бывает после окончания физических и духовных испытаний, а благодарностью Аллаху: «И пусть ликование не отвлекает тебя от благодарности Аллаху. Аллах не любит ликующих, обольщенных и непризнателъных!» (К.28:76)
Также считается обязательным посещение мечети в эти дни для общественной молитвы. Иногда же молитвы проходят на специальных площадках – намазгах. Мулла читает проповедь (хутбу), в которой объявляет о действительности прохождения поста и дает другие наставления. После этого люди посещают кладбища и поминают усопших родственников. Мужчины же, собравшись группами, навещают дома недавно умерших и выражают их родным свои соболезнования. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» (Да одобрит Господь старания наши во имя Его).
В дни разговения устраиваются ярмарки и гулянья, на которых народные певцы, кукольники, танцоры, жонглеры и др. показывают красочные представления. На базарах ведется оживленная торговля, устраивают игры для детей, разжигают костры и прыгают через них. Несмотря на то, что праздник ид аль – фитра именуется «малым», реально отмечается он массово, радостно и оживленно, с болышим энтузиазмом.
Допускается привлечение к этим торжествам и немусульман, то есть распространение и на них гастрономической составляющей праздника. Однако, как и закят (милостыня), который, кроме реальных мусульман, можно давать только потенциальным мусульманам, этот благотворительный жест имеет скрытый от невооруженного глаза подтекст и представляет собой своеобразную форму миссионерства (джихад), по принципу – путь к сердцу «неверного» лежит через желудок. «Пусть почувствуют атмосферу нашего праздника и те, кто не соблюдал пост вместе с нами – наши родные и соседи, коллеги по работе и однокурсники. Угощайте их, зовите в гости, расскажите о том, что мы празднуем! Аллаху алим, быть может, следующий рамадан они будут поститься вместе с нами, инша’Алла!» 204
Несмотря на обилие торжества и праздничных мероприятий по случаю праздника разговения, смысл его существования совершенно непонятен. Подлежит сомнению также классификация этого события как «праздника», поскольку праздновать, собственно, нечего. Если в христианской практике торжество после поста это и есть тот праздник, к которому готовится христианин в течение и с помощью поста (Пасха, Рождество Христово, Успение, первоверховных апостолов Петра и Павла), то в исламе после поста рамадан не установлено никакого специального праздника, к которому мусульмане готовили бы себя в течение и с помощью поста. То есть пост установлен ради самого разговения. Также если в христианской традиции, то есть применительно к христианскому посту, корректно употреблять термин «разговение», то в контексте мусульманского «поста» это представляется совершенно неуместным. Непонятно, о каком «разговении» идет речь, когда каждую ночь рамадана у мусульман совершается обильное «разговение» – в начале ночи, вечером «постного» дня, и «заговение» – в конце ночи, перед наступлением «постного» дня.
Таким образом, в традиции празднования мусульманами этих двух самых значимых для ислама праздников, в очередной раз становится очевидным не только стремление Мухаммеда воздвигнуть свои обряды на уже существующем фундаменте Православного Предания, но и исказить это Предание, трансформировав его в адаптированное «мусульманское». Попытка слепого копирования чужих религиозных практик, естественно, выливается в отсутствие духовного наполнения событий (особенно ид аль – фитра), из которых мусульмане сделали праздники.
Ущербность и крайняя бедность исламской эортологии – науки о праздниках (по существу она в исламе вообще отсутствует), открывается даже в ее количественной составляющей. Мусульмане, празднующие всего два общепринятых праздника в году, не хотят понять, что та строгость в вопросе контингентирования их праздничных традиций, это не повод для похвальбы, но показатель духовной бедности и безрадостности религии ислам. Христианская же практика ежедневного (365 дней в году) празднования памяти того или иного святого или религиозного события, которая мусульманским (не понимающим сути дела) сознанием трактуется как «баловство», это не только следование двухтысячелетним традициям Церкви, но и отголосок, земной прообраз вечной радости и торжества, которые наступят в день оный для всех возлюбивших явление Сына Божия ( 2Тим.4:8 ; 1Пет.4:13 ), что не может не вызывать ликования в сердцах христиан.
Эти два праздника (идайн – два праздника жертвоприношения и разговения) считаются каноническими и общеупотребительными в исламе. Причем характерной их особенностью является то, что они представляют собой неотъемлемую часть паломничества (хадж) и поста (саум) и независимо от них не существуют. Поэтому представление об исламских праздниках, как отдельно существующих и независимых образованиях, с мусульманской точки зрения, является ошибочным. Ввиду этого такие праздники, как мирадж, мавлюд, той и др., можно лишь условно назвать праздниками.
Праздник мирадж (вознесение) (тюрк, раджаб – байрам) установлен в память «вознесения» Мухаммеда на небо. Исламское предание гласит, что однажды Мухаммед верхом на некоем бесоподобном существе (аль – бурак), обладающим человеческой речью, с хвостом как у кометы, орлиными крыльями и звездами вместо глаз, был чудесным образом перенесен (аль – исра) из Мекки в Иерусалим, а оттуда вознесен (мирадж) на небо. При этом аль – бурак не сразу позволил Мухаммеду сесть на себя, но только с условием, что ему будет обеспечено место в раю. То есть получается, что это существо было не из рая. Возникает уместный вопрос, тогда откуда же? Догадаться несложно. Во время этого путешествия его сопровождал ангел Джабриил. Предание передает, что сначала Мухаммед побывал на Сионе (Сина), затем в Вифлееме (Бейт – Лахм), а после этого оказался у мечети Аль – Акса в Иерусалиме (которой на самом деле тогда еще не было). Зайдя в несуществующую мечеть, Мухаммед сотворил в ней два раката молитвы. При этом оказалось, что это была коллективная молитва, так как за спиной Мухаммеда и вместе с ним совершали намаз Ибрагим, Муса, Дауд, Иса и другие пророки, о чем Мухаммед узнал потом от Джабриила. Мухаммед же был для них имамом. После этого Джабриил преподнес Мухаммеду два (по другому источнику три) бокала – с молоком, вином и водой. Мухаммед выбрал бокал с молоком. Так в исламе появился запрет на алкогольные напитки, хотя термин аль – кохоль (спирт) – является арабским. При этом непонятно, почему на том же основании в исламе не существует запрета на воду. Один из хадисов передает, что по пути в Иерусалим Мухаммед почувствовал приятный запах. Джабриил объяснил ему, что это запах духов жены и дочери фараона.
Считается, что «кентавр», на котором путешествовал Мухаммед, во время приземления в Иерусалиме копытом оставил на камне вмятину. Мусульмане, посещающие Иерусалим, обязательно проходят мимо этого «священного» места. То, что существо, на котором якобы катался Мухаммед, имеет копыта, определенно свидетельствующие о его бесоподобном облике (природе), мусульман совершенно не смущает.
Египетский богослов Мухаммед Раджа Ханаби, опираясь на некоторые хадисы, открывает любопытные детали мираджа. «Когда Мухаммед с Джабраилом поднялись на небо, они остановились у его ворот. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой!» За воротами послышался голос «Кто там?»
Да, со мной посланник Бога Мухаммед.
Здесь Мухаммеду были показаны различные виды наказаний грешников, некоторые из которых на тот момент были еще живы. Здесь же Мухаммед видел гурий – молодых дев, предназначенных для праведников. Они были такой неописуемой красоты, что если одна из них показывалась на небе или в воздушном пространстве, то вселенная наполнялась светом, превосходящим солнечный; когда же она роняла в море каплю слюны, то горечь вод тотчас заменялась сладостью меда. После этого он был опущен обратно в Иерусалим и отнесен в Мекку.
Мнения относительно даты этого события в исламе расходятся. В одном хадисе говорится, что Мухаммед совершил свое путешествие за 16 месяцев до хиджры (622 год), в другом утверждается, что за 12 лет до нее. Считается, что это событие произошло в одном из трех запретных месяцев (раби аль – аввал, джумад аль – ахир или раджаб). Позднее было решено совершать праздник «мирадж» 27 раджаба. Эту ночь мусульмане стараются провести в бдении, чтении Корана и пересказах чудесного вознесения Мухаммеда на небо.
Эта история о чудесном приключении Мухаммеда обращает на себя внимание некоторыми фактическими несостыковками, которыми, впрочем, богаты все истории Мухаммеда. Во – первых, как уже говорилось (в главе «Мечеть»), не подозревая, что иерусалимского храма не существует, Мухаммед упомянул о нем как о существующем. Мечеть же Аль – Акса (удаленная), упоминаемая в Коране (К.17:1), которая якобы послужила Мухаммеду перевалочным пунктом на его пути из Мекки на небо, была построена уже после него вторым «праведным» халифом Омаром ибн Аль Хаттабом (634 – 644гг.) Поздние мусульманские богословы, пытаясь выйти из неудобного положения, указывали на аллегорическое понимание этого эпизода и предлагали видеть в этой несуществующей мечети некий «небесный храм».
Опровергая критику этого события как обычного сновидения (видения), мусульмане выставляют в качестве аргумента эпизод с караваном, который якобы имел реальное историческое проявление. Если это действительно так, то опять возникают некоторые недоумения. Утверждая, что все путешествие заняло по земным понятиям одно мгновение, следует допустить, что все описываемые события происходили вне пространственно – временных категорий. Однако эпизод с караваном никак не укладывается в общем интеллигибельном контексте повествования. Если вода и люди были действительные и пил Мухаммед воду чувственным образом, то все это должно было занять достаточное количество времени. У Мухаммеда же его не было, поскольку ему нужно было успеть вернуться в тоже мгновение, в которое он отбыл, и еще успеть поймать падающий кувшин с водой. Все эти противоречия вселяют большие сомнения в истинности этой истории. В результате эта очередная неудачная попытка мусульман поднять престиж Мухаммеда – чудотворца в глазах мира оборачивается против них же самих и лишь дискредитирует основателя ислама.
Другим событием, условно обозначаемым как праздник, является день рождения Мухаммеда – маулид аннаби. Отмечается он 12 числа третьего месяца лунного мусульманского календаря раби уль – авваль. На самом деле точная дата рождения Мухаммеда неизвестна. В то время в Мекке не велась регистрация актов гражданского положения, поэтому указанная дата считается ориентировочной. Приблизительным также считается и сам год рождения Мухаммеда – 570. Поскольку скончался родоначальник ислама 8 июля 632 года, что соответствовало 12 числу месяца раби уль – авваль, то дата его рождения была приурочена ко дню его смерти, и день смерти Мухаммеда был провозглашен как маулид.
Хотя принято это положение было не сразу. Мусульманские богословы долгое время не хотели принимать этой даты, полагая, что ее празднование будет неугодно Всевышнему. И лишь позднее это событие сформировалось в традицию и было закреплено как «одобряемое нововведение». Принято считать, что первоначально это произошло в среде шиитской знати и не раньше, как через три – четыре столетия после смерти Мухаммеда. И только около XII века это нововведение распространилось и на доминирующую суннитскую ветвь.
Как правило, в день маулид мусульмане собираются на молитву в мечетях, прославляют Аллаха и его «пророка», слушают проповеди и повествования о жизни Мухаммеда, проводят конгрессы, семейные посиделки, выражают радость и благодарение Аллаху по поводу явления в мир Мухаммеда – последнего пророка. Некоторые в этот день берут на себя добровольный пост. В день рождения Мухаммеда мусульмане стараются творить добрые дела, раздавать милостыню нищим. Распри, ссоры и конфликты считаются в эти дни недопустимыми. Всю следующую за маулидом неделю в мечетях произносятся проповеди, на которые приглашаются дети и молодежь.
В Египте день рождения Мухаммеда особенно любим детьми, поскольку специально к этому дню для них изготавливают различные сладости. Наиболее известные из них, сахарная фигурка для девочек «арусат ан – наби», невеста пророка, с бумажным пестрым веером за спиной. Для мальчиков же другая популярная сладкая фигурка – всадник с саблей в руке. Сейчас эти игрушки делают из различных несъедобных материалов и красочно их украшают.
Во – первых, что касается Евангелия, то оно предоставляет гораздо больше сведений о рождестве Христовом, нежели Коран о Мухаммедовом. В то время, как Коран совершенно молчит о дате рождения Мухаммеда, Евангелие оставило нам несколько любопытных фактов о рождестве Христовом. «». Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» ( Мф.2.1 ); когда царю Ироду сказали, что родился царь Иудейский, «тогда Ирод. разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме. от двух лет и ниже» ( Мф.2:1 ); (Ирод родился в 73 году до н. э. и скончался весной 4 года до н.э, предположительно в апреле-мае).
«В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» ( Лк.2:1,2 ). ( Август был императором Римской империи с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. Квириний стал правителем Сирии около 7 г. н. э., тогда же и была проведена перепись имущества).
Неужели на примере своего «пророка» мусульмане не поняли, что отсутствие точной даты рождения – ничто, но главное та роль и предназначение, которое выполняет личность в контексте своего исторического существования. Для нас важно, что Христос жил и что Он совершил наше спасение, полностью оправдав Свою миссию. И отсутствие точной даты Его рождения нисколько не умаляет ни значения Его личности и ценности Его подвига, а также не подвергает сомнению реальность Его исторического существования. Иначе получается, что и маулид ан – наби «насквозь лживый день», так как Мухаммед не рождался в эту дату. А поскольку никто не знает время рождения Мухаммеда, то зачем это отмечать?
Еще одним событием, которое мусульмане торжественно празднуют, является той (сундет – той) – праздник по случаю обрезания мальчика. Этот праздник, как правило, отмечается очень весело и радостно. Семья приглашает большое количество знакомых и родственников. В центре внимания, конечно, виновник торжества, для которого устраиваются представления и концерты. Родители берут детей в парки и кафе, катают на аттракционах, дарят подарки. При этом лучшим подарком считается живой конь – верный друг и спутник кочевника. Естественно, такой подарок может иметь место только там, где гармонируют желания, возможности и условия.
Следующим условным праздником можно назвать ляйлят аль – кадр (ночь могущества и предопределения). Считается, что в эту ночь Мухаммед получил свое первое «откровение» или, иными словами, с этого момента началось «ниспослание» Корана. Несмотря на то, что точной даты этого события мусульмане не сохранили, традиционно принято считать, что это 27 рамадана 610 года. В эту ночь Мухаммед, пребывая на горе Хира – Джабаль – ан – Нур, сподобился явления некоего существа, которое, ни во что не ставя свободу выбора Мухаммеда, при помощи удушения заставило его прочитать некоторый незнакомый текст. Это событие запечатлелось в 96 суре. Возможно, в хронологическом порядке именно 96 сура – аль – алак (сгусток) является в Коране первой. Несмотря на то, что явившееся существо никак не назвало себя, мусульмане решили, что это ангел Джабриил, посланник Аллаха.
Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом его деяний и высказанных в молитве просьб. В эту ночь Аллах как никогда милостив, благ и скор на прощение; другие ночи в этом плане не идут ни в какое сравнение с этой ночью. Поэтому для мусульманина ночь предопределения является наиболее благоприятной для принесения покаяния (тауба), чтения Корана, совершения пропущенных намазов, прощения обид, анализа былых ошибок и постройки планов на будущее. По одной версии, большое количество ангелов спускается в эту ночь на землю. По другой же – сам Аллах опускается на первое небо, чтобы лучше слышать молитвы своих рабов.
Таким образом, можно сказать, что празднуя ляйлят аль – кадр – ночь предопределения и ежегодно вспоминая принудительную экзекуцию своего «пророка», мусульмане торжественно отмечают первый в истории ислама опыт попрания Аллахом свободной воли человека и преклонение перед его (Аллаха) «могущественным предопределением», что вполне соответствует самой природе ислама.
По шариату, джума начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с заходом солнца в пятницу. Таким образом, праздничным временем считается ночь накануне и сам пятничный день. Очень напоминает христианскую традицию начинать праздник с вечера. Вероятно, знакомство Мухаммеда с христианами сказалось даже на таких, казалось бы, мелочах мусульманского религиозного быта. Подобное подражание таким элементарным обиходным деталям чужой религиозной традиции в очередной раз свидетельствует о далеко не оригинальной природе ислама. Подтверждением тому служит другая интересная аналогия с христианской практикой, наблюдаемая еще в одном аспекте. Так по шариату особенно запрещается пропуск без уважительной причины трех пятничных молитв. Согласно же 80 правилу Трульского собора (692г.), безосновательный пропуск трех воскресных богослужений подряд налагал соответствующие прещения как на епископов, так и на мирян.
Хотя пятница и считается праздничным днем, но не обязательно нерабочим. В большинстве мусульманских стран пятница официально является выходным днем, но, например, в Турции, где религия отделена от государства, выходным днем является воскресение. Как совершение грехов в пятницу считается особенно недопустимым, так и многократно увеличивается воздаяние за совершение добродетелей в этот день. Грех, совершённый в пятницу, считается пренебрежением к священному дню, к милости Аллаха, ниспосылаемой в этот день. Поэтому и наказание за пятничные грехи увеличивается в разы. Согласно шариату, пятничный намаз считается обязательным (фард) для совершеннолетних мужчин.
Это, наверно, наиболее выдающиеся события, которые исламский мир, в большей или меньшей степени, выделяет как праздничные. К указанным праздникам можно отнести также «священный» месяц мухаррам, день рождения ребенка, особенно сына, первые шаги ребенка (обряд резания пут – проводится, чтобы ребенок умел ходить и быстро бегать), праздник колыбели (бесик той – первое положение ребенка в колыбель, проводится на третий день после рождения).
Таким образом, стало очевидно, что почти все мусульманские обряды и праздники зиждутся на грубом искажении христианского Священного Предания и Писания. Они не только не внушают к себе никакого уважения со стороны христианского сознания, но вступают в непримиримую конфронтацию со всей христианской традицией, девальвируя значимость основополагающих христианских истин и всего того, за что в течение тысячелетий проливали свою кровь бесчисленные сонмы святых христианских мучеников.