Арбенина мне нравится что

«Я муравей, который обслуживает свой дар». Диана Арбенина — о грустном сердце, интеллигентной двуличности и недолюбленных хулиганах

Диана Арбенина согласилась на интервью и назначила встречу в зоне отдыха фитнес-клуба, куда пришла после тренировки: «У меня впервые интервью в фитнес-клубе, незаурядное место для разговора. Я долго думала, где нам встретиться, потому что уже отвыкла от «живых« интервью — все так надолго ушло в онлайн. И решила, что здесь: мне тут очень комфортно. Иногда думаю, что, если бы не занималась музыкой и в какой-то степени литературой, я была бы спортсменкой. Мне спорт дает такое количество эндорфинов! И дети, конечно, со мной. У нас в семье культ тела, культ здорового образа жизни. Моя дочь Марта сейчас просто фанатеет от спорта».

— Чем вы занимаетесь?

— Общей подготовкой, йогой, боксом, большим теннисом и хочу все-таки возобновить плавание — это нагрузка, которая очень благотворно влияет на организм. И я хочу вам сказать, это так кайфово. Будь моя воля, я бы сейчас только писала и занималась спортом.

— Давайте о литературе и поговорим. Я прочла вашу новую книгу«Снежный барс», которая вот-вот выйдет. Это художественные рассказы и немного эссе. Не сложно ли вам, человеку, для которого естественный ритм — это песня и стихотворение, перейти к прозе и большему объему?

— Очень сложно. Но чем длиннее, тем интереснее. Я, конечно, заложник песенной формы. Работа над песней у меня никогда не растягивается на несколько дней или месяцев. Когда идея приходит, то я охотник, а это — дичь. Мне нужно ее схватить, уложить на лист бумаги — и песня готова. Понятно, что я сейчас упрощаю, но схема именно такая.

С рассказом тяжелее. Когда ты занимаешься литературой, с наскоку ничего не получится. Во-первых, ты должен гореть желанием читать. Но чем старше человек, тем меньше, к сожалению, у него времени на это остается. Мне, конечно, книг очень не хватает, хотя я читаю всегда, когда есть возможность. Уже даже не гнушаюсь телефона. Хотя ридера никогда не было — мне нужна именно книга.

Во-вторых, важно не иметь страха перед белым листом. Ты можешь нагромоздить очень много в голове, а потом открываешь компьютер — и у тебя начинается ступор. Вот этого страха во мне тоже, слава богу, нет

И, третье — надо понимать, что это усидчивая работа. Толстой или Достоевский не сочиняли урывками, они систематически усаживались и писали. А как сохранить этот ритм? У вас каждый день разное настроение, вы по-разному чувствуете. Почему человек так интересен? Потому что он неповторим. Так вот, в литературе нужно одно и тоже настроение, один и тот же ритм текста сохранить условно на несколько лет. Как это у них получалось, я просто не понимаю! Но я дерзнула.

Очень сложно приучить себя к такому ритму, будучи уже в зрелом возрасте, — для этого, видимо, нужно иметь настойчивое желание что-то сказать.

И оно есть?

— Черт меня дернул в январе 2020 года сказать во всеуслышание: я отменяю все концерты и фестивали летом и сажусь писать книгу. Как же я была самонадеянна! Даже если есть время, нужно понять, что ты хочешь сказать. До этого все мои выходившие книги писались и собирались длительное время (годами), не за 3 месяца. Но тут нас наказали карантином. На меня обрушилось огромное количество времени — и я, не откладывая в долгий ящик, начала писать.

Я очень люблю писать прозу, меня к этому тянуло всю жизнь. Когда мне задавали вопрос: «А вы еще будете писать» — я, конечно, отвечала «да». Но времени все не оставалось. И в какой-то момент я подумала: а, может, это уже треп? Может, я уже и никогда не напишу ничего?

Так что «Снежный барс» — отчаянный шаг. Вызвать саму себя на дуэль, бросить вызов. Я его выдержала. Я понимаю, что не совсем на своей территории, ведь я музыкант и профессионально литературой не занимаюсь. Но не буду лукавить, что такое русское слово, я прекрасно понимаю. И мама — журналист, в нашей семье всегда был культ русского языка, мне это близко с детства.

Должна сказать, что музыкант из книги уходит не сразу. Открываешь «Снежного барса» — и он звучит голосом Дианы Арбениной. Несколько первых страниц — это просто длинная песня без музыки. Потом голос автора меняется, в нем появляется что-то совсем иное. Мне было важно, что проза стала звучать сама по себе.

— Значит, у меня все же получилось. Понимаете, существует стереотип личности. Вот, например, Том Хэнкс выпустил книгу рассказов «Уникальный экземпляр», я ее купила, читаю — и вижу его лицо. Ты все равно отталкиваешься от того, что собой представляет этот человек.

А вот, к примеру, сейчас я зачитываюсь Айн Рэнд (влюбилась в ее книги, сейчас читаю «Источник»), и я знаю, что за текстом есть сильный человек, но я даже не знаю, как он выглядит. Да, видела когда-то ее черно-белую фотографию — сухонькая пожилая женщина, но я не слышу ее голоса, не знаю, как она двигается, и это хорошо.

Я понимаю, что когда вы читаете «Барса», над вами просто дышит моя музыка. Но то, что она становится музыкой литературы, для меня, повторюсь, высшая оценка.

Есть еще очень узнаваемая манера говорить. На осеннем альбоме «Ночных Снайперов» «О2» вы сделали вступления с короткими зарисовками про каждую песню, и интонация «Снежного Барса» поначалу звучит именно так — очень лично и адресно.

— Очень хорошо, что ощущение «Снайперов» потом из текста уходит, потому что для меня это совершенно разные занятия. Я в рассказах тоже остаюсь собой, конечно, но к музыке это не имеет никакого отношения.

Я действительно кайфую от русского языка и его возможностей. Раньше я писала сложнее — очень распространенными, сложными предложениями. Я с упоением писала развернуто. Теперь же языковая философия переключилась в другой регистр. Мир стал конкретней, суше, вместе с ним изменилось письмо.

«Мои песни можно как угодно критиковать, ехать по ним танком — мне очень давно, простите, все равно»

— Простой и прозрачный синтаксис делает текст очень емким.

— А это влияние мамы! Она блестящий журналист, каких сейчас вообще не делают, профессионал старой школы. Сколько раз было, что она сидела работала, печатала дома на машинке статьи, я приносила сочинение и говорила: «Мама, почитай». Я-то была абсолютно уверена, что написала офигенное сочинение. Мне 13-14 лет, апломб, конечно! Она открывала и спрашивала: «А это в тексте зачем? А это?». Из двух листов оставалось три предложения, и я понимала, что остальное — вода, от которой можно и нужно избавиться. Мама не заставляла переписывать, но она меня, по сути, ставила на место. Я тогда поняла, что и в песне, и в стихотворении все должно быть художественно оправдано. За каждую запятую (которые я терпеть не могу), за каждую точку, за каждое междометие ты должен ответить, а не просто налить водички для объема.

«Снежный барс», если глобально, получился о том, что жизнь без любви невозможна.

— Я не намеренно так пишу. И вообще не заигрываю со смертью, я ее не люблю. Если говорить о внутренних полюсах, у меня это все-таки плюсы, а не минусы. Но почему мои рассказы такие убийственно грустные? Я не знаю. Наверное, как бы я ни была, скажем, в детях, в спорте, как бы ни стояла обеими ногами на земле, у меня сердце грустного человека. Иначе все было бы по-другому.

«У нас абсолютно виртуальная, невнятная, не выдерживающая никакой критики действительность»

Знаете, когда я дочитала книгу, я подумала, что эти тексты мощно раскрывают вашу сущность. И должна быть высокая степень доверия, чтобы так открыться. Вам не страшно выпускать эту книгу к людям?

— Страшно. Конечно, страшно. Мои песни, например, можно как угодно критиковать, ехать по ним танком — мне очень давно, простите, все равно. И в данном случае это очень правильное ощущение, потому что, во-первых, я себе знаю цену, а во-вторых, есть публика, которая не ангажирована никем: ни СМИ, ни любовью ко мне, ни чем-то другим. Она убедила меня за все эти годы в том, что у меня очень неплохие песни.

Но книга — она слишком откровенна. Она слишком обо мне. Больше, чем любая песня. И вряд ли я буду отслеживать все комментарии и отзывы. Хорошо, что у меня даже нет фейсбука, и читать все подряд я не буду. Меня можно ранить просто на раз. В общем, это хороший вопрос, своевременный.

С другой стороны, если написанную книгу не выпустить, она задохнется в столе, и вы будете жалеть.

— Конечно. Во-первых, там нет конъюнктуры, это художественная проза. До этого Михаил Марголис выпустил обо мне биографическую «Редкую птицу», причем это была его идея. В ней как раз есть и фрагменты биографии, и срез времени (прочесть фрагмент книги можно в Forbes Woman — прим. ред). «Снежный барс», напротив, ни к чему не обязывает. Книга написана только потому, что сказать о важных для меня вещах.

— Тем не менее, элемент современности тут есть, причем не только в эссе о карантине, но даже в рассказах. Важная мысль об иллюзии близости, которую дают соцсети, — ощущение, что ты человека знаешь, хотя вы всего лишь друзья на фейсбуке. Посты и комментарии, которые могут тебя просто уничтожить, если ты сказал или сделал что-то «не то» и так далее. Насколько это вас волнует?

— Я этого не боюсь. Это часть нашего времени. К сожалению или к счастью, мы живем именно в 20-м году ХХI века. Мы не выбираем, когда рождаться и в каких реалиях. У нас абсолютно виртуальная, невнятная, не выдерживающая никакой критики действительность. И как только в ней появляется некая жизнь, в которой мы чувствуем себя как рыба в воде, эта виртуальная реальность все больше на тебя наступает.

Я научилась от этого защищаться — просеивать через мелкое сито. Более того, мне кажется, люди в какой-то момент от этого устанут. Многие люди уже отказываются от части социальных сетей — вот их было у человека много, а осталась одна. У меня есть Instagram — мой инструмент для того, чтобы рассказать людям, когда концерт и что у меня важного происходит. Хотя понятно, что я могу повеселиться и выложить, как Тема дурачится.

Все эти приметы времени, дешевые проявления современности требуют отстраненности, К ним нужно просто очень внимательно и аккуратно относиться, и тогда в них не будет ничего страшного. Я действительно несколько раз в рассказах пишу об этом. Если ты не заложник фотошопа, безумных лайков и накрутки подписчиков, то оно есть и есть. Я могу точно сказать о себе, что не заложник.

Единственное, по чему я тоскую в сегодняшнем цифровом мире, — по бумажной литературе, по «Роман-газете», таким вещам. Но понимаю, что это архаизм.

А как насчет аудиокниг?

— Да, надо бы освоить. Я не уверена, что на слух воспринимаю так же хорошо, как читаю, мне надо вгрызаться в текст. Но аудиокнига — подспорье в пробках, я понимаю, почему люди их слушают, и это правильно. Нужно любым способом поглощать правильную информацию, особенно когда тебя пытаются сделать глупым и затравленным человеком — такова опять же наша реальность. Например, мои дети, когда ездят, в дороге слушают аудиокниги.

Хорошо, но есть и обратная сторона цифровой реальности. Карантин, локдаун — и все равно концерты. Вы бы справились, не будь возможности работать онлайн?

— Не представляю, что не будет такой возможности. За время карантина мы сыграли четыре крупных онлайн-концерта. Первым был Яндекс, который, кстати, потом предложил записать подводки к альбому «О2», о которых вы говорили. Это была их идея, не моя.

«Мы провели четыре концерта онлайн. После первого меня тошнило, на следующий день невероятно болела голова и это было натуральное похмелье при том, что я не пью ни грамма»

— Это же по сути концертная практика, включенная в альбом, — вы на сцене немного рассказываете об этой песне, немного — о той. Мне, как слушателю, эта идея Яндекс.музыки очень нравится — благодаря историям про каждую песню, получился словно бы личный концерт специально для меня.

— Открою вам секрет, я сначала подумала: там всего 13 песен, я сейчас сяду и про каждую быстро и сходу расскажу. Ничего подобного! Я начала — и сломалась. И тогда я все это сначала написала, потом осмыслила и сделала как бы в разговорной манере. Так гораздо интереснее.

Так вот, мы провели четыре концерта онлайн. После первого меня тошнило, на следующий день невероятно болела голова — и это было натуральное похмелье при том, что я не пью ни грамма. На концерте энергия идет от меня к вам и обратно! Это схема любви по сути. А когда ты онлайн, вся твоя энергия разбивается об стенку и дальше ничего не происходит.

Потом я привыкла, приняв реальность сегодняшнего дня, которая непонятно сколько еще продлится. Мы сыграли еще три концерта и остановились. Онлайн все-таки специальная штука, нельзя ею злоупотреблять и думать, что это полноценная замена. Даже если ты очень любишь виртуальность, все равно хочешь поговорить и обнять живого человека, не будешь же обниматься со своим телефоном, правда? Живого человека рядом никто не заменит. Онлайн-концерты — вынужденная мера, но я научилась с этим справляться.

— Если честно, даже не представляю. Даже встречи в зуме с выключенным видео или занятия со студентами уже отнимают энергию. Когда у тебя на экране 30 выключенных окошечек — это маленькие черные дыры, куда уходит энергия.

— Мне очень жалко детей! Мои дети были, как и все, на дистанционном обучении, и Марта справлялась, а Тема — нет. Сначала ему было интересно, потом он начал выпадать за экран, потом катать скейт под столом. Цифровая реальность все равно не сможет конкурировать с действительностью, даже если все уйдет туда.

Но мне очень нравится искать здравое зерно в любой ситуации. В каждом катаклизме времени есть тот правильный момент, за который можно зацепиться и извлечь максимальную для себя выгоду. И не надо бояться этого слова, потому что ты обязан любить себя и делать выгодным свои взаимоотношения с миром. Если люди говорят иначе, я не верю: они либо лукавят, либо еще не понимают себя.

— Я как раз хотела спросить про время и ощущение себя во времени. Если смотреть на весь путь «Ночных Снайперов», то вы сначала были такой бунтаркой «против всех»: брутальность, вызов мужскому миру, свобода. И в какой-то момент девушка с гитарой, собирающая стадионы, перестала быть сломом шаблона. И тут вы разворачиваетесь и опять идете против течения — в сторону традиционного консерватизма, романтичности, лиричности, если хотите. Почему это произошло?

Я была очень наивна и не думала, что мир такой. Я думала: приезжаешь в Петербург, выходишь на вокзале — навстречу идет Цой, желательно за руку с Майком, они тебя обнимают — и вы вместе поете друг другу песни. Вот такие розовые сопли.

Конечно, никто никуда не идет, тебя никто не ждет. Более того, если ты честный и прямой, ты не понимаешь, как это человек напротив, тоже как бы честный и прямой, потом говорит о тебе какие-то ужасные вещи. И я замкнулась, захлопнулась. Все эти годы, о которых вы говорите, была не борьба, а оборона.

«Интеллигентную двуличность я терпеть не могу, для меня лучше гопник»

Меня поддерживал только слушатель. Люди, которые приходили и приходят на концерты. Ни люди, стоящие на сцене, ни люди, пишущие о музыке, — больше ни один человек. Я попала в вакуум. А у нас хорошая семья, я всегда росла в атмосфере уюта и любви. При том, что мама не приняла занятие музыкой, (и правильно — нужно доказать, что чего-то стоишь, а потом уже тебя погладят по голове), меня априори любили. А здесь меня заведомо не любили.

Прошло какое-то количество лет, я не закончилась в самой себе и шла дальше. Без цели «идти против всех», я просто все эти годы шла. И в какой-то момент я получила, помимо признания слушателей, признание нашей творческой интеллигенции — это была премия «Триумф». Не думала, что для меня это важно. Но оказалось — да.

Я долго жила в ситуации, когда, с одной стороны, ты поешь и тебя слушает много людей, а с другой — часть людей, признанных публично, тебя в упор не замечает. И тут появляется Алла Демидова, которая говорит, что ты обалденный поэт — и ты перестаешь быть хулиганом. Ведь ты хулиган вынужденно. Хулиганы — это недолюбленные люди. Тот же «Самый красивый гопник» из моего рассказа. Обожаю этот рассказ и эту песню, потому что я таким людям больше верю, чем высоколобым и двуличным снобам. Интеллигентную двуличность я терпеть не могу, для меня лучше гопник.
Словом, я потихонечку оттаяла. Это была первая и по сути последняя премия, потому что я не ловец этих премий, но меня отпустило. Я поняла, что все хорошо. И не потому, что похвалили, а потому, что все-таки ты должен жить в мире, невозможно все время быть на войне. И еще после 2014 года я стала очень взрослой, несмотря на то, что во мне до сих пор много молодости.

Я до сих пор удивляюсь, когда меня узнают. Мне очень приятно, когда люди подходят и говорят: «Спасибо вам за ваши песни». Когда я это слышу, то понимаю, что все хорошо. Мы же все служим сцене, понимаете. Я столкнулась с этим на «Нашествии» два года назад. Вышла на сцену, начала петь «Катастрофически» — и люди стали петь громче, чем я. Я заплакала, представляете. Замолчала — а они продолжают петь. Отошла от микрофона, думаю: надо собраться — продолжаю и не могу. Три раза я начинала. И я поняла в тот момент, что я просто муравей, который обслуживает свой дар. И я не какая-то героиня, мне просто Бог дал. Вот я написала песню «Катастрофически» — и эта песня мне уже не принадлежит, она по сути уже принадлежит этим людям.

Во мне сейчас больше смелости и бунтарства, чем было. И я более отчаянная — книга тому подтверждение. И, слава Богу, я родила этих детей, в которых я просто души не чаю. Они такие прикольные, они мне очень нравятся, несмотря на всякие проблемы. Я действительно кайфую от платья, когда его надеваю. Мне не нужно «для чего-то» это делать, все очень естественно. А перед вами я сижу с красными боксерскими перчатками не потому, что хочу что-то доказать или понравиться, просто так получается в моей жизни.

Если возвращаться к началу вашего вопроса, я очень недоверчиво отношусь сейчас — еще больше, чем раньше, — к девушкам на сцене. Сейчас вроде бы все можно, а говорить — ничего. И на фоне свободы и открытой дороги получается пустота, которой не было, когда мы начинали, в 1993 году. Мы — это Сурганова, Земфира, Маша Макарова… Я не понимаю, что изменилось.

Нельзя говорить, что сахар был слаще в твоем детстве, он всегда сладкий. И я не хочу отказывать этому времени в героях и глубине. Но пока это время с небольшой глубиной.

Но вы наставник в проекте «Ты супер», как насчет молодого потенциала?

— Мало. Но чем дальше человек от больших городов — Москва, Питер, Новосибирск, Екатеринбург — тем больше в нем сил и стержня, собственного почерка. Я кайфую, когда вижу талантливого человека и думаю: боже, все не зря. Очень важно найти талант, это наше бессмертие в общем-то.

На этом проекте есть дети-сироты, и есть несколько очень талантливых ребят. Я не знаю, что с ними дальше будет, но если есть искра, я считаю своим долгом сказать об этом. А если ее нет, то не надо говорить, что она есть. Иначе ты пускаешь человека по ложному следу, он идет по этой дороге, встречает разных людей, некоторые говорят: » Да ты вообще без таланта». И приходит все к ощущению бесполезности в 30 лет.

Сцена не прощает, она тебя выкидывает. Если ты ставишь себя выше, если ты перестаешь на ней фигурально умирать, она выкидывает.

«Сейчас я занимаюсь врачеванием своей души. Я была очень издергана за эти годы гастролей и музыки — рок все-таки разрушает нервную систему»— А не возникало ощущения, что это сизифов труд?

— Нет-нет, не сизифов, есть результат. Опять же аналогия со спортом, раз мы сидим в фитнес-клубе. Это ведь не сизифов труд, когда ты приходишь заниматься своим телом?

Иногда включаю телевизор — становится просто страшно, я вижу больных людей, опустившихся, еще пока скрывающихся за внешним фасадом, за одеждой, но уже все видно на лице.
То же самое с музыкой. Нельзя написать одну хорошую песню и думать, что ты уже герой навсегда. Она заканчивается, как только ты ее допел.

— В книге есть очень проникновенное эссе про маму. В итоге она приняла то, что вы делаете?

— Сейчас, наверное, да. И я ей очень благодарна. Безусловно, надо любить и воспитывать в себе то, что заложено, но своей маме я действительно благодарна за справедливость и дисциплину. Да, я знала все эти годы, что если со мной что-то случится, она все бросит и тут же приедет. Но у нас в семье не принято жаловаться, мы не умеем просить, что очень плохо. Я буду умирать, но не попрошу воды, представляете? Не потому, что я такая гордая, а потому, что мне будет стыдно. И это совершенно неправильно. Мама сейчас работает у нас в группе, продает все эти книги, продукцию, лучше всех знает, что в каком альбоме находится. Конечно, она мной гордится. Но она имеет ко мне массу претензий.

Я постоянно думаю, какой же это сверхчеловек, у которого в 73 года такое количество энергии и сил. Месяц назад отец заболел ковидом, сильно, мы его теряли. Она с ним была все время вместе, пока его Коммунарка не забрала, и мама не заболела. И кому ни расскажешь, что Галина Анисимовна не заболела, в ответ — мы не удивляемся. У мамы суперсильная генетика и жажда жизни. В ней молодая энергия — и к ней стремишься, как к своему ровеснику. Я над ней подшучиваю: «Мам, ты что, подмахнула возраст? Сколько ты дала паспортистке?».

А на ваш взгляд, что в материнстве главное?

— Я так скажу: самое главное — не терять себя. Объясню почему. Если только ты себе позволишь в них целиком раствориться, тут же перестанешь быть интересной. В первую очередь для самой себя, во вторую очередь — для них. Дети это чувствуют. Если ты перестанешь быть интересной, и начнется вот это опустошение и усталость, рано или ты скажешь: «Я на тебя положила свои лучшие годы» — и услышишь в ответ: «А я тебя не просил. И вот это — катастрофа материнства».

Безусловно, материнство — в некотором смысле жертва, и для организма, и для карьеры. Но получаешь ты больше в разы. Детям нужна (и в данном случае это уместный глагол), очень нужна классная мама — молодая, энергичная. Ты сначала наполнись, а потом отдай.

А еще вопрос доверия, конечно. У нас он уже встал, я сказала дочери: никаких запретных тем у нас нет. Без панибратства, конечно, но я твой главный друг — ты всегда можешь прийти ко мне, я тебя приму любой. Это я поняла после своей мамы. Меня мама любой не принимала, у меня было очень много секретов, интимных секретов. А для девочки физиологическое взросление, интимность — это очень важно.

Дети изначально не должны соответствовать твоим представлениям, это другие, новые люди. Ошибка очень многих родителей в том, что они воспринимают детей как продолжение себя или как собственность. С детьми надо считаться. И не надо пытаться быть с ними одного возраста — «мы слушаем рэп». Не надо заигрывать.

Тогда последний вопрос задам как раз про саморазвитие. Чем вы сейчас себя наполняете?

— Преимущественно литературой. Никак не могу остановиться, наверное, мало времени прошло. Я сейчас не бросаюсь ничего писать, хотя уже очень хочу (смеется). Когда заканчивала «Снежного барса», думала, что это последняя книга. Но я писательством заболела. Мне очень нравится читать. Мне нравятся жизненные вещи — например, «Женщины Лазаря» Марины Степновой и ее новый «Сад», Дмитрий Быков, нравилась из прочитанного «Тайная история» Донны Тарт, новеллы Андре Асимана. Словом, меня сейчас больше всего занимает литература.

Если говорить о песнях, то пока я гитару обхожу стороной, потому что, как я шучу, «страдать неохота». Очень много времени провожу в занятиях спортом. Спорт очень здорово помогает мне быть сбалансированной. Я дорожу той сдержанностью, тем стабильным эмоциональным состоянием, которое дает йога, например. Если разобраться, сейчас я занимаюсь врачеванием своей души. Я была действительно очень издергана за эти годы гастролей и музыки — рок все-таки разрушает нервную систему. А я хочу быть счастливым, полноценным, гармоничным и спокойным человеком. Ясно, что это плохо сочетается с тем, чем я всю жизнь занимаюсь. Но я, правда, не хочу больше страдать. Поэтому чтение и работа над собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *