Арбузный переулок чему учит

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

11.06.2020

Драгунский В. «Арбузный переулок»

Читать краткое содержание других рассказов Драгунского:
«Первый день»
«Рыцари»

Главные герои рассказа «Арбузный переулок» и их характеристика

Чему учит рассказ «Арбузный переулок»
Рассказ учит ценить то, что имеешь, не капризничать. Учит съедать все, что дают. Учит бояться голода. Учит состраданию. Учит тому, что война всегда страшна.

Отзыв на рассказ «Арбузный переулок»
Мне понравился этот рассказ, в котором Дениска узнал об ужасах войны. Он никогда не знал настоящего голода, и потому мог капризничать и отказываться есть. Но когда Дениска услышал о страданиях молодого папы, он проникся, и скушал всю лапшу, хоть и не любил ее. Мне понравилось, что мальчик научился ценить то, что имеет.


Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Арбузный переулок»
Дениска пришел домой после игры в футбол, и ему казалось, что он может съесть быка. Но увидев приготовленную мамой молочную лапшу, мальчик передумал и стал капризничать, говоря про пенки, которые ненавидит.
Пришел папа и попытался обратить все в шутку, но Дениска был упрям. И папа сел напротив сына и стал рассказывать про военную осень, которую запомнил навсегда.
В военной Москве был голод. Папа ходил по улицам, мечтая о корке хлеба. И вдруг, в одном переулке он увидел как грузчики весело, по цепочке, разгружали машину арбузов. Папа смотрел на арбузы с открытым ртом и это заметил грузчик.
Один арбуз вдруг упал на землю и треснул. Папа облизнулся и отвернулся, но грузчик отдал треснувший арбуз ему.
И папа с другом Валькой съели весь арбуз, животы их раздулись и они были счастливы.
Пришла осень, стало холодно и голод стал еще страшнее. Однажды папа предложил Вальке сходить в арбузный переулок, может быть там снова разгружают арбузы. Мальчики каждый день ходили в арбузный переулок, но грузовика с арбузами больше не было.
Папа замолк, а потрясенный Дениска быстро доел лапшу и облизал ложку.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Арбузный переулок»

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. «Арбузный переулок» Читательский дневник, краткое содержание

Драгунский В.Ю. «Арбузный переулок» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Виктор Юзефович Драгунский

Название: «Арбузный переулок» («Денискины рассказы»)

Жанр: Рассказ

Тема произведения: Война

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристики:

Рассказчик – балованный, не хочет есть кашу, но рассудительный и понятливый.

Мама – возмущенная, спорящая с сыном ради его блага

Папа – мудрый, познавший страхи войны

О чем произведение:

Когда сын не хочет есть суп, отец рассказывает ему историю из своего детства, которая мгновенно меняет отношение мальчика к жизни.

Сюжет — краткое содержание:

После игр во дворе голодный рассказчик прибежал домой. Он был очень голоден. Мама дала мальчику молочный суп, который он очень не любит. Ребенок отказался есть. Тут в кухню зашёл папа и начал рассказывать о том времени, когда тысячам людей было нечего есть. Отец рассказчика был ещё маленький, когда началась война и голод. Продуктов не хватало. Добрые люди подарили худому мальчику арбуз, который был для него дороже всех богатств. После рассказа отца, повествователь съел весь суп.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился момент, где папе рассказчика в детстве просто так отдали арбуз. Те люди имели очень доброе сердце и необыкновенную щедрость, ведь любой продукт был на вес золота.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Война – самая страшная вещь на Земле, особенно когда страдают невинные дети.

Чему учит этот рассказ:

Нужно ценить то, что имеешь, быть честным и мудрым, уметь извлекать уроки из ситуаций.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Бедные дети, пережившие голод, холод и другие ужасы войны! Сейчас сложно представить жизнь без еды и материальных благ. Люди, которые пережили военные действия, являются настоящими героями.

Новые слова и выражения:

Одеколон – духи для мужчин

Пословицы к произведению:

О войне плохо слышать, а тяжелее видеть.

Война — суровая школа.

Источник

Драгунский «Арбузный переулок» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.

Виктор Юзефович Драгунский – русский писатель, автор множества детских повестей и рассказов. Он работал в кино, снялся в фильме, выступал в театре. По многим его рассказам сняты фильмы.

Одним из произведений автора является рассказ «Арбузный переулок», написанный в 1964 году. Рассказ входит в цикл «Денискины рассказы».

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои

1) Денис Кораблев – забавный мальчишка дошкольного возраста.

2) Мама Дениса – заботливая женщина, сварила лапшу с пенками.

3) Папа Дениса – мужчина, который в детстве столкнулся со всеми тяготами военного положения в Москве.

Главная мысль

Во время войны и детям, и взрослым приходилось особенно тяжело в плане пропитания. Особенно если сравнивать с мирным временем.

Чему учит?

Рассказ учит ценить то, что дают. Съедать всю еду и не капризничать. Проявлять сострадание.

Пословицы

1) Хлеб греет, а не шуба.

2) Легко про войну слушать, да тяжело видеть.

3) Голод не сосед, от него не уйдешь.

4) Все познается в сравнении.

Отзыв

Рассказ «Арбузный переулок» очень поучительный. Он показывает, какой страшной бывает война. Как тяжело приходилось людям. Голод – это страшно. В мирные времена не стоит капризничать из-за еды.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.

Источник

Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»). 3-й класс

Класс: 3

Цели:

Задачи:

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.Драгунского, иллюстрации, открытка из комплекта «Слово о хлебе».

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

(Чтение наизусть стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга»).

2. Тема урока.

– Беседа о том, как проходил первый этап работы с текстом – до чтения.

– Откроем учебник на стр.187. Рассмотрим иллюстрацию. Как вы думаете, о чём этот рассказ?

– Какие предположения возникли?

– Как вы понимаете смысл названия рассказа?

3. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Арбузный переулок».

а) Чтение по ролям 1-й части.

Озаглавим её: Спор Дениски с мамой из-за лапши.

Составим сюжетный (картинный) план 1-й части:

Эпизод 1. Денис пришёл домой после выигранного футбольного матча усталый и голодный. Мечта о рассольнике.

Эпизод 2. Мама принесла тарелку с молочной лапшой. Пенки.

Эпизод 3. Капризы Дениски по поводу лапши. Возмущение мамы. (Диспут – публичный спор на какую-нибудь тему.)

Эпизод 4. Папа шуткой разряжает накалившуюся атмосферу. (Марципан – кондитерское изделие из миндального, орехового теста.)

Эпизод 5. Папа высказывает своё отношение к происходящему: терпеть не могу!

б) Вопросы после чтения:

– Какой рассказ напоминает это произведение? (Начало рассказа «Тайное становится явным».)

– В каком настроении Дениска вернулся домой? Почему?

– Что он сказал маме?

– Что мечтал съесть на обед Дениска?

– Почему он отказывался есть молочную лапшу?

– Услышала ли Дениску мама?

– Каким мы видим Дениску? А маму? Понимают ли они друг друга?

– Почему мама увеличивает возраст Дениски? С кем она сравнивает сына? Почему?

– Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? Как он отнёсся к тому, что сын не ест молочный суп?

– Поддержал ли папа маму?

– Представьте себя на мамином месте: вы старались, трудились, готовили любимому сыночку, а ваше чадо – не желает это есть. Какие чувства бы вы испытывали на мамином месте?

– На чьей стороне ваши симпатии?

в) Чтение 2-й части учителем.

Озаглавим её: Рассказ папы о военном детстве и подаренном арбузе.

Составим сюжетный (картинный) план 2-й части:

Эпизод 1. Чужое лицо папы и «разговор с другом».

Эпизод 2. Описание войны глазами папы-ребёнка 11-12 лет. Мечта о хлебе.

Эпизод 3. Грузовик с заблудшими арбузами. Разгрузка.

Эпизод 4. Подаренный арбуз – счастье!

Эпизод 5. Торжественное поедание арбуза с Валькой.

г) Вопросы после чтения:

– Существует ли между Дениской и папой взаимопонимание? Прочитайте предложения, доказывающие это.

– Почему у папы стало отчуждённое лицо?

– Зачем папа вспоминал военную осень?

– Как тогда было в городе?

– Сколько лет тогда было папе Дениски?

– Сколько лет вам сейчас?

– Что происходило с ним тогда?

– Почему даже во сне он видел хлеб?

– В каком городе жил папа Дениски?

– Что он увидел в переулке, недалеко от своего дома?

– Почему мальчик запомнил дядьку: худого, небритого? Отчего он такой?

– Как разгружали грузовик с арбузами?

– Понимали ли взрослые чувства мальчика?

– Как вы думаете, могли ли взрослые подарить мальчику целый арбуз в военное время? Они же отвечают за этот груз?

– Случайно ли арбуз упал рядом с мальчиком?

– Прочитайте описание арбуза.

– Как он называет худого рабочего?

– Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?

– Когда папа рассказывал о том арбузе, мы чувствовали его запах и вкус. Почему маленький мальчик через всю жизнь пронёс память об этом арбузе?

– С кем он поделился арбузом?

– Найдите в тексте, как мальчики ели громадный арбуз?

– С чем сравниваются полные животы? А звон от такого живота?

– О чём пожалели друзья?

д) Чтение 3-й части про себя. Озаглавим её: Друзья вновь ходят в арбузный переулок и ждут новый грузовик.

– Повторное выборочное чтение.

Составим сюжетный (картинный) план 3-й части:

– Эпизод 1.Поздняя осень. Страшный голод и холод. Сны о хлебе и арбузах.

– Эпизод 2. Друзья вновь ходят в арбузный переулок в ожидании нового чуда.

е) Вопросы после чтения:

– Какой была осень в осень в Москве 1941 года? (Мы прочитали о самом первом, самом страшном, 1941-м годе, потому что враги тогда подошли очень близко к столице и шли тяжелейшие бои на её рубежах. Но В.Драгунский ни слова не пишет о боях, бомбёжках, налётах вражеской авиации. Он создаёт образ военного времени по-иному.

– Как показывает автор войну? (В. Драгунский рассказывает об 11-летнем мальчике, которого мучает голод. Он даже во сне видит хлеб. И, когда ему дарят расколовшийся арбуз, он воспринимает это как счастье. Не случайно, став взрослым,он рассказывает об этом случае своему сыну. Автор показывает войну глазами ребёнка.)

– Что особенно запомнилось мальчику?

– Почему не бомбёжки, не налёты вражеской авиации?

– Что стало теперь сниться маленькому папе Дениски?

– Почему ребята вновь пошли в арбузный переулок?

– Шумно ли было на улице?

– На что надеялись мальчики? Как они утешали друг друга?

– Оправдались ли их ожидания?

– Какое чувство возникает у вас по отношению к этим ребятам?

– Хотели бы вы очутиться на их месте?

– Как вы думаете, как В.Драгунский показал бы войну в восприятии Денискиной бабушки?

– Почему переулок мальчики назвали арбузным?

– Как вы думаете, чем закончится рассказ?

ё) Чтение 4-й части вслух. Озаглавим её: Денис дочиста съедает всю лапшу.

Составим сюжетный (картинный) план 4-й части:

Эпизод 1.Взгляд папы, устремлённый в прошлое.

Эпизод 3. Денис мгновенно съедает всю лапшу.

ж) Вопросы после чтения.

– Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила свой след в душе папы. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то трудное, тяжёлое время.)

– Как мама отнеслась к рассказу папы?

– Почему папа вышел из комнаты?

– Что представил Дениска после рассказа отца? (Прочитайте). Что он понял?

– Какие чувства переполняли его?

– Как вы догадались, что рассказ папы подействовал на него?

– Что сделал Дениска? Прочитайте.

– Почему он так поступил?

– Вернёмся к иллюстрации на стр.187: Какой эпизод выбрал художник для иллюстрирования? Точно ли он отразил детали? Что нужно дорисовать, исправить?

4. Физкультминутка.

5. Составление системы образов произведения в виде схемы.

Арбузный переулок чему учит. 1. Арбузный переулок чему учит фото. Арбузный переулок чему учит-1. картинка Арбузный переулок чему учит. картинка 1.

6. Составление рассказа – характеристики героев этого рассказа.

Папа:

Добрый, заботливый, поддерживает маму.

– Не читает моралей, не ругает сына, а исподволь подводит Дениску к осмыслению своего поведения так, что Денису стало стыдно за свои капризы.

– Умеет шуткой разрядить накалившуюся атмосферу.

– Скромный, мужественный, уважает себя и других. (Голодный, но арбуз не просил.)

– Чуткий (Приходит на помощь жене и сыну).

– Пример для сына. (Взаимопонимание с сыном.)

Мама:

Добрая, заботливая, беспокоится о здоровье сына.

– Не всегда понимает поступки сына, хотя они- большие друзья.

– Сочувствует папе, жалеет его.

Дениска:

Упрямый, капризный, думает о себе, совершенно не жалея маму.

– Наделён чувством юмора.

Худой рабочий:

Любит и жалеет детей.

Валька:

Верный друг.

– Анализируя взаимоотношения героев, понимаем, что В.Драгунский показывает в этом рассказе (по композиции) то, что даже очень близкие и любящие люди, не всегда могут понять друг друга, но у них есть такая возможность. Только для этого надо приложить определённые усилия и всё получится, всё будет хорошо!

7. Обобщающая беседа.

Что хотел сказать В.Драгунский читателю в этом рассказе?

– Почему рассказ назван «Арбузный переулок»?

– Как вы думаете, в следующий раз, когда мама вновь приготовит лапшу, что сделает Дениска?

– Поступаете ли так вы?

– Чему научил папа Дениску?

– Откройте стр.192 учебника. Ответим на вопросы.

8. Рассказ учителя о Ленинградской блокаде.

8 сентября 1941года гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом-голодом. Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике: «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».

От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 года во время таяния снега на улицах и площадях нашли около 13.000 трупов.

…О, мы познали в декабре – не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь:
Таким людским страданьем он, такой большой любовью братской
Для нас отныне освящён, наш хлеб насущный, ленинградский.
Ольга Бергольц

В1941-1944 годы стране, фронту нужен был хлеб, много хлеба. И забывали люди про сон и усталость. Полевые армейские хлебопекарни пользовались своими запасами муки. Специалисты-мукомолы сконструировали походные мельницы производительностью 5 и 15 тонн в сутки. И каждое утро в пороховом дыму, у самого пекла войны хлеб ночной выпечки готовили к отправке на передовую. Хлеб фронту был так же необходим, как и боеприпасы. Он давал новые силы бойцам.

125 граммов хлеба блокадного Ленинграда, хлебные карточки того времени, полевая армейская хлебопекарня- это фотодокументы военных лет, документы подвига народа! (Показ фотографий.)

9. Итог урока. Рефлексия.

Кому адресован рассказ?

– О чём задумывается современный маленький читатель при его чтении?

– Что нового мы сегодня узнали?

– Кто помог нам сделать эти открытия.

– Отметьте свои достижения на лесенке успеха.

10. Домашнее задание.

Перечитать рассказ, подготовить выразительное чтение фрагмента.

– Нарисовать сюжетную цепочку и иллюстрацию к любому эпизоду.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Арбузный переулок чему учит. zima. Арбузный переулок чему учит фото. Арбузный переулок чему учит-zima. картинка Арбузный переулок чему учит. картинка zima.

Отзыв о рассказе В.Драгунского «Арбузный переулок»

Арбузный переулок чему учит. otzyv arbuzny pereulok. Арбузный переулок чему учит фото. Арбузный переулок чему учит-otzyv arbuzny pereulok. картинка Арбузный переулок чему учит. картинка otzyv arbuzny pereulok.В рассказе «Арбузный переулок» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» главный герой, мальчик Денис, придя домой с улицы после игры в футбол, очень хотел есть. Но когда он увидел, что в тарелке налит молочный суп с лапшой, то стал отказываться от этого блюда, потому что в нем были пенки. Мама рассердилась и стала требовать, чтобы Денис ел то, что она принесла.

На звуки спора пришел папа Дениса и стал спрашивать, что происходит. Когда мама объяснила причину своего недовольства, папа сначала пытался шутками уговорить сына поесть, но, увидев, что его уговоры не помогают, замолчал и стал с серьезным видом смотреть на Дениса.

После долгой паузы папа рассказал сыну одну историю. Шла война, и продуктов не хватало. Папа, будучи в то время мальчишкой, постоянно ходил голодным. И однажды он увидел, как в переулке у магазина разгружают арбузы. Их передавали по цепочке из кузова грузовика до дверей магазина. Внезапно один арбуз упал на землю и разбился. Папа, увидев, какой арбуз внутри красный и сочный, отвернулся и пошел прочь, чтобы не дразнить голодный желудок. Но его догнал один из рабочих и отдал этот разбитый арбуз. Папа съел его вместе с другом Валькой. После, когда в городе стало совсем плохо с едой, они с другом ходили в этот переулок и ждали, что приедет грузовик с арбузами. Но грузовик больше так и не приехал.

Закончив рассказ, папа вышел из комнаты. Вслед за ним вышла и мама. А Денис после этого съел весь суп, обтер хлебом тарелку и облизал ложку.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Арбузный переулок» состоит в том, что все познается в сравнении. Денис позволял себе ковыряться в еде и выражать недовольство пенками до тех пор, пока не услышал рассказ отца о голодном военном времени. Он понял, что его капризы неуместны и съел весь суп. Рассказ учит ценить то, что у нас есть и с благодарностью принимать пищу, которая попадает на наш стол.

Какие пословицы подходят к рассказу «Арбузный переулок»?

Сытый голодного не разумеет.
С голоду хлебная корка слаще пирога.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *