Арендодатель не возвращает депозит что делать
Что делать, если хозяин квартиры не возвращает депозит
Вы собираетесь выезжать из квартиры, но хозяин вдруг отказывается вернуть депозит. Говорит, что никаких денег не получал, и вам ничего не должен. Как быть? Мы выбрали 3 совета от участников паблика Flats for friends.
Озадаченная квартиросъемщица обратилась за советом в группу по поиску жилья в Фейсбук.
«Арендодатель — прекрасная женщина средних лет — не отдает залог. 25 000 рублей на дороге не валяются, так что хочется их вернуть. Разговоры и объяснения на неё не действуют.
Перед выездом я, как и полагается, за месяц предупредила, что буду выезжать. Более того, сама разместила объявление и нашла девушку вместо себя. Выходит, собственница квартиры уже во второй раз за год получила депозит, а вот мне вернуть отказывается.
Обращаюсь в особенности к тем, у кого была такая ситуация. Пожалуйста, посоветуйте, как быть?» — написала девушка. И уточнила в комментариях, что по условиям договора хозяйка вернуть депозит обязана. «Она говорит, что мы не платили деньги вперед: сначала въехали, а через месяц заплатили. Хотя когда мы въезжали, мы заплатили риэлтору, отдали депозит и оплату за первый месяц. Я же не могу выхватить у неё сумку и взять оттуда деньги. Она включает дурочку и начинает говорить, какая она честная женщина, у неё больные ноги и вообще — она сколько сдаёт — никогда таких ситуаций не было».
Участники группы предложили разные выходы из ситуации.
1. Пригрозить проблемами
Если хозяйка не хочет разговаривать с вами по-хорошему, придётся говорить по-плохому. Некоторые пользователи предлагают фиксировать недовольство не только устно, но и письменно. «Если вы передавали депозит под расписку, пишите претензию, укажите в претензии требования по возврату депозита, в противном случае — суд. Укажите, что ей придётся возмещать расходы по оплате юридических услуг и госпошлину», — говорит Dmitry Medvedev.
Испортить успешный бизнес арендодателю вполне может плохая репутация. Пригрозите хозяйке, что отговорите новых жильцов от аренды, но можно пойти ещё дальше. «Предупредите, что больше она квартиру сдать не сможет, вы будете стоять у подъезда и всех входящих предупреждать, что она присваивает деньги», — предлагает радикальное решение Elena Rakitova.
2. Обратиться к участковому
Большинство участников группы советует девушке обратиться в полицию. «Я в такой ситуации вызвала полицию, хоть это и гражданско-правовые отношения, но на нашего арендодателя это подействовало. Полиция + моя истерика = возврат депозита», — рассказывает Лилия Мосягина. «Звоните в полицию, объясняете ситуацию. В полиции регистрируется каждый звонок. Они подскажут, как быть, — подтверждает Катерина Андреева. — У меня не было договора письменного, только расписка о залоге, где не было сказано, что залог возвращается или не возвращается. После звонка в полицию и начальнику участкового залог вернула хозяйка. Сама предложила».
Но если у вас нет временной регистрации, штраф грозит не только хозяйке, но и вам.
3. Подать в суд
Если разговоры не подействовали, то придётся идти в суд. В суде ваш успех практически гарантирован. Да, это долго и дорого, но в случае вашей победы все траты лягут на нечестного арендодателя. «Если есть договор, в котором сказано о депозите и факте его принятия собственником, то обращайтесь в суд. После вынесения судебного решения приставы взыщут долг принудительно, — объясняет Victoria Gilmanova. — Услуги представителя (юриста, адвоката) можете также в судебном порядке взыскать с неё как издержки. Госпошлина тоже возвращается путём взыскания с «проигравшего» по соответствующему ходатайству. Иск подавать в мировой суд по месту жительства ответчика».
Советы на будущее
Обязательно берите расписки, если отдаёте или получаете деньги наличными.
Советуем вам сделать это привычкой. Все денежные отношения с малознакомыми людьми (а лучше просто все) должны сопровождаться письменными доказательствами. «Тоже была в ситуации, когда хозяева пытались сделать вид, что не они нам, а мы им ещё денег должны. Спасло только то, что я требовала за каждую выплаченную мной сумму расписываться», — приводит пример Юлия Гасникова. Есть вариант попроще — расплачивайтесь картами и в любой непонятной ситуации берите выписку со счёта.
Не оплачивайте аренду за последний месяц, если вносили депозит.
Удерживать залог в счёт проживания — обычная практика для арендодателей. Если не хотите допускать проблем с депозитом, просто откажитесь от оплаты последнего месяца. «Мы договаривались, что живём крайний месяц без оплаты в пользу депозита. Может, забаррикадируетесь?» — шутит Juli Pomazanova.
Что делать если не возвращают залог/депозит за квартиру. Подробная инструкция по возврату, как действовать законно и вернуть деньги.
Распространенной ситуацией является, когда помимо месячной арендной платы, квартирант вносит определенный залог и/или страховой депозит. При определенных условиях после окончания арендных отношений данная сумма должна быть возвращена арендатору, о чем многие из них не подозревают.
В представленной статье мы подробно расскажем, какие существуют основания для возврата депозита и залога, как проводится процедура и особенности, которые следует учитывать.
○ Что такое залог и депозит за квартиру при аренде.
Залог и депозит при заключении арендной сделки – понятия, имеющие существенные различия.
Как следует из настоящего закона, залог является гарантийной суммой, которая может быть использована для погашения долга, в случае его образования. Например, она может быть использована как оплата за последний месяц проживания.
Что касается депозита – это финансовые средства в установленном сторонами размере (обычно равняется месячной оплате). Это своеобразная страховка арендодателя, которая будет компенсировать ущерб его имуществу, в случае его нанесения. Понятие страхового депозита не отражено в законодательстве, он приравнивается к обеспечительному платежу.
○ Как должен быть оформлен депозит и залог.
Перед тем, как передавать деньги, необходимо подстраховаться, чтобы не в будущем не возникло проблем с их возвратом. Для этого нужно:
Такие действия помогут избежать возникновения конфликтов при расторжении арендного договора.
○ Когда возвращается залог и депозит.
Условия возвращения страховочных сумм должно быть предусмотрено в соглашении. Стороны могут по собственному желанию определять обстоятельства, при которых финансы будут возвращены, в том случае, если они не противоречат нормам закона. При этом существуют общие условия, которые предусматривают возврат денежных средств квартиранту.
Как залог, так и депозит должен быть возвращен арендатору, если:
○ Действия при невозврате депозита или залога.
Во всех этих случаях арендодатель должен вернуть денежные средства. Но если он уклоняется от своих обязательств, необходимо знать, как защитить свои права. Порядок действий зависит от конкретной ситуации.
✔ Если есть договор аренды и расписка.
В данном случае у квартиранта самые высокие шансы вернуть требуемые деньги. Самый крайний вариант – обращение в суд, который, вероятнее всего, будет на стороне истца. Но если нет возможности или желания затевать судебный процесс, можно попытаться решить дело в досудебном порядке:
Факт передачи депозита и/или залога перед заездом должны быть подтверждены распиской, которую потребуется предъявить для получения возврата. Если решить дело в досудебном порядке не получается, стоит знать сроки исковой давности для обращения. Подобный иск относится к общим гражданско-правовым делам, и срок его давности составляет 3 года.
✔ Если нет договора аренды, но есть расписка.
Расписка выступает доказательством того, что финансовые средства были получены контрагентом. Поэтому даже если арендное соглашение не было составлено и подписано, хозяин квартиры обязан соблюсти законодательные требования о возврате залоговой или депозитной суммы.
В досудебном порядке вопрос можно решить путем переговоров. Если отсутствует договор аренды, вероятность того, что владелец жилья скрывает доходы от его сдачи, достаточно высока. Поэтому можно попытаться объяснить ему, что в случае обращения в соответствующие инстанции, сумма его ущерба будет значительно выше, чем залог или депозит.
Если решить дело в досудебном порядке не получается, придется обращаться в судебные органы. Среди доказательной базы неправомерности действий хозяина жилплощади расписка занимает достаточно важное место. Срок исковой давности в данном случае – 3 года. Ключи не стоит отдавать до решения вопроса.
✔ Если нет договора аренды и расписки.
В данном случае шансы вернуть деньги самые небольшие, потому что отсутствует договор, регулирующий права квартиранта и расписка, подтверждающая факт передачи денег. Вероятнее всего, обращение в суд не даст положительного результата, ввиду отсутствия доказательной базы. Поэтому все, что может делать арендатор – попытаться договориться с хозяином. Мерой воздействия может стать угроза обращения в налоговую, потому что скорее всего налоги с дохода от аренды он не сдает. Вмешивать полицию в данное дело не стоит, потому что эффект может быть обратным. Арендатора могут обвинить в незаконном проникновении в чужую собственность без наличия соглашения. Также нельзя удерживать ключи, потому что ввиду отсутствия договора и расписки, право на пребывание в помещении у квартиранта отсутствует.
Поэтому если нет доказательных документов, шансы вернуть депозит или залог нулевые.
○ Что делать если арендодатель скрывается.
Если хозяин квартиры просто игнорирует требование вернуть положенную сумму и не выходит на связь, нужно действовать следующим образом:
Если арендодатель скрывается, это также может быть расценено судом, как неправомерные действия по отношению к квартиранту, что увеличивает вероятность победы последнего. Важно учитывать, что срок исковой давности в данном случае также составляет три года, поэтому инициировать судебный процесс необходимо до истечения указанного периода.
○ Как арендодатель может уменьшить сумму возвращаемого депозита.
Условия возврата денежных средств должны быть отражены в арендном соглашении, но есть общие требования к данной процедуре.
Собственник жилья обязан возвратить всю залоговую и/или депозитную сумму, если состояние квартиры не изменилось за период аренды. В данном случае следует принимать во внимание состояние:
Размер возвращаемых денежных средств будет уменьшен соответственно объему ущерба, причиненного имуществу арендодателя.
Таким образом, депозит и залог – условия, выгодные, в первую очередь, хозяину жилплощади, который подобным образом страхуется от возможной порчи. Но также, как у арендатора есть обязанность по внесению данных финансов, арендодатель несет ответственность за своевременный возврат авансовых и страховых платежей.
○ Советы юриста:
✔ Съехали раньше, чем указано в договоре, арендодатель отказывается отдавать депозит.
Хозяин будет прав, если вы письменно не предупредили его о своем намерении освободить жилплощадь заранее, при условии, что подобное отражено в договоре.
✔ Арендодатель просит вернуть ключи, а депозит обещает вернуть потом.
В данном случае решение принимается арендатором лично, исходя из степени доверия к хозяину. Если последний получит ключи от квартиры, у него не будет препятствий к ее дальнейшему использованию. Кроме того, добровольный возврат ключей может классифицироваться как отсутствие претензий к арендодателю. Поэтому лучше не соглашаться на подобную просьбу и использовать ключи от квартиры как метод воздействия на хозяина.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Сохраните страницу в cоцcетях:
Похожие материалы
Комментарии
Здравствуйте! Хозяин не возвращает депозит, мотивируя это тем, что я испортил сантехнику, хотя она была в таком же состоянии в момент моего заезда. Как мне можно на него воздействовать, если нет арендного договора и расписки?
Добрый день. К сожалению, отсутствие доказательных документов аннулирует возможность защиты своих прав. То, что сантехника уже была в плохом состоянии в момент заселения, должно было быть отражено в передаточном акте. Без всех этих документов, вы не можете рассчитывать на возврат денег.
Здравствуйте! Хозяин не возвращает залог, объясняя это тем, что он является компенсацией за досрочное расторжение договора. Я предупредил о своем намерении съехать за 3 недели до фактического отъезда, а он утверждает, что я нарушил сроки.
Добрый день. Срок, за который вы должны были предупредить хозяина о намерении освободить жилье, должен регулироваться составленным договором. Если в нем указан месяц, вы действительно нарушили условие уведомления. Однако залог не может использоваться в качестве компенсации, не являясь депозитом. Поэтому вы можете обратиться в суд с соответствующим иском и приложением договора с указанием внесения залога, а не депозита и расписки о передаче денег.
Съехал с арендуемой хвартиры.при съезде отдал свой вариант договора и ключи По договору должен быть бу холодильник. Хозяин в связи с непристижной маркой и старым годом выпуска холодильника грозится не полностью вернуть депозит. Есть расписка полученная при съезде о том что нет претензий и депозит зачислят на мой счет(без пасп данных)Прошу подсказать алгоритм действий при неполном возврате депозита.
Здравствуйте, должен ли наймодатель вернуть залог если наниматель не предупредил о съезде с квартиры в конце месяца за 2 недели до съезда, а сообщил в последние 3 дня? Должен ли наймодатель вернуть залог?
Здравствуйте что делать если мы только заплатили за квартиру и через 11 дней пришлось съехать из за пьянок и неадекватности хозяйки, вернули только 5000 тыс ссылаясь на то что она подняла арендную плату за квартиру даже не предупредив, ключи от квартиры остались и договор тоже
Здравствуйте! Вам необходимо направить хозяйке письменное уведомление о расторжении договора с требованием о возврате вам уплаченных за проживание денежных средств за неиспользованный период в полном объеме, а также оговорить способ возврата ключей. В случае неудовлетворения ваших требований вам нужно будет обратиться с аналогичными требованиями в суд и расторгать договор уже в судебном порядке.
Сняли на пол года на зиму квартиру в Адлере. Муж работал в Москве а я с ребенком 6 мес.жила у моря в тепле-сделали это ради ребенка, чтоб не болел, т.к. слабый иммунитет.
Звплатили залог в размере месячной оплаты 30000. Во время проживания наклеила на стену детские картинки, когда стала снимать немного повредила стену-она была покрашена. Замазала аккуратно, но потемнения остались. Стена светлая.
Хозяйка отказалась возвращать залог угрожая судом что взыщет по полной и красить надо не только стену с потемнениями а всю большую комнату и дорогой краской т.к. у них квартира не эконом класса. Обвинила меня в том что я засрала ее квартиру, хотя я вымыла все и убралась. Она живет в Перьми и сказала что если прилетит и все сделает сама то еще взыщет сумму за перелет. Всеми вопросами по приемке квартиры занималась ее соседка риелтор, это с ее слов хозяйка закатила нам истерику с угрозами.
Я предложила сначала все закрасить сама, но т.к. такой коаски нет и ее хозяйка колеровала сама, она мне отказала.
Затем я предложила покрыть финансово ремонт одной стены, затем разделить весь ремонт комнаты пополам и оплатить его, на что выслушала еще кучу упреков, что уборщица не видела такой грязи никогда-ее мы должны оплатить еще и электрика, почему то оказалось что выдраны розетки и кучу всего.
Ничего возвращать она не собирается а еще и угрожает что подаст в суд и мы будем все возмещать и доплачивать.
Подскажите, пожалуйста, как нам быть. Я в декрете и муж работает, адвлкатов нам не потянуть, да и как я с ребенком буду ездить по судам. Кто в этой ситуации прав? Я признаю свою вину но только за одну стену, и готова оплатить за ее покраску а не за весь ремонт.
Угроза:[20.04, 14:50] Елена Адлер Просвящение 84, 60: Вы что на до мной издеваетесь! Мне проще подать на вас в суд, вы заплатите за неустойку, то что люди после вас хотели с разу заехать, но мне пришлось отказать, за ремонт, за уборку трёх дневную, за покупку и ремонт розеток, за моральный вред. Все доказательства у меня есть, все зафиксировано.
[20.04, 14:54] Елена Адлер Просвящение 84, 60: То что натворили, за собой не убрали, уехали! Вы что думаете, что можно все у людей рушить, и спокойно все в таком состоянии бросить и уехать. За все нужно отвечать. За ваши противоправные действия, другие люди не должны нести убытки.
[20.04, 14:56] Елена Адлер Просвящение 84, 60: Приезжайте и все устроняйте. Нужно отвечать за свои действия.
[20.04, 15:20] : Елена, я могу приехать 30го или 1го.
[20.04, 15:22] : Почему вы не хотите что бы я приехала когда могу? Я убиралась перед отъездом! Но вы никак не хотите понять, что у меня ребенок. Невозможно было жить не до чего не дотрагиваясь!
Как арендатору не потерять обеспечительный платёж (депозит)
Обеспечительный платёж — это деньги, из которых арендодатель получит своё, если арендатор не заплатит или испортит помещение. Для арендатора идеально, когда в конце аренды платёж засчитывают за последний месяц или возвращают. Но на деле платёж легко потерять — это зависит от условий договора аренды.
Как работает обеспечительный платёж
Арендатор вносит обеспечительный платёж, если в договоре аренды есть пункт об этом. По закону такой обязанности у арендатора нет. Довод «так делают все, когда снимают недвижимость» не работает без записи на бумаге.
В договорах обеспечительный платёж называют по-разному — депозит, страховой платёж, гарантийный платёж. Суть от этого не меняется.
Обеспечительный платеж работает по правилам из ст. 381.1 ГК РФ. Если арендатор задерживает арендную плату или портит помещение, арендодатель удерживает нужную сумму без писем и судов. Если нарушений не было или от платежа что-то осталось, в конце аренды арендатор получает деньги назад. Проценты за пользование деньгами арендодатель не платит. По сумме платежа договариваются. Обычно она равна ставке за один-два месяца.
В договоре аренды стороны могут изменить и уточнить правила из закона:
✍ Записать больше ситуаций, когда арендодатель списывает деньги. Например, платёж идёт в счёт штрафов за нарушение арендатором режима работы торгового центра. Или платёж покрывает убытки арендодателя при досрочном выезде арендатора;
✍ Сделать обеспечительный платёж невозвратным;
✍ Установить, что платёж списывают в счет арендной платы за последний месяц;
✍ Обязать арендатора пополнять платёж в определенный срок, если арендодатель делает списание;
✍ Записать, в какой срок арендодатель возвращает арендатору деньги после окончания аренды.
Тут важно следующее. В споре по поводу обеспечительного платежа будут работать условия из договора аренды. Даже если арендатор лишается этих денег, ничего не получая взамен. Стороны видели, что подписывают, отказаться теперь нельзя. Это принцип свободы договора из ст. 421 ГК РФ.
Если арендодатель не отдаёт возвратный платёж после окончания аренды, у него возникает неосновательное обогащение по ст. 1102 ГК РФ. На сумму платежа можно насчитать проценты за каждый день задержки. Но, скорее всего, за долгом и неустойкой арендатору придётся идти в суд.
Бывает другая ситуация. Арендатор заплатил, но что-то пошло не так, и в помещение он так и не въехал. В итоге договор разорвали, аренда не состоялась. Тут арендодатель обязан вернуть даже невозвратный депозит — ст. 453 ГК РФ.
Когда обеспечительный платёж остаётся арендодателю
Арендодатель списывает деньги, если арендатор нарушает условия аренды. Получается, для арендатора главное — внимательно прочитать договор и не нарушать обязанности.
Вот самые частые причины потери обеспечительного платежа.
Досрочный выезд из помещения
Если записано, что депозит остаётся как штраф за односторонний отказ арендатора от договора, так оно и будет. Арендатор теряет платёж, даже когда ничего не ломал, а просто нашёл помещение с лучшей проходимостью. Предприниматели могут так договариваться по п. 3 ст. 310 ГК РФ. Верховный Суд подтверждал, что это законно в п. 16 Постановления № 54.
Ещё арендодатель может не возвращать депозит, если попросил арендатора съехать по его вине. Например, за просрочку арендной платы или пожар в помещении.
Однако арендодатель обязан вернуть деньги, если сам выгнал арендатора. Суды поддерживают, вот пример — дело № А41-85970/2019.
Забыли вернуть помещение по акту
Когда аренда заканчивается, арендатор обязан съехать и вернуть помещение по акту. Пока акт не оформили, за каждый день начисляется арендная плата, даже если арендатор уже вывез мебель и отдал ключи — ст. 622 ГК РФ. Арендодатель спишет долг из депозита.
Ущерб помещению
Сломанную дверь или разбитую люстру арендатор чинит за свои деньги. Это его обязанность делать текущий ремонт из ст. 616 ГК РФ. Иначе арендодатель запишет поломки в акт возврата, посчитает сумму ремонта и вычтет из депозита. Для арендодателя депозит — это чужие деньги, и он вряд ли будет искать подрядчика подешевле.
Но арендатор отвечает только за ремонт в границах своего помещения. За общие лестницы, санузлы и коридоры — нет. Ремонтировать и мыть общее имущество в здании обязан собственник — ст. 210 ГК РФ.
Просрочка арендной платы и другие нарушения
Арендатор обязан платить за помещение в срок, который записан в договоре — ст. 614 ГК РФ. За просрочку арендодатель может насчитать пени и вычесть из платежа.
Торговые и офисные центры часто прописывают в договорах правила внутреннего режима и штраф за нарушения. Если сотрудники арендатора в разгар дня закрывают магазин на жалюзи или вносят товар через центральный вход, администрация выписывает штраф. Это тоже минус из депозита.
Что записать в договор, чтобы обеспечительный платёж вернули
Арендатору принципиально проследить, чтобы по условиям договора арендодатель всегда возвращал платёж или засчитывал его в последний месяц аренды. Не все арендодатели согласны переписывать договор не в свою пользу. Но вести переговоры стоит.
Хороший набор пунктов для арендатора выглядит примерно так:
В качестве обеспечения исполнения обязательств Арендатор в течение 3 дней после подписания договора перечисляет на расчётный счёт Арендодателя обеспечительный платёж. Сумма обеспечительного платежа устанавливается в размере одной ежемесячной арендной платы.
Арендодатель обязан вернуть обеспечительный платёж на расчётный счёт Арендатора в течение 3 дней после окончания срока договора аренды или его досрочного расторжения по инициативе любой из сторон.
По требованию Арендатора Арендодатель обязан зачесть обеспечительный платёж в счёт арендной платы за последний месяц.
При удержании из обеспечительного платежа Арендодатель направляет Арендатору письмо с расчётом и обоснованием удержанных сумм.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что поменялось из-за коронавируса
В 2020 году арендаторы из особо пострадавших отраслей бизнеса могли съехать из помещений досрочно без штрафов, если не договорились с владельцами недвижимости о скидке. Это мера господдержки из ст. 19 Закона № 98-ФЗ от 01.04.2020 г.
Но об интересах владельцев недвижимости тоже подумали. При досрочном съезде пострадавшему арендатору депозит не возвращают. И неважно, что было в договоре аренды. Искать нарушения на стороне арендатора тоже не придётся. Арендатор утрачивает право на обеспечительный платёж полностью. Здесь суды поддерживают арендодателей, пример — дело № А13-7469/2020.
P. S. «Особенно пострадавшие» арендаторы получили право на отсрочку арендной платы. Отсрочка распространяется на платежи с даты введения режима повышенной готовности до даты отмены. Если режим повышенной готовности сняли раньше 1 октября, то ещё на 50% от даты отмены до 1 октября. Выплачивать долг арендаторы должны с 1 января 2021 до 1 января 2023.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур