Арендуемое или арендованное в чем разница
Аренда и лизинг: понятия и различия
Аренда: что это такое
Аренда – это договор, по которому арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору какое-либо имущество во временное владение и пользование (ч. 1 ст. 606 ГК РФ). В аренду могут быть переданы земельные участки, природные объекты, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспорт и все прочие непотребляемые вещи. То есть те вещи, которые не теряют своих натуральных свойств и качеств в процессе их использования арендатором.
Арендованное имущество в течение всего срока действия договора остается в собственности арендодателя, а продукция и доходы, которые приносит это имущество, являются собственностью арендатора (ч. 2 ст. 606 ГК РФ).
Сторонами договора являются арендодатели, которые сдают имущество во временное пользование, и арендаторы, которые за определенную плату пользуются этим имуществом.
При этом в качестве арендодателей могут выступать как сами собственники имущества, так и лица, управомоченные сдавать имущество в аренду на основании закона или с согласия собственников (ст. 608 ГК РФ). И арендодателями, и арендаторами могут выступать любые субъекты гражданских правоотношений – организации, ИП и физлица.
Капитальный ремонт переданного в аренду имущества производится по общему правилу самим арендодателем. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок (ч. 1 ст. 616 ГК РФ).
В свою очередь арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание.
Законодательство не оговаривает точных сроков, в течение которых можно арендовать то или иное имущество. Эти сроки оговариваются в самом договоре. Причем арендный договор может носить как срочный, так и бессрочный характер. В последнем случае и арендодатель, и арендатор вправе в любое время отказаться от договора. Для этого достаточно предупредить другую сторону о расторжении договора за один месяц, а при аренде недвижимости – за три месяца (ч. 2 ст. 609 ГК РФ).
Арендный договор сроком действия более года заключается только в письменной форме. То же самое касается и договоров, где хотя бы одной из сторон является организация. Если объектом аренды выступает недвижимость, то договор подлежит еще и обязательной государственной регистрации (ч. 2 ст. 609 ГК РФ).
Что такое лизинг
Лизинг – это финансовая аренда. Он представляет собой одну из разновидностей арендных правоотношений, главной особенностью которых является то, что арендодатель в них изначально не является собственником сдаваемого в аренду имущества. На момент оформления лизинга само имущество может даже и не существовать. Имущество и место его приобретения, как правило, выбирает сам арендатор.
Главная функция арендодателя же в лизинге заключается в выделении собственных или привлеченных денежных средств на приобретение выбранного арендатором имущества, которое и будет сдаваться в аренду. Собственно, в этом как раз и проявляется финансовая сторона данного вида арендных правоотношений. По сути арендуется не само имущество, а деньги, на которое оно приобретается.
Сторонами договора лизинга выступают лизингодатель (покупатель имущества и арендодатель в одном лице), лизингополучатель (арендатор имущества), а также продавец, у которого лизингодатель и приобретает оговоренное в договоре имущество. В отличие от договора аренды, договор лизинга не имеет самостоятельного значения и требует обязательного заключения еще одного договора – купли-продажи.
По договору финансовой аренды лизингодатель обязуется купить определенное лизингополучателем имущество в свою собственность и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование (ч. 1 ст. 665 ГК РФ).
В свою очередь лизингополучатель обязан вносить арендную плату за пользование имуществом. По окончании срока действия договора он обязан возвратить имущество лизингодателю или приобрести его в собственность на основании договора купли-продажи.
Право выкупа имущества после истечения срока лизинга не является безусловным. Как и в случае с арендой такое право лизингополучателя должно быть непосредственно прописано в тексте самого договора.
По общему правилу техническое обслуживание предмета лизинга и ответственность за его сохранность лежат на лизингополучателе. Он же, в отличие от арендаторов по договорам аренды, отвечает не только за текущий, но и за капитальный ремонт арендуемого имущества (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).
В лизинг можно брать практически любое непотребляемое имущество – автотранспорт, недвижимость, спецтехнику, промышленное оборудование и т.д. В то же самое время земельные участки и другие природные объекты, в отличие от той же аренды, не могут быть предметом лизинга (ст. 666 ГК РФ).
Договор лизинга, независимо от срока его действия, заключается исключительно в письменной форме. При этом срок действия договора лизинга – его существенное условие (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ). Лизинг нельзя оформить без указания срока, как это допускается при заключении договора аренды.
В отличие от договора аренды, по общему правилу выбор конкретного имущества и его продавца осуществляется лизингополучателем. То есть арендатором имущества. В этих случаях лизингодатель не несет никакой ответственности за выбор предмета аренды и его продавца.
Однако в тексте договора может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется самим лизингодателем (ч. 2 ст. 665 ГК РФ). В этом случае соответствующая ответственность ложится уже на лизингодателя.
Чем аренда отличается от лизинга
Таким образом, между рассмотренными выше договорами много общего. И аренда, и лизинг – это разновидности найма имущества. Просто в первом случае речь идет об имущественном, а во втором – о финансовом найме. Данное обстоятельство обуславливает ряд различий между этими сделками.
Для большей наглядности представляем таблицу различий между арендой и лизингом.
Любые непотребляемые вещи, включая земельные участки и природные объекты
Любые непотребляемые вещи, за исключением земельных участков и природных объектов
Необходимость заключения дополнительных договоров
Требуется только сам договор аренды, содержащий все существенные условия, указанные в законе
Дополнительно требует заключения договора купли-продажи имущества. Также может потребовать заключения дополнительных договоров – договора о привлечении средств, договора залога, гарантии, поручительства и т.д.
Арендодатель и арендатор
Лизингодатель, лизингополучатель и продавец имущества
Аренда широко распространена не только в экономике, но и в сферах, которые не относятся к предпринимательской деятельности
Лизинг распространен преимущественно в сфере предпринимательской деятельности
Допускается устная форма договора аренды
Лизинг всегда оформляется исключительно путем заключения письменного договора
Ответственность за капитальный ремонт имущества
По общему правилу капитальный ремонт осуществляет арендодатель.
По общему правилу капитальный ремонт осуществляет лизингополучатель
Техническое состояние имущества
В аренду сдается уже имеющееся у арендодателя на праве собственности или другом вещном праве имущество. Нередко арендуются уже бывшие в употреблении объекты
В подавляющем большинстве случаев предметом лизинга является новое имущество
Ответственность за выбор имущества
Предметом аренды выступает имущество, предлагаемое арендодателем. Это имущество, как правило, уже имеется у него в наличии
По общему правилу выбор лизингового имущества и конкретного продавца осуществляет сам лизингополучатель
Срок действия договора
Законом допускается заключение бессрочных договоров аренды
Договор лизинга всегда заключается на определенный его сторонами срок
Последствия истечения срока действия договора
Зачастую арендные договоры не предполагают возможности выкупа арендуемого имущества после истечения срока действия договора аренды
В большинстве случаев договоры лизинга предполагают выкуп имущества лизингополучателем по истечении срока действия договора
Величина арендной платы
Плата по договору аренды, как правило, взимается только за владение и пользование имуществом. Такая плата существенно ниже лизинговых платежей
Плата по договору лизинга превосходит плату по обычному арендному договору, поскольку зачастую включает в себя выкупную стоимость имущества
Чем отличается аренда от лизинга?
Что такое аренда
Аренда — передача собственного имущества во временное владение и/или пользование за плату. Стороны заключают между собой договор аренды, положения которого регулируются нормами гл. 34 НК РФ. Участники договора аренды именуются:
В аренду можно взять непотребляемое имущество, то есть объекты, не теряющие своих свойств в процессе эксплуатации. Например, участок земли можно арендовать, а вот тонну зерна нельзя. Арендодатель отвечает за недостатки сдаваемого в аренду имущества, за исключением случаев, когда эти недостатки заранее зафиксированы в договоре аренды.
ВАЖНО! С 2022 года учитывать арендные операции нужно будет в соответствии с новым ФСБУ 25/2018. Для многих участников договора аренды учет существенно усложнится. Начать применение стандарта можно и ранее, закрепив такое решение в учетной политике предприятия. Подробнее о новом ФСБУ читайте в этой статье.
Как организации перейти на учет аренды (лизинга) по ФСБУ 25/2018 детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Арендная плата в соответствии со ст. 614 ГК РФ может быть не только в виде фиксированных сумм, но и в виде:
Можно комбинировать несколько форм арендной платы. При этом чаще 1 раза в год менять ее размер и условия нельзя.
Арендатор может передавать имущество в субаренду, но только с согласия арендодателя. Содержать сданный в аренду актив должен арендодатель, но он может переложить эту ответственность на арендатора, добавив соответствующие условие в договор аренды. Если арендатор усовершенствовал полученное в аренду имущество, то такие улучшения — собственность арендатора. Если усовершенствования неотделимы и арендодатель на них согласен, он может получить от собственника имущества возмещение стоимости улучшений.
Учет у арендодателя и арендатора существенно различается. Проверьте, правильно ли вы учитываете арендные операции с помощью советов от КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Если вы сдаете в аренду имущество, вам поможет это Готовое решение, а если арендуете — тогда вам в этот материал.
Что такое лизинг
Лизинг — разновидность договора аренды. Лизингу посвящены ст. 665–670 ГК РФ, закон «О лизинге» от 29.10.1998 № 164-ФЗ и указания, утвержденные приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15, — в части, не противоречащей текущему законодательству.
По договору лизинга один участник сделки должен купить определенное имущество у продавца и передать его второму участнику сделки за плату во временное пользование. Стороны договора именуются:
Как это сделать на практике, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к К+ можно получить бесплатно. Если вы лизингополучатель, вам поможет это Готовое решение, а если лизингодатель — тогда вам в этот материал.
ВНИМАНИЕ! Помимо ФСБУ 25/18 с 2022 года вступают в действие новые ФСБУ 6/2020 «Основные средства», и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». ПБУ 6/01 утратит силу. Если хотите применять новый стандарт в 2021 г., отразите такое решение в учетной политике.
Чем лизинг отличается от аренды
Лизинг — это особый частный случай аренды. Для удобства мы составили таблицу с ключевыми особенностями арендных и лизинговых сделок.
Из таблицы отличий лизинга и аренды видно, что мы часто используем формулировку «как правило». Многие аспекты лизинговых и арендных сделок оговариваются в конкретном договоре и законодательно не регламентируются. Мы формулировали отличия лизинга от аренды с учетом распространенной договорной практики в данной области права.
Анализ отличий лизинга от аренды показывает, что договор лизинга заключить сложнее. Для этого требуется участие 3 сторон, причем чаще всего лизинговая компания тщательно проверяет предполагаемого лизингополучателя перед заключением сделки.
С точки зрения налогового учета главное отличие аренды от лизинга — возможность применить повышающий коэффициент амортизации.
Чем отличается аренда от лизинга в практическом применении:
Итоги
У аренды и лизинга есть ряд отличий. Операции по договору аренды проще оформлять в учете, в аренду можно взять непотребляемое имущество.
А вот лизинговый договор более обусловленный. Законодательство РФ предоставляет участнику — держателю на балансе объекта лизинга возможность ускоренной амортизации. Важное преимущество лизинга: лизингополучатель может выкупить лизинговый актив.
Создать арендную цепочку
Само понятие «субаренда» встречается в экономической практике довольно часто. Насколько же она выгодна и удобна основному арендодателю? В чем ее преимущество перед обычной арендой? Как избежать незаконной субаренды? Что делать, если договор с арендодателем расторгнут досрочно? Вот лишь неполный перечень вопросов, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам самых разных организаций — как крупных холдингов, так и небольших компаний.
ТерминологияАренда — это наем за определенную плату имущества, которое арендатор использует в своих целях. Понятие субаренды с ним схоже и оно означает передачу имущества третьему лицу. Такая сделка регулируется по всем правилам, распространяющимся на аренду. Для мелких арендаторов преимущество субаренды в том, что им легче найти арендодателя, который предоставит помещение, чем выходить на собственника. Для большой организации выгодно пользоваться своими арендаторами как посредниками при сдаче собственных площадей мелким субарендаторам.
А кто разрешил?Самое главное, с чего должен начать бухгалтер при заключении договора субаренды, — это узнать, есть ли разрешение основного арендодателя (ст. 615 ГК РФ).
Особое внимание нужно уделить арендаторам, которые сдают государственное и муниципальное имущество. Как правило, передавать его в субаренду запрещено. Теоретически возможно получить разрешение на подобную сделку, но практика показывает, что такие случаи довольно редки. И именно здесь очень велика вероятность столкнуться с недобросовестными арендодателями. Взяв в аренду госимущество, они передают его в субаренду без соответствующих разрешений, а проблемы с налоговой инспекцией, возникающие у конечного арендатора, ложатся на плечи бухгалтеров.
В договоре аренды следует прописать право арендатора на сдачу имущества в субаренду. Поэтому при заключении соглашения необходимо убедиться, что основной арендодатель разрешает такую передачу. Если же такого разрешения нет, то арендатор все равно сможет провести эту выручку, и налоговая только обрадуется лишним поступлениям. А вот субарендатор включить в налогооблагаемую базу по прибыли и зачесть НДС не сможет.
Ничтожный договорСложности могут возникнуть в том случае, когда основной арендодатель расторгает договор с арендатором. В этом случае договор субаренды, заключенный на основании последнего, также теряет силу. Аналогичная ситуация возникнет в том случае, если договор аренды признан недействительным (ст. 618 ГК РФ). Разумным выходом для субарендатора, который остался «на улице», — обратиться к основному арендодателю. С ним заключается новый договор аренды уже без посредника, и деятельность ведется в обычном порядке (гл. 3 ГК РФ). Кроме того, договор субаренды заключается на срок, не превышающий период действия договора аренды (ст. 615 ГК РФ). Если арендодатель в договоре дал согласие на субаренду, но не уточнил конкретные сроки, то арендатор может заключать договоры субаренды уже без дополнительного разрешения.
Причины для расторжения могут быть разными — например, нарушение условий договора, порча имущества, несвоевременная оплата. Но даже такая «развязка» возможна только на основании решения суда (ст. 450 ГК РФ).
Коммунальные услуги могут быть оплачены субарендатором арендатору или основному арендодателю в зависимости от условий договора.
Довольно часто возникают спорные вопросы по поводу регистрации договора субаренды. И все-таки подобный договор обязательно нужно регистрировать, как и договор аренды (ст. 609 ГК РФ). Многие бухгалтеры не считают данную меру необходимой. А зря! Ведь ни в Гражданском кодексе, ни в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» нет условий, которые «освобождают» договор субаренды от регистрации. А значит, в случае разбирательств суд в праве признать такой договор недействительным (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).
В договоре аренды необходимо учесть возможность сдачи арендатором имущества третьим лицам. В случае, когда он уже заключен, и в нем данные условия не были оговорены, то можно заключить дополнительное соглашение.
Нам столько не надоА как быть бухгалтерам, работающим в компаниях, которые являются арендаторами и руководство которых заинтересовано в передаче имущества в субаренду? Зачастую аренда является основным направлением деятельности компании. Возможно также, что субарендатор одновременно является очень важным ее партнером. Однако арендатор, передавая свое имущество третьему лицу, идет на значительный риск, так как субарендатор никакими обязательствами с ним не связан, и это может повлечь определенные проблемы.
В законодательстве нет конкретных указаний о способах выдачи разрешений на сдачу имущества в субаренду. Но бухгалтер должен учесть все возможные факторы, которые смогут обезопасить арендатора от незаконной субаренды. В договоре аренды необходимо учесть возможность сдачи арендатором имущества третьим лицам. В случае, когда он уже заключен, и в нем данные условия не были оговорены, то можно заключить дополнительное соглашение. Проверенному арендатору можно оформить согласие в одностороннем порядке в виде письма. Но и в нем лучше ограничить сроки, как и в договоре, чтобы в дальнейшем избежать спорных вопросов. Если сроки заранее не оговорить, то договор субаренды будет приравнен к периоду договора аренды (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Наиболее надежный способ, при котором вы будете в курсе особенностей сделки с субарендатором, — это согласование самого соглашения субаренды.
СубсубарендаО существовании понятия «субсуб-аренда» спорят многие бухгалтеры и юристы. В законодательстве оно нигде не оговаривается. Значит ли это, что сдача имущества в субсубаренду является незаконной? Вовсе нет. Такие расходы можно включать в затраты, ведь в законодательстве нет никаких оговорок по этому поводу (ст. 346.16 НК РФ). Главное здесь — прописать в соответствующем договоре, что субарендатор имеет право сдавать имущество в субаренду. Но такой способ таит в себе определенный риск, так как однозначного толкования подобной ситуации ни в Гражданском, ни в Налоговом кодексе нет. Значит ли это, что договор может быть оспорен в суде? Право сдавать имущество в аренду принадлежит только арендатору при условии, если согласен арендодатель (п. 2 ст. 615 ГК РФ), а вот передача имущества в аренду субарендатором не предусмотрена. Таким образом, договор субсубаренды противоречит действующему законодательству.
Практика показывает, что, несмотря на все спорные моменты, «субсубарендная схема» используется многими фирмами. Но во избежание ошибок и проблем с налоговой такой системы лучше избегать. Более прозрачной выглядит другая цепочка: арендодатель — арендатор — субарендатор, ведь все ее аспекты полноценно описаны в законодательстве, и взаимодействие всех участников урегулировано.
Договор субаренды № 12
5. Изменение, расторжение, прекращение действия договора
5.2. Договор может быть расторгнут Арендодателем в одностороннем порядке:
5.2.1. При возникновении задолженности по внесению предусмотренной условиями договора с учетом последующих изменений и дополнений к нему арендной платы в течение трех месяцев независимо от ее последующего внесения. Расторжение договора не освобождает Арендатора от необходимости погашения задолженности по арендной плате и выплате неустойки.
5.2.3. При необеспечении Арендатором в течение двух рабочих дней беспрепятственного доступа представителям Арендодателя или балансодержателя на Объект для его осмотра и проверки.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Все про учет арендованных авто: от налогов до первички и проводок
Довольно часто организации для решения производственных нужд принимают решение приобрести транспортное средство. Покупка автомобиля не всегда и не для всех компаний целесообразна. Нередко решение руководства сводится к аренде автомобиля в целях компании.
Рассмотрим, как правильно отражать расходы на аренду и содержание арендованного автомобиля при исчислении налога на прибыль, в каком случае возникает необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов.
Согласно Гражданскому кодексу существует два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без (договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации). Порядок заключения и форма договора, а также обязанности арендодателя регулируются статьями 642–649 ГК РФ.
Расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, если договором не предусмотрено иное, несет арендатор (статьи 636, 645 и 646 ГК РФ).
Чаще всего организации арендуют транспортные средства юридических или у физических лиц. В зависимости от вида арендодателя и от аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа у организации арендатора возникает различная обязанность по уплате налогов.
Транспортный налог
Следует сразу отметить, что обязанность по уплате транспортного налога закреплена в статье 357 НК РФ за лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Таким образом, исчисление и уплату транспортного налога должен осуществлять арендодатель.
Налог на прибыль
Суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе прочих расходов для исчисления налога на прибыль, если:
В целях налогообложения прибыли расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, такие, как мойка, покупка запчастей, ГСМ, компания имеет право также включать в расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены и оправданы в соответствии с требованиями законодательства.
В частности, для подтверждения расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, необходимо оформление путевых листов. Кроме подтверждения расходов на ГСМ, данный документ подтверждает в целом экономическую обоснованность и производственную направленность расходов, связанных с использованием транспортного средства.
Таблица 1. Расходы на аренду и обслуживание транспортного средства
Вид расхода
Вид расхода в НУ
Ссылка на законодательство
Услуги по управлению автомобилем
Страховые взносы на услуги по управлению
Текущий и капитальный ремонт
Расходы на ремонт основных средств*
пп. 1 и 2 ст. 260 НК*
Расходы на содержание
пп. 11 п. 1 ст. 264 НК
Материальные расходы** или
пп. 5 п. 1 ст. 254 НК**
пп. 11 п. 1 ст. 264 НК***
Страхование (ОСАГО, КАСКО)
Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
пп. 1 п. 1 ст. 263 НК
* если обязанность возложена на арендатора,
** для производственной деятельности,
*** для нужд управления.
Первичные документы
Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.
Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.
Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.
Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.
Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.
Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций. Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа. Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.
В 2017 году вступили в силу Приказы Минтранса (от 18.01.2017 № 17, от 07.11.2017 № 476), которыми были внесены некоторые изменения в порядок оформления данного документа. Напомним, что порядок заполнения путевых листов закреплен в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152.
Путевой лист должен обязательно содержать следующую информацию и реквизиты (утверждены разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152):
С 15 декабря 2017 в путевом листе обязательно должна содержаться информация об ОГРН или ОГРИП (в случае ИП) собственника транспортного средства.
Еще одно дополнение — в поле «Сведения о транспортном средстве» появился новый обязательный реквизит. В данном поле необходимо заполнять день (число, месяц, год) и время (часы, минуты), когда был проведен предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Данное поле заполняется, если такой предрейсовый контроль предусмотрен законодательством.
Путевой лист теперь не обязан содержать печать (штамп) организации или ИП.
Важное внимание следует уделить информации о маршруте поездок. Несмотря на отсутствие данного требования в Приказе Минтранса, налоговые органы настаивают на наличии полной информации о маршруте поездок. Формулировка маршрута должна указывать на производственный характер (например, поездка в налоговую инспекцию, на переговоры к заказчику).
Величина расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли не ограничена налоговым законодательством. Нормированию подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (подп.11 п.1 ст.264 НК РФ).
При проверке обоснованности затрат налоговые органы руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В случае значительного превышения фактических расходов над указанными нормами налоговыми органами может быть подвергнута сомнению их экономическая обоснованность.
Несмотря на это, организация, учитывая специфику своей деятельности, вправе использовать самостоятельно разработанные нормы, исходя из соответствующей технической документации (с учетом норм, установленных Минтрансом России, или с учетом данных, содержащихся в документах завода — изготовителя автомобиля). Минфин в своих разъяснениях (например, письма от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875) разрешает организациям, которые не являются автотранспортными, не придерживаться норм Минтранса, а разрабатывать свои нормы.
Если организация не является автотранспортной, необходимо закрепить разработанную норму расхода топлива приказом руководителя организации.
Если организация или ИП оказывает транспортные услуги, то они должны вести журнал регистрации путевых листов, который также иногда называют реестром путевых листов (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 17 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).
НДФЛ и страховые взносы
Если организация арендует автомобиль у физического лица, то также, как и в случае с юридическим лицом, необходимо заключить договор аренды транспортного средства. В договоре должна содержаться исчерпывающая информация об автомобиле, чтобы можно было точно определить, какое транспортное средство взято в аренду. Так обязательно следует указать марку автомобиля, год выпуска, цвет, номер кузова и двигателя, государственный регистрационный номер. Сведения должны соответствовать паспорту транспортного средства или свидетельства о регистрации.
Доходы, получаемые физическим лицом от сдачи имущества в аренду, а также от оказания услуг являются объектом налогообложения НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ).
Организация, в данном случае оплачивающая услуги аренды, выступает налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). В зависимости от того является физическое лицо резидентом Российской Федерации или нет, ставка налога будет 13% или 30% соответственно.
НДФЛ с арендной платы удерживается при ее фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода — из кассы или на банковский счет (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК). Налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.
В зависимости от того оформлен договор аренды с экипажем или без него, будет возникать необходимость исчисления и уплаты страховых взносов.
Если заключен договор аренды без экипажа, то арендная плата, выплачиваемая физическому лицу по договору аренды имущества, страховыми взносами не облагается.
Если заключен договор аренды с экипажем, то есть также предоставляются услуги по управлению транспортным средством, то следует обратить внимание на следующие нюансы:
Если в договоре отсутствует разделение сумм аренды и оказания услуг управления, то высока вероятность того, что проверяющие начислят взносы со всей суммы арендной платы. В таком случае свои интересы придется отстаивать в суде.
Бухгалтерский учет
Передача транспортного средства от арендодателя к арендатору оформляется актом приемки-передачи основных средств.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды.
По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.
Согласно ПБУ 10/99, в случае использования арендованного имущества для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, арендатор отражает арендную плату в бухгалтерском учете в том периоде, к которому она относится.
Арендная плата списывается в зависимости от того, в какой деятельности используется автомобиль. Возможные бухгалтерские проводки при аренде транспортного средства у физического и юридического лица приведены в Таблице 2.
Обратим внимание, что если аренда у физического лица предполагает аренду у сотрудника организации, то в качестве счета расчетов с арендодателем будет использоваться счет 73, в случае аренды у физического лица — ИП или у юридического лица будет использоваться счет 76.
Таблица 2. Бухгалтерские проводки