Аргумент что такое понимание
Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое понимание»
Для сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку на тему: «Что такое понимание» необходимы аргументы из литературы и жизни. Ученикам нужно уметь не только излагать собственную точку зрения, но и подтверждать её приведенными примерами. Для этого лучше всего подходят художественные произведения, биография и высказывания отечественных и зарубежных писателей, а также философов и других известных личностей. Нельзя забывать и про народную мудрость, прошедшую сквозь века и дошедшую до наших времён.
Проблема
Что такое понимание и как к нему прийти.
Отношение автора к проблеме
Человеческая способность понимать друг друга связывает людей и позволяет им чувствовать себя нужными и счастливыми. Только общаясь, человек может понять другого, согласиться с ним. Общение – неотъемлемая часть человеческой жизни, однако далеко не все умеют общаться должным образом. У некоторых личностей всё сводится просто к передаче информации, не более того. На этом фоне возникает множество конфликтов и ссор, избежать которых можно лишь поняв позицию человека. А понимание всегда приводит к согласию, которое является основанием для дружбы и любви. Именно поэтому так важно уметь понять человека, поставить себя на его место.
Аргументы
Эпитеты к слову «понимание»
Сознательное, общепринятое, интуитивное, глубинное, сочувственное, трезвое, отчётливое, углублённое, личное, традиционное, чёткое, адекватное, превратное, особенное, материалистическое, всеобъемлющее, ясное, ошибочное, неверное, однозначное, целостное, привычное, недостаточное, современное, неполное, извращённое, поверхностное, теоретическое, привычное, философское, тонкое, объективное, одностороннее, обычное, здравое, истинное, рациональное, восторженное, глубокое, жадное, живое, исключительное, концентрированное, ледяное, молчаливое, напряженное, необыкновенное, неослабевающее, неослабное, неусыпное, обостренное, общее, огромное, ослабленное, острое, подчеркнутое, постоянное, пристальное, пытливое, рассеянное, сконцентрированное, снисходительное, сосредоточенное, строгое, сугубое, тревожное, усиленное, целенаправленное, чрезвычайное, широкое, большое, дружеское, дружественное, душевное, живое, заботливое, заслуженное, исключительное, ласковое, материнское, мудрое, напряженное, необыкновенное, неослабевающее, неослабное, неустанное, особое, отцовское, почтительное, предельное, предупредительное, приветливое, пристальное, редкое, сердечное, сочувственное, теплое, товарищеское, человеческое, молчаливое, абстрактное, частичное.
Синонимы к слову «понимание»
Согласие, осприятие, представление, знание, трактовка, толкование, осмысление, осознание, видение, признание, разумение, видение, освоение, овладение, взгляд, признание, принятие, мнение, умение, опытность, точка зрения.
Примеры из художественной литературы
В романе М.А. Булгакова два человека с абсолютно разным пониманием жизни вели спор об истине. Этими людьми были Иешуа Га-Ноцри и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Иешуа утверждал, что все люди в мире добрые, прокуратор же для доказательства собственного мнения показал заключённому по-настоящему злого человека Марка Крысобоя, избивающего беззащитного человека. Несмотря на увиденное, Иешуа не отказался от своих слов, а наоборот пожалел центуриона, говоря о том, что он стал злым из-за того, что его изуродовали. Понтий Пилат увлёкся красноречием своего собеседника и, найдя причины для помилования, решил оправдать его. Но неожиданно выясняется ещё одно обвинение в адрес Иешуа, единственно возможным наказанием за которое была смертная казнь.
Услышав обвинение, Га-Ноцри сразу же согласился с ним, считая, что говорить правду легко и приятно, поэтому истину скрывать не стоит. Иешуа говорил простые вещи, но в них заключался весь жизненный смысл. «Добрый человек» понимал жизнь как никто другой, и пытался передать своё мировоззрение окружающим, за что и попал под стражу.
Беседа с Га-Ноцри перевернула весь мир Понтия Пилата. Прокуратор чувствовал правоту в словах собеседника и искренне хотел спасти его, однако страх потерять репутацию и разрушить карьеру оказался сильнее, а Иешуа не захотел отречься от своих слов. Таким образом, казнь оказалась единственным выходом. Иешуа покинул этот мир, но успел передать своё понимание жизни прокуратору, который до конца дней не мог простить себя самого.
Один из главных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов противопоставляется окружающей его дворянской среде. Он резко выделяется на общем фоне не только своими манерами, но и внешностью. Умный и естественный взгляд вызывает беспокойство у таких людей, как Анна Павловна Шерер. Именно поэтому она сразу невзлюбила нового посетителя своего салона. При помощи приёма противопоставления Л.Н. Толстому удалось в полной мере раскрыть душевные качества этого героя, показать его искренность, благородство и честность.
Вся жизнь Пьера переменилась после смерти его отца. Получив титул графа, молодой человек оказывается в центре внимания ещё недавно враждебно настроенного светского общества. Приобретённое богатство погрузило его в поток беззаботной жизни, откуда он оказался не в силах вырваться. Итогом такого беспутного существования стала женитьба на Элен Курагиной. Пьер догадывался о её глупости и подлости, но не хотел видеть этого, находясь в плену красоты своей обаятельной супруги. Со временем ложь раскрылась, и к нему пришло понимание всей низости, которая его окружала. С этого момента начинаются духовные искания Пьера, и он оказывается в обществе масонов. Не сразу граф Безухов понял, что масонские замыслы не такие уж бескорыстные, он действительно верил в то, что всё делается ради блага народа. После осознания бесплодности их идей, Пьер навсегда покинул ряды масонов, посчитав не возможным жить как раньше.
Через множество испытаний прошёл Пьер и обрёл себя только в семейной жизни с Наташей Ростовой. Любовь к ней и детям стала смыслом его жизни. Пьер понял главную истину: пока живёшь, существует и счастье.
Татьяна Ларина – это воплощение женского идеала А.С. Пушкина. С раннего детства Татьяна отличалась от других девочек, её не интересовали их игры и занятия, она предпочитала находиться наедине с самой собой и природой. Главной героине было близко всё деревенское: быт, порядок вещей, традиции. Книги заменяли ей беседы с близкими людьми, наверное, поэтому девушка чувствовала себя чужой в родной семье. В романах Татьяна находила всё, чего ей не хватало в реальной жизни: эмоции, захватывающие приключения, благородных рыцарей. Её пленило всё необыкновенное. Именно поэтому она так быстро полюбила Евгения Онегина, который совершенно не был похож на обыкновенных деревенских юношей.
Это понимание помогло Татьяне увидеть Онегина в другом свете и осознать, что их совместное будущее невозможно. Кроме того, она приняла решение построить свою судьбу и удачно вышла замуж за богатого и влиятельного генерала. Роскошная городская жизнь сделала невзрачную деревенскую девушку настоящей светской львицей. Именно такой её и повстречал на одном из приёмов Онегин. Теперь уже он пытается завоевать сердце Татьяны, но получает незамедлительный отказ. Главная героиня не способна была опуститься до измены и запятнать честное имя своего мужа. Она понимала, что прошлое должно оставаться в прошлом, выбор уже сделан и жить нужно соответственно ему.
Примеры из жизни
Народная мудрость
Афоризмы
9.3 Что такое понимание? По тексту Воронковой (ОГЭ по русскому)
Понимание — это умение вникнуть и осознать проблемы другого человека, поддержать его в нелегкое время. Каждый из нас в какой-то момент жизни нуждается в понимании со стороны.
В предложенном для анализа тексте Любови Воронковой, главная героиня Аниска столкнулась с непониманием со стороны других детей, даже родная сестра не встала на ее защиту. «Все постарались вставить словечко» (предложение 44) — как замечает автор, и Верка, и Прошка, и Лиза вспомнили свои обиды, говоря, что Аниска из-за всего начинает драться, и не советовали дружить с ней только что приехавшей девочке Светлане. Но тут случилось невероятное. Светлана заступилась за Аниску, сказав: «Ну, а раз ей их жалко?». «Она сразу все поняла и никого не послушала!» (предложение 53).
Возможно, эти слова изменят взгляд ребят на действия героини, и они больше не будут так делать и тоже все поймут.
Вспомним рассказ писателя Валентина Распутина «Уроки французского».
Лидия Михайловна с сочувствием и пониманием отнеслась к своему ученику — мальчику Володе. Она видела, что у него есть способности к учебе и хотела, чтобы он продолжал двигаться дальше, не забросил школу.
Школьник часто недоедал, зная это, учительница под видом дополнительных уроков по французскому языку, стала звать его к себе домой, пытаясь одновременно накормить. Но мальчик не принимает помощь. Тогда она придумала хитрый ход — стала играть с ним на деньги в пристенок, стараясь, чтобы в победителях всегда был Володя. Тогда на выигранное он сможет купить себе стакан молока на рынке. В конце концов, про этот случай узнал директор школы, за что женщину уволили с работы. Но Володя никогда не забудет доброту, поддержку и понимание своей учительницы.
Таким образом, понимание для человека, находящегося в трудной ситуации, очень важно, оно может дать ему силы и веру в себя.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В помощь выпускнику 11 класса. Образец итогового сочинения-рассуждения на тему «Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?» материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на те
Аспекты направления «Я и другие»
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам(в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Через что можно раскрыть тему:
Аргументы
Методические рекомендации по теме
Данное направление многоаспектно, как многоаспектны понятия, положенные в его основу. Словари по педагогике и психологии личности определяют «Я» как «свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние», «основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я». Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания. Я – это некое внутреннее единство, целостность, образующаяся из самых разнообразных стремлений личности, переживаний, проявлений и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эго должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого.
«Я» не может существовать без понятия «другие». Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я. Другой — это любой, кто не является мной, отличен от меня, не тождественен и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду, и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. Осуществление коммуникации — одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного» — невозможно без осознания Другого как равноценного партнера, без признания его права на различие.
«Я» осознает себя, формируется и проявляется в отношениях и взаимодействии с «другими» — индивидуумами, группами людей, обществом в целом. Это позволяет выделить некоторые аспекты рассмотрения данного направления.
«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.
Кто такой лидер? Это человек, способный увлечь людей своими идеями, повести их за собой. Именно таким и был герой романа Евгений Базаров. Он смело заявлял о том, что является нигилистом, и делился с окружающими своими оригинальными взглядами. У героя появились сторонники и даже фанаты. Один из таких – Аркадий Кирсанов, который соглашался со всем, что говорил Базаров, даже если это было для него чуждо. Поклонники героя Ситников и Кукшина, стремились повторять за Евгением не только его идеи, но и манеры. Даже на убеждения старшего поколения Базаров смог повлиять благодаря своему ораторскому мастерству. Лидер он таков – целеустремленный, убедительный, смелый и умеет управлять обществом.
Примеры аргументов для сочинения
Формы человеческого взаимодействия: «Я» и другие люди, личности, индивидумы.
Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.
Можно выделить как позитивные межличностные отношения (отношения «навстречу людям»), так и негативные («против других»).
Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»).
Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.). К теме любви обращено множество произведений русской и мировой литературы. Любовь между мужчиной и женщиной в разных аспектах – предмет исследования прозаиков и поэтов. Целая галерея женских образов русской литературы, которые стали символом чистой, преданной, глубокой и бескорыстной любви и верности. Лиза (Н. Карамзин «Бедная Лиза»), полностью отдавшаяся своему чувству и столкнувшаяся с предательством, после которого не смогла жить. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), оставшаяся верной своей первой любви на всю жизнь, но не изменившая своему достоинству и чести. Катерина (А. Островский «Гроза»), способная пойти против косных устоев «темного царства» ради права на любовь. Олеся (А. Куприн «Олеся»), готовая на все для любимого. Георгий Желтков (А. Куприн «Гранатовый браслет»), маленький незаметный человек с огромным сердцем, которому был дарован «талант сродни музыкальному» — любить до самозабвения, когда весь мир и смысл сосредоточен в одном человеке. Наташа Ростова (Л. Толстой «Война и мир»), выросшая из маленькой, порывистой и восторженной девочки в жену – возлюбленную, подругу, единомышленницу, хранительницу очага, мать. Символами любви-самоотдачи, доходящей до самопожертвования, стали в мировом сознании Ромео и Джульетта (В. Шекспир «Ромео и Джульетта»), Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»), согласившаяся ради возлюбленного на договор с дьяволом, Соня Мармеладова (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»), жертвующая собой ради любви к семье, но сумевшая сохранить в страшном мире чистоту и душевные силы, чтобы своей любовью вывести к свету Родиона Раскольникова.
Примером искренней любви в семье становятся семьи Ростовых и Болконских (Л. Толстой «Война и мир»), отца и сына Кирсановых (И. Тургенев «Отцы и дети»), юродивого Юшки (А. Платонов «Юшка») к его приемной дочери.
Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.
Дружбе и её значению в жизни человека также посвящено много произведений. Стоит упомянуть дружбу героев-антиподов Обломова и Штольца (А. Гончаров «Обломов»), дополнявших друг друга, нашедших в другом то, что не хватало каждому из них; Онегина и Ленского (А. Пушкин «Евгений Онегин»), чьи отношения поэт охарактеризовал так: «От делать нечего друзья»; серьезную и глубокую дружбу-покровительство, дружбу-поддержку Андрея Болконского и Пьера Безухова (Л. Толстой «Война и мир»); отношения доктора Вернера и Григория Печорина (М. Лермонтов «Герой нашего времени»), который в своих рассуждениях отказывается признавать дружбу вообще; дружбу-ученичество Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (И. Тургенев «Отцы и дети»), странную, невозможную дружбу людей из разных миров — Петруши Гринева и Пугачева (А. Пушкин «Капитанская дочка»).
Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремление удовлетворить свои потребности за счет других.
«Страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле» называет Белинский Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. Не являясь эгоистом по природе (ему не свойственно восхваление своих качеств), Евгений воспитан в обществе, в котором не может найти свое предназначение. У него есть потенциал, но он не может реализовать его. Это превращает героя сначала в скучающего, а потом и равнодушного человека. Он не способен ни к дружбе, ни к любви, потому что умеет только брать, но не умеет и не готов отдавать себя, жертвовать даже малым своим удобством и благополучием. Он не готов взять на себя ответственность за другого человека и семью – и проходит мимо горячего и искреннего чувства Татьяны Лариной, осознав, что он потерял, только тогда, когда ничего нельзя вернуть. Зависимый от суждений общества, боящийся молвы, Евгений становится виновником страшной трагедии: убивает на дуэли Ленского, которого называл другом.
Негативные межличностные отношения («против других»).
К негативным межличностным отношениям можно отнести негативизм (своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном, отрицательном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям), неприязнь к другим (негативное отношение к людям, которое может проявляться в дискриминации, расизме и т.д.), ненависть (стойкая форма межличностных отношений, проявляющаяся в активном негативном чувстве, направленном на явления, противоречащие потребностям личности, убеждениям, ценностям), агрессия (форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение), жестокость (.проявление грубого отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений).
Примеры негативных межличностных отношений можно также найти в художественной литературе.
Жестокость, несоотносимую с женским полом, проявляет Екатерина Измайлова из повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Будучи женой богатого купца, она влюбляется в работника Сергея. Понимая, что скоро её незаконная связь будет разоблачена, она с помощью Сергея сначала убивает мужа и свекра, а потом малолетнего племянника Федю, чтобы не делить с ним наследство. Будучи на каторге, она совершает и четвертое убийство – своей соперницы – а затем и самоубийство. Черная ненависть дотла сжигает героиню.
Взаимоотношения личности и общества.
Любой человек — представитель социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека общества, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
Образ Чацкого — умного, развитого человека — противопоставляется фамусовскому обществу. Все гости Фамусова немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо, копируют обычаи и наряды иностранных модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий — единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.
Проблема возникновения конфликтов между людьми и способы их разрешения.
Пути достижения понимания и согласия.
В основе многих произведений художественной литературы лежит конфликт. Слово ―конфликт в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение. Конфликт можно трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы. Но в психологии единого понятия ―конфликт не существует. Например, в психологическом словаре А.В. Петровского конфликт определяется как ―столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В книге Дэвида Майерса ―Социальная психология‖ конфликт трактуется как ―воспринимаемая несовместимость целей и действий. Причинами конфликтов могут являться противоречия во взглядах, несовпадение точек зрения, целей, подходов и различное видение способов разрешения возникшей ситуации, которые могут затрагивать личные интересы окружающих людей.
В литературоведении конфликт определяется как острое, иногда непримиримое столкновение героев, взглядов действующих лиц, а также героя и общества. В произведениях мировой литературы рассматриваются и анализируются разные уровни таких конфликтов и пути их преодоления. Среди наиболее распространенных — конфликт между героями вследствие разных взглядов, ценностей, мировоззрения и интересов; конфликт личности и общества, конфликт поколений, конфликт отцов и детей, а также внутриличностный конфликт.
Одним из самых ярких произведений, рассматривающих конфликт поколений с разных сторон, является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева ― Отцы и дети. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Я и другие: человек толпы – Человек в толпе.
В. Маяковский «Надоело». А. Блок «Незнакомка».
Что такое человек? «Песчинка в пустыне среди таких же, как он. Нам нужна толпа… Каждый из нас – человек толпы», – пожалуй, такую позицию занимает пессимист. А вот другая точка зрения: «Мы живем среди людей, которые интересны нам, а мы им. Каждый из нас индивидуальность… Каждый из нас – Человек в толпе». Интересно при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Я и другие» обратить внимание старшеклассников на эти стихотворения В. Маяковского и А. Блока.
Зададимся вопросом: «Лирический герой А. Блока и В. Маяковского – это человек толпы или Человек в толпе?» В стихотворении В.Маяковского «Надоело» сочетаются страстная тяга лирического героя к людям, надежда найти в них прекрасное и… ощущение своего ужасного одиночества в толпе воинствующих мещан, страх, что не найдет он в этих жующих, «безлицых» ничего человеческого, что не сохранит среди них собственного «я». Оптимист-мечтатель становится пессимистом-реалистом, человеком толпы. А так хочется остаться мечтателем! Хочется найти понимающую родную душу! А где её найти, если из «Петрограда исчезли красивые люди»?! Лирический герой готов целовать «умную морду трамвая», искать розу хотя бы на обоях. Но нет рядом Человека, есть толпа.
Лирический герой стихотворения А.Блока «Незнакомка» одинок в толпе, хотя внешне он «человек толпы», сидящий в кабаке, в мире «окриков пьяных», «испытанных остряков», «женского визга», «тлетворного духа». Единственный друг, отраженный в стакане, он сам – Человек в толпе. Только ЕМУ является в мечтах прекрасная Незнакомка, дивная грёза, олицетворение того, чего так жаждет его душа. Жизнь реальная представляется ему настолько пошлой (он сам жертва этой пошлости и знает это), что найти прекрасное в жизни уже не надеется. Только одурманив себя вином, уйдя от реальности, он обретает себя настоящего, влюбленного в Красоту и Вечную Женственность. Вместе с тем повторяющаяся строчка: «In vino veritas!» не дает забыть о том, что поэтическая фантазия рождена бегством героя от реальности, рождена тем, что он презирает в других. Герой верит, что лишь ЕМУ одному дано прикоснуться к прекрасному («В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!»). И в этот момент он – Человек в толпе!
«Евгений Онегин», автор А.С. Пушкин.
Влияет ли общество на человека? Да, его воздействие отражается на формировании ценностей, особенностей поведения и черт характера. Этот процесс четко проиллюстрирован в данном романе. Онегин был вхож в высшие круги общества, он воспитывался как дворянин, поэтому с людьми обращался специфично, и понимание морали у героя сформировалось извращенным. Презрение к мнению других, отрицание дружбы, гордыня ярко проявлялись у Евгения. Герой отказывался признать свою неправоту и вместо извинений перед Ленским предпочел дуэль. У Онегина были порывы признать свою вину во избежание схватки, но мысли о том, что его посчитают трусом, не позволили молодому человеку сделать этого. В дуэли Евгений одержал победу, но убийство сделало его изгнанником и принесло лишь страдания. Под влиянием общества Онегин стал марионеткой. Он не обладал индивидуальностью, а поступал так, как требовало того окружение.