Аргументы что человек социальное существо
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Человек как социальное существо
Человек — существо социальное и лишь в обществе может реализовать себя. Жизнь человека сама по себе социальна, ведь ему приходится постоянно взаимодействовать с людьми и в быту, и на работе. Собственно человек и становится человеком, когда живет и развивается в социальной среде, а социальные факторы играют огромную роль в его становлении.
Что делает человека социальным существом?
Человек выделился из животного мира благодаря основным социальным факторам — труду и коллективной деятельности, общению, речи и мышлению, а также нравственности. Но именно труд сыграл главную роль при становлении человека. Коллективный труд приводил к тесным взаимоотношениям между членами коллектива, а затем и к групповому взаимодействию, включающему заботу о других. Все это вызывало необходимость в общении, появилась речь, которая способствовала развитию мышления. А мышление позволило обогатить речь новыми словами. Благодаря языку наработанный опыт передавался из поколения в поколение, умножая и сохраняя человеческие знания.
Человек изначально обладает специфическими человеческими качествами, однако полностью его в этот мир вводит именно общество, наполняющее социальным содержанием его поведение. В результате активного овладения языком, воспитания, обучения, освоения культурных ценностей на протяжении жизни формируются сознательные психические явления.
Только для человека характерны социальные особенности, которыми он обязан именно обществу:
Обретение человеком социальных качеств осуществляется в процессе социализации. Это значит, что присущие конкретной личности черты, являются результатом освоения культурных ценностей, характерных для конкретного общества, и одновременно воплощением внутренних возможностей личности.
Человек неотделим от общества, а само общество таково, какими являются образующие его люди. Общество выступает как выражение, оформление и закрепление внутренней человеческой сущности, способа его жизнедеятельности. Человек существует как человек исключительно благодаря обществу, в нем он формируется и своей деятельностью формирует общество, в котором живет.
Когда человек овладел культурой изготовления орудий труда, устройством жилищ и воспроизводством пищи он стал зависеть от воспитания и социальных условий. Собственно формирование присущих человеку качеств вне человеческого общества стало невозможным.
Человек благодаря воспитанию, традициям, технической, научной и культурной информации обогащается опытом множества живших до него людей. Так между поколениями возникает особая форма связи – преемственность, вследствие чего накопленный за конкретную человеческую жизнь опыт не исчезает вместе с человеком, а присоединяется к общечеловеческой культуре.
Ценность человека для общества обусловлена его социально значимыми качествами, в совокупности характеризующими его как личность, однако стать личностью можно только в обществе. Пример того, что человек как личность не может существовать вне человеческого общества, это дети — маугли. Попав по разным причинам на несколько лет в сообщества животных, они возвращались к людям, однако для адаптации в этой социальной среде им требовались годы.
Социальное существо человека
СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
На сайте «Проза.ру» в разделах «История и политика», «Публицистика», «Философия» всё чаще публикуются статьи о человеке, его мышлении, о счастье и смысле жизни, о месте человека в обществе. Казалось бы сущность человека, его место в природе и обществе давно и многократно представлены в научной и художественной литературе. Однако же интерес к этой теме не пропадает. Мы можем объяснить это тем, что каждое новое поколение начинает жить и познавать этот мир само, а не «зазубривать» известное. Но есть ещё одна важная причина такого интереса у российской молодёжи. В России сегодня на уровне Конституции РФ записано, что в обществе нет какой – то одной идеологии. Статья 13: «2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому каждый пытается найти и объяснить для себя устройство сегодняшней жизни. Отражение в сознании человека объективного мира характеризуется формами общественного сознания: идеология, правовое сознание (право), наука, религия, философия и др. Сегодня «деидеологизация» образования порождает пробелы знаний молодёжи о мире.
Мы, обращаясь к теме человека в обществе, будем рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Социология рассматривает человека как «высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры». Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную, эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую особь, организм, животное, человек». Будем использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продол-жение жизни в мире животных. Социальная составляющая существа – человека более разно-образна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.
Что же включает социальная составляющая человека. Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)
Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.
Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая к классовому расслоению. Это большая тема анализа жизни общества, и мы в неё в данной статье углубляться не будем.
Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.
Каждый из нас видит другого человека как прохожего, пассажира, покупателя, соседа, не делая из этого никаких выводов. В трудовом коллективе друг о друге каждый знает достаточно много и старается узнать больше, чтобы иметь больше друзей. Трудовой коллектив после семьи является необходимой для нас ячейкой общества, и недооценивать этого нельзя. В обществе коллективизма это кажется совершенно естественным. В обществе индивидуализма это достигается далеко не всегда. Когда приходиться менять место работы, то мы с некоторым запаздыванием начинаем вспоминать лучшее, что было в прежнем трудовом коллективе. Этим мы проявляем свойства социального существа, необходимые для существования общества.
Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.
У человека потребности значительно больше, чем у любого животного. Без постоянного познания природы, без регулярного труда человек не мог бы удовлетворить потребности даже в первобытном обществе. Потребности человека постоянно увеличиваются, благодаря его разумности. Научно – технический прогресс человек «продвигает» именно для увеличения и удовлетворения своих потребностей. Но смысл жизни всё же не в увеличении потребностей. Человек уже понял, что живая природа не может удовлетворить возрастающие потребности. Поэтому усиленно развивает технический прогресс. Это можно квалифицировать как появление у человека специфичного технического вируса. Об этом подробнее в отдельной статье «Технический вирус» в «Проза.ру». Современный человек «забыл», что он представитель живой природы, и прогрессирует в сторону её уничтожения.
Шулепов В.Г, июль, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79
Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества (Владимир Соловьев)
Смысл данного высказывания состоит в том, что любой поступок, любое действие человека так или иначе влияет не только на его личную жизнь, но и на судьбу всего общества в целом. Эти поступки впоследствии могут обернуться различными последствиями для других людей, вплоть до всего человечества.
Я согласен с автором этого утверждения, поскольку тоже считаю: так как человек в своей жизнедеятельности неизбежно взаимодействует со своим социумом, любые его действия отражаются как на нём самом, так и на этом обществе.
Рассмотрим это утверждение великого русского философа с точки зрения теории. Человек – это биосоциальное живое существо, обладающее сознанием, мышлением и связной речью, а также умением создавать орудия и применять их для удовлетворения своих потребностей. Обществом называется обособленная от природы, но прочно с ней связанная часть материального мира. Она представляет собой совокупность людей, взаимодействующих друг с другом. Люди эти объединены исторически сложившимися формами взаимодействия; способами производства материальных благ на определённой ступени исторического развития; производственными отношениями. Целью называется предмет сознательного либо бессознательного стремления субъекта; определённый конечный результат, на который специально нацеливается деятельность.
Классическим примером из литературы может послужить пресловутый «эффект бабочки», описанный в знаменитом рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром». По сюжету этого произведения, путешественник во времени, посещавший мезозойскую эру, нечаянно раздавил бабочку. Вернувшись назад в своё время, люди видят, что их мир стал другим: у языка иная орфография, а страной, вместо президента-либерала, правит диктатор. Таким образом, утверждается мысль: даже незначительный поступок может направить цепь событий совершенно по другому пути и привести к изменениям в истории.
Яркий пример из истории – личность Адольфа Гитлера. Этот радикальный политик имел крайне правые, реакционные взгляды и убеждения. Многие из них были немыслимыми и бесчеловечными. Однако они попали на благодатную почву, и народ Германии, а также некоторых других стран Европы, поддержал Гитлера. Диктатор сделал всё, чтобы его даже самые смелые и нездоровые фантазии воплотились в жизнь. Это привело, в конечном итоге, к миллионам жертв.
Из этих рассуждений я хотел бы вывод, что каждый человек, будь он рядовым рабочим или президентом, вносит свой посильный вклад в жизнь общества, и этот вклад влияет на жизнь остальных людей. Поэтому нужно предпринимать лишь осознанные и обдуманные действия, чтобы их последствия были положительными, а не негативными.
Глава 6. ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
Ключевые слова: личность, социализация, норма, агенты социализации, солидарность, лояльность, толерантность, маргинальность.
Безусловно, человек — продукт биологической эволюции, но животным себя отнюдь не считает. И это правильно. Поведение животного детерминировано структурой его организма. Оно рождается с набором инстинктов, присущих его виду и никакая нужда не заставит его вести себя по меркам другого вида.
Иначе обстоит дело с человеком. Все люди, живущие на Земле в течение по крайней мере 50 тысяч лет, относят себя к одному виду — homo sapiens (человек разумный), но никому из ученых пока еще не удалось доказать, что поведение человека предопределено биологическим развитием, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма обусловлены генетически.
Все гуманистические теории единодушны в том, что человек — существо социальное, живет в обществе и несет на себе печать того общества, к которому принадлежит. Уже древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) полагал, что человек по своей природе — существо, живущее посредством общения и способное самостоятельно творить политические коммуникации. «Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, — писал Аристотель, — живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек (божество— авт.)». Таких людей Аристотель называл существами «без роду, без племени, вне законов, без очага».
Общество погружает человека в искусственно созданную среду обитания (вторую природу), видоизменяет природные потребности человека, регламентируя их удовлетворение правилами и обычаями, принятыми в обществе, формирует новый пласт социально-культурных потребностей, накладывает на поведение человека массу запретов, табу, подавляющих его природные инстинкты. Социальное как существенное в реальном человеке пронизывает его природно-телесное и духовно-интеллектуальное, живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился, уровень культуры, которого достигла его социальная общность, способ жизнедеятельности, присущий той социальной группе, к которой он принадлежит, — все это накладывает печать на его поведение, установки и мотивы поступков.
У человека как члена общества вырабатывается набор качеств, которые определяют его как личность.
Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и далее стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним древние. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, не является «лицедеем». Социальная роль (например, отца, учителя, директора, учёного) принимается им абсолютно серьезно. Он возлагает её на себя свободно и несёт всю полноту связанной с этой ролью ответственности.
ЛИЧНОСТЬ— это человеческий индивид, являющийся носителем качеств, которые он приобрел, живя в обществе.
Личность рождается и существует не внутри тел отдельных индивидов, а вне их, в том пространстве, где находятся социальные вещи (статусы, должности, ценности, нормы), по поводу которых люди взаимодействуют друг с другом и образуют одно культурно-историческое образование. Внутри же тела отдельного человека заключена не личность, а лишь её биологическая проекция, самомнение, мнение о себе, а не она сама как таковая.
Разница между человеком и личностью — это вовсе не разница между тем, что свойственно всем людям, и тем, что присуще их отдельным представителям. Эта разница между совокупностью всех общественных отношений и той локальной зоной их, в рамках которых человек как личность реально существует.
Как происходит формирование личности? Американские исследователи первичных социальных групп Ч. Кули и Дж. Мид связывают формирование личности человека с его социальными отношениями.
Ч. Кули полагает, что личность человека формируется на основе реакций других людей на его присутствие в пространстве социальных отношений. Личность человека — это зеркальная копия реакции других людей на его поступки и действия. Не случайно его концепцию личности называют концепцией «зеркального Я».
Дж. Мид исходит из того, что становление личности нельзя свести лишь к субъективной копии норм и ценностей, поддерживающих отношения в обществе. Существенное значение при формировании личности имеет не только то, как к человеку относятся другие, но и то, как он сам оценивает их слова, чувства, жесты, установки. Личность человека формируется на пересечении социального «Я», которое аккумулирует прошлый опыт общества, и индивидуального «Я», которое связано с деятельностью человека, направленной в будущее. Социальное «Я» задает человеку вопросы, ставит проблемы, устанавливает границы и правила поведения. Индивидуальное «Я» дает человеку чувство свободы и инициативы. Взятые вместе и органически связанные, они и составляют его личность.
Социализация личности. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать социальный опыт — от законов до неписаных правил хорошего тона, которые регулируют их поступки и стремления.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ— это процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества.
Социализация — это пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Она имеет две функции:
— поддерживать взаимодействие людей;
— обеспечивать сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами исторически сложившихся в нем образцов поведения.
Человек всегда включен одновременно в несколько качественно различных сообществ (семья, трудовой коллектив, партия, этнос и т.д.). У каждого сообщества своя культурная матрица, поддерживающая его существование. Поэтому, чтобы стать полноценным членом какого-либо сообщества, человек должен усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, принятых в данном сообществе, т. е. пройти социализацию. В процессе социализации человек включается в мир культуры, осваивает язык, сложившиеся формы общения с другими людьми, а также способы обращения с предметами.
Нормы, ценности и идеалы разных культур различаются. Приобщение к ним, выстраивание в соответствии с ними иерархии ценностей и составляют суть социализации. Каждое сообщество оценивает качества личности по своей шкале ценностей, которые лежат в основе важнейших социальных норм.
НОРМЫ— это ожидания и стандарты, управляющие взаимодействиями людей.
Есть писаные нормы (законы и подзаконные акты — инструкции, приказы, распоряжения начальства), но большинство норм неписаные (обычаи). Существуют также культурные идеалы: мы ценим, например, науку и искусство, самоотверженность и святость.
Для успешной социализации необходимо:
— невозможность или нежелание сохранять прежние роли;
— осознание ожиданий со стороны окружающих, уяснение новых образцов поведения (паттернов);
— желание перейти в новое социальное качество и перенять образцы поведения (конформизм).
Агенты социализации — это лица, группы и институты, участвующие в передаче норм, и ценностей, контролирующие и регламентирующие процесс социализации. Среди агентов социализации следует отметить особую роль средств массовой информации и школы. Некоторые телевизионные программы расширяют познавательные навыки детей, в то время как другие могут стимулировать их негативное поведение.
Обучение — базовый элемент социализации, так как основано, преимущественно, на практиках общения, в которых критерий истинности — конвенция (согласие). Однако обучение не сводится только к социализации, так как ее основой является жизненная практика. Поэтому возможно ускоренное обучение, но нет ускоренной социализации. Утверждение: «умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих», — верно лишь отчасти. Мы все учимся на своих ошибках, а вот дураку и свои не впрок.
Социализация проходит несколько стадий: детство, юность, зрелость и старость.
Детство и юность — начальная (первичная) стадия социализации. Для нее характерны отсутствие экономической, политической и социальной самостоятельности, универсальность, разнонаправленность и формирование базовых ценностей, связанных с приписываемыми статусами. Агентами социализации на этой стадии являются первичные малые группы: семья, друзья, родственники.
Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормальной социализации ребенка. Казенная обстановка детских учреждений, в которых дети лишены ласки и любви пагубно влияет на социализацию детей. В этих учреждениях наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они часто отстают в своем физическом и умственном развитии.
Три психологических механизма помогают понять, как происходит социализация детей:
— имитация (подражание) — осознанное стремление ребенка играть в того, кого знают, копировать поведение родителей и учителей, которые служат для него образцами;
— идентификация — процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых;
— стыд и вина — механизмы, запрещающие определенное поведение или подавляющие его.
Зрелость и старость — это продолженная (вторичная) социализация. Она происходит в условиях сформировавшейся личности, наличия ее экономической, политической и социальной самостоятельности. Поэтому она специализирована и узконаправленна, формирует стереотипы и ценности, связанные с достигаемыми статусами. Агентами социализации являются преимущественно социальные институты: вуз, армия, работа, СМИ, а также группы сверстников.
В период взрослой жизни социализация связана с усвоением новых социальных норм, ролей и навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Здесь преобладает новация и ресоциализация. В старости мы уже не инициируем новое, а лишь сохраняем значимое для нас и систематизируем его, создавая условия для новаций молодых.
Среди условий, влияющих на успешную социализацию личности, следует обратить внимание и на формирование таких ее психологических качеств, как солидарность, лояльность и толерантность.
Нельзя стать членом той или иной социальной группы, если не изъявить свое единодушие, согласие с групповыми ценностями и ориентациями, т. е. не солидаризироваться с группой.
Под лояльностью обычно понимается преданность социальной группе, верность ее целям, готовность работать в ее режиме, чувство общности с коллективом. Лояльность предполагает и стимулирует личные обязательства членов социальной группы принимать участие в деятельности последней как можно эффективнее. Лояльность характеризует позитивную ориентацию поведения в группе или сообществе.
Толерантность характеризует позитивность социального взаимодействия. Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, что первоначально означало «терпение». Однако это качество предполагает не только терпимость личности к чужим обычаям, традициям, вкусам и предпочтениям, но и попытку понять других людей.
Сегодня значение этого термина возрастает и обогащается. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. трактует это понятие не только как моральный долг, но и как политическую и правовую потребность, как добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. В век все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения эскалация нетерпимости и конфликтов (межнациональных, межрасовых, межрелигиозных) потенциально возрастает и носит глобальный характер. Поэтому проявление толерантности должно способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка, но не означать отказ от своих или уступку чужим убеждениям.
Лучшее понимание толерантности достигается благодаря уяснению противоположного по значению понятия «нетерпимости». Бетти Э. Риердон среди симптомов нетерпимости называет стереотипы, предубеждения, дискриминацию, насмешку, поиск «козла отпущения», агрессивный национализм, расизм, этноцентризм, религиозный фанатизм, ксенофобию. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание, направленное на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.
Маргинальность личности. Термин «маргинальность» впервые употребил американский социолог Роберт Эзра Парк в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Понятие маргинальности у Парка (от лат. margo — край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур.
По Парку, «маргинальный человек —это тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы и культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо».
Культурная маргинальность относится к процессам межкультурных контактов и ассимиляции. В ее основе лежат взаимоотношения разных культур, к которым вынужден приобщаться человек. Их результатом становится двусмысленность и неопределенность статуса и роли. К маргиналам относятся эмигранты первого поколения, дети (метисы), родители которых идентифицируют себя с разными расами, и т. д.
Контрольные вопросы
1.Что является «телом» (носителем) человеческой личности?
2. Кому принадлежит следующее высказывание: «Сущность человека —не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?
3. Кому из социологов принадлежит авторство в разработке концепции «зеркального «Я»»?
4. Как называется процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества?
5. Как называются лица, группы и институты, играющие главную роль в передаче норм и ценностей?
6. Кто, по мнению К. Маркса и 3. Фрейда, несет ответственность за формирование личности?
7. Каким понятием характеризуется позитивное взаимодействие в межличностном и межкультурном пространстве, ориентированное на межгрупповое и межсоциальное понимание и сотрудничество?
8. Охарактеризуйте понятие «маргинальность».
9. В чем состоят отличия культурной маргинальности, структурной маргинальное™ и маргинальности социальной роли?
10. В чем состоит специфика процессов маргинализации в современном российском обществе?