Аргументы что сша виновато в холодной войне
Холодная война между СССР и США: причины и следствия в современных условиях
После окончания Второй мировой войны мир на планете длился недолго. Новый конфликт вспыхнул между СССР и США. По прошествии времени противостояние двух стран получило название Холодная война. Открытых боевых действий удалось избежать, но мир на протяжении нескольких лет находился на грани масштабной ядерной катастрофы.
Причины Холодной войны между США и СССР
Историки утверждают, что причин для начала Холодной войны было несколько, но главной из них является нежелание западных стран видеть изменения, произошедшие со времен Российской империи. СССР после победы над фашистами начала расширять границы политического влияния, под его властью находились многие страны.
США и поддерживающих ее европейских стран не устраивал сам факт существования такой сильной державы, как СССР. Поэтому они начали разрабатывать планы по уничтожению Советского Союза.
Одним из первых планов является проект премьера Великобритании Черчилля, получившего название «Немыслимое». При этом важно отметить, что он был разработан еще до окончания Второй мировой войны.
Планы США по уничтожению СССР ядерным оружием
В начале 50-х годов, американское руководство вовсе растеряло весь свой запал после того, как советские летчики на истребителях МиГ-15 начали массово сбивать «летающие «крепости» США.
Почему после распада СССР США не изменили своей политики относительно России
Но политика США по отношению к России не изменилась даже после распада СССР и безоговорочной капитуляции Ельцина в 1992 году. По сей день Соединенные Штаты настроены крайне агрессивно.
За истекшие 30 лет, США устроили по всему миру не один десяток революций, а также локальных боевых конфликтов. При этом всему человечеству понятно, что дело не в идеологии. Причина проста – США хочет иметь безоговорочную власть во всем мире.
Кто развязал «холодную войну»?
развитие критического мышления в процессе изучения исторических событий и причин их появления, умение видеть проблему и решать ее.
Просмотр содержимого документа
«Кто развязал «холодную войну»?»
Тема урока: Кто развязал «холодную войну»?
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».
Цель урока: развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения исторических событий и причин их появления, умение видеть проблему и решать ее.
1.развитие навыков активной работы учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с мемуарной, исторической и документальной литературой;
2.развитие умения учащихся делать самостоятельные выводы по теме урока через сопоставление исторических документов;
3.продолжить формирование умение отстаивания своей точки зрения и уважение к мнению других.
1.Вступительное слово учителя.
2.Работа с понятием «холодная война».
4. Обсуждение работ групп.
5.Выводы по теме урока «Кто развязал холодную войну?».
6.Оценивание работы учащихся.
1. Вступительное слово учителя: Повторение.
После окончания 2 мировой войны произошли большие изменения в мире. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.
-Назовите эти государства (США и СССР)?
Биполярный мир. Что такое биполярный мир?
Распределить по группам:
Капиталистический лагерь. Социалистический лагерь: лагерь:
США СССР ; Апрель1949г. НАТО Май 1955г. ОВД;
США, Канада и др. страны СССР, Албания, Болгария,
Страны Западной Европы. Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.
-На чем строилось их могущество?
СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.
-Идеологические разногласия: капитализм и социализм.
Мировое сообщество находилось в состоянии новых локальных войн и ожидания новой мировой войны.
Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны».
-Что означает этот термин?
Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание и оно быстро вошло в обиход.
Почему это произошло? Кто виноват в обострении международной обстановки? Можем ли мы сегодня дать объективную оценку деятельности политиков ведущих государств мира, тех, кто определял климат на планете?
2. переход к изучению нового материала.
Какую главную проблему мы должны рассмотреть на уроке? « Кто виноват в развязывании холодной войны»
Существуют разные точки зрения по данному вопросу. Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XXв.
Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков, современных историков.
Итак, вашему вниманию предлагались 3 точки зрения на проблему. Нам необходимо обсудить эти позиции и сформулировать свой взгляд на проблему. Что для этого необходимо сделать? – Объективно рассмотреть аргументацию в пользу всех позиций. Для этого
каждая группа получает документы, выдержки из мемуаров, исторических документов, прорабатывает их и делает выводы.
На основании фактов и аргументов сделать выводы :
-кто, по мнению авторов, виновник развязывания «холодной войны»?
-Из предложенных документов выберите тот, который больше отвечает вашему мнению.
Основные факты записываем в таблицу.
На доске пример таблицы:
(1 колонка: аргументы против СССР; 2 колонка: аргументы против США
1-я точка зрения:
виновны США
Создание атомной бомбы и разработка плана «Дропшот»
Фултонская речь У. Черчелля
Создание военных баз вдоль границы СССР
Участие в Корейской войне
Доктрина Трумэна предполагала:
Оказание экономической помощи странам Европы
Создание военно-политического союза западных стран под руководством США
Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США
Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы
Использование ядерного оружия
Курс Сталина на противостояние с Западом и новую войну
Установление советского контроля над странами Восточной Европы
Блокада Западного Берлина
Участие в Корейской войне, Карибском кризисе и войне в Афганистане.
Создание атомной бомбы и включение в гонку вооружений
Руководство международным коммунистическим движением
виновны СССР и США
раздел мира на сферы влияния
острая идеологическая борьба и создание образа внешнего врага;
борьба за сферы влияния в мире и локальные вооруженные конфликты
раздел мира на сферы влияния
5. Вывод: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
6. Итак, что мы узнали на уроке?
Многие события холодной войны, о которых мы говорили на наших уроках, подтверждает наши выводы по изучаемой проблеме.
Д.З. 1. «Холодная война» по воспоминаниям
2. Изображение эпохи в виде эмблемы-символа.
Текст №1. Отрывок из статьи советских историков Д.Безыменского и В.Фалина «Кто развязал «холодную войну»? (1998г).
«…Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать землю по крайней мере на 85% (выражение Г.Трумэна) похожей на американский эталон. Холодная война не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных человеческих жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению…»
Текст №2. Г.М. Корниенко. Статья «Холодная война: истоки, причины, последствия».
«..Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточно усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после 2 мировой войны, не всегда используя в должной мере политические средства, хотя бесспорно, главная ответственность за развязывание холодной войны лежит на США».
Текст №3. Отрывок из текста учебника «Новейшая история.»20в. А.А.Кредер.
^ Идея коллективной безопасности.
В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением стала ООН, а реализация осуществлялась через наделение широкими полномочиями 5 ведущих держав, выступающих в роли «мировых полицейских».
Функционирование такой системы могла быть обеспечена только на основе искреннего стремления всех великих держав принимать решения единогласно.
Однако дальнейшее развитие событий показало, что советское руководство после неудачного опыта 30-х годов не верило в возможность коллективной безопасности. С 1939г. Сталин твердо встал на традиционный путь обеспечения безопасности – путь силовой политики, территориальной экспансии и создания сфер влияния, и неуклонно следовал по этому пути.
Все это не могло остаться незамеченным. СССР явно стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это не могло не вызвать тревогу, если учитывать положение в Европе. Во Франции и Италии компартии стали крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и еще в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после выхода из Европы американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу. Все это благоприятствовало планам советского руководства.
Документ №4. Из воспоминаний В.М.Молотова:
«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».
«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!
Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».
Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай. Аргументировать было трудно.
На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».
«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно…Но попугать – попугали крепко».
Документ №5. Б.Грайнер, западногерманский историк.
«…В Вашингтоне имелась группа, коей совершенно
Документ 6. 5 января 1946г. новый президент США Г.Трумен гос. секретарю Дж. Бирнсу:
«Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».
«… США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными».
Документ 7. Из директивы Совета национальной Безопасности США (18 августа 1948г.)
Наши основные цели в отношении России:
А) свести мощь и влияние Москвы до пределом, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;
Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых поддерживается правительство, стоящее у власти в России;
В) речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящими вне его контроля…
Г) война начнется до 1апареля 1949г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно.
Цитаты из статьи американского ученого Дж. Геддиса:
«…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
«…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…
Кто виноват в развязывании «холодной войны»
Анализ причин начала «холодной войны»
Содержимое разработки
Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
Цель урока: развитие к.м. у обучающихся в процессе изучения событий истории и их причин, умение видеть проблему и решать ее.
развитие навыков активной работы учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с мемуарной, исторической и документальной литературой;
развитие умения учащихся делать самостоятельные выводы по теме урока через сопоставление исторических документов;
продолжить формирование умение отстаивания своей точки зрения и уважение к мнению других.
1.Вступительное слово учителя.
2.Работа с понятием «холодная война».
4. Обсуждение работ групп.
5.Выводы по теме урока «Кто развязал холодную войну?».
6.Оценивание работы учащихся.
1. Вступительное слово учителя: Повторение.
После окончания 2 мировой войны произошли большие изменения в мире. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.
-Назовите эти государства (США и СССР)?
Биполярный мир. Что такое биполярный мир?
Распределить по группам:
Капиталистический лагерь. Социалистический лагерь: лагерь:
США СССР ; Апрель1949г. НАТО Май 1955г. ОВД;
США, Канада и др. страны СССР, Албания, Болгария,
Страны Западной Европы. Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.
-На чем строилось их могущество?
СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.
-Идеологические разногласия: капитализм и социализм.
Мировое сообщество находилось в состоянии новых локальных войн и ожидания новой мировой войны.
Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны».
-Что означает этот термин?
Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание и оно быстро вошло в обиход.
Почему это произошло? Кто виноват в обострении международной обстановки? Можем ли мы сегодня дать объективную оценку деятельности политиков ведущих государств мира, тех, кто определял климат на планете?
2. переход к изучению нового материала.
Какую главную проблему мы должны рассмотреть на уроке? « Кто виноват в развязывании холодной войны»
Существуют разные точки зрения по данному вопросу. Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XXв.
Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков, современных историков.
Итак, вашему вниманию предлагались 3 точки зрения на проблему. Нам необходимо обсудить эти позиции и сформулировать свой взгляд на проблему. Что для этого необходимо сделать? – Объективно рассмотреть аргументацию в пользу всех позиций. Для этого
каждая группа получает документы, выдержки из мемуаров, исторических документов, прорабатывает их и делает выводы.
На основании фактов и аргументов сделать выводы :
-кто, по мнению авторов, виновник развязывания «холодной войны»?
-Из предложенных документов выберите тот, который больше отвечает вашему мнению.
Основные факты записываем в таблицу.
На доске пример таблицы:
(1 колонка: аргументы против СССР; 2 колонка: аргументы против США
1-я точка зрения:
виновны США
Создание атомной бомбы и разработка плана «Дропшот»
Фултонская речь У. Черчелля
Создание военных баз вдоль границы СССР
Участие в Корейской войне
Доктрина Трумэна предполагала:
Оказание экономической помощи странам Европы
Создание военно-политического союза западных стран под руководством США
Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США
Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы
Использование ядерного оружия
Курс Сталина на противостояние с Западом и новую войну
Установление советского контроля над странами Восточной Европы
Блокада Западного Берлина
Участие в Корейской войне, Карибском кризисе и войне в Афганистане.
Создание атомной бомбы и включение в гонку вооружений
Руководство международным коммунистическим движением
виновны СССР и США
раздел мира на сферы влияния
острая идеологическая борьба и создание образа внешнего врага;
борьба за сферы влияния в мире и локальные вооруженные конфликты
раздел мира на сферы влияния
5. Вывод: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
6. Итак, что мы узнали на уроке?
Многие события холодной войны, о которых мы говорили на наших уроках, подтверждает наши выводы по изучаемой проблеме.
Д.З. 1. «Холодная война» по воспоминаниям
2. Изображение эпохи в виде эмблемы-символа.
Текст №1. Отрывок из статьи советских историков Д.Безыменского и В.Фалина «Кто развязал «холодную войну»? (1998г).
«…Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать землю по крайней мере на 85% (выражение Г.Трумэна) похожей на американский эталон. Холодная война не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных человеческих жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению…»
Текст №2. Г.М. Корниенко. Статья «Холодная война: истоки, причины, последствия».
«..Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточно усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после 2 мировой войны, не всегда используя в должной мере политические средства, хотя бесспорно, главная ответственность за развязывание холодной войны лежит на США».
Текст №3. Отрывок из текста учебника «Новейшая история.»20в. А.А.Кредер.
^ Идея коллективной безопасности.
В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением стала ООН, а реализация осуществлялась через наделение широкими полномочиями 5 ведущих держав, выступающих в роли «мировых полицейских».
Функционирование такой системы могла быть обеспечена только на основе искреннего стремления всех великих держав принимать решения единогласно.
Однако дальнейшее развитие событий показало, что советское руководство после неудачного опыта 30-х годов не верило в возможность коллективной безопасности. С 1939г. Сталин твердо встал на традиционный путь обеспечения безопасности – путь силовой политики, территориальной экспансии и создания сфер влияния, и неуклонно следовал по этому пути.
Все это не могло остаться незамеченным. СССР явно стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это не могло не вызвать тревогу, если учитывать положение в Европе. Во Франции и Италии компартии стали крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и еще в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после выхода из Европы американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу. Все это благоприятствовало планам советского руководства.
Документ №4. Из воспоминаний В.М.Молотова:
«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».
«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!
Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».
Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай. Аргументировать было трудно.
На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».
«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно…Но попугать – попугали крепко».
Документ №5. Б.Грайнер, западногерманский историк.
«…В Вашингтоне имелась группа, коей совершенно
Документ 6. 5 января 1946г. новый президент США Г.Трумен гос. секретарю Дж. Бирнсу:
«Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».
«… США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными».
Документ 7. Из директивы Совета национальной Безопасности США (18 августа 1948г.)
Наши основные цели в отношении России:
А) свести мощь и влияние Москвы до пределом, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;
Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых поддерживается правительство, стоящее у власти в России;
В) речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящими вне его контроля…
Г) война начнется до 1апареля 1949г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно.
Цитаты из статьи американского ученого Дж. Геддиса:
«…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
«…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…»
Кто начал холодную войну? Русская и американская версии
Во второй половине XX века мир едва не сгинул в ядерной войне. Первые и единственные бомбы, сброшенные на японские города Хиросима и Нагасаки, показали всему миру мощь США. Этот кровавый жест, унесший жизни более 200 тысяч человек в 1945 году, стал предупреждением для СССР. С этого момента над миром нависла угроза ядерной войны, которая продержалась более 50 лет.
Гонка вооружений, политические конфликты, истощение экономики, общественная нетерпимость — основные черты холодной войны между США и Россией. Кульминацией противостояния считается Карибский кризис, во время которого ядерные ракеты обеих стран разве что за малым не покинули шахты.
Кто виноват в развязывании холодной войны, и почему мир после уничтожения нацистской Германии был невозможен? Фактрум собрал интересные факты о двух противоборствующих теориях о начале холодной войны.
Суть холодной войны: мнение США
Пропагандистская листовка США против СССР
Считается, что холодная война началась с речи Уинстона Черчилля на открытии Вестминстерского колледжа в марте 1946 года). Тогда лидер английской оппозиции (Черчилль ещё не стал премьер-министром) открыто заявил о необходимости борьбы с «красной машиной». Однако напряжение начало нарастать гораздо раньше.
Американцы и европейцы винят в начале холодной войны СССР. Для историков из США и Европы очевидно, что экспансию Союза необходимо было остановить. В противном случае СССР после громкой победы над Германией поглотил бы весь мир. Для «свободного» капиталистического мира правление коммунистов было недопустимо. В первую очередь из-за разницы в экономической политике. Для свободных рыночных отношений (всё покупается и всё продаётся) плановое производство — настоящая катастрофа. «Красную машину» нужно было срочно сломать.
Западные историки настаивают на том, что европейский мир боролся за свободу. Америка, которую Черчилль в Фултоновской речи назвал страной с максимальными свободами, заняла роль защитников демократии. Тогда мир был убеждён, что после победы над Германией СССР будет идти дальше, пока не подомнёт под себя всю Европу. И тогда Англия обратилась за помощью к США. Мера, по мнению западных историков, вынужденная. В противном случае мир бы захватил авторитарный СССР во главе с тираном.
Начало холодной войны с точки зрения СССР
Пропагандистская листовка СССР против США
В причинах начала холодной войны российские и западные историки сходятся. Капитализм невозможен в условиях коммунизма. Две идеологии, две экономические системы были взаимоисключающими. Однако США защищали далеко не права и свободы мира. Мысли о том, что «красную машину» необходимо остановить, возникли у западной коалиции ещё в 1943 году. После Битвы на Курской дуге миру стало ясно, что победа СССР — вопрос времени. И когда война завершится, разрушенную Европу обязательно разберут на куски.
В марте 1945 года между Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем было подписано Ялтинское соглашение. Таким образом мировые границы перекроились. Лидеры пошли на взаимные уступки, благодаря чему был достигнут относительный компромисс между стратегическими интересами разных стран. Миру казалось, что вопрос между Россией и Западом решён.
Кризисы холодной войны: два веских аргумента США
Последствия бомбардировки в Японии