Архаическая улыбка что подразумевается под этим выражением
Тайна архаической улыбки
Как у нашего существа есть много слоёв, поверхностных и глубинных, так же и есть и много видов улыбок, соответствующих этим слоям.
Чемпионами по широчайшим улыбкам были Джон Кеннеди и Мэрилин Монро. Правда, у Монро в улыбке присутствовал сексуальный подтекст: широко открывая рот, женщина намекает, что у неё есть и гораздо более интересные отверстия. Думаю, она училась улыбаться перед зеркалом, заметив, что улыбка с открытым ртом может разить мужчин наповал. До неё женщины улыбались скромно, только уголками губ. (Попробуйте сами поулыбаться так, как улыбалась Монро, и вы поймёте, как трудно добиться ожидаемого эффекта: вначале получается только какой-то дурацкий искал, и не больше. Нужно быть очень большим специалистом в своём деле, чтобы улыбаться как Монро).
Второй тип улыбки уже более искренний, это улыбка от всего сердца. Вспомним прекрасную улыбку Юрия Гагарина: красота души здесь наложилась на прекрасный рот с красивыми зубами и идеальными губами. Такой улыбкой люди улыбаются не для манипуляции другими или для выгоды, а от полноты сердечных чувств. (По слухам, на одной из фотографий, где Гагарин с белым голубем, он так счастливо улыбается, потому что переспал с Джиной Лолобриджидой: она была им восхищена и мечтала переспать с ним).
Пришедшее к власти христианство с его ненавистью ко всему языческому уничтожило и большинство архаических статуй, и надолго согнало улыбку с человеческих лиц. Наступила эпоха скорбного минора: как же улыбаться, если Христос погиб. Начались заунывные церковные песнопения, человечество помрачнело. Есть, кажется, только 1 икона, где Дева Мария улыбается, Иисус же не улыбается никогда. Ни краешками губ, ни во весь рот, как Барак Обама. Всё в христианстве пронизано высокой скорбью, улыбка здесь чужеродна.
Впрочем, архаическая улыбка исчезла с лиц людей задолго до христианства: ещё во времена древнегреской культуры статуи перестали улыбаться, боги и богини посерьезнели. Почему же это произошло?
Просто человечекий дух начал покрываться множеством материальных слоев, душа обременилась материальной тяжестью, и связь со светлым миром блаженных архаических существ была разорвана. Есть также предположение, что древние архаические люди были не совсем людьми, а божествами. То есть теми, кто жил до грехопадения. Они были разбросаны по всему миру, и часто от их цивилизации не осталось никаких следов. Но в Греции и на Крите кое-что осталось, что смогли изобразить архаические скульпторы. Какое-то время даже после грехопадения чистота духовная ещё оставалась, люди все ещё улыбались архаической улыбкой божеств. Уже были войны и страдания, не свойственные божествам, поэтому нас удивляет то, что умирающие воины изображены с блаженной улыбкой.
Позже тех архаических существ назовут богами и станут им поклоняться. Сами же древние существа с архаической улыбкой никому не поклонялись и не знали даже Бога, не зная ни добра, ни зла. Они просто жили и улыбались, пока не вкусили вкуса материи, вкуса секса, и не потеряли свой статус непорочных божеств. В память о них остались лишь статуи с архаическим улыбками и легенды падших людей, то есть язычников.
Итак, архаика таит в себе много тайн, которые нельзя понять, глядя через призму современной науки или религии. Но разгадать тайну архаической улыбки значило бы разгадать тайну всего древнего человечества.
Архаическая улыбка что подразумевается под этим выражением
В древнем искусстве Греции и Кипра была эпоха, когда статуи улыбались, а древний скульптор изображал на лицах юных красавиц и богинь лёгкую, «условную» улыбку, чуть подернув уголки губ на бесстрастном лице. Боги и герои, женщины, дети, мужчины, на смертном одре или за чашей вина на пиру, убивая или умирая – они неизменно улыбались, удерживая лёгкую улыбку в уголках своих губ. Что кроется за этой таинственной улыбкой с точки зрения искусствоведов, историков? Спокойствие и уверенность? Одобрение и утешение? Сожаление и презрение? Что означает эта улыбка — конкретные эмоции или просто стилистический приём древнего мастера?…
Чаще всего улыбалась молодость! Юные девушки и юноши, не скрывающие радости бытия, герои легенд древней Греции, стран востока. Мудрая, загадочная улыбка играет на губах буддийских богов и йога тут.
Для того, чтобы каменная скульптура казалась живой древнегреческие скульпторы второй четверти VI в. до н. э. изображали особый тип блуждающей на лице улыбки, которую искусствоведы называют архаической улыбкой.
Юная Кора (др.-греч. κόρη — «девушка», мн. ч. κοραι) — такое наименование получила древнегреческая скульптура всегда улыбающейся молодой женщины, периода архаики — примерно от 660 г. до н.э. до 480 г. до н.э.
Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий рост, или немногим меньше. Кора всегда изображена с прекрасной прической и элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос. Складки тканей красиво задрапированы, но не скрывают её движения — одна нога Коры слегка выдвинутой вперед. Кору никогда не изображали обнажённой. Во всем древнегреческом искусстве скульптура Коры оставалась практически неизменной, но со временем изображение становилось более реалистичным и пропорциональным.
Курос – это «архаический Аполлон» — характерный образец древнегреческой пластики идеального тела юного Аполлона, лицо его озаряет архаическая улыбка. Курос изображался в момент начала движения, готовности шагнуть вперёд, руки его тесно прижаты к бедрам, и вытянуты вдоль туловища, или согнуты в локтях, пальцы согнуты. Раненый курос в падении продолжает улыбаться.
В VI в. до н. э. Куросы ставились на могилах и в святилищах, превращаясь в культовые образы, Куросы становились выше ростом. В храме богини Земли Геры на острове Самос был установлен Курос высотой 5 метров. В самый ранний период истории древние греки, возможно, приписывали куросам магические способности.
Период в истории древнегреческого искусства Кипра, когда кипрские статуи улыбались, был не слишком долог. Небольшая статуэтка девушки, всего 16 см.
Время не пощадило статуэтку из известняка, одежда, лоб, шея девушки покрыты «оспинами», отняло каменный цветок, который 2500 лет назад вложил в ее руку древний скульптор. Но время не посмело стереть лёгкую улыбку с её юного лица. Кто она? Галатея, созданная искусными руками мастера Пигмалиона?
Именно, Кипр был местом действия этой чудесной сказки. Может быть, это сама богиня любви и продолжения рода Афродита Кипрская, рождённая из морской пены у берегов кипрского Лимассола?
Живший 5000 лет назад скульптор лишь слегка обозначил резцом на камне женские черты, создавая небольшую статуэтку, высотой 5 сантиметров.
Каменная статуэтка спокойно улыбающейся женщины, широко раскинувшей руки навстречу, словно, стремясь обнять весь мир.
Археологи нашли много таких статуэток на Кипре и никому, пока, не известно какой народ их создал, каким ветром — европейским, африканским или азиатским, были занесены на Кипр первые ростки культуры и на каком языке пели гимны каменным Афродитам.
Возможно, архаическая улыбка, играющая на губах юных красавиц, египетского фараона, богов древности – это послание из глубины веков, напоминающее нам, современным людям: «Живи с улыбкой! Не забывай улыбаться Миру и Мир ответит тебе улыбкой!»
Рано утром я проснусь,
Богу Солнца улыбнусь.
Улыбнётся Бог в ответ –
Темноту рассеет свет.
Секрет архаичной улыбки.
В древнем искусстве Крито-Микенской Греции и Кипра была эпоха, когда статуи улыбались, а древний скульптор изображал на лицах юных красавиц и богинь лёгкую, «условную» улыбку, чуть подернув уголки губ на бесстрастном лице. Боги и герои, женщины, дети, мужчины, на смертном одре или за чашей вина на пиру, убивая или умирая – они неизменно улыбались, удерживая лёгкую улыбку в уголках своих губ. Что кроется за этой таинственной улыбкой с точки зрения искусствоведов, историков? Спокойствие и уверенность? Одобрение и утешение? Сожаление и презрение? Что означает эта улыбка — конкретные эмоции или просто стилистический приём древнего мастера?
Чаще всего улыбалась молодость! Юные девушки и юноши, не скрывающие радости бытия, герои легенд древней Греции, стран востока. Мудрая, загадочная улыбка играет на губах буддийских богов.
Для того, чтобы каменная скульптура казалась живой древнегреческие скульпторы второй четверти VI века до н. э. изображали особый тип блуждающей на лице улыбки, которую искусствоведы называют архаической (или архаичной) улыбкой.
Юная Кора (др.-греч. κόρη — «девушка», мн. ч. κοραι) — такое наименование получила древнегреческая скульптура всегда улыбающейся молодой женщины, периода архаики — примерно от 660 г. до н.э. до 480 г. до н.э.
Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий рост, или немногим меньше. Кору всегда изображали с прекрасной прической, в элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос.
Время не пощадило статуэтку, одежда, лоб, шея девушки покрыты «оспинами» разрушения, отняло каменное яблока, которое 2500 лет назад вложил в её руку древний скульптор. Но время не посмело стереть лёгкую улыбку с её юного лица. Кто она? Галатея, созданная искусными руками мастера Пигмалиона?
Богиня Диана или Артемида — богиня охоты с архаичной полуулыбкой на устах. Складки ткани хитона красиво задрапированы, но не скрывают её движения — одна нога юной коры слегка выдвинутой вперед, этим подчёркнуто её движение.
Кору никогда не изображали обнажённой. Причиной этому, возможно, был Матриархат и нравственность минойского общества. Во всём древнегреческом изобразительном искусстве скульптура Коры оставалась практически неизменной, но со временем изображение становилось более реалистичным и пропорциональным.
Афина Промахос — Змееногая праматерь богов в шлеме — о. Сицилия — 580 год до н.э.
Мимика лица Коры в течение веков изменялась от наивного и беззаботного лица (в начале VII века до н.э.), до более строгого выражения лица в скульптурах поздней архаики и ранней классики (VI века до н. э.). Коллекция скульптуры Коры, созданных в разные века, собрана в афинском Акрополе (VI века до н.э.)
Переход от архаического к классическому стилю в изобразительном искусстве и его расцвет в древней Греции приходится на V и IV века до н. э.
Курос – это «архаический Аполлон» — характерный образец древнегреческой пластики идеального тела юного Аполлона, лицо его озаряет архаическая улыбка.
Курос изображался в момент начала движения, готовности шагнуть вперёд, руки его тесно прижаты к бедрам, и вытянуты вдоль туловища, или согнуты в локтях, пальцы согнуты.
Раненый курос в падении продолжает улыбаться. Скульптура VI века до н. э.
Улыбающихся куросов устанавливали на могилах и в святилищах, превращая их в культовые образы, со временем куросы становились выше ростом. В храме богини Земли Геры на острове Самос был установлен Курос высотой 5 метров.
В самый ранний период истории древние греки, возможно, куросам приписывали магические способности.
Этрусское искусство, как и Крито-Микенское искусство IV века до н.э. подарило нам не мало образцов архаической улыбки. С уходом этрусков и минойцев Крита ушла и архаическая улыбка.
Небольшая статуэтка девушки (всего 16 см), улыбающаяся архаической улыбкой.
Именно, Крит был местом действия этой чудесной архаической сказки. Может быть, это сама богиня любви и продолжения рода Афродита Кипрская, рождённая из морской пены у берегов кипрского Лимассола?
Живший 5000 лет назад скульптор изобразил в камне чудесные женские черты, и лёгкую полуулыбку.
Сицилия, около 6 века до н. э.
Археологи нашли много статуэток куросов с архаичной улыбкой на многих островах Эгейского моря, и никому, пока, не известно какой народ их создал, каким ветром — европейским, африканским или азиатским, были занесены на Крит первые ростки культуры и на каком языке пели гимны каменным Афродитам. Ясно одно — эти люди были со светлой душой и оптимистичными взглядами на жизнь.
Каменная статуэтка спокойно улыбающейся женщины, широко раскинувшей руки навстречу, словно, стремясь обнять весь мир.
Возможно, архаичная улыбка, играющая на губах юных красавиц, египетского фараона, богов древности Крита, Кипра, Сицилии – это послание из глубины веков, напоминающее нам, современным людям: «Живи с улыбкой! Не забывай улыбаться Миру и Мир ответит тебе улыбкой!».
Попробуйте держать архаическую улыбки хотя бы один день, вы увидите как изменится мир вокруг вас.
Рано утром я проснусь,
Богу Солнца улыбнусь.
Улыбнётся Бог в ответ –
Темноту рассеет свет.
О «секрете» архаичной улыбки.
Для того, чтобы каменная скульптура казалась живой древнегреческие скульпторы второй четверти VI века до н. э. изображали особый тип блуждающей на лице улыбки, которую искусствоведы называют архаической (или архаичной) улыбкой.
Юная Кора (др.-греч. κόρη — «девушка», мн. ч. κοραι) — такое наименование получила древнегреческая скульптура всегда улыбающейся молодой женщины, периода архаики — примерно от 660 г. до н.э. до 480 г. до н.э.
Этрусское искусство, как и Крито-Микенское искусство IV века до н.э., подарило нам не мало образцов архаической улыбки. С уходом этрусков и минойцев Крита ушла и архаическая улыбка.
В этих улыбках отражается благодатный свет невинности, свет «золотого века» матриархата.
Самые загадочные улыбки в истории искусства: От бюста Нефертити до мадонн Рафаэля
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Улыбка Нефертити
Когда в 1912 году при раскопках города Ахетатона в Египте в доме древнего скульптора Тутмоса был обнаружен этот бюст, археологи были поражены его сохранностью. В отличие от парного к изображению Нефертити бюста фараона Эхнатона, получившего за время существования сильные повреждения, бюст царицы дошел до наших времен почти без потерь – пострадали только уши и отсутствовала вкладка левого глаза.
Научные исследования установили возраст находки – оказалось, что бюст появился в середине XIV века до нашей эры, во время так называемой амарнской эпохи в древнеегипетском искусстве, совпавшей с правлением Эхнатона и отличавшейся реалистичностью, вплоть до натурализма. Этот шедевр, созданный в мастерской прославленного скульптора той поры Тутмоса, как и ряд других скульптур, стал предвестником возникновения почти через тысячу лет особого явления в древнем искусстве – архаической улыбки.
Архаическая улыбка
Архаический период истории Древней Греции продолжался с VII до IV век до н.э. Тогда возникла и делала первые шаги философия, развивалось представление о мире и космосе, и человек начинал казаться сам себе существом, сравнимым с богами. Возможно, это была одна из причин для изображения художниками улыбающихся лиц. Статуи архаики – это фигуры юношей и девушек, молодых и сильных, и улыбки на их лицах – как свидетельство торжества жизни. Куросы (мужские статуи) и коры (женские) сохраняют это выражение лица и в сюжетах охоты, ранения – что порой выглядит неестественно.
Способы высекания фигур из камня в Грецию пришли от скульпторов Древнего Египта, но если египетское искусство представляет область скорее тайн, нежели открытий, греческая архаика дает современному миру куда более определенный посыл – о всепобеждающей молодости, силе и красоте.
Улыбка Пэкче
Изображения Будды всегда улыбчивы, такова суть этой религии – гармония с реальностью, безусловная благожелательность к миру. Согласно учению, причины страданий заключены внутри человека, и освободившись от этих причин, можно стать счастливым. Теплая улыбка – одно из семи ежедневных пожертвований в буддизме.
Одним из знаковых произведений искусства в этом смысле признаются скульптуры Пэкче, которые были обнаружены в Корее и считаются ценным памятником древнего восточного искусства. На губах застывших в камне лиц блуждает загадочная, непостижимая улыбка, а сами статуи воплощают собой отрешенность от окружающего их мира.
Некоторые исследователи приписывают стиль фигур Пэкче влиянию южно-китайской культуры государства Лян. Так или иначе, холодные безмолвные камни, из которых сделаны скульптуры, благодаря особой улыбке Пэкче буквально излучают тепло. Художники Пэкче в свою очередь сильно повлияли на скульптурные традиции Японии, многие статуи японских мастеров созданы на основе наследия корейских предшественников.
Готическая улыбка
Средневековье надолго отучило художников изображать счастливые лица. Улыбка, как и смех, были в эти времена не в чести. Тем не менее один из самых главных соборов европейского католицизма славится «улыбающимися ангелами».
Собор Нотр-Дам в городе Реймсе был построен в XIII веке, а церковь на его месте существовала к тому времени уже около восьмисот лет. Это один из самых больших и красивых соборов Франции, имеющий к тому же славу места коронации почти всех французских королей. В 498 году в Реймсском соборе был крещен Хлодвиг I.
Фасады собора украшены бесчисленным количеством фигур ангелов, но два из них, окружающие Святого Никеза, изображены улыбающимися. Это был на тот момент революционный шаг в искусстве – как символ скорого Возрождения.
Статуи, расположенные в северной части восточного фасада собора на высоте 87 метров, были созданы примерно в 1240 году, а прославились после их повреждения при бомбежке в Первую мировую войну. Выражения лиц ангелов, возможно, призваны передать, что они знают что-то, что недоступно человеческому разуму.
Улыбка Возрождения
Символом улыбки эпохи Возрождения традиционно считается Джоконда да Винчи, но у гениального Леонардо, как и у других мастеров Ренессанса, достаточно и других произведений, завораживающих зрителя загадочностью облика человека на картине. Еще один ангел, как будто скрывающий за улыбкой знания о тайнах мироздания, изображен на картине «Мадонна в скалах».
Главная особенность произведений эпохи Возрождения – в новом умении человека смотреть на себя и себе подобных как на отдельный прекрасный мир, полный тайн и будущих открытий.
Рафаэль Санти изобразил на автопортрете улыбку, которая сравнима с загадочной усмешкой Моны Лизы – полуулыбка, заставляющая вглядываться в лицо человека на картине и видеть его изменчивое, непостоянное выражение.
Что до Моны Лизы, история ее невероятной популярности началась со скандала и продолжается вот уже сотню лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: