архаичные черты в общественной жизни спартиатов
Государство Спарта
Образование Спарты, государственный и общественный строй. Архаичные черты в общественной жизни спартиатов, особенности их воспитания. Реформы Ликурга, преобразования социально-экономического и правового характера. Военный характер спартанского общества.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.01.2018 |
Размер файла | 21,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Образование государства
Среди полисов Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и политический режим уникальны и даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его весьма своеобразных традиций.
Название государства произошло от города, основанного в Х в. до н.э. на левом берегу р. Ефрот. Во внешних сношениях Спарту называли Ла-кедемон. Судя по всему, в архаическую эпоху, до начала VII в. до н. э., спартанская община находилась в стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорийские племенные образования. В каждой из трех ее фил были свои базилеи, народное собрание, Совет старейшин.
Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннесс, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.
2. Государственный строй
Вняв просьбе правителей Спарты, многоопытный правовед на всякий случай посетил главный храм греков в Дельфах, принес соответствующую жертву богам и попросил согласия богов на реформы. Очарованная им главная жрица, пифия, аттестовала Ликурга как «любимца богов» и даже «скорее бога, нежели человека». Надо полагать, после такого благословения все сомнения у Ликурга отпали. Если основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ, царей и геронтов принять его законы, их автор по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.
Реформы, которые по традиции приписывают Ликургу, относятся к первой половине VII в. до н.э. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров. Мелкие интриги между царскими семьями в счет не идут.
Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении.
Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Многие ученые отнесли их к категории рабов. Ф. Энгельс был склонен считать их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала трансформацию полиса из общины в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Жизненный уклад демоса, его традиции, обычаи стали законом.
Полноправные спартанцы между собой считались равными, большая ретра Ликурга предусматривала довольно жестокий кодекс их поведения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу.
По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.
Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали как лани, в быстроте бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках.
Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегодно в религиозный праздник подвергался избиению со стороны женщин (вероятно, незамужних). Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов
Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.
Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших.”
Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и материй.”
спарта государственный ликург
3.2 Воспитание спартиатов
По этому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе”
«Самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование”.
Таким образом, все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись”.
Детей учили говорить немногословно и метко («лаконизм”), так, что в их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления”.
Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому не разрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено”.
Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но и девочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что бы дети рождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправыми воинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками”
Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересам военизированного государства, что способствовало сохранению архаичных черт в быту.
Список использованной литературы
1. Александр Каталов. Спарта.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общая характеристика основных этапов образования Спартанского государства, его историческое значение. Особенности социально-экономического и общественного строя спартанского полиса. Специфика воспитания спартиатов и военной организации жизни общества.
курсовая работа [54,7 K], добавлен 04.05.2011
Географическое положение Древней Спарты. Возникновение Лакедемонского государства. Население и сословия Лакедемона. Должности и органы власти. Место спартиатов в структуре общества. Армия Спарты, упадок спартиатов. Особенности спартанского воспитания.
презентация [3,8 M], добавлен 24.05.2013
Образование Спартанского государства. Территориальное положение Спарты. Дорийское вторжение, образование социальных классов. Экономическое устройство, политический строй, нравы, быт и воспитание спартанцев. Социальный аспект жизни людей внутри общины.
курсовая работа [46,3 K], добавлен 27.03.2013
Общественная жизнь Древней Спарты. Своеобразие общественной организации, социальной структуры и экономики спартанского общества. Основные сословия спартанского общества: полноправные граждане, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки.
реферат [21,6 K], добавлен 08.12.2010
Общественный строй Спарты, воспитание спартиатов. Высшие органы государственной власти в Спарте. Институт царской власти, военные должности. Основные принципы полисного устройства. Сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива.
контрольная работа [31,4 K], добавлен 10.02.2013
Государственный и общественный строй Спарты
Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии (Лаконики).
Главнейшими источниками по истории спартанского общественного и государственного строя являются произведения Фукидида, Аристотеля и Плутарха, а также стихи спартанского поэта Тиртея. Кроме того, с каждым годом все большее значение приобретают археологические материалы.
Возникновение спартанского государства
Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до н. э., во время последней волны возвращения Гераклидов, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Так появилось спартанское государство, вскоре получившее особый общественный строй.
Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)
В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседней области – Мессении, также заселенной дорийцами.
Состав спартанского населения
Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных крепостных. Само название «илоты» до сих пор не ясно. Есть предположение, что оно происходит от имени города Гелос, некогда захваченного дорийцами. Согласно другой гипотезе, слово «илот» происходит от греческого глагола «попадать в плен», «быть пленным».
Племена, жившие в горных местностях Спартанского государства, а также те из ахейцев, которые добровольно подчинились дорийцам, стали называться периэками (соседями). Это было население, хотя и неполноправное, но не закабаленное.
Так произошли основные сословия спартанского общества: спартиаты (спартанцы), периэки и илоты.
Земледелие в Спарте
Спартанское ремесло
Торговля в Спарте
Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось, и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.
Быт и воспитание спартанцев
В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.
Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.
Руины театра в древней Спарте
Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.
В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».
В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.
Спартанский шлем
Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.
Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.
Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.
Спартанцы и илоты
Главной целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.
Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.
На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.
Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.
Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.
Устройство спартанского государства
Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанский государственный строй мог держаться только военной мощью.
Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плутарх, Фукидид и другие античные авторы. Но устои общественного строя Спарты, её обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложились постепенно в результате жизненной необходимости направить все силы на укрепление военного строя спартанского государства.
В государственном строе Спарты мы встречаем много пережитков древних общинных отношений. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.
Лаконией управляла пара государей одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоевания Лаконии.
Спартанские цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жреческие функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии – высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для отчёта надзиратели – высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.
Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.
Наиболее сильным органом спартанского государства была герусия («геронт» – старик) – собрание старейшин – представителей самых влиятельных родов и семей Спарты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если спартанские цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в геронты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.
Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.
Пелопоннесский союз
Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до н. э. после двух ожесточенных войн соседнюю плодородную страну на западе – Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. Спартанское государство играло главную роль в Пелопоннесском союзе.
Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.
Идеализация общественного строя Спарты
Аристократический государственный строй Спарты, основанный на угнетении илотов, идеализировался некоторыми учёными – особенно представителями консервативной немецкой историографии. А фашистские историки ставили в пример спартанский общественный и государственный строй как идеальный для покоренных народов.
По отношению к спартанскому обществу и государству того или иного историка можно судить о том, насколько он либерален или консервативен.
Спартанский строй был самым консервативным среди древнегреческих государств. И Спарта, имевшая гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала, вместе с этим союзом, все антидемократические течения Древней Греции.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Архаичные черты в общественной жизни спартиатов
Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.
Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших.»[58]
Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и материй.»[59]
Воспитание спартиатов
По этому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе»[60]
«Самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование».(I,122) [63]
Таким образом, все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись».[64]
Детей учили говорить немногословно и метко («лаконизм»), так, что в их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления».[65]
Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому не разрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено».[66]
Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но и девочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что бы дети рождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправыми воинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками»[67]
Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересам военизированного государства, что способствовало сохранению архаичных черт в быту.
Заключение
В результате изучения доступных источников и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты.
1. Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.
2. В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.
Источники
[2] Бергер А Социальные движения в древней Спарте.
[4] Геродот История в девяти книгах.
[5] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.
[6] Колобова К.М. Древняя Спарта X-IV вв. до н. э.
[7] Бергер А. Социальные движения в Древней Спарте.
[10] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.
[12] Геродот История в девяти книгах.
[13] Колобова К.М. Древняя Спарта в Х-IV вв. до н.э.
[14] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[16] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[17] Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.
[18] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.
[19] Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н. э.
[20] Берг А. Социальные движения в древней Спарте
[21] Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.
[22] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[24] Плутарх Сравнительные характеристики :В 3-х т.
[27] Геродот История в 9-ти книгах.
[28] Геродот История в 9-ти книгах.
[29] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[30] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[31] Берг А Социальные движения в древней Спарте.
[32] Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ.
[33] Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова
[34] Плутарх Сравнительный жизнеописания: В 3-х т.
[35] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[36] Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова.
[37] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[38] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[39] Колобова К.М. Древняя Спарта в X- IV вв. до н.э.
[41] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[42] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[43] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[44] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[45] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[46] Колобова К.М. Древняя Спарта в X- IV вв. до н.э.
[48] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[49] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[50] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[51] Колобова К.М. Древняя Спарта X-IV вв. до н.э.
[52] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[53] Геродот История в 9-ти книгах.
[54] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[55] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[56] Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ.
[57] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[58] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[59] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[60] Хрестоматия по истории древней Греции / под ред. Каллистова.
[61] Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н.э.
[62] Фукидид История в 9-ти книгах.
[63] Фукидид История в 9-ти книгах.
[64] Хрестоматия по истории древней Греции /Под ред. Каллистова.
[65] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.
[66] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.
[67] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.