Археологические культуры что это
Археологическая культура
Из Википедии — свободной энциклопедии
Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, культура воронковидных кубков), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).
В археологии понятию культуры придают значение, которое несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников — разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.
Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определённом образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идёт об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при обмене. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может — эволюцию одной культуры в другую.
Профессиональные археологи сегодня всё чаще стали использовать новый термин «археологический горизонт», который во многом сближается с понятием «блок культур», предложенным В. С. Бочкарёвым.
Археологическая культура
Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, культура воронковидных кубков), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).
В археологии понятию культуры придают значение, которое несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников — разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.
Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определённом образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идёт об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может — эволюцию одной культуры в другую.
Профессиональные археологи сегодня всё чаще стали использовать новый термин «археологический горизонт», который во многом сближается с понятием «блок культур», предложенным В. С. Бочкарёвым.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).
Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э., однако в Восточном Средиземноморье он закончился вместе с бронзовым коллапсом, когда погибли или пришли в упадок практически все цивилизации в регионе от Греции до Месопотамии, тогда как в Атлантической Европе.
Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: более 60 стоянок древнего каменного века — стоянки Костёнки-I—XXI, Борщёво-I—V (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 км². Для их изучения и сохранения в 1991 году филиал «Костёнки» Воронежского краеведческого музея был преобразован.
Археологические культуры что это
Всероссийская научно-практическая конференция
c международным участием
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:
ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»
Санкт-Петербург, МАЭ РАН
Октябрь 2022 года
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.
Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.
Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:
Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.
Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков
Адрес электронной почты: anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67
«Культура русских в археологических исследованиях»
Авторизация
Календарь
Подписка
Свежие комментарии
Поиск
Археологическая культура
Археологическая культура — основная ячейка в группировании материальных древностей – явлений древнего материального мира, данных нам в археологических остатках. Все археологи хорошо представляют, что это такое. В то же время общепринятого определения этого понятия нет. Одни понимают археологическую культуру как совокупность типов вещей и сооружений, устойчиво взаимосвязанных (постоянно встречающихся вместе, в одних и тех же комплексах) и отделяемых этим от других. Другие представляют себе археологическую культуру как группу схожих археологических памятников, отличающуюся от других подобных групп. Есть и другие определения. За каждым из них обычно стоит представление о том, что в этой ячейке археологического группирования материальных остатков отражена некая ячейка древней материальной культуры, особая культура, возможно отдельное общество, народ. Всегда ли это так – остается под вопросом.
Название культура получает, как правило, по первому местонахождению, где открыты ее памятники (по близлежащему нынешнему населенному пункту, урочищу, речке). Например, трипольская культура, баденская культура, волосовская культура. Традиционно сохраняются и старые названия, которые нередко давались по какому-то отличительному признаку этой культуры. Например, по форме или орнаменту керамики (культура шнуровой керамики, воронковидных кубков, шаровидных амфор), вещам (культура боевого топора), устройству могилы (ямная культура, катакомбная) или местности, где расположена культура (днепро-донецкая культура). Такие названия иногда сбивают с толку любителей (шнуровой орнамент распространен не только в этой культуре, а ее керамика может и не быть им украшена).
Всякая археологическая культура имеет определенные территориальные границы (размещение на карте) и хронологические пределы. Нередко они не очень четкие, размытые (за счет древней торговли, контактов, временных сдвигов рубежей), но это не значит, что их нет. Есть точка зрения, особенно распространенная за рубежом, что никаких археологических культур не существует, что это понятие – лишь инструмент археологов для удобства рассмотрения материала. Большинство российских археологов признают реальность существования археологических культур.
Культуры распадаются на варианты – хронологические (этапы, фазы), территориальные. Нередко эти варианты получают впоследствии, по длительном изучении, ранг самостоятельных культур (культура ямочно-гребенчатой керамики распалась на волосовскую, карельскую, каргопольскую и др., катакомбная распалась на донецкую, манычскую, среднедонскую, ингульскую и др.). Четкого количественного критерия для ранга самостоятельной культуры не существует, хотя и были попытки его отыскать.
Добжанский В.Н. Локальный вариант — археологическая культура — культурно-историческая общность. Что дальше?
Добжанский В.Н. Локальный вариант — археологическая культура — культурно-историческая общность. Что дальше? // Археология Южной Сибири / КемГУ. — Кемерово, 1985. — С. 116 — 122.
Позднее, с утверждением в археологии не общесоциологической категории «культуры», которая среди археологов являлась синонимом материальной культуры древних племен и народов, а понятия «археологической культуры», а также с появлением на археологической карте большого количества культур и постоянным выделением новых, перед археологами вплотную встали вопросы определения и содержания нового понятия.
В. Ф. Генинг забыл лишь упомянуть такие признаки археологической культуры, как пространство и время, без которых даже самый полный набор элементов отнюдь не является археологической культурой.
Ю. Н. Захарук верно подметил сложность археологической культуры как объективной реальности. В своей практике археолог имеет дело не со всей культурой в целом, а только, пользуясь терминологией Ю. Н. Захарука, со «следами и останками прошлого», с результатами деятельности давно исчезнувших людей и коллективов. Лишь в камеральной лаборатории, проводя обработку полученного материала, классифицируя его, выделяя типы, подыскивая аналогии, исследователь выстраивает некоторый комплекс этих следов и останков, очень близких типологически и единых функционально, который размещается на определенной, как правило, четко фиксируемой территории, относящийся к определенному времени и не имеющий повторений нигде более.
Несомненно, что все предметы комплекса изготовлены индивидами, но индивидами, являвшимися членами каких-то коллективов, культурные традиции которых и аккумулировались этими мастерами. Были ли эти коллективы моно- или полиэтничны, или же в основе общих культурных традиций находились однотипные или очень близкие формы хозяйства, способствовавшие культурной нивелировке не однородного населения той или иной территории, судить по археологическому материалу очень трудно.
Вправе ли мы говорить о реальности археологической культуры в этом смысле? Видимо, нет. На уровне содержательном мы говорим о реальности археологической культуры с некоторой долей воображения, интуитивно, понимая, что единый комплекс, выделяемый в культуру на большей или меньшей территории есть реальность, что он отражает не простую сумму некогда существовавших людей, а цельный организм. Цельность представляет собой внутреннее единство объекта или явления. Любой человеческий коллектив, как субъект истории, обладает культурой, т. е. определенным способом деятельности и определенными результатами этой деятельности. Являясь по сути «ископаемой действительностью», археологическая культура представляет перед нами после ряда последовательных полевых и кабинетных операций, как объективная реальность, чуть ли не как слепок с той, давно ушедшей действительности. Но реальность эта в большей степени субъективна чем объективна, ибо она проходит сначала через наше сознание, которое конструирует эту реальность. Мы никогда не сможем учесть весь предметный мир ушедшей действительности хотя бы уже потому, что значительная, если не большая часть его погибла для нас безвозвратно. Так же хорошо известно, что вещественный комплекс, вычленяемый в той или иной культуре, далеко не отражает действительный, существовавший когда-то комплекс.
В силу всех этих причин закономерно встает вопрос насколько адекватна археологическая культура той, прошлой действительности, объективной реальности, которая проявлялась в качестве своеобразного культурного феномена конкретного социального организма. Однозначность ответа не вызывает сомнения — археологическая культура не тождественна прошлой действительности, она лишь более или менее полно отражает эту действительность, представления исследователей о ней будут относительны и неполны. Живая динамичная культура населения, сосуществование которой доказывается памятниками, оставленными этим населением, лишь отдаленно напоминало бы мертвую археологическую культуру. Связь между той и другой культурами чисто внешняя, но эта внешняя, материальная сторона культуры, вернее ряд ее элементов и признаков, могла быть и заимствованной. Целостность культуры обусловливалось, во-первых, совместным трудом коллектива, и, во-вторых, внутренней, духовной, культурой.
В отличие от понятия «локальная культура», акцентирующей вниманий на своеобразии той или иной локально-исторической системы, понятие «археологической культуры» направлено на выявление содержательной общности этих локально-исторических систем. С этой точки зрения понятие «археологической культуры» по своей логической структуре и познавательным функциям предстает перед нами как определенный общий тип культуры, в котором проявляются общие черты конкретных локальных культур, например, культур эпохи бронзы или раннего железа.
В силу этого, если конкретная локальная культура, например, андроновская, будет являться своеобразной моделью социального организма, породившего ее, то понятие «археологической культуры» как определенного общего типа культуры будет выступать моделью социальных организмов на определенном этапе их общественного развития. Например, модель археологической культуры эпохи палеолита будет иной, чем модель археологической культуры эпохи бронзы и соответственно обе эти модели будут отражать разные этапы и уровни развития первобытного общества.
Проблема определения и содержания понятия «археологической культуры» представляется нам частной проблемой в ряду других проблем этого понятия. Самой же главной задачей, отвечающей нуждам современного развития археологической науки, на наш взгляд, является создание теории археологической культуры.
Смысл всей проблемы археологической культуры состоит не в том, чтобы дать какое-то одно, достаточно краткое и емкое, определение понятия «археологической культуры», а нечто другое. Сам механизм действия археологической культуры — зарождение, развитие, упадок, перерастание ее в другую культуру, ее связь с этносом, взаимовлияние культур и другие проблемы, — могут и должны получить свое разрешение только на путях создания теории археологической культуры.
Археологами многих поколений накоплен достаточно солидный и богатый материал. Удалось решить многие вопросы в истории развития человека и общества. Наряду с этим возникли новые проблемы, поиски ответа на которые зависели уже не от количественного состояния эмпирического материала. На повестке дня современного этапа развития археологии стоит задача разработки и создания теории археологической культуры.
Археологическая культура
Полезное
Смотреть что такое «Археологическая культура» в других словарях:
Археологическая культура — Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других … Википедия
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ культура, понятие, обозначающее общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающаяся общими особенностями (например, культуры ямочно гребенчатой керамики, черняховская культура) … Современная энциклопедия
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — понятие, обозначающее общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Отражает (не всегда) этническую общность … Большой Энциклопедический словарь
археологическая культура — Общность археологических памятников, относящихся к одному времени и сосредоточенных на одной территории … Словарь по географии
археологическая культура — общность археологических памятников, относящихся к одному времени и определенной территории. * * * АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, понятие, обозначающее общность археологических памятников, относящихся к одному времени,… … Энциклопедический словарь
Археологическая культура — одно из фундаментальных понятий археологии (см.). По И. С. Каменецкому, А. К. группа памятников, занимающих сплошную терр., границы к рой могут меняться, и обладающих объективно существующим сходством материальных и нематериальных признаков,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Археологическая культура — общность синхронных археологических памятников, отличающихся сходством по ряду археологических критериев и сосредоточенных на определенной территории. Существует более трех десятков определений … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
Колоколовидных кубков археологическая культура — Культура колоколовидных кубков в момент наибольшего распространения Культура колоколовидных кубков (англ. Beaker culture) (около 2800 1900 до н. э.) археологическая культура позднего неолита раннего бронзового века Западной и Центральной Европы … Википедия
Киевская археологическая культура — Карта балтийских и славянских археологических культур III IV вв. Киевская культура восточноевропейская археологическая культура, датируемая с II по V ве … Википедия