Археология что это 5 класс история

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 1. История и её помощницы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

История – это наука о жизни человека в прошлом.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.

Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.

Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.

В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.

Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.

Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.

Археология что это 5 класс история. 19e7149f b541 45e8 9a60 4200acf8f4a8. Археология что это 5 класс история фото. Археология что это 5 класс история-19e7149f b541 45e8 9a60 4200acf8f4a8. картинка Археология что это 5 класс история. картинка 19e7149f b541 45e8 9a60 4200acf8f4a8.

Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.

Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Генеалогия – наука о гербах.

Хронология – наука об измерении времени.

Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.

Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.

Источник

Археология что это 5 класс история

Археология — это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних двуногих обитателей нашей планеты.

Работа археологов делится на две составные части. Чтобы заниматься любой из них требуется специальная подготовка. Первая часть — это проведение раскопок на месте древних поселений. Эта работа должна выполняться медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить откопанные предметы, часто бывающие весьма хрупкими. Записи о ходе раскопок заносятся в специальный дневник.

Вторая стадия — это тщательное изучение найденных предметов и составление их подробного описания, необходимого для того, чтобы информация стала доступной каждому, кто интересуется историей. После того, как эта работа будет завершена, археолог делает выводы.

Выводы эти никогда не бывают полными, поскольку основываются на исследовании сохранившихся вещей. Главным образом это предметы, когда-то окружавшие людей в их каждодневной жизни. Большую часть находок составляют развалины древних жилищ, инструменты, украшения и драгоценности, кухонная утварь, детские игрушки. Часто археологи находят и кости животных, мясо которых служило пищей для людей.

Однако исследователям редко удается обнаружить недолговечные изделия из кожи, ткани, шерсти, дерева или соломы. По той же причине зачастую бывает невозможно отыскать сохранившиеся произведения древнего искусства, за исключением, разумеется, тех, которые были выполнены из металла, камня или керамики.

Археология возникла в то время, когда люди впервые стали интересоваться историей развития человечества. В V веке до н.э. греческий историк Геродот посетил Египет, интересуясь древними памятниками. Однако после заката древнегреческой цивилизации интерес к истории, казалось, угас.

Он вновь возродился лишь в XVI веке, когда средневековые ученые, посещавшие Италию и Грецию, стали обращать внимание на сохранившиеся образцы античной культуры. Жители Италии начали копаться в руинах, отыскивая древние монеты, вазы и другие предметы. Вскоре все больше людей стали заниматься «раскопками в прошлом», и таким образом было положено начало науки археологии.

Источник

Конспект классного часа «Немного об археологии» (5 класс)

План-конспект внеклассного мероприятия

Тема: «Немного об археологии» (1 ч).

Актуальность выбранной темы: Археология – это комплексная историческая наука, изучающая прошлое людей по вещественным материалам. Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране существуют давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо-краеведческого направления дополнительного образования. Педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени. Опыт использования педагогического потенциала археологии нашёл свое отражение в термине «педагогическая археология». Данный термин применим только для системы дополнительного образования. Необходимо использовать педагогический потенциал археологической науки в учебном процессе общеобразовательной школы. Под «педагогическим потенциалом» понимается способность предмета (в данном случае – археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества. Археология как никакая другая наука способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики, окружающей людей этой профессии. Взяв в руки археологическую находку, ребёнок прикасается к своему прошлому и как бы мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Использование археологических материалов в образовательном процессе может не только украсить занятие, сделать его более интересным, но и поможет учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя обучающий, развивающий и воспитательный компоненты.

Целью классного часа является знакомство с археологической наукой.

Чтобы достигнуть поставленной цели, были поставлены следующие задачи :

Обучающие: познакомить учащихся с деятельностью археологов как в полевых, так и в лабораторных условиях, с историей первобытного человека путём их рассмотрения фрагментов керамических изделий, которые имеют важное значение как исторический источник;

Развивающие: расширение кругозора обучающихся, развитие у обучающихся психических процессов (памяти и мышления, в том числе логического мышления), коммуникативных умений, информативных компетенций, умения работать с различными источниками информации (устная речь ведущего – учителя, фрагменты керамических изделий, фотоматериал), умения высказывать суждения о значении и месте культурно-исторического наследия.

Воспитывающие: формирование интереса к учебной дисциплине «история», к истории и археологии как наукам, уважения к мировому и региональному историческому наследию, готовности применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края и мира, ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, духовно-нравственного воспитания и уважения к другим людям.

Форма проведения: тематический классный час с элементами экскурсии и практической работы.

Материально-техническое обеспечение: презентационный материал, фрагменты керамических изделий прошлого, раздаточный материал, клей, бумага.

Авдусин Д.А. Основы археологии : Учеб. для вузов по спец. «История». – М. : Высш. шк., 1989.

Шорин А.Ф. Энеолитические культуры Урала и сопредельных территорий : Учеб. пособие к спецкурсу. – Екатеринбург: Банк культ. информ., 1999.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Очень приятно сегодня вас всех видеть! Итак, сегодня я проведу у вас классный час. Он будет посвящён вашему знакомству с археологией. Теперь давайте начнём! Кто мне скажет, что такое археология? Кто знает, чем занимаются археологи? Что вы вообще знаете об археологии? (на экран выведен слайд 1)

Ученик: Археология – это наука, которая изучает Древний мир.

Учитель: Только ли Древний мир?

Ученик: Наверное, не только Древний мир, так как под Великим Новгородом археологи находили бересту с надписями, а она относилась к периоду Средневековья.

Учитель: Молодец! Совершенно верно! Археология изучает разные периоды прошлого. А кто-то знает, сколько лет должно пройти с момента события до наших дней, чтобы процесс раскопок считался археологическим?

Ученик: Может быть, 50 лет.

Ученик: Наверное, 100 лет.

Учитель: Умница! Должен пройти, как минимум, 1 век с момента события, чтобы раскопки считались археологическим процессом. Хорошо. Давайте всё-таки вернёмся к нашему изначальному вопросу: что вам известно об археологии?

Ученик: Археология изучает древние артефакты.

Учитель: А что такое артефакт?

Ученик: Артефакт – это находка археолога.

Учитель: Всякая ли находка археолога является артефактом, как вы думаете?

Ученик: Наверное, все находки – это артефакты.

Ученик: А я думаю по-другому. Мне кажется, что артефактами не всё найденное является.

Учитель: Что тогда является артефактом?

Ученик: Что-то сделанное человеком, возможно.

Учитель: Да, верно, молодец! Артефакт – это продукт человеческой деятельности. Хорошо, что вам ещё известно об археологии?

Ученик: Археология – это наука, которая изучает предметы, найденные под землёй.

Ученик: Помогает определить, настоящая ли находка, специальный компьютер.

Ученик: Археология – это наука, которая изучает полезные ископаемые.

Учитель: Их ли изучает археология? Полезные ископаемые изучает геология. Археология же изучает вещественные памятники древности. Хорошо. Кто-то ещё хочет высказать своё мнение?

Ученик: Археологи занимаются раскопками, в земле они ищут предметы древности.

Ученик: Сначала археологи предполагают место раскопок. Потом они находят какие-то артефакты, очищая их кисточкой или щёткой.

Ученик: Археологи находят какие-либо останки. Может быть, животного или человека.

Учитель: Хорошо. У некоторых из вас были даже правильные мысли по поводу археологической деятельности. На самом деле, археология – это историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Теперь немного поближе познакомимся с археологией. Для этого я вам предлагаю взглянуть на экран. (на экране слайд 2)

На уроках истории мы с вами изучали Древнюю Грецию. Так вот, относительно недавно, в 2006 г. на территории современной Греции в г. Солоники началось строительство метрополитена. Однако оно затянулось из-за большого количества археологических работ. (на экран выводится слайд 3) Во время строительства метро удалось в Салониках удалось извлечь сотни тысяч археологических находок и обнаружить целый древний город (!), всего за время раскопок было обнаружено около 300 тысяч артефактов, а последней стала статуя Афродиты.

(дети восторженно смотрят на экран и слушают учителя)

Хорошо. Теперь я вам предлагаю послушать рассказ о моём археологическом опыте.

Ученик: А вы тоже археолог?

Учитель: В какой-то степени меня можно считать таковым. Но обо всём по порядку! Археологическая экспедиция, в которую я ездил, происходила на территории Южного Урала, в Челябинской области. Если знаете, там есть Ильменский заповедник, так вот на его территории и происходили раскопки. Ездил я в экспедицию уже несколько раз, в принципе, копаю каждый год.

Ученик: Каждый год? Ничего себе!

Учитель: Как, собственно, проходит экспедиция? Мы приезжаем на территорию заповедника с множеством вещей и аппаратуры. В чём заключается процесс заброски? Нам необходимо разбить будущий лагерь, то есть поставить палатки для участников экспедиции, различные хозяйственные палатки, ангар (это своеобразная столовая), мобильную баню. Мобильная баня представляет собой палатку с переносной печкой. Именно в такой палатке мы и мылись. Когда лагерь уже разбит, приезжает основная группа. В основном это студенты-практиканты. Как вы думаете, что начинается после этого?

Ученик: Раскопки!

Учитель: Совершенно верно! (включается слайд 4) В экспедиции на самом деле приходится очень много работать. Причём не только на раскопе, но и по хозяйству. Однако, могу с уверенностью сказать, что в конце рабочего дня чувствуется приятная усталость, так как был правильно продуман режим дня: работа всегда сопровождалась отдыхом, да и в целом, работать в режиме достаточно удобно. В экспедиции мы копали могильники бронзового и железного веков. Вообще, на раскопе, на мой взгляд, работать всё-таки интереснее, чем в лагере. Как, собственно, разбивается раскоп? Мы приходим к месту, где в последствии будут проводиться раскопки и снимаем слой дёрна, то есть слой травы. (включается слайд 5) После этого мы погружаемся слой за слоем. Потихоньку целенаправленно мы опускаемся всё ниже и ниже, примерно снимая сантиметров по 10 на каждом слое. Находим в земле артефакты или кости. Находки простреливаем. (включается слайд 6) В чём, собственно, состоит процесс прострелки? У каждой находки нужно определить глубину и координаты. Так вот, один человек стоит на нивелире (это такой специальный аппарат для измерения глубины), второй же человек стоит на раскопе и ставит рейку с делениями в место, где была найдена находка. И так, ориентируясь, на деления, человек с нивелира измеряет глубину находки. Чем еще занимаются на раскопе? (включается слайд 7) После погружения ниже на один слой происходит процесс зачистки: поверхность земли необходимо сделать гладкой и красивой, чтобы запечатлеть слой на фото для отчётности. И так с каждым слоем. (включается слайд 8) Также, когда раскопки подходят к концу, необходимо сделать профили раскопа. Это своеобразные «канавки» вдоль стенок раскопа. Это необходимо также, чтобы запечатлеть это на фото для отчётности. (включается слайд 9) Ну и наконец, после того, как раскоп закончен, его необходимо законсервировать! То есть обратно перекидать землю в раскоп, зарыть его. Есть такая интересная традиция – писать записки с посланиями, помещая их в какую-либо тару, чтобы затем зарыть при консервации. На раскопках у нас была возможность прикоснуться к далёкому прошлому. Волей-неволей чувствовалась связь с первобытным человеком, с его образом жизни. (включается слайд 10) Связь эта была через различные находки: отщепы (это преднамеренно сколотые первобытным человеком осколки камня), погребальные горшки, наконечники стрел и изделия на кости. Особенно приятно мне было найти сосуд бронзового века, вы видите его на экране. Глядя на орнамент этого горшка, можно ощутить то, как в древности человек прикладывал огромное терпение при его изготовлении. Меня очень поразило, как искусно был сделан этот сосуд. Кстати, кто-нибудь знает, почему горшок является погребальным?

Ученик: Возможно, потому что он находился в погребении, там, где захоронен человек.

Учитель: Молодец! Всё верно: данный сосуд был найден рядом с погребением человека. (включается слайд 11) А кто-то может предположить, зачем первобытные люди клали рядом с трупом сосуд?

Ученик: Потому что этот сосуд принадлежал этому человеку.

Учитель: Несовсем!

Ученик: Люди так делали, возможно, чтобы почтить память умершего человека.

Учитель: Да, верно! Итак, сейчас на экране вы можете видеть скелет человека, который мы смогли обнаружить в ходе раскопок. Только сосуд, показанный на предыдущем слайде, не относился к этому погребению, поскольку это погребение относится к железному веку, а не бронзовому, как тот сосуд. (включается слайд 12) Что же касается сосудов, то не всегда удаётся найти их целыми. Вот, например, сейчас на слайде вы видите развал сосуда бронзового века. То есть имеется большое количество фрагментов керамики. Однако, если их собрать воедино, получится сосуд. (включается слайд 13) Занимаются этим археологи уже в лабораторных условиях: осколки керамики склеиваются друг с другом, только так со временем получается целый сосуд. Но давайте вернемся к экспедиции. Когда раскопки окончены, основная группа уезжает, остается небольшая группа для выброски. В чём состоит выброска, как вы думаете?

Учитель: Молодец! Верно! Мы остаемся для того, чтобы свернуть лагерь, собрать все палатки и всё оборудование. А после мы приезжаем в Екатеринбург в Институт истории и археологии УрО РАН и всё выгружаем на складе. А теперь у меня возник такой вопрос: хотите ли вы посмотреть на настоящие фрагменты керамики?

Ученики: Да, конечно! Покажите!

(далее учитель проходит мимо каждой парты и показывает учащимся несколько фрагментов керамических изделий древности – два кусочка с орнаментом и один без орнаментирования (последний изначально состоял из двух, они были склеены друг с другом) – с параллельным устным описанием этих фрагментов керамики)

Учитель: Теперь я вам расскажу немного поподробнее о керамике. История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Керамика, как известно, применялась и применяется до сих пор во многих сферах жизнедеятельности человека. Это украшения, художественные, ритуальные, обрядовые, бытовые изделия, посуда для различных хозяйственных и ремесленных целей, а, следовательно, это целый блок информации по духовной и материальной культуре населения. Разнообразные жизненные потребности общества позволили создать обширный ассортимент керамических изделий. Многие параметры создаваемых керамических изделий определялись их назначением. По способу выделки, орнаментации, технологии изготовления глиняных изделий можно судить об уровне развития техники, специфике хозяйства, этнической принадлежности, демографической и социальной структуре населения.

Археологу, для того, чтобы извлечь эту информацию из керамических источников и восстановить древнюю гончарную систему или ее элементы, необходимо иметь знания в самых различных областях человеческой деятельности: технологической (свойства глин, примеси, формовка, обжиг, инструменты и их особенности), искусствоведческой (основы композиции, способы нанесения узоров), социально-экономической (функции посуды, нормы использования, зависимость типов посуды от типов хозяйства), археологической (утилизация керамики, механизмы ее залегания в культурном слое, изменение с течением времени, факторы разрушения).

Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, различной формы, поэтому они выглядят такими разными.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи.

Проживание племен на одной территории, которые оставили совокупность материальных вещей, имеющие сходства между собой, археологами принято называть «археологической культурой». Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определённом образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений, обряду погребения или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры. Но, именно посуда в большинстве случаев, становится своеобразным маркером разделения археологических культур на сегодняшний день.

Орнамент наносился специальным инструментом, который оставлял после себя ряд пунктирных линий после себя. Этот способ орнаментации называют гребенчатый штамп. Он преобладал практически на всех сосудах.

Также посуду, как уже было сказано ранее, использовали как погребальный инвентарь. С помощью нее можно было с точностью определить какого периода и какой культуры погребения. И с помощью этого можно было узнать, какой погребальный обряд был характерен для населения.

Узнав столько нового, вы теперь согласитесь, что керамика, если правильно все интерпретировать, может дать много информации о жизни первобытных людей: о том где проживали, чем занимались, что ели, и даже с помощью сосудов можно узнать о верованиях этого населения.

Ученики : Да! Теперь мы знаем, что древняя посуда несёт много интересных фактов.

Учитель : А теперь самое интересное! Перейдём к практической работе. Кто хочет почувствовать себя археологом?

Ученики (тянут руки и кричат) : Я! Я! Я! Можно мне! Мне!

Учитель (ставит перед детьми коробку) : Как вы думаете, что в этой коробке?

Ученики: Керамика! Скелетик! Кости! Какие-то артефакты!

Учитель: Сейчас вы почувствуете себя археологами! Подходите по очереди. (учитель открывает коробку – в ней огромное количество соли) Итак, в коробке – соль. Представьте, что это раскоп. Вам необходимо по очереди каждому что-то найти в этой «земле»!

Ученики: А там на всех хватит?

Учитель: Не беспокойтесь, находок должно хватить на всех!

(дети по очереди подходят к коробке с солью и руками пытаются что-то отыскать; каждому удаётся отыскать по конфете)

Ученики: Ого! Это конфеты!

Учитель: Отлично! Вы большие молодцы! Однако, на этом ваша практическая работа не завершена. Сейчас я вам раздам кое-что. (учитель кладёт на каждую парту раздаточный материал) Итак, давайте представим, что вы в данный момент находитесь уже не на раскопе, а в археологической лаборатории. Сейчас перед вами на партах лежит «керамика». Вы будете работать в парах так, как вы сидите. Вам необходимо из этих кусочков собрать два «сосуда». Как только вы соберёте их, сообщите мне. Теперь приступайте к работе! Желаю вам успехов!

(ученики, работая в парах, собирают пазл – из кусочков «керамики» у них получаются «сосуды»)

Ученики: Мы сделали!

Учитель: Отлично! Молодцы! Теперь вам нужно склеить эту «керамику». Для этого возьмите клей и бумагу, которые вы принесли на занятие. До этого вы работали в парах, однако сейчас вы будете работать по одному. У вас на партах лежат по два развала «сосудов». Не торопясь, потихоньку приклейте кусочки «керамики» к бумаге, чтобы у вас у каждого получился цельный красивый «сосуд»!

Ученики: Теперь мы будем, как археологи в лаборатории, собирать сосуды, склеивая керамику друг с другом!

Учитель: Да, верно! Не будем терять времени, приступайте к работе!

(ученики составляют аппликации полученных «сосудов»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *