Археология помощница истории потому что
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами историка стр. 29 – 35
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина.
Рассказ о мире с точки зрения историка для 4 класса
Мир для историка — это не только прошлое, которое он непосредственно изучает. Для историка мир также и настоящее, и даже будущее, потому что история — это такая наука, которая изучает прошлое, чтобы понять настоящее, и возможно заглянуть в будущее человечества.
Историк имеет дело с памятниками истории и культуры. Он изучает древние книги, библиотеки, устное народное творчество, былины, легенды и сказки. Историк изучает мир по следам, оставленным людьми в прошлом, любые предметы быта могут стать неоценимы историческим свидетельством.
История выясняет закономерности развития человеческой цивилизации в прошлом, описывает влияние прошлого на настоящее, и говорит о том, как повлияют события прошлого на наше будущее.
Мир с точки зрения историка полон тайн и загадок, но он прекрасен.
Обсудим!
1) Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Я бы хотела узнать, как жили наши далёкие и не очень далёкие предки, чем они занимались, о чём мечтали, в каких занятиях проводили своё время.
2) Какие исторические источники расскажут о нашем времени?
О нашем времени расскажут книги, архитектура, интернет, газеты, фотографии, предметы быта, монеты, воспоминания очевидцев.
3) Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?
С помощью авиаразведки археологи могут обнаружить останки древних сооружений, найти древние города, дороги, странные огромные надписи.
4) Какие науки помогают археологам в их работе?
Археологам в их работе помогают география, физика, математика, химия, биология.
5) Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?
В моём доме не так много предметов прошлого, которые могли бы заинтересовать историка. Есть несколько старинных монет начала прошлого века, есть коллекция марок, значков, есть несколько старинных книг. А также есть некоторые предметы, которые остались от прабабушки и прадедушки, старинные часы, швейная машинка, даже стиральная машинка семидесятых годов прошлого века сейчас представляет научный интерес.
А папа хранит огромные гибкие дискеты, говоря, что это были первые носители информации для старинных компьютеров. Сейчас это почти раритет.
Проверь себя
1) Что изучает история?
История изучает прошлое человечества. Его влияние на настоящее и будущее.
2) Что такое исторический источник?
Любой предмет, любое свидетельство прошлого может стать историческим источником, поскольку несёт информацию о том, как жили люди в прошлом, может рассказать нам о прошлом.
3) Приведи примеры исторических источников.
Старинные газеты, журналы, здания, монеты, летописи, ордена, предметы быта, сказки, пословицы, былины, черепки, найденные при раскопках.
4) Что такое археология?
Археология — это наука, которая занимается древностями.
5) Почему археологию называют помощницей истории?
Археологи ищут старинные вещи, города, захоронения, проводят раскопки и открывают многие тайны прошлого, сведения о которых не сохранились. Находки археологов дополняют знания историков о той или иной эпохи, поэтому археология считается помощницей истории.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
История — наука о прошлом
Историк — учёный, занимающийся историей
Исторический источник — всё, что может рассказать о прошлом
Архив — хранилище информации
Летопись — старинное историческое повествование
Археология — наука о древностях
Археолог — человек, занимающийся археологией
2) Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе.
Сочинение об исторических музеях моего города для 4 класса
В моём городе Москве есть много исторических музеев, но главным является Государственный исторический музей, который находится на Красной площади.
Уже само здание музея представляет собой немалую историческую ценность. Оно построено в конце 19 века в старинном русском стиле.
В музее собрана богатейшая историческая коллекция, которая постоянно пополняется новыми экспонатами.
В музее действуют выставки старинной живописи, иконописи, дерева и мебели, археологических находок, драгоценных металлов и многие другие.
Сотрудники музея проводят научные работы, изучают исторические источники, читают лекции, проводят экскурсии.
Мне очень понравилось в Историческом музее, и больше всего я была поражена старинными каретами, очень красивыми, украшенными драгоценными материалами, блестящими и такими нарядными.
Хотя и выставка старинного костюма оказалась не менее интересной. Я никогда не думала, что люди в прошлом умели так красиво и хорошо одеваться.
На следующем уроке
Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?
Я знаю о многих исторических событиях из истории нашей страны. Например, об основании Москвы, которое произошло в 1147 году, или о Куликовской битве, случившаяся в 1380 году. Я знаю о войне 1812 года с Наполеоном, революции 1917 года и Великой Отечественной войне 1941-45 годов.
Археология — помощница истории
Археология — это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным остаткам жизнедеятельности человека. Но почему её называют помощницей истории? Этот вопрос имеет крайне простой ответ.
Дело в том, что собственно история имеет дело в основном с письменными источниками — летописями, документами, хрониками, сочинениями древних историков. Но письменность была изобретена человеком всего 5000 лет назад и распространилась по всему земному шару крайне медленно. В первых тысячелетиях до н. э. письменность была известна только в Средиземноморье, Ближнем и Дальнем Востоке, Индии. Поэтому историю остальных территорий осветить с помощью письменных источников крайне тяжело, либо совершенно невозможно.
Именно тогда на помощь истории приходит археология. Археологи восстанавливают историю бесписьменных районов по вещественных источникам — материалам раскопок поселений и могильников: орудиям труда и вооружению, украшениям и т. п. Археология способна проследить миграции народов, расцвет и гибель различных культур.
Довольно меткое выражение привел в свое время знаменитый советский археолог А. В. Арциховский: «Археология есть история, вооруженная лопатой». Действительно, археолог не ограничивает себя только раскопочной деятельностью и описанием найденных предметов. Археология — довольно самодостаточная наука, поэтому профессионалы-археологи могут и сами выступать в роли историков, интерпретируя найденные при раскопках материалы тем или иным образом, тем самым восстанавливая историю бесписьменных народов.
Впрочем, не следует забывать, что археология занимается и раскопками на тех территориях, где письменность существовала. Дело в том, что для разных периодов истории человечества характерно и разное количество оставшихся письменных источников. Если для Нового и Новейшего времени письменных источников вполне хватает и историки вполне могут обойтись без археологии-помощницы, то, если говорить о Древнем мире и Средневековье, приходиться констатировать, что количество сохранившейся письменной информации совсем невелико. И тут на помощь истории вновь приходит археология.
Вот почему археологию называют помощницей истории.
Разработка занятия №5.5
ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Археология – помощница историков. (1 час).
Цель занятия: проиллюстрировать учащимся прочную связь истории и археологии, но в то же время представить последнюю, как самодостаточную дисциплину со своим особым предметом и методами работы.
образовательные: познакомить учащихся с особенностями работы археологов.
развивающие: сформировать умение применять полученные ранее знания при изучении нового материала.
воспитательные: показать значение труда археологов для познания исторического прошлого.
термины: археология, раскопки.
1. Создание рабочей атмосферы.
2. Проверка посещаемости.
2. Исторический факт
3. Исторический источник
Ученики отвечают на вопросы письменно.
Мотивация, актуализация знаний
Работа с фотографиями и изображениями:
1. Вы видите на слайде четыре изображения, они все повествуют об истории одного и того же города, постарайтесь рассказать его историю, пользуясь слайдом.
2. Что может остаться в сохранности под слоем пепла или земли, а что обязательно будет разрушено и не доживет до наших дней?
Ученики отвечают на вопросы:
1. Когда-то давно существовал большой город, но случилась природная катастрофа: из-за извержения вулкана он полностью погиб, а вместе с ним под тоннами пепла были погребены жители этого города. Но благодаря особым людям, мы смогли узнать об этой катастрофе и раскопать город и то, что осталось от его жителей.
2. Мы сможем раскопать каменные сооружения, металлические предметы. Бумага, дерево, продукты не сохранятся.
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
О науке, которая занимается историческим исследованием на основе вещественных источников, скрытых от людей – археологии.
Запись в тетрадь темы занятия:
Археология – помощница историков.
Изучение нового материала
1. Что изучает археология.
Учитель разбирает с учениками определение и основные черты археологии:
Археология (др.-греч. ἀ ρχα ῖ ος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
— Археология воссоздает картину жизни людей в древности, о которой нет никаких письменных источников.
— Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в различных местах земной поверхности.
С какими из перечисленных исторических источников работают археологи?
2. Как работают археологи.
Почему археологию называют «наукой лопаты»?
1. Как ученые догадываются, где нужно искать древние вещи?
2. Какие места выбирают археологи для проведения раскопок?
3. Почему начальный этап археологических раскопок называют «полевым»?
4. Почему на раскопках не используют экскаваторы?
Великий Новгород и раскопки прошлого века. Новгородские мостовые: можно увидеть огромный срез времени из 29 мостовых.
А что раскапывают археологи на 12 слайде?
Помпеи. Иногда на дорогах города можно встретить булыжники. Как вы думаете, для чего они были нужны тогда, более полутора тысяч лет назад?
Ученики переписывают в тетрадь определение и основные черты археологии.
Учащиеся предлагают варианты ответа.
Археологию называют «наукой лопаты», потому что археологам часто приходится искать исторические источники под землей.
1. Археологи изучают данные геологии, географии и истории. Затем делают вывод о том, где может находиться поселение.
2. Населенные пункты, окрестности населенных пунктов, территории рядом с водоемами, высокие берега.
3. После раскопок археолог работает с данными в лаборатории, но перед этим ему необходимо побывать в экспедиции.
4. Экскаватор может разрушить ценные исторические источники.
Это были древние «лежачие полицейские» для повозок.
Какое значение для науки имеют полученные археологические находки?
Необходимо расставить этапы работы археолога в правильном порядке:
Сбор научного материала
Изучение собранных материалов в лаборатории
Определение материала, из которого изготовлен данный предмет
Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах
Археологические находки позволяют составить более точную историческую картину мира.
Сначала ученики расставляют все этапы в правильном порядке, затем переписывают в тетрадь.
Итоги занятия, рефлексия
Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:
В чем особенность археологии: чем она отличается от истории, а чем похожа на нее?
Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.
Домашнее задание: придумайте рассказ о том, как вы участвовали в настоящей археологической экспедиции. Что вы обнаружили, и что вам рассказал ученый-археолог о найденных артефактах?
Археология – помощница историков
Археология (др.-греч. ἀ ρχα ῖ ος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
— Археология воссоздает картину жизни людей в древности, о которой нет никаких письменных источников.
— Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в различных местах земной поверхности.
Этапы работы археолога:
Сбор научного материала
Изучение собранных материалов в лаборатории
Определение материала, из которого изготовлен данный предмет
Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1450734
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Описание разработки
1. Почему археологию иногда называют наукой лопаты?
2. Почему археологию называют помощницей историков?
Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных сведений.
Задание : Укажите с какими из перечисленных исторических источников работают археологи?
1. Остатки фундамента древней крепости;
4. кувшины с затонувших кораблей;
6. клад древних монет;
7. украшения из древних захоронений;
Содержимое разработки
Вопросы: 1.Почему археологию иногда называют наукой лопаты? 2. Почему археологию называют помощницей историков?
Задание. Определите по учебнику(стр. 52) значение слова археология.
Из какого языка пришло?
Задание : Укажите с какими из перечисленных исторических источников работают археологи? 1. Остатки фундамента древней крепости; 2. сказания, былины; 3. древние книги; 4. кувшины с затонувших кораблей; 5. песни; 6. клад древних монет; 7. украшения из древних захоронений; 8. тексты на камне.
Основные этапы работы археологов
Полевая разведка. Раскопки- главное занятие археологов. Сбор научного материала.
Изучение собранных материалов в научных лабораториях. Определение материала, из которого изготовлен предмет, его «возраст», назначение
Подготовка собранных материалов для публикаций в книгах, научных журналах.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmy-historyl.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Археология – помощница историков Что изучает археология? Как работают археологи? Презентация составлена учителем истории и обществознания Смирновым Александром.» — Транскрипт:
1 Археология – помощница историков Что изучает археология? Как работают археологи? Презентация составлена учителем истории и обществознания Смирновым Александром Сергеевичем
2 В чём польза археологии? Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом (о котором нет письменных свидетельств) Поэтому необходимо производить раскопки.
5 Раскопки – очень тяжёлая работа!
7 Раскопки тяжелы не только потому, что необходима большая физическая сила. Археологи очень осторожно снимают слой за слоем земли, а при обнаружении остатков древности, используют уже не лопаты, а маленькие кисточки и щёточки!
8 Обработка древнего захоронения (Волгоградская область) Обратите внимание, на то, что археологи держат в руках, при исследовании древнего погребения!
9 Как работают археологи? Под землёй сохраняются и письменные исторические источники. При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей. Самые древние рукописи датированы II в. до н.э. Определите, сколько веков и лет они пролежали в земле.
10 Археологи раскапывают целые города.
12 Найденные предметы изучают в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только копают, но и извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой, составляют отчеты по археологическим экспедициям (описания). Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические источники? Правильно! В архивах и библиотеках.
13 Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.
14 Экспедиция Волгоградского государственного университета 2011
15 В изучение первобытности и истории древнего мира вложен труд многих поколений ученых. И сегодня, ежегодно, проводятся археологические экспедиции, благодаря которым мы всё больше узнаём о нашем прошлом.
16 Археологическая экспедиция в районе р. Аксай Волгоградской области 2010
17 Вопросы для самопроверки: 1. Что в переводе с греческого означает слово «археология»? 2. Зачем нужна археология, какую пользу она приносит для изучения истории? 3. Археология – что это? 4. Чем занимаются археологи? 5. Где изучаются археологические материалы? 6. Куда передаются изученные предметы древности?
18 Уважаемые ученики! Далее приведены фотографии и рисунки из отчетов по археологическим экспедициям, а так же любительские снимки. Приятного просмотра!
27 Для создания презентации использованы материалы: Майков А.А. История. Введение в историю. 5 класс. М., 2011; Фото из личных архивов; Иллюстрации к отчету об исследованиях курганного могильника Орешкин I в Михайловском районе Волгоградской области.