Археологизм что это в литературе
АРХЕОЛОГИЗМ
АРХЕОЛОГИЗМ, направление в изо-искусстве последней четверти 20 в. В Германии обозначается криминалистическим термином Spurensicherung (сохранение следов). Мастера (напр., французы А. и П. Пуарье, американец Ч. Саймондс или немец Л. Баумгартен) конструируют в виде проектов и макетов этнографические этюды или полуфантастические «модели истории» с приметами древних или современных (но обращенных в руины) цивилизаций.
Смотреть что такое АРХЕОЛОГИЗМ в других словарях:
АРХЕОЛОГИЗМ
АРХЕОЛОГИЗМ а, м. archéologue m. Тщательная точность восстановления. Пуссену чужд скрупулезный археологизм <в передачи античности>. ИИ 17 117. Т. смотреть
АРХЕОЛОГИЗМ
АРХЕОЛОГИЗМ
АРХЕОЛОГИЗМ
АРХЕОЛОГИЗМ, направление в изо-искусстве последней четверти 20 в. В Германии обозначается криминалистическим термином Spurensicherung (сохранение следов). Мастера (напр., французы А. и П. Пуарье, американец Ч. Саймондс или немец Л. Баумгартен) конструируют в виде проектов и макетов этнографические этюды или полуфантастические «модели истории» с приметами древних или современных (но обращенных в руины) цивилизаций. смотреть
АРХЕОЛОГИЗМ
— направление в изо-искусстве последней четверти 20 в. ВГермании обозначается криминалистическим термином Spurensicherung(сохранение следов). Мастера (напр., французы А. и П. Пуарье, американецЧ. Саймондс или немец Л. Баумгартен) конструируют в виде проектов имакетов этнографические этюды или полуфантастические «»модели истории»» сприметами древних или современных (но обращенных в руины) цивилизаций. смотреть
АРХЕОЛОГИЗМ
Смотреть что такое «АРХЕОЛОГИЗМ» в других словарях:
АРХЕОЛОГИЗМ — АРХЕОЛОГИЗМ, направление в изобразительном искусстве последней четверти 20 в. В Германии обозначается криминалистическим термином Spurensicherung (сохранение следов). Мастера (напр., французы А. и П. Пуарье, американец Ч. Саймондс или немец Л.… … Энциклопедический словарь
Классицизм — (от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как… … Большая советская энциклопедия
БЕДНОЕ ИСКУССТВО — «БЕДНОЕ ИСКУССТВО» (итал. arte povera), термин, которым итальянская критика 1960 х гг. обозначила направление, близкое концептуальному искусству (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) и минимализму (см. МИНИМАЛИЗМ) (наиболее известные его представители в … Энциклопедический словарь
БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА — «БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА», 1) не предназначенные для конкретного строительства, свободные архитектурные эскизы и чертежи. 2) Направление в русской архитектуре и изобразительном искусстве последней четверти 20 в. (А. С. Бродский, И. И. Уткин, А. И.… … Энциклопедический словарь
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ, тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков… … Энциклопедический словарь
ЛЭНД-АРТ — (от англ. land art земляное искусство), направление в изобразительном искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд арта (У. де Мариа, Р.… … Энциклопедический словарь
АРХЕОЛОГИЗМ
АРХЕОЛОГИЗМ, направление в изо-искусстве последней четверти 20 в. В Германии обозначается криминалистическим термином Spurensicherung (сохранение следов). Мастера (напр., французы А. и П. Пуарье, американец Ч. Саймондс или немец Л. Баумгартен) конструируют в виде проектов и макетов этнографические этюды или полуфантастические «модели истории» с приметами древних или современных (но обращенных в руины) цивилизаций.
Как это будет выглядеть:
АРХЕОЛОГИЗМ, направление в изо-искусстве последней четверти 20 в. В Германии обозначается криминалистическим термином Spurensicherung (сохранение следов). Мастера (напр., французы А. и П. Пуарье, американец Ч. Саймондс или немец Л. Баумгартен) конструируют в виде проектов и макетов этнографические этюды или полуфантастические «модели истории» с приметами древних или современных (но обращенных в руины) цивилизаций.
Об энциклопедическом словаре
Большой энциклопедический словарь – это уникальная бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов.
Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь.
Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений.
Археологическая культура
Археологическая культура — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.
Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).
В археологии понятию культура придают значение, которые всё-таки немного отличается от от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников — разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.
Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определенном образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идет об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может — эволюцию одной культуры в другую.
Содержание
Происхождения понятия
Понятие ввел в конце 1920-х г. австралийский филолог и археолог Вир Гордон Чайлд, находившийся под сильным влиянием марксизма, который писал:
Мы находим, что определенные типы материальных памятников — сосудов, орудий, украшений, похоронных обрядов и форм домов — постоянно воспроизводятся. Такой комплекс связанных между собой черт мы назовем «культурной группой» или только «культурой». Мы предполагаем, что такой комплекс — материальное выражение того, что сегодня мы назвали бы «народом».
Как указано выше, впоследствии данное определение было пересмотрено, и теперь комплекс материальных памятников не считается тождественным материальному выражению какого-то одного или всего определенного народа.
Материальная культура
Термин «материальная культура» подразумевает, во-первых, значимость всех физических объектов среды для народа определенной культуры, а во-вторых, — комплекс артефактов (технокомплекс), типичных для данной социокультуры и являющихся существенной частью её культурной идентичности. Люди в массе своей относятся к материальным объектам так, как принято в их культуре, и исследователи материальной культуры изучают связь между найденными объектами и их значением для носителей данной культуры. В этом смысле материальная культура сравнима с языком, то есть вербальной культурой; и то, и другое — культурные феномены. Археологи пытаются воссоздать общую культуру древних сообществ, делая выводы о менее постоянных культурных особенностях на основании изучения остатков материальной культуры.
Эволюция понятия
В западной археологической литературе, начиная со 2-й половины XX века, происходит значительный сдвиг в толковании термина «археологическая культура», от него отпочковываются несколько новых терминов. Многие прежние археологические культуры переосмыслены:
Культурный материал
Термин «культурный материал» не следует путать с «материальной культурой». Он относится исключительно к объектам, созданным благодаря человеческой деятельности, обычно (но не всегда) целенаправленно изготовленным людьми. Чаще всего археологи используют термин «культурный материал» по отношению к своим находкам. Кроме данного термина говорят также об «антропогенном материале».
К культурному материалу относят:
Словари
199 архео
Начальная часть сложных слов, вносящая значение: имеющий отношение к древности или к старине, связанный с ними (археоло́гия, археогра́фия и т.п.).
Означает ‘древний’, ‘относящийся к древности’: археология, археография.
От греческого archaios ‘древний’.
Пишется всегда слитно с последующей частью слова.
Стонхендж использовали как гигантский прибор для предсказания времени и места на небе определенных астрономических событий, в основном восходов и заходов Солнца, Луны и некоторых звезд.
ВАВИЛОНСКАЯ, ШУМЕРСКАЯ И ЕГИПЕТСКАЯ АСТРОНОМИЯ
Доисторические люди, несомненно, использовали элементы практической астрономии для расчета сезонов и моментов различных астрономических событий. Антропологи зафиксировали множество таких обычаев и приемов даже у народов, не имевших письменности. Благодаря изобретению письменности сохранилось множество документальных свидетельств развития астрономии у великих речных цивилизаций, особенно Междуречья и Египта. Такой уровень развития астрономии достигнут, безусловно, благодаря сложной культуре этих цивилизаций. На клинописных табличках, сделанных около 1800 до н.э., сохранились записи моментов восхода Луны и ее первого появления в новолуние. Как и многие другие народы, вавилоняне вели лунный календарь и начинали отсчет дней месяца с первого появления лунного серпа в лучах вечерней зари.
См. также СОЗВЕЗДИЕ; ЗОДИАК. К 6 в н.э. вавилонская астрономия достигла высокого уровня. Была полностью решена проблема вычисления месяца и года, весьма осложненная тем обстоятельством, что периоды орбитального движения Луны и Земли не кратны друг другу, и поэтому лунный и солнечный календари не удается согласовать надолго.
См. также КАЛЕНДАРЬ. Другими достижениями вавилонских математиков были предвычисления сезонного изменения продолжительности дня, положения и фаз Луны, положения ярких планет и даже наступления лунных затмений. Вавилонские вычисления основывались не на какой-либо теории истинного положения небесных тел, а лишь на регулярности их видимых перемещений. Таким образом, вавилонские теории были полностью арифметическими: находились повторяющиеся последовательности в записях чисел и делались попытки продолжить их в будущее. Эти теории примитивнее развитых позже греками геометрических теорий, хотя и не уступают им в точности. Египетская цивилизация существовала одновременно с вавилонской и достигла многого в области культуры, но к астрономии это не относилось. Вначале египтяне использовали лунный календарь, но вскоре отказались от него в пользу более простого, разделив год на 365 дней (12 месяцев по 30 дней плюс 5 праздничных дней в конце) и позволив солнечному календарю (т.е. сезонам года) расходиться с лунным календарем на четверть суток в год. Египтяне отмечали моменты восхода и захода ярких звезд, используя их для счета времени. Они также были отменными топографами: их пирамиды и прочие монументы изумительно точно (до нескольких угловых минут) ориентированы по сторонам света. Некоторые вентиляционные коридоры в пирамидах, вероятно, были ориентированы в точки верхней кульминации определенных звезд и могли служить визирными трубами.
Расцвет греческой (эллинистической) цивилизации в пору угасания вавилонской и египетской отмечен крупными изменениями в практической и теоретической астрономии. Греки переняли многие знания и учения предшествовавших цивилизаций, но изменили и систематизировали их в соответствии с новым взглядом на мир. Основанная на философии и космологии Платона и Аристотеля, имеющая теоретической базой геометрию греческих математиков, объединившая множество новых, зачастую более точных данных, астрономия Древней Греции стала развитой наблюдательной и теоретической дисциплиной и приобрела тот вид, который сохранился вплоть до эпохи Возрождения.
Греки развили практические методы астрономии для мореплавания, отраженные в поэмах Гомера 9 и 8 вв. до н.э. (в нескольких местах этих поэм описаны приемы определения месяца и года, ведения календаря и счета времени). Греки поддерживали тесные торговые контакты с соседними странами, и когда у них начался расцвет философии и естествознания (часто именуемый «греческим чудом»), они смогли объединить достижения разных народов.
ЗОДИАКАЛЬНАЯ АРМИЛЛА (упрощенной схемы) впервые применена древними греками для измерения разностей эклиптических широт и долгот двух небесных объектов.
КВАДРАНТ использовался для измерения высоты звезд в меридиане.
ПТОЛЕМЕЙ Клавдий. Предсказание движений планет имело огромное значение. Во-первых, оно укрепляло веру в рациональное устройство мира. Эта заповедь Аристотеля, объединенная с теологией, воплотилась в «план Творца». На более практическом уровне математическая астрономия позволила рассчитывать календари, предсказывать затмения и, что важно, составлять гороскопы для государственных и личных нужд. Это последнее сохранило свою заметную, хотя и спорную роль даже после распространения на Западе христианства.
Технический прогресс в изготовлении приборов для измерений невооруженным глазом привел к созданию более точных таблиц движения планет, а развитие вычислительных методов позволило точнее определять теоретические значения. Однако при этом выяснилось, что согласие между теорией и наблюдениями не очень хорошее. Было немало споров о том, как выйти из этого положения, но основная схема Птолемея, представляющая движение планет вокруг Земли с помощью комбинации равномерно вращающихся окружностей, сохранилась вплоть до Возрождения. В Римской империи астрономия не развивалась. Хотя римляне достигли большого прогресса в политике, юриспруденции, риторике и технике, теорию и наблюдения в астрономии они почти не продвинули. После распада империи и нашествия варваров астрономия на Западе стала угасать. Она еще существовала в виде копий старых работ, но механическое переписывание сопровождалось множеством ошибок. Разработка календаря стала большой проблемой, и даже такое рутинное, но нужное дело, как определение основанных на лунном календаре дат религиозных праздников (например, Пасхи), было доступно лишь немногим образованным людям. Каталоги и рассчитанные Птолемеем таблицы сохранились, но все меньше и меньше людей понимало их и могло использовать. Те немногие, кто еще проводил наблюдения и фиксировал астрономические события, пользовались солнечными часами и простейшими приборами.
См. также СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ. В то время как астрономия угасала в Европе после падения Рима, эта эллинистическая наука пустила мощные корни в соседних культурах Центральной Азии, а также достигла Индии. Были построены многочисленные обсерватории, крупнейшей из которых стала обсерватория Улугбека в Самарканде. Ученые Среднего Востока владели всеми астрономическими знаниями той эпохи, исправляли и дополняли методы и технику Птолемея.
См. также ОБСЕРВАТОРИЯ. Даже после 12 в., когда некоторые работы Аристотеля были открыты заново и в Европе начались интеллектуально наполненные времена схоластики, астрономия оставалась в упадке. Тем не менее, популярными стали космологические темы, касающиеся общего строения и движения Вселенной. Основой этого периода средневековой мысли были сочинения Аристотеля, к которым теологи и ученые написали множество комментариев. Вместе с Библией и трудами отцов церкви работы Аристотеля стали основой обучения. Предметом пылких дискуссий стало устройство сфер Евдокса и физические принципы их движения, возможная множественность миров и даже природа Луны. Эти дискуссии подготовили образованный Запад к интеллектуальному взлету Возрождения, наступившему в 14 в., когда сохранившиеся в арабских странах античные знания хлынули в Европу. Наконец-то европейские астрономы смогли прочитать Птолемея, Аристотеля и других ученых древности в полном объеме и, что особенно важно, увидеть полную картину развития античной астрономии.
В ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОПЕРНИКА, представленной здесь в упрощенном виде, Солнце находится в центре, вокруг него обращаются Земля и другие планеты, а Луна как спутник обращается вокруг Земли. В действительности Коперник для объяснения лунного и планетных движений, подобно грекам, использовал эпициклы, но ему удалось обойтись без многих искусственных приемов, введенных Птолемеем и его последователями.
Тихо Браге и изменчивость небес. Эксцентричный и колоритный датский астроном Т. Браге (1546-1601) занялся повышением точности наблюдений для сравнения между собой конкурирующих систем мироздания. Используя новые приемы, он довел измерения с помощью невооруженного глаза до невероятной точности почти в 1′. В 1585 при государственной поддержке он основал обсерваторию на острове Вен, где, создавая великолепные инструменты, он и его помощники с высокой точностью измеряли положения планет. Он надеялся использовать эти наблюдения для подтверждения собственной гибридной системы мироздания, согласно которой Земля находится в центре, Луна и Солнце обращаются вокруг нее, а остальные планеты движутся вокруг Солнца. Так Т. Браге пытался сохранить относительную простоту планетной системы Коперника, оставляя при этом Землю неподвижной.
СЕКСТАНТ, каким пользовался Тихо; требовал двух наблюдателей для измерения углового расстояния между двумя звездами.
Не желая считать Землю планетой, Тихо, тем не менее, оказался первопроходцем в изучении новых небесных явлений. 11 ноября 1572 он заметил в созвездии Кассиопеи объект, сияющий ярче любой звезды или планеты. Этот объект постепенно терял яркость, став к декабрю как Юпитер, а в мае 1573 достигнув второй звездной величины. В высшей степени надежные наблюдения Т.Браге не выявили параллакса, хотя своими приборами он измерял параллаксы атмосферных явлений, таких, как метеоры. Значит, новое светило, которое он назвал по-латыни просто «nova», находится дальше сферы Луны, где-то на неизменных небесах. Пять лет спустя Тихо был поражен еще более изумительным небесным спектаклем: появилась комета, по яркости сравнимая с Венерой и с хвостом длиной в 45 диаметров Луны. Он наблюдал ее несколько недель и даже переопределил для этого положения опорных звезд, от которых измерял углы. Из этих наблюдений он заключил, что комета прошла от Земли на расстоянии, более чем в пять раз превышающем расстояние до Луны. Новое светило и комета доказали, что за пределом лунной сферы могут и действительно происходят перемены. Кометы, которые Аристотель считал атмосферными явлениями, теперь превратились в планеты.
Кеплер и разрушение круговых движений. В 1600, за год до своей смерти, живший теперь в Праге Т. Браге пригласил И. Кеплера (1571-1630), чтобы передать ему свое интеллектуальное наследство. До этого в сочинении «Тайна Вселенной» (Prodromus dissertationum mathematicarum continens mysterium cosmographicum, 1596) Кеплер пытался проверить с точки зрения неоплатонизма единство и необходимость принципов, лежащих в основе системы Коперника. Полностью доверяя высокоточным наблюдениям Тихо, Кеплер два года тщетно пытался подыскать наборы традиционных круговых движений. В случае Марса лучшие из его вариантов давали расхождение вычисленных и наблюдаемых положений планеты до восьми угловых минут (Коперник в свое время удовлетворился десятью минутами). Однако Кеплер упорно проводил утомительные вычисления, делал и исправлял ошибки, искал все новые и новые варианты. Наконец, с сожалением он отказался от окружностей и начал для описания орбиты Марса экспериментировать с овалами. Когда, наконец, в 1605 он использовал эллипс для описания орбиты Марса, все стало на свои места. Его Новая астрономия (Astronomia Nova, 1609) содержала два из трех утверждений, называемых теперь кеплеровскими законами движения планет, а именно, что орбита планеты есть эллипс, в одном из фокусов которого расположено Солнце, и что линия, соединяющая этот фокус с планетой, заметает равные площади за равное время. Эти два элегантных утверждения позволили покончить с громоздкими построениями Птолемея, Коперника и Тихо. Из них вытекало, что тела могут двигаться в космосе по орбитам, не будучи прикрепленными к сферам, эпициклам, деферентам и прочим носителям, что планеты могут ускоряться и замедляться по известному закону, не подчиняясь аристотелеву принципу равномерного кругового движения. Диктатура окружности была сломлена так же, как привилегированное положение и неподвижность Земли. Третий закон Кеплера, гласящий, что отношение квадратов орбитальных периодов любых двух планет или спутников равно отношению кубов их средних расстояний от центрального тела, был опубликован в его работе Гармония Мира (Harmonice mundi, 1619). Эти законы продемонстрировали глубокую рациональность Солнечной системы с ее эллиптическими орбитами и сгладили разочарование, вызванное отказом от аристотелева принципа равномерных круговых движений. Масштабы Солнечной системы и спутниковых систем планет теперь легко могли быть получены из наблюдений. Составленное Кеплером Краткое изложение коперниканской астрономии (Epitomes astronomiae Copernicanae, 1617-1621) включало полное описание законов Кеплера. Это Изложение стало дополнением к Рудольфовым таблицам (Tabulae Rudolphinae, 1627), в которых Кеплер привел практические методы и результаты вычисления положений планет. Таблицы, вычисленные по теории Кеплера, быстро вытеснили все другие, что привело к увяданию астрономии Птолемея.
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА первого телескопа Галилея.
См. также ГАЛИЛЕЙ Галилео. Наблюдения Галилея с телескопом открыли новую эру в астрономии. Телескопы быстро распространились в Европе, где их модернизировали и использовали многие увлеченные и прилежные наблюдатели. За несколько десятилетий после первых открытий Галилея астрономы обнаружили в космосе бездну новых явлений. Они описали множество деталей на поверхности Луны, Марса, Юпитера и, немного позже, Сатурна, открыв при этом его кольца. Было исследовано движение четырех спутников Юпитера и обнаружены у него и Сатурна другие спутники. Удалось наблюдать фазы Венеры, хотя на ней и на маленьком Меркурии почти не было видно деталей. Телескоп не только помог увидеть новые объекты и явления, но и стал важным дополнением к традиционным приборам для измерения положений звезд и планет, что позволило измерять положения значительно точнее и было незамедлительно использовано при вычислении эфемерид.
Астрономия попала в круг правительственных интересов. Торговое, военное и научное мореплавание крайне нуждалось в точном определении долгот. В Париже (1667), Гринвиче (1675) и Берлине (1705) были основаны государственные обсерватории для составления точных таблиц положения навигационных звезд и движения Луны и планет, которыми могли бы пользоваться моряки.
Ньютон и гравитация. Замена небесных сфер Аристотеля кеплеровым движением планет по эллиптическим орбитам выдвинула на передний план вопрос о силах, удерживающих планеты на орбитах. Французский философ и математик Р.Декарт (1596-1650) предположил, что все пространство между телами заполнено тончайшей материей. Вихри этого вещества удерживают планеты на их орбитах, а все взаимодействия передаются путем прямого контакта.
См. также ДЕКАРТ Рене. В конце 1600-х годов в научных кругах Англии стали обсуждаться альтернативные теории тяготения. Поскольку было известно, что свет ослабляется пропорционально квадрату расстояния, несколько английских ученых, включая Э.Галлея (1656-1743), Р.Гука (1635-1702) и К.Рена (1632-1723), предположили, что могла бы существовать некая подобная сила взаимного притяжения тел. Ни один из них, однако, не дал математического решения этой проблемы.