Архетипичный образ что это
Архетипы по Юнгу
«С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров.
Все бледней лазурный остров- детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о, мама, девочкам своим!»
Ее мама, Мария Александровна, вышла замуж молодой за вдовца с детьми. Блестящая пианистка, рано оставшаяся без матери. Отец был добрым, но консервативным человеком. Он не одобрял карьеру пианистки, ему не понравился юноша, который был единственной любовью Марии, и она разорвала помолвку. «Несчастная любовь и несчастная жизнь всегда очаровывали Цветаеву. Они были- она это чувствовала- получены в наследство от матери. » пишет ее биограф Л. Фейлер. Она выходит замуж за известного ученого, будучи подругой его умершей жены, которую он страстно любил. Родив дочерей, не испытав страсти любви, не став пианисткой, Мария Александровна была одержима идеей сделать пианисткой Марину. Она открыла девочкам мир музыки и литературы. «Мать залила нас музыкой.. Мать затопила нас всей горечью своего несбывшегося призвания, своей несбывшейся жизни, музыкой залила нас, как кровью, кровью второго рождения..»
Но с ранних лет Марина почувствовала подавленную тоску и гнев матери. В ее дневниках есть воспоминание о встрече матери с тем, кого она отвергла. Когда он спросил, счастлива ли она, мать будущей поэтессы ответила: «Моей дочери год, она очень крупная и умная, я совершенно счастлива…». «Боже- напишет впоследствии Цветаева,- как в эту минуту она должна была меня, умную и крупную, ненавидеть за то, что я- не его дочь!»
Все в доме, включая и мужа, знали о постоянных страданиях Марии Александровны.
В возрасте 22 лет поэтесса пишет: «Ее мятущаяся душа жила в нас, только мы демонстрируем то, что она скрывала: ее мятеж, ее страсть, ее тоска стали криком внутри нас.»
Холод, презрение, критичность матери — «Снежной королевы»- об этом много строк ее воспоминаний: «Все мое детство, все дошкольные годы, вся жизнь до семилетнего возраста, все младенчество — было одним тотальным криком о листке белой бумаги. Подавленным криком.» под запретом были очень многие вещи. «Мать никогда ничего не запрещала словами; глазами все»
Женщина, не прожившая свою жизнь, как мечтала… Может ли такая женщина найти в себе силы, мудрость, чтобы дать своим детям возможность реализовать свои мечты? Она не смогла, не услышала, не захотела, наверное, и приревновала. Какая же сила вырывалась из души Марины Цветаевой, чтобы идти своим путем вопреки… А, может быть, именно благодаря этому сопротивлению ее стихи такие мощные и незабываемые.
Еще одна колоссальная проблема — конкуренция детей за те крохи родительской любви, которые им доставались. Чем меньше любви- тем жестче конкуренция. И об этом тоже много написано и Мариной, и Анастасией Цветаевыми.
Список Литературы
К.Г. Юнг. «Архетипы и коллективное бессознательное
Э. Самуэлс «Юнг и постъюнгианцы»
Э. Нойман «Великая мать»
Л. Леонард «Встреча с Безумной Женщиной»
Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
Л. Фейлер «Марина Цветаева»
Что такое архетип личности: понятие, из чего состоит + краткая характеристика 12 основных типов
Доброго дня, уважаемые читатели!
Психологи и психотерапевты часто используют в своей работе синтез знаний и техник из разных подходов и направлений. Одним из таких подходов является концепция Карла Густава Юнга и его архетипов. Сегодня я подробно расскажу, что такое архетип, какие бывают и для чего нам нужно все это знать.
Эта статья будет особенно полезна и интересна тем, кто любит изучать себя и не боится совершать новые открытия.
Понятие
В переводе с древнегреческого слово “архетип” означает “первообраз, подлинник”. В аналитической психологии данным термином называют часть коллективного бессознательного, которая представляет собой врожденную психическую структуру личности.
Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.
Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.
Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.
Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.
Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:
Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.
Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:
К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.
Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.
Структура личности по Юнгу
Карл Юнг выделял несколько ведущих архетипов в зависимости от того, в какой области сознания или подсознательного они находятся:
12 архетипов Пирсон-Марра
Авторство следующей классификации принадлежит американскому филологу Кэрол Пирсон и ее помощнику Хью Марру. Собственно, в их честь и была названа эта модель. Впервые она была опубликована в книге “Пробуждение внутренних героев” в 1991 году.
Простодушный
Некоторые источники переводят название данного архетипа как “невинный” или “ребенок”. Какие характеристики можно дать человеку, в котором преобладает данный образ:
Один из образов, который можно привести в качестве соответствия данному архетипу, – персонаж мифов греческой мифологии Дафна. Она прекрасная нимфа, давшая обет целомудрия и превращенная в священное лавровое дерево. Более знакомое многим архетипическое соответствие – Форрест Гамп в одноименном фильме Роберта Земекиса.
Славный малый
Другие его названия – свой парень, сирота. Какую характеристику можно дать такому герою:
Архетипический образ – Семен Семенович Горбунков, герой советской киноленты “Бриллиантовая рука”.
Еще одно название – герой. Характеристики архетипа:
Данному архетипу соответствует образ охотника Хоу И. Это один из самых известных героев китайских мифов, сбивший из лука девять солнц, которые угрожали погубить все живое на земле. Его даже называют китайским Гераклом. Из киношных героев можно привести Джеймса Бонда, Бэтмена и др.
Опекун
Данный архетип также называют родителем или матерью. Как его распознать:
В качестве примера архетипического соответствия можно привести Деметру – древнегреческую богиню плодородия и покровительницу земледелия.
Искатель
Какие характеристики ему присущи:
Архетипические образы – пастух Сантьяго из книги Пауло Коэльо “Алхимик”, французский исследователь мирового океана Жак-Ив Кусто.
Любовник
Архетипическое соответствие – персонаж древнегреческой мифологии Алкиона, которая бросилась в море от любви к мужу.
Бунтарь
Или, как его еще называют, изгой. Его характеристика:
Данному архетипу соответствуют образы Робина Гуда, Зорро и т. п.
Творец
Архетипический образ – финская богиня и дочь воздуха Ильматар, участвующая в создании мира. В качестве примеров можно привести и реальных творцов: Пабло Пикассо, Томаса Эдисона и многих других.
Правитель
Подходящий архетипический персонаж – центральный герой британского эпоса Король Артур. Также в качестве примеров можно привести Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер и др.
Другие названия архетипа – волшебник, шаман. Ему соответствует следующее описание:
Архетипический образ – Мерлин, великий маг при дворе короля Артура.
Мудрец
Это ученый, философ, мыслитель, которому присущи такие характеристики:
Архетипические соответствия – Сократ, Будда, Галилей.
Это фокусник, клоун, юморист, которому свойственны следующие признаки:
Архетипические соответствия – Чарли Чаплин, Джокер, Тиль Уленшпигель (герой немецких легенд и книг, плут и балагур).
Как определить свой архетип
Для начала хотела бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.
В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один. По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.
В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.
Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.
Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:
Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.
Заключение
Мы с вами разобрали, что такое архетипы и какие они бывают. Я надеюсь, мне удалось доступно изложить эту непростую тему. А может, получилось даже вызвать у кого-то интерес к дальнейшим исследованиям.
На сегодня я прощаюсь. С вами была Ксения Молоканова.
Что такое архетипы и зачем тебе про них знать
Слово «архетип» встречается в речи довольно часто. Чаще — только имена Наташа, Настя и производные от слова из трех букв. Но его суть и функцию знают немногие. Это фундамент, который формирует наше собственное «Я».
Был такой замечательный швейцарец по фамилии Юнг. Он утверждал, что душа (в его понимании, это то же самое, что и личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. А вот уже коллективное бессознательное — из архетипов. Это такие врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Хотя на самом деле это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Так что у тебя есть возможность понять, какой архетип предопределяет твое поведение.
Архетипов много: отец — авторитет, сила, мощь; мать — стремление дать утешение; ребенок — тоска по невинности, возрождение, спасение; мудрец — знания, мудрость. Но мы подробно рассмотрим лишь самые важные и актуальные для сегодняшнего дня.
Главное — помнить, что во главе всего стоит эго, своего рода центр сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. Поэтому мы еще не сошли с ума. Ну, некоторые из нас. Более того, благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Персона
Символ персоны целиком и полностью повторяет значение слова в переводе с латыни — «маска». То есть, говоря совсем грубо, персона — это та самая маска, которую ты надеваешь на публике. Персона сразу обозначает то множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Проще говоря, именно персоне выпадает задача производить впечатление на других и утаивать от других твою истинную сущность.
Едва ли не самый загадочный и изучаемый архетип. Но вместе с тем это, пожалуй, самая интересная сторона личности, потому как представляет собой всё то темное, дурное и животное, что есть в человеке. Это те воспоминания и опыты, которые сознательно отсекаются человеком, потому как вредят благоприятному имиджу и порой даже социальным идеалам. Всё то черное и порочное, что есть в человеке, начиная от инстинкта к беспорядочному размножению и заканчивая желанием причинить людям боль — всё это тень.
Анима
Не стоит переживать, ведь дело в том, что внутри каждого сидят бессознательные мужское начало и женское начало. Так что все мы по природе своей андрогинны — кто-то чуть больше, чем надо, кто-то чуть меньше. Анима, как нетрудно догадаться, представляет бессознательную женскую сторону. Есть еще анимус, но там история протекает в точности до наоборот. Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона, а не сверхмощный компьютер из Assasin’s Creed. Причина появления анимы сугубо биологическая и связана она с выработкой женских гормонов.
Юнг утверждал, что на протяжении многих и многих веков, благодаря нашему тесному общению с противоположным полом, анима упорно эволюционировала. В итоге она доэволюционировалась до того, что некоторые мужчины, выражаясь научным языком, «феминизировались», и порой понять без паспорта, кто мужик, а кто нет, сложно. Вот и приходится писать про то, какая длина шорт допустима, а какая нет. У женщин, кстати, происходит то же самое: выросли яйца, закалился характер, и нежные мужчины стали им как-то не нужны.
Самость
Сам господин Юнг утверждал, что нет ничего важнее самости. Мол, это самая сердцевина личности, вокруг которой организованы все другие элементы. Самость — это главная цель человеческой жизни. То есть ты живешь, чтобы добиться гармонии, равновесия и целостности в мире. Это и есть самость или, другими словами, та самая человеческая зрелость, о которой так много говорят. Сам старина Юнг считал, что привести к гармонии все аспекты души просто невозможно без религии, но мы с тобой знаем, что достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Так что пока нам до самости — как раком до рая. Но если будем трудиться, то всё получится.
Зверь
Как мы помним, людьми мы стали всего-навсего несколько десятков тысяч лет назад. Поэтому появление архетипа, который отражает и регулирует жизнь людей на животном уровне, было неизбежно. Благодаря этому архетипу мы понимаем других людей как живых существ, можем общаться и взаимодействовать с ними.
Правитель
Герой
Герой — это тот самый шельмец, который всегда и везде ищет трудности на свою задницу. Опять же, это не выпендреж, а простая потребность в эмоциях и вызовах, такое бывает. Единственная проблема — у всех этих героев, как отмечал Юнг, довольно часто в глубине души сидит страх потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу. С другой стороны, этот архетип воспитывает в людях дисциплину, сосредоточенность, решительность, целеустремленность.
Этот человек работоспособен, вместо модных гаджетов и всяких бирюлек он выбирает функциональные вещи. Но при этом комфорт для него — главная опасность. Много ли среди них честолюбивых защитников справедливости? Определенно, но это не мешает многим героям страдать высокомерием, жесткостью и жить поиском проблемы. Самое страшное, что не всегда получается трезво оценить свои силы. Именно из таких потом и рождаются карьеристы.
Трикстер
Всё лукавое, всё, что не подчиняется общим правилам поведения, идет от трикстера. Кто хоть чуть-чуть разбирается в мифологии, знает, что трикстер — это дублер культурного героя, который занимается всякими безобразиями. Чаще всего это антропоморфное создание, которое идет наперекор закону человеческому и божьему. Так что всякая лживость и плутовство — это отсюда.
С другой стороны, нельзя так строго судить трикстера. Это ведь защитный механизм, всё это плутовство — лишь попытка снять напряжение с психики. Не зря ведь говорят, что юмор — лучшая защита, а трикстеру это присуще.
Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип
Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
Архетип – это…
Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества.
По мнению Юнга, архетипы – это еще и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешенных проблем они всплывают в наших снах. Архетипы – знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблем. Конечно, при условии, что мы можем понять такое послание.
Структура личности по Юнгу
Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.
Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.
Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».
Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).
Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков.
Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально.
Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны).
Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент.
Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.
Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов.
Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности.
Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.
Персона
Персона – это то, каким мы представляем себя миру.
Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности.
Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.
Анимус, анима
Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого.
Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус.
Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.
Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания.
Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Самость
Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы.
Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.
Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию.
По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.
Как определить свой архетип
Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.
Карл Густав Юнг ввел понятие архетипов вместе со своей теорией о структуре личности.
«Анима и Анимус» – это и есть архетипы личности, которые представляют собой то самое коллективное бессознательное, они имеют огромное влияние на развитие личности человека и его судьбу.
Фактически, что такое архетип – это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Причем эти архетипические образы передаются нам от предков, через их опыт, особенности воспитания, фольклор.
Мужские и женские архетипы прочно «сидят» в сознании, но они не имеют никаких истоков в конкретном человеке, при этом производя колоссальное влияние на выбор, действия, суждения человека, на всю его жизнь.
Говоря еще проще, это набор идеальных качеств и образов, которые не имеют реального отображения в каком-либо конкретном человеке.
Архетипы, по Юнгу, всегда устойчивы и постоянны, они не меняются у человека и несут в себе как положительные, так и негативные качества. Архетипы встречаются в фольклоре – в сказках, рассказах, историях и мифах, находя там свои истоки и отражение.
Также архетипы всегда вызывают у человека эмоциональную реакцию и способны изменить его душевное состояние.
Архетипы Юнга правильно будет назвать моделями поведения людей, которые опираются на подсознательные представления об идеальном поведении и образе. Подробно исследования приведены в книге Юнга «Архетип и символ».
Эти образы и представления являются наследственными, врожденными и не приобретаются уже взрослым человеком намеренно и сознательно. Именно Анима и Анимус, мужские и женские архетипы, подталкивают человека к той или иной реакции на события и проявления других людей, именно они формируют тот или иной жизненный и поведенческий сценарий.
Как примеры архетипов можно привести основные из них, выделенные Юнгом. Это:
Невозможно всех людей современного общества поделить на определенное количество образов и конкретных архетипов, и сам Юнг настаивал на том, чтобы не ограничивать набор архетипических видов.
Они могут быть самостоятельными и типичными, а могут состоять из набора качеств разных видов, могут друг друга замещать и перекрывать, образовывая новые архетипы и их комбинации.
Примеры архетипов, описанных Юнгом
«> Архетип | «> Определение | «> Символы |
«> Анима | «> Бессознательная женская сторона личности мужчины | «> Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
«> Анимус | «> Бессознательная мужская сторона личности женщины | «> Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
«> Персона | «> Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте | «> Маска |
«> Тень | «> Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании | «> Сатана, Гитлер, Хусейн |
«> Самость | «> Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности | «> Мандала |
«> Мудрец | «> Персонификация жизненной мудрости и зрелости | «> Пророк |
«> Бог | «> Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир | «> Солнечное око |
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.
Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии.
В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам.
Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Анима
Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.
Архетипическая психология женщины основывается на ее природе, наборе психоэмоциональных качеств, реакций, инстинктов, правил и убеждений, которые не были результатом жизненного опыта.
1. Амазонка
Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.
Такая женщина всегда на вершине, в любом коллективе она лучшая, а «пасти задних» не привыкла.
Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.
Замуж не стремится, дети и семья вызывают у нее чаще уныние, нежели вдохновение.
2. Гейша
Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».
Утонченная, изысканная, с врожденным прекрасным вкусом, Гейша любит и умеет наслаждаться жизнью.
Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.
3. Женщина Колдунья
Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.
Кажется, что эта дама знает всё про всех и видит весь мир насквозь.
Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.
Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.
А может превратиться во властную, всемогущую и всего достигающую леди, которую все вокруг будут бояться и уважать.
4. Архетип Матери и Жены
Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.
Классический архетип Великой Матери довольно часто встречается, ему присущи жертвенность, альтруизм, принцип «не себе, а другим».
Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.
5. Архетип женщины Королевы
Архетип женщины Королевы – особенный, его трудно спутать с другими и очень легко узнать. Она неотразима, царственна, всегда окружена поклонниками. Талантлива, не ленива, прекрасно воспитана и аристократична, вне зависимости от воспитания и достатка.
Королева служит себе и людям, она духовно развивается, имеет развитую интуицию и большое чувство собственного достоинства.
Чувствует ложь и несправедливость, умеет побеждать зло – без борьбы и насилия, мягко, мудро и незаметно. Такая женщина счастлива в браке, находит время для карьеры и детей, окружена верными друзьями и знает, для чего живет на свете.
6. Фея
Фея (или Муза) привносит в жизнь краски, украшая наш мир. Легкая, немного инфантильная, веселая и оптимистичная женщина-муза счастлива лишь оттого, что живет и дышит, и она умеет стать источником радости для окружающих.
Часто не знает, чего хочет, однако живет, плывя по течению, и порой «приплывает» к очень яркой и интересной судьбе. Для нее крайне важно найти «соратника по духу», такого мужчину, который будет полностью разделять ее интересы и взгляды.
7. Женщина-богиня
Архетипическая психология женщины Богини ставит ее на вершину женственности, она как будто является эталоном для всех женщин и примером для подражания и восхищения.
Духовно зрелая, мудрая, спокойная – от нее веет энергетикой счастья и гармонии, а рядом хочется находиться вечно.
Богиня ничего не делает, ни за чем не гонится, не борется, однако всегда побеждает, получает желаемое и живет в полнейшей гармонии как со своей сущностью, так и с миром.
Анимус
Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.
1. Невинный
Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке.
Не склонен принимать серьезных решений, стремится к комфорту, безопасности и не любит перемен.
2. Сирота
Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен.
Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.
3. Архетип Воина
Архетип Воина отличается героизмом, смелостью и силой.
Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным.
Как правило, обзаводится крепкой большой семьей, которую всегда защищает.
4. Хранитель
Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя.
Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.
5. Странник
Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей.
Если Страннику неинтересно, он все понял и увидел, то задерживаться не станет.
Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.
6. Бунтарь
Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться.
Это революционер, который способен на большие поступки, но бывает чрезмерно агрессивен.
Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.
7. Любовник
Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж.
Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.
8. Творец
Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества.
При наличии сильного характера и отсутствии лени этот мужчина может стать очень успешным и даже изменить мир.
9. Архетип Правитель
Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали.
У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.
10. Архетип Маг
Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания.
Мужской архетип Маг предполагает, что этот человек живет не ради собственной мелкой выгоды, а ради познания.
Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.
11. Философ
Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично.
Психолог, интеллектуал, любит слушать, а не говорить.
12. Шут
Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте.
Не делает того, чего не хочет, неконфликтен, прост и очень приятен в общении.
Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде.
Нельзя сказать, что один архетип – хороший, другой – плохой. Все они имеют позитивные и негативные стороны.
Интроверты и экстраверты
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.
Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам.
Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной.
Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции.
Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление и чувство
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы.
Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций.
Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”.
Ощущение и интуиция
Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение.
Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира.
Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира.
Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта.
Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.
Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями.
Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека.
Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.
Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.
Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.
Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих.
В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.
В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.
Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).
С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.
Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций.
В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста.
Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией.
Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.
Определить собственный архетип бывает непросто, но если это сделать, то можно не только глубже разобраться в себе, но и корректировать собственное поведение и даже менять жизненный сценарий и судьбу. Само понимание того, что наша жизнь определяется архетипами, многое дает. Это – шаг на пути к осознанной, гармоничной жизни и возможность стать настоящим хозяином собственной судьбы.