Архетипы личности что это
Любовник, Маг, Мудрец и Простодушный: помогут ли архетипы лучше понять себя и окружающих?
Сегодня мир людей разделился на 12 архетипов. Среди нас живут любовники, правители, творцы, герои, простодушные, искатели, мудрецы и др. Эксперты утверждают, что архетипы помогут не только лучше разобраться в себе и окружающих, но и выбрать себе идеального партнера, работодателя, друга, понять свои истинные страхи и принять себя таким, какой есть – со всеми плюсами и минусами.
Архетипы история
Спустя время американские писательницы Маргарет Марк и Кэрол Пирсон написали книгу по мотивам теории Карла Юнга «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». В ней они выделили 12 основных архетипов личности. Эта классификация сегодня активно используется маркетологами при создании личного бренда. При помощи архетипов определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение.
Мне кажется, свой архетип важно знать каждому человеку. Когда ты понимаешь свой архетип, ты понимаешь свои сценарии поведения по жизни, почему ты выбираешь именно этого партнера или друга, эту сферу деятельности, а не другую. Еще ты лучше начинаешь понимать свои страхи, ложные установки, убеждения. Вдруг осознаешь, что все это было в тебе изначально заложено, и видишь, как это можно исправить, прокачать. Ты начинаешь принимать себя без исключений, все свои позитивные и негативные стороны, приходит понимание, как с этим жить, мириться. Например, ложная установка у Простодушных – доводить все до идеала. Когда это понимаешь, можешь сам себе сказать: «Окей, я знаю в себе эту черту. Могу ли я попробовать пойти по другому пути, чтобы прокачать в себе другие стороны?». Начинаешь действовать по другому сценарию и, соответственно, получаешь другой результат.
Надя Озимова
12 архетипов
Больше всего на свете человек с архетипом Простодушный не хочет ни за что отвечать. Он может до последнего откладывать принятие решения. Больше всего на свете он хотел бы, чтобы все устроилось как-нибудь само собой.
Простодушный стремится иметь все идеальное: работу, супруга, дом, детей и, в целом, идеальную жизнь. Он искренне верит в то, что неприятные события могут, в конце концов, привести к счастливому финалу, а полоса неудач закончиться обновлением.
Искатель постоянно ищет свой путь и жаждет приключений. Он не просто созерцает новое, а взаимодействует с ним. Такой человек испытывает радость от открытий, согласен на любые авантюры, любит бывать в местах, полных опасности: может отправиться в джунгли Амазонки или провести ночь в обществе людоедов.
Мудрецы превосходны в беспристрастном анализе, планировании, оценке и поиске решения. Когда другие впадают в панику и рвут волосы на голове, Мудрец абстрагируется от мира, уходит в себя, чтобы увидеть всю картину происходящего. В своих мыслях он может даже «заглянуть в будущее» и узнать, что делать дальше.
Когда возникает проблема, Мудрец старается изучить ее на опыте других людей. Отслеживает и оценивает свои результаты. Мудрец верит в способность человечества учиться и развиваться. Предпочитает думать своей головой и опираться только на собственное мнение.
Бунтари полны протеста, они чувствуют свою отчужденность от господствующей культуры и презирают ее правление. Они могут делать то, что противоречит общепринятым нормам этики, здоровья и приличий, хотят нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию в сознании общества.
Маг достигает поставленной цели, опираясь на фундаментальные законы природы. Результат часто связан с трансформациями. Для таких людей сознание предшествует бытию. Если хочешь изменить мир – сначала меняй себя: свои установки и поведение. Люди, в которых присутствует Маг, ищут духовной помощи и руководства. Они на глубинном уровне понимают, как работает сознание, и способны оказывать влияние на окружающих.
Архетип Героя ассоциируется с мужеством и бесстрашием, он постоянно находится на поле битвы, в спортивном состязании. Вызовы воодушевляют Героя, несправедливость – приводит в ярость. Такой человек быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности.
Герой стремится сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца. Этот архетип помогает воспитать в себе дисциплину, сосредоточенность и решительность.
Любовник – это человек, очарованный кем-то или чем-то: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. Он любит быть в центре внимания, получать комплименты от других людей. Любовнику нужно, чтобы окружающие по-настоящему ценили его.
Для Любовников важно выглядеть не просто хорошо, а сногсшибательно. В глубине лежит желание привлекать, дарить любовь, выражать привязанность.
Шут обожает высмеивать других. Люди этого архетипа склонны замечать смешное практически в любой ситуации. Они предпочитают справляться с жизненными трудностями при помощи юмора. Шут, как ребенок в конфетном магазине: чем больше новых впечатлений, тем веселее.
Шут помогает людям видеть радость в жизни, быть игривыми даже в тяжелые времена. Освобождает окружающих от иллюзий, депрессии и ограниченного взгляда на возможности жизни.
Люди этого архетипа симпатичные, милые, открытые, простые. Одной своей внешностью они располагают к себе. С ними все хотят дружить, про таких говорят: «свой парень».
Славный Малый стремится быть частью племени, социального класса, культуры, места работы, церкви или секты, клуба или профсоюза. Он ставит перед собой цель добиться полного социального и экономического равноправия какой-либо группы или класса людей.
Славный Малый убеждает окружающих в том, что не стоит слишком серьезно относиться к себе. Он ненавидит всяческие ухищрения, преувеличения и людей, которые слишком высокого мнения о себе.
Это заботливые люди, которыми движет сочувствие и щедрость. Они живут по принципу: сначала помоги людям, а потом думай о себе. Порой Хранитель оказывается в позиции агрессора: хочет насильно осчастливить своим добром и лаской обездоленных. Иногда он не учитывает реальные потребности людей, а исходит лишь из своих взглядов на пользу.
Правителя можно охарактеризовать тремя словами: власть, порядок и контроль. Также для него важны статусность, богатство и престиж. Правитель все контролирует и за всех отвечает.
Архетип Правителя любит иерархические организации, потому что в них четко определена роль служебными инструкциями. Правители обладают природной харизмой, люди охотно следуют за ними. В лучших проявлениях Правителями движет желание помочь миру. В худшем случае они просто хотят господства и контроля.
Творцом движет страсть к самовыражению в материальной форме. Такие люди хотят постоянно творить или изобретать что-то новое, без этого они буквально задыхаются.
Творцы уверены, что именно они создают будущее, верят в силу творчества и воображения. В лучшем своем проявлении архетип Творца привносит в жизнь истинные новшества и красоту. В худшем – является примером безответственности и нарциссизма.
Тема архетипов находится еще в процессе познания. Нет четкого утверждения, что человек рождается с определенным архетипом. У меня сложилось мнение, что в нас заложены все 12 архетипов. В разный период времени мы активируем определенный из них. У очень успешных людей прокачаны все архетипы, просто в нужное время они их активируют. Но в целом у каждого человека есть 2-3 базовых архетипа, которые остаются с ним навсегда. Даже если какие-то трансформации с человеком происходят, базовые качества, определяющие тот или иной архетип, будут сохраняться.
Надя Озимова
Человеческая психика довольно динамична и изменчива. Она хоть и целостна, но состоит из большого количества частей. Раз и навсегда назвать себя Бунтарем нельзя. Через какое-то время это может стать не актуальным. Бунтарь может быть только частью личности, он может проявляться в каком-то определенном аспекте жизни, в контакте с определенным человеком в ответ на определенный стимул извне. Но это не значит, что во всех других сферах жизни я тоже Бунтарь. Я могу быть кем-то еще. Невозможно, определить себя раз и навсегда. У нас есть очень много кризисных моментов, после которых мы меняемся. Нужно по-честному задавать себе вопросы, какой я сейчас.
Анастасия Ксенофонтова
Как определить свой архетип
Сегодня существует множество бесплатных тестов, которые помогут определить свой архетип. Вот ссылка на один из них. Авторы предлагают ответить на 72 вопроса, в числе которых «Чувствуете ли вы себя в безопасности», «Подводил ли я когда-нибудь других», «Люди обращаются ко мне за руководством и указаниями», «Я больше счастлив, когда отдаю, чем получаю» и др.
Результаты подобных тестов будут лишь приблизительными. Глубже разобраться в теме и узнать принадлежность к тому или иному архетипу поможет специалист.
Примерный свой архетип можно узнать через тест, это самое простое, за это не нужно платить деньги. Много тестов доступно сегодня онлайн. Но если вы хотите узнать, как архетип проявляется через жизненные контексты, и как это все стоит подсветить при трансляции своего личного бренда, тут уже стоит обратиться к специалистам. Самому это сделать очень сложно.
Надя Озимова
Анастасия Ксенофонтова призналась, что не использует архетипы в своей практике, поскольку считает, что они «больше из области эмоциональной бытности, чем психологии».
Эти образы, 12 архетипов, находятся в нашем культурном сознании, мы можем как-то с ними ассоциироваться. Маркетологи часто используют архетипы в рекламе. Если человек себя с чем-то ассоциирует, ему проще купить продукт, обратить на него внимание. Родство с рекламой вызывает эмоциональный отклик.
Я не использую архетипы в своей работе, поскольку они классифицируют группу людей, а не конкретного человека. Во время работы с клиентом, я пытаюсь понять, что именно его беспокоит. Я спрашиваю, и мы пытаемся найти ответ, сформулировать проблему. Человек рассказывает, что чувствует, вспоминает тот или иной момент из жизни, какую-то информацию, которая субъективно только про него. Это важно с точки зрения поиска себя, друзей, бизнеса и пр. Мы исходим из индивидуальных особенностей, из того, как это у нас, а не у других. Именно это происходит в терапии. Нужно быть честным с собой, честно отвечать на вопросы. Здесь нужен только ты, быть в контакте с собой. Ну и терапевт.
Анастасия Ксенофонтова
Архетипы в рекламе
Обращали ли вы внимание, как грамотно маркетологи играются с нашим сознанием, используя в той или иной рекламе определенный архетип? Например, так выглядит реклама Burger King для Шутов. В ней иногда используются шутки на грани:
В этой рекламе ИКЕА использовала основную потребность Славного Малого – принадлежность к обществу:
Реклама для Любовника выглядит так. Очень часто этот архетип используют производители парфюма и косметики.
Магазин Bat Norton продает одежду для Бунтарей, которая не вписывается в обычную моду для всех. Как раз то, что нужно этим протестантам.
Атмосфера идеального лета в рекламе Coca Cola идеально подойдет для Простодушных:
Коллаж и инфографика: Piter.TV
12 архетипов личности
Главное желание: ощутить Рай.
Цель: быть счастливым.
Страх: делать что-то неправильное, за чем последует наказание.
Стратегия: поступать правильно.
Награда: вера и оптимизм.
Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Он более склонен до последнего оттягивать принятие решений и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само собой.
Простодушный стремится иметь идеальную работу, идеального супруга, идеальный дом, идеальных детей и идеальную жизнь. Главное обещание Простодушного заключается в том, что жизнь может быть Раем.
Простодушный верит, что для изгнанных из Рая возможно искупление и возвращение: неприятные или серьезные события могут, в конце концов, привести к счастливому финалу, а полоса неудач окончится обновлением.
Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.
Искатель стремится к деятельному поиску своего пути. Он постоянно встречается с чем-то новым. И не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства.
Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Искателю нравится находить и разглядывать.
Одним из проявлений Искателя является простое желание выйти на открытую дорогу и оказаться в диких природных просторах, чтобы испытать радость открытий.
Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.
Мудрецы превосходны в беспристрастном анализе, планировании, оценке и поиске решения. Когда другие впадают в панику, Мудрец просто абстрагируется от мира и уходит в себя, чтобы увидеть всю картину происходящего целиком. Он может даже «заглянуть в будущее», чтобы узнать что делать.
Когда возникает проблема, Мудрец обычно изучает, как ее решали другие люди. Ищет ответы, выделяет лучший способ и решает проблему. В заключение отслеживает и оценивает результаты.
Мудрецы обладают даром успокаивающего влияние: под их руководством события продвигаются вперед разумными способами. Правильные вещи выполняются правильным образом. Мудрец верит в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую делать мир лучше. Хотят свободно думать своей головой и составлять собственное мнение.
Главное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.
Когда архетип Бунтаря активизируется в людях, они могут чувствовать свою отчужденность от господствующей культуры и презирать ее правление. Их могут привлекать поведение и действия, попирающие общие нормы этики, здоровья или приличий.
Бунтарь желает нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию, избавиться от чего-либо или просто почувствовать возбуждение от того, что он является «плохим парнем».
Бунтарь воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Бунтарь полон протеста избавиться от всего чужого, наносного и неважного.
Главное желание: знание фундаментальных законов того, как устроен мир и вселенная.
Цель: сделать мечты явью.
Опасения: непредвиденные негативные последствия.
Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
Ловушка: превратиться в манипулятора.
Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.
Когда у человека активирован архетип Мага, он становится катализатором изменений. Доверяя синхронизму или значимым совпадениям, человек ожидает, что, если он сделает свою часть работы, Вселенная пойдет ему навстречу.
Для Мага сознание предшествует бытию. Следовательно, если вы хотите изменить свой мир, вы начинаете с изменения своих установок и поведения. Люди, у которых существует активный внутренний опыт магических ценностей, ищут духовной помощи и, в лучшем случае, стремятся быть достойными духовного руководства.
Такие люди, как правило, на глубинном уровне понимают, как работает сознание, поэтому они способны оказывать на окружающих влияние.
Архетип Мага очень силен у политиков с харизмой, руководителей бизнеса и во всех сферах маркетинга, который оказывает мощное влияние на человеческое сознание и поведение.
Главное желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
Награда: компетентность и мужество.
Архетип Героя ассоциируется с четкими нормами, умением держаться до конца и установлением границ.
Естественное окружение для Героя — это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место, джунгли политики или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий.
Брошенный вызов воодушевляет Героя, несправедливость приводит его в ярость, и он быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности.
Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу. Этот архетип помогает нам воспитать в себе энергию, дисциплину, сосредоточенность и решительность.
Главное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.
Любовник — это существо, очарованное кем-то или чем-то: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам.
Любовник хочет, чтобы вы знали, что вы один из его лучших друзей, что вы по-настоящему хорошо знаете его и что он особенно важен для вас. В этом смысле Любовник может быть архетипом компании друзей, чувствующих, что они по-настоящему знают друг друга. Они связаны не поверхностными отношениями союзников, но чем-то гораздо более глубинным.
Если архетип Любовника активизируется в жизни человека, он хочет выглядеть не просто хорошо, но и красиво. В глубине этого лежит желание привлекать и дарить любовь, а также выражать привязанность в интимной и приятной форме.
Зачем нужны архетипы личности?
Вышла моя статья на сайте журнала “Психология эффективной жизни”. Пожалуй, это лучшее, что написано мною до сих пор про архетипы. Простым языком, без “воды”. Размещаю здесь её без изменений.
Предлагаю поговорить о том, что такое архетипы личности и почему важно иметь о них представление. Начну с двух историй. На первый взгляд они схожи: их героиням удалось справиться с конфликтами, длившимися несколько лет. Но дело в том, что в этих ситуациях к успеху привели прямо противоположные стратегии!
Случай первый: архетип Любовник
Женщина работает бухгалтером. В своей организации она не единственный специалист — там существует целый отдел бухгалтерии. И у этой бухгалтерии имеется, если можно так выразиться, «экзистенциальный враг» в лице одного из государственных фондов. По неизвестной причине каждый контакт бухгалтеров с фондом заканчивается пресловутым выходом из зоны комфорта. Обязательно нервы, конфликт, отрицательные эмоции, преодоление.
Во время диагностики я выявил у женщины наличие в непроявленном виде архетипа Любовник. Тут надо пояснить: я занимаюсь вопросами профориентации для взрослых, для чего пользуюсь концепцией архетипов американки Кэрол Пирсон. В ее интерпретации наличие архетипа Любовник означает, что у человека, помимо прочего, имеется потенциал дипломата, миротворца. Или, выражаясь по-модному, медиатора, фасилитатора и т.д.
Что значит, если архетип в непроявленном виде? Это значит, что какие-то особенности своего поведения клиент не осознает. Это значит, что они целиком обусловлены областью бессознательного. Если продемонстрировать человеку некоторые закономерности в ряде его поступков, то первой реакцией станет удивление: «Ого, как я раньше этого не замечал!»
Закономерности поведения могут укладываться в шаблоны. Архетип Любовник — это один из них. Осознав свои шаблоны, дальше клиент начинает задумываться о том, как применить их с пользой для себя. Именно таким было домашнее задание, которое клиентка получила от меня. В ближайшие две недели после диагностики ей в порядке эксперимента предстояло осознанно применять выявленный шаблон в каких-нибудь ситуациях. И женщина выбрала для эксперимента как раз ситуацию с государственным фондом.
Как это было? Впоследствии клиентка рассказала, что настроила себя на то, что очередной ее поход в фонд пройдет тихо-мирно. Так и получилось. Впервые за долгие годы все прошло без помех. Она с ходу смогла сдать отчетность, среди сотрудниц фонда даже нашлась милая девушка, которая помогла ей исправить на ходу какую-то ошибку. Женщина была в шоке. Рассказала коллегам, те ответили, что это всего лишь счастливая случайность.
Уверен, что найдутся люди, которые объяснят финал истории не наличием у клиентки способностей дипломата, а всего лишь эффектом ожидания (эффектом Розенталя). Мол, раз женщина настроилась на положительный результат, то его и получила.
На самом деле создатель теории архетипов Карл Густав Юнг изучал совпадения между психическим и физическим задолго до Роберта Розенталя. У него даже была по этому поводу любопытная концепция синхронистичности. Но, углубляясь в нее, мы уйдем далеко в сторону. Чтобы показать, что не все можно списать на эффект ожидания, уместнее рассказать второй случай.
Случай второй: архетип Бунтарь
Во втором случае имелся конфликт с отцом. Тот ушел из семьи, когда клиентка была еще подростком. Спустя более чем 15 лет отношения с ним оставались крайне сложными.
На диагностике у женщины выявился архетип Бунтарь. Его рецепт успеха противоположен Любовнику. Если шаблону Любовника близка философия кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»), то Бунтарь предпочитает идти напролом, чужие чувства его не волнуют. Интересно, что сразу семь проявлений Бунтаря заявили о себе на следующий день после диагностики. Произошедшее в дальнейшем экспериментом не было, все получилось спонтанно.
Итак, через месяц или два у клиентки случается счастливое событие: она выходит замуж. Почему бы не использовать это как повод для примирения с отцом? Он был приглашен на свадьбу. Как вы понимаете, положительных ожиданий было более чем. Вопреки Розенталю они совсем не помогли: отец обещал приехать, но обманул. Выходка родителя обернулась скандалом во всю ивановскую, который клиентка закатила своему отцу по скайпу. Наша героиня скандала не хотела, но сдержаться не могла. Это была такая ссора, после которой люди рвут отношения навсегда.
Удивительнейшим образом отношения с отцом после скандала… наладились. Родитель вдруг проникся к дочери уважением, стал даже консультироваться с ней по профессиональным вопросам — чего представить прежде было просто невозможно.
Вновь вопрос: как объяснить произошедшее? Вроде бы напрашивается ответ, что финал был продиктован обстановкой. Мол, к одному человеку надо подходить с кнутом, а к другому с пряником. Однако подобные рассуждения в попытках объяснить нечто через внешние факторы парадоксальным образом льют воду именно на мельницу теории архетипов.
Индивидуальность и шаблоны
Посудите сами. Вот два утверждения:
Оба эти утверждения — на самом деле об одном и том же. О том, что на жизнь человека влияет некая внешняя по отношению к нему сила, которую следует учитывать, подстраиваться под нее. Которая ограничивает тем самым субъектность человека. Древние люди называли эту силу богами. А Юнг называл ее… архетипами.
Как он это объяснял? Через концепцию синхронистичности, о чем я уже упоминал. Эта концепция выходит далеко за пределы психологии, поэтому здесь не место и не время ее обсуждать. Зафиксируем пока что главное.
По Юнгу, люди — разные. Причина того, что люди разные, — в существовании архетипов. Будучи разными, люди могут добиваться одинаково успешных результатов с помощью разных методов. Тому есть множество примеров, в том числе классических.
В Казани на льнокомбинате работали две передовые ткачихи, Шакирова и Лаврентьева. У Шакировой был проактивный подход к рабочему процессу: она считала, что любые неблагоприятные ситуации надо заранее предупреждать. А Лаврентьева исповедовала реактивный метод: никакой профилактикой не занималась, но, если что-то шло не так, быстро реагировала на проблему. При этом обе были одинаково успешны, фото обеих висели на доске почета. Заставлять обеих менять подходы к организации труда было совершенно бесполезно.
Наблюдая за ткачихами, будущий корифей советской психологии Евгений Климов создал концепцию «индивидуального стиля деятельности», по которой защитил диссертацию в 1959 году. Суть концепции в том, что люди разные. Это открытие было совершено независимо от Юнга.
Казалось бы, сейчас я пытаюсь доказывать очевидное. Ну, это же очевидно, что люди разные? Абсолютно нет. Идея Климова об индивидуальных стилях прижилась в спорте высших достижений, где на кону большие ставки. А вот до массового рынка она до сих пор не дошла.
Массовое профессиональное обучение в мире все еще построено на том, что люди одинаковые. Что существуют универсальные для всех эффективные методы выполнения той или иной работы. Что можно написать книжку с универсальными рецептами того, как стать миллионером, и каждый сможет разбогатеть по этому шаблону (этой иллюзией увлекался небезызвестный Наполеон Хилл).
В 1920–1930-е годы в Советском Союзе всех заставляли в одинаковом ритме двигать пилой и махать кувалдой — это уже творчество Алексея Гастева из ВЦСПС. Сейчас говорят, что наследие Гастева необходимо обновить. То есть существенного прогресса в понимании того, что люди разные, не произошло.
На самом деле важно запомнить: если вы хотите быть успешными, надо искать те шаблоны, которые подходят под ваши психологические особенности. Конечно, 7 млрд шаблонов по количеству живущих на Земле людей создать нельзя. Но сформировать 5–15 шаблонов, более-менее учитывающих индивидуальность, — абсолютно реальное дело.
Психотипы vs архетипы
Догадливый читатель скажет: «Подождите! Сейчас вы говорите про психологические типы! При чем тогда здесь архетипы?»
Отвечаю: психологические типы соотносятся с архетипами, как форма и содержание. Юнг был поклонником философии Иммануила Канта. Последний считал, что существуют непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), которые проявляют себя через так называемые феномены. Здесь архетип — это «вещь в себе», а психологический тип — это феномен.
Если проследить, каким образом Юнг придумал известную пару психологических типов «экстраверты/интроверты», бросается в глаза, что в ее основе лежит противопоставление архетипов Персона и Тень. 16 психологических типов знаменитого опросника MBTI представляют собой комбинации составных частей архетипа, который Юнг называл Четверицей (Quaternity).
Со временем, когда Джеймс Хиллман призвал отказаться от противопоставления архетипов и архетипических образов, ряд юнгианцев начали смешивать архетипы с психологическими типами. Но изначально это было задумано именно как содержание (ноумен) и форма (феномен).
Из этого логично вытекает следующий вопрос: зачем забивать себе голову архетипами, если есть психотипы? Подтверждаю: если ваша жизнь стабильна, изменений в психотипе нет, то забивать голову архетипами — совершенно лишнее!
Однако есть одна неприятная новость: со временем ваш психотип меняется. Эта новость доставляет массу негативных ощущений. Ведь вы наверняка уже хорошо изучили себя, привыкли к своему характеру, приспособились к шаблону поведения. И вдруг это все перестает работать. Проверенные годами, испытанные средства оказываются бесполезными. Что происходит? Вы не понимаете. У вас начинается паника.
Чтобы понять, что происходит и почему, надо разбираться уже не в форме, а в содержании. Не в классификации психотипов, а вообще в сути явления. Поэтому в данном случае без учения об архетипах уже не обойтись.
Каково участие архетипа в этом процессе? Как это сказывается на вашей жизни? Насколько часто это происходит? На эти вопросы я отвечу в другой раз.