Архиерейская литургия что это
«ПРАВОСЛАВНОЕ» ПАПСТВО! АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР ЛИШИЛ ВЛАСТИ СВЯЩЕНСТВО И МИРЯН
Что представляет собой архиерейское служение
Архиерейским обрядом называют богослужение, проводимое архиереем в епископском сане. У Христианской Церкви есть специальное апостольское устройство, исходя из которого епископы считаются главными в церковной области. Они получают свои полномочия от церковных апостолов, которые выбирают их для проведения службы в различных поселках или городах.
При проведении служения епископы могут пользоваться только теми предметами, у которых имеется принадлежность к архиерейской службе. К ним относят жезл, орлецы, рипиды, трикирий и дикирий.
Епископ — глава церковной области и первый священник в ней
Архиерейское богослужение в византийском обряде — это богослужение, которое совершает архиерей, то есть лицо в епископском сане. Согласно апостольскому устройству Христианской Церкви епископ признаётся главой своей церковной области.
Свои полномочия епископы получили от апостолов, которые избрали их для служения в определённом городе или провинции. О епископском служении говорил апостол Павел (Деяния 20:28).
Андрей Рублёв. Святой Апостол Павел, икона около 1410 года
Святой говорил в своих речах о епископском служении и о том, что епископы — это блюстители и пастыри Церкви.
Слово «епископ», в переводе с греческого, означает «надзирающий». В определённой церковной области он глава христианской общины и символизирует Христа — Главу всей Церкви. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении:
«Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога».
Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении. Свои полномочия епископы получили от святых апостолов.
Именно поэтому в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии. Викарные епископы и священники совершают службы только по дозволению епархиального архиерея.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – главный Архиерей в Русской Православной Церкви. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии.
Древний чин православного богослужения говорит о том, что епископ возглавляет собрание священнослужителей при совершении таинств Евхаристии и Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. При этом по современным понятиям архиерейская служба может проводиться по любым другим поводам.
Византийский обряд
Византийский обряд принято использовать в Православной Церкви и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться со всеми священнодействиями, которые к нему относят.
Рукоположение в епископа
При проведении византийского обряда обязательно совершается рукоположение в епископа. Главным отличием этого рукоположения от остальных является то, что совершается оно сразу при помощи нескольких епископов. При этом процедура должна совершаться во главе с церковным патриархом. Также в проведении процедуры принимают участие свещеносец, певчий и чтец.
Хиротосеия во архиипродиакона
Хиротесией называют возложение рук, сопровождающееся молитвой, которую зачитывают при посвящении низшего клира в чины. Проведение такой процедуры доверяют только епископам. Однако иногда заниматься этим могут игумены или архимандриты. Хиротесеия должна совершаться в центральной части храма, а не внутри алтаря.
Награждения клириков
Еще одной составляющей частью Византийского обряда считается процедура награждения клириков. При помощи полученных наград определяется иерархическое место церковного служителя при проведении соборной службы. Если у священнослужителей одинаковое количество наград, преимущество достается старшему по хиротонии.
Чины освящения храма
Согласно правилам Византийского обряда, чин освящения храма должен осуществляться архиереем. Если же ему по тем или иным причинам не удается это сделать лично, он пересылает в церковь посвященный антиминс. Местный церковнослужитель должен возложить его в процессе освящения храма на специально установленный престол.
Чин венчания на царство
Такой обряд сейчас проводится редко, так как его применяют только на территории монархических государств. Совершаться такой чин венчания должен церковным предстоятелем.
Литургические действа
При проведении Византийского обряда совершаются и другие литургические действа, к которым можно отнести:
В Москве открылся Архиерейский собор
В храме Христа Спасителя открылся Архиерейский собор Русской православной церкви. Ему предстоит начать процедуру выборов нового патриарха.
Архиерейский Собор Русской православной церкви, которому предстоит избрать тайным голосованием из 145 иерархов трех кандидатов на Московский патриарший престол, открылся в храме Христа Спасителя, сообщает сайт Московской Патриархии.
Сейчас архиереи совершают литию по патриарху Алексию Второму. Этой службе предшествовала Божественная литургия в храме Христа Спасителя. Богослужение возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Церемония открытия Собора проходит в зале Церковных Соборов.
Собор продлится два дня — 25 и 26 января. В нем должны принять участие все архиереи Церкви, которых насчитывается более 200. В их числе несколько десятков иерархов, управляющих русскими приходами за рубежом. Основным вопросом, который будет рассматриваться на соборе, будет вопрос об избрании нового патриарха.
Вслед за Архиерейским Собором, 27-29 января, состоится Поместный Собор с участием делегатов от клира, монашествующих и мирян, который уже назовет имя нового предстоятеля церкви.
Выборы патриарха
Процедура выборов нового главы церкви обсуждалась и утверждалась святейшим синодом. 24 декабря члены синода выступили с предложением об избрании на Архиерейском соборе тайным голосованием трех кандидатов на патриарший престол. Эти кандидатуры будут позже обсуждаться и на Поместном соборе. Конечное решение будет принято после тайного голосования Поместного собора.
Согласно церковной традиции кандидат в патриархи должен отвечать следующим требованиям: а) быть архиереем Русской православной церкви; б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку; в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа; г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7); д) иметь возраст не моложе 40 лет. Под «внешними», от которых кандидату нужно иметь «доброе свидетельство», понимаются важнейшие нецерковные институты, с которыми патриарху в силу своего титула приходится так или иначе общаться.В РПЦ сегодня насчитывается 145 архиереев, отвечающих уставным требованиям к кандидату в патриархи. Их имена впечатаны в бюллетени для голосования на Архиерейском Соборе, изготовленные Гознаком при содействии Центризбиркома.
Одухотворенные «Наши»
Защищать собор от возможных провокация собираются отдельные представители православной общественности. На территории, прилегающей к храму Христа Спасителя провести свои акции собираются ряд групп и движений. На защиту собора выйдет скандально известный «Союз православных граждан» Кирилла Фролова, прославившийся громким процессом по делу выставки «Осторожно, религия!».
Вместе с «православными гражданами» на Остоженке будут дежурить и представители других политических движений. Самым крупным из них является движение «Наши», активисты которого сейчас находятся у собора. «Здесь 600 человек. Мы раздаем листовки, беседуем на религиозные темы и темы выборов будущего патриарха с москвичами и гостями столицы. Пока никаких провокаций нет, но возможно они будут в будущем», — сообщил корреспонденту Infox.ru руководитель православного корпуса движения Борис Якименко.
Первая атака
Представители движения ожидают атаки со стороны «диомидовцев» — сторонников смещенного со своего поста за раскол епископа Чукотского Диомида. « Сегодня они уже попытались подойти к нам. Однако сотрудники милиции локализовали их еще на выходе из метро. Где они сейчас, — мне неизвестно», — сказал Якименко, еще раз подчеркнув, что движение готов отбить все атаки противников собора на Храм.
Облачения архиерея
Архиерей обличается по-особенному и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с особенностями облачения священнослужителя.
Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.
Архиерейское Богослужение 1
Архиерейское Богослужение
Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:
Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.
Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.
Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.
Подготовка к архиерейскому служению
При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.
1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.
2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» — певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма — с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.
3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.
4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.
5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.
Совершение Архиереем Всенощного бдения
1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.
2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!»[1].
3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.
4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.
Архиерейское Богослужение 2
Совершение Архиереем Божественной Литургии
Архиерейская встреча
Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.
После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.
По приезде архиерея:
Протодиакон: «Премудрость!»и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»
Хор: «Достойно есть…»(входное)[2].
В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов. Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.
Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).
Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.
Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся», и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»
После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.
Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате»(хоровое)
«Ис полла эти деспота» (3).
После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.
Хор: «На гору Сион…»(входное).
В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман — это происходит без всякого пения. Затем:
Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»
Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»
Диакон: «Господу помолимся. »
Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»[3]
Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.
После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:
Диакон: «Господу помолимся. »
Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»
Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:
Исполатчики: «Тон деспотин»(трио).
Хор: «Ис полла эти деспота» (3)(хоровое после трио).
В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:
Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил. »
Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.
1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).
Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе — пока кадит правую часть Иконостаса, третье — левую часть Иконостаса и чтевертую — пока кадит Хоры и молящихся.
Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.
2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:
Протодиакон: «Господи, спаси благочестивыя».
Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».
Хор: «Господи, спаси благочестивыя».
Протодиакон: «И услыши ны».
Духовенство: «И услыши ны».
Протодиакон: «И во веки веков».
Протодиакон: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор — когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.
По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.
3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем — «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:
Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).
Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).
Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).
Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»
Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).
Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).
Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).
Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).
Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).
И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.
4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).
5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).
6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».
7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»
8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.
9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).
[1] Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».
[2] В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.
[3] В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».
На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу — «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи — перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами — стихиры Пасхи.
Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении
Проскомидия
Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной — одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. По обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры.
Встреча
Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вóвремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм.
При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах — скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздýхом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг.
Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый — справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) — слева.
Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: “Премудрость” и читает: “Честнейшую Херувим…”, “Слава, и ныне”, “Господи, помилуй” (трижды), “Преосвященнейший Владыко, благослови”, “Аминь”, — сообразуясь с возгласами архиерея: “Пресвятая Богородице, спаси нас”, “Слава Тебе, Христе Боже…”, “Христос, истинный Бог наш…”.1 Певчие в это время поют: “Достойно…” протяжно, со сладкопением. В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на свое место. Иереи по старшинству целуют Крест и руку архиерея; после них — священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует Крест и полагает на блюдо. Священник, приняв Крест и поцеловав руку архиерея, становится на свое место и затем, поклонившись со всеми прочими на благословение архиерея, идет со Святым Крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает Святой Крест на престол. За священником с Крестом идет свещеносец, за ним — протодиакон, оборачиваясь для каждения идущего архиерея. За архиереем идут иереи попарно (старшие — впереди). Свещеносец становится на солее, у иконы Божией Матери, архиерей — на орлеце у амвона; сзади него — по два в ряд иереи, протодиакон — с правой стороны возле архиерея, предварительно отдав иподиакону трикирий с кадилом. Иподиакон со вторым диаконом уходят в алтарь.
Протодиакон: Благослови, Владыко.
Архиерей: Благословен Бог наш…
Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает читать: “Милосердия двери…”, архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: “Пречистому Твоему образу…”, “Милосердия сущи…” и храма. Затем, преклонив голову пред царскими вратами, читает молитву: “Господи, ниспосли руку Твою…” Протодиакон же, по обычаю, читает: “Боже, ослаби, остави…” Надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех предстоящих на три стороны при пении: “Тон дэспóтин кэ архиерéа имóн, Ки΄рие, фи΄латтэ (единожды), ис поллá э΄ти дэ΄спота” (трижды) (“Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета”) и идет на средину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться.
Облачение архиерея
Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздýхом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением.
Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило”. По благословении первый диакон говорит: “Господу помолимся”, протодиакон же читает:
“Да возрадуется душа твоя о Господе; облечé бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одéя тя, яко жениху возложи΄ ти венец и яко невесту украси΄ тя красотою”.
Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку, причем диакон каждый раз произносит “Господу помолимся”, а протодиакон — соответствующий стих. Певчие поют: “Да возрадуется…” или другие положенные песнопения.
Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию.
Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею. Протодиакон после возглашения диаконом “Господу помолимся” говорит велегласно евангельские слова: “Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь”. Певчие поют: “Тон дэспотин…” Архиерей осеняет на четыре страны (на восток, запад, юг и север) народ и отдает трикирий и дикирий иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза: “Ис полла…” Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего все поклоняются пред царскими вратами, а затем — архиерею. Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь.
Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью священник, совершавший проскомидию, северной — чтец и становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону — священник, по левую — чтец, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе “Ис полла…” священник возглашает: “Благословен Бог наш…”, чтец: “Аминь”; затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа “Молитвами святых отец наших…” священник говорит: “Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас”. Чтец же говорит: “Именем Господним, Владыко, благослови” вместо “Именем Господним благослови, отче”.
При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную икону, а сойдя с амвона, — архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца, снова взойдя на амвон, — оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды),молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.
При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон кадит правую сторону, второй — левую. Вместе же кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея.
“Егда же глаголются часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую” (Чиновник).
При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лаханью и полотенце (пономарь стоит между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам (обычно вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, вместе с вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и затем снова возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиеерем вполголоса читает молитву “Умыю в неповинных руце…”, а по умовении целует руку архиерея, иподиаконы и диакон тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь.
При окончании часов, на молитве “Иже на всякое время…”, иереи становятся в порядке старшинства около престола, совершают пред ним троекратное молитвенное поклонение, прикладываются к нему и, поклонившись друг другу, исходят из алтаря (северною и южною дверями) и становятся около кафедры в два ряда: среди них занимает соответствующее место по чину священник, произносивший возгласы на часах.
Свещеносец и жезлоносец становятся на свои места у царских врат: первый — с северной стороны, второй — с южной. Книгодержец становится около архиерея с левой стороны (по другой практике книгодержец выходит из алтаря при начале литургии, после возгласа “Благословено Царство…”). Протодиакон и оба диакона становятся в ряд впереди иереев. Все кланяются к алтарю, потом — архиерею. Архиерей с воздеянием рук читает положенные молитвы пред началом литургии. Священники и диаконы молятся с ним тайно. По молитвенном поклонении все делают поклон архиерею. После этого протодиакон говорит: “Время сотворити Господеви, Преосвященнейший Владыко, благослови”. Архиерей благословляет всех обеими руками со словами: “Благословен Бог…” и дает десницу первенствующему священнику. Получив благословение, священник входит в алтарь через южную дверь, целует престол и становится спереди его.
После первенствующего священника подходят к архиерею за благословением протодиакон с диаконами. Старший вполголоса произносит: “Аминь. Помолися о нас, Владыко святый”. Архиерей, благословляя, глаголет: “Да исправит Господь стопы ваша”. Протодиакон: “Помяни нас, Владыко святый”. Архиерей, благословляя обеими руками, произносит: “Да помянет вас…” Диаконы отвечают: “Аминь”, целуют руку архиерея, кланяются и отходят; протодиакон идет на солею и становится пред иконою Спасителя, а остальные диаконы становятся позади архиерея на нижней ступени кафедры.
По окончании часов иподиаконы отверзают царские врата. Первенствующий священник, стоя пред престолом, а протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует престол) и, обратившись к архиерею, кланяются, принимая его благословение.
Начало литургии
Протодиакон возглашает: “Благослови, Владыко”. Первенствующий священник возглашает: “Благословено Царство…”, подняв над святым антиминсом Святое Евангелие и делая им крест, затем целует Евангелие и престол, кланяется архиерею вместе с протодиаконом, сослужáщими иереями, иподиаконами и чтецом и становится с южной стороны престола.
Протодиакон произносит великую ектению.
В начале и конце великой ектении и на двух малых ектениях книгодержец раскрывает пред архиереем Чиновник для чтения молитв.
На прошении великой ектении “О избавитися нам…” диаконы выходят из-за кафедры и идут посередине между рядами священников на солею; первый становится против образа Божией Матери, а второй — возле протодиакона с правой стороны. Первенствующий священник произносит возглас у престола: “Яко подобает Тебе…” и кланяется в царских вратах архиерею. Одновременно с ним кланяются архиерею протодиакон с диаконами и второй священник. Протодиакон с солеи уходит на кафедру, становится позади, справа от архиерея; второй священник северной дверью входит в алтарь, целует престол, кланяется архиерею через царские врата и становится на свое место, против первенствующего священника.
После малой ектении, которую произносит первый диакон, второй священник произносит возглас: “Яко Твоя держава…” и кланяется архиерею. Одновременно с ним кланяются диакон и два иерея, стоящие у кафедры: последние уходят боковыми дверями в алтарь, целуют престол и кланяются через царские врата архиерею.
Аналогично уходят в алтарь оставшиеся клирики и иподиаконы после второй малой ектении и очередного возгласа “Яко Благ и Человеколюбец…”
Во время пения третьего антифона или Блаженн совершается малый вход.
Малый вход
Иподиаконы берут трикирий и дикирий, пономари — рипиды, диаконы — кадильницы; первенствующий священник, сотворив пред престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом архиерею, берет Евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за престолом, лицом на запад. В это время первенствующий и прочие иереи, совершив поясные поклоны, целуют престол, кланяются архиерею и идут за протодиаконом по одному. Все выходят из алтаря северною дверью в следующем порядке: свещеносец, посошник, два диакона с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием, рипидчики, протодиакон с Евангелием и иереи по старшинству. Придя к кафедре, иереи становятся по обе стороны от кафедры к алтарю. Свещеносец и посошник становятся на своих местах у царских врат. Протодиакон с Евангелием — ниже амвона, посредине, против архиерея; по сторонам Евангелия — рипидчики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре, диаконы и иподиаконы. Сделав один поклон, все берут общее благословение архиерея. Архиерей и иереи читают тайно молитву “Владыко Господи, Боже наш…”. Протодиакон вполголоса говорит: “Господу помолимся”. По прочтении архиереем молитвы (и по совершении, если есть, награждения и производства в высший чин) протодиакон, перекладывая Евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход”. Архиерей, благословляя, глаголет: “Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков”. Протодиакон произносит: “Аминь” и вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует Евангелие; протодиакон целует правую руку архиерея, придерживающую Евангелие при целовании, и отходит с Евангелием к рипидчикам. Иподиаконы же остаются на кафедре и передают архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая немного вверх Евангелие (по некоторой практике, творя им крест), возглашает: “Премудрость, прóсти” и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно “Приидите, поклони΄мся…” Диаконы кадят на Евангелие, затем на архиерея, когда он медленно совершает поклонение пред святым Евангелием и осеняет затем трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей.
Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север. В это время протодиакон в предшествии диаконов вносит святое Евангелие в алтарь через царские врата и полагает его на престоле; все остальные церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а священники остаются внизу солеи.
Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон, где осеняет при пении певчими “Спаси ны, Сыне Божий…” трикирием и дикирием народ на две стороны и идет в алтарь. У царских врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий и ставит его за престолом. Архиерей же, поцеловав иконы на столпах царских врат, престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить.
Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в царских вратах на своей стороне.
Архиерей при медленном пении священнослужителей “Спаси ны, Сыне Божий…”, в предшествии протодиакона с трикирием, кадит престол, жертвенник, горнее место, иереев на правой и левой сторонах, священно-церковнослужителей и исходит на солею. Свещеносец и посошник сходят с солеи и становятся ниже амвона против царских врат; исполлатчики тихо и сладкозвучно поют “Ис полла эти, дэспота”. Иереи целуют престол. Архиерей кадит царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол, иереев и протодиакона.
Свещеносец и посошник возвращаются на свои места. На клиросе поют “Ис полла…” протяжное, один раз, и затем тропари и кондаки по Уставу.
Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон — кадило (трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон кадило передает пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут на свои места.
Иподиаконы, имеющие хиротéсию, ставят трикирий и дикирий на престол, не имеющие хиротесии — на подставки за престолом. Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником для чтения молитвы “Боже Святый, Иже во святых почиваяй…”
По современной практике Русской Церкви так называемая похвала по входе с возношением имен Предстоятелей Церквей бывает только при патриаршем служении.
После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго”; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит: “Господу помолимся”. Певцы: “Господи, помилуй”. Архиерей произносит свой первый возглас: “Яко свят еси Боже наш… ныне и присно”. Протодиакон, показуя орарем на икону Спасителя, возглашает: “Господи, спаси благочестивыя”. Хор повторяет эти слова. Протодиакон: “И услыши ны”. Хор повторяет. Протодиакон, поворачиваясь вправо, от иконы Спасителя к иконе Богоматери и далее к престолу, наводит орарем и возгласно произносит, доканчивая возглас архиерея: “И во веки веков”. Певчие поют: “Аминь” и затем “Святый Боже…” Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею; в алтаре все поют “Святый Боже…” Архиерей творит дикирием крест над Евангелием.
Второй иерей, взяв напрестольный Крест за верхний и нижний концы и обратив передней стороной, на которой находятся священные изображения, к престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея.
Перед амвоном против царских врат становятся свещеносец и посошник.
Архиерей, имея в левой руке Крест, в правой — дикирий, при пении певчими речитативом: “Святый Боже…”, выходит на амвон и произносит: “Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя”.
По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет на запад, исполлатчики поют: “Святый Боже”, на юг — “Святый Крепкий”, на север — “Святый Безсмертный, помилуй нас”.
Архиерей входит в алтарь. Певчие на клиросе поют: “Святый Боже…” Свещеносец и посошник становятся на свои места. Архиерей, отдав Крест (Крест принимает второй иерей и полагает его на престоле) и поцеловав престол, идет на горнее место.
При отхождении архиерея к горнему месту все сослужáщие обычным порядком прикладываются к престолу и, отходя затем к горнему месту, становятся за престолом по чину.
Архиерей, обходя престол с правой стороны и благословив дикирием горнее место, отдает дикирий иподиакону, который поставляет его на место. Протодиакон, стоя у горнего места слева от престола, читает тропарь: “Троицы явление во Иордане бысть, Само бо Пребожественное естество Отец возгласи: Сей крещаемый Сын Возлюбленный Мой; Дух же прииде к Подобному, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки” и подает трикирий архиерею, который осеняет трикирием с горнего места прямо, налево и направо при пении всех сослужáщих: “Святый Боже…” После сего певчие заканчивают Трисвятое, начиная со “Слава, и ныне”.
Чтение Апостола и Евангелия
Протодиакон, приняв от архиерея трикирий, передает его иподиакону, и тот ставит его на место. Первый диакон подходит к архиерею с Апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку архиерея и идет по левой стороне от престола через царские врата на амвон для чтения Апостола. В это время протодиакон подносит архиерею открытую кадильницу с горящими углями, а один из иподиаконов (с правой стороны архиерея) — сосуд с ладаном.
Протодиакон: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило”; архиерей, влагая ложечкой ладан в кадило, произносит молитву: “Кадило Тебе приносим…”
Первый диакон (чтец Апостола): И духови твоему.
Чтец Апостола произносит прокимен и прочее, по обычаю. По возгласе архиерея “Мир всем” иподиаконы снимают омофор с архиерея и полагают его на руку второму диакону (или иподиакону), который, поцеловав благословляющую руку архиерея, отходит и становится с правой стороны престола. Первый диакон читает Апостол. Протодиакон кадит, по обычаю. (Некоторые соблюдают обычай кадить на аллилуиарии.)
При начале чтения Апостола архиерей садится на седалище горнего места, и по знаку его священники садятся на приготовленные для них седалища. Когда протодиакон кадит архиерея первый раз, архиерей и священники встают и отвечают на каждение: архиерей — благословением, священники — поклоном. Во время второго каждения ни архиерей, ни священники не встают.
По окончании чтения Апостола все встают. Пономари, взяв рипиды, иподиаконы — дикирий и трикирий, исходят на амвон, где становятся по правую и левую стороны приготовленного для чтения Евангелия аналоя. Аллилуиарии поются по обычаю. Архиерей и все священники читают тайно молитву “Возсия΄й в сердцах наших…” Первенствующий иерей и протодиакон кланяются архиерею и, получив благословение, отходят к престолу. Первенствующий берет Евангелие и отдает протодиакону. Протодиакон, поцеловав престол и приняв Евангелие, подносит его архиерею, который целует Евангелие, а он — руку архиерея, и идет через царские врата к аналою, предшествуемый диаконом с омофором. Когда диакон с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в алтарь (если диакон — через царские врата) и становится по левую сторону престола, а диакон с омофором — на прежнее место. По обе стороны протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики, подняв рипиды над Евангелием. Протодиакон, поставив святое Евангелие на аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и возглашает: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, благовестителя…”
Архиерей: Бог, молитвами…
Протодиакон глаголет: Аминь; и, положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие.
Второй диакон: Премудрость, прóсти…
Певчие: И духови твоему.
Протодиакон: От (имя рек) святаго Евангелиа чтение.
Певчие: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Первый диакон: Вонмем.
Протодиакон внятно читает Евангелие.
Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей — в митре.
По прочтении Евангелия хор поет: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе”. Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе: “Ис полла…” Протодиакон отдает Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола.
Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места.
Ектении
Сугубую ектению произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение “Помилуй нас, Боже…”, все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения “… и о Господине нашем Преосвященнейшем…” стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: “Господи, помилуй”, молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места. В это же время два старших иерея помогают архиерею раскрыть антиминс с трех сторон. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас “Яко милостив…” (Обычно архиерей сам распределяет возгласы служáщим иереям.)
Если бывает приношение о усопших, то протодиакон берет кадило и, испросив благословение у архиерея, исходит через царские врата и произносит заупокойную ектению, возглас после которой говорит архиерей. Если же заупокойной ектении не бывает, то диакон, поклонившись архиерею, исходит через северные двери на солею и произносит ектению об оглашенных. При прошении “Открыет им Евангелие правды” третий и четвертый священники открывают верхнюю часть антиминса, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Во время возгласа первого иерея “Да и ти΄и с нами славят…” архиерей творит крест губкою над антиминсом, целует ее и полагает вверху на правой стороне антиминса.
Протодиакон и первый диакон становятся в царских вратах; протодиакон говорит: “Елицы оглашении, изыди΄те”; второй диакон: “Оглашении, изыдите”; первый диакон: “Елицы оглашении, изыдите”. Второй диакон продолжает ектению один: “Да никто от оглашенных, елицы вернии…” и прочее.
Архиерей и священники читают тайно положенные молитвы.
Первый диакон берет кадило и, испросив благословение у архиерея, кадит престол, жертвенник, горнее место, алтарь, архиерея трижды по трижды, всех сослужáщих, престол — спереди, архиерея — трижды, отдает пономарю кадило, оба молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят. В это время второй диакон говорит ектению: “Паки и паки…” Возглас “Яко да под державою Твоею…” произносит архиерей.
Великий вход
Окончив ектению, диакон идет в алтарь, молится к востоку и кланяется архиерею. Один из младших священников левого ряда отходит к жертвеннику, снимает воздýх с сосудов и полагает его на правом углу жертвенника; снимает с дискоса покров и звездицу и отлагает в сторону; перед дискосом полагает просфоры на блюдо и малое копие.
Иподиаконы с сосудом и водою и лаханью и пономарь с полотенцем на плечах выходят к царским вратам для умовения рук архиерея.
Архиерей, прочитав молитву “Никтоже достоин…” (во время этой молитвы иереи снимают свои митры, камилавки, скуфии; архиереи же в митре), идет к царским вратам, произносит молитву над водой, благословляет воду и умывает руки. После умовения иподиаконы и пономарь целуют руку архиерея и вместе со свещеносцем и посошником идут в алтарь. Архиерей становится пред престолом, протодиакон и диакон возлагают на него малый омофор, архиерей молится (три поклона) и с воздеянием рук читает трижды “Иже Херувимы…” Протодиакон снимает с архиерея митру и полагает ее на блюдо поверх лежащего на нем большого омофора. Архиерей, поцеловав святой антиминс и престол и благословив сослужáщих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону и возлагает на левое его плечо воздýх.
Диакон отходит от архиерея, кадит царские врата, местные иконы, клиросы и народ.
После архиерея иереи подходят попарно к престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и престол, делают еще один поклон, затем кланяются друг другу со словами: “Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем…” и отходят к жертвеннику. Архиерей в это время творит поминовение на просфорах у жертвенника. Иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы подходят к архиерею с правой стороны, говоря: “Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имя рек)”, и целует его в правое плечо; то же самое делает диакон, совершавший каждение.
Помянув о здравии, архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших.
По окончании архиерейской проскомидии иподиаконы снимают с архиерея омофор. Один из иереев подает архиерею звездицу, которую, облагоухав фимиамом, архиерей ставит на дискос, затем иерей подает покровец, которым покрывается дискос. Протодиакон, став на правое колено, говорит: “Возми, Преосвященнейший Владыко”.
Архиерей берет обеими руками дискос, целует его, дает целовать дискос и руку свою протодиакону и, поставляя при челе протодиакона дискос (протодиакон приемлет его обеими руками), произносит: “В мире возмите руки ваша во святая…” Протодиакон отходит. К архиерею подходит первый иерей и, принимая от архиерея святой потир, целует его и руку архиерея, говоря: “Архиерейство твое да помянет господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков”. Второй священник подходит, держа в наклонном положении Крест (верхний конец вправо) обеими руками и произнося “Архиерейство твое да помянет…”, целует руку архиерея, который полагает ее на рукоятку Креста, и целует Крест. Остальные иереи, говоря те же слова и целуя руку архиерея, принимают от него священные предметы жертвенника — лжицу, копие и проч.
Совершается великий вход. Впереди идут через северные двери диакон с митрой и омофором на блюде, свещеносец, посошник, диакон с кадилом, иподиаконы с дикирием и трикирием, пономари с рипидами (обычно один впереди дискоса, другой — позади потира), протодиакон и иереи по старшинству.
Свещеносец и посошник становятся пред солеёй. Диакон с митрой идет чрез царские врата в алтарь и останавливается у левого переднего угла престола. Рипидчики и иподиаконы становятся по сторонам орлеца, постланного на солее; протодиакон — пред орлецом, став на одно колено, диакон с кадилом — у царских врат с правой руки от архиерея, иереи — в два ряда, обратившись на север и юг, старшие — к царским вратам.
Архиерей отходит от жертвенника, подходит к диакону с митрой, целует митру, полагая руку на митру. Диакон говорит: “Архиерейство твое…” и целует руку архиерея, и затем полагает митру и омофор на место. Архиерей исходит в царские врата, берет кадило у диакона и кадит Дары. Протодиакон говорит тихо: “Архиерейство твое…”, архиерей берет дискос, совершает поминовение по чину и уносит дискос на престол. Первенствующий иерей становится пред орлецом и тихо говорит шествующему из алтаря архиерею: “Архиерейство твое…” Архиерей кадит чашу, берет ее. Первый диакон, приняв от архиерея кадило, отходит к правой стороне престола; первенствующий иерей, поцеловав руку архиерея, становится на свое место. Архиерей совершает поминовение по чину и уносит чашу на престол; за архиерем в алтарь входят иереи. Читая положенные тропари, архиерей, сняв покровцы, воздýхом покрывает дискос и чашу, затем надевает митру и после каждения Даров говорит: “Братие и сослужителие, помолитеся о мне”. Ему отвечают: “Дух Святый нáйдет на тя, и сила Вышняго осени΄т тя”. Протодиакон и сослужáщие: “Помолися о нас, Владыко святый”. Архиерей: “Да исправит Господь стопы ваша”. Протодиакон и прочие: “Помяни нас, Владыко святый”. Архиерей, благословляя протодиакона и диаконов: “Да помянет вас Господь Бог…” Протодиакон: “Аминь”.
После благословения первый диакон, став у восточного правого угла престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдает кадило пономарю, оба молятся к востоку, кланяются архиерею, и диакон выходит из алтаря произносить ектению. Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Певчие поют: “Ис полла…” Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются. Посошник и свещеносец становятся на свои места у царских врат.
Первый диакон произносит ектению: “Исполним молитву нашу Господеви”. Во время ектении архиерей и иереи читают тайно молитву “Господи Боже, Вседержителю…” Возглас: “Щедротами Единороднаго Сына Твоего…” произносит архиерей. После ектении, когда диакон говорит: “Возлюбим друг друга”, все делают три поясных поклона, говоря тайно: “Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое”. Протодиакон снимает митру с архиерея; архиерей целует дискос, говоря: “Святый Боже”, чашу: “Святый Крепкий” и престол: “Святый Безсмертный, помилуй нас”, становится возле престола с правой стороны на орлеце. Также целуют дискос, потир и престол все священники и подходят к архиерею. На его приветствие “Христос посреде нас” они отвечают: “И есть, и будет” и целуют архиерея в правое плечо, в левое плечо и руку и, облобызавшись таким же образом между собой (иногда, при большом количестве сослужащих, целуют друг у друга только руку), становятся около престола на свои места. (Слова “Христос посреде нас” всегда говорит старший.)
После того, как диакон возгласит “Двери, двери, премудростию вонмем” и начнется пение “Верую…”, иереи берут воздýх за края и веют им над Дарами и над преклоненною главою архиерея, вместе с ним про себя читая “Верую…” По прочтении Символа веры архиерей целует крест на воздýхе, иерей уносит воздýх на жертвенник, протодиакон надевает митру на архиерея. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, берут трикирий и дикирий и подают архиерею, целуя его руку.
Освящение Даров
Диакон возглашает на солее: “Станем добре…” и входит в алтарь. Певчие поют: “Милость мира…” Архиерей выходит на амвон с трикирием и дикирием и, обратившись лицом к народу, возглашает: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”
Певчие: И со духом твоим.
Архиерей (осеняя южную сторону): Горé имеим сердцá.
Певчие: Имамы ко Господу.
Архиерей (осеняя северную сторону): Благодарим Господа.
Певчие: Достойно и праведно…
Архиерей возвращается в алтарь, иподиаконы принимают от него трикирий и дикирий и ставят их на место. Архиерей и иереи читают молитву “Достойно и праведно Тя пети…”
Первый диакон, поцеловав престол и поклонившись архиерею, берет тремя перстами с орарем звездицу и при возглашении архиереем “Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще” касается ею дискоса сверху с четырех сторон, крестообразно, целует звездицу, складывает ее, полагает на левой стороне престола выше Креста и вместе с протодиаконом, поцеловав престол, кланяется архиерею.
На клиросе поют: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…” Архиерей и иереи читают молитву “С сими и мы блаженными силами…” По окончании молитвы протодиакон снимает с архиерея митру.
Протодиакон правою рукою с орарем указует на дискос, когда архиерей, также указуя рукою на дискос, произносит: “Приимите, ядите…” и на чашу, когда архиерей возглашает: “Пийте от нея вси…” При возглашении “Твоя от Твоих…” протодиакон правою рукою с орарем берет дискос, а левою, ниже правой, — потир и приподнимает их вверх над антиминсом. Певчие поют: “Тебе поем…”, архиерей и иереи читают положенные тайные молитвы.
Архиерей с воздеянием рук вполголоса молится: “Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…” (священники — тайно), трижды, каждый раз с поклоном. Протодиакон, а с ним тайно и все диаконы произносят стихи: “Сердце чисто…” (после чтения “Господи, Иже Пресвятаго…” в первый раз) и “Не отвержи мене…” (после второго чтения “Господи, Иже Пресвятаго…”).
После третьего чтения архиереем “Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…” протодиакон, указуя орарем на дискос, произносит: “Благослови, Владыко, Святый Хлеб”. Архиерей глаголет тихо (священники — тайно): “И сотвори убо Хлеб сей…” и благословляет хлеб (только Агнец) правою рукою. Протодиакон: “Аминь”; указуя на потир, произносит: “Благослови, Владыко, Святую Чашу”. Архиерей тихо глаголет: “А еже в Чаши сей…” (священники — тайно) и благословляет потир. Протодиакон: “Аминь”; указуя на дискос и потир, глаголет: “Благослови, Владыко, обоя΄”. Архиерей (священники — тайно) глаголет: “Преложив Духом Твоим Святым” и благословляет дискос и потир вместе. Протодиакон: “Аминь”, трижды. Все находящиеся в алтаре совершают земной поклон. Затем протодиакон, обратившись к архиерею, произносит: “Помяни нас, Владыко святый”; все диаконы подходят к архиерею и преклоняют главы, держа орари тремя перстами правой руки. Архиерей благословляет их обеими руками, говоря: “Да помянет вас Господь Бог…” Протодиакон и все диаконы отвечают: “Аминь” и отходят.
Архиерей и иереи читают молитву “Якоже быти причащающимся…”
По окончании молитвы и пения на клиросе: “Тебе поем…” протодиакон возлагает на архиерея митру, диакон подает кадило, и архиерей, кадя, возглашает: “Изрядно о Пресвятей…” Затем архиерей отдает кадильницу диакону, который кадит престол, горнее место, архиерея трижды по трижды, священников и опять престол от архиерея, совершает поклон архиерею и отходит. Архиерей и иерей читают молитву “О святем Иоанне пророце…” Певчие поют “Достойно есть…” или задостойник дня.
При окончании пения “Достойно есть…” протодиакон целует престол, руку архиерея, становится лицом на запад в царских вратах и, наводя правою рукой с орарем, возглашает: “И всех и вся”. Певчие: “И всех и вся”.
Архиерей: “В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего…”
Первенствующий священник: “Помяни, Господи, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа; егоже епархия), егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цéла, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины” и подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку. Архиерей, благословляя его, глаголет: “Священство (протоиерейство и проч.) твое…”
Протодиакон, стоя в царских вратах и обратясь лицом к народу, велегласно глаголет: “Господина нашего, Преосвященнейшаго (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа; егоже епархия; или: Преосвященных по именам и с титулами, если совершают литургию несколько архиереев), приносящаго (или: приносящих) (поворачивается и входит в алтарь) Святыя Дары сия΄ (указует на дискос и чашу) Господеви Богу нашему (подходит к горнему месту, крестится, делает поклон и, поклонившись архиерею, идет и становится в царских вратах); о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о всем священничестем и иночестем чине, о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служáщих, о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных, о спасении людей предстоящих и ихже кийждо в помышлении имать и о всех и за вся” (идет к горнему месту, крестится, делает один поклон, затем идет к архиерею, целует руку его, говоря: “Ис полла эти дэспота”, архиерей же благословляет его).
Певчие: И о всех и за вся.
На возгласе архиерея “И даждь нам единеми усты…” все в алтаре ему кланяются в ответ на его благословение, второй диакон исходит на амвон через северные двери и после благословения архиереем народа с солеи при возглашении “И да будут милости…” говорит ектению “Вся святыя помянувше…”
Есть обычай, что, когда архиерей прочитает молитву “Тебе предлагаем живот наш весь…”, с правой стороны к престолу подходит в фелони священник-проповедник, целует престол (первенствующий иерей подает архиерею Крест с престола), Крест и руку благословляющего его архиерея, кланяется ему и отходит. Первенствующий принимает от архиерея Крест и, поцеловав его руку, полагает Крест на престол.
После ектении архиерей возглашает: “И сподоби нас, Владыко…” Народ поет: “Отче наш…” Архиерей: “Яко Твое есть Царство…” Певчие: “Аминь”. Архиерей благословляет народ руками, глаголя: “Мир всем”.
Певчие: И духови твоему.
Диакон (на солее): Главы ваша Господеви приклоните.
Певчие: Тебе, Господи.
Архиерей и священники, приклонив главы, тайно читают молитву “Благодарим Тя…” Диаконы препоясуются орарями крестовидно. Архиерей произносит возглас: “Благодатию и щедротами…”
Лик: “Аминь”. Архиерей и священники тайно читают молитву “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш…”
После молитвы протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на архиерея малый омофор, затворяют царские врата и закрывают их завесою. Диакон на амвоне возглашает: “Вонмем!” и входит в алтарь.
Свещеносец ставит свечу против царских врат и с посошником также входит в алтарь.
Архиерей, сотворив три поклона с сослужáщими, возглашает: “Святая святым”. Певчие поют: “Един Свят…”
Причащение
Протодиакон (стоя справа от архиерея: “Раздроби, Владыко, Святый Агнец”.
Архиерей: “Раздробляется и разделяется Агнец Божий…”
Протодиакон, указуя орарем на потир: “Исполни, Владыко, святый потир”. Архиерей опускает часть “Иисус” в потир, произнося: “Исполнение Духа Святаго”. Протодиакон отвечает: “Аминь” и, поднося теплоту, говорит: “Благослови, Владыко, теплоту”. Архиерей благословляет теплоту, глаголя: “Благословена теплота святых Твоих…”
Протодиакон: “Аминь”; вливая теплоту в потир крестовидно, говорит: “Теплота веры, исполнь Духа Святаго, аминь”.
Архиерей раздробляет часть “Христос” по числу причащающихся священнослужителей. Протодиакон и диаконы становятся в это время между горним местом и престолом, целуют друг друга в правое плечо; есть обычай, что старший при этом произносит “Христос посреде нас”, а младшие отвечают: “И есть, и будет”. Архиерей, обращаясь ко всем, говорит: “Простите ми…” Сослужáщие, кланяясь архиерею, отвечают: “Прости и нас, Преосвященнейший Владыко, и благослови”. Архиерей, благословив всех и поклонившись перед престолом со словами “Се, прихожду…”, берет частицу Святого Тела Господня, читает вместе со священнослужителями “Верую, Господи, и исповедую…” и причащается Святого Тела, а затем и Крови Господней.
При причащении архиерея от чаши протодиакон обычно говорит: “Аминь, аминь, аминь. Ис полла эти дэспота”, а затем, обращаясь к иереям и диаконам, возглашает: “Архимандрити, протоиерее… иерее и диакони, приступи΄те”. Все подходят к архиерею с северной стороны престола со словами: “Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему…” и причащаются Святых Тела и Крови Господних по обычаю.
Священники, когда приимут Тело Господне, переходят около престола через горнее место на правую сторону, где над престолом причащаются Святого Тела. Диаконы обычно причащаются на левой стороне престола. Святой Крови Господней священников причащает архиерей на правой стороне престола, а диаконов — обычно первый из иереев.
Один из священников раздробляет части HИ и КА и опускает в потир для причащения мирян.
Архиерей становится в алтаре на правой стороне от престола, читает молитву “Благодарим Тя, Владыко…”, принимает просфору, вкушает антидор и теплоту, омывает уста и руки и читает благодарственные молитвы. Подающий теплоту должен на блюде поставить ковшец так, чтобы удобно его было взять архиерею, именно: просфору полагает направо (от себя) и поверх просфоры полагает антидор, а ковшец ставит налево, налево же должна быть обращена и ручка ковша.
Когда архиерей прочитает благодарственные молитвы, все подходят к нему под благословение.
По окончании проповеди или пения на клиросе свещеносец и посошник становятся на свои места, иподиаконы с дикирием и трикирием выходят на амвон. Царские врата открываются, и архиерей, надев митру, дает потир протодиакону, который, поцеловав руку архиерея, становится в Царских вратах и возглашает: “Со страхом Божиим и верою приступи΄те”. Певчие: “Благословен Грядый во имя Господне…”
Если есть причастники, то архиерей, взяв потир, на краю амвона причащает их при пении: “Тело Христово приимите…”
После причащения архиерей ставит святую чашу на престол, выходит на солею, принимает от иподиаконов трикирий и дикирий и благословляет народ со словами: “Спаси, Боже, люди Твоя…” Певчие: “Ис полла…”, “Видехом свет истинный…” Кто-либо из священнослужителей в это время опускает частицы с дискоса в потир, читая тайно положенные молитвы.
Архиерей, став у престола, берет у диакона кадило и кадит Святые Дары, произнося тихо: “Вознеси΄ся на небесá, Боже, и по всей земли слава Твоя”, отдает кадило диакону, дискос — протодиакону, который, в предшествии кадящего диакона, переносит дискос на жертвенник. Архиерей берет чашу со словами: “Благословен Бог наш” (тихо). Первенствующий иерей, целуя руку архиерея, принимает от него чашу обеими руками, идет к царским вратам, где возглашает, подняв мало потир: “Всегда, ныне и присно и во веки веков…”, а затем идет к жертвеннику; диакон кадит на чашу. Певчие: “Аминь. Да исполнятся уста наша…”
По поставлении чаши на жертвеннике первый иерей кадит Святые Дары, и возжигается свеча пред Святыми Дарами.
Окончание литургии
Протодиакон, помолившись к востоку и поклонившись архиерею, исходит из алтаря северною дверью и говорит ектению “Прóсти, приимше…” (если есть ставленник-диакон, то ектению произносит он). Во время ектении архиерей со священниками складывает антиминс, первый иерей подает архиерею Евангелие (иногда второй иерей подает малое, молебное Евангелие), которым при произнесении возгласа “Яко Ты еси освящение наше…” архиерей знаменует антиминс, а затем, поцеловав Евангелие, полагает его на антиминс.
Архиерей: С миром изыдем.
Певчие: О имени Господни.
Младший священник (если есть, то ставленник) целует престол и, поклонившись на благословение архиерея, исходит царскими вратами и становится на середине, ниже амвона.
Протодиакон (или диакон-ставленник): Господу помолимся.
Певчие: Господи, помилуй.
Священник читает заамвонную молитву “Благословляяй благословящия Тя, Господи…” Протодиакон или диакон-ставленник во время молитвы стоит пред иконой Спасителя, воздев правую руку с орарем.
Диакон, помолившись к востоку, становится с левой стороны престола, складывает на краю престола крестообразно руки и полагает на них главу. Архиерей благословляет его над главою и читает над ним молитву “Исполнение закона и пророков…” Диакон крестится, целует престол и, поклонившись архиерею, отходит к жертвеннику потреблять Святые Дары.
Протодиакон при конце заамвонной молитвы входит в алтарь южною дверью к горнему месту, крестится и делает поклон; священник, прочитав заамвонную молитву, через царские врата идет в алтарь, целует престол, становится на место и вместе с протодиаконом кланяется архиерею.
Певчие: Буди имя Господне…
Архиерей, благословляя народ в царских вратах обеими руками, говорит: Благословение Господне на вас…
Архиерей (обратясь к востоку): Слава Тебе, Христе Боже…
Певчие: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Владыко, благослови.
Архиерей лицом к народу произносит отпýст, держа в руках трикирий и дикирий, и, крестообразно осенив ими молящихся, входит в алтарь, целует престол и совлачается от священных одежд (пред престолом или справа от него).
Певчие: Ис полла… и многолетствование: Великаго Господина…
Иереи, поцеловав престол и поклонившись архиерею, совлачаются также от священных одежд.
Иподиаконы, поставив трикирий и дикирий на места, снимают с архиерея священные одежды и полагают их на блюдо. Протодиакон читает положенные при этом молитвы (“Ныне отпущаеши…”, тропари и проч., отпýст малый). Архиерей надевает рясу, возлагает на себя панагию, надевает мантию и клобук, принимает четки. По малом отпýсте архиерей благословляет общим благословением всех присутствующих в алтаре и исходит в царские врата на солею. Посошник подает ему жезл, архиерей молится, обращаясь к иконам Спасителя и Божией Матери. Певчие поют: “Тон дэспотин…” Архиерей благословляет народ общим благословением с амвона, затем с амвона или с кафедры благословляет в отдельности каждого из народа.
После благословения архиерей идет к западным дверям, становится на орлец, отдает жезл посошнику, иподиаконы снимают с него мантию.
О звоне. Звон к литургии в большой колокол начинается в положенное время. При приближении архиерея к храму бывает звон “во вся” (трезвон); когда архиерей войдет в храм, звон “во вся” прекращается и продолжается в один колокол до начала облачения архиерея.
В начале 6‑го часа — звон “во вся”; если же есть посвящение в стихарь или во иподиакона, звон начинается по прочтении архиереем молитв.
Во время пения “Верую…” — в один колокол, к “Достойно…” — 12 ударов.
Во время причащения мирян — звон к молебну.
При выходе архиерея из храма — звон “во вся”.
Об орлецах
Орлец постилается под ноги архиерея так, чтобы голова орла была обращена в ту сторону, в которую станет лицом архиерей. В алтаре орлецы постилают иподиаконы, на солее и в других местах храма — посошник.
До прибытия архиерея в храм посошник полагает орлецы на солее пред царскими вратами, пред иконами Спасителя и Божией Матери, храмовою или праздничною, пред амвоном и у входа в храм из притвора, где будет встреча архиерея. Когда по встрече архиерей проходит к амвону, посошник берет орлец у входа и постилает его на облачальном месте; когда архиерей восходит на солею, посошник берет орлец с того места, где стоял архиерей, и постилает на край амвона головой на запад. С солеи и амвона орлецы убирает свещеносец, когда архиерей уходит на облачальное место (кафедру). Пред малым входом иподиаконы постилают орлецы в алтаре кругом престола и на половине расстояния между жертвенником и престолом. Во время малого входа посошник постилает орлец на край амвона (головой орла на запад), другой — на средине между царскими вратами и амвоном (на восток) и убирает их после молитвы архиерея “Призри с небесе, Боже…” По окаждении архиереем алтаря иподиаконы убирают орлецы, оставляя два или три орлеца пред престолом и один постилая на горнем месте. Во время чтения Евангелия постилается орлец на солее впереди аналоя. Перед пением Херувимской песни полагаются орлецы в царских вратах пред жертвенником и против левого переднего угла престола (если будет хиротония во пресвитера; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры этот орлец убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола). При пении Херувимской песни орлец в царских вратах перестилается на шаг или два к западу для принятия Святых Даров и затем на осенение. При словах “Возлюбим друг друга…” полагается орлец у правого переднего угла престола, и пока архиерей стоит на этом орлеце, убирается орлец пред престолом. По окончании пения “Верую…” постилается орлец на конец амвона; на возглашение “И да будут милости…” — в царских вратах; по пении “Отче наш…” — там же. (По возгласе “И да будут милости…” полагается орлец у левого переднего угла престола, если будет хиротония во диакона; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры он убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола.) Пред причащением народа полагается орлец там, где будет архиерей причащать. По заамвонной молитве постилаются орлецы пред царскими вратами (на отпýст литургии и на моление архиерея по выходе из алтаря после снятия одежд), на краю амвона — для общего благословения; на западной нижней ступени кафедры (обычно тоже на краю амвона) — для благословения людей; у выхода из храма — где будет архиерей снимать мантию.
Примечание:
1 Эти возгласы служат завершением молитв на вход в храм, которые начинает архиерей обычно при приближении к храму, читая тайно “Благословен Бог наш…”, тропарь храма и проч.