Архиерейская служба что это
Архиерейская литургия
Литургия, во время которой Божественную службу совершает Архиерей (Епископ), называется архиерейской. Она имеет некоторые отличия от литургии, которую совершает священник.
Особенности архиерейской литургии
Во время чтения девятого часа епископ выходит из алтаря на кафедру — небольшое возвышение среди храма. По пути к кафедре он двумя перстами ограждает молящихся, и они кланяются ему в землю (без крестного знамения).
Малый вход на архиерейской Литургии совершается более торжественно: священнослужители выходят из алтаря и спускаются с амвона к кафедре. Затем вместе с епископом торжественной процессией поднимаются на амвон. Священнослужители заходят в алтарь, а епископ остается на амвоне и осеняет дики́рием и трики́рием (подсвечники с двумя и тремя свечами) поочередно правый и левый клирос, затем — всех молящихся в храме. Те, кого он осеняет, кланяются в землю без крестного знамения.
Молящиеся кланяются
Перед Апостолом, в то время, как хор и духовенство в алтаре поочередно поют «Святыи Боже» и во время евхаристического канона на возгласе «Милость, мир», епископ также выходит на амвон и осеняет дикирием и трикирием поочередно правый и левый крылос, затем молящихся. Они кланяются в землю без крестного знамения.
Архиепископ осеняет молящихся дикирием и трикирием
После чтения Евангелия, пения Херувимской, возгласа «Спаси, Боже, люди своя» (в конце литургии, после причащения верующих), после исходных поклонов хор поет «Испола эти, деспота» («Много лет ти, Владыко» — с греческого). Епископ осеняет молящихся дикирием и трикирием, все совершают земной поклон без крестного знамения.
Комментариев пока нет
Отменить ответ
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Архиерейская служба в храме
Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.
Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.
Чем архиерейская служба отличается от обычной
Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.
Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.
Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.
Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.
Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.
Переоблачение
Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.
Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.
В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.
Орлецы
Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.
На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.
Особенные свечи
Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.
Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.
Омовение рук
Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.
В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.
Место для сидения
Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.
С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.
Чтение Символа Веры
Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.
Омофор
Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.
Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.
Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.
Специальные опахала
Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.
Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.
Полнота богослужения
Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:
Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.
Архиерейская служба
Новообращенные, да и некоторые верующие, удивляются, когда служба в храме удлиняется, а хор поёт громче, чем обычно. При этом данному событию даются самые разные объяснения, иногда весьма далёкие от православия.
Следующий же человек не увидит в такой службе ничего необычного, ведь это архиерейское богослужение. Оно исполнено особого смысла и отличается красотой, ведь архиерей во время неё символизирует Иисуса Христа, находящегося среди Своих учеников.
Епископ — глава церковной области и первый священник в ней
Архиерейское богослужение в византийском обряде — это богослужение, которое совершает архиерей, то есть лицо в епископском сане. Согласно апостольскому устройству Христианской Церкви епископ признаётся главой своей церковной области.
Свои полномочия епископы получили от апостолов, которые избрали их для служения в определённом городе или провинции. О епископском служении говорил апостол Павел (Деяния 20:28).
Святой говорил в своих речах о епископском служении и о том, что епископы — это блюстители и пастыри Церкви.
Слово «епископ», в переводе с греческого, означает «надзирающий». В определённой церковной области он глава христианской общины и символизирует Христа — Главу всей Церкви. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении:
«Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога».
Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении. Свои полномочия епископы получили от святых апостолов.
Именно поэтому в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии. Викарные епископы и священники совершают службы только по дозволению епархиального архиерея.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — главный Архиерей в Русской Православной Церкви. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии.
Древний чин православного богослужения говорит о том, что епископ возглавляет собрание священнослужителей при совершении таинств Евхаристии и Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. При этом по современным понятиям архиерейская служба может проводиться по любым другим поводам.
Только епископ обладает полнотой апостольского дара
Каждому священнику вверено совершения Таинства Евхаристии и других служб в своём приходе, при этом полнотой апостольского дара он не обладает. Этот дар в полноте своей почивает на епископе, именно поэтому некоторые священнодействия совершаются только епископом.
Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круг сильно меняется во время даже простого присутствия архиерея в храме.
Епископ Уваровский Игнатий. Только Епископ обладает всей полнотой апостольского дара
В Православной Церкви принят византийский обряд. Согласно ему только епископ может совершить следующие священнодействия:
Все они проводятся с обязательным участием архиерея. Особенности архиерейского служения литургии требует участия в нём почти всего клира того храма, в котором проводится богослужение: протодиакона, пресвитеров и диаконов, иподиаконов.
Они исполняют во время литургии различные обязанности, указанные в Большом Требнике. Необходимо помнить, что архиерей не может совершать таинство венчания в том случае, если он монах.
Облачения архиерея указывают на всю полноту почивающей на нём благодати Божией
Для того чтобы указать на то полноту почивающей на нём благодати, архиерей облачается особенным образом. В православии главный знак отличия епископа от пресвитеров — омофор.
До XI — XII века это единственный знак отличия архиереев. Надевался он поверх полного священнического облачения. Начиная с XVIII века архирейское облачение в православной традиции насчитывает 11 предметов.
Схема: архиерейское облачение. В настоящее время полное облачение архиерей насчитывает 11 предметов
Начиная с XVIII века, полный комплект архиерейских облачений в православной традиции стал следующий:
Архиерейское богослужение в православии проводится с архиерейского амвона, то есть возвышение в центре храма. На нём архиерей стоит тогда, когда находится во время чтения Евангелия находиться в храме, а не в алтаре.
Для Византии возведение амвонов — это традиция. С них читали Священное Писание, произносили екетинии, пели важнейшие песнопения. Во время богослужения архиерей сидит на кресле. Оно устанавливается в горнем месте. Горнее место находится у восточной стены алтаря.
Архиерейское богослужение в РПЦ регламентируется Чиновником архиерейского священнослужения
Последование архиерейского богослужения в РПЦ установлено Чиновником архиерейского священослужения. В нём указанно, что при богослужении, совершаемым епископом, употребляются особые предметы — особые подсвечники дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох). Насчитывают 10 этапов архиерейского богослужения.
Богослужение во главе с епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном в Храме святого страстотерпца царя Николая II в городе Никольское 22 сентября 2013 года. Автор последовательно показывает все этапы архиерейского богослужения, начиная с первой секунды.
Архиерейская литургия состоит из следующих этапов:
Последование архиерейской литургии может иметь свои особенности в зависимости от того, какое именно священнодействие совершается. Проскомидия при этом совершается до того, как прибудет архиерей в храм.
При этом просфоры для неё находимо приготовлять больших размеров, при этом во время вырезания Агнца иерей принимает во внимание количество священнослужителей, участвующих в причастии.
Последовательность встречи архиерея зависит о того, в какое время он прибыл в храм. Например, если это случилось во время богослужения, то оно не прекращается, а архиерей входит в алтарь через южные врата.
Обычно же о его приезде знают заранее и священнослужители в облачении встречают его, становясь в два ряда и распределившись по старшинству у входных дверей.
Литургия Архиерейского чина. Встреча Архиерея. Облачение. На 50 секунде показан вход архиерея в храм.
Архиерей совершает вхождение в храм, становится на орлец, отдаёт жезлоносцу посох. Все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Во время пения певчих «достойно…», протодиакон возглашает «и читает:
Одновременно иподиаконы надевают мантию на архиерея, он же, в свою очередь, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.
После одного поклонения и крестоцелования, иереи по старшинству, а после них священник храма, совершают проскомидию. После крестоцелования архиереем совершается благословение священства.
Далее все шествуют своим порядком к царским вратам, где архиерей через северную дверь проходит в алтарь и полагает здесь Святой Крест на престол. Иподиакон со вторым диаконом уходит в алтарь, остальные стоят по своим местам, но в него не заходят.
Архиерейское богослужение. Во время архиерейского богослужения епископ благословляет как клир, так и народ
Протодиаконом читаются входные молитвы, а архиерей, отдав посох жезлоносцу, восходит на амвон. Прочтя молитвы, надев клобук и посох, он благословляет предстоящих на три стороны.
Далее он идёт на кафедру или облачальное место, которое расположено в центре храма. Перейдя сюда попарно и приняв благословение от епископа, иереи уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться. На этом встреча архиерея завершается.
Облачают архиерея во время богослужения иподиаконы. Это его помощники. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит это в алтарь. Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает:
«Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило».
По благословении первый диакон говорит:
Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир надевает саккос. Иподиаконы помогают архиерею облачатся
Диакон подаёт соответствующий возглас, а протодиакон — соответствующий стих. Певчие поют молитвы на облачение архиерея.
Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею.
Владыка надевает митру. Подают ему во время службы иподиаконы
Архиерей благословляет народ, осеняет его на четыре стороны (на восток, запад, юг и север). После благословления народа дикирием и трикирием, он отдаёт их иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза:
Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего, все поклоняются перед царскими вратами, а затем — архиерею.
Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают у него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы во время архиерейского богослужения читаются в обычном порядке.
Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью — священник, совершавший проскомидию, северной — чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону — священник, по левую — чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею.
По окончании пения на клиросе «Ис полла…» священник возглашает:
Затем начинается обычное чтение часов.
Чтение часов во время архиерейского богослужения ничем не отличается от обычного богослужения.
Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Во время архиерейского богослужения Часы читаются в обычном порядке
При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную икону.
A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.
При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон совершает кажение правой стороны, второй кадит архиерея справа — левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: «Аллилуия», на: «Трисвятое» и на: «Честнейшую» (Чиновник).
Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Архиерей благословляет народ при помощи особых подсвечников — дикирия и трикирия
По окончания кажения начинается обряд умовения рук. Далее следует молитва перед литургией. Священник и диаконы молятся с архиереем тайно. По окончании часов иподиаконы открывают царские врата.
Первенствующий священник, стоя перед престолом, а протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует престол) и, обратившись к архиерею, кланяется, принимая его благословение.
После чтения Апостола и Святого Евангелия происходит чтение сугубой екетинии, выполняется церемония малого входа и великого входа, освящение Даров, причащение. Иногда великий вход не выполняется и тогда освящение Даров и причащение происходит после малого.
По окончанию литургии архиерей благословляет народ общим благословением и входит в помещение алтаря через царские ворота на солею. Выходит же он после окончания богослужения через западные ворота.
Архиерейское богослужение в храме села Михайловское. На первой секунде видно и слышно, что хор меняет громкость пения в зависимости от поведения епископа.
Так как архерейское богослужение сложно, установлено специальное последование архиерейской службы для регента. Оно касается тех особенностей во время пения молитв, которые характерны для него. Во время пения регенту необходимо ориентироваться на действия архиерея.
Так петь «Достойно» надо медленно, так, чтобы архиерей успел полностью совершить входные молитвы. Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам
Некоторые молитвы поют ахиерей и все его священники. Это тоже необходимо учитывать регенту. Кроме того, если прислужник подает архиерею богослужебные предметы слишком быстро или же медленно, необходимо так подладить пение хора, чтобы не нарушить весь ход архиерейского богослужения.