Архиерейское подворье что это
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Что такое Подворье в Православии
Вопросы: Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды. – часто возникают у тех, кто начинает знакомиться с историей Православия. Для уяснения сути этих понятий приведу минимум некоторых сведений по данной теме. Надеюсь, что некоторые ответы на эти вопросы помогут Вам при изучении вопросов Христианства и Православия.
Подворье — Понятие
Подворье — в широком смысле означает чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально Подворье — это постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов. Позднее под словом Подворье в Православии стали понимать удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви. В старой, дореволюционной Москве, православные подворья группировались главным образом к востоку от Кремля. Они располагались вдоль улиц Ильинки (подворья Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей, Новгородское), Маросейки (Малороссийское подворье) и Мясницкой (Рязанское, Вятское, Псковское, Коломенское подворья). В XIX веке владельцы перестроили подворья в гостиницы либо доходные дома.
Виды подворий
В Православии различают несколько основных видов подворий. Среди них: монастырские, Архиерейские подворья, Подворья поместной церкви, Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом, торговые подворья, прочие подворья.
Монастырское подворье
Монастырское подворье — «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви). Административно подворье подчинено тому же архиерею, что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии, в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.
Цель учреждения подворья
Подворья организуются (если речь идет о городских подворьях монастырей) для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов и приема паломников, а в сельской местности — для соответствующей хозяйственной деятельности.
Состав подворья
В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.
В качестве примера можно привести Варницкий монастырь. Он находится в Ростове, но является подворьем Троице-Сергиевой лавры, которая расположена в Сергиевом Посаде (Московская область). Будучи подворьем Троице-Сергиевой лавры, Варницкий монастырь состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Список подворий в Москве
К примеру, на территории Москвы присутствуют:
Количество подворий одного монастыря
Один и тот же монастырь может иметь несколько подворий. К примеру:
Архиерейское подворье
Архиерейским подворьем именуется дом (иногда с церковью) для временного пребывания архиерея. Жильё либо храм считается подворьем, если они служат для пребывания архиерея, либо для какой-то иной деятельности в его интересах и находятся в его непосредственном подчинении. Например, тверской архиепископ (митрополит) останавливался в Москве на Тверском подворье.
Подворья с исключительным статусом
Исключительным был статус Крутицкого подворья. Оно являлось местом постоянного проживания сарских митрополитов, возглавлявших Сарскую и Подонскую епархию. Указанные епархии служили для духовного окормления русских православных людей, вынужденно находившихся в Золотой Орде. В настоящее время Крутицы имеют статус Патриаршего подворья, как и некоторые другие московские храмы (к примеру, на Борисовских прудах).
За пределами Москвы Патриаршее подворье было построено в Екатеринбурге, в 2003 году, рядом с Храмом на Крови. Помимо личных покоев патриарха, это подворье включает в себя также домовую церковь, зал для проведения официальных встреч (музей Патриаршества на Руси), музей святой Царской семьи, другие помещения.
Подворье поместной церкви
Подворье какой-либо поместной церкви за рубежом — небольшая территория с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет представительские функции. В настоящее время в Москве действуют, в частности, следующие подворья поместных церквей:
Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом
Это – небольшая территория (обычно в столице государства) с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет также представительские функции.
Торговое подворье
Первоначально, вероятно, подворьем называлось хозяйство за пределами крестьянского двора. Торговое подворье (купеческое подворье) — в средневековых городах огороженное и часто укреплённое место (квартал, улица, или часть города), где обычно жили иногородние и иноземные купцы, хранились и сбывались их товары. В торговом подворье находились гостиницы, склады и лавки. Здесь же устраивался храм, который нередко также являлся местом хранения наиболее ценных товаров. Священник, как правило, помогал купцам в расчётах, скреплял договоры и т. п. Все приезжие купцы подчинялись старейшине или консулу подворья.
Прочие подворья
Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами. Их строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы. Это было нечто среднее между посольством и торговым представительством. Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм. Примером такого подворья может служить сохранившийся Старый английский двор в Китай-городе (в Парке Зарядье).
Таковы некоторые ответы на вопросы:
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Некоторые православные подворья в Москве:
Другие православные представительства в Москве
Конкретными примерами официальных православных представительств в столице России могут служить, в частности:
Примечание: При подготовке данной публикации использованы фото из других публикаций в данном блоге, а также сведения из Википедии (Статьи: Подворье, Подворье — Википедия (с комментариями), др.).
Подворье: от постоялого двора до дома архиерея
Сегодня под словом «подворье» подразумевают усадьбу, жилое строение и дополнительные постройки во дворе дома, принадлежащие одному хозяину или семье. Но его изначальное значение было другим. Подворьями называли постоялые дворы, где во время посещения крупных русских городов останавливались монахи, купцы и послы. Ими владели православные монастыри, архиереи или поместные церкви.
На территории Москвы в старину основным районом расположения подворий были улицы Мясницкая, Маросейка и Ильинка. В 19-м столетии владельцы перестроили их и назвали доходными домами и гостиницами.
Монастырское подворье
Монастырским подворьем в Русской православной церкви считают христианскую общину при обители и за ее стенами. Так сказано в уставе РПЦ. Жизнью монастырского подворья руководит архиерей. В случае расположения подворья на землях другой епархии, во время богослужения в монастырском храме упоминаются два архиерея: первый, в подчинении которого находится обитель, и второй – глава местной епархии.
Городские монастырские подворья собирают пожертвования и получают доход для жизни обители, а также принимают паломников. Сельские подворья ведут соответствующую хозяйственную деятельность.
Подворье состоит из храма и жилых помещений. Оно может быть расположено далеко от родной обители, но чаще местом для его создания выбирают Москву или близлежащий большой город. Например, Ростов-на-Дону известен своей Варницкой обителью. Этим подворьем управляет Троице-Сергиева лавра, расположенная на территории Сергиева Посада. Также оно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.
Столичные подворья относятся к следующим обителям:
Одна обитель может управлять несколькими подворьями:
Архиерейское подворье
Архиерейское подворье – это жилое здание, часто расположенное возле церкви, в котором временно живет архиерей. Такое подворье также может предназначаться для обслуживания архиерея, которому оно подчиняется.
Особым статусом пользовалось Крутицкое подворье, где постоянно проживали сарские митрополиты, в подчинении которых находились Подонская и Сарская епархии. Они духовно окармливали свою паству, которую захватила Золотая Орда. Сейчас здесь находится патриаршее подворье. Такой же статус имеют несколько столичных храмов.
В 2003 г. в Екатеринбурге завершилось строительство патриаршего подворья возле Храма на Крови. Оно состоит из следующих объектов:
Подворье поместной церкви
Зарубежные подворья поместных церквей представляют собой небольшие территории с церковью, священниками и другими церковнослужителями. Их создают для осуществления представительских функций. Сегодня в российской столице есть несколько подворий, которые содержат поместные церкви:
Торговое подворье
У историков есть предположение, что вначале слово «подворье» служило для обозначения хозяйства, которое не входило в крестьянский двор.
В Средние века торговыми подворьями называли городские огороженные и укрепленные территории (районы, улицы, кварталы) – места проживания приезжих купцов, хранения и продажи их товаров. Такое подворье состояло из лавок, складов, гостиниц и церкви, где иногда хранили самые ценные товары. Купцы с помощью священника проводили расчеты, скрепляли договоры и занимались другой деятельностью.
На Руси подворьем мог называться купеческий гостиный дом со складом, расположенный в Москве или большом городе и принадлежащий неместным купцам. Посещая, например, Москву приезжий купец останавливался на таком подворье и молился в домовой церкви.
Возрождение приходов, говорите?
Отличие «подворья» от прихода в том, что на подворье нет даже видимости органов самоуправления и приходские собрания просто не проводятся.
Указ
Епархиального Архиерея
от 28 декабря 2020 года
№ 294
Настоящим определением, согласно решению Епархиального Совета Саратовской епархии от 28 декабря 2020 года:
I. Изменить наименование и внести изменения в учредительные документы путем изложения новой редакции уставов следующих религиозных организаций:
1. С Местной религиозной организации православного Прихода Свято-Троицкий кафедрального собора г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
2. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию Архиерейское подворье – Покровский собор г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
3. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Сошествия Святого Духа г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – Свято-Духовский собор г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
4. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Рождества Христова г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – храм Рождества Христова г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
5. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию Архиерейское подворье – храм Святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
6. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию Архиерейское подворье – храм Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
7. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Святителя и Чудотворца Николая г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – храм Святителя и Чудотворца Николая г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
8. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Всех святых в земле русской просиявших г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – храм Всех святых в земле русской просиявших г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
9. С «Местной религиозной организации православного Прихода храма святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – храм святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
10. С Местной религиозной организации православного Прихода Кафедрального Собора Живоначальной Троицы г. Вольска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию Архиерейское подворье – Кафедральный Собор Живоначальной Троицы г. Вольска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
11. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Хвалынска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Хвалынска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
12. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Аткарска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – храм Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Аткарска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
13. С Местной религиозной организации православного Прихода храма Покрова Божией Матери города Петровска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на «Религиозную организацию «Архиерейское подворье – храм Покрова Божией Матери города Петровска Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Храмы России
Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Зарегистрирован: 13 июл 2007, 22:24
Сообщений: 69
Откуда: Подмосковье
Зарегистрирован: 11 дек 2006, 16:22
Сообщений: 80
Понятие подворье в данном контексте обозначает имущественное отношение. То есть это, например, дом с хозяйственными постройками пристройками, церковь и т.п., которые принадледжат Архиерейскому дому. Подворье так же может быть монастырским, патриаршьим. Или подворье купца такого-то. Что дает звание подворья храму или монастырю? В каждом конкретном случае по-разному. Это либо материальная помощь в существовании, либо лишение самостоятельности. Часовой пояс: UTC + 3 часа Кто сейчас на форумеСейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 Три причины, по которым в России плодятся патриаршие подворьяВ последние годы многократно увеличилось число патриарших подворий и ставропигиальных приходов — но в чем хозяйственный и административный смысл этого, не говоря уж о духовном? В одной Москве «патриарших резиденций» — с десяток, некоторые расположены в не самых престижных местах вроде спальных окраин и кладбищ, а некоторые стоят так близко друг к другу, что можно пешком дойти за 10 минут.Ставропигия означает подчинение напрямую патриарху. В обычном храме всеми доходами распоряжается настоятель. Если храм не требует ремонта, находится в крупном городе и епископ не тиранит, у такого настоятеля могут быть квартиры, дачи, дорогие иномарки и отпуска за рубежом. Проконтролировать настоятеля сложно, архиерей не знает точно, сколько денег на приходе, поэтому часто возникают конфликтные ситуации. Если храм в деревне и/или руинах, не признан памятником архитектуры и не имеет перспектив в плане государственной поддержки и туризма, его настоятель будет нищим. Бедные храмы ставропигиальными не бывают. Системы выравнивания доходов в РПЦ нет, вместо нее — архиерейский произвол. Так или иначе, собранные с прихожан и спонсоров деньги сначала оседают у настоятеля, потом у архиерея. В случае ставропигии деньги от настоятеля идут напрямую в кассу Патриархии в распоряжение патриарха. За эти деньги патриарх никому не отчитывается и тратит их по собственному усмотрению, например, на отдых в горячо любимых Альпах. В Москве, где правящий архиерей — это сам Кирилл, на первый план выходят две другие причины, о которых речь пойдет ниже. Недавно митрополит Иларион (Алфеев) жаловался (http://tass.ru/obschestvo/5355311), что доходы приходов в последнее время упали вместе с доходами населения, поэтому для поддержания качества жизни патриарха Кирилла на прежнем уровне и нужно увеличивать число ставропигиальных храмов. Вторая причина, по которой растет число ставропигиальных храмов, особенно в Москве, — чисто административная. При естественном развитии событий община строит себе храм сама сообразно возможностям, а если нет общины, то нет и храма. В Москве все происходит наоборот: сначала на новом месте по «Программе 200» строится быстровозводимый храм, и только потом в него начинают ходить люди. Общины в ее классическом понимании там может не быть годами и десятилетиями, есть только здание, священник и прихожане без прав и обязанностей. Разница примерно как между точкой продажи фастфуда и клубом кулинаров. Нарушение 17-й главы устава РПЦ, которой предусмотрены коллективная форма управления приходом, приходское собрание и приходской совет, никого не волнует. Фальсификация протоколов приходского совета — базовый навык любого настоятеля, а сами советы в подавляющем большинстве храмов существуют только на бумаге. Когда вы слышите про борьбу РПЦ с советской властью, это она и есть (шутка). С патриаршими подворьями дела обстоят еще проще, там даже по уставу нет никаких приходских советов и актив не нужен. Для современного духовенства это очень удобная схема, потому что доходы те же, а хлопот куда меньше — службу отслужил, деньги из свечного ящика забрал и свободен. Третья причина — чисто психологическая. Немыслимое прежде количество патриарших подворий — это воплощение управленческой мечты патриарха Кирилла, который всем без исключения хочет править самолично. Благодаря Кириллу мода подчинять себе наиболее доходные церковные объекты распространяется и на епархиальных архиереев. В последние годы именно архиереи становятся настоятелями значимых монастырей и храмов своей епархии, замыкая на себя все основные финансовые потоки.
|