архипов художник биография и творчество
Там Русью пахнет: творчество Абрама Архипова
В 2020 году исполнилось 90 лет со дня смерти Абрама Архипова — поэта русской глубинки, автора целой галереи колоритных портретов крестьянок. Каким был его творческий путь? Почему тема деревни так его занимала? В чём его принципы были близки с импрессионистскими? Обо всём этом — в нашем материале.
Этот материал подготовлен в рамках нашей платной рассылки «Живи интересно» и доступен бесплатно для ознакомления. Понравился материал? Поддержите нас — подпишитесь на рассылки на Patreon, Boosty и получайте интересные материалы от нашей редакции каждую неделю. А также вас ждут открытки от нашего дизайнера, промокоды от партнёров и розыгрыши мерча и билетов. С нами сфера развлечений становится ещё выгоднее!
«Прачки», «По реке Оке», «Девушка с кувшином», «Женщина в красном», «Радоница» — даже те, кто не знаком с биографией Абрама Архипова, взглянув на его картины, уверенно скажут, что деревенскую жизнь он знал изнутри. Сегодня говорим об этом талантливом мастере, влюбившем мир в русскую глубинку.
Из крестьян в Академию художеств
Абрам Архипов родился в Рязанской губернии в семье крепостного крестьянина, и, пожалуй, этот факт обусловил формирование творческих ориентиров будущего художника: всю жизнь его интересовала, в первую очередь, тема русской глубинки.
Первыми наставниками Архипова были иконописцы, позднее он смог продолжить обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там он перенимал опыт у Василия Перова, Василия Поленова, Иллариона Прянишникова, Алексея Саврасова, Владимира Маковского. Далее последовала Академия художеств — мастерская Богдана Виллевальде.
Абрам Архипов — певец русской души
Абрам Ефимович Архипов (Abram Efimovich Arkhipov; родился 27 августа 1862 г. — умер 25 сентября 1930 г.) — русский художник-передвижник конца XIX — начала XX вв. Сюжетами картин Абрама Архипова стали эпизоды из жизни простых крестьян, изображенные неожиданно сочными красками. Творчество живописца включает в себя и поэтичные пейзажи, воспевающие неповторимую красоту северной природы.
Биография Абрама Архипова
Абрам Архипов (настоящая фамилия — Пыриков) — уроженец Рязанской области. Он появился на свет 27 августа 1862 г. в небогатой семье крестьян из деревни Егорово. Интерес к живописи у мальчика возник с детских лет. Первыми его учителями стали местные и приезжающие иконописцы. Среди них был некий Зайков, оказавшийся вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он помогал юноше готовиться к экзаменам в это учебное заведение.
Абрам Архипов с 1877 г. был студентом МУЖВЗ, азы живописи он осваивал с помощью наставников:
Эти художники были мастерами реализма, в этом направлении и стал творить молодой живописец. В 1887 г. за свою работу «Посещение больной» он удостоился большой серебряной медали.
Архипов жил и трудился в Москве, однако летом неизменно посещал свою малую родину, где делал сельские зарисовки, изображал сцены из жизни крестьян. В 1890 г. он познакомился с передвижниками, стал активно участвовать в их экспозициях.
В 1890-е гг. художник создавал свои работы на пленэре: его мастерской стали дороги, бескрайние луга, открытые площади, освещенные лучами солнца. В работах живописца пейзаж перекликается с человеческими эмоциями.
Изображая жанровые сцены, Абрам Архипов не стремился передавать активное действие, напряженные ситуации — смысловая нагрузка его произведений понятна посредством окружающей обстановки.
В 1900-е гг. Абрам Ефимович увлекся суровой природой Севера, написал соответствующий цикл безлюдных колоритных пейзажей, пронизанных морскими мотивами. Однако на них все же отмечено присутствие человека: покосившиеся домишки у берега, лодочные станции. Величие северной природы представлено у мастера строгой палитрой, но она заключает в себе поразительное цветовое разнообразие.
В тот же период художник создавал лучезарные портреты крестьянок. В этих произведениях доминирует красный и ярко-розовый цвета. Благодаря такой палитре Абрам Архипов мастерски передает колоритную одежду и украшения женщин, национальный характер.
С 1894 г. живописец работал в натурном классе МУЖВЗ, уже в Советском государстве, после Октябрьских событий, был преподавателем ГСХМ, затем ВХУТЕМАС. В 1927 г. мастер удостоился звания Народного художника РСФСР.
Абрам Архипов ушел из жизни 25 сентября 1930 г. в столице из-за онкологического заболевания.
Самые известные картины Абрама Архипова
Картины Абрама Архипова своеобразны и колоритны. Художник правдиво рисовал сцены из народной жизни, но делал это без драматизма, легко и светло. Заслуживают внимание следующие выдающиеся работы:
Архип Абрамов — значимая фигура в русской живописи. На портале Very Important Lot представлены биографии и других мастеров кисти. Здесь регулярно устраиваются аукционы, где ценители искусства пополняют свои коллекции очередными антикварными шедеврами. Интересны и произведения современных художников, недорого купить картины можно непосредственно у авторов.
Абрам
Ефимович Архипов
Абрам Ефимович Архипов (27 августа 1862, деревня Егорово Рязанской губернии – 25 сентября 1930, Москва) – русский живописец, с 1916 года действительный член Академии художеств. Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под наставничеством художников Перова, Поленова, Прянишникова, Саврасова и Маковского. С 1884 по 1886 годы продолжил обучение в Академии художеств Петербурга в мастерской баталиста Виллевальде. Был одним из учредителей «Союза русских художников» и входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Хотя нередко его работы шли вразрез с идейными принципами передвижников. Архипову были чужды присущие им гипертрофированный реализм и пафосный трагизм, которым он предпочитал по-импрессионистски «легкомысленное» и восторженное видение бытия.
Особенности творчества художника Абрама Архипова: начав творческий путь с живописания жанровых сцен из жизни хорошо знакомой ему крестьянской среды, в начале прошлого века художник обращается к исследованию холодной и суровой красоты русского Севера. Начиная с 1914 года его палитра делает резкий кульбит от сдержанной, преимущественно темной цветовой гаммы к насыщенному всеми цветами радуги тональному фейерверку, где преобладают все оттенки красного, которые только может различить человеческий глаз. Эти краски понадобились Архипову для написания бесчисленных портретов крестьянок всех возрастов, которые сделали ему имя в своем отечестве и заграницей, собирая на международных аукционах шестизначные суммы и в нашем веке.
Биография художника Архипова ровная и безмятежная, как водная гладь на одном из его программных полотен «По реке Оке». В ней не было резких поворотов судьбы или громких скандалов. Благодаря врожденному трудолюбию, усердию и пытливому уму выходцу из нищей семьи маленькими, но уверенными шажками удалось проделать путь от подмастерья иконописцев в местном храме до признанной величины в живописи. А в 1927 году, после установления советского режима, Архипов одним из первых получит почетное звание «народного художника РСФСР».
Упорство и труд все перетрут
Подобно многим другим товарищам по ремеслу, рисованием Абрам увлекся в очень юном возрасте, во время обучения в четырехлетней школе одной из глухих деревушек Рязанской губернии. Какой необычайной удачей было для него, рисовавшего «везде, всегда, всюду, где только можно», попасть в помощники к заезжим иконописцам, что трудились в их селении летом. А уж настоящим везением оказалось знакомство с одним из них, вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайковым, который и подвиг юного мечтателя на отчаянный шаг – поступление в заветное художественное училище.
Судьба улыбнулась Архипову в третий раз. Несмотря на то, что его отец Ефим Никитич, бывший крепостной крестьянин, едва изыскивал средства на пропитание семьи, он все же наскреб по сусекам необходимую сумму для отправки сына на обучение. Так в 1877 году пятнадцатилетний Абрам стал учащимся МУЖВЗ, где компанию ему составляли такие же «голодранцы» – начинающие художники Рябушкин, Виноградов… Но голод и нищета были ничем по сравнению с возможностью осваивать азы живописи под шефством Прянишникова, Перова, Маковского и Поленова.
С самого начала Архипов выделялся среди других не менее одаренных однокашников непробиваемым упорством, с которым он неутомимо, этюд за этюдом, картина за картиной набивал руку в композиции, колористике, поиске сюжетов. За последними он гонялся и по всей Москве, заглядывая в самые потаенные уголки городской жизни. Мотало его, ставшего уже маститым художником, и по всей Руси – от Поволжья до дальнего Севера.
Народный художник
А первым оценил юное дарование коллекционер Третьяков – в эквиваленте 200 рублей, которые он отдал в 1883 году за первую проданную картину Архипова, живописующую занимательную сценку из жизни рядового деревенского пьяницы. А вот за работу «Посещение больной», написанную 4 года спустя, после попытки продолжить обучение в Академии художеств Петербурга (выдержал два курса и вернулся в родные пенаты), он получает серебряную медаль и звание «классного художника» – одну из квалификационных степеней в Российской империи того времени.
Мало-помалу Архипов наращивает авторитет в живописных кругах, а в 1894 году становится преподавателем в родном училище. Последнее десятилетие 19-го века становится знаковым для художника: в этот период он начинает дело всей жизни – воспевание на холстах крестьянской красоты, которую знал лучше всего.
Женщин из русских селений он пишет от души, не жалея ни красок, ни сил (1, 2, 3, 4). И эта серия «красных крестьянок» увековечила имя Архипова, открыв дорогу к международному признанию и чествованию на родине в виде многочисленных званий и титулов. Таких, как член Ассоциации художников революционной России, народный художник Республики и действительный член Академии художеств. В первой декаде нового века он принимает участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.
Семьей художник так и не обзавелся. Вести хозяйство ему помогала землячка Вера Клушина с Рязанщины, ставшая его поддержкой и опорой до конца жизни. Архипов умер в Москве 25 сентября 1930 года после операции по удалению раковой опухоли и похоронен на Ваганьковском кладбище.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Статистика
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Архипов Абрам Ефимович (1862-1930)
Художник Архипов А.Е.
Абрам Ефимович Архипов родился в Рязанской области 15 августа 1862 года. С самого детства он начал проявлять интерес к живописи. Первые уроки мальчик получал у местных и приезжающих иконописцев. Систематическое художественное образование Архипов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он обучался с 1877 по 1883 год и с 1886 по 1888 год. Преподавателями у Архипова были В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, В.Г. Перов. Также художник некоторое время (1884-1886 годы) учился в мастерской Б.П. Виллевальде в Академии художеств Санкт-Петербурга.
«Келейник» 1891 г.
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«В мастерской масок»
Холст, масло.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
Большую роль в становлении Архипова как художника сыграли В.Д. Поленов и В.Г. Перов. Перов научил начинающего художника не бояться изображать правду во всех ее проявлениях. Поленов же передал Архипову свое умение жизнерадостно, светло изображать жизнь.
Во время обучения Архипов не довольствовался лишь академическими занятиями, он уделял большое внимание самостоятельной работе. Каждый год в летнее время художник писал этюды в родной Рязанской губернии. Эти работы запечатлели разные сцены из жизни крестьян. К таким ранним работам относятся «В лавке старьевщика», «Пьяница», «Водопой».
Настоящим успехом стала картина «Посещение больной». За это полотно Архипов получил звание классного художника и большую серебряную медаль.
«Посещение больной» 1885
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея,
Москва, Россия
С Товариществом Передвижных Художественных Выставок Архипов начинает сотрудничать в 1891 году. Одну из проблем пленэрной живописи – проблему передачи настроения человека посредством пейзажа – художник мастерски решает в картине «На Волге».
«На Волге»
1889
Холст, масло 36 x 58
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия
Впоследствии пейзаж и эмоции человека постоянно будут перекликаться в таких работах художника, как «Радоница», «Лед прошел», «На реке», «Проводы крестного хода».
«Радоница (Перед обедней)»
1892
Холст, масло 58 х 114
«Лёд прошёл»
1895
Холст, масло 70 х 136
«По реке Оке»
1889
Холст, масло 41 х 77
Россия
Цикл картин крестьянского жанра был завершен полотном «Обратный».
«Обратный» 1896 г. Холст, масло.
Впоследствии художник пишет в основном в социальном жанре. Активное действие и острые ситуации чужды полотнам Архипова. Основная смысловая нагрузка ложится на изображение обстановки. Выражением основных черт творческой манеры Архипова стала картина «Прачки», написанная в двух версиях.
Прачки,
конец 1890-х годов,
Государственный Русский музей
«Прачки»
Около 1895
Холст, масло 91 x 70
Государственная Третьяковская галерея
К работе над картиной Абрам Ефимович Архипов приступает в конце 1890-х годов, продолжая наметившуюся в его творчестве тему женского труда. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале».
Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). Он написан с большим мастерством, в широкой живописной манере и хорошо передает напитанное влагой и испарениями полутемное помещение прачечной, в которой трудятся до полного изнеможения сил женщины.Тема изнуряющего труда выражена главным образом в фигуре пожилой женщины у корыта с бельем, изображенной на первом плане. Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). Художник превосходно передает их усталые, но все еще быстрые движения, подчеркивая динамику всей этой группы эффектными рефлексами света на мокрых от воды фигурах.
В картине социальный мотив переплетается с живописными исканиями. Сам сюжет дал повод для реализации новой художественной манеры, в которой появляется стремление к обобщенности формы, к освобождению от детализации при изображении предметов и фигур, к свободному и широкому письму
С 1894 года Архипов преподает в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1904 году он участвует в образовании «Союза русских художников». В 1900-е годы появляется череда северных пейзажей, поражающих мастерством изображения изб, лесов, моря. Главная особенность картин этого цикла – необычайно богатый колорит.
Северная деревня» Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва, Россия
«Северное море»
Холст, масло 71 х 90
Тульский музей изобразительных искусств
Тула
Россия
Северная деревня. Солнце
В это же время появляется и ряд портретов крестьянок, также отличающихся удивительной красочностью.
«Женщина в красном»
1919
«Крестьянка в розовом»
1910-е
Холст, масло 89 х 68
Самарский областной художественный музей
Самара
Россия
Крестьянки на берегу Волги
Холст, масло
«После дождя»
Холст, масло.
Ростовский областной музей изобразительных искусств,
Ростов, Россия
Архипов скончался 25 сентября 1930 года в Москве.
Рубрики: | живопись/Русские художники |
Метки: Архипов Абрам живопись художник жанровая живопись
Процитировано 3 раз
Понравилось: 9 пользователям
Оценка, продажа и реализация картин А.Е. Архипова
Образ и быт крестьян в картинах А.Е. Архипова
Абрам Ефимович родился в 1862 году в Рязанской губернии. Рос он в бедной крестьянской семье, так что не имел возможности платить за образование. Но с юных лет мальчика столь увлекало рисование, что случай помог ему стать художником.
Так получилось, что один из приезжих иконописцев, у которых он обучался азам живописи, был вольнослушателем МУЖВЗ. Именно он и помог Абраму подготовиться к поступлению в это училище. Там Архипову посчастливилось учиться у таких метров, как Перов, Поленов, Саврасов, Маковский.
Проучившись семь лет в МУЖВЗ, в 1884 году юноша продолжил совершенствовать свои навыки в Академии художеств Санкт-Петербурга и достиг там успеха. Некоторые его рисунки были признаны образцовыми и переданы в музей Академии. Однако молодому художнику не понравилось академическое преподавание, так что через несколько лет он вернулся в Московское училище живописи. Здесь он получил за свои работы звание классного художника и большую серебряную медаль. А в 1890-х годах Архипов возглавил натурный класс училища и получил звание академика.
Ключевой тематикой работ художника стал быт и образ крестьян. Много путешествуя и изучая жизнь простых людей с разных сторон, Архипов то правдиво изображал горькую крестьянскую жизнь, то создавал яркие идеальные образы русских женщин, то соединял острую жанровую сцену с русским пейзажем. Такая концентрация на одной теме помогла ему глубоко раскрыться в ней и стать популярным не только до начала революции, но и после нее. К числу его ярких работ относятся такие как «Северная деревня», «Посещение больной», «Прачки», «Девушка с кувшином», «На Волге» и другие. Некоторые из них сразу после написания купил для своей коллекции Павел Третьяков.
Скончался художник в 1930 году в возрасте 68 лет. За три года до этого он был удостоен звания народного художника РСФСР.
Творчество художника
Жанровые картины
С самого начала творческого пути Архипова интересовала жизнь простых крестьян. Эта тема была знакома ему с детства и продолжала волновать в течение всей жизни. Вначале он изображал различные эпизоды из крестьянского быта, а затем перешел к тематике русской деревни и социальных проблем. Не боясь показывать жизнь без прикрас, живописец нередко поднимал в своих работах злободневные темы. Так, в произведении «Прачки» во всем реализме представлен тяжелый труд и тяжелая жизнь женщин-прачек. Драматизм ситуации передается через мрачную обстановку, тощую измученную фигуру женщины, склонившуюся от усталости и безысходности.
Эта же тема поднимается и в работе «Поденщицы на чугунолитейном заводе», где тяжесть женского труда демонстрируется через темный дым, лишенную травы землю и убогость окружающих условий. А в картине «По этапам» показываются люди, измученные нищетой и нелегкой судьбой.
Портреты
Особое место в творчестве живописца занимают портреты крестьянок. Образ простой русской женщины столь волновал художника, что он неустанно возвращался к нему снова и снова, находя новые лица и новые мотивы.
Здесь уже мрачные тона сменили яркие краски, наполнение солнечным светом, а безысходность уступила место радости жизни. Особенно часто на портретах и в жанровых сценах с участием женщин присутствовал красный цвет.
Одним из лучших портретов крестьянок является картина «Девушка с кувшином». Здесь на сером фоне представлена румяная и полная жизни женщина я ярком наряде, которая только что энергично занималась хозяйством. Критики посчитали эту работу самим воплощение России, не побоявшейся совершить революцию и создать новое общество.
Пейзажи
В 1889 году Архипов создал интересную работу «На Волге», в которой внутреннее состояние героя передается через пейзаж. На картине мы не видим лица героя, но можем ощутить его настроение по общему колориту холста, нагромождению старых вещей и туманному пространству.
Эти же приемы использованы и в более фундаментальных работах. Так, в картине «Лед прошел» нищета пересекается с надеждами, которые таит в себе растаявшая по весне река. Это пересечение даже физически проявлено в схождении разных линий полотна в одной далекой точке.
Не менее динамичны и картины «По реке Оке» и «Обратный». В них, как и в двух предыдущих работах, художник использует прием изображения персонажей спиной. Тем самым Архипов уводит зрителя от необходимости разглядывать лица и искать сходство и предлагает поразмышлять над более фундаментальными идеями.
Особо художника увлекала северная природа. Он много путешествовал по Северу России и затем создавал пейзажи, которые часто не содержали людей, но отражали человеческую деятельность. Таковы, например, знаменитая «Северная деревня» или «На севере». Особенностью северных пейзажей является сдержанная цветовая гамма, резко отличающаяся от ярких портретов крестьянок.
Цена картин Архипова, рекорды на аукционах
Архипов был достаточно популярен при жизни и своим усердием завоевал звание народного художника РСФСР. Посмотрим, сколько стоят его картины на известных аукционах.
Чтобы оценить верхний порог стоимости картин художника, рассмотрим четыре самых значительных аукционных продажи. Все они посвящены той самой тематике, которая так волновала Архипова с детства. Он вырос в бедной крестьянской семье, так что жизнь крестьян в разных ее проявлениях стала ключевой темой его творческой деятельности.
Первая из этих картин называется «Молодая крестьянка». Она относится к той серии картин о крестьянах, в которой мастер идеализировал образ русской женщины. На таких полотнах крестьянки предстают в красочных нарядах, жизнерадостными, пышущими здоровьем и силой. В двадцатом веке это произведение представляли на выставках в Нью-Йорке и в Новом Орлеане. С торгов Christie`s оно ушло в ноябре 2008 года по цене 433 тыс. фунтов (665 тыс. долларов) при эстимейте 100-150 тыс. фунтов.
На этом же ноябрьском аукционе 2008 года продали и картину «Крестьянка в красной шали». В 1922 году ее демонстрировали в одной из галерей Берлина. На торгах холст также имел успех и ушел за 553 тыс. фунтов (849 тыс. долларов), хотя эстимейт составлял только 150-200 тыс. фунтов.
Третья работа была тоже продана на Christie`s, но двумя годами ранее. В ноябре 2006 года здесь выставили полотно «На рынке», написанное в характерной манере художника: в яркой цветовой гамме, с изобилием солнца и сосредоточением на самих женщинах. С торгов картина ушла с превышением начальной стоимости: ее купили за 512 тыс. фунтов (995 тыс. долларов) при эстимейте 150-200 тыс. фунтов.
Но дороже всего был продан холст «Крестьянка в красном платье», созданный мастером в 1922 году. Именно в 1920-е годы художник создавал наиболее зрелые и совершенные портреты крестьянок. Одной из значительных деталей создаваемого им образа крестьянки было то, что женщина словно заполняла всю картину, отодвигая в сторону детали. Такое изображение было неслучайным и символизировало то, насколько женщина духовно заполняла собой жизнь других людей.
На торгах Sotheby`s в декабре 2015 года эта работа ушла за 905 тыс. фунтов стерлингов (1,36 млн долларов), в несколько раз превысив эстимейт (он составлял 180-250 тыс. фунтов).
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Архипова. Мы выяснили, что верхний порог превышает миллион долларов. Что касается остальных цен, то есть продажи как за пару тысяч фунтов, так за десятки и сотни тысяч. Приведем несколько примеров: «Девушка с яблоками» (Sotheby`s, 2006 г., 330 тыс. долларов), «Северный пейзаж» (Sotheby`s, 2004 г., 24 тыс. долларов) «Посещение жреца» (Bonhams, 2006 г., 24 тыс. фунтов).
Далее мы выясним, как определить стоимость конкретного холста, где и как продать картину Архипова.
Экспертиза картин Архипова
Перед продажей необходимо оценить картину Архипова, чтобы цена не была завышенной или чересчур низкой. Помогут в этом эксперты, которые исследуют холст на специальном оборудовании и изучат по информационной базе. В ходе такого изучения обычно удается обнаружить сведения, которые повышают ценность картины. Например, эксперт узнает, что под основным изображением есть дополнительное, находит ценные сведения об истории создания полотна и другое. Все это помогает специалисту определиться с ценой картины. Провести экспертизу картины Архипова можно, например, у нашего партнера.
Продажа картин Архипова
После оценки произведения встает не менее важный вопрос о том, где и как продать картину Архипова. Вы можете сделать это через нашу площадку, опубликовав на ней свои материалы. Для этого вам необходимо ознакомиться с условиями реализации картин Архипова, составить описание произведения и подготовить несколько фотографий.
Чтобы оценить картину Архипова у наших экспертов или продать через галерею «Лермонтов», свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.