Архитектор казаков что построил
Архитектор Казаков Матвей Фёдорович: биография, известные работы. Здание Сената в Московском Кремле
Архитектура России 18-го века связана со становлением эпохи классицизма, для которой характерны лаконичность, простота, следование традициям и легкость. Предшествующий стиль барокко, основными проявлениями которого были эксклюзивность и пышность, требовал колоссальных затрат. Поэтому понадобилось изменение направления архитектуры на более бюджетное и демократичное.
Предыстория
В начале 18-го века культура Российской империи продолжила выход на европейский уровень. Появилась возможность приглашать в Россию иностранных мастеров и выезжать за пределы страны в Германию, Англию, Италию.
Создание нового направления в архитектуре было необходимо для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность страны и ее величие. Самые лучшие архитекторы занялись перестройкой городов. В Москве одним из зодчих был Матвей Федорович Казаков.
Биография архитектора
М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.
Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром – к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.
С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером – Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.
Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.
Любимой формой построек архитектора становится ротонда – цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.
Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.
Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.
Проекты выдающегося мастера
Многие памятники пострадали во время пожара 1812 года и были реконструированы. Среди них:
Сенатский дворец
Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.
Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.
В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.
Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената – Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.
Строительство Пречистенского дворца
Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.
В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.
Храм Филиппа, Митрополита Московского
В 1777 году Матвей Федорович занялся обширной реконструкцией каменного здания. Строительство растянулось на десять лет. В настоящее время храм находится по адресу ул. Гиляровского, дом 35.
После революции 1917 года церковь пришлось закрыть, богослужения возобновились только в начале 1990-х годов. К счастью, внешний вид церкви не пострадал и является в настоящее время уникальным образцом классицизма в архитектуре.
Университет на Моховой в Москве
Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.
Архитектура здания замечательно вписалась в картину центра Москвы 18-го века. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.
К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.
Благородное собрание
Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.
Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы – оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.
Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.
Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.
Храм Вознесения
Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем – все, что характерно для работ архитектора Казакова.
В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).
После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.
Голицынская больница
Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.
В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.
Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.
В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.
Усадьба Барышникова
Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.
Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.
Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».
Архитектор Матвей Федорович Казаков – жизнь и творчество
Творчество выдающегося зодчего XVIII столетия Матвея Федоровича Казакова, одного из основоположников архитектуры русского классицизма в Москве, можно с полным правом считать замечательным явлением истории русской культуры. Его деятельность охватывает более чем 50-летний период, начиная с 60-х годов XVIII столетия и кончая первым десятилетием XIX века. «Трудолюбивый гений» оставил след в истории архитектуры и как самый плодовитый русский зодчий XVIII века, количество его московских построек почти неправдоподобно велико.
Произведения Казакова и его знаменитых современников — В. И. Баженова, И. Е. Старова и других — выдвинули русскую классическую архитектуру на первые роли в истории мирового зодчества. Их сооружения и проекты свидетельствуют о блестящем творческом развитии приемов и принципов мирового архитектурного наследия, о гармоничном сочетании нового искусства с художественными традициями национального зодчества.
Так, в Петербурге Старов создал воспетый поэтами Таврический дворец, в Москве Баженов разработал проект грандиозного Кремлевского дворца и построил знаменитый дом Пашкова, Казаков в том же городе возвел величественное здание Сената и непревзойденное здание университета, а также множество других прекрасных общественных и частных домов. При этом он не получал заграничного образования, не учился в Академии, а воспитывался в московской среде под воздействием ее культурных и художественных традиций. Зодчий почти не соприкасался с архитектурной жизнью Петербурга, оставаясь в стороне от громадной строительной деятельности быстрорастущей столицы.
Кроме того, он оставил большое графическое наследство: изобразил лучшие образцы классической архитектуры Москвы, чуть ли не полностью погибшей в пожаре 1812 года. Теперь имя Матвея Федоровича Казакова определяет целую эпоху в архитектуре Москвы. Благодаря Казакову древняя столица превратилась из «большой деревни», как ее называли жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Хотя деятельность зодчего далеко перешагнула границы родного города, его творения зачастую называются «казаковской Москвой» — целостным и большим по значению понятием, раскрывающим особенности искусства русского классицизма конца XVIII столетия.
Содержание
Ранние годы[ | ]
Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных, который заслужил свою свободу служением во флоте. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского[6]; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. После разрушительного пожара в Твери в 1761 году Казакову было поручено восстановить Тверь в качестве младшего архитектора при П. Р. Никитине. Казаков посвятил этому проекту семь лет.
С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле.Интересен следующий эпизод. Когда Баженов по заданию Екатерины II приступил в конце 1760-х годов к реализации проекта реконструкции Кремля, который предусматривал создание на Боровицком холме грандиозного общественного ; для расчистки холма была снесена часть обращённого к Москве-реке участка Кремлёвской стены с шестью башнями. Во время снова Казаков тщательно обмерял и зарисовывал сносимое, а после того, как императрица охладела к баженовскому проекту, он восстановил снесённые стену и башни[7]. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.
Первые опыты
Весной 1763 года страшный пожар уничтожил Тверь. Восстанавливать город поручили ученику Ухтомского Петру Романовичу Никитину. Матвей Казаков – архитектор, включенный Никитиным в свою команду, работал над одним из важнейших объектов – домом для церковного главы Твери. Сама Екатерина II высоко оценила восстановленный по новым планам город, назвав Тверь вторым по красоте (после Петербурга) в России.
Архиерейский дом, ставший дворцом, в котором остановилась Екатерина по приезде во вновь отстроенный город, сделал имя зодчего известным, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от богатейших и знатнейших людей России. Так, для П. Ф. Нащокина им была построена великолепная усадьба Рай-Семёновское на реке Наре, у Серпухова.
Тень Баженова[ | ]
В 1768 году Казаков присоединился к проекту Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Оба архитектора были одного возраста — 30 лет — но имели очень разные образования. Баженов получил формальное европейское образование, в то время как Казаков изучал свою профессию по ремонту кремлевских реликвий и никогда не путешествовал далеко от Москвы.
Казаков вышел из тени Баженова, получив свое первое личное царское поручение на проектирование временного Пречистенского дворца для Екатерины II. Эта работа принесла ему статус придворного архитектора (1775) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова работали вместе на временных королевских павильонах для празднования мира с Турцией. Эти готические сооружения побудили Екатерину II дать архитекторам два независимых заказа в готическом стиле — Царицынский дворец (Баженов) и Петровский дворец (Казаков).
Здание Сената в Кремле
Когда в Москве возникла необходимость в крупном государственном здании, естественно, что к его проектированию был привлечен М. Ф.Казаков – архитектор, находившейся в зените славы и в расцвете таланта. И построенное им треугольное в плане здание Сената стало новой вершиной его творчества.
Замысел Казакова не обладал масштабом Большого Дворца Баженова, но не уступал ему качеством проработки, совершенством общего решения и деталей. Купол над залом, где предполагалось проведение заседаний правительства, поражает размерами и техническим исполнением. Придавая всему Сенату торжественность и величавость, видимый с Красной площади, он помогает гармонически вписать классическое государственное здание в ансамбль главной площади и всего центра города.
Основные работы (Москва)[ | ]
Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).
Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были многие архитекторы, работавшие в Москве на рубеже XVIII и XIX вв.: И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове, И. Т. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.
Многочисленные частные дома, построенные Казаковым, сформировали облик города до 1812 года. Это были очень простые классические сооружения, состоящие из симметричного прямоугольного ядра с портиком и очень скромной внешней отделкой. [3] «Казаковская Москва» исчезла при пожаре 1812 года; несколько сохранившихся домов были позже изменены, перестроены или снесены.
Наследие Казакова остается в общественных зданиях, загородных дворцах и церквях. Основные работы Казакова, в отличие от Баженова и частных домов его собственного дизайна, почти всегда сосредоточены на фирменных ротондовых залах Казакова.
Петровский дворец, главный зал[ | ]
Петровский дворец (Петровский подъездной дворец, «Петропавловский дворец») был начат в 1776 году и официально завершен 3 ноября 1780 года (хотя вполне вероятно, что строительство продолжалось в нескольких лет после этого). Это место должно было стать последней ночной станцией царских путешествий из Санкт-Петербурга в Москву. Екатерина II побывала там лишь однажды, в 1785 году, ее сын император Павел I не посетил ни разу.
Наполеон жил в Петровском дворце во время пребывания в Москве и, покидая, сжёг. Дворец был восстановлен в 1830-х годах и снова в 1874 году с небольшими изменениями.
Замок из красного кирпича с белыми деталями первоначально имел две царские квартиры на первом этаже и много служебных помещений на первом этаже. Все они сходятся в центральном зале ротонды. Дескриптор «готики» здесь не совсем уместен, так как Казаков заимствует у Барыша Нарышкина и более ранние русские темы, такие как огромные колонны в форме бутылки у главного входа.
Здание оставалось царской гостиницей до 1918 года; Лермонтов жил в замке в квартире своих друзей. Начиная с 1920 года и до 1990-х во дворце размещалась Военно-воздушная академия имени Жуковского.
Сенат Кремля[ | ]
Проект Сената Кремля был начат в 1776 году Карлом Бланком на большом треугольном участке в северном углу Кремля после проекта Казакова 1775 года. Бланк был понижен в должности в 1779 году, и Казаков взял на себя инициативу. Он рассматривал правящий сенат как храм закона. Треугольная структура сосредоточена в Зале Ротонды, который имеет диаметр 24,6 метра. На его куполе изначально стояла статуя Св. Георгия, затем статуя Справедливости, которая была разрушена французскими войсками в 1812 году. Позже на куполе установили государственный флаг.
В 1990-е годы Сенат был преобразован в дом администрации президента России. Неизбирательная реконструкция разрушила интерьеры Казакова. Искусствовед Алексей Комеч сообщал: «Разбитые стены, разорванные воздуховоды и груды 200-летних кирпичей напоминают мне о блуждании по руинам Берлина в 1946 году».
Московский университет, 1798[ | ]
Московский университет был построен в три этапа, начиная с 1784 года. Реконструкция Доменико Жилярди после пожара 1812 года изменила внешний вид на тяжелый позднеимперский стиль.
Дворянское собрание (Дом Союзов)[ | ]
Построено как клубный дом между 1784 и 1790 годами. Несмотря на многочисленные внешние изменения (последние в 1903–1908), Колонный зал (Колонный зал, 1784 –1787) внутри очень близко к оригиналу Казакова. Зал назван в честь 28 внутренних коринфских колонн, все дерево с отделкой из белого искусственного мрамора. В нем, пожалуй, лучшая акустика в Москве, и она всегда была главной сценой для классической музыки. В советское время здесь проходили партийные съезды и панихиды по Ленину и Сталину.
Голицынская больница[ | ]
Голицынская больница была построена с частным пожертвованием 900 000 рублей покойного князя Дмитрия Голицына (1721–1793) при условии, что больница останется бесплатной для всех, независимо от их материального положения или вероисповедания. Казаков был архитектором семьи Голицыных. Больница была открыта 21 июля 1796 года. На этот раз Баженов ассистировал Казакову. При поддержке вдовствующей императрицы Марии Федоровны первый этап был завершен к 22 июля 1802 года. В 1812 году больница на 130 коек была спасена от пожара. Здесь размещались раненые как французской, так и русской армий. Позже были построены первая и вторая городские больницы. В 1918 году все три больницы были объединены и сегодня известны как «Первый город» (Первая Градская). Центральное ядро больницы остается очень близко к оригиналу Казакова.
Павловская больница («Четвертая городская больница»)[ | ]
Единственная работа Казакова, которая осталась неизменной на протяжении двух веков. Основанная в 1763 году, это была самая старая государственная больница в Москве. В 1802 году Казаков начал перестраивать главное здание в строгом неоклассическом стиле; боковые постройки были добавлены Жилярди в 1820-х годах. В процессе строительства Казакову было предъявлено обвинение в мошенничестве; он был избавлен от уголовного преследования, но потерял свою лицензию архитектора, что лишало его возможности получать финансирование от государства.
Архитектура русского классицизма
С точки зрения градообразования построенные в это время Казаковым казенные и частные здания имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма. В 1782 году Матвей Федорович начал возведение здания Московского университета, которое осуществлялось в три этапа более десяти лет.
Зодчий отказался от усложненных элементов, обилия скульптуры, добиваясь простоты и величественности строения. В результате здание университета органично вошло в ансамбль центра Москвы, а своим обликом напоминало крупную городскую усадьбу. В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию», которая вела основные государственные строительные работы в Москве. Фактически он стал главным архитектором города.
В это время его талант раскрылся наиболее полно. Зодчий непрерывно получал заказы на возведение частных дворцов и домов, а также исполнял государственные поручения по проектированию в Москве и других городах Российской империи (Екатеринославе, Истре, Коломне и других). В те годы старая столица переживала настоящую «строительную горячку».
Градостроительно-архитектурные разработки Казакова
Представляет обустройство центральных площадей и улиц Москвы. Возведенные им дома определили облик Ильинки — единственной в XVIII столетии московской улицы, здания на которой стояли «сплошною фасадою» с соблюдением единой высоты. Среди них — дом купцов Калинина и Павлова (не сохранился), построенный в конце 1780-х годов на месте разобранного старого Посольского двора. Он знаменит тем, что был одним из первых строений в Москве, совмещавших жилые и торговые функции и отвечавших практическим требованиям времени, то есть являлся чем-то вроде жилого Гостиного двора.
И общественно-жилое назначение здания было новшеством. Этот дом занимал немалую часть улицы и выходил торцом на нее, таким образом оформляя парадный подъезд к планировавшейся на Ильинке новой площади. Сообразно занимаемому месту и общественной значимости он был выполнен в торжественных монументальных формах, а его ведущее место в создававшемся ансамбле было подчеркнуто «сильным» коринфским портиком. Квартал рядом с ним занимал дом Хрящева (не сохранился), имевший скругленные углы и огибавшую его галерею; он был близок по высоте с соседним калининским домом, но выполнен в других архитектурных формах.
Обозреваемый главным образом с улицы, а не с площади, он был без крупных пластических перепадов. В нем преобладали горизонтальные членения, подчеркнутые сильно вынесенным и обогащенным карнизом, завершавшим второй этаж. Наиболее цельной по характеру архитектуры в то время была Тверская улица в отрезке между Охотным Рядом и Тверским бульваром.
Это была парадная улица города, чуть ли не целиком занятая дворцами знати. В 1773 году во время пожара деревянные дома на ней выгорели, а каменные почти все были повреждены, что предоставило возможность застроить Тверскую в относительно едином архитектурном облике. Двадцать лет Казаков возводил и реконструировал на этом участке почти все наиболее значительные здания и разработал проект планировки и архитектурного оформления Тверской площади.
Здесь проявились отличительные черты творчества Казакова, стремившегося к максимальному усилению регулярности и приданию уравновешенности сторонам улицы. Это особенно явно демонстрировали вынесенные на красную линию здания, ордерность архитектуры, примерно одинаковая этажность и высота зданий. Дом генерал-губернатора (ныне — мэрия Москвы) на Тверской площади Казаков выстроил и дополнил корпусами в 1782 году. Для него уже имелся проект и даже был выложен цокольный этаж.
Это единственный случай, когда зодчий строил здание по чужому плану. Но подъезд с улицы, интерьеры и главная лестница были спланированы им лично. В начале 1790-х годов, одновременно с окончанием строительства здания университета на Моховой улице, архитектор завершил и Университетский благородный пансион на Тверской (дворянский институт с пансионатом), украсив его строгим тосканским портиком.
Последние годы[ | ]
В 1806 году больной Казаков окончательно ушел из практики. После Бородинского сражения дети Казакова эвакуировали его в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы — это известие ускорило кончину мастера. Родственники пытались оградить его от новостей о пожаре в Москве, но в конце концов новости дошли до него. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря[8].
У Казакова было три дочери и три сына, все сыновья обучались архитектуре. Павел и Василий умерли молодыми; Матвей пережил своего отца и умер в 39 лет[9].
Самыми успешными учениками и помощниками Казакова были Иосиф Бове, Иван Еготов (1756–1814), Федор Соколов (1752–1824) и Алексей Бакарев (1762–1817).
Полный список работ (дополняется)[ | ]
Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
Казаков и Баженов
Василий Иванович Баженов (1738-1799) – великий русский зодчий, который был ровесником Казакова. К моменту их встречи Баженов уже прошел школу европейской архитектуры после окончания Академии художеств, проведя долгие годы во Франции и Италии. Он выполнил модели собора Св. Петра в Риме и галереи Лувра в Париже, впитывал знания и опыт ведущих мастеров французского классицизма: Клода-Никола Леду, Жака-Жермена Суффло и др.
В отличие от Баженова Казаков не покидал Россию, поэтому старался добавить к своему практическому опыту и баженовское понятие архитектуры как высокого искусства, открыть новую красоту в сочетаниях объемов, в планировочных решениях, в изысканности декора. Работы Матвея Федоровича понравились Баженову, и он привлек его к сотрудничеству над грандиозными заказами, полученными от самой императрицы.