архитектор шехтель биография краткая
Шехтель Фёдор Осипович
Он оставил после себя не просто творческое наследие – целую Москву. К сожалению, некоторые здания, спроектированные Шехтелем, были уничтожены в 30-е годы, в связи с грандиозными планами Советской власти по перестройке центра столицы. Но и то, что сохранилось, является несомненными шедеврами.
↑ Биография Федора Шехтеля
Он родился в Петербурге 26 июля (7августа) 1859 года. Его отец учился в то время в технологическом институте. В семье было пятеро детей. Родом отец будущего архитектора был из Саратова, и семейные дела потребовали его возвращения в родной город. В Саратове у Шехтелей был прибыльный алкогольный бизнес. Они держали увеселительный сад. Спустя несколько лет семья распалась. Отец умер от воспаления легких. Из-за неудачных вложений в золотые сибирские прииски имущество пошло прахом. Имущество пошло с молотка, детей отдали на усыновление в другие семьи. Оплачивать обучение в гимназии было некому, и тринадцатилетнего Федора пристроили в училище при духовной семинарии. С этого времени страх перед бедностью преследовал его всю жизнь.
В 1875 году Шехтель приехал в Москву. Здесь он проживет последующие 50 лет. Облик города, начиная с последних десятилетий XIX века, будет складываться при его непосредственном участии. В доме Третьякова, где служила экономкой его мать, Шехтель познакомился с архитектором Александром Каминским, который станет для него первым учителем и старшим другом. Через год Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако средств закончить обучение не хватило – через два года он был отчислен.
Училищу Шехтель был обязан знакомством с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым. Последний свел Шехтеля с братом Антоном. Их многое объединяло. Шехтелю приходилось подрабатывать рисовальщиком под псевдонимом «Финь Шампань» в тех же журналах, где печатались ранние рассказы и фельетоны Антоши Чехонте. Выход из бедности был только один – браться за любую работу и делать ее быстро и добросовестно. Шехтель не отходит от чертежной доски, сотрудничая с архитектурными мастерскими, рисует для журналов, оформляет книжные и нотные обложки, делает декорации к торжествам и массовым гуляниям, придумывает театральные костюмы.
Для коронации Александра III им была выполнена грандиозная композиция «Весна-красна». Так пришла слава. В 1894 году Шехтель получает право подписывать работы собственным именем. Федор Осипович спроектировано здание Московского художественного театра в Камергерском переулке. В 1902 году вместе со Станиславским, Немировичем-Данченко и Саввой Морозовым он создал здание, ставшее эталоном новой театральной культуры. Оно соединило в себе красоту, простоту и удобство. Причем работал Шехтель безвозмездно. Он придумал и символ театра – чайку, парящую над волнами. В том же году Шехтель получает звание академика архитектуры. Он становится создателем нового стиля, получившего название русский модерн. Этот стиль стал неотъемлемой частью Серебряного века отечественной культуры.
Шехтелю принадлежат многие московские особняки (в частности, особняк Рябушинского), по его проекту построено здание Ярославского вокзала. Новаторским было проектирование отжилых помещений, предназначенных для прислуги. Принципом русского модерна было «не человек для дома, а дом для человека». Тщательность в отделке зданий объяснялась требованиями уюта и комфорта. Шехтель славился безукоризненностью строительных работ. Красота и качество были для него тождественными понятиями. С приходом большевиков у Шехтеля реквизируют дом и дачу. Семья перебирается в квартиру дочери, но и там их уплотняют, подселяют нескольких жильцов. Последние годы жизни Шехтеля – снова бедность и невостребованность. Из архитектурных проектов реализован только павильон Туркестана. Умер Федор Осипович 7.07 1926 года в Москве.
Федор Осипович Шехтель — краткая биография
Полное имя: | Шехтель Федор Осипович (Франц-Альберт Шехтель) |
Дата рождения: | 07.08.1859 |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Архитектор, живописец, график, сценограф |
Дата смерти: | 07.07.1926 (66 лет) |
Федор Осипович Шехтель – прославленный русский и советский зодчий. Не получив диплома архитектора, внес самый большой вклад в развитие гражданского строительства на рубеже XIX и XX веков. Его эксперименты по смешению стилей привели к возникновению совершенно нового, самобытного направления – «русского модерна».
Детство и юность
Франц-Альберт Шехтель происходил из семьи баварских колонистов в третьем поколении. Он был вторым ребенком промышленника Осипа (Иосифа) Шехтеля и Дарьи Карловны (Розалии Доротеи) Гетлиб. Родился будущий знаменитый архитектор 26 июля (7 августа) 1859 г. в Санкт-Петербурге. Мальчик был крещен в католической церкви Святой Екатерины. Потом семья пополнилась еще тремя детьми.
Федор Шехтель (справа от отца) с семьей в детстве
В феврале 1866 г. семья переехала в город Саратов. Там проживал старший брат отца, Франц Осипович. Он владел крахмальным заводом, был основателем и попечителем театра. Через год Осип Оипович простудился и скоропостижно скончался. Заботу о большой семье на себя взял Франц Осипович. Однако он также вскоре умер. После кончины кормильца семья осталась с запутанными долгами, практически без средств к существованию.
С помощью зятя Франца Осиповича, Тимофея Ефимовича Жегина, который был тогда гласным саратовской городской Думы, удалось продать часть имущества. По протекции Жегина Дарья Карловна устроилась экономкой в дом купца и мецената П. М. Третьякова. Дети остались на домашнем воспитании, их приютила семья Тимофея Ефимовича.
После смерти Т. Е. Жегина большая семья уехала из Саратова. Шестнадцатилетний Шехтель поселился у матери, в доме Третьякова. Павел Михайлович поручил талантливого юношу заботам своего зятя А. С. Каминского. Александр Степанович Каминский тогда был видным архитектором, его постройки во многом сформировали архитектурный облик Москвы второй половины XIX в.
Семья (слева направо): Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип. (Москва, 1875)
Краткая биография
Личная жизнь
15 июля 1887 г. Франц Осипович сочетался браком с Натальей Тимофеевной Жегиной, дочерью своего попечителя. Она приходилась ему двоюродной племянницей. У них было четверо детей.
С женой Натальей и дочерью Екатериной
Старшая дочь, Екатерина (1888 г. – 1968 г.), имела слабое здоровье, никогда не была замужем. Свою жизнь она посвятила домашнему хозяйству и заботе об отце.
Сын Борис родился в 1890 г., умер пятилетним от воспаления легких. На его могиле на Ваганьковском кладбище Шехтель возвел некрополь, в котором была впоследствии похоронена вся семья, включая самого архитектора.
Младший сын, Лев (1892 г. – 1969 г.), взял фамилию матери. Он был живописцем и искусствоведом. Самая известная работе – «Язык живописного произведения».
Младшая дочь – Вера (1896 г. – 1958 г.). С детства проявляла художественный талант. Была участницей движения футуристов. В 1918 г. вышла замуж за архитектора Генриха Гиршенберга. В 1919 г. родила дочь Марину. По некоторым источникам отцом Марины был Владимир Маяковский, который уехал в Париж, бросив юную возлюбленную.
В 1924 г. Вера Федоровна снова вышла замуж за ученого секретаря Госплана СССР С. В. Тонкова. Сын Вадим (1932 г. – 2001 г.) стал заслуженным артистом СССР, прославился эстрадным образом эксцентричной дамы – Вероники Маврикиевны.
След в истории
Искусствоведы называют Шехтеля создателем нового языка архитектуры. Смелые искания и замыслы привели его на вершину исторически первого этапа современной архитектуры – русского модерна.
В своей деятельности архитектор всегда опирался на интересы заказчика, стараясь сделать здание не только внешне интересным, но и удобным.
Именем Шехтеля названа малая планета и аллея в Москве.
Имеются записи о 210 сооружениях, возведенных зодчим за время своей деятельности. Сохранились 86 зданий, из которых большая часть находится под охраной государства.
Федор Шехтель во время реконструкции 1902 г. придумал занавес сцены МХТ со знаменитым орнаментом из завитков и изображением чайки, которая стала символом театра.
Около вокзала поставлен памятник архитектору. В 2015 г. Банк России выпустил юбилейную серебряную монету номиналом 25 руб. из серии «Архитектурные шедевры России». Посвящена она Ярославскому вокзалу.
Гений русского модерна. Федор Шехтель.
Фёдор Осипович Шехтель (1890-е).
Русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19-20 столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
Семья Осипа Шехтеля в 1865 году. Будущий зодчий стоит справа от отца.
Семья Шехтелей (слева направо) Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип (1875).
Федор Шехтель с женой и сыном.
Архитектурный стиль:
Эклектика, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (дом-музей Горького) (1900).
Работал в городах:
Москва, Саратов, Балаково, Таганрог, Иваново, Нижний Новгород, Великое (село в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области).
Особняк Морозова на Спиридоновке (1883).
Усадьба Локалова в Великом (Ярославская область).
Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог.
Важнейшие постройки:
Особняк на Спиридоновке (1893), Торговый дом М. С. Морозова на Мясницкой ул. (1898—1903), особняк С. П. Рябушинского (1903), особняк А. И. Дерожинской (1901—1904), павильоны Русского отдела на выставке в Глазго (1901, не сохр.), Ярославский вокзал в Москве (1902—1904), здание МХТ в Камергерском пер. (реконструкция, 1902), типография Рябушинских «Утро России» (1907), доходный дом Строгановского училища на Мясницкой (1904—1906), собственный дом на Большой Садовой (1910).
Павильон на Триумфальной площади.
Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке.
В настоящий момент известно о более чем 210-ти архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86-ти возведённых по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.
Проект памятника 26 бакинским комиссарам (1923).
Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина в Москве (1924)
Назначенной Шехтелю весной 1926 года по ходатайству А. В. Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало (назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало на лекарства, тяжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете). Тяжелобольной и нигде не работающий Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:
«Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист.»
В мае зодчий переехал вместе с семьёй на арендованную дачу в Петровско-Разумовское (Новое шоссе, 23 На этой даче Фёдор Осипович Шехтель скончался от рака желудка 7 июля 1926 года. Отпевание Шехтеля прошло в церкви Святого Ермолая на Козьем болоте, в которой десятилетием ранее Фёдор Осипович принял православие.
Ф. О. Шехтель был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 15) на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.
Надгробие семьи Шехтель.
Франц Осипович Шехтель. Архитектор-гений
Когда мы говорим об архитектуре Москвы, то вспоминаем имена таких архитекторов, как Федор Шехтель, Матвей Казаков, Осип Бове. Без них архитектурный облик нашего города был бы совершенно иным. Мы открываем серию публикаций про московских архитекторов, создавших наш город таким, каким мы его любим и ценим. Особое внимание стоит уделить творчеству Франца Осиповича Шехтеля. Всего известно 210 архитектурных работ этого мастера, из них 86 построек дошли до наших дней. В Москве сохранилось 66 объектов, построенных или декорированных великим архитектором. Прежде чем перейти к проектам зодчего, скажем несколько слов о самом архитекторе, архитекторе-гении.
Краткая биография
Франц Осипович Шехтель родился в 1859 году в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев. В 1860 году семья переехала в Саратов, где отец Франца Осип Осипович имел ткацкую фабрику, открыл гостиницу, магазин и даже организовал летний театр в увеселительном «Саду Шехтеля». Кстати, любовь к театру передастся и его сыну, в чем мы убедимся позднее. В Саратове юный Франц получил первоначальное образование. В 1867 году Осип Осипович скоропостижно скончался, оставив вдову с семью детьми практически без средств к существованию. Мама Шехтеля Доротея Карловна вынуждена была устроиться на работу экономкой, но ей повезло. Она поехала в Москву и поступила на работу к Павлу Михайловичу Третьякову, бесспорно оказавшему огромное влияние на развитие художественного вкуса Шехтеля.
Известный архитектор Александр Степанович Каминский был женат на сестре Третьяковых Софье, он много строил для их семьи. В 1875 году 16-летний Франц Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, курс Д. Н. Чичагова. В это же время юный Франц начинает работать помощником Каминского. В 1878 году Шехтеля отчислили из училища за прогулы, так как будущий великий архитектор вынужден был много работать, чтобы прокормить семью (его мама болела). Да, Шехтель – гений! Он не доучился, был самоучкой, но как тонко зодчий чувствовал архитектуру, воплощал в своих строениях смелые новаторские идеи того времени и даже умудрялся просчитывать все инженерные коммуникации – в его особняках всегда были отопление, канализация, вентиляция!
Признание и слава
Одним из первых крупных заказов, который в итоге принёс славу, был даже не дом, а готический замок – особняк Зинаиды Морозовой. Обязательно в будущем прогуляемся по его залам. На тот момент у Шехтеля даже не было диплома архитектора!
Ф. Шехтеля по праву называют архитектором модерна – нового стиля, зародившегося в конце 19 века. В этом стиле построен особняк Рябушинского. Этот дом удивителен и прекрасен, ему будет посвящена отдельная публикация.
Собственные дома Ф. Шехтеля
Внимательные читатели наверняка удивляются, почему мы называем Федора Шехтеля Францем, а не Федором, как его зовут во всех энциклопедиях.
Интересный факт: Федором Шехтель стал только в 1915 году после перехода из католичества в православие. Крестился Шехтель в церкви святого Ермолая на Козьем болоте. Церковь была снесена в 1932 году, на ее месте сегодня разбит сквер аллеи Федора Шехтеля. Совсем рядом с аллеей находится собственный дом архитектора на Большой Садовой, дом 4.
Район Москвы между Никитской и Ермолаевским переулком – место, где Шехтель жил и творил. Особняк на Большой Садовой был построен в 1910 году Федором Осиповичем в рекордные сроки – всего за 3 месяца. Архитектурный стиль постройки – неоклассицизм с элементами ампира. На фасаде почти нет декора, присутствуют лишь строгие дорические колонны и небольшой портик. Над аркой помещен фриз с античными фигурами, а в центре композиции, выполненной по рисунку самого зодчего, находится Афина Паллада. Это был третий и последний дом, который построил для себя и семьи архитектор. В 1917 году Шехтель продал дом, так как не мог позволить себе его содержать. В советское время работать буржуазному архитектору не давали, он продавал редкие книги, искал работу.
Перейдём ко второму собственному дому архитектора (первый его дом не сохранился). Для этого после дома 6 свернем направо, пройдем по аллее Архитектора Шехтеля через сквер. Проходим сквер и упираемся в Ермолаевский переулок, который, кстати, получил свое название в честь храма. Храма больше нет, но его имя сохранилось в названии улицы. Затем поворачиваем налево и идем до дома 28. Перед нами второй собственный дом Шехтеля, построенный в 1896 году в неоготическом стиле. Дом расположен на маленьком участке – на изгибе дороги, и архитектор гениально обыгрывает этот дефект, проектируя сложные геометрические объемы и три фасада. Интересно мозаичное панно с ирисами над входом в дом. Оно символизирует три возраста человека: бутон ириса, расцветший цветок и увядающий. Цифра 96 означает год завершения строительства особняка, а буква S – фамилию владельца (Schechtel).
Скоропечатня Левенсона
Пройдем дальше по Ермолаевскому переулку, который вскоре перейдет в Трехпрудный. Нам нужен дом 9. Перед вами очередное творение талантливого зодчего «Скоропечатня товарищества Левенсон А. А.» Административное здание типографии было построено в 1900 году в стиле модерн. Скоропечатня стала первой типографией в России, построенной в новом стиле. Главный фасад образует любимую Шехтелем симметрично-асимметричную композицию. Если пройти немного вверх по Мамонтовскому переулку, то нам будет видна только симметричная часть фасада, но стоит нам вернуться опять в Трехпрудный, как мы увидим, что левая часть фасада значительно шире. Башенки, эркеры, извилистые линии, окна разных форм и размеров – это все модерн. Обратите внимание на башенки – они перекликаются с собственным особняком Шехтеля в Ермолаевском. Внутри типографии находится очень красивая лестница, похожая на лестницу-волну в особняке Рябушинского, посмотреть на которую можно пока разве что из окошка, так как дом закрыт для посетителей.
Печальное завершение жизненного пути
Федор Шехтель умер в бедности в 66 лет от тяжёлой болезни. Будучи без средств, состоя на социальном обеспечении, имея на содержании жену и дочь-инвалида труда, Шехтель жил, окружённый несметными богатствами: «Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека – бесценны; около десятка инкунабул начала XV столетия, которые оценивают в сотни тысяч, никто не покупает. Все мои картины должны быть в музеях, офорты… оригинальная бронза, удивительная скульптура Коненкова, Сомова, Полайоло, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор Саксонский, Попова, вазы этрусские, Танагры, Помпеи, керченских раскопок, за венецианское зеркало восьмигранное, которое с пошлиной обошлось 1000 рублей, дают 15 руб., гобелен фламандский XVI столетия 5×4 аршина, цена ему 3-4 тысячи, дают 200 рублей» – отрывок из письма Ф. Шехтеля к Ивану Сытину (письмо датировано 1926 годом).
Шехтель — звезда русской
архитектуры
Известный зодчий немецкого происхождения Фёдор Осипович Шехтель (урожденный Франц-Альберт Шехтель) вписал своё имя в историю русской архитектуры золотыми буквами.
Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года. Корни его семьи уходят в Германию, но детство будущего архитектора прошло в Санкт-Петербурге, а в шесть лет он вместе с семьёй переехал в Самару. Его мать, Доротея Гетлих, была дочерью когда-то состоятельного купца, неудачно вложившего свой капитал в сибирские золотые прииски. Надеясь исправить ситуацию, хранительница очага отправилась в Москву, где волею судьбы попала в дом Павла Михайловича Третьякова и устроилась у него экономкой. Впоследствии зять создателя известнейшей картинной галереи, Александр Степанович Каминский, оказал огромное влияние на зодческую карьеру юного Шехтеля.
Фёдор Осипович оказался блистательным учеником, с лёгкостью превзошедшим своего наставника. За какой бы стиль он ни принимался — неоготический, неорусский, неоклассический или созданный им самим национальный вариант модерна – его везде ждал успех. Идеи молодого зодчего были свежи и смелы, а положение выходца из разорившейся интеллигентной семьи только разжигало огонь стремлений достичь новых вершин. Возможно, этим и объясняется невероятная плодовитость архитектора.
Пожалуй, венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал, расположенный в Москве около станции метро «Комсомольская». Проект был полностью составлен в 1901 году, а возведение этого поистине масштабного памятника архитектуры проходило с 1902 по 1904 год. На месте неказистых построек зодчий возвёл настоящий дворец в неорусском стиле. В его оформлении угадываются традиционные русские мотивы. Это огромная арка на входе, украшенная гербами Москвы, Архангельска и Ярославля, взмывающие вверх башни и высокая кровля, увенчанная ажурным гребнем, напоминающая крышу старинного терема.
До революций здание славилось богатым внутренним убранством, однако многочисленные реставрации и перестройки превратили когда-то роскошный интерьер в безличные и скучные казенные помещения.
Следующий шедевр – это всем известный в России и за рубежом МХТ им. А. П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Над этим проектом Шехтель работал безвозмездно, из любви к искусству, а все затраты по строительству взял на себя русский меценат Савва Морозов.
Безликое здание театра было перестроено по замыслу Фёдора Осиповича: в его новой версии царит атмосфера преклонения перед великим и вечным искусством. Идея была настолько близка архитектору, что он на время отказался от всех своих проектов и весь 1902 год посвятил планировке и строительству этого здания. Биограф зодчего писал:
«Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений»
И это действительно так, потому что продумано и тщательно распланировано было всё — от парадного входа до занавеса с изображенной на нем той самой знаменитой чайкой, которая и стала эмблемой МХТ им. А. П. Чехова.
Согласно всем традициям древнерусского зодчества, церковь была возведена за месяц, но простояла всего 45 лет, а закрыта была и того раньше – уже через 20 лет после завершения строительства. К сожалению, это деревянное сооружение не сохранилось до наших дней. Но сегодня в 300 метрах от первоначального расположения церкви стоит её копия, возведенная в 1997 году.
Огромную известность принесли архитектору возведенные им особняки. И первый среди них по значимости принадлежал супруге Саввы Морозова, Зинаиде Григорьевне.
Дом на Спиридоновке напоминает замок: он наполнен духом романтичности и аристократизма. Внутри можно увидеть настенные панно, скульптуры и витраж работы Михаила Врубеля, с которым Шехтелю посчастливилось работать над проектом особняка. Особый изыск помещению придает готическая парадная лестница из резного дерева.
Морозов сам выбрал для особняка стиль – английскую неоготику, вероятно, так сложилось из-за предпочтений хозяина, несколько лет прожившего в Манчестере. В остальном же он предоставил амбициозному архитектору полную свободу и неограниченные возможности.
Шехтель и Врубель вместе тщательно продумали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Кстати, считается, что именно это здание стало прообразом дома булгаковской Маргариты. Сейчас в особняке располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел России.
Особняк строился с 1902 по 1906 год. Во внешнем облике постройки и внутри нее рациональность и удобство сочетаются с красотой и поэтичностью. Проект Шехтеля потрясает своей беспрецедентной смелостью: автор полностью игнорирует традиции классицизма, забывая о симметрии и чёткости форм.
Рамы огромных окон украшают узоры из переплетающихся ветвей, а решетка ограды выполнена в виде повторяющихся спиралей. Главным украшением дома стал венчающий его широкий майоликовый фриз с изображением орхидей и водорослей. Всё в интерьере словно рассказывает сказку о подводном царстве: на полу выложен рисунок в виде гальки, на стенах многочисленные витражи со стрекозами, парящими над волнами, а над лестницей сверкает лампа в форме медузы.
Ещё одно поразительное творение Шехтеля — Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона. Это здание было возведено в 1900 году в Трёхпрудном переулке. Оно по праву считается одним из самых красивых домов в Москве. Скоропечатня А. А. Левенсона стала первой типографией в стиле модерн.
Она состоит из двух самостоятельных частей: первая — административное здание издательства и редакции, выполненное предельно просто и лаконично, вторая — административный корпус, отдалённо напоминающий романо-готический замок. Типография была закрыта в 1917 году, но любоваться объектом культурного наследия можно до сих пор.
И, конечно, никак нельзя забыть об особняках самого Шехтеля. Всего их было построено три. Один из них расположен в Ермолаевском переулке, совсем недалеко от станции метро «Маяковская». Этот дом построен с учётом личных капризов архитектора и полностью удовлетворял все его требования. В стиле почти ничего не осталось от Средневековья, зато чувствуется сильное влияние модерна.
Здание состоит из нескольких частей, заметно отличающихся друг от друга своим внешним видом. Это говорит о том, что Шехтель любил экспериментировать, и уж в своём-то доме он мог себе это позволить. Вот и вышло так, что башни соседствуют с выступающим вперед прямоугольным корпусом с высокой кровлей и пристроенным позднее корпусом в форме неправильного треугольника. К сожалению, в настоящее время попасть внутрь особняка не представляется возможным, поскольку сейчас в нем расположено посольство Уругвая.
Умер Фёдор Осипович Шехтель 7 июля 1926 в возрасте 66 лет. Невозможно переоценить его вклад в русское и европейское зодчество. Шехтеля по праву называют создателем нового языка архитектуры. Именно он превратил ар-нуво в русский модерн. Среди его работ насчитывается более 210 объектов культурного наследия, а 86 из них дошли до наших дней. Именно ему мы обязаны шедеврами русской архитектуры, которые легли в основу всемирного представления о старой Москве. Один из современников говорил о Шехтеле:
«Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…»
Так и вся его жизнь была наполнена яркими взрывами, водоворотами страстей и творческих побед. Фёдор Осипович Шехтель оставил глубокий след в истории отечественной архитектуры.