архитектор жолтовский биография личная жизнь

Иван Жолтовский. Архитектор

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6510841 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6510841 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6510841 900.

Иван, тогда еще Ян, Владиславович Жолтовский родился 27 ноября 1867 г в Пинске. Здесь, в столице Полесья, ему и суждено было провести свои первые двадцать лет жизни. Владислав Жолтовский, его отец, умер преждевременно, когда сыну было только одиннадцать лет. Его могила до сих пор сохранилось в центре старых римско-католических кладбищ в Пинске. Тут же Ян / Иван Жолтовский закончил школу, гимназию и реальное училище.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6511087 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6511087 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6511087 900.

Но, обвиняя Жолтовского в потакании вкусам кремлевских вождей, или в анахроничном классицизме, все критики должны были признать высочайший профессионализм, академическое великолепие и невероятную работоспособность Жолтовского. А вот учеба в императорской Академии искусств, куда он поступил в двадцать лет, растянулась у него на 11 лет! Небогатая семья пинского шляхтича мало чем могла помочь своему гениальному сыну, который из-за этого должен был постоянно подрабатывать, браться за различные строительные заказы. В течение всей жизни Жолтовский много времени проводил на стройке, иногда не только совершая архитектурный надзор, но и обучая секретам мастерства плотников, каменщиков и штукатуров.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6511300 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6511300 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6511300 900.

Наконец, Жолтовский в 1898 году закончил свой дипломный проект «Народный дом», который был сделан им в мастерской профессора Л.И. Тамишко, и получил звание архитектора-художника. По окончании Академии Жолтовский отправился в далекий сибирский Иркутск, где должен был работать, но остановился в Москве, где получил приглашение преподавать в Строгановском училище. Так, стечением обстоятельств, Жолтовский связал свою судьбу с Москвой, где и жил до конца своих дней. Одной из его первых работ стал проект гостиницы «Метрополь», которая, однако, сгорела уже в 1902 году, не успев открыть двери для гостей.

В 1903 году Жолтовский, выиграл конкурс на постройку здания Скакового общества. Согласно условиям конкурса, здание требовалось спроектировать в соответствии с модным тогда стилем английской готики. Но, выиграв конкурс на проектирование, Жолтовский выполнил сразу и новый проект, в духе вариации на темы русского ампира и итальянского ренессанса. Зодчий из Пинска посчитал, что такая архитектура будет чуждая Москве, и смог удивить и удовлетворить тогдашнюю просвещенную публику, использовав вариации на классические темы. В его версии классические мотивы получили новый, почти неузнаваемый характер. Это был первый образец того отличительного стиля Жолтовского, который он разрабатывал всю оставшуюся жизнь.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6511612 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6511612 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6511612 900.

Здесь нужно отметить, что знакомство Жолтовского с Италией, ее культурой и языком не было поверхностным и только теоретическим. Начиная со студенческих лет, в перерывах между строительными сезонами он много путешествовал по Европе, прежде всего по Италии, в которой бывал двадцать шесть раз (!), даже в годы сталинщины. Там он, жадный к знаниям, много рисовал, делал архитектурные обмеры, делал наброски орнаментов и деталей зданий. Он даже сумел зафиксировать на пленке колокольню собора Сан-Марко, рухнувшего в июле 1902 г. По причине непродуманной реставрации. Этот итальянский опыт, к которому он обращался регулярно, много содействовал в дальнейшей его работе. Жолтовский свободно владел итальянским, впрочем, и польским, и немецким, и латынью, что сильно выделяло его среди всех советских коллег-строителей. И, конечно же, колоссальным вкладом в развитие отечественной архитектурной теории и истории культуры стал его перевод «Четырех книг об архитектуре» Андреа Палладио на русский язык (издан в 1937). Он сам руководствовался палладианскими принципами и неоднократно прямо подражал им. Одним из положений этой теории было положение о визуальном увеличении архитектурного объекта.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6511709 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6511709 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6511709 900.

Академик А. В. Щусев, вспоминая свои студенческие годы, рассказывал, что вокруг Жолтовского всегда собирались студенты Академии художеств в Петербурге и разговаривали об искусстве. Тот период его биографии уже можно считать зарождением культовой «школы Жолтовского». Стремление к осмыслению искусства, поиски ответов на вопросы эстетики и законов мироздания, отличали его уже в юности. Еще в те годы он начал создавать свою теорию о композиции прекрасного. Такой подход не мог не стать педагогическим. Мучительный поиск Жолтовским идеального архитектурного образа способствовал широкому подходу к решению задачи, раскрывал индивидуальности и развивал инициативу, в нем самом была заложена система совершенствования мастерства. Именно поэтому Жолтовский обрел такую ​​широкую популярность и любовь как воспитатель и наставник. Многие работали вместе с ним и учились на его постройках. Но еще большее количество людей, несколько поколений архитекторов, получили знания и опыт, совершенствовали мастерство под его руководством уже в советское время.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6512008 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6512008 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6512008 900.

Жизнь архитектора в советские годы

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6512262 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6512262 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6512262 900.

Им же был разработан проект Всероссийской сельскохозяйственной выставки (позже ВДНХ). Именно в эти годы под руководством Жолтовского возводятся здания Московской ГЭС, Госбанка на Неглинной, кинотеатры «Слава» и «Буревестник».

Здание Московского ипподрома, 1950—1955

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6512523 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6512523 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6512523 900.

Здание Московского ипподрома, 1950—1955

Жолтовский vs. Сталин

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6512886 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6512886 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6512886 900.

В 1932 Жолтовскому было присвоено звание заслуженного деятеля науки и искусства РСФСР. Тридцатые годы были очень плодотворными для зодчего. Он много строит в Сочи, Грозном, Дом Советов в Махачкале, разрабатывает проекты Института литературы имени Горького в Москве, театра в Таганроге, дома на Маховой улице в Москве.

В 1939 году И.В. Жолтовский был назначен руководителем архитектурной мастерской, которая в 1945 г. была реорганизована в школу-мастерскую Жолтовского. Ученики этой мастерской принимали участие в строительстве и восстановлении не только Москвы, но и городов Беларуси. В его московской мастерской проектировались и корректировались планы послевоенного восстановления Гомеля и строительство отдельных объектов в Мозыре и Пинске.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6512990 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6512990 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6512990 900.

В конце 1940-х годов школа Жолтовского подверглась критике и гонениям, но в 1950 году, когда мастерам школы во главе с мэтром присудили Сталинскую премию, критика и сомнения утихли.

Перед Великой Отечественной войной он проектирует, а в конце сороковых годов строит два жилых здания в Москве: на Смоленской площади и на Большой Калужской улице.

Памятник на могиле И. В. Жолтовского на Новодевичьем кладбище

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 6513257 900. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-6513257 900. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 6513257 900.

Памятник на могиле И. В. Жолтовского на Новодевичьем кладбище

Иван Владиславович Жолтовский глубже кого бы то ни было и, возможно, тоньше других знал классическую архитектуру. При этом отличался удивительной последовательностью в своем творчестве. От начала и до конца своей многолетней деятельности он не выходил из круга архитектурных идей и тем итальянского Возрождения. Последней крупной работой зодчего стал конкурсный проект Дворца на Ленинских горах. Великому мастеру было в то время девяносто лет.

Умер Жолтовский в Москве 16 июля 1959 года. Так получилось, что вместе с ним ушел и тот великий стиль, который был им же создан и развит в невероятных размерах, что на самом деле, как и предопределил Сталин, превзошло почти все, созданное в предыдущие эпохи. И это обстоятельство по иронии судьбы, почти разрушило память о великом зодчем во времена культа личности. В 1960-1970-е упоминать его считалось вообще неприличным.

Как это не парадоксально, большая библиография Жолтовского, его переводы, статьи и воспоминания до сегодняшнего дня слабо изучены. Насколько авторскими были, например, записи его воспоминаний о Ленине? Сегодня мы имеем большое количество мемуаров его учеников, но исследований именно в белорусском контексте не проводилось. Остались неопубликованными мемуарные заметки о встречах с Жолтовским известных белорусских архитекторов Владимира Короля и Евгения Заславского. Наконец, недоступными для исследователей являются наброски и проекты Жолтовского для белорусских городов. Также же, как и его переписка со Сталиным.

Источник

Иван Жолтовский, академик архитектуры

архитектор Иван Владиславович Жолтовский (1867–1959) прожил долгую, плодотворную и относительно благополучную жизнь. Относительно — потому что в годы «борьбы с излишествами» ему тоже досталось, но тогда он уже имел все основания сказать: «Что слава. »

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 202 0048. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-202 0048. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 202 0048. Портрет архитектора

Доступные мне биографические сведения о Жолтовском представляют его жизнь как плавное восхождение к «вершинам». Смею думать, что с творцами подобного масштаба такого не случается; впрочем, драматизм их жизненного пути, как правило, остается для потомков нераскрытым.

Будучи наделен не только талантом, но еще и огромной работоспособностью, Жолтовский, тем не менее, получил звание архитектора только в 1897 году — через одиннадцать лет после зачисления в Академию художеств. У него просто не оставалось достаточно времени для работы над дипломным проектом «Народный дом», потому что, не имея иных финансовых возможностей, Жолтовский работал помощником у разных петербургских архитекторов.

Это был бесценный практический опыт: Жолтовский ощущал себя во всеоружии на любой стройплощадке, а не только за чертежной доской.

Историки архитектуры испытывают немалые затруднения при попытке безоговорочно отнести Жолтовского к неоклассикам — он, собственно, видел себя наследником великого Палладио. Италию Иван Владиславович любил страстно — он ее исходил и объездил, свободно владел итальянским, перевел для нас четыре тома трактатов Палладио, оставил сотни рисунков…

В Москве есть по крайней мере одно здание Жолтовского, известное большинству горожан постарше как «бывшее американское посольство». Этот дом на Моховой не только лучшая московская постройка Жолтовского, но и, на мой вкус, одно из красивейших московских зданий. Да, колоннада почти копирует palazzo del Capitaniato Палладио в Виченце (рис. 1) — об отношениях между этими зданиями можно прочитать у историка архитектуры и критика Григория Ревзина. Но именно почти — поскольку палаццо в Виченце остается достаточно «камерной» постройкой, а дом на Моховой — здание величественное.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 202 0049. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-202 0049. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 202 0049. Рис.1. Palazzo del Capitaniato Палладио в Виченце

К 1917 году Жолтовский был известным мастером с безусловной репутацией и солидным стажем профессора Строгановского училища. Сложился его стиль, интересы и пристрастия. К счастью, Жолтовский любил молодежь, так что при любом раскладе — если ему не мешали — роль мэтра была для Жолтовского естественна. И его ученики это ценили.

Вообще, профессионализм Жолтовского был очевиден даже для тех, кто совсем не разделял его «палладианство» — итальянская архитектура эпохи Палладио была для Жолтовского неким абсолютом, недосягаемой вершиной.

Неудивительно, что в логике Жолтовского было вполне естественно увенчать свое здание точной копией итальянской башенки XVI века — как это сделано им в жилом доме на Смоленской.

Все биографы Жолтовского пишут: когда в 1924 году он уехал в Италию, то считалось, что это навсегда. Однако через три года Жолтовский вернулся, и профессиональная жизнь его продолжалась, по-видимому, в привычных координатах. Вплоть до известного погрома архитектуры, в просторечии именуемого «борьбой с излишествами» (1955), Жолтовского в основном не трогали. Более того, в иерархии советских художественных организаций он занимал весьма высокие посты; масштаб художественных проектов, которые он официально возглавлял, был весьма крупным.

С 1920-х годов и до своей смерти в 1959-м Иван Владиславович жил и работал в маленьком старинном особняке на улице Станкевича (ныне Вознесенский переулок, дом 6), где государство выделило ему достаточно скромные «покои».

Удивительным образом Жолтовский сумел избрать такой стиль жизни, который позволил ему преподавать, руководить большими коллективами архитекторов, участвовать в крупнейших архитектурных конкурсах — и в то же время «не отступаться от лица». В общем — насколько об этом может судить внешний наблюдатель, — он проектировал и преподавал так, как для него было естественно; жил при этом весьма замкнуто, хотя всегда был открыт для студентов и вообще молодежи.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 202 0050. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-202 0050. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 202 0050. Рис. 2. Дом Скакового общества, 1903–1906

Рано избрав «своим» стилем неоклассику (см., например, здание Дома Скакового общества, 1903-1906, рис. 2), Жолтовский остался верен этому выбору. До революционных событий он строил городские особняки и загородные усадьбы (ср. имение Липки, рис. 3), нередко намеренно копируя своих любимых итальянцев; потом он участвовал в конкурсах наряду с другими советскими архитекторами, руководил мастерскими в рамках организации, которая позже стала называться Моспроект-1, учил студентов, переводил трактаты Палладио.

архитектор жолтовский биография личная жизнь. 202 0051. архитектор жолтовский биография личная жизнь фото. архитектор жолтовский биография личная жизнь-202 0051. картинка архитектор жолтовский биография личная жизнь. картинка 202 0051. Рис. 3. Имение Липки (современный вид)

В 1955 году вышло уже упомянутое знаменитое постановление «об излишествах». Через полвека Григорий Ревзин так описал эту попытку «отменить архитектуру»:

«До 1955 года у нас были архитекторы-классики, которые легко встают в ряд с мастерами Европы, возвращавшимися к классической традиции с XV по XIX век, мастерами ренессанс-ной Италии, классической и неоклассической Франции, русской классики пушкинского времени. Никогда московская архитектурная школа не обладала мастерами такого уровня таланта, эрудиции и свободы существования в классической традиции. После 1955 года этих людей отменили как класс» («Коммерсантъ», 7 ноября 2005 года).

В 1955 году Жолтовскому было 87 лет. Как сказал поэт, «…и не оспоривай глупца».

Жолтовский «не оспоривал». Он работал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Последний классик

Он был классиком, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Стал академиком еще до революции и сохранил это звание при большевиках. Отстаивал принципы классицизма в эпоху поисков новых форм и стилей. Встречался с Лениным, уезжал из страны и возвращался. А еще строил и преподавал. Все это о знаменитом русском архитекторе и великом интеллигенте Иване Жолтовском.

Шляхтич из Пинска

Будущий классик родился на территории современной Белоруссии в польской семье и при крещении в католическом костеле получил имя Ян. Род шляхтичей Жолтовских был старинный и уважаемый, но не богатый, хотя семья и владела имением в Бродчах. Отец будущего мастера умер, когда Яну чуть перевалило за десять и с финансами стало еще тяжелее.

Тем не менее, мальчик получил весьма добротное классическое образование в Пинской гимназии, где освоил латынь, польский, немецкий и итальянский языки. По окончании гимназии Ян-Иван уехал в столицу, и поступил в Академию художеств, которую окончил за год до наступления нового ХХ века.

Иван учился долго, почти одиннадцать лет. И дело было не в слабой успеваемости, а в желании до тонкостей разобраться во всех аспектах профессии. Иван Владиславович много раз уезжал за границу на стажировки и отвлекался от учебы для практической работы над проектами. Во-первых, нужны были деньги, а во-вторых, это приносило ему реальную пользу. Впоследствии он часто говорил своим ученикам, что практика в учебе важнее голой теории, а в идеале они должны идти параллельно. И почти все его ученики так или иначе проходили через совместную с мэтром работу в его мастерской.

Владимир Савостьянов / ТАСС

Стоит отметить, что уже во время учебы Жолтовский вполне сформулировал свое твердое пристрастие к классике. Собственно, и его частые поездки в Италию были вызваны необходимостью глубже понять этот стиль и особенно любимую им архитектуру эпоху Возрождения. Для Жолтовского идеи ренессанса навсегда станут путеводной звездой.

После нескольких лет работы в столице Жолтовский получил приглашение стать главным архитектором далекого Иркутска, но доехал только до Москвы. Архитектор остановился у скульптора Николая Андреева, который и рекомендовал его попечительскому совету Строгановского училища. Ивану Владиславовичу предложили взять на себя преподавание архитектуры, и он согласился. Так в 1903 году он оказался в Москве, которая с этого времени станет для него родной.

По воспоминаниям академика Щусева, еще во время учебы в Академии вокруг Жолтовского собирались студенты, и он часто становился центром (как сейчас сказали бы — модератором) творческих дискуссий. Преподавание оказалось призванием Жолтовского, и на этом поприще он будет работать до конца своих дней. Здесь же, в «Строгановке», он впервые организовал учебную мастерскую, но об этом чуть позже.

Это вовсе не означало, что Жолтовский перестал заниматься проектированием. Более того, уже первая его работа в Москве стала настоящим событием для города. Началось с того, что молодой и не очень известный в первопрестольной зодчий выиграл конкурс на постройку нового здания Скакового общества.

Согласно условиям конкурса, здание должно было быть спроектировано в соответствии с модным тогда стилем английской готики. Жолтовский выполнил условие, но сразу после этого представил заказчику и другой проект, сделанный в духе модернистских вариаций на темы русского ампира и итальянского ренессанса. Идея заказчикам понравилась, и великолепное здание (дом 7 по Скаковой аллее) по сей день является украшением нашего города.

Второй яркой московской работой мастера стал особняк Тарасова на Спиридоновке. За основу архитектор взял палацио Тиене в Виченце работы великого Андреа Палладио, но изменил пропорции, придав дворцу больше легкости и изящества. Некоторые критики даже пытались обвинять его в плагиате, хотя скорее можно говорить о свойственном модерну переосмыслении идей, в данном случае — идей Ренессанса.

Ну и не будем забывать, что архитектор работал для конкретного заказчика — купца первой гильдии Гавриила Тарасова, представителя знаменитой купеческой, а к тому времени уже банковской и промышленной южнорусской семьи. Слово заказчика, как известно, закон для архитектора, но свою работу Жолтовский выполнил с блеском.

К рубежному 1917 году Жолтовский стал одним из наиболее востребованных зодчих страны и строил дома для самых богатых людей России. Причем не только особняки. Например, братья Рябушинские пригласили его, чтобы возвести поселок для работников организованного ими московского завода АМО. А для родного Пинска мастер построил новую колокольню Кафедрального костела Успения Пресвятой Девы Марии. «За известность на художественном поприще» в 1909 году зодчему было присвоено звание академика архитектуры.

Без пяти минут эмигрант

Революция застала Жолтовского в Москве. Ему пятьдесят, за ним мировая известность (он довольно много строил в Европе), профессиональное уважение, много учеников. Но для того, чтобы продолжать работать, Ивану Владиславовичу нужно было найти контакт с новой властью. Архитектор решил лично пойти на прием к Ленину, для чего рекомендацию ему дал нарком просвещения Анатолий Луначарский:

«…Горячо рекомендую Вам едва ли не самого выдающегося русского архитектора, приобретшего всероссийское и европейское имя – гражданина Жолтовского. Помимо своего большого художественного таланта и выдающихся знаний, он отличается еще и глубокой лояльностью по отношению к Советской власти. Стоя далеко от политики (он беспартийный), он уже давно работает вместе с нами в качестве члена Коллегии изобразительных искусств при Комиссариате просвещения. Во всех вопросах, касающихся архитектуры, художественных всякого рода ремонтов, построек и перестроек в Москве, я очень прошу Вас и вообще Советскую власть обращаться исключительно к нему в качестве советника и эксперта». (Из письма Луначарского к Ленину. Петроград – Москва. 19 июля 1918 года).

Почти ровесники, выходцы из провинциальной интеллигенции, они произвели благоприятное впечатление друг на друга. «Слушая Ленина, я четко представлял себе, каким прекрасным городом должна стать будущая Москва», — писал в своих воспоминаниях архитектор. Ленина же поразила эрудиция и кругозор зодчего. Он даже попросил его поучаствовать в формировании кремлевской библиотеки. А еще поручил разработку нового генерального плана Москвы в соавторстве со старым знакомым и тоже академиком Алексеем Щусевым.

Но довольно скоро радужные надежды уступили место тревожной реальности. Единственное, что удалось построить Жолтовскому в первые пять лет советской власти — это несколько павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно промышленной выставки, открывшейся в августе 1923 года на территории нынешнего Центрального парка культуры.

План Москвы пылился в столе, он оказался никому не нужен. Отрадой оставалось преподавание и ученики, но дышать становилось все труднее. Летом 1923 года, сразу после открытия его павильона на выставке, архитектор с семьей уехал в любимую Италию.

Формально, он был «командирован Академическим центром Наркомпроса в Италию для научных работ по архитектуре», но в реальности это был лишь повод уехать из страны. В библиографических книгах, да и в мемуарах самого архитекторам об иммиграции по понятным причинам не упоминается, но в разговорах с учениками мастер этого не скрывал. Ему предлагали кафедру в университете, благо итальянским он владел свободно, и мастер готов был согласиться. Но передумал.

Видимо, на то было несколько причин. Наверное, сыграл роль набиравший силу фашизм, но решающей все же стала инициатива советской власти, исходившая, скорее всего, от Луначарского. В качестве примирения зодчему без конкурса предложили построить павильон СССР для выставки в Милане, гарантировали условия для работы и новые заказы. В итоге, после трех лет отсутствия, Жолтовский снова оказался в Москве.

«Гвоздь в гроб конструктивизма»

Вернувшись в СССР, Жолтовский действительно был благосклонно принят властью. Ему предоставили особняк в Вознесенском переулке (дом 6), где он поселился с семьей и устроил мастерскую. Ему без конкурса предоставили несколько не очень интересных, но видимо, выгодных проектов: перестройка здания Госбанка на Неглинной, строительство Дома советов в Махачкале, котельной для МОГЭС на Раушской набережной, текстильной фабрики в Ивантеевке.

В декабре 1926 года Жолтовский был утвержден членом-корреспондентом Российской Академии художественных наук (РАХН), хотя до отъезда был академиком и возглавлял архитектурную секцию. Это было отражением новой архитектурной реальности, с которой пришлось столкнуться мастеру.

Пока мэтр отсутствовал, в советской архитектуре произошла настоящая революция, в результате которой к власти пришли конструктивисты. Этот авангардистский стиль удачно вписался в лозунги новой власти, оказался идеологически близок ее исканиям нового советского быта, нового искусства, нового города и т.д. Стали возникать дома-комунны, фабрики-кухни и клубы.

Апологетами этой новизны стали братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Пантелеймон Голосов, Михаил Барщ и другие. Кстати, многие были учениками Жолтовского.

Так получилось, что члены ОСА (Объединение современных архитекторов) заняли все руководящие посты в РАХН и редакции журнала «Современная архитектура», который стал рупором нового движения. В нем и началась травля вернувшегося мэтра и старой школы в целом. Первым в атаку пошел Гинзбург, написавший, что стиль Жолтовского это:

«. сознательная пересадка одного художественного явления, отделенного веками и созданного одной эпохой, в другие условия и времена, пересадка, сделанная с научной и художественной добросовестностью и с поразительно наивно обнаруживаемым сознанием своей собственной пустоты и отсутствием желания проявить в работе свое время, свою эпоху, свои условия существования». (Современная архитектура, 1927, №2, с.48)

Это было похоже на брошенную перчатку, и Жолтовский принял вызов. Он не опускался до публичных оскорблений на страницах газет, а предпочитал доказывать свою правоту на конкурсах. И в итоге оказался прав. Решающее сражение состоялось напротив Кремля на Моховой улице, где зодчему предстояло построить большой жилой дом для сотрудников Моссовета. Жолтовский отлично понимал значение этой работы: «Я выступаю с классикой на Моховой, и если я провалюсь, то провалю принципы классики».

Moscow Zholtovsky house on Mokhovaya street

Дом, построенный в традициях палладианства, вызвал споры в архитектурной среде, но в итоге, победу в дискуссии одержала старая школа. Жолтовского поддержал Щусев («Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику. Эта постройка является большим завоеванием современной архитектуры»), а главное, здание понравилось тем, кто принимал решения – руководству страны.

Почти одновременно, конструктивистский проект гостиницы «Москва» решили изменить на более классический, сочетающийся с ампирной застройкой Манежной площади и древним Кремлем. Авангард в архитектуре фактически оказался под запретом, а дом Жолтовского на Моховой острословы окрестили «гвоздем в гроб конструктивизма».

Главный строитель

После этого в жизни Жолтовского наступает довольно спокойная, а главное, очень продуктивная полоса. Он возглавил мастерскую Моссовета №1, в которой трудились почти сорок архитекторов, в основном, его ученики. Кстати, пришли к нему и многие «бывшие конструктивисты».

Вокруг мэтра создалась целая школа его единомышленников и учеников, которая все время пополнялась новыми кадрами. Мастерская очень много строила, большинство работ вели его ученики, а сам мэтр лишь консультировал и вносил поправки. Зато он часто ездил на стройки, тоже в окружении учеников. Он призывал их вникать во все мелочи – особенности кладки, качество раствора и штукатурки. Он любил напоминать, что в переводе с греческого «архитектор» – главный строитель.

сервис Google Street View

Продолжал Жолтовский также преподавательскую деятельность в МАРХИ. Он не любил лекции, предпочитал обсуждения и дискуссии. На практических занятиях он осматривал проекты и тростью указывал на те, которые заслуживают пятерок. Оценивать остальные он доверял помощникам. Высокий, стройный, всегда в строгом костюме и белоснежной рубашке. С тростью и неизменной трубкой, для которой он собственноручно готовил специальную ароматизированную табачную смесь. Он вовсе не был снобом, наоборот, готов был к общению на любые темы. Студенты тянулись к нему, а его дом-мастерская всегда был полон учениками и коллегами.

Однако не все было так безоблачно, особенно в конце 1930-х. Кто-то в НКВД вел настоящую охоту на мэтра, тем более, что в частных беседах Жолтовский позволял себе порой довольно резкие высказывания в отношении происходящего в стране. Методы чекистов были разные.

Так, одного из его учеников Дмитрия Георгиевича Олтаржевского несколько дней продержали в подвале на Лубянке, буквально выколачивая из него показания на учителя. Это были самые страшные воспоминания моего деда. Его в итоге отпустили — палачи боялись открыто связываться с вхожим в Кремль и влиятельным архитектором.

В конце 30-х годов Жолтовский стал главным архитектором Военпроекта, много строил для МИДа и НКВД. Например, сразу после войны он проектировал дом академика Курчатова на Октябрьском поле в Москве. Естественно, работу на закрытом объекте курировал лично Лаврентий Берия. Возможно, всесильный нарком и помог Жолтовскому избежать ареста – будучи по образованию техником-архитектором, он покровительствовал хорошим зодчим. Но если в отношении Щусева это известно достоверно, то в случае с Жолтовским это лишь предположение. Точных данных не сохранилось.

Наверное, самыми заметными постройками Жолтовского в послевоенные годы стали несколько больших жилых домов на центральных магистралях города. Такие, как «дом с башенкой» для сотрудников НКВД на Смоленской, или дом 11 по Ленинскому проспекту, построенный для сотрудников СНК. И даже в проектировку этих, казалось бы, обычных многоквартирных домов, ему удалось внести что-то от эпохи ренессанса, прежде всего, в их изящный декор. Он никогда не поступался своими творческими принципами и во все работы привносил эстетику и безупречный вкус. В эти же годы он завершил «конную тему» – построил величественное здание московского ипподрома. Совсем рядом от Дома Скакового общества, с которого начиналась его московская сага.

Хрущевские перемены и начало типового строительства заставили Жолтовского отойти от проектировки жилых зданий. Это стало ему неинтересно. Но его мастерская строила театры, институты, санатории и другие постройки, в отношении которых еще дозволялось индивидуальное проектирование. Постепенно академик отходил от реальной практики, сосредоточившись на преподавании и литературной деятельности.

А красивой финальной точкой в его творческой биографии стало строительство нового корпуса МГХПУ имени Строганова на Волоколамском шоссе. Зодчему к этому времени было уже за девяносто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *