архитектура это искусство создавать здания и их комплексы образующие среду для жизни людей
Архитектура
Архитектура — это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.
Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино — развлекаетесь; в садах, парках и дворах — отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.
Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий — каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает «старший строитель».) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.
Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами — пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение — три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае — для жилья, в другом — для показа спектаклей, в третьем — для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование — красота.
Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой — в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое — строгий, третье — лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.
Яркий период в истории русского зодчества —середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700—1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли — Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.
ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТУРА
Архитектура (или зодчество) — это искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей. От большинства видов искусства она отличается тем, что выполняет не только идейно-художественные, но и практические задачи. В архитектуре воплощены вкусы людей, их представления о красоте, идейные воззрения, и в то же время здания служат людям в их жизни и практической деятельности.
Зародилась архитектура в первобытном обществе. Борясь с грозными силами природы, люди отыскивали пещеры, строили шалаши и землянки, которые защищали их от ветра, дождя, холода и диких зверей.
Однако уже в сооружениях эпохи неолита — городищах, кольцеобразных ограждениях из нескольких рядов вертикально поставленных камней, — можно увидеть стремление человека творить по законам красоты. Постройки рабовладельческого общества — дворцы и пирамиды, храмы и театры, бани и сооружения для спортивных состязаний — являются выдающимися произведениями искусства.
Современному человеку служит множество зданий и сооружений, которые по своему назначению легко разделить на три группы. Первая — это жилые дома. Вторая — общественные постройки: школы, театры, стадионы, магазины, детские сады и больницы, дома отдыха и музеи, библиотеки и научные институты. Третья — производственные постройки: заводы, фабрики, электростанции и т. д. Существует еще и архитектура «малых форм» (открытые лестницы и площадки, бассейны и фонтаны, навесы :и беседки).
Наконец, и «малая» и «большая» архитектура связывается воедино искусством градостроителя. Градостроитель — это композитор города. Помимо заботы об организации сложного городского хозяйства, он должен думать и о красоте внешнего облика города, о выразительности его силуэта.
АРХИТЕКТУРА. Что такое архитектура. Техника рождает красоту
Архитектура (или зодчество) — это искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей. От большинства видов искусства она отличается тем, что выполняет не только идейно-художественные, но и практические задачи. В архитектуре воплощены вкусы людей, их представления о красоте, идейные воззрения, и в то же время здания служат людям в их жизни и практической деятельности.
Зародилась архитектура в первобытном обществе. Борясь с грозными силами природы, люди отыскивали пещеры, строили шалаши и землянки, которые защищали их от ветра, дождя, холода и диких зверей.
Однако уже в сооружениях эпохи неолита — городищах, кольцеобразных ограждениях из нескольких рядов вертикально поставленных камней, — можно увидеть стремление человека творить по законам красоты. Постройки рабовладельческого общества — дворцы и пирамиды, храмы и театры, бани и сооружения для спортивных состязаний — являются выдающимися произведениями искусства.
Современному человеку служит множество зданий и сооружений, которые по своему назначению легко разделить на три группы. Первая — это жилые дома. Вторая — общественные постройки: школы, театры, стадионы, магазины, детские сады и больницы, дома отдыха и музеи, библиотеки и научные институты. Третья — производственные постройки: заводы, фабрики, электростанции и т. д. Существует еще и архитектура «малых форм» (открытые лестницы и площадки, бассейны и фонтаны, навесы :и беседки).
Наконец, и «малая» и «большая» архитектура связывается воедино искусством градостроителя. Градостроитель — это композитор города. Помимо заботы об организации сложного городского хозяйства, он должен думать и о красоте внешнего облика города, о выразительности его силуэта.
ТЕХНИКА РОЖДАЕТ КРАСОТУ
Перед вами знакомая картина новостройки: четкие плоскости жилых домов, у подъездов — прутики только что посаженных тополей, а чуть в стороне еще рычит бульдозер, наезжая на старый, словно вросший в землю домик. Пока этот домик не превратился в бесформенную кучу мусора, приглядитесь к нему, посмотрите, как этот «старец» отличается от своих новых соседей: окна у него куда меньше, крыша высокая, как в тереме, одно окно чуточку больше другого; среди бревен, из которых сложены стены, тоже не найдется двух одинаковых. Да и понятно: ведь строился дом вручную, с помощью пилы и топора (он и назывался срубом).
Между прочим, в зданиях русских церквей XI — XIV вв., о которых вы прочтете в статье «Древнерусское искусство», тоже почти нет прямых линий и циркульных кривых. Горизонтали и вертикали их простых объемов как бы начерчены от руки, их стены хранят следы прикосновений пальцев древних зодчих. Но именно эта неповторимость, эта живописность создала им славу выдающихся произведений мировой архитектуры. А как нелепо выглядело бы небольшое с неровными краями оконце в современном панельном доме, построенном с помощью машин и механизмов! Да дело не только в технике. Сами материалы — дерево или железобетон, их внешний вид и конструктивные свойства определяют характер архитектуры — величину здания и его отдельных частей, способы отделки и украшения. Сравните, например, древние здания Московского Кремля и недавно выстроенный на его территории Дворец съездов.
Грановитая палата, построенная в XV в., имела по своим временам самый большой зал. На массивный кирпичный столб, расположенный в центре зала, опираются четыре крестовых свода пролетом около 12 м каждый. Во Дворце съездов ажурные металлические фермы 45-метровой длины легко несут потолок над залом, вмещающим 6000 человек! Толщина кирпичных стен палат и соборов превышала иногда 1,5 м, а стены Дворца съездов благодаря применению железобетонного каркаса сделаны из стекла толщиной всего около одного сантиметра.
Одним словом, архитектура XX в. совершенно иная, чем в предшествующие столетия. Объясняется это прежде всего индустриальным производством элементов здания, их механизированной сборкой на строительной площадке, применением железобетонного и металлического каркаса и разнообразных новых материалов.В разделе «Строительство» 5-го тома Детской энциклопедии вы можете подробно познакомиться с современной архитектурой железобетона, алюминия, стекла и пластмасс. А пока мы только обращаем ваше внимание на то, что облик здания, его архитектура зависят не только от вкуса строителей и от назначения здания, но и от конструкций, материалов и способа производства работ.
Архитектура
Содержание
Этимология слова «архитектура»
Архитектор
Архитектура как вид искусства
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.
По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:
Основные области архитектуры
Проектирование зданий и сооружений
Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя
Градостроительная деятельность
В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).
Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства
О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:
Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».
Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет [14] :
Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды [15] :
Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:
Урбанистика
Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.
Дизайн интерьера
Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.
Архитектура малых форм
Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).
«Бумажная архитектура»
«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.
Life Mounds at Jupiter Artland. Арх. Чарльз Дженкс
Интерьер Galleria Department Store, Сеул. Арх. UNStudio
Теория архитектуры
Строительный словарь [16] определяет теорию архитектуры как науку о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.
Основа предмета теории архитектуры — общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий).
Авторские суждения о сущности архитектуры
История архитектуры
Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время. |
История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.
Архитектурный стиль
Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.
Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.
Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.
В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.
Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения: