Архитектурные мотивы что это
Архитектурные изыски и украшения
Не стоит относиться к архитектуре только с практической точки зрения. Как скучно выглядели бы города и поселки, если бы не архитектурные изыски отдельных зданий.
Архитектурные изыски в районе города Клуж (римская Напока, Трансильвания).
Архитектурный изыск означает, что здание отличается от других строений, выделяется на их фоне за счет особенностей своего внешнего вида. Дома с архитектурными изысками подходят людям с индивидуальным взглядом на жизнь, тем, кто способен нарушить традиции и каноны, создать нечто новое на базе хорошо известного, найти неординарный подход в строительстве.
Дом в коттеджном поселке Подмосковья выстроен по мотивам классического стиля.
Дом в Подмосковье, созданный по барочным мотивам.
Архитектурные профили из работы «Правила пяти ордеров архитектуры» Д.Виньолы, сделанные на основе римских развалин.
Архитектурные украшения дома на Поварской. Москва.
Искусно применяя и объединяя в дизайне фасадов архитектурные украшения, профили, можно создать сооружение, выполненное по определенным архитектурным мотивам.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Путешествуя и прогуливаясь по новым городам, бывает интересно распознать, к какому архитектурному стилю принадлежат заинтересовавшие нас здания. В архитектуре мало кто хорошо разбирается, тем не менее, не обязательно искать гида по городу. Основные стили можно определить самостоятельно, если знать, на что обращать внимание.
Прочитайте «шпаргалку» с названиями основных стилей и их приметами, которая поможет с пользой проводить время в путешествиях и прослыть знатоком архитектуры в кругу друзей.
1. Классицизм: строгая симметрия
Стиль зиждется на античных ценностях – строгие каноны, логичность, простота и гармония, и весьма узнаваем даже для человека, далекого от архитектуры. Его характерные черты: величественная монументальность, безукоризненная симметрия, четкость объемных форм, гармоничность пропорций, лаконичность декоративного убранства. Если парадный вход здания расположен строго по центральной оси, присутствуют колонны, все фрагменты архитектурной композиции симметричны, украшения подчеркнуто строгие – это классицизм.
2. Готика: мрачная торжественность
Если при взгляде на здание кажется, что оно стремится ввысь, вспоминаются рыцари и средневековье, а вычурный каменный декор вызывает опасение порезаться, то это готика. У этого стиля очень яркие особенности: стрельчатые арки, вытянутые окна, узкие башни, увенчанные коваными шпилями. Одним словом – все части сооружения тянутся в небеса, подчеркивая вертикаль. Декор здания с готическим «лицом» поражает изобилием элементов: витражи, тимпаны, вимперги, пилястры, барельефы, скульптуры. Тематика украшений сочетает библейские сюжеты и мистические мотивы – изображения на барельефах повествуют о муках грешников, а статуи грифонов и горгулий соседствуют со скульптурами ангелов и святых.
3. Барокко: помпезная роскошь
Этот стиль полная противоположность классицизму. Вместо плоского фасада – выпукло-вогнутые секции, вместо четкости линий – текучесть криволинейных форм, вместо лаконичности декора – помпезная роскошь. Проще говоря, если здание приводит впечатление торта, щедро украшенного пышно взбитым кремом, то это барокко. Характерная черта стиля – выразительность фасада, достигаемая за счет раскреповки. Плюс изобилие декора: витиеватая лепнина, разнообразные маскароны, кариатиды и атланты.
Раскреповкой называют прием, когда часть стены вместе со всеми элементами или выступает или наоборот, «уходит» назад. А маскарон – это украшающий элемент в виде головы животного или человеческого лица.
4. Рококо: утонченная пышность
Если здание напоминает пирожное, но не пышное, а утонченно-изысканное, то это скорее всего рококо. Убедиться в том, что это не барокко помогут множество ажурных узоров, картушей (элемент в виде щита или полуразвернутого свитка, украшенный завитками) и орнаментов на основе рокайлей – стилизованных изображений растений, природных камней и морских раковин.
Кроме того, рококо присуща асимметрия, в отличие от соразмерности барокко.
5. Модерн: гармоничный шик
Определить модерн можно по нетрадиционным силуэтам – практически полное отсутствие углов и прямых линий, причудливые контуры, асимметрия. Его сложно спутать с другим стилем, если обратить внимание на окна и двери. Для модерна характерна арочная или овальная форма проемов и сложное остекление, прекращающее окно в арт-объект. Декор фасада богатый, но гармоничный: цветная роспись, фриз, вычурные решетки, глазурованная плитка призваны подчеркнуть индивидуальность дома.
6. Модернизм: функциональная современность
Характер построек модернизма можно описать фразой: форма следует функциональности. Стиль максимально практичен, не привязан к историческому контексту, не имеет никаких замысловатых линий и лишен любого украшательства. Можно сказать, что для модернизма характерна аскетичность архитектурных форм.
7. Конструктивизм: совершенная простота
Определить конструктивизм можно по сочетанию строгости и лаконичности с разнообразием форм. Нечего вычурного нет – архитектура строится на обычных геометрических фигурах, но они компонуются, перетекая из одной в другую, создавая новый, оригинальный облик. Для конструктивизма характерны приглушенные естественные цвета и разноформатность сегментов, но при этом здание выглядит как неделимое целое.
8. Ар деко: рациональный шик
Ар деко один из наиболее узнаваемых стилей и его характерная черта – эклектичность. Строгая закономерность композиции, геометрические объемы, ломаные и зигзагообразные линии, странные кривые сочетаются с экзотическими мотивами, пестрыми орнаментами и роскошью дорогих материалов. Для украшений характерна разнообразная тематика: исторические мотивы, изображения животных, современных машин и предметов искусства. Если здание состоит из элементов с подчеркнутыми линиями вертикали и горизонтали, удивляет неожиданными решениями художественного оформления, производит впечатление роскоши и шика, то это архитектура ар деко.
9. Постмодернизм: индивидуальная современность
Архитектору сложно спроектировать объект в этом стиле, так как ему нужно сделать здание особенным, при этом функциональным и гармонично вписанным в ландшафт. Зато для нас задача опознания облегчается. Если у здания гибридная архитектура и необычная форма фасада, но при этом проглядывает тяга к академизму с использованием каких-то элементов из старых стилей, можно быть уверенным, что данное сооружение – представитель постмодернизма.
10. Хай-тек: геометрическая фантастика
Если здание вывернуто «наизнанку» – с наружными коммуникациями, имеет мощный «скелет», большую площадь остекления, то мы имеем дело с хай-теком. Для стиля характеры монументальность, элементы кубизма и современные материалы.
11. Деконструктивизм: не похожий на других
Если кажется, что здание смяли или изломали, а потом собрали кусочки в хаотичном порядке – это деконструктивизм. Для стиля характерны ломаные формы, криволинейные линии, причудливые очертания окон. Здание в стилистике деконструктивизма сложно для визуального восприятия, а для перфекциониста подобное сооружение – настоящий геометрический ад.
Блуждающие мотивы в современной архитектуре. Введение
На фоне распространенной сегодня модели репрезентации архитектуры прежде всего как культурно-исторического феномена, кажется особенно важным вспомнить о таких понятиях, как тектоника, структура, композиция, которые и порождают все декларируемые смыслы. Представляем цикл статей критика Евы Эсс-Саргсян об архитектурных клише в формообразовании, которые она выделяет и исследует с точки зрения семантики и синтактики в каждом конкретном случае — чтобы от частного придти к общей системе современного архитектурного мышления.
Архитектурный теоретик, критик и журналист
образование: Bartlett School of Architecture, UCL
деятельность: Соучредитель и редактор онлайн энциклопедии модернистской архитектуры АрмАрк www.armarch.net/en
Архитектура всегда была довольно канонизированным и однородным видом искусства. Последние 2000 лет западная архитектура была «узурпирована» греко-римской архитектурой и ее поэтапными переосмыслениями, которые породили архитектуру структурных и композиционных клише. И только в XX веке с приходом модернизма архитектурная форма наконец освободилась от стилистических и структурных ограничений и вернула свое структурное единство и тектоническую целостность. В наши дни, в технократическом XXI веке, когда каноны или типологии в архитектуре забыты и считаются устаревшими, главной гордостью архитекторов стал уникальный и индивидуальный характер каждого проекта. Но так ли индивидуалистична современная архитектура, как мы думаем? На самом деле в XXI веке все еще существуют определенные архитектурные стандарты, которые используются архитекторами во всем мире, но без какого-либо конвенционального признания их повторяемости. Я называю эти стандарты архитектурными мотивами.
В последние 10-15 лет стали очень популярны разные архитектурные онлайн- или печатные СМИ, где представляются десятки тысяч проектов архитекторов со всего мира. Эта циркулирующая визуальная архитектурная информация стала основной профессиональной «пищей» архитекторов. А объяснительные тексты либо отходят на очень дальний план, либо дают в основном информацию сугубо прагматического (технические, функциональные требования, социально-бытовой сценарий и т.д.) или, в лучшем случае, описательного планов. Грамматика же, стоящая за образом, за структурой и объяснение процесса и причин появления именно этой структуры, этих элементов, практически не рассматривается. В итоге все эти элементы перенимаются довольно механически и распространяются, воспроизводятся скорее как стиль, образ, нежели осознанные и тектоничные архитектурно-структурные решения. Этот «диагноз» конечно же, не относится ко всему и вся, но, возможно, является довольно широкой практикой среди архитекторов во всем мире.
Схожие мотивы в архитектуре, да и в других творческих сферах, были всегда. Ведь арсенал архитектурных элементов и формообразующих приемов не бесконечен. Но никогда этот арсенал не был настолько широк и атипичен, как в XXI веке. При этом во всем этом разнообразии форм и методов в итоге архитектура стала менее (или совершенно) не систематизированной как некий тезаурус формообразующих элементов и приемов, которые имели бы хотя бы некое конвенциональное и осознанное, а не сугубо эмпирическое определение смыслов и методов их применения. Учитывая при этом скорость распространения архитектурной визуальной информации и поверхностность (в буквальном и переносном смыслах) ее восприятия, современная архитектура, как ни странно, становится все менее дисциплинированной практикой.
Ситуация оказывается еще более запутанной из-за того, что архитектурная критика дает объяснения прочтения только поверхности архитектуры — и то только как общего культурно-исторического феномена, не интересуясь структурой и тектоникой, которая создает эти смыслы. Вообще последние десятилетия архитектурная дисциплина тесно граничит с культурологией и другими гуманитарными науками, а в самой профессии и академическом мире архитектурной теории не-архитекторов, которые не имеют практического опыта проектирования, кажется, гораздо больше, чем самих архитекторов. В результате об архитектуре в основном говорится как о культурно-социологическом и социально-политическом явлении, премного игнорируя внутриархитектурные проблемы формального, структурного анализа. Некоторые специалисты (журналисты, искусствоведы) даже отрицают валидность такого анализа и видят архитектуру практически полностью как отражение глобальных культурных феноменов. А язык архитектуры приравнивается к культурологической семиотике, то есть к анализу поверхности и социально-исторической роли объекта. Архитектура рассматривается как скульптура, лишенная своих внутренних, профессиональных, инженерно-структурных проблем и принципов, которые собственно и формируют ее образ и смыслы. Другими словами, несущим некий смысл и культурно-эмоциональный, идейно-идеологический месседж считается внешний обьем, а не внутренняя структура, определяющая этот обьем.
При внимательном рассмотрении можно выделить эти формообразующие клише, часто повторяющиеся в проектах разных архитекторов. Если судить по поверхности, эти проекты выглядят очень похоже или явно используют один и тот же мотив — структурный архитектурный прием. Но имеют ли эти структурные шаблоны одинаковый смысл, одинаковую функцию, одинаковую структуру? В чем их смысл и архитектурный принцип? Как архитекторы сами описывают эти методы и причины их использования?
Этот цикл статей и интервью имеет целью проиллюстрировать систему современного архитектурного мышления и проектирования в общем. В частности же задача цикла —выявить систему этих повторяющихся, блуждающих из одного проекта в другой и с одного континента на соседний архитектурных мотивов, понять их структурную семантику и синтактику, выяснить интерпретации самих архитекторов, которые их используют, а также понять преемственность между этими современными архитектурными мотивами и их прототипами в модернизме, который, собственно, их и породил. Мы будем говорить о таких частных, но весьма распространенных приемах в современной архитектуре, как призмообразная консоль и разные формы ее конфигурации; о таких глобальных структурных принципах, как принцип «обволокивающих» панелей и экранных застеклений, которые полностью сломали традиционное понимание здания как контейнера или «ящика»; о кризисе фасада и методах его оживления… Все эти методы, приемы или элементы были выделены из практики современной архитектуры под некими условными рабочими именами, так как несмотря на огромную популярность у них нет общепринятого определения и, соответственно, названия. И хотя обычно стили или приемы свои названия получают ретроактивно, постфактум, в нашем случае мы попытаемся дать их обзор и дефиниции при прямом, синхронном наблюдении их развития. Все эти мотивы собраны в так называемую «Таксономическую систему современной архитектуры», которая классифицирует все вынесенные мотивы по категориям в соответствии с их морфологическим генезисом.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».