Архитипичность что это простыми словами
Значение слова «архетип»
Архетип (биология) — представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных.
Архетип (информатика) — формализованная и многократно используемая модель некоторого понятия предметной области.
Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (глупый король, злая мачеха, верный слуга и т. п.)
Архетип (литература) — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
Архетип (история) — хронологически древнейший неизвестный современным исследователям текст какого-либо письменного памятника.
Архетип (лингвистика) (проформа, прототип) — реконструированная или фактически засвидетельствованная языковая форма (слово), исходная для её позднейших продолжений в родственных языках.
Архетип (психология) — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Архетип (философия) — прообраз, идея в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.)
архети́п
1. филос. неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т.д
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова повставать (глагол), повставали:
АРХЕТИПЫ —
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.
Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.
Стихия Воздух. Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.
Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец
Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.
Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями. Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald’s, Starbucks, Louis Vuitton.
Стихия Огонь. Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.
Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник
Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.
Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.
Это стратегия Ричарда Брэнсона и Стива Джобса, всех агентов «007», бренда Nike, спортсменов и новаторов, магов и воинов, революционеров и бунтарей всех времен.
Стихия Вода. Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут
Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими. Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.
Дон Жуан и все великие обольстители искусно применяли эти механизмы социального влияния. Генри Форд с их помощью построил свое состояние, а знаменитая марка «Фольксваген» получила великое признание. По той же причине народную любовь завоевал российский комик Сергей Светлаков и юмористический жанр в целом. Так популярен он стал именно потому, что позволяет смеяться над собой и сложными ситуациями, тем самым управляя реальностью.
Стихия Земля. Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.
Архетипы: Родитель, Творец, Правитель
Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль. Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.
Уинстон Черчилль, Уильям Шекспир, бренд «автомобилей для лидеров» — Mercedes, Channel, принцесса Диана и даже Мать Тереза выбрали эту стратегию для своей реализации.
Что такое Архетип
Архетип — в психологии это модель поведения; это врождённая тенденция, которая влияет на поведение человека. Эта концепция была введена психиатром Карлом Юнгом, который поделил человеческую психику на три компонента:
По теории Юнга, архетипы личности являются универсальными моделями (как часть коллективного бессознательного), которые человек наследует таким же образом, как инстинктивные модели поведения.
12 архетипов личности
1. Славный малый:
2. Шут:
3. Заботливый:
4. Бунтарь:
5. Творец:
6. Любовник:
7. Простодушный:
8. Герой:
9. Искатель:
10. Правитель:
11. Маг:
12. Мудрец:
Архетипы женщин
Архетипы женщин бывают самые разные. Здесь представлены четыре типа: Амазонка, Гетера, Мама и Посредник.
Амазонка
Это независимая и самодостаточная женщина, которая неприкрыто борется за свои идеалы. Она успешна и независима. Есть много Амазонок среди спортсменок и общественных деятелей.
Она очень заинтересована в достижениях, но должна научиться принимать во внимание и свои ценности и чувства других людей.
Гетера
Гетера (от греч. спутница) находит свою индивидуальность в сопровождении других как партнёр. Это не групповое сопровождение, а отношения один на один (интеллектуальные, дружеские, любовные).
Её не интересует ни социальное ни финансовое положение семьи, ни даже её имидж. Гетеры являются хорошими духовными руководителями для мужчин.
Она чувствует кому и чем нужно помочь, Мама заботится и защищает. Когда она выходит замуж, заботится о развитии качеств мужа как отца, о социальном и финансовом положении семьи. Иногда рядом с ней мужчина будет чувствовать себя больше сыном или поставщиком, а не мужем.
Архетип Гетера находит своё удовлетворение, когда делает что-то вместе с другими. Архетип Мама находит его, когда делает что-то для других.
Посредник
Она находит себя в роли посредника в мире бессознательного. Они часто занимаются эзотерикой, искусством или фитотерапией. Для женщины-посредника очень важно выявить свои способности и стать проницательной, иначе она будет поражена загадками бессознательного.
Архетипы мужчин
Существует целое множество архетипов мужчин, так же как и женских. Здесь представлены четыре типа: Вечный Мальчик, Воин, Отец, Мудрец.
Вечный Мальчик
Он находится в вечном поиске себя и того, как себя реализовать. Он всегда открыт новым идеям, проектам и приключениям. У него есть свой собственный путь, но он не всегда постоянен, в том числе и во взаимоотношениях с людьми.
Зачастую, чтобы найти себя как личность, ему нужно научиться лишь самодисциплине.
Он не только не боится борьбы и соперничества, ему даже это нравится, ведь в процессе проявляются его самые лучшие качества. У Воина есть хватка, обычно он добивается своего.
Ему нужно научиться развивать собственные личные ценности (и уважать чужие). В противном случае он будет идти к своим целям «по головам».
Его слово — закон. Отец реализует себя в обеспечении защиты и средств к существованию. Он искренне заботится о людях.
Он умеет быть настоящим лидером. Однако существует риск быть высокомерным и авторитарным лидером, если у него не получится стать мудрым.
Мудрец
Мудрец находит себя в философии, в поиске смысла (для себя и помогает это сделать другим), он ориентирован на внутренний мир. Он может поменять мнение по поводу того, что именно для него имеет смысл, но смысл для него будет существовать всегда. Он больше ориентирован на идеи и концепции, чем на людей.
Главная опасность для Мудреца — это не стать мудрым (как бы странно это ни звучало), но мудрость приходит только со временем и опытом. Ещё он может превратиться в «рассеянного профессора», если его теоретические идеи не найдут отражение в практическом мире.
Архетипический образ
Архетип превращается в архетипический образ посредством сказок, мифов и легенд. Архетипический образ универсален для каждой культуры, расы и возраста. В психологии эти образы помогают понять поведение человека.
Например, архетипы Мудреца или Воина встречаются в сказках большинства народов мира. Коллективное бессознательное (психологическое наследование), про которое говорит в своих учениях швейцарский психиатр Карл Юнг, строится именно на таких образах.
Что такое архетип простыми словами
Данная статья не имеет отношения к классической аналитической психологии и теории Карла Густава Юнга о 12-ти архетипах о коллективном бессознательном, или общечеловеческом опыте, который передается из поколения в поколение.. На самом деле архетипов куда больше, они одновременно и более простые и более сложные для понимания. Что такое архетип, виды архетипов, чем полезна проработка архетипов, обо все по порядку.
Архетип – матрица, шаблон, паттерн, общее родовое понятие, важный закон мироздания, абстракт, абстрактный энерго-информационный сгусток, пра-образ, родовое типовое порождающее или окрашивающее начало
Архетипы бывают порождающие и окрашивающие.
Примеры порождающих: архетип автомобиля, баклажана, дома, семьи, человека, года.
Окрашивающие: архетип добра, зелёного цвета, потребности, страсти, страдания.
Архетипы живут в подсознании и хотят воплощаться. Они умеют это делать двумя способами: порождать и окрашивать. Иногда комбинацией этих способов.
Архетип человека Гомо Сапиенс + архетип Ян + архетип Растворения = пожилой мужчина, старец.
Архетип человека Гомо Сапиенс + архетип Инь + архетип Творения = девочка, малышка. Здесь Гомо Сапиенс служит порождающим, остальные окрашивающими.
Архетипы живые, имеют свою волю, намерения и пожелания
Налаживая контакт с архетипом, убеждаешься, что он разумный. Его волю следует постичь и быть ей адекватным. Надо синхронизироваться с волей архетипа и проникнуться им, в том и заключается проработка архетипа. ПРОРАБОТКА АРХЕТИПА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НАЛАЖИВАНИИ ЕМУ СЛУЖЕНИЯ. Архетипам надо служить и как можно лучше. Благороднее, культурнее, добродетельнее = качественнее. Послужив архетипу, человек налаживает с ним канал связи, по которому архетип спускает свою волю, энергию и информацию. Чем лучше отношения между человеком и архетипом, тем предсказуемее действия одного для другого.
Задача человека – установить с архетипами адекватные связи
Вначале архетипы как словно «показывают себя», красуются, завлекают на служение им, то бишь соблазняют. Часто они становятся врагами человека, если «встают» грубо или резко, варварски, в первичной фазе.
Встающие в грубых октавах архетипы создают людям действительные трудности. По мере знакомства с ними и их проработки, архетипы становятся: опорами, партнёрами, добрыми друзьями, а далее и слугами.
Архетип становится слугой и помощником, когда человек овладел его принципом в совершенстве
Архетип слуга — если человек овладел законами, содержащимися в архетипе и научился им следовать, их использовать, применять их и проводить в жизнь. Причём научился и делать и не делать, т.е. служить архетипу и не служить. На этой стадии архетип становится управляемым. Непроходимые трудности становятся задачами, а далее – естественным фоном жизни. В конце концов бывшие непроходимые трудности перестают регистрироваться сознанием, ибо никакими трудностями они уже не являются и глаз перестаёт замечать особенность типового миллион раз повторенного движения.
Высшие архетипы – абстракции максимального уровня. Все остальные архетипы чуточку дальше от Бога и ближе к материи. Но живут всё-таки там же, в абстрактном мире общих категорий.
Крупные архетипы имеют статус крупных Богов, например, троица Тримурти. Это Брахма, Вишну и Шива, на нашем языке соответственно:
архетип Осуществления и
Жизнь есть интерференция «встающих архетипов»
Чтобы чему-то существовать, обязан быть порождающий это принцип. Чтобы существовали на свете глиняные горшки, в человеческом коллективном бессознательном должен жить и здравствовать архетип горшка. То бишь архетипическая модель, с которой клонируются все горшки на свете. Разумеется, в каждом конкретном случае приобретая конкретные свойства и отличия. Ибо горшок сниспускается из полупрозрачного мира архетипов в мир плотных отчётливых образов и конкретизируется.
Мир образуется интерференцией встающих архетипов.
На свете нет ничего, кроме разных проявлений разных архетипов
активизирующихся по разным причинам, но в первую очередь активизируемых святым духом, сниспускающимся из Бога по «лифту» кармы в честь существования мира. Созданные духом архетипы хотят проявляться, порождать и окрашивать. Сверху приходит дополнительная карма, архетипы активизируются и оживают. Результирующая энерго-информация спускается по Тонким телам реальности вниз, конкретизируется. Так из архетипов делаются образы.
Видимый мир есть причудливая игра сущностей, разнообразных и разнокалиберных, питаемых соответствующими архетипами (порождающими и окрашивающими). Архетипы запитывают свои порождения собственной архетипической энергией. Оттого конкретные проявления и «шевелятся», куда-то стремятся, что несут в себе энергию породивших их принципов.
Профессиональная работа с человеческой психикой – работа с архетипами.
Любительская работа с человеческой психикой – работа с образами.
Запомните это хорошенько.
Это вообще о разном. Образы живут ближе к материи дальше от Бога – в конкретном мире. А архетипы живут дальше от материи и ближе к Богу – в абстрактном мире. И разница между ними качественная, количественная, стилистическая, эволюционная. Огромная разница в эффективности работы консультанта, применяет он то или это. Там, где профи уже всех вылечил и все проблемы решил, любитель ещё не начинал работать. Сидит и пытается понять, что от него требуется.
Если вы слышите название «образно-эмоциональная терапия» или «поведенческая терапия» или психолог показывает вам картинки («ментальная терапия») – это любительский подход.
Любитель не способен отремонтировать человека потому, что не работает с законами мироздания. То есть с порождающими и окрашивающими принципами. Настоящий ремонт человека – именно через архетипы
За каждым образом ВВЕРХУ, в архетипическом мире, скрывается породивший его архетип. Архетип = порождающее начало для похожего рода образов. Он так и живёт: архетип воплощается в образах, такова его воля. Общее порождающее начало (архетип) уплотняясь превращается в конкретный образ. Святой дух прокатился на лифте кармы из пустоты до архетипов, а затем из архетипов прокатился до образов – поближе к материи.
Поэтому так важно выучить базовые 50 астрологических архетипов и 10 высших архетипов со всеми их модальностями. Чтобы уметь человека отремонтировать – надо знать законы ремонта. Это и есть ведущие крупнейшие архетипы. Самых основных 100 или 200, учить их несколько лет, если влюбиться в идею ремонта людей. Или десятилетия, если не торопясь. Перемножение модальностей всех нужных в Божественном коучинге архетипов даст приблизительно 100.000. Таково количество кусочков, на которые теоретически можно разложить каждую субличность. Если сущность состоит, допустим, из 10 кусков, то при желании, мотивации и неограниченном времени 100.000 х 10 можно разложить её на 1 миллион граней.
Учитывая, что наблюдатель вмешивается в наблюдаемое и от осознания им свойств сущности она сильно меняется, до миллиона вряд ли дело дойдёт. Проблемы сущности решатся либо сразу, при первых касаниях, либо на первой сотне применённых модальностей.
Сахарный диабет в таком формате будет выглядеть как А345, А346, А347, В439, B440, Z47, Z48, Z49 и ещё полтонны закорючек. С той оговоркой, что даже простой осмотр психики оказывает трансформирующее действие. Даже без особой настройки и специальной балансировки энергий. Мгновенные исцеления часто связаны с переключением субличностей. У одной субличности болезнь, а у другой нет. Как так?!
В больной (малоразвитой, плохоосознаваемой, невидимой, нерегистрируемой, грубой, инфантильной) субличности – дурные энергии. Скорее всего энергия застряла, человек запутался психически и застоялся энергетически. Фокус его внимания, соответствующий активизации «больной» субличности, цепляет низкие эгрегоры. Например, эгрегор, содержащий дух болезни. У заболевшей части личности реальность низкоуровневая, мутная, неразборчивая, противоречивая. Гуна Тамас и её друзья – и это может вовсе не относиться к другим частям личности, в которых человек успешен. В других частях личности человек может быть сколь угодно развит, успешен, эффективен и знаменит. Части личности следует а) нащупать, б) проименовать, в) научить человека чувствовать ощущение/название одной части личности и затем другой. И потасовать, активируя одну и другую, наблюдая, как болезнь исчезает и появляется, исчезает и появляется. Сам человек не ощущает никакой части! И личности! Разве слышал где-то слово «личность»! Этим познания и ограничиваются! Для жителей Земли 21 века это тёмный лес и полная невидимость. Работа полимодала: докрутить дотуда, откуда начинают ощущаться ощущения и соответствие символа содержанию получает смысл.
Обращаем внимание, разумеется, на архетипы, питающие больную и здоровую версии личности. Где служение архетипам неудачно и порождает болезнь? Там следует простроить улучшенную версию биоэнергетики. Как? Управляя фокусом внимания, конечно. Еле-заметно его подталкивая по нашим сакральным схемам. Которые знать не хочет Академия Наук, поэтому у нас перед учёными грандиозная фора. Пока у них на глазах повязка, а в ушах пробки, мы можем практиковать мгновенные исцеления. Научная парадигма не позволит учёным хотя бы даже внимательно рассмотреть, ибо нельзя узреть несуществующее, не соответствующее ИХ прокрустоволожевым моделям. В то время, как мы можем наслаждаться монополией. Применять непостижимые методы, исцелять людей и балдеть.
Скорее всего болезни воссоздаются комплексным набором скомканных модальностей. Человек совершает реакцию и в ней просвечивают несколько модальностей тех или иных архетипов. Допустим, архетип обиды, архетип придирки, архетип разочарования в разных своих конкретных проявлениях. Они сплавлены в единую реакцию, проявления модальностей почти неразличимы. Сам человек не видит, как разные модальности клеятся одна к другой, они неразделимы его фокусом внимания. Это единая реакция и задача консультанта: расцепить ему модальности. И разнести их по субличностям, каковые оформить, проименовать и благословить. И у нужных субличностей подрихтовать Тонкие тела, так и решаются проблемы: от тяжких болезней до микроскопической неточности судьбы.
Из всех архетипов особую важность для человека имеют ПЕРСОНАЛЬНЫЕ. Но об этом речь пойдет в отдельной статье.
Ученик Авессалома Подводного, практикующий полимодальный психолог.
Зачем нужны архетипы личности?
Вышла моя статья на сайте журнала “Психология эффективной жизни”. Пожалуй, это лучшее, что написано мною до сих пор про архетипы. Простым языком, без “воды”. Размещаю здесь её без изменений.
Предлагаю поговорить о том, что такое архетипы личности и почему важно иметь о них представление. Начну с двух историй. На первый взгляд они схожи: их героиням удалось справиться с конфликтами, длившимися несколько лет. Но дело в том, что в этих ситуациях к успеху привели прямо противоположные стратегии!
Случай первый: архетип Любовник
Женщина работает бухгалтером. В своей организации она не единственный специалист — там существует целый отдел бухгалтерии. И у этой бухгалтерии имеется, если можно так выразиться, «экзистенциальный враг» в лице одного из государственных фондов. По неизвестной причине каждый контакт бухгалтеров с фондом заканчивается пресловутым выходом из зоны комфорта. Обязательно нервы, конфликт, отрицательные эмоции, преодоление.
Во время диагностики я выявил у женщины наличие в непроявленном виде архетипа Любовник. Тут надо пояснить: я занимаюсь вопросами профориентации для взрослых, для чего пользуюсь концепцией архетипов американки Кэрол Пирсон. В ее интерпретации наличие архетипа Любовник означает, что у человека, помимо прочего, имеется потенциал дипломата, миротворца. Или, выражаясь по-модному, медиатора, фасилитатора и т.д.
Что значит, если архетип в непроявленном виде? Это значит, что какие-то особенности своего поведения клиент не осознает. Это значит, что они целиком обусловлены областью бессознательного. Если продемонстрировать человеку некоторые закономерности в ряде его поступков, то первой реакцией станет удивление: «Ого, как я раньше этого не замечал!»
Закономерности поведения могут укладываться в шаблоны. Архетип Любовник — это один из них. Осознав свои шаблоны, дальше клиент начинает задумываться о том, как применить их с пользой для себя. Именно таким было домашнее задание, которое клиентка получила от меня. В ближайшие две недели после диагностики ей в порядке эксперимента предстояло осознанно применять выявленный шаблон в каких-нибудь ситуациях. И женщина выбрала для эксперимента как раз ситуацию с государственным фондом.
Как это было? Впоследствии клиентка рассказала, что настроила себя на то, что очередной ее поход в фонд пройдет тихо-мирно. Так и получилось. Впервые за долгие годы все прошло без помех. Она с ходу смогла сдать отчетность, среди сотрудниц фонда даже нашлась милая девушка, которая помогла ей исправить на ходу какую-то ошибку. Женщина была в шоке. Рассказала коллегам, те ответили, что это всего лишь счастливая случайность.
Уверен, что найдутся люди, которые объяснят финал истории не наличием у клиентки способностей дипломата, а всего лишь эффектом ожидания (эффектом Розенталя). Мол, раз женщина настроилась на положительный результат, то его и получила.
На самом деле создатель теории архетипов Карл Густав Юнг изучал совпадения между психическим и физическим задолго до Роберта Розенталя. У него даже была по этому поводу любопытная концепция синхронистичности. Но, углубляясь в нее, мы уйдем далеко в сторону. Чтобы показать, что не все можно списать на эффект ожидания, уместнее рассказать второй случай.
Случай второй: архетип Бунтарь
Во втором случае имелся конфликт с отцом. Тот ушел из семьи, когда клиентка была еще подростком. Спустя более чем 15 лет отношения с ним оставались крайне сложными.
На диагностике у женщины выявился архетип Бунтарь. Его рецепт успеха противоположен Любовнику. Если шаблону Любовника близка философия кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»), то Бунтарь предпочитает идти напролом, чужие чувства его не волнуют. Интересно, что сразу семь проявлений Бунтаря заявили о себе на следующий день после диагностики. Произошедшее в дальнейшем экспериментом не было, все получилось спонтанно.
Итак, через месяц или два у клиентки случается счастливое событие: она выходит замуж. Почему бы не использовать это как повод для примирения с отцом? Он был приглашен на свадьбу. Как вы понимаете, положительных ожиданий было более чем. Вопреки Розенталю они совсем не помогли: отец обещал приехать, но обманул. Выходка родителя обернулась скандалом во всю ивановскую, который клиентка закатила своему отцу по скайпу. Наша героиня скандала не хотела, но сдержаться не могла. Это была такая ссора, после которой люди рвут отношения навсегда.
Удивительнейшим образом отношения с отцом после скандала… наладились. Родитель вдруг проникся к дочери уважением, стал даже консультироваться с ней по профессиональным вопросам — чего представить прежде было просто невозможно.
Вновь вопрос: как объяснить произошедшее? Вроде бы напрашивается ответ, что финал был продиктован обстановкой. Мол, к одному человеку надо подходить с кнутом, а к другому с пряником. Однако подобные рассуждения в попытках объяснить нечто через внешние факторы парадоксальным образом льют воду именно на мельницу теории архетипов.
Индивидуальность и шаблоны
Посудите сами. Вот два утверждения:
Оба эти утверждения — на самом деле об одном и том же. О том, что на жизнь человека влияет некая внешняя по отношению к нему сила, которую следует учитывать, подстраиваться под нее. Которая ограничивает тем самым субъектность человека. Древние люди называли эту силу богами. А Юнг называл ее… архетипами.
Как он это объяснял? Через концепцию синхронистичности, о чем я уже упоминал. Эта концепция выходит далеко за пределы психологии, поэтому здесь не место и не время ее обсуждать. Зафиксируем пока что главное.
По Юнгу, люди — разные. Причина того, что люди разные, — в существовании архетипов. Будучи разными, люди могут добиваться одинаково успешных результатов с помощью разных методов. Тому есть множество примеров, в том числе классических.
В Казани на льнокомбинате работали две передовые ткачихи, Шакирова и Лаврентьева. У Шакировой был проактивный подход к рабочему процессу: она считала, что любые неблагоприятные ситуации надо заранее предупреждать. А Лаврентьева исповедовала реактивный метод: никакой профилактикой не занималась, но, если что-то шло не так, быстро реагировала на проблему. При этом обе были одинаково успешны, фото обеих висели на доске почета. Заставлять обеих менять подходы к организации труда было совершенно бесполезно.
Наблюдая за ткачихами, будущий корифей советской психологии Евгений Климов создал концепцию «индивидуального стиля деятельности», по которой защитил диссертацию в 1959 году. Суть концепции в том, что люди разные. Это открытие было совершено независимо от Юнга.
Казалось бы, сейчас я пытаюсь доказывать очевидное. Ну, это же очевидно, что люди разные? Абсолютно нет. Идея Климова об индивидуальных стилях прижилась в спорте высших достижений, где на кону большие ставки. А вот до массового рынка она до сих пор не дошла.
Массовое профессиональное обучение в мире все еще построено на том, что люди одинаковые. Что существуют универсальные для всех эффективные методы выполнения той или иной работы. Что можно написать книжку с универсальными рецептами того, как стать миллионером, и каждый сможет разбогатеть по этому шаблону (этой иллюзией увлекался небезызвестный Наполеон Хилл).
В 1920–1930-е годы в Советском Союзе всех заставляли в одинаковом ритме двигать пилой и махать кувалдой — это уже творчество Алексея Гастева из ВЦСПС. Сейчас говорят, что наследие Гастева необходимо обновить. То есть существенного прогресса в понимании того, что люди разные, не произошло.
На самом деле важно запомнить: если вы хотите быть успешными, надо искать те шаблоны, которые подходят под ваши психологические особенности. Конечно, 7 млрд шаблонов по количеству живущих на Земле людей создать нельзя. Но сформировать 5–15 шаблонов, более-менее учитывающих индивидуальность, — абсолютно реальное дело.
Психотипы vs архетипы
Догадливый читатель скажет: «Подождите! Сейчас вы говорите про психологические типы! При чем тогда здесь архетипы?»
Отвечаю: психологические типы соотносятся с архетипами, как форма и содержание. Юнг был поклонником философии Иммануила Канта. Последний считал, что существуют непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), которые проявляют себя через так называемые феномены. Здесь архетип — это «вещь в себе», а психологический тип — это феномен.
Если проследить, каким образом Юнг придумал известную пару психологических типов «экстраверты/интроверты», бросается в глаза, что в ее основе лежит противопоставление архетипов Персона и Тень. 16 психологических типов знаменитого опросника MBTI представляют собой комбинации составных частей архетипа, который Юнг называл Четверицей (Quaternity).
Со временем, когда Джеймс Хиллман призвал отказаться от противопоставления архетипов и архетипических образов, ряд юнгианцев начали смешивать архетипы с психологическими типами. Но изначально это было задумано именно как содержание (ноумен) и форма (феномен).
Из этого логично вытекает следующий вопрос: зачем забивать себе голову архетипами, если есть психотипы? Подтверждаю: если ваша жизнь стабильна, изменений в психотипе нет, то забивать голову архетипами — совершенно лишнее!
Однако есть одна неприятная новость: со временем ваш психотип меняется. Эта новость доставляет массу негативных ощущений. Ведь вы наверняка уже хорошо изучили себя, привыкли к своему характеру, приспособились к шаблону поведения. И вдруг это все перестает работать. Проверенные годами, испытанные средства оказываются бесполезными. Что происходит? Вы не понимаете. У вас начинается паника.
Чтобы понять, что происходит и почему, надо разбираться уже не в форме, а в содержании. Не в классификации психотипов, а вообще в сути явления. Поэтому в данном случае без учения об архетипах уже не обойтись.
Каково участие архетипа в этом процессе? Как это сказывается на вашей жизни? Насколько часто это происходит? На эти вопросы я отвечу в другой раз.