Аристономия что это такое
«Аристономия», Борис Акунин, Григорий Чхартишвили
Иногда бывает, что отношение к писателю меняет одна-единственная книга, которая удивительным образом разнится со всем, что до этого момента предлагал нам литератор. Переход от пестрой и многостраничной «фандорианы» до массивного романа в простой серой обложке – это событие как раз такого рода. Сам Чхартишвили назвал «Аристономию» и «романом идей», и «первым своим серьезным романом», и «книгой, написанной для себя»: достаточно, чтобы привлечь внимание интеллектуальной публики, ранее не без оснований брезговавшей жанром ретро-детективов.
– Это устье Сестры. У нас там была дача…. Теперь это демаркационная линия. Мы за границей, мы в Финляндии!
Дама вдруг прижалась к груди Антона и заплакала. Не поймешь – от облегчения или из-за расставания с родиной.
Антон равнодушно смотрел на смутно видневшуюся серую полосу. Облегчения он не чувствовал, потому что идти оставалось еще долго. А насчет родины…. К черту такую родину.
Аристоном должен стремиться к развитию, он обладает самоуважением, ответственностью, выдержкой и мужеством, относится к другим людям с уважением и сопереживает им – такую в прямом смысле формулу предлагает автор. Эти люди воспитывают всю человеческую общность, подобно тому, как русский народ требовалось воспитать перед чередой революционных потрясений, в которые он вошел великаном с интеллектом ребенка. Клобуков, который с детства одержим поиском Великого предназначения, оправдывающего его существование на этом свете – утопический образец аристонома, никак, впрочем, на эпоху, когда стержнем всей государственной конструкции становится тайная полиция, а не мыслители, повлиять не могущего. И здесь художественный план книги вступает в явное противоречие с философским.
… истинная борьба в России издавна, по меньшей мере с начала европейского периода ее истории, происходит не между верхами и низами, монархистами и республиканцами, западниками и почвенниками, а меж двумя коренными, изначальными силами, каждая из которых тянет общество в свою сторону. Одну из этих мощных сил Брандт называл «арестократией», то есть властью, которая держится на тюрьме и запугивании; даже элиту эта власть стремится превратить в плебс и охлос. Вторую силу он именовал «аристократией», поясняя, что дело тут не в родословии; эта идеалистическая партия стремится к улучшению человеческой породы – к тому, чтобы даже плебеи ощущали себя аристократами…
..В феврале «аристократия» наголову разбила своего давнего врага, впервые в истории получив возможность безраздельно властвовать. И что же? Наступили торжество разума и справедливости, пир духа? Ничуть не бывало. Оказалось, что тот самый народ, молчаливое большинство, которое «аристократы» столько лет мечтали осчастливить, вовсе не желает улучшать свою породу и уважает лишь силу, горой стоит за «арестократический» способ правления.
Недостатки обеих частей романа при всех его достоинствах, к сожалению, слишком весомы, чтобы предрекать ему славу важной литературной вехи для нашего времени. Будучи беллетристом, даже в своем первом «серьезном» романе Акунин не может избежать перекличек с другими авторами и лаконичной поверхностности в изображении рефлексий персонажей – самые важные мысли излагаются с резонерской ясностью по схеме «акция-реакция», герои, за исключением Клобукова, статичны в своем развитии и не живут за пределами отведенных на них абзацев текста. Теоретическая часть помимо уже упомянутой нехватки практических аргументов, в итоге запутывается сама в себе, превращаясь в очередную блаженную утопию – последовательно опровергая религиозную, прогрессистскую и капиталистическую теории, Чхартишвили оставляет вполне предсказуемый знак вопроса на том месте, где потребность ответа становится ключевой.
Дурную шутку сыграло с писателем и желание объяснить все в солидном предисловии к роману – вдруг кто не поймет или поймет не верно. Загнанный в прокрустово ложе ведущей в никуда авторской точки зрения и изрядно уставший от полунамеков на события сегодняшних дней, читатель просто обязан в итоге воспринять книгу или как метафорический памфлет, или как очередной, особо ничем не примечательный исторический роман. Вряд ли этого добивался автор, будь он хоть философом Чхартишвили, хоть беллетристом Акуниным.
До сих пор в своих эссе я свидетельствовала о Духе Божьем, действующем в личности человека, рожденного свыше. Но в августе и сентябре 2019 года, я много читала Бориса Акунина, его, как он сам определил, «серьёзную литературу». А только это меня сейчас и интересует. Один день посвятила прослушиванию на Ю-Тубе его рассуждений в разных интервью и выступлениях. Вот это меня снова охладило, так как человек-писатель не совпадал с образом мудреца-писателя, возникшего в моем воображении при чтении. Мне близко и интересно то, о чем он пишет в сериях «История Российского государства» и «Семейный альбом», а также в книге «Писатель и самоубийство».
Вот их-то и захотелось сохранить в форме компиляции со своими комментариями и поделиться с читателями ПрозаРу. Не пытаюсь оспаривать авторское мировоззрение, потому что поддерживаю его оценку истории человечества и конкретно – России. Но в отношении будущего у нас – разные прогнозы.
«К сожалению, я не религиозен – таким сформировали меня среда и воспитание. Говорю «к сожалению», потому что в жестокие времена, на которые пришлась моя жизнь, опора в виде религии была бы великим утешением, источником силы. Мне не раз доводилось испытывать острое чувство зависти к людям, которые наделены даром искренней веры». (Из Предисловия клетчатой тетради в книге «Аристономия»).
Б.Акунин считает себя агностиком; симпатизируя верующим, отвергает церковь как религиозный социальный институт. В этом я с ним солидарна, разумеется, по иной мотивации. Но сначала договоримся о смысле терминов.
Агностицизм – философское направление, подвергающее сомнению все сущее и не существующее. В том числе и существование Бога. Агностики считают, что нельзя доказать что-либо, основываясь на субъективном опыте. В мировоззрении они занимают позицию между верующими и атеистами. Атеизм и агностицизм объединились в таком направлении, как атеистический агностицизм, при котором отрицается вера в какое-либо божество, но не отрицается наличие божественного проявления в целом.
Гностицизм – это чисто религиозный термин, обозначающий тайное знание, данное в форме переживания мистического откровения. Гностицизм возник в первом веке на Ближнем Востоке как синтез различных восточных верований и греческой философии. Христианской церковью он определился как ересь.
II. На пути к термину.
«Мне понадобилось много времени, чтобы безэмоционально и объективно решить задачку о том, что такое хорошо и что такое плохо для всякого человека. Вот мой ответ: хорошо – всё, помогающее раскрыть самое ценное, что заложено в тебя природой; плохо – всё, что этому мешает. Качество, от которого, как я убежден, зависит судьба человечества, я назвал аристономией».
Автор придумал вполне приемлемое для атеистов и агностиков, название процессу духовного развития личности. Думаю, что и христианам эта идея понравится при первом прочтении. Кто же будет возражать против извечных идеалов человечества о совершенной личности?
«Ближе всего к аристономии находится понятие «достоинство». Им я вначале и пользовался, пока не почувствовал, что оно перестало меня удовлетворять, а в некоторых случаях уводит в сторону и даже сбивает с толку. Для того чтобы моя неудовлетворенность была понятна, придется рассмотреть концепцию достоинства в ее исторической перспективе и ее нынешнем состоянии».
«Чтобы передать идею развития, то есть движения от хорошего к лучшему, мне показалось логичным воспользоваться однокоренным с ;;;;; словом ;;;;;;;, означающим «наилучший». Меня не смущает то, что производное от аристос понятие аристократии, первоначально означавшее «власть лучших людей», в историческом смысле сильно скомпрометировано. Несмотря на это, понятие аристократизма для многих сохраняет обаятельность, во всяком случае, когда речь идет не о барстве или сословном чванстве, а о хороших манерах и внутреннем благородстве натуры.
«Аристономия» – это закон всего лучшего, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции. К дворянскому происхождению такое Качество не имеет никакого отношения. Со временем я привык к этому термину и, как будет видно из дальнейшего, стал использовать его в различных вариациях: у меня фигурируют «аристофилы» и «аристофобы», «аристономические характеристики» и «аристобежные тенденции», «аристогенные условия» и жестокие «диктаторы-аристофаги».
III. Выведение формулы.
«Итак, из каких же компонентов складывается аристоном (термин возник у меня по аналогии с «астрономом», он означает «аристономическая личность»)? Эти характеристики делятся на две группы: первая определяет отношение к себе, вторая – к окружающим.
Во-вторых, аристоном всегда обладает развитым самоуважением. Это чувство сильнее животных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения, и основывается на признании того факта, что на свете есть вещи более существенные, чем выживание. Как я уже писал, именно эта характеристика таит в себе главную опасность для аристонома, оказавшегося в аристофобном окружении.
Третий элемент – чувство ответственности за свои поступки. Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в собственных глазах), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей.
Далее следует умение владеть собой, способность к самоконтролю. Аристотель считал умеренность и сдержанность (то есть, собственно, способность к самоконтролю) главным элементом арете в личности. В самом деле, невозможно представить аристономичного человека, который заламывает руки, устраивает истерики или трясется от ужаса. Аристоном, конечно, может испытывать страх, сильное волнение и т. п., но не должен давать волю подобной слабости даже наедине с собой – опять-таки, чтобы не потерять самоуважения.
Пятое: связанное с самообладанием, но все же особое и очень важное качество – стойкость перед лицом испытаний. Аристоном отказывается капитулировать перед обстоятельствами или врагами, даже если те гораздо сильнее. Я бы использовал термин «мужество».
2. Теперь перейдем ко второй группе качеств, определяющей отношение аристонома к другим людям.
Во-первых – уважение к окружающим. Кант прекрасно сформулировал смысл этого принципа: нельзя относиться к окружающим как к средствам для достижения твоей цели. Всякий человек – автономная вселенная, и поэтому он достоин уважения и интереса. Совершенно нормально осуждать плохие поступки, противостоять им даже похвально. Но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта; тот, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом.
Формула аристономической личности выглядит следующим образом:
ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ АРИСТОНОМОМ, ЕСЛИ ОН СТРЕМИТСЯ К РАЗВИТИЮ,
ОБЛАДАЕТ САМОУВАЖЕНИЕМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ВЫДЕРЖКОЙ И МУЖЕСТВОМ, ПРИ
ЭТОМ ОТНОСЯСЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ С УВАЖЕНИЕМ И ЭМПАТИЕЙ.
Каждая из этих характеристик является непременной. Отсутствие или недостаточная выраженность хоть одной из них означает, что человек находится на пути к аристономии, однако еще не вполне достиг ее».
В этой же главе автор описывает очередную философскую утопию аристономического общества.
«Для того чтобы иметь возможность полноценно помогать своим гражданам, общество не должно быть угнетено проблемами базового выживания – голодом, дефицитом жилищ, неудовлетворительным социальным обеспечением и т. п. То есть, обязательным условием аристономии государства является его экономическое процветание.
Кроме того, государство не может лишь декларировать принципы и законы, оно должно обеспечивать их соблюдение. В конце концов, люди – не автоматы, они не сделаются аристономами все разом, по команде. Нельзя забывать и о том, что (условно) «сотая доля» людей рождаются на свет социопатами, то есть нравственными инвалидами, натура которых противится аристономическим нормам. Это означает, что аристополис обязан обладать хорошо развитой правоохранительной способностью. Аристономические качества общества не позволят структурам, отвечающим за правопорядок и безопасность, расширять свое влияние за рамки непосредственных функций, как это сплошь и рядом случается сегодня.
На период, пока в мире аристополисы будут сосуществовать со странами менее высокого развития, совершенно обязательным останется еще одно условие: военная мощь. Умение давать сдачи, постоять за себя очень полезно и для индивида. Полезно и желательно, но необязательно. Многие люди безупречно аристономического склада защищать себя совсем не умеют и из-за этого гибнут. Но целое общество такого позволить себе не может. Аристополису придется до поры до времени следить за тем, чтобы его не превзошел по военному потенциалу кто-то из агрессивных соседей по планете.
АРИСТОПОЛИСОМ можно назвать страну, если она обеспечивает достойное существование и полноценное развитие своих граждан; существует в соответствии с твердыми моральными нормами и способно эти принципы охранять; обладает исторической ответственностью и политической выдержкой; зиждится на солидарности и прочности общества; относится к другим странам с уважением и эмпатией, но при этом способно защититься от агрессии.
К сожалению, в сегодняшнем мире нет, не только ни одного аристополиса – нет даже страны, которая в достаточной степени обладала бы хоть какой-то из вышеперечисленных характеристик. Разве что за исключением последней (военной), которая, повторю еще раз, является временной. «Взрослых» средь нас пока нет. Мы все похожи на гурьбу дворовых подростков, где наибольшим авторитетом пользуются бузотеры с твердыми кулаками или «богатенькие мальчики», у кого есть велосипед, кулек леденцов и футбольный мяч».
«Со времен Древней Греции существуют две концепции аристономического импульса нашей души (я уже писал, что большинство философов употребляли термин «человеческое достоинство»).
Начать нужно с этической теории Платона, верившего в Ремесленника-Демиурга, сотворившего вселенную, и в рациональную Мировую Душу. Душа человека – частица этой Мировой Души, такая же бессмертная и возвышенная, обретается в голове. Есть и другая душа, смертная, которая поделена на две части: благородную, что живет в груди, и низменную, что находится в чреве. Эволюция души – это постепенное увеличение доли «божественного» за счет подавления «человеческого», которое воспринимается как синоним всего животного, низменного. Человек не равен Богу, говорит философ, но может сделать себя богоподобным.
Этот теогенистский взгляд на развитие души никем не оспаривался и сомнению не подвергался вплоть до зрелого Ренессанса и зарождения идей гуманизма.
Вторая концепция понятием «Бог» не оперирует, а исходит из того, что чувство достоинства возникает и развивается в человеческом сознании само собой – под воздействием внутренних и внешних обстоятельств. Эту школу я назову «автаркистской», поскольку она рассматривает человека как существо, совершенно автономное».
После Платона Акунин анализирует аристономическую идею через философов: Святого Августина, Декарта, Паскаля, Канта, папу Льва XIII, Маритена, Бердяева.
«Для религиозных мыслителей «достоинство» (в аристономическом смысле понятия) – категория в первую очередь онтологическая или метафизическая, а краеугольным камнем является идея Образа Божья, воплощенного в человеке. Я же, будучи адептом дарвиновской теории, верю, что мы прошли через длинную цепочку эволюции, прежде чем научились прямохождению, использованию пальцев и прочим ухищрениям. В эволюции человеческого организма и человеческого сознания (души) я вижу параллельность и логичность. От простейших форм жизни ко всё более сложным; от примитивных инстинктов выживания к высокой аристономии – вот путь нашего рода, и привнесение в эту линию фактора божественности лично мне ничем не помогает и ничего не прибавляет.
Не то чтоб я категорически отвергал возможность Бога (как говорится, «помрем – увидим»), но более взрослой мне кажется позиция, при которой человек ни на кого кроме себя не уповает и ответственности не перекладывает. На Бога (если хочешь) надейся, а сам не плошай».
Последняя фраза-поговорка – типичный образчик лицемерия человеческого. Автор самонадеянно создает якобы собственную теорию аристономии, а фактически просто переименовывает Новозаветную идею о духовном возрождении и возрастании «в меру полного возраста Христова». (Еф.4:13). Но историческую и фактическую информацию Борис Акунин преподносит читателю щедро и талантливо.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо
б е з М е н я н е о ж е т е д е л а т ь н и ч е г о. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
Да хранит нас ИСТИНА и ПРЕМУДРОСТЬ Всевышнего Творца от заблуждения.
Биполярное расстройство — что это такое простыми словами, симптомы у женщин, мужчин, лечение
Биполярное аффективное расстройство (БАР) — это серьезное нарушение, которому подвержены представители обоих полов. Прежде такую патологию называли другим термином (маниакально-депрессивный психоз). БАР входит в число психических заболеваний, протекающих со сложной симптоматикой.
Развитие биполярного расстройства приводит к значительному снижению качества жизни. Человек, страдающий таким заболеванием, не способен поддерживать нормальные отношения с окружающими, полноценно выполнять свои профессиональные и другие обязанности.
Характеристика биполярного расстройства
Биполярное аффективное расстройство принято относить к эндогенным заболеваниям психики — таким, которые преимущественно обусловлены внутренними факторами. Патология развивается при возникновении дисбаланса нейромедиаторов головного мозга.
БАР проявляется в виде регулярных перепадов настроения, развития неконтролируемой угнетенности, подавленности. Характерно, что пациенты не способны объективно расценивать свое состояние и воздействовать на него усилием воли.
В основном, биполярному расстройству подвержены пациенты молодого возраста (20-30 лет). Возникнув однажды, патология остается с человеком на протяжении всей его жизни.
Достаточно часто БАР остается невыявленным, так как больной не обращается в медицинское учреждение. Также присутствует вероятность неправильной постановки диагноза. Это связано с большим многообразием вариантов болезни.
БАР принадлежит к числу патологий, протекающих с периодическими обострениями, склонных принимать хроническую форму. Несмотря на все сложности, заболевание не является приговором, поскольку поддается эффективному контролю при помощи медикаментов.
Что провоцирует развитие патологии
Точные причины возникновения биполярного расстройства остаются невыясненными. Современные психиатры называют несколько факторов, способных спровоцировать развитие БАР:
Во многих случаях развитие болезни обусловлено не одним из перечисленных факторов, а их совокупностью. Выделяют категорию людей, которые больше других подвержены появлению БАР — меланхолики, личности с повышенным уровнем тревожности, эмоционально неустойчивые лица.
Для биполярного расстройства характерны повторяющиеся эпизоды (фазы) мании и депрессии. Каждая из них длится в течение 3-7 месяцев (иногда, 1 или 2 лет). У многих пациентов депрессивная фаза продолжается дольше.
К симптомам, сопровождающим биполярное аффективное расстройство, принадлежат следующие проявления:
Для каждой фазы характерно нежелание признавать наличие болезни. Между эпизодами присутствуют большие промежутки (от 3 до 5-7 лет). В этот период, именуемый интермиссией, проявления биполярного расстройства отсутствуют. Психика восстанавливается, пациент может вернуться к нормальному образу жизни. Многие начинают плодотворно работать, заниматься семьей и воспитанием детей, приносить пользу обществу.
У некоторых больных интермиссия становится достаточно краткой. После недолгого перерыва такие люди вновь впадают в болезненное состояние. Иногда маниакальная и депрессивная фазы наблюдаются постоянно. В таких случаях они наступают без периодов ремиссии.
Особенности протекания у женщин и мужчин
Как уже было сказано выше, для БАР характерно чередование маниакальных и депрессивных эпизодов, присутствующее у пациентов каждого из полов. Согласно статистике, у мужчин заболевание проявляется раньше. Преимущественно первой развивается маниакальная фаза.
Для женщин типично более позднее возникновение симптомов патологии. Как правило, болезнь начинается с депрессии. В дальнейшем такая особенность БАР закрепляется — у мужчин доминируют маниакальные эпизоды, у представительниц слабого пола — депрессивные.
Появление симптоматики биополярного расстройства у женщин часто происходит в период гормональной перестройки, во время месячных, после родов. Нередко ее обострение связывается с наступлением климактерического возраста.
У представителей обоих полов БАР может вызывать осложнения, представляющие угрозу для жизни. Наиболее опасными становятся суицидальные намерения, сопровождающиеся реальными попытками самоубийства.
Согласно статистическим данным, биполярное расстройство часто провоцирует развитие алкоголизма. Гораздо больше зависимости от спиртного подвержены женщины (фиксируется в семь раз чаще, чем у мужчин).
Диагностика и лечение
При подозрении на биполярное расстройство требуется обследование у врача-психиатра, применяющем при проведении диагностики сложные методы. Также берутся во внимание клинические признаки, наличие которые указывает на БАР. Таковыми могут стать органические патологии ЦНС (опухоли, полученные в прошлом травмы, перенесенные операции на головном мозге), заболевания эндокринной системы, зависимость от психоактивных веществ. Кроме этого, учитывается способность или неспособность больного подвергать самокритике состояния, перенесенные в период ремиссии.
Обязательна дифференциальная диагностика. Ее проведение позволяет обнаружить принципиальные отличия болезни от шизофрении, рекуррентной депрессии, личностных расстройств, деменции, различного рода зависимостей.
Лечение БАР состоит из трех основных этапов:
При биполярном расстройстве предусмотрено применение специальных медикаментов (антидепрессантов, нейролептиков, транквилизаторов, противосудорожных средств). Как правило, поддерживающая терапия назначается пожизненно. При достижении стойкой ремиссии некоторые препараты могут отменяться.
Кроме медикаментозного лечения, проводятся психотерапевтические мероприятия, задействуется фототерапия. Грамотно организованный лечебный курс способствует продолжительным интермиссиям, облегчает социальную адаптацию пациентов.
Аристономия что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Аристономия»: роман с двойным дном от автора с двойной фамилией
Бориса Акунина настолько потрясли события политических зимы и весны в России, что он решил написать первый в своей жизни серьезный роман. Не развлекательную беллетристику, не только пробуждающие интерес к большой литературе эссе, а сложный роман. На протяжении нескольких лет писатель вынашивал идею такой книги, но «разрешился от бремени» в одночасье: под «гром пушек и сабель звон», сопровождавших президентские выборы.
На обложке книги, кроме скромной надписи «Аристономия» и двух фамилий, более ничего нет. Сейчас так не оформляют даже учебники по квантовой физике. И почему две фамилии: псевдоним – Акунин, и собственная фамилия автора – Чхартишвили.
«Аристономия». Что это за слово? Сам автор не раскрывает секрета, но обещает, что все станет понятно тем, кто осилит несколько сотен страниц, заполненных внутренними монологами писателя. Этот роман уже назвали «трактатом об обезболивании», «политической анестезией». Главный герой – анестезиолог-самоучка, чьи мысли препарирует автор, вживляя на их место свои. Хирургия плюс евгеника. Значит, чтобы добраться до разъяснения сути названия книги, придется «препарировать» автора. Серьёзная литература от Акунина: это медицина или ветеринария?
Оказалось, что все это было не то, Акунину-Чхартишвили хотелось совсем другого. По его собственным словам, долгие годы он развлекал читателей, населял своими фантазиями открытые кем-то другим культурные пространства, но мечтал о том, что однажды создаст мир для себя. Мир будет совершенно реальным, даже люди, населяющие его, должны быть такими, словно сошли с фотографий в семейном альбоме. Но действовать, жить, думать эти люди будут так, как желает автор.
Акунину не хватало книги для себя. И он все же написал ее. Но сразу же словно засомневался: стоило ли? Поймут ли? Готовы ли? Поэтому и две фамилии на обложке, как бы объясняющие читателю: это я, Борис Акунин, хочу вызвать вас на серьёзный разговор, но не могу решить, от чьего имени прислать приглашение.
Автор даже извиняется перед читателями за то, что написал «невежливую книгу». В этом романе есть место только самому автору, его размышлениям и сомнениям. Здесь придется в поисках смысла «одолеть десяток-другой “заумных” абзацев».
«Аристономии» вообще не должно было быть. Акунин создавал ее по крупицам, производя тщательный отсев тех мыслей, которые должны были попасть в книгу. В этих мыслях он не щадил ни себя, ни своих современников, у него не было нужды заигрывать с читателем. Потому что современный читатель вовсе не должен был увидеть роман. Автор видел в роли его читателей людей из «лучшего, более просвещенного будущего».
А потом Акунин, находясь во французской глуши, где он работал над новой книгой из «фандоринского» цикла, был оглушен политическими событиями в России.
В самой книге Акунин признался, что решил не заигрывать с будущими поколениями. Чему может научить их житель России сегодняшней, «глухой страны, ввергнутой в тоскливый ужас средневековья»? Поэтому очередной свой эксперимент писатель все же решил представить на суд читающей публики здесь и сейчас, не дожидаясь лучших времен, или не веря в них.
Итак, у операционного стола хирург и его ассистент – Акунин и Чхартишвили. Производится вскрытие Антона Клобукова – анестезиолога-самоучки, которому выпало на долю жить в России времен двух революций и Гражданской войны. Типичный «маленький человек» попал в тиски: ему необходимо сделать выбор меж двумя противоборствующими силами – красными или белыми. Казалось бы, простой выбор: смотри на тех, кто за правое дело, и переходи на их сторону. Но что делать обычному человеку, которого Бог не обделил умом, когда не из чего выбирать, когда любой выбор будет ошибкой? Когда выбирать муторно, а не сделать своего выбора просто страшно. Неизвестно, от кого будет больше зла: от садистов в форме белогвардейских офицеров или от наполненных доисторической злобой людей в кожанках. Слишком хорошо запомнил Антон последний урок, который дал ему его отец. Университетский профессор, настоящий интеллигент, он встал грудью на защиту чести, достоинства, правды – слов, которые просто не слышны на фоне диких завываний революционных вихрей. Каким бы честным и благородным человеком ты ни был, тебе все равно не оказаться «на коне», не повести за собой абсолютное большинство.
Но ведь это дикость. Ведь человек выше животного, он стоит на высшей ступени эволюционного развития. А почему он выше животного? Потому что верит в Бога? Потому что стремится к социальному равенству? Потому что он дергает за рычаги технического прогресса? Вот же она – аристономия. Словно это придумал Акунин, но выражает оно надежду всего человечества, его веру в счастливую жизнь. Аристономия – это «закон всего лучшего, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции».
Это прекрасно. Все же человек – это не животное. Все же возможно излечение человечества. Но какими медикаментозными средствами? Вера? Прогресс? Равенство? Стремление к благополучию? Ни один из этих вариантов не подходит!
В чем же правда? В чем смысл книги – первого серьезного романа автора? Какую сторону принять Антону Клобукову? Или для него лучше всего будет, как это происходило со всеми «маленькими людьми» во все времена, по собственной воле броситься в жернова истории, ведь лучше быть перемолотым и стать мучеником, чем терзаться из-за неверно сделанного выбора?
Вопросов после прочтения «Аристономии» возникает великое множество. Складывается ощущение, что это еще одна грандиозная мистификация от автора, который писал под женским псевдонимом, переворачивал с ног на голову все современные литературные жанры, доводил процесс творчества до самоубийства и организовывал протестные митинги в Москве. Это не роман-идея, это книга-вызов. Не шутит ли автор, когда говорит сразу после того, как отрицает все глобальные гипотезы, которые должны были привести человечество к процветанию, следующее: «…в этой книге будет рассказано, где, на мой взгляд, следует искать «ответ на главный вопрос»: на что человечеству можно надеяться, на что рассчитывать…»? Действительно ли это так? Готов ли ответить на «вопрос вопросов» писатель, который после нескольких визитов в охваченную «белыми лентами» и протестными настроениями Москву решил переименовать новый роман о Фандорине, назвав его «Черный город»?
Нет, дело не в этом. Автор хочет, чтобы каждый из нас ответил сам себе на этот вопрос. Чтобы ответили те, кто носил или носит на лацкане белую ленточку. Чтобы задумались над ответом те, кто считает людей с такими лентами бездельниками и социально опасными элементами? Даже те, кто вообще не делал никакого выбора. Российскому читателю брошен вызов. И неважно: готовы ли мы к такой прозе Акунина или нет.
Наш человек обожает, когда ему бросают вызовы. Когда соседи кричат из окон и стучат в стену, требуя приглушить музыку, всегда хочется сделать еще громче. Когда новостные сайты пестрят сообщениями о том, что всех, кто светит лазерными указками в направлении заходящих на посадку пассажирских авиалайнеров, будут строго наказывать, кто-то обязательно спешит с указкой в сторону летного поля. Когда популярный автор становится серьезным писателем, но предупреждает своих читателей, что к его новой книге многие могут оказаться не готовыми, она просто должна стать бестселлером.
Какую пилюлю выберете лично вы: красную или синюю? Проверьте себя уже сегодня во всех магазинах «Буквоед»!