аристотель биография и философия кратко самое главное
Кто такой Аристотель: кратко о его философии, взглядах на политику и государство
Ученик Платона, учитель Александра Македонского
Аристотель родился на полуострове Халкидики на севере Греции. Он учился в Афинах, центре культурной жизни Древней Эллады. Аристотель был учеником Платона, который, в свою очередь, учился у Сократа.
Фреска Рафаэля Санти
До 40 лет Аристотель преподавал в различных греческих полисах. В 341 г. до н.э. он получил приглашение от македонского царя Филиппа II Одноглазого стать воспитателем его сына Александра, которому тогда было 14 лет. В середине IV века до н.э. Македонское царство сумело подчинить себе ослабевшие греческие города-государства. Воинственные македонцы хотели научиться от образованных греков основам науки и культуры.
Нимфейон в г. Миеза, где Аристотель преподавал Александру Македонскому. Фото: Wikimedia
Философ привил царевичу любовь к поэзии Гомера, обучил основам всех известных тогда наук, в том числе медицины. Обучение продлилось шесть лет, после чего юный Александр взошел на престол после убийства своего отца.
Памятник Аристотелю. Фото: Depositphotos
После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. в Афинах началось антимакедонское восстание. Аристотеля обвинили в коллаборационизме и хотели казнить. Философ решил не повторять судьбу Сократа, приговоренного афинянами к смерти, и удалился из города. Через год он умер в изгнании, по некоторым данным, отравившись ядом.
Суть учения
Учение Аристотеля отличается цельностью и обширностью, широчайшим охватом тем. В Древней Греции философ не занимался, как сегодня, лишь абстрактными вопросами знания как такового. Это был ученый, разбиравшийся во всем. При тогдашнем уровне развития науки и культуры одному человеку было под силу охватить все знание, накопленное человечеством.
Бюст Аристотеля. Фото: Depositphotos
Аристотель смог постичь учения предшественников и систематизировать их в единый кодекс. Он создал всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития от социологии и политики до физики и логики.
В физике Аристотель первым заговорил о гравитации, прямолинейном движении, конечности вселенной, структуре Солнечной системы. Представления Аристотеля о космосе, в том числе геоцентрическая модель мира, считались неоспоримыми до конца Средневековья.
Памятник Аристотелю. Фото: Depositphotos
В философии он выдвинул идею души, Бога как абсолютного начала всех начал, теорию познания и логики. Аристотель основал современную этику, сформулировав основные добродетели и раскрыв внутренний конфликт человека.
Влияние и память
После падения Римской империи и конца эпохи Античности наследие Аристотеля стало забываться. Европа погрузилась в «Темные века». Труды философа сохранились лишь на арабском Востоке, где его почитали как великого мудреца.
Площадь Аристотеля в Салониках. Фото: Depositphotos
В честь Аристотеля названы Университет и площадь в Салониках, крупнейшем городе полуострова Халкидики, а также растение и кратер на Луне. В фильме «Александр» роль философа сыграл канадский актер Кристофер Пламмер.
Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы
Аристотель: YouTube / Величайшие биографии
Все знания, доступные человечеству в эпоху древних цивилизаций, сосредоточивались в одной науке — философии. Это обстоятельство определило, кем был Аристотель тогда и как его учение повлияло на развитие человечества. Многим проблемам дал свое решение Аристотель, биография и достижения которого интересуют людей уже много веков.
Аристотель: биография, факты из жизни
Родился античный философ в городе Стагир во Фракии, которая тогда была колонией Греции. Ученые определили год рождения Аристотеля — 384-й до нашей эры.
Его родители — греки. В те времена люди считали себя потомками богов. Так было и с отцом Аристотеля Никомахом: свой род он вел от бога медицины Асклепия. Он служил врачом при дворе царя — деда Александра Македонского. Мать тоже происходила из знатного греческого рода.
От идеала до реальности: 3 этапа формирования образа родителя в глазах ребенка
Отец не только исцелял людей, а еще и писал труды по медицине. Он стал первым учителем сына. Однако мальчик остался без родителей в 15 лет, оказался под опекой дальних родственников. Потом начинал самостоятельную жизнь Аристотель. Биография кратко описывает его жизнь в такие периоды:
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Обучение в Афинах
Семнадцатилетний юноша отправляется в Афины, учится ораторскому мастерству в риторической школе. Не здесь ли родился его знаменитый афоризм «Ясность — главное достоинство речи»? В течение 20 лет он пребывает слушателем и преподавателем в академии Платона — знаменитого древнегреческого философа.
Но, будучи учеником Платона, как философ, Аристотель не во всем с ним соглашался, отстаивал свои позиции. Это вызывало очень эмоциональные и острые споры. По свидетельству современников, Платон иногда даже избегал встреч со своим учеником.
Кто такой ментор и зачем он нужен
Позже в труде «О философии» Аристотель критиковал платоническое учение. Об этом противостоянии известно всему миру по фразе «Платон мне друг, но истина дороже».
Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа». В центре Платон и Аристотель: Pixabay
Жизнь в Ассосе
Аристотель покидает Афины после того, как учитель умер (347 год до нашей эры). Он уезжает в город Ассос (сейчас — Турция).
В течение 3-х лет читает здесь лекции, сближается с правителем города: молодой человек женится на его приемной дочери Пифиаде, которая вскоре родила ему дочь.
Но первая жена умерла. Аристотель повторно женится. На этот раз его избранница — служанка. С ней философ воспитывает девочку и общего сына.
Аристотель — воспитатель Александра Македонского
В 343 году до нашей эры Филипп II, царь Македонии, приглашает ученого стать воспитателем своего наследника — подростка Александра, в будущем — великого полководца.
Традиционное обучение: как воспитать ребенка и не покалечить психику
В течение 8-ми лет Аристотель обучает его истории, географии, политике, становится его наставником в жизненных вопросах. После восхождения ученика на престол Аристотель опять уезжает в Афины.
Создание философской школы
Биография Аристотеля теперь более чем на десятилетие связана с созданием собственной философской школы:
Наставление Аристотеля: Nur.kz
Последние годы жизни Аристотеля
После ранней смерти Александра Македонского в Афинах разразилось восстание против македонского правления. Знали ли афиняне, кто такой Аристотель и чем он прославился? Им известно было, что он ученый, не имевший гражданства, следовательно, никаких политических прав и даже права на созданную им школу.
Ароматерапия: польза, правила и способы применения
Прошлую связь с правителями Македонии ему поставили в вину. Чтобы избежать расправы, философ с семьей уезжает на родину матери в Халкиду Эвбейскую. На следующий год он умирает то ли от тяжелой болезни желудка, то ли от отравления.
Таким образом, годы жизни Аристотеля пришлись на непростое время борьбы греческих правителей за власть. Прожил он 62 года (с 384-го по 322-й год до нашей эры).
Так сложилась жизнь этого выдающегося человека. Современники оставили очень противоречивые описания его внешности. Нам известен в скульптурах и картинах великих художников Аристотель. Портрет его есть в учебниках и энциклопедиях.
Но Аристотель — это прежде всего ученый, сделавший вклад в основы многих наук. Поэтому биография мыслителя не будет полной без перечисления его достижений.
Что такое аутизм и почему о нем важно знать
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Аристотель: чем известен, цитаты философа
Как ученый, Аристотель годы жизни посвятил рассуждениям, как устроен мир, как развивается, как познается. Все науки Аристотель делил на три вида:
Аристотель как философ
Аристотель подвел итоги двухвековому развитию древнегреческой философии. Одно из главных мест в его учении занимает труд «Метафизика» — рассуждения о началах и причинах всего сущего. В этой сфере сделал Аристотель открытия такие:
Натали Портман: биография, фото, личная жизнь
До Аристотеля философия была совокупностью всех знаний. С него она начинается как наука о природе, обществе и мышлении.
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Аристотель — основоположник логики
Античный ученый вошел в историю как основоположник формальной логики. Он развивал теорию познания, определил, с чего оно начинается и в каких формах существует мышление. Аристотель сформулировал логические законы:
Учение Аристотеля о государстве и политике
В этих взглядах философ отошел от учения своего наставника Платона, который считал, что собственность и семья подрывают устои идеального общества и что все должно быть общим. Аристотель защищал право на частную собственность и существование моногамной семьи. Признавал он и существование рабства.
Изобретатель Илон Маск: супруга, личная жизнь, достижения
Формы государства Аристотель делил на две группы:
Аристотель утверждал, что людям присуще жить только в общности: «Человек по своей природе есть существо общественное». А политика существует, чтобы правильно организовать жизнь общества.
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Этические взгляды Аристотеля
Философ изучал душевные качества человека, которые делил на мыслительные и этические. Именно он ввел термин «этика» для обозначения этих особенностей людей, рассматривал такие добродетельные черты, как кротость, справедливость, благородство, великодушие и др. При этом замечал: «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».
Мировоззрение Аристотеля
Как философ, осмысливал Аристотель существование мира и человека в нем, то, что в наше время называется мировоззрением. Его взгляды были такими:
Филантроп — это кто?
Аристотель и естественные науки
В трактате «Физика» ученый обозначил общие принципы научных исследований. Эти идеи стали основой развития многих естественных наук, а изучение их и сегодня начинается с упоминания вклада античного мыслителя.
Альтруизм — это хорошо или плохо?
Сам ученый увлекся изучением природы в отрочестве под влиянием отца. Позже он сделал описание растительного мира, а его ученики — животного мира. При этом Аристотель относил растительный мир к одушевленной природе.
Краткая биография Аристотеля показывает, что мыслитель охватил почти все области знаний, которые проходили становление в античный период. Его наследие, дошедшее до нашего времени, составляет около 50 книг — так называемый «Аристотелев корпус». Полные издания сочинений философа появились в Европе в XV века, в XVIII–XIX вв. выходили латинские и греческие издания.
Современному человеку доступны все сохранившиеся сочинения Аристотеля. Востребованность его учений через века — самое красноречивое свидетельство научной значимости античного философа.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Аристотель: краткая биография, философия и основные идеи
Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.
Детство и юность
Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.
Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.
Формирование мировоззрения и философских идей
Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:
Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.
В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.
Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что, отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.
Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.
Платоновский период
Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.
В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.
Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.
За пределами Афин
Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.
Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.
В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.
Македонский период
Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.
Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.
Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.
Возвращение в Афины
После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.
В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.
Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.
В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.
Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.
Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.
Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.
Наследие философа
Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:
Философские идеи Аристотеля
Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:
В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:
Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.
Существующие науки Аристотель поделил на три группы:
Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.
Аристотель
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[2] основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.
Содержание
Краткая биография.
Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе — Платоне в Афинах. В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии. В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором. В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе — Платоне в Афинах. В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии. В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором. В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.
О юношеских годах.
В 384 году до н. э. в Стагире, греческой колонии поблизости Афона, появился на свет Аристотель – один из великих философов всех времен и народов. биография аристотеля кратко Родители будущего ученого, которого часто именовали Стагиритом, имели благородное происхождение. Никомах, отец будущего ученого, потомственный лекарь, служил придворным врачом и обучал своего наследника азам врачебного искусства и философии, на то время нераздельной с медициной. Аристотель с детских лет был тесно связан с македонским двором и прекрасно знал своего ровесника, сына царя Аминты III, Филиппа. Еще ребенком Аристотель осиротел и находился на воспитании родственника Проксена. Последний возложил на свои плечи заботы о юноше: помогал в получении образования, всячески поощрял любознательность подростка, тратил деньги на приобретение книг, являвшихся по тем временам очень дорогим удовольствием, практически роскошью. Благоприятствовало таким расходам состояние, оставшееся после смерти родителей. Биография Аристотеля, краткое содержание которой вызывает неподдельный интерес у современной молодежи, поистине внушает глубокое уважение к этому человеку, возложившему на свои плечи ответственность за просвещение остальных людей, заинтересованных в благоприятном будущем своей страны.
Платон мне друг.
Биография Аристотеля кратко повествует о том, как с целью изучения философии в 367 году до н. э. Аристотель перебрался в Афины, где остался на два десятка лет. В прославленном греческом городе молодой человек поступил учеником в Академию, открытую великим философом Платоном. Наставник, обратив внимание на блестящие умственные достоинства ученика, стал выделять его среди остальных слушателей. аристотель краткая биография и его открытия Аристотель же постепенно начал отступать от взглядов и идей своего учителя и опираться на собственное мировоззрение. Это не очень понравилось Платону, однако на личных отношениях двух гениев различие во взглядах никак не отразилось. Больше всего мнения двух великих умов расходились в учении об идеях, которыми, как полагал Платон, образован бестелесный мир. Для его ученика Аристотеля идеи являлись всего лишь сущностью происходящих материальных явлений, облаченных в эти самые идеи. По поводу данного спора Аристотелем была озвучена известная фраза, звучащая в сокращенном варианте как: «Платон мне друг, но истина дороже». О невероятном почтении Аристотеля к своему любимому наставнику Платону можно судить по тому факту, что юноша, имевший уже сложившуюся систему мировоззрения, а следовательно, и предпосылки для организации своей философской школы, не совершил этого при жизни наставника. биография аристотеля краткое содержание Биография Аристотеля кратко описывает, что в 347 году до н. э., после ухода в мир иной великого учителя, его место в качестве главы Академии было занято племянником Спевсипом. Аристотель, оказавшийся среди недовольных данным обстоятельством, покинул Афины и по приглашению тирана Гермия (ученика Платона) направился в город Ассос, расположенный в Малой Азии. Спустя 2 года за активное противостояние персидскому игу Гермий был предан и распят, в связи с чем Аристотелю пришлось в спешном порядке покидать Ассос. Также бежала Пифиада – родственница Гермия, ставшая впоследствии супругой греческого философа. Прибежище для молодой пары нашлось в городе Митилене (остров Лесбос). Именно здесь Аристотелю было предложено стать наставником сына Филиппа – Александра, на тот момент 13-летнего подростка.
О воспитаннике Аристотеля.
Биография Аристотеля кратко показывает, что влияние греческого философа на характер своего ученика и образ его мыслей, за которым впоследствии закрепилась слава величайшего полководца, было огромным. аристотель биография кратко для детей Аристотель, искусно умеряя страстность души подопечного, направлял молодого человека на серьезные мысли, пробуждал благородные стремления к совершению подвигов и славе, привил любовь к «Илиаде» – книге Гомера, которая сопутствовала Македонскому на протяжении всей его жизни. Александр получил классическое образование, в котором акцент был сделан на изучение политики и этики. Также молодой полководец хорошо разбирался в литературе, медицине и философии.
Основание школы.
Последние годы жизни.
Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).
Аристотель: краткая биография и его открытия.
Имеет место мнение, что великий Аристотель был низкорослым и болезненным человеком. Его речь была очень быстрой и с дефектами: философ смешивал некоторые звуки, что нисколько не умаляло его грандиозный вклад в науку. Как и большинство мыслителей древних времен, Аристотель помимо философии усердно занимался различными науками и стал основателем некоторых разделов: логики, научной риторики, грамматики. Также великий мыслитель установил большое количество важных фактов в анатомии и зоологии, первым создал философию искусства и теорию поэзии. Наиболее важными и известными трудами Аристотеля считаются «Политика», «Метафизика», «Поэтика», «Физика». Философская система греческого просветителя затрагивала различные стороны человечества и глобально повлияла на последующее развитие научного мышления. В географии Аристотель высказал мысль о цельности и беспредельности Мирового океана. В биологии ученый описал около полутысячи видов животных и основал зоологическую систематику, первую в научной истории. Изучая животных, разделил их на 2 группы: бескровные и животные с кровью (во главе поставил человека), что практически соответствует сегодняшнему понятию: позвоночные и беспозвоночные. Великий философ считается отцом метеорологии (впервые этот термин был упомянут в трактате о небесных явлениях). Из всех трудов Аристотеля до настоящего времени дошла только четвертая часть сочинений. По некоторым предположениям, богатая библиотека философа после его смерти перешла к Теофрасту и его потомкам, которые, будучи людьми необразованными, свалили книги в ящики и закрыли в подвале. Сырость и черви довершили начатое.
Политические воззрения Аристотеля.
Учение Аристотеля о государстве изложено в восьми книгах трактата «Политика». Под этим названием один из редакторов философского наследия Аристотеля объединил пять относительно самостоятельных исследований, каждое из которых снабжено отдельным введением и посвящено определенной теме: 1) домохозяйство как простейший элемент полиса 2) критика предшествующих теорий наилучшего государственного устройства 3) сущность государства и гражданина, правильные и неправильные формы правления 4) подвиды форм правления, значение среднего сословия, причины мятежей и способы укрепления власти 5) проект идеального государственного устройства В этом трактате, не без оснований считающемся самым важным античным текстом по политической науке [10, с. 153], нашли свое отражение и опыт самого Аристотеля, и обширный эмпирический материал. Длительное время Аристотель находился в числе первых лиц македонского двора. Что же касается его исторической осведомленности, то здесь достаточно вспом Учение Аристотеля о государственить о вышедшей еще до «Политики» работе «Афинская полития», в которой Аристотелем было проанализировано около двухсот греческих и варварских политических устройств [1, с. 116]. Интересующий нас труд — настоящий Клондайк правовой и политической мысли. Влияние «Политики» прослеживается у всех последующих крупных политологов, начиная с Цицерона и заканчивая Гегелем. Любопытно, что идеи Аристотеля широко использовались не только теми, кто призна вал его своим непосредственным учителем (Фома Аквинский, Альберт Великий), но и теми, кто претендовал на самостоятельность и особых симпатий к Аристотелю не испытывал, среди них Макиавелли и Гоббс, Спиноза и Руссо, Локк и Монтескье. Современная политология обязана Аристотелю целым рядом ее ключевых проблем: соотношение права и справедливости, разделение властей, пути нахождения политического консенсуса и др.
Общее содержание и место «Политики»в истории политической мысли
Учение Аристотеля о государстве изложено в восьми книгах трактата «Политика». Под этим названием один из редакторов философского наследия Аристотеля объединил пять относительно самостоятельных исследований, каждое из которых снабжено отдельным введением и посвящено определенной теме:
В этом трактате, не без оснований считающемся самым важным античным текстом по политической науке [10, с. 153], нашли свое отражение и опыт самого Аристотеля, и обширный эмпирический материал. Длительное время Аристотель находился в числе первых лиц македонского двора. Что же касается его исторической осведомленности, то здесь достаточно вспомнить о вышедшей еще до «Политики» работе «Афинская полития», в которой Аристотелем было проанализировано около двухсот греческих и варварских политических устройств [1, с. 116].
Интересующий нас труд — настоящий Клондайк правовой и политиче-ской мысли. Влияние «Политики» прослеживается у всех последующих крупных политологов, начиная с Цицерона и заканчивая Гегелем. Любопыт-но, что идеи Аристотеля широко использовались не только теми, кто призна-вал его своим непосредственным учителем (Фома Аквинский, Альберт Вели-кий), но и теми, кто претендовал на самостоятельность и особых симпатий к Аристотелю не испытывал, среди них Макиавелли и Гоббс, Спиноза и Руссо, Локк и Монтескье. Современная политология обязана Аристотелю целым ря-дом ее ключевых проблем: соотношение права и справедливости, разделение властей, пути нахождения политического консенсуса и др.
Место политики в общей классификации наук
В аристотелевской классификации наук политика наряду с этикой относится к разряду дисциплин практических [5, с. 243]. Практические науки отличаются, с одной стороны, от наук теоретических, с другой — от наук творческих (или, как мы бы сказали теперь, — прикладных). Различие между ними задается различием целей. Цель теоретических наук — знание ради знания. Цель творческих наук — знание, которое реализуется в качественном изде-лии. Цель наук практических — знание, которое реализуется в поступке. Но всё, имеющее цель в себе, ценнее того, что имеет цель в другом, причем чем благороднее цель, тем выше деятельность. Поэтому теория выше практики, а практика — творчества. При этом политика выше этики, ибо этика ведет к бла-гу личному, а политика — к общественному. «Даже если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более пол-ным представляется все-таки благо государства, достижение его и сохранение. Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекраснее и божественнее благо народа и государств» [2, с. 55].
Происхождение и назначение государства
Ключевым вопросом политической теории является вопрос о происхож-дении государства. Согласно Аристотелю, государство — результат есте-ственного развития, в основе которого лежит присущее человеку стремление к общению. О том, что человек — существо социальное, причем в значительно большей степени, нежели другие стадные животные, красноречиво свидетельствует дар речи. Именно посредством языка проводится различие между справедливым и несправедливым, добром и злом, полезным и вредным.
Это различие недоступное никаким другим существам, — основа всякого обще-ния, и в том числе общения политического.
Природа прежде всего сводит мужчину и женщину, движимых инстин-ктивным желанием оставить потомство. Так возникает семья. Несколько се-мей составляют селение. Несколько селений, объединенных решением долгосрочных задач и способных к самодостаточному существованию, образуют государство.
Итак, государство — образование естественное. Это высшая всеобъемлю-щая форма общения, в рамках которой находят свое завершение все осталь-ные виды социального взаимодействия. Но каково назначение и смысл са-мого государства? Цель политического общения отличается от условий его существования, к которым относится общность территории, экономическое сотрудничество, военная взаимопомощь. Все эти признаки государства необ-ходимы, но не достаточны. Политическое общение к решению сугубо утилитарных задач не сводится. Государство «возникает ради потребностей жизни, но существует оно ради достижения благой жизни» [3, с. 378]. Таким обра-зом, вопрос о цели государства упирается в вопрос о цели человеческой жизни.
Аристотель решительно отклоняет общепринятое мнение, согласно которому благо человека заключается в материальном изобилии. При правильном положении дел внешние блага всегда средство [2, с. 589]. Как установлено в созданной до «Политики» «Никомаховой этике», благая жизнь заключает-ся в осуществлении природного предназначения. Но природа человека неоднородна: в нем есть три уровня — растительный, животный, человеческий. Большинство довольствуется растительно-животным существование (Аристотель называет такое существование «скотским») и потому счастливым быть не может. Что же касается собственно человеческого существования, то оно предполагает разумную деятельность согласно добродетели. Создание условий для такой деятельности и есть конечная цель правильно устроенного государства. «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но пре-имущественно для того, чтобы жить счастливо» [3, с. 460].
Типология государственных форм
Главной характеристикой государства является его форма. Напомним, что в философии Аристотеля форма есть сущность вещи, принцип организации материи. Благодаря форме потенциальное становится реальным, появляется конкретная вещь, в данном случае конкретное государство. Именно форма государства задает общую направленность законодательства, очерчивает круг лиц, причисляемых к гражданам, формирует их мировоззрение, определяет порядок формирования высших органов власти, служит основанием тожде-ственности государства, хотя его население постоянно обновляется.
Справедливо «то, что служит общей пользе». По отношению к личности, справедливость заключается в том, чтобы равные имели равное. Положение дел, при котором равные имеют неравное или неравные — равное, будет не-справедливым. Поэтому, согласно Аристотелю, целесообразно говорить о справедливости уравнивающей и пропорциональной. Уравнивающая спра-ведливость делит общие блага поровну, пропорциональная — по достоин-ству. Сфера применения уравнивающей справедливости — область граждан-ско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания. В политическом обще-нии следует руководствоваться справедливостью пропорциональной.
Вопреки софистам и вместе с Платоном, Аристотель подчеркивает, что справедливость существует не по установлению, а по природе. Если какое-то действие объявлено верховной властью справедливым, это еще не делает его таковым. Напротив, государство должно действовать согласо-вывая свои действия со справедливостью, а не вопреки ей. Говоря точнее, Аристотель различает справедливость общую и частную. Общая спра-ведливость — объективная совокупность норм, без которых невозмож-но никакое общежитие (естественное право). Частная справедливость — это свод социальных норм, установленных конкретным государством (поло-жительное право). Аристотель, таким образом, разграничивает право естественное, существующее изначально и от человека не зависящее, и право по-зитивное, являющееся выражением государственной воли.
Но ввернемся к типологии государственных форм. Наглядной иллюстрацией их специфики служит предложенная в «Никомаховой этике» параллель между государством и семьей. «Отношение отца к сыновьям имеет облик царской власти: ведь отец заботится о детях… А у персов власть отца тираническая, потому что они обращаются с сыновьями, как с рабами. Сообщество мужа и жены представляется аристократией, ибо муж имеет власть сообраз-но достоинству и в том, в чем мужу следует, а что подобает жене, он ей и предоставляет. Но если муж распоряжается всем, он превращает их сообщество в олигархию, ибо делает это вопреки достоинству и не как лучший по сравнению с женой. Случается иногда, что жены, будучи богатыми наследни-цами, имеют власть над мужьями, тем самым это власть не по добродетели, но благодаря богатству и влиянию, точно также, как при олигархиях. А на тимократию похожи отношения братьев: они ведь равны за исключением раз-ницы в возрасте… “Демократия” же бывает в домах без господина (там ведь все равны) и там, где начальствующий немощен и каждому можно делать, что ему вздумается» [2, с. 235].
Государства разнятся не только числом правящих и характером организа-ции высшей власти. В конечном счёте, то и другое — результат господству-ющего в обществе жизненного принципа. Для демократии таковой является свобода, для олигархии — богатство, для аристократии — добродетель.
Наилучшей формой государственного устройства является полития. Аристотель называет ее «прекрасным смешением» олигархии и демократии. Власть здесь принадлежит среднему классу. Именно средние граждане в равной степени далеки от зависти, свойственной бедным, и от высокомерия, характерного для богатых, что и делает их способными к обладанию поли-тической добродетелью, которая, как уже говорилось, заключается в умении властвовать и подчиняться.
Отдавая в целом предпочтение политии, Аристотель подчеркивает достоинства и других правильных форм правления. Царскую власть он называет «первоначальным и самым божественным из всех видов государственного строя» [3, с. 492]. Что же касается аристократии, то она, как и полития, ба-зируется на началах свободы и богатства, но при аристократии к этим двум началам добавляется третье — добродетель [3, с. 503].
За редчайшим исключением аристократия предпочтительнее монархии, так же как ограниченная монархия предпочтительнее монархии неограниченной.
Худшая форма правления — тирания. В отличие от монархии здесь превосходство одного признается не добровольно, а держится на насилии. Тира-ния заключает в себе всё то зло, которое присуще олигархии и демократии. От олигархии тирания заимствует стремление к богатству, без которого нет роскошной жизни и возможности держать охрану, а также недоверие к на-роду. С демократией тиранию роднит борьба со знатью, препятствующей за-хвату неограниченной власти.
Таким образом, мы имеем следующую градацию форм правления: полития, аристократия, монархия, затем демократия, олигархия, тирания. В Но-вое время от столь детальной типологии откажутся. Например, Монтескье различает «три образа правления»: республику (куда входят аристократия и демократия), монархию и деспотию. В современных курсах по политологии дело ограничивается двумя формами правления — монархией и республикой.
Фактически основными видами государственного устройства являются демократия и олигархия. Например, аристократия тяготеет к олигархии, а полития — к демократии. При демократии власть сосредоточена в руках не-имущего большинства, а при олигархии — в руках богатого меньшинства. При этом Аристотель подчеркивает, что «то, чем различается демократия и олигархия, есть бедность и богатство» [3, с. 459]. Количественное соотноше-ние богачей и неимущих в данном случае — признак случайный» [6, с. 112].
Сущность, виды и пути удержания власти
Решая вопрос о сущности власти, Аристотель руководствуется философ-ской предпосылкой о том, что всё сущее так или иначе причастно порядку. Во всём, что составлено из нескольких частей и образует единое целое, всег-да присутствует два начала — властвующее и подчиненное. Этот закон при-роды действует и в неодушевленных предметах, и в живых существах. При
нормальном (естественном) положении дел высшее по природе должно нахо-диться в подчинении у низшего. Например, душа должна властвовать над те-лом, разумная часть души — над эффективной. Соблюдение иерархии, кото-рая для Аристотеля носит не субъективный (как у софистов), а объективный характер, благотворно для обоих начал. Нельзя обойтись без определенного порядка и в социальных структурах. Здесь существует четыре основных вида власти. Первые три вида власти образуют остов семейных отношений: это власть мужа над женой, отца над детьми, господина над рабами.
Что касается злободневного для его времени вопроса о правомерности рабства, Аристотель считает последнее соответствующим природе вещей. Превосходство господина над рабом столь же естественно, как и превосход-ство отца над детьми, мужчины над женщиной. Раб тот, кто принадлежит другому. Основной источник рабства — война. Сдающиеся в плен отдают свою жизнь победителям. Однако война рабов не создает, а лишь обнаружи-вает [9, с. 459].
Четвертый вид власти существует в рамках государства. Специфика поли-тической власти заключается в том, что ее субъекты и объекты — люди по при-роде свободные и равные. Именно по этой причине далеко не все жители по-лиса являются гражданами. Участия в политической жизни лишены не только женщины и дети, но и рабы, а в некоторых государственных устройствах также ремесленники и крестьяне. Свобода и равенство граждан объясняет, почему при правильном государственном устройстве управляющие и управляемые, чередуясь, должны сменять друг друга, а также почему главной политической добродетелью является способность властвовать и подчиняться.
Решение этой всегда злободневной политической проблемы Аристотель видит в следующем. Степень участия во власти должна быть прямо пропор-циональна вкладу в общее благо граждан. Лучше всего, если само это уча-стие будет ограничено верховенством закона. «Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица — будь это одно или несколько — должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ, так как нелегко вообще дать вполне определенные установления касательно всех отдельных случаев» [3, с. 467].
Наряду с утверждением верховенства права на страницах «Политики» мы встречаем еще одну важную идею, ставшую краеугольным камнем широко обсуждаемой ныне теории правового государства. Речь идет о принципе раз-деления властей на законодательную, исполнительную и судебную. Впрочем, если в современной политической литературе акцент делается на необходимости разграничения ветвей власти, то у Аристотеля дело ограничивается указанием на их естественное различие. Каждому виду власти соответствует определенный государственный орган. Характер его формирования и функционирования, в свою очередь, определяется типом перечисленных выше политических устройств [6, с. 113].
Специальное внимание уделяет Аристотель мерам сохранения государства. Главным условием стабильности государства является единомыслие и соли-дарность его граждан. Честолюбивых не следует ущемлять в том, что касается чести, народную массу — в том, что касается материальных благ. Не рекомен-дуется возвеличивать одну общественную группу в ущерб другим. Напротив, желательно избегать расслоения, поддерживать средний класс, сглаживать противоречия между бедными и богатыми, между полноправными граждана-ми и теми, чьи политические права ограничены. Государство подобно телу, и любое непропорциональное увеличение его части губительно для целого. У Аристотеля встречается популярный ныне среди либералов образ государства как «ночного сторожа». Правда, Аристотель использует эту аналогию в ином смысле. Он говорит о том, что, если гражданам внушается образ государства как их защитника, это также способствует укреплению существующего госу-дарственного строя. Данный пассаж из «Политики» напоминает соответствую-щий фрагмент платоновского «Государства», в котором утверждается, что для сплоченности граждан, им следует внушить мысль о том, что они порождены общей матерью-землей и вылеплены из одного материала [8, с. 184].
Нельзя сохранить государство и без должного воспитания его граждан в духе соответствующего государственного средства. На редкость актуально звучит следующее заявление Аристотеля: «Никакой пользы не принесут са-мые полезные законы, единогласно одобренные всеми причастными к управ-лению государством, если граждане не будут приучены к государственному порядку и в духе его воспитаны» [3, с. 523]. Особое внимание уделяет Ари-стотель деловым и нравственным качествам должностных лиц. Последние должны сочувствовать существующему государственному строю, обладать способностями к выполнению возлагаемых на них функций, быть доброде-тельными и справедливыми. Аристотель подчеркивает губительность кор-рупции, особенно если последняя получает широкую огласку. Напоминает он и том, что продолжительное пребывание у власти развращает. Граждане, поддерживающие существующий строй, должны быть сильнее своих против-ников.
При этом главное условие сохранения власти — умеренность в ее исполь-зовании. Поэтому, например, при демократии следует заботиться о благосо-стоянии людей состоятельных. Напротив, при олигархии не допускать нагло-го обращения с народной массой. Царская власть тем прочнее, чем меньше верховных полномочий ей принадлежит. Тиран так же должен ограничивать свою власть, придавая ей вид власти царской. При этом Аристотель прекрас-но понимает, что фактически руководствуются принципами диаметрально противоположными. Например, традиционным средством укрепления тира-нии является страх, призванный разобщить подданных и лишить их полити-ческой энергии [3, с. 561].
Несбалансированный государственный строй чреват мятежами и восста-ниями. Как правило, перевороты совершаются под лозунгом установления равенства. Но, как мы знаем, равенство — понятие амбивалентное: есть ра-венство количественное и равенство по достоинству. Поэтому в одном случае мятежники, будучи равны с остальными в одном, требуют равенства во всем,в другом — инициаторы переворота, будучи неравны в одном, требуют не-равенства во всем. Например, ратуя за демократию, опираются на идею равенства количественного, а при утверждении олигархии выставляют на пер-вый план равенство по достоинству. Цель осуществления переворотов — об-ладание почетом и материальными благами или опасение оных лишиться. Не последнюю роль играют и человеческие страсти, причем как тех, кто стоит и власти, так и тех, кто этой власти домогается.
Наиболее прочные государственные устройства — демократия и полития. «В олигархиях таится зародыш двоякого рода: раздоры друг с другом и с на-родом; в демократиях же — только с олигархией; сам против себя народ —это надо подчеркнуть — бунтовать не станет» [3, с. 551]. Что же касается политии, то ее стабильность гарантируется господством среднего класса.
Наилучшее государственное устройство
Заключительная часть «Политики» посвящена теории наилучшего госу-дарственного устройства. Обоснование собственной точки зрения Аристо-тель предваряет всесторонней критикой воззрений предшественников. Не-трудно догадаться, что наибольшее внимание он уделяет разбору взглядов Платона. Возражая своему учителю, Аристотель утверждает, что отсутствие института семьи и частной собственности противоестественны. Он также тонко замечает, что «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» [3, с. 405]. Претит Аристотелю и свойственный платоновской модели тоталитаризм. Выше отмечалось, что по своей сути государство представляет собой единство разнородных частей. Поэтому чрезмерная унификация общественной жизни, к которой призывает Платон, является, по мнению Аристотеля, для государства губительной.
В то же время Аристотель полностью согласен со своим учителем в том, что мера благополучия государства и мера благополучия отдельного человека идентичны. Однако само благополучие определяется по-разному. Кто полага-ет счастье в богатстве, тот будет считать счастливым государство богатое, кто выше всего ставит власть, тот отдаст предпочтение государству могуществен-ному. Но, как мы уже знаем, по Аристотелю, счастье человека заключается в реализации своего природного предназначения. Однако человек — существо разумное и нравственное. Следовательно, в правильно устроенном государ-стве «на долю каждого приходится столько же счастья, сколько добродетели
разума и согласованной с ними деятельности» [3, с. 590].
Далее, благая жизнь заключается не столько в том, чтобы делать необ-ходимое и полезное, сколько в том, чтобы совершать прекрасное. Значит, в правильно устроенном государстве граждане не только пекутся о хлебе на-сущном и воюют, но и достойно наслаждаются миром.
свете сказанного становится понятой далекая от демократических иде-алов мысль Аристотеля о том, что в наилучшем государстве ремесленники
и крестьяне гражданами быть не могут. Будучи поглощены беспросветным трудом, те и другие лишены досуга и в полной мере реализовать себя как существа разумные не состоянии [3, с. 605].
По аналогичным соображениям правильно устроенное государство не может быть милитаристским. Тем, кто восхвалял спартанский образ жиз-ни, Аристотель резонно возражает: «Большинство государств, обращающих внимание лишь на военную подготовку, держится, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только достигают господства. Подобно стали, они теряют свой закал во время мира. Виноват в этом законодатель, который не воспитал в гражданах умения пользоваться досугом» [3, с. 619].
Приведенная выше иерархия ценностей должна быть положена в осно-вание воспитания будущих граждан. Его целью должна быть не нажива и польза (столь низменная мотивация имеет значение для ремесленников и крестьян, но не для свободных граждан), а развитие способностей, необхо-димых для досуга. Кстати, воспитание граждан Аристотель относит к числу важнейших обязанностей государства. Здесь он полностью солидарен с Пла-тоном. «Что имеет общий интерес, этим следует и заниматься совместно» [3, с. 628]. Законодатель правильно устроенного государства определяет вре-мя вступления в брак (37 и 18 лет соответственно), численность детей, за-ботится об ограждении юного возраста от развращающих зрелищ и отрица-тельных жизненных примеров. Однако, в отличие от Платона, у Аристотеля институт семьи здесь остается в неприкосновенности.
Другая важнейшая отличительная черта наилучшего государства — реали-зация принципа равенства в области властных отношений. Сама природа раз-делила людей на старших и младших. Первым подобает править, а вторым — подчиняться. Это положение дел не может вызвать негодования, ибо младшие знают, что в свое время займут положение старших. Эту точку зрения Аристо-тель подтверждает авторитетом народной мудрости: «Говорят: кто хочет пре-красно повелевать, должен сначала научиться повиноваться» [3, с. 616].
Обратим внимание еще на одну любопытную деталь. В наилучшем госу-дарстве добродетель хорошего человека и добродетель хорошего гражданина совпадают. По всей видимости, при плохом государственном устройстве хороший человек хорошим гражданином быть не может.
Идеальное государство должно быть не слишком большим и не слишком маленьким. В первом случае трудно поддерживать порядок, во втором — трудно обеспечить самодостаточное существование. Принцип «золотой середины» распространяется и на климатические условия, и на темперамент граждан. Севернее люди мужественны, но отстают в интеллектуальном развитии, на юге ситуация противоположная. Свободными от этих крайностей Аристотель считал своих соотечественников.
Учение Аристотеля о государстве отличает мощная философская составляющая. Ее основные элементы — объективный характер справедливости, возвышенное представление о человеке, принцип «золотой середины», раз-граничение цели и средства. Именно благодаря всесторонне продуманному философскому каркасу политика Аристотеля не теряет своей актуальности и успешно конкурирует с многочисленными социальными теориями современности.