Аристотель что лежит в основе обмена

1.4 Аристотель: что лежит в основе обмена?

Выдающийся мыслитель древности, энциклопедист и философ Аристотель, живший в Афинах более чем 300 лет до нашей эры, стоял у истоков экономической науки. Он, естественно, не мог претендовать на создание системы. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

Аристотель проводит различие между «истинным богатством», которое представляет собой имущество, необходимое в семье для удовлетворения насущных потребностей, и богатством, целью которого служит накопление денег до бесконечности. Он осуждает ростовщичество, торговлю ради умножения денег, сребролюбие.

Аристотель положил начало выяснения этических (нравственных) основ поведения участников хозяйственной деятельности. Аристотелевская этика предписывает, как следует поступать, сообразуясь с убеждениями и доводами разума. Поступки человека, принимаемые им решения, определяют обычаи, традиции, нормы, закрепляемые законом.

В «Никомаховой этике» (сочинение, отредактированное сыном Никомахом) Аристотель говорит, что наука о государстве «законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздержаться» и что « если для одного человека благом является то же самое, что и для государства, более важным и более полным представляется все-таки благо государства».

Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.

Источник

План Экономическая мысль в Древней Греции Аристотель: что лежит в основе обмена

Аристотель что лежит в основе обмена. star. Аристотель что лежит в основе обмена фото. Аристотель что лежит в основе обмена-star. картинка Аристотель что лежит в основе обмена. картинка star. Аристотель что лежит в основе обмена. star. Аристотель что лежит в основе обмена фото. Аристотель что лежит в основе обмена-star. картинка Аристотель что лежит в основе обмена. картинка star. Аристотель что лежит в основе обмена. star. Аристотель что лежит в основе обмена фото. Аристотель что лежит в основе обмена-star. картинка Аристотель что лежит в основе обмена. картинка star. Аристотель что лежит в основе обмена. star. Аристотель что лежит в основе обмена фото. Аристотель что лежит в основе обмена-star. картинка Аристотель что лежит в основе обмена. картинка star. Аристотель что лежит в основе обмена. star. Аристотель что лежит в основе обмена фото. Аристотель что лежит в основе обмена-star. картинка Аристотель что лежит в основе обмена. картинка star.
Аристотель что лежит в основе обмена. iui. Аристотель что лежит в основе обмена фото. Аристотель что лежит в основе обмена-iui. картинка Аристотель что лежит в основе обмена. картинка iui.

Возникновение экономической мысли

Ксенофонт, как и все в то время наиболее ценил сельское хозяйство. Он разделял изречение «земледелие – мать и кормилица всех профессий». Если земледелие процветает, то и все другие профессии идут успешно.

В отличии от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела, обрекает занимающегося им на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

Cогласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участи хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для рабов и господ Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.

В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того, кто не умеет играть не представляет ценности, как иземля, которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться. Здесь богатство получило чисто потребительское толкование.

Правда Ксенофонт затрагивал также вопросы товарного производства, признавая полезность разделения труда, которое дает большой эффект даже в поварском деле и большие возможности в крупных городах, чем в малых. «Ведь в небольших городах один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому человеку, занимающемуся многими ремеслами невозможно все изготовлять одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А нередко довольно даже части этого ремесла: так, один мастер шьет женскую обувь, а другой мужскую. А иногда даже человек зарабатывает на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой тем, что вырезает подошвы, третий только тем, что выкраивает только передки, а четвертый не делая ничего из этого, только сшивая все вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнять ее наилучшим образом.»

Однако практические вопросы хозяйствования, экономические идеи не получили самостоятельного статуса. Экономика как самостоятельная отрасль знаний не выделилась Под этим термином древние греки понимали смесь практических рекомендаций пов едению домашнего хозяйства.

^ 2. Аристотель: что лежит в основе обмена

Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы современной ему Греции. Аристотель разрабатывал науку рабства. Он давал ему экономическую характеристику, полагая, что ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов. Орудия не могут сами работать, их должны приводить в движение рабы как особый вид говорящих орудий. Таким образом, по Аристотелю рабство существовало в силу экономической необходимости. Назначение же гражданина состояло в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни.

Аристотель стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен привел к появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность как определенные слитки взвешенного металла и стали обслуживать обмен. Он по существу констатировал здесь зарождение функции денег как средства обращения. Ему было ясно, что возникновение денег не было случайным. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей, возникли деньги».

Аристотель ставил перед экономической наукой задачу открыть сущность соизмеримости обмениваемых благ. По его мнению основой обмена могла служить заинтересованность общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого по соглашению между людьми была введена монета: «она все соизмеряет, что дороже и что дешевле и сколько, например, сандалий равны дому или дневному пропитанию». Монета делает вещи соизмеримыми.

Обмен, как утверждал Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой экономикой. В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение, искусство наживать состояние, заслуживает осуждения. Аристотель именовал ее хремастикой (от греч. Хремата – имущество, богатство).

Аристотель проводил различие между истинным богатством, которое представляет собой имущество, необходимое семье для удовлетворения насущных потребностей, и богатством, целью которого служит накопление денег до бесконечности. Он осуждал ростовщичество, торговлю ради умножения денег.

В противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства внутри общины свободных, Аристотель выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах спарведливости, т.е. по достоинству. Это означало, что имущественное неравенство должно сохраняться, но не допускается ни крайнего обгащения, ни обнищания. Средний достаток из всех благ лучше всего.

Он считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения благой жизни. Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без нее, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют собой одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда ни какой пользы в житейском обиходе.

В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезима рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место. Речь шла о его реабилитации, определении эффективных методов эксплуатации рабов.

На экономическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Речь шла не только о советах, как вести хозяйство, но и о попытках теоретического осмысления экономических процессов. У большинства древнегреческих авторов преобладал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

^ 3. Экономическая мысль в Древнем Риме

Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны.

Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считалось делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.

Во 2-1 вв. до н.э. в древнериммской экономике произошли серьезные изменения. Процесс концентрации крупной земельной собственности стал основой перехода от мелкого парцеллярного (раздробленные на мелкие земельные участки) производства к крупному хозяйству рабовладельческого типа. По сравнению с крестьянской парцеллой организация поместного хозяйства крайне усложнилась. В поместьях широко использовался труд рабов, а также наемных работников. Многие хозяйства были связаны с рынком, зависимы от городского спроса. В этих условиях возникли проблемы рациональной организации рабовладельческих хозяйств. Появились писатели-аграрии, пытавшиеся решить эти сложные вопросы. жизни

Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат «О земледелии». Это было практическое руководство для хозяина среднего поместья. Катон считал земледелие наиболее достойным занятием для свободного гражданина. Из земледельцев выходят «самые верные люди и самые стойкие солдаты». Земледелие приносит доходы, которые не вызывают зависти.

Катон рекомендовал приобрести имение в 100 югеров (25 га с небольшим) с хорошей землей, которая сама родит. Он давал подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу,; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что на продажу» (хозяину любо продавать, а не покупать).

Он пишет об обязанностях вилика (управителя); об организации труда рабов – необходимости проверить выполнены ли работы своевременно, о поощрении и наказании рабов; о работах в дожливую погоду и по праздникам; об уходе за посевами и скотом; о постройках и сельскохозяйственных орудиях.

Как экономист-практик Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. По его мнению оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников (вилик, ключница, 5 работников, три пахаря, погонщик ослов, свинопас и овчар).Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов.

Основная форма экономического мышления древних римлян – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об их экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций.

На развитие экономической мысли классического средневековья огромное влияние оказывала церковь. Большое влияние на экономическую мысль средневековья оказывала каноническая (канон – гр. Правило, предписание, положение какого-либо направления учения) доктрина, которая разрабатывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты часто трактовали м экономические вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля.

Свои экономические взгляды он излагал в виде постановки ряда вопросов, которые иногда оказывались надуманными. Он решительно осуждал стремление к социальному равенству, общество мыслилось им как иерархическое и сословное. Он уверял, что подняться выше своего сословия грешно, так как деление на сословия установлено богом.

В цене должны учитываться и затраты на хранение, транспортировку, а также страховку и в случае возможной утраты.

Каноник признавал справедливым получение надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего благодаря участию в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя спасения остальных. Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, что не существует в природе.. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государсвтенные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Вопреки каноническим правилам о недопустимости взимания процентов монастыри, располагавшие немалыми денежными средствами, находили пути обхода таких правил. Зачастую ссуда предоставлялась под залог земель: в случае неуплаты земля по договору переходила к кредитору.

Ф.Аквинский проводил различия между займом денег и наймом земли. Плата процентов за денежную ссуду осуждается, она незаконна, плата за аренду земли – приемлема и справедлива.

Деньги по его утверждению возникли в результате договренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против порчи денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

Падение Константинополя (1453) ознаменовало падение наследницы Рима – Византийской империи. Крах Византии символизировал окончание средневековья, начало Возрождения и Реформации римско-католической церкви. Религиозная реформация означала раскол церкви на два крыла: римско-католическое и пртестантское, выступившее с критикой прежних постулатов и догм.

Реформация подрывала экономическое могущество католической церкви, создавала условия для установления новых норм и форм экономических отношений. В протестантской критике особую роль сыград кальвинизм, который в немалой степени соответствовал интересам предпринимательства, основанного на личной инициативе и активности. В отличии от взглядов римско-католической церкви труд признавался достойным делом, служил источником спасения. Успехи в сфере коммерции, умножении богатства рассматривались как показатель избранности.

Религиозные идеи всегда оказывали существенное влияние на экономические воззрения, нормы хозяйственной жизни. Но это воздействие неоднозначно и противоречиво. К примеру, положения и требования ислама ( в переводе ислам означает покорность богу и судьбе), оправдывавшие роскошь и беззаконие власть имущих, провозглашавшие фатализм, не способствовали воспитанию у верующих предприимчивости инициативы. Христианство и иудаизм, напротив, нацеливали на развитие подобных качеств. Религиозная этика, проповедуемая этими религиями, способствовала формированию этики хозяйственной жизни, а значит экономическому подъему стран Западной и Центральной Европы.

Источник

Аристотеть:что лежит в основе обмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:18, реферат

Краткое описание

Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Жизнь Аристотеля…………………………………………………………..…4
2. Формирование экономических взглядов Аристотеля……………………….5
3. Рабы – основа богатства……………………………………………………….8
4. Деньги и торговля в понимании Аристотеля…………………………………9
5. Хрематистика и экономика…………………………………………………. 11
Заключение………………………………………………………………….……15
Библиографический список………………………………………………….….17

Файлы: 1 файл

история кономических учений.doc

2. Формирование экономических взглядов Аристотеля……………………….5

4. Деньги и торговля в понимании Аристотеля…………………………………9

В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его экономических взглядов. Тем более что особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами его творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.

1. Жизнь Аристотеля

Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь.

Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.

Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.

Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.

2. Формирование экономических взглядов Аристотеля

Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов одного из этих мыслителей.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развитиячастной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью1.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н. э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) — было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.

Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.

Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

3. Рабы – основа богатства

В Греции в IV в. до н.э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т. к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

Рабы составляли основу богатства и главный источник его увеличения. Аристотель называл рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

4. Деньги и торговля в понимании Аристотеля

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *