Аристотель что он придумал
Тот, кто научил человечество размышлять: жизнь и открытия Аристотеля
Имя Аристотеля хорошо знакомо не только тем, кто всерьёз интересуется философией. Трудно представить наиболее известного сына Древней Греции, который даже спустя столетия со дня смерти продолжал бы оказывать влияние на человечество. Аристотелю удалось не просто остаться в истории. До сих пор к его мыслям обращаются физики и политики, социологи и философы.
Аристотель: краткая биография и его открытия
Памятник Аристотелю у мэрии Полигироса
Учёным почти достоверно удалось установить год рождения Аристотеля. Известно, что великий мыслитель появился на свет в 384 г. до н. э. в Стагире — этот город и сейчас можно посетить на полуострове Халкидики. Его мать происходила из богатого рода. А отец и по совместительству первый учитель Аристотеля — Никомах — служил придворным лекарем Филиппа, царя Македонии. Впоследствии это сыграет особую роль в назначении философа воспитателем юного Александра Македонского.
Древняя Стагира сейчас
В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей. Тогда его опекуном стал Проксен, благодаря которому мальчик пристрастился к изучению природы и чтению редких книг. Два года спустя он обосновался в Афинах, где поступил в известную Академию Платона. В 347 г. он женился на дочери тирана Гермия, но тот был свергнут и казнён персами.
Аристотель вынужденно покинул Афины, а в 343 г. до н. э. стал учителем Александра по личному приглашению его отца Филиппа. Именно Аристотель познакомил Македонского с гуманистической философией. В обучении он делал акцент на изучении политики и этики. Так Александр получил классическое образование, полюбил литературу, философию и медицину. Позже Аристотелю удалось вернуться в Афины и основать свою школу. Но после смерти своего знаменитого ученика он вновь покинул город — возросло количество восстаний против македонского владычества. А ровно через год философ скончался.
Открытия Аристотеля — чем ему обязано человечество
Если задуматься о том, что открыл Аристотель и чем мир обязан ему, можно насчитать десятки важных достижений. Он опубликовал большое количество работ в самых разных областях — от поэзии и политики, религии и риторики до теории литературы и метафизики.
Аристотель считается отцом метеорологии. Именно в его трактате о небесных явлениях впервые встречается этот термин. Аристотель, как Евдокс Книдский, считал Землю центром вселенной и впервые упомянул о её шарообразной форме. Его открытия в космологии оказывали влияние на науку вплоть до XV века. Также Аристотелю принадлежит принцип создания классификаций, которым человечество пользуется до сих пор.
Небольшой ролик из Парка Аристотеля в Халкидики:
Без Аристотеля нельзя представить себе современную химию, которая основана на созданной им классификации древних элементов. А ещё интересно проследить связь философа с биологией. Иногда его называют первым натуралистом в истории. Аристотель создал классификацию животных и сгруппировал их по общим признакам. Выходя в море с рыбаками, он стал первым учёным, который заметил: дельфины — млекопитающие, дышат лёгкими и не являются рыбами. Их Аристотель поместил в одну группу китообразных вместе с китами.
Но совершенно особую роль в жизни Аристотеля играла философия. В то время, когда человечество верило в богов, а в природных явлениях виделось влияние стихий на человека, он выдвинул революционное для той эпохи учение о причинности. Аристотель настаивал: у всего происходящего есть определённая причина, а в упорядоченной Вселенной ничто не происходит просто так.
Согласно Аристотелю, душа — нечто неотделимое от тела. Она нетелесна, но человек ощущает и мыслит именно душой. Также Аристотеля принято называть основоположником логики. И хотя до этого данная тема поднималась в трудах предшественников, он смог систематизировать знания, сформулировал законы противоречия и тождества.
В работах Аристотеля особенно выделяются этические взгляды. И здесь он тоже стал первопроходцем, введя термин «этика». Он даёт определение нравственным добродетелям – щедрости, мужеству, правдивости, справедливости.
2016 год — под знаком Аристотеля
В честь 2400-летия со дня рождения сего великого грека ЮНЕСКО провозгласила 2016 год Годом Аристотеля. Мероприятия, посвящённые этому событию, будут проходить по всей планете. Год Аристотеля объединит самых видных деятелей современной философской мысли из разных стран. В мае в северной столиции Греции Салониках пройдёт Всемирный конгресс, организованный Университетом Аристотеля.
Другой такой конгресс состоится в Афинах в июле. Впрочем, ведущие исследователи работ Аристотеля поделятся своими открытиями не только в двух крупнейших городах Греции. Часть программы перенесут в Стагиру, где родился философ, и Миезу — здесь проходили занятия Аристотеля с Александром Македонским.
Аристотеля понимают и толкуют по-разному, соглашаются и критикуют. Но в отличие от многих современников и последователей ему удалось главное — выйти за рамки древнегреческого мира и добиться безоговорочного признания не только среди самих греков.
Аристотель
Аристотель – величайший учёный и мыслитель античного мира. Он заложил основы большинства современных наук, создал всестороннее учение о мироздании, основные понятия философии и научный стиль мышления.
Биография: краткие сведения
Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.
Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.
Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.
Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.
После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.
В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.
В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.
После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался. Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени.
После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.
В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.
Основные идеи философского учения Аристотеля
Прежде всего Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие.
Одной из наиболее важных наук для Аристотеля была метафизика.
Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию о четырёх «первоначалах»:
Аристотель ввёл понятия «акта» и «потенции». Первый – это деятельное осуществление чего-то. Вторая – это сила, способная на такое осуществление. Эти рассуждения возникли как ответ на парадокс, предложенный философами элейской школы. Элейцы утверждали, что сущее может возникнуть либо из ничего, либо из не-сущего. Аристотель показал, что и то, и другое невозможно: сущее уже существует, поэтому не может возникнуть из ничего; кроме того, из ничего вообще ничего не может возникнуть. Так что, по Аристотелю, возникновения и становления вообще не существует.
Аристотель, по существу, был первым мыслителем, который ввёл в философию категории – наиболее общие понятия, которые выражают свойства и отношения явлений действительности. Аристотель разработал целую иерархию категорий, в которой главной была «сущность», или «субстанция», а остальные категории считались её признаками.
Такими признаками являются количество, качество, отношение, действие, время, страдание, обладание и др. Впоследствии система категорий была Аристотелем упрощена.
Аристотель дал определение таким понятиям, как «пространство» и «время». При этом он создал две интерпретации этих понятий: первая определяет пространство и время как самостоятельные сущности, а вторая считает их системами отношений между предметами и явлениями. Споры вокруг определения пространства и времени, начавшиеся с Аристотеля, не утихают до сих пор.
Аристотель был первым, кто чётко разделил материальные объекты на четыре основных типа:
Также Аристотель попытался в космологическом плане доказать существование бога. Согласно ему, бог – это первичная сущность, дающая начало всем остальным предметам и явлениям в пространстве, первичный двигатель, запускающий все мировые процессы. Ведь, по его мнению, у всех предметов, процессов и явлений есть какое-то начало – последовательность причин не может быть бесконечной. И начало это должно быть единым, поскольку все процессы во вселенной взаимосвязаны.
Аристотель исследовал и идею души. Представления о ней имелись в большинстве древних культур, почти во всех мировых религиях и культах. Однако понимание её сущности различалось. Аристотель указал, что это нечто, связанное с телом, но само по себе бестелесное и нематериальное. Он дал и более определённое понимание «души», считая её «энтелехией» тела. Аристотель под «энтелехией» вообще понимал некую внутреннюю силу чего-то, выступающую как потенциальная цель и конечный смысл; например, «энтелехия» позволяет маленькому семени вырастать в большое дерево.
Душа выражается в таких «элементах», как внимание, эмоции, память, представления, ощущения, понятия и т. д. Из меньших и частных элементов складываются более общие: так, ощущения могут сложиться в общее восприятие, а восприятия – в представление о мире в целом. Таким образом, Аристотеля можно назвать первым психологом в современном смысле этого слова.
Добродетели Аристотель делил на нравственные, или этические, и мыслительные, или дианоэтические. Первые приобретаются с опытом и выражаются в разумной середине между крайностями; такими добродетелями являются кротость, умеренность, щедрость, мужество, дружелюбие, справедливость и т. д. Вторые добродетели, мыслительные, приобретаются в результате обучения.
Работы Аристотеля посвящены и политике. По мнению философа, политика – это то, что отличает человека от других животных. Аристотель был даже уверен, что у человека с рождения имеется инстинкт, подталкивающий его к общественной жизни. Этому способствует и то, что каждый человек ограничен в своих возможностях, и только совместная жизнь позволяет ему выжить. Люди объединяются в группы, в которых каждый занимает определённое место, основанное на его полезных для жизни способностях.
Аристотель был одним из первых учёных, кто не только допускал шарообразность Земли, но и постарался доказать её на основании формы тени, отбрасываемой ею на Луну. Аристотель также доказал шарообразность Луны. Он же попытался определить длину окружности Земли, основываясь на работах древнегреческих математиков; впрочем, он ошибся почти в два раза: он получил цифру в 71200 км, тогда как реальная длина экватора – чуть больше 40 тысяч км.
Список произведений философа
События биографии Аристотеля неотделимы от составления им множества научных трудов. Список его произведений огромен; есть и немало произведений, которые приписываются ему, но настоящее их авторство не установлено; или же они приписывались Аристотелю ранее, но сегодня учёные смогли определить подлинных авторов.
Вот некоторые из этих произведений:
Десять малоизвестных фактов о древнегреческом учёном
Биография Аристотеля известна большинству людей лишь в очень общем виде. Действительно, мало кто представляет, каким великий философ был в жизни и как именно он приходил к своим научным идеям.
Вот некоторые факты из его жизни:
Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы
Аристотель: YouTube / Величайшие биографии
Все знания, доступные человечеству в эпоху древних цивилизаций, сосредоточивались в одной науке — философии. Это обстоятельство определило, кем был Аристотель тогда и как его учение повлияло на развитие человечества. Многим проблемам дал свое решение Аристотель, биография и достижения которого интересуют людей уже много веков.
Аристотель: биография, факты из жизни
Родился античный философ в городе Стагир во Фракии, которая тогда была колонией Греции. Ученые определили год рождения Аристотеля — 384-й до нашей эры.
Его родители — греки. В те времена люди считали себя потомками богов. Так было и с отцом Аристотеля Никомахом: свой род он вел от бога медицины Асклепия. Он служил врачом при дворе царя — деда Александра Македонского. Мать тоже происходила из знатного греческого рода.
Отец не только исцелял людей, а еще и писал труды по медицине. Он стал первым учителем сына. Однако мальчик остался без родителей в 15 лет, оказался под опекой дальних родственников. Потом начинал самостоятельную жизнь Аристотель. Биография кратко описывает его жизнь в такие периоды:
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Обучение в Афинах
Семнадцатилетний юноша отправляется в Афины, учится ораторскому мастерству в риторической школе. Не здесь ли родился его знаменитый афоризм «Ясность — главное достоинство речи»? В течение 20 лет он пребывает слушателем и преподавателем в академии Платона — знаменитого древнегреческого философа.
Но, будучи учеником Платона, как философ, Аристотель не во всем с ним соглашался, отстаивал свои позиции. Это вызывало очень эмоциональные и острые споры. По свидетельству современников, Платон иногда даже избегал встреч со своим учеником.
Позже в труде «О философии» Аристотель критиковал платоническое учение. Об этом противостоянии известно всему миру по фразе «Платон мне друг, но истина дороже».
Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа». В центре Платон и Аристотель: Pixabay
Жизнь в Ассосе
Аристотель покидает Афины после того, как учитель умер (347 год до нашей эры). Он уезжает в город Ассос (сейчас — Турция).
В течение 3-х лет читает здесь лекции, сближается с правителем города: молодой человек женится на его приемной дочери Пифиаде, которая вскоре родила ему дочь.
Но первая жена умерла. Аристотель повторно женится. На этот раз его избранница — служанка. С ней философ воспитывает девочку и общего сына.
Аристотель — воспитатель Александра Македонского
В 343 году до нашей эры Филипп II, царь Македонии, приглашает ученого стать воспитателем своего наследника — подростка Александра, в будущем — великого полководца.
В течение 8-ми лет Аристотель обучает его истории, географии, политике, становится его наставником в жизненных вопросах. После восхождения ученика на престол Аристотель опять уезжает в Афины.
Создание философской школы
Биография Аристотеля теперь более чем на десятилетие связана с созданием собственной философской школы:
Наставление Аристотеля: Nur.kz
Последние годы жизни Аристотеля
После ранней смерти Александра Македонского в Афинах разразилось восстание против македонского правления. Знали ли афиняне, кто такой Аристотель и чем он прославился? Им известно было, что он ученый, не имевший гражданства, следовательно, никаких политических прав и даже права на созданную им школу.
Прошлую связь с правителями Македонии ему поставили в вину. Чтобы избежать расправы, философ с семьей уезжает на родину матери в Халкиду Эвбейскую. На следующий год он умирает то ли от тяжелой болезни желудка, то ли от отравления.
Таким образом, годы жизни Аристотеля пришлись на непростое время борьбы греческих правителей за власть. Прожил он 62 года (с 384-го по 322-й год до нашей эры).
Так сложилась жизнь этого выдающегося человека. Современники оставили очень противоречивые описания его внешности. Нам известен в скульптурах и картинах великих художников Аристотель. Портрет его есть в учебниках и энциклопедиях.
Но Аристотель — это прежде всего ученый, сделавший вклад в основы многих наук. Поэтому биография мыслителя не будет полной без перечисления его достижений.
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Аристотель: чем известен, цитаты философа
Как ученый, Аристотель годы жизни посвятил рассуждениям, как устроен мир, как развивается, как познается. Все науки Аристотель делил на три вида:
Аристотель как философ
Аристотель подвел итоги двухвековому развитию древнегреческой философии. Одно из главных мест в его учении занимает труд «Метафизика» — рассуждения о началах и причинах всего сущего. В этой сфере сделал Аристотель открытия такие:
До Аристотеля философия была совокупностью всех знаний. С него она начинается как наука о природе, обществе и мышлении.
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Аристотель — основоположник логики
Античный ученый вошел в историю как основоположник формальной логики. Он развивал теорию познания, определил, с чего оно начинается и в каких формах существует мышление. Аристотель сформулировал логические законы:
Учение Аристотеля о государстве и политике
В этих взглядах философ отошел от учения своего наставника Платона, который считал, что собственность и семья подрывают устои идеального общества и что все должно быть общим. Аристотель защищал право на частную собственность и существование моногамной семьи. Признавал он и существование рабства.
Формы государства Аристотель делил на две группы:
Аристотель утверждал, что людям присуще жить только в общности: «Человек по своей природе есть существо общественное». А политика существует, чтобы правильно организовать жизнь общества.
Афоризм Аристотеля: Nur.kz
Этические взгляды Аристотеля
Философ изучал душевные качества человека, которые делил на мыслительные и этические. Именно он ввел термин «этика» для обозначения этих особенностей людей, рассматривал такие добродетельные черты, как кротость, справедливость, благородство, великодушие и др. При этом замечал: «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».
Мировоззрение Аристотеля
Как философ, осмысливал Аристотель существование мира и человека в нем, то, что в наше время называется мировоззрением. Его взгляды были такими:
Аристотель и естественные науки
В трактате «Физика» ученый обозначил общие принципы научных исследований. Эти идеи стали основой развития многих естественных наук, а изучение их и сегодня начинается с упоминания вклада античного мыслителя.
Сам ученый увлекся изучением природы в отрочестве под влиянием отца. Позже он сделал описание растительного мира, а его ученики — животного мира. При этом Аристотель относил растительный мир к одушевленной природе.
Краткая биография Аристотеля показывает, что мыслитель охватил почти все области знаний, которые проходили становление в античный период. Его наследие, дошедшее до нашего времени, составляет около 50 книг — так называемый «Аристотелев корпус». Полные издания сочинений философа появились в Европе в XV века, в XVIII–XIX вв. выходили латинские и греческие издания.
Современному человеку доступны все сохранившиеся сочинения Аристотеля. Востребованность его учений через века — самое красноречивое свидетельство научной значимости античного философа.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Аристотель
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[2] основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.
Содержание
Краткая биография.
Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе — Платоне в Афинах. В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии. В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором. В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе — Платоне в Афинах. В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии. В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором. В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.
О юношеских годах.
В 384 году до н. э. в Стагире, греческой колонии поблизости Афона, появился на свет Аристотель – один из великих философов всех времен и народов. биография аристотеля кратко Родители будущего ученого, которого часто именовали Стагиритом, имели благородное происхождение. Никомах, отец будущего ученого, потомственный лекарь, служил придворным врачом и обучал своего наследника азам врачебного искусства и философии, на то время нераздельной с медициной. Аристотель с детских лет был тесно связан с македонским двором и прекрасно знал своего ровесника, сына царя Аминты III, Филиппа. Еще ребенком Аристотель осиротел и находился на воспитании родственника Проксена. Последний возложил на свои плечи заботы о юноше: помогал в получении образования, всячески поощрял любознательность подростка, тратил деньги на приобретение книг, являвшихся по тем временам очень дорогим удовольствием, практически роскошью. Благоприятствовало таким расходам состояние, оставшееся после смерти родителей. Биография Аристотеля, краткое содержание которой вызывает неподдельный интерес у современной молодежи, поистине внушает глубокое уважение к этому человеку, возложившему на свои плечи ответственность за просвещение остальных людей, заинтересованных в благоприятном будущем своей страны.
Платон мне друг.
Биография Аристотеля кратко повествует о том, как с целью изучения философии в 367 году до н. э. Аристотель перебрался в Афины, где остался на два десятка лет. В прославленном греческом городе молодой человек поступил учеником в Академию, открытую великим философом Платоном. Наставник, обратив внимание на блестящие умственные достоинства ученика, стал выделять его среди остальных слушателей. аристотель краткая биография и его открытия Аристотель же постепенно начал отступать от взглядов и идей своего учителя и опираться на собственное мировоззрение. Это не очень понравилось Платону, однако на личных отношениях двух гениев различие во взглядах никак не отразилось. Больше всего мнения двух великих умов расходились в учении об идеях, которыми, как полагал Платон, образован бестелесный мир. Для его ученика Аристотеля идеи являлись всего лишь сущностью происходящих материальных явлений, облаченных в эти самые идеи. По поводу данного спора Аристотелем была озвучена известная фраза, звучащая в сокращенном варианте как: «Платон мне друг, но истина дороже». О невероятном почтении Аристотеля к своему любимому наставнику Платону можно судить по тому факту, что юноша, имевший уже сложившуюся систему мировоззрения, а следовательно, и предпосылки для организации своей философской школы, не совершил этого при жизни наставника. биография аристотеля краткое содержание Биография Аристотеля кратко описывает, что в 347 году до н. э., после ухода в мир иной великого учителя, его место в качестве главы Академии было занято племянником Спевсипом. Аристотель, оказавшийся среди недовольных данным обстоятельством, покинул Афины и по приглашению тирана Гермия (ученика Платона) направился в город Ассос, расположенный в Малой Азии. Спустя 2 года за активное противостояние персидскому игу Гермий был предан и распят, в связи с чем Аристотелю пришлось в спешном порядке покидать Ассос. Также бежала Пифиада – родственница Гермия, ставшая впоследствии супругой греческого философа. Прибежище для молодой пары нашлось в городе Митилене (остров Лесбос). Именно здесь Аристотелю было предложено стать наставником сына Филиппа – Александра, на тот момент 13-летнего подростка.
О воспитаннике Аристотеля.
Биография Аристотеля кратко показывает, что влияние греческого философа на характер своего ученика и образ его мыслей, за которым впоследствии закрепилась слава величайшего полководца, было огромным. аристотель биография кратко для детей Аристотель, искусно умеряя страстность души подопечного, направлял молодого человека на серьезные мысли, пробуждал благородные стремления к совершению подвигов и славе, привил любовь к «Илиаде» – книге Гомера, которая сопутствовала Македонскому на протяжении всей его жизни. Александр получил классическое образование, в котором акцент был сделан на изучение политики и этики. Также молодой полководец хорошо разбирался в литературе, медицине и философии.
Основание школы.
Последние годы жизни.
Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).
Аристотель: краткая биография и его открытия.
Имеет место мнение, что великий Аристотель был низкорослым и болезненным человеком. Его речь была очень быстрой и с дефектами: философ смешивал некоторые звуки, что нисколько не умаляло его грандиозный вклад в науку. Как и большинство мыслителей древних времен, Аристотель помимо философии усердно занимался различными науками и стал основателем некоторых разделов: логики, научной риторики, грамматики. Также великий мыслитель установил большое количество важных фактов в анатомии и зоологии, первым создал философию искусства и теорию поэзии. Наиболее важными и известными трудами Аристотеля считаются «Политика», «Метафизика», «Поэтика», «Физика». Философская система греческого просветителя затрагивала различные стороны человечества и глобально повлияла на последующее развитие научного мышления. В географии Аристотель высказал мысль о цельности и беспредельности Мирового океана. В биологии ученый описал около полутысячи видов животных и основал зоологическую систематику, первую в научной истории. Изучая животных, разделил их на 2 группы: бескровные и животные с кровью (во главе поставил человека), что практически соответствует сегодняшнему понятию: позвоночные и беспозвоночные. Великий философ считается отцом метеорологии (впервые этот термин был упомянут в трактате о небесных явлениях). Из всех трудов Аристотеля до настоящего времени дошла только четвертая часть сочинений. По некоторым предположениям, богатая библиотека философа после его смерти перешла к Теофрасту и его потомкам, которые, будучи людьми необразованными, свалили книги в ящики и закрыли в подвале. Сырость и черви довершили начатое.
Политические воззрения Аристотеля.
Учение Аристотеля о государстве изложено в восьми книгах трактата «Политика». Под этим названием один из редакторов философского наследия Аристотеля объединил пять относительно самостоятельных исследований, каждое из которых снабжено отдельным введением и посвящено определенной теме: 1) домохозяйство как простейший элемент полиса 2) критика предшествующих теорий наилучшего государственного устройства 3) сущность государства и гражданина, правильные и неправильные формы правления 4) подвиды форм правления, значение среднего сословия, причины мятежей и способы укрепления власти 5) проект идеального государственного устройства В этом трактате, не без оснований считающемся самым важным античным текстом по политической науке [10, с. 153], нашли свое отражение и опыт самого Аристотеля, и обширный эмпирический материал. Длительное время Аристотель находился в числе первых лиц македонского двора. Что же касается его исторической осведомленности, то здесь достаточно вспом Учение Аристотеля о государственить о вышедшей еще до «Политики» работе «Афинская полития», в которой Аристотелем было проанализировано около двухсот греческих и варварских политических устройств [1, с. 116]. Интересующий нас труд — настоящий Клондайк правовой и политической мысли. Влияние «Политики» прослеживается у всех последующих крупных политологов, начиная с Цицерона и заканчивая Гегелем. Любопытно, что идеи Аристотеля широко использовались не только теми, кто призна вал его своим непосредственным учителем (Фома Аквинский, Альберт Великий), но и теми, кто претендовал на самостоятельность и особых симпатий к Аристотелю не испытывал, среди них Макиавелли и Гоббс, Спиноза и Руссо, Локк и Монтескье. Современная политология обязана Аристотелю целым рядом ее ключевых проблем: соотношение права и справедливости, разделение властей, пути нахождения политического консенсуса и др.
Общее содержание и место «Политики»в истории политической мысли
Учение Аристотеля о государстве изложено в восьми книгах трактата «Политика». Под этим названием один из редакторов философского наследия Аристотеля объединил пять относительно самостоятельных исследований, каждое из которых снабжено отдельным введением и посвящено определенной теме:
В этом трактате, не без оснований считающемся самым важным античным текстом по политической науке [10, с. 153], нашли свое отражение и опыт самого Аристотеля, и обширный эмпирический материал. Длительное время Аристотель находился в числе первых лиц македонского двора. Что же касается его исторической осведомленности, то здесь достаточно вспомнить о вышедшей еще до «Политики» работе «Афинская полития», в которой Аристотелем было проанализировано около двухсот греческих и варварских политических устройств [1, с. 116].
Интересующий нас труд — настоящий Клондайк правовой и политиче-ской мысли. Влияние «Политики» прослеживается у всех последующих крупных политологов, начиная с Цицерона и заканчивая Гегелем. Любопыт-но, что идеи Аристотеля широко использовались не только теми, кто призна-вал его своим непосредственным учителем (Фома Аквинский, Альберт Вели-кий), но и теми, кто претендовал на самостоятельность и особых симпатий к Аристотелю не испытывал, среди них Макиавелли и Гоббс, Спиноза и Руссо, Локк и Монтескье. Современная политология обязана Аристотелю целым ря-дом ее ключевых проблем: соотношение права и справедливости, разделение властей, пути нахождения политического консенсуса и др.
Место политики в общей классификации наук
В аристотелевской классификации наук политика наряду с этикой относится к разряду дисциплин практических [5, с. 243]. Практические науки отличаются, с одной стороны, от наук теоретических, с другой — от наук творческих (или, как мы бы сказали теперь, — прикладных). Различие между ними задается различием целей. Цель теоретических наук — знание ради знания. Цель творческих наук — знание, которое реализуется в качественном изде-лии. Цель наук практических — знание, которое реализуется в поступке. Но всё, имеющее цель в себе, ценнее того, что имеет цель в другом, причем чем благороднее цель, тем выше деятельность. Поэтому теория выше практики, а практика — творчества. При этом политика выше этики, ибо этика ведет к бла-гу личному, а политика — к общественному. «Даже если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более пол-ным представляется все-таки благо государства, достижение его и сохранение. Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекраснее и божественнее благо народа и государств» [2, с. 55].
Происхождение и назначение государства
Ключевым вопросом политической теории является вопрос о происхож-дении государства. Согласно Аристотелю, государство — результат есте-ственного развития, в основе которого лежит присущее человеку стремление к общению. О том, что человек — существо социальное, причем в значительно большей степени, нежели другие стадные животные, красноречиво свидетельствует дар речи. Именно посредством языка проводится различие между справедливым и несправедливым, добром и злом, полезным и вредным.
Это различие недоступное никаким другим существам, — основа всякого обще-ния, и в том числе общения политического.
Природа прежде всего сводит мужчину и женщину, движимых инстин-ктивным желанием оставить потомство. Так возникает семья. Несколько се-мей составляют селение. Несколько селений, объединенных решением долгосрочных задач и способных к самодостаточному существованию, образуют государство.
Итак, государство — образование естественное. Это высшая всеобъемлю-щая форма общения, в рамках которой находят свое завершение все осталь-ные виды социального взаимодействия. Но каково назначение и смысл са-мого государства? Цель политического общения отличается от условий его существования, к которым относится общность территории, экономическое сотрудничество, военная взаимопомощь. Все эти признаки государства необ-ходимы, но не достаточны. Политическое общение к решению сугубо утилитарных задач не сводится. Государство «возникает ради потребностей жизни, но существует оно ради достижения благой жизни» [3, с. 378]. Таким обра-зом, вопрос о цели государства упирается в вопрос о цели человеческой жизни.
Аристотель решительно отклоняет общепринятое мнение, согласно которому благо человека заключается в материальном изобилии. При правильном положении дел внешние блага всегда средство [2, с. 589]. Как установлено в созданной до «Политики» «Никомаховой этике», благая жизнь заключает-ся в осуществлении природного предназначения. Но природа человека неоднородна: в нем есть три уровня — растительный, животный, человеческий. Большинство довольствуется растительно-животным существование (Аристотель называет такое существование «скотским») и потому счастливым быть не может. Что же касается собственно человеческого существования, то оно предполагает разумную деятельность согласно добродетели. Создание условий для такой деятельности и есть конечная цель правильно устроенного государства. «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но пре-имущественно для того, чтобы жить счастливо» [3, с. 460].
Типология государственных форм
Главной характеристикой государства является его форма. Напомним, что в философии Аристотеля форма есть сущность вещи, принцип организации материи. Благодаря форме потенциальное становится реальным, появляется конкретная вещь, в данном случае конкретное государство. Именно форма государства задает общую направленность законодательства, очерчивает круг лиц, причисляемых к гражданам, формирует их мировоззрение, определяет порядок формирования высших органов власти, служит основанием тожде-ственности государства, хотя его население постоянно обновляется.
Справедливо «то, что служит общей пользе». По отношению к личности, справедливость заключается в том, чтобы равные имели равное. Положение дел, при котором равные имеют неравное или неравные — равное, будет не-справедливым. Поэтому, согласно Аристотелю, целесообразно говорить о справедливости уравнивающей и пропорциональной. Уравнивающая спра-ведливость делит общие блага поровну, пропорциональная — по достоин-ству. Сфера применения уравнивающей справедливости — область граждан-ско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания. В политическом обще-нии следует руководствоваться справедливостью пропорциональной.
Вопреки софистам и вместе с Платоном, Аристотель подчеркивает, что справедливость существует не по установлению, а по природе. Если какое-то действие объявлено верховной властью справедливым, это еще не делает его таковым. Напротив, государство должно действовать согласо-вывая свои действия со справедливостью, а не вопреки ей. Говоря точнее, Аристотель различает справедливость общую и частную. Общая спра-ведливость — объективная совокупность норм, без которых невозмож-но никакое общежитие (естественное право). Частная справедливость — это свод социальных норм, установленных конкретным государством (поло-жительное право). Аристотель, таким образом, разграничивает право естественное, существующее изначально и от человека не зависящее, и право по-зитивное, являющееся выражением государственной воли.
Но ввернемся к типологии государственных форм. Наглядной иллюстрацией их специфики служит предложенная в «Никомаховой этике» параллель между государством и семьей. «Отношение отца к сыновьям имеет облик царской власти: ведь отец заботится о детях… А у персов власть отца тираническая, потому что они обращаются с сыновьями, как с рабами. Сообщество мужа и жены представляется аристократией, ибо муж имеет власть сообраз-но достоинству и в том, в чем мужу следует, а что подобает жене, он ей и предоставляет. Но если муж распоряжается всем, он превращает их сообщество в олигархию, ибо делает это вопреки достоинству и не как лучший по сравнению с женой. Случается иногда, что жены, будучи богатыми наследни-цами, имеют власть над мужьями, тем самым это власть не по добродетели, но благодаря богатству и влиянию, точно также, как при олигархиях. А на тимократию похожи отношения братьев: они ведь равны за исключением раз-ницы в возрасте… “Демократия” же бывает в домах без господина (там ведь все равны) и там, где начальствующий немощен и каждому можно делать, что ему вздумается» [2, с. 235].
Государства разнятся не только числом правящих и характером организа-ции высшей власти. В конечном счёте, то и другое — результат господству-ющего в обществе жизненного принципа. Для демократии таковой является свобода, для олигархии — богатство, для аристократии — добродетель.
Наилучшей формой государственного устройства является полития. Аристотель называет ее «прекрасным смешением» олигархии и демократии. Власть здесь принадлежит среднему классу. Именно средние граждане в равной степени далеки от зависти, свойственной бедным, и от высокомерия, характерного для богатых, что и делает их способными к обладанию поли-тической добродетелью, которая, как уже говорилось, заключается в умении властвовать и подчиняться.
Отдавая в целом предпочтение политии, Аристотель подчеркивает достоинства и других правильных форм правления. Царскую власть он называет «первоначальным и самым божественным из всех видов государственного строя» [3, с. 492]. Что же касается аристократии, то она, как и полития, ба-зируется на началах свободы и богатства, но при аристократии к этим двум началам добавляется третье — добродетель [3, с. 503].
За редчайшим исключением аристократия предпочтительнее монархии, так же как ограниченная монархия предпочтительнее монархии неограниченной.
Худшая форма правления — тирания. В отличие от монархии здесь превосходство одного признается не добровольно, а держится на насилии. Тира-ния заключает в себе всё то зло, которое присуще олигархии и демократии. От олигархии тирания заимствует стремление к богатству, без которого нет роскошной жизни и возможности держать охрану, а также недоверие к на-роду. С демократией тиранию роднит борьба со знатью, препятствующей за-хвату неограниченной власти.
Таким образом, мы имеем следующую градацию форм правления: полития, аристократия, монархия, затем демократия, олигархия, тирания. В Но-вое время от столь детальной типологии откажутся. Например, Монтескье различает «три образа правления»: республику (куда входят аристократия и демократия), монархию и деспотию. В современных курсах по политологии дело ограничивается двумя формами правления — монархией и республикой.
Фактически основными видами государственного устройства являются демократия и олигархия. Например, аристократия тяготеет к олигархии, а полития — к демократии. При демократии власть сосредоточена в руках не-имущего большинства, а при олигархии — в руках богатого меньшинства. При этом Аристотель подчеркивает, что «то, чем различается демократия и олигархия, есть бедность и богатство» [3, с. 459]. Количественное соотноше-ние богачей и неимущих в данном случае — признак случайный» [6, с. 112].
Сущность, виды и пути удержания власти
Решая вопрос о сущности власти, Аристотель руководствуется философ-ской предпосылкой о том, что всё сущее так или иначе причастно порядку. Во всём, что составлено из нескольких частей и образует единое целое, всег-да присутствует два начала — властвующее и подчиненное. Этот закон при-роды действует и в неодушевленных предметах, и в живых существах. При
нормальном (естественном) положении дел высшее по природе должно нахо-диться в подчинении у низшего. Например, душа должна властвовать над те-лом, разумная часть души — над эффективной. Соблюдение иерархии, кото-рая для Аристотеля носит не субъективный (как у софистов), а объективный характер, благотворно для обоих начал. Нельзя обойтись без определенного порядка и в социальных структурах. Здесь существует четыре основных вида власти. Первые три вида власти образуют остов семейных отношений: это власть мужа над женой, отца над детьми, господина над рабами.
Что касается злободневного для его времени вопроса о правомерности рабства, Аристотель считает последнее соответствующим природе вещей. Превосходство господина над рабом столь же естественно, как и превосход-ство отца над детьми, мужчины над женщиной. Раб тот, кто принадлежит другому. Основной источник рабства — война. Сдающиеся в плен отдают свою жизнь победителям. Однако война рабов не создает, а лишь обнаружи-вает [9, с. 459].
Четвертый вид власти существует в рамках государства. Специфика поли-тической власти заключается в том, что ее субъекты и объекты — люди по при-роде свободные и равные. Именно по этой причине далеко не все жители по-лиса являются гражданами. Участия в политической жизни лишены не только женщины и дети, но и рабы, а в некоторых государственных устройствах также ремесленники и крестьяне. Свобода и равенство граждан объясняет, почему при правильном государственном устройстве управляющие и управляемые, чередуясь, должны сменять друг друга, а также почему главной политической добродетелью является способность властвовать и подчиняться.
Решение этой всегда злободневной политической проблемы Аристотель видит в следующем. Степень участия во власти должна быть прямо пропор-циональна вкладу в общее благо граждан. Лучше всего, если само это уча-стие будет ограничено верховенством закона. «Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица — будь это одно или несколько — должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ, так как нелегко вообще дать вполне определенные установления касательно всех отдельных случаев» [3, с. 467].
Наряду с утверждением верховенства права на страницах «Политики» мы встречаем еще одну важную идею, ставшую краеугольным камнем широко обсуждаемой ныне теории правового государства. Речь идет о принципе раз-деления властей на законодательную, исполнительную и судебную. Впрочем, если в современной политической литературе акцент делается на необходимости разграничения ветвей власти, то у Аристотеля дело ограничивается указанием на их естественное различие. Каждому виду власти соответствует определенный государственный орган. Характер его формирования и функционирования, в свою очередь, определяется типом перечисленных выше политических устройств [6, с. 113].
Специальное внимание уделяет Аристотель мерам сохранения государства. Главным условием стабильности государства является единомыслие и соли-дарность его граждан. Честолюбивых не следует ущемлять в том, что касается чести, народную массу — в том, что касается материальных благ. Не рекомен-дуется возвеличивать одну общественную группу в ущерб другим. Напротив, желательно избегать расслоения, поддерживать средний класс, сглаживать противоречия между бедными и богатыми, между полноправными граждана-ми и теми, чьи политические права ограничены. Государство подобно телу, и любое непропорциональное увеличение его части губительно для целого. У Аристотеля встречается популярный ныне среди либералов образ государства как «ночного сторожа». Правда, Аристотель использует эту аналогию в ином смысле. Он говорит о том, что, если гражданам внушается образ государства как их защитника, это также способствует укреплению существующего госу-дарственного строя. Данный пассаж из «Политики» напоминает соответствую-щий фрагмент платоновского «Государства», в котором утверждается, что для сплоченности граждан, им следует внушить мысль о том, что они порождены общей матерью-землей и вылеплены из одного материала [8, с. 184].
Нельзя сохранить государство и без должного воспитания его граждан в духе соответствующего государственного средства. На редкость актуально звучит следующее заявление Аристотеля: «Никакой пользы не принесут са-мые полезные законы, единогласно одобренные всеми причастными к управ-лению государством, если граждане не будут приучены к государственному порядку и в духе его воспитаны» [3, с. 523]. Особое внимание уделяет Ари-стотель деловым и нравственным качествам должностных лиц. Последние должны сочувствовать существующему государственному строю, обладать способностями к выполнению возлагаемых на них функций, быть доброде-тельными и справедливыми. Аристотель подчеркивает губительность кор-рупции, особенно если последняя получает широкую огласку. Напоминает он и том, что продолжительное пребывание у власти развращает. Граждане, поддерживающие существующий строй, должны быть сильнее своих против-ников.
При этом главное условие сохранения власти — умеренность в ее исполь-зовании. Поэтому, например, при демократии следует заботиться о благосо-стоянии людей состоятельных. Напротив, при олигархии не допускать нагло-го обращения с народной массой. Царская власть тем прочнее, чем меньше верховных полномочий ей принадлежит. Тиран так же должен ограничивать свою власть, придавая ей вид власти царской. При этом Аристотель прекрас-но понимает, что фактически руководствуются принципами диаметрально противоположными. Например, традиционным средством укрепления тира-нии является страх, призванный разобщить подданных и лишить их полити-ческой энергии [3, с. 561].
Несбалансированный государственный строй чреват мятежами и восста-ниями. Как правило, перевороты совершаются под лозунгом установления равенства. Но, как мы знаем, равенство — понятие амбивалентное: есть ра-венство количественное и равенство по достоинству. Поэтому в одном случае мятежники, будучи равны с остальными в одном, требуют равенства во всем,в другом — инициаторы переворота, будучи неравны в одном, требуют не-равенства во всем. Например, ратуя за демократию, опираются на идею равенства количественного, а при утверждении олигархии выставляют на пер-вый план равенство по достоинству. Цель осуществления переворотов — об-ладание почетом и материальными благами или опасение оных лишиться. Не последнюю роль играют и человеческие страсти, причем как тех, кто стоит и власти, так и тех, кто этой власти домогается.
Наиболее прочные государственные устройства — демократия и полития. «В олигархиях таится зародыш двоякого рода: раздоры друг с другом и с на-родом; в демократиях же — только с олигархией; сам против себя народ —это надо подчеркнуть — бунтовать не станет» [3, с. 551]. Что же касается политии, то ее стабильность гарантируется господством среднего класса.
Наилучшее государственное устройство
Заключительная часть «Политики» посвящена теории наилучшего госу-дарственного устройства. Обоснование собственной точки зрения Аристо-тель предваряет всесторонней критикой воззрений предшественников. Не-трудно догадаться, что наибольшее внимание он уделяет разбору взглядов Платона. Возражая своему учителю, Аристотель утверждает, что отсутствие института семьи и частной собственности противоестественны. Он также тонко замечает, что «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» [3, с. 405]. Претит Аристотелю и свойственный платоновской модели тоталитаризм. Выше отмечалось, что по своей сути государство представляет собой единство разнородных частей. Поэтому чрезмерная унификация общественной жизни, к которой призывает Платон, является, по мнению Аристотеля, для государства губительной.
В то же время Аристотель полностью согласен со своим учителем в том, что мера благополучия государства и мера благополучия отдельного человека идентичны. Однако само благополучие определяется по-разному. Кто полага-ет счастье в богатстве, тот будет считать счастливым государство богатое, кто выше всего ставит власть, тот отдаст предпочтение государству могуществен-ному. Но, как мы уже знаем, по Аристотелю, счастье человека заключается в реализации своего природного предназначения. Однако человек — существо разумное и нравственное. Следовательно, в правильно устроенном государ-стве «на долю каждого приходится столько же счастья, сколько добродетели
разума и согласованной с ними деятельности» [3, с. 590].
Далее, благая жизнь заключается не столько в том, чтобы делать необ-ходимое и полезное, сколько в том, чтобы совершать прекрасное. Значит, в правильно устроенном государстве граждане не только пекутся о хлебе на-сущном и воюют, но и достойно наслаждаются миром.
свете сказанного становится понятой далекая от демократических иде-алов мысль Аристотеля о том, что в наилучшем государстве ремесленники
и крестьяне гражданами быть не могут. Будучи поглощены беспросветным трудом, те и другие лишены досуга и в полной мере реализовать себя как существа разумные не состоянии [3, с. 605].
По аналогичным соображениям правильно устроенное государство не может быть милитаристским. Тем, кто восхвалял спартанский образ жиз-ни, Аристотель резонно возражает: «Большинство государств, обращающих внимание лишь на военную подготовку, держится, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только достигают господства. Подобно стали, они теряют свой закал во время мира. Виноват в этом законодатель, который не воспитал в гражданах умения пользоваться досугом» [3, с. 619].
Приведенная выше иерархия ценностей должна быть положена в осно-вание воспитания будущих граждан. Его целью должна быть не нажива и польза (столь низменная мотивация имеет значение для ремесленников и крестьян, но не для свободных граждан), а развитие способностей, необхо-димых для досуга. Кстати, воспитание граждан Аристотель относит к числу важнейших обязанностей государства. Здесь он полностью солидарен с Пла-тоном. «Что имеет общий интерес, этим следует и заниматься совместно» [3, с. 628]. Законодатель правильно устроенного государства определяет вре-мя вступления в брак (37 и 18 лет соответственно), численность детей, за-ботится об ограждении юного возраста от развращающих зрелищ и отрица-тельных жизненных примеров. Однако, в отличие от Платона, у Аристотеля институт семьи здесь остается в неприкосновенности.
Другая важнейшая отличительная черта наилучшего государства — реали-зация принципа равенства в области властных отношений. Сама природа раз-делила людей на старших и младших. Первым подобает править, а вторым — подчиняться. Это положение дел не может вызвать негодования, ибо младшие знают, что в свое время займут положение старших. Эту точку зрения Аристо-тель подтверждает авторитетом народной мудрости: «Говорят: кто хочет пре-красно повелевать, должен сначала научиться повиноваться» [3, с. 616].
Обратим внимание еще на одну любопытную деталь. В наилучшем госу-дарстве добродетель хорошего человека и добродетель хорошего гражданина совпадают. По всей видимости, при плохом государственном устройстве хороший человек хорошим гражданином быть не может.
Идеальное государство должно быть не слишком большим и не слишком маленьким. В первом случае трудно поддерживать порядок, во втором — трудно обеспечить самодостаточное существование. Принцип «золотой середины» распространяется и на климатические условия, и на темперамент граждан. Севернее люди мужественны, но отстают в интеллектуальном развитии, на юге ситуация противоположная. Свободными от этих крайностей Аристотель считал своих соотечественников.
Учение Аристотеля о государстве отличает мощная философская составляющая. Ее основные элементы — объективный характер справедливости, возвышенное представление о человеке, принцип «золотой середины», раз-граничение цели и средства. Именно благодаря всесторонне продуманному философскому каркасу политика Аристотеля не теряет своей актуальности и успешно конкурирует с многочисленными социальными теориями современности.