аристотель фиораванти краткая биография
Аристотель Фиораванти
Аристотель Фиораванти был родом из итальянского города Болонья, из семьи потомственных архитекторов, упоминания о которых встречаются в хрониках города с середины XIV века. Отцу Аристотеля, Рудольфо Фиораванти, приписываются такие значительные работы, как перестройку Палаццо Коммунале (Дворца Общины) после пожара и укрепление башни Аринго над дворцом дель-Подеста (Болонского Муниципалитета).
Сам Аристотель Фиораванти впервые упоминается в хронике Болоньи в 1436г., когда он и литейщик Гаспар Нади отлили колокол для городской башни Аринго и подняли его туда. Следующий колокол в 1453г. отлили те же мастера и подняли наверх при помощи специального подъемного устройства, разработанного Фиораванти, который был не только архитектором, но и инженером.
Карьера Аристотеля началась блестяще. С 1447г. продолжал работы отца, вместе с дядей-архитектором работал над рядом сложных инженерно-строительных проектов. Под его руководством в 1455г. была передвинута колокольня Св. Марка в Болонье, за что городской совет присвоил ему звание старшины лоджии каменщиков родного города и назначил пожизненное обеспечение. Тогда же Фиораванти выпрямил колокольню в городе Ченто и башню при церкви Св. Ангела в Венеции. Последняя из-за слабости грунта простояла всего двое суток и рухнула, задавив нескольких человек. Из-за этой трагедии Аристотель немедленно покинул Венецию и больше не возвращался.
В 1458г. он отреставрировал древний мост в Павии, а в 1459-1460 гг. устроил Пармский канал. С 1458г. он находился на службе у Миланского герцога Франческо Скорца, и вернулся в Болонью только в 1464г. Главным образом в это время Аристотель был востребован как инженер, так как в городах северной части Италии, в том числе в Милане, важном военном и политическом центре, требовались именно эти навыки. В Милане он работал с известным архитектором Антонио Аверелино по прозванию Филарете, автором бронзовых дверей собора Св.Петра в Риме. Филарете в трактате об архитектуре несколько раз с большой похвалой отзывался о Фиораванти.
Вскоре после возвращения в родной город, в 1465г. Фиораванти был приглашен ко двору венгерского короля Матиуша Корвина, но городская коммуна каменщиков отпустила его в Венгрию только в 1467г. При дворе венгерского короля Аристотель строит в основном мосты через Дунай.
По возвращении в Италию Фиораванти работает в Риме и Болонье, и в 1473г. случается событие, вероятно, подтолкнувшее архитектора к отъезду в Россию по приглашению русского посла.
В июне 1473г. Аристотель Фиораванти был неожиданно арестован и обвинен в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, и в 1474г. состоялась встреча его с русским послом Семеном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве.
Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474г. в Московском Кремле произошла катастрофа – рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что во всем виноват плохой раствор. Строители собора Кривцов и Мышкин возобновлять работы отказались, и Семен Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.
Вероятно, встреча Фиораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475г. шестидесятилетний архитектор с сыном и слугой в составе посольства отправился в Московское княжество.
О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».
Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного собора Кремля – Успенского. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю – за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен велся при помощи «барана» – дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трех брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора.
Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень. Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества, поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод в Андроникове на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был намного крепче старого.
Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (т.е., около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством. Таким же новшеством была и кладка стен: между наружными и внутренними белокаменными стенами делалась полноценная крепкая кирпичная кладка, намного усиливающая здание. Выводить стены начали уже в 1475г., тогда же поставили внутренние столбы, на которые должен был опираться свод. Форма столбов также была новшеством, так как прежде они всегда делались крестообразными в срезе, а Фиораванти поставил четыре круглых и два четырехугольных.
Собор был закончен к 1477г., хотя оставалась еще внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 (26) августа 1479г. состоялось торжественное освящение собора.
Внешне Успенский собор очень близок к одноименному собору во Владимире, который и был взят за образец, хотя отличается рядом архитектурных особенностей. Впервые в русской архитектуре огромный собор не был разделен внутри на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем объеме.
Роскошная живопись в основном была завершена еще при жизни архитектора, а к 1515г. собор был полностью расписан изнутри. Росписи многократно поновлялись, а в 1914г. началась их реставрация под руководством ученых-исследователей.
Кроме Успенского собора, в России Фиораванти не строил зданий, но есть основания полагать, что именно ему, знаменитому мастеру фортификационных работ, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля, которые планировалось возвести вместо старых обветшавших белокаменных. Также Аристотелю приписывают устройство Пушечного двора (на месте нынешней Пушечной улицы).
В 1482г. Фиораванти в качестве начальника артиллерии участвовал в походе Ивана III на Новгород, и во время этого похода навел очень прочный понтонный мост через р. Волхов. После этого похода мастер хотел возвратиться в Италию, но Иван III не отпустил его, а, напротив, арестовал и посадил в тюрьму после попытки тайно уехать. Но долго держать Фиораванти в тюрьме он не мог себе позволить, так как в 1485г. намечался поход на Тверь, где гениальный инженер был необходим. После этого похода имя Аристотеля Фиораванти больше не встречается в летописях; нет и свидетельств о его возвращении на родину. По-видимому, в этом же году или годом позже он скончался.
Аристотель Фиораванти – мастер, прославившийся в России только одним произведением, но произведением, достойным множества любых других. Однако нельзя сказать, что кроме Успенского собора он не создал ничего выдающегося. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и – на много лет раньше – Италии, где также сохранилось только одно его произведение.
Аристотель Фиораванти — один из самых просвещенных и образованных людей 15 века, архитектор и инженер, приехавший из Италии в Москву специально для возведения Успенского собора. У себя на родине и других странах он, после получения специального образования в военно-инженерной, литейной и чеканной профессиях, занимался строительством зданий, мостов, крепостей, и даже передвигал башни и колокольни (вместе с колоколами) на несколько метров.
Аристотель Фиораванти: биография и начало деятельности
Точная дата его рождения неизвестна, в летописях указывают обычно 1415-1420 гг. Рудольфо Фиораванти (его настоящее имя, а Аристостель — прозвище) родился и вырос в итальянском городке Болонья в семье архитекторов. Упоминания о строительной деятельности его отца встречаются в исторических хрониках 14 века, когда он занимался перестройкой Палаццо Коммунале (Болонского муниципалитета).
В этой же хронике в 1436 г. отмечен и сам Аристотель Фиораванти, вместе с литейщиком Г. Нади построивший и отливший колокол для башни Аринго. Еще один колокол в 1453 г. они отлили и подняли на башню с помощью специального подъемника, который разрабатывал Рудольфо, имеющий и инженерные знания.
Начиная с 1447 года, Фиораванти с отцом и дядей работали над неординарными проектами по передвижению колокольни Св. Марка (Болонья) и башни в Венеции. За заслуги перед городом совет Болоньи торжественно вознаградил его званием старшины ложи каменщиков, а также ему было пожизненно подарено материальное обеспечение.
Но после трагедии с венецианской башней, которая рухнула из-за плохого грунта в основании и задавила несколько рабочих, архитектор покинул Венецию и переехал в Павию для реставрации древнего моста и строительства Пармского канала.
Инженерная деятельность в Европе
С 1458 г. Фиораванти начал службу в Милане у герцога Фр. Сфорца, где применял свои инженерные навыки. Затем вернулся в родную Болонью (1464), а с 1467 г. по приглашению короля Венгрии М. Корвина переехал в эту страну, где Аристотель Фиораванти построил мосты через Дунай и крепости на реке. В качестве благодарности король даже разрешил архитектору печатать монеты со своим изображением.
Следующие годы его в качестве известного специалиста приглашали для разрешения инженерных строительных работ в различные города Италии. По его проектам были построены гидротехнические сооружения на каналах в гг. Кремоне и Парме, построен шлюз Виаренна в Милане.
Его инженерные проекты были смелыми, с использованием новейших технических решений, что снискало ему славу выдающегося специалиста, который был заслуженно наделен различными благами и вознаграждениями.
Полоса несчастий
В 1473 г. по ложному доносу Фиораванти был арестован как фальшивомонетчик. Произошло это при попытке расплатиться монетами с собственным изображением, за что его лишили всех привилегий. Позднее, после вмешательства венгерского посла, обвинения были сняты, и его оправдали.
Уже после освобождения он с радостью согласился на предложение русского посла, приехавшего в Италию для поисков хорошего архитектора, который бы сумел достроить Успенский собор в Москве.
С этим собором приключилась большая катастрофа: в 1474 г. он обрушился почти на стадии завершения строительства. Московский князь Иван 3-й повелел для постройки нового собора пригласить архитектора из Италии. В 1475 г. после заключения контракта Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор, вместе со взрослым сыном Андреа и слугой направился в Московское княжество. Было ему тогда уже 60 лет.
Подготовка к строительству Успенского собора
После приезда в Москву Фиораванти начал работу с расчистки развалин рухнувшего собора, на что ушла всего неделя. При сносе использовалось дубовое бревно «баран», которым били стены. Рабочие с трудом успевали выносить обломки здания и камни.
Затем приступили к постройке основания храма. Здесь архитектор с успехом применил все свои инженерные знания и имеющиеся технические средства. В основание глубиной 4,5 м были забиты тяжелые дубовые сваи, для обеспечения крепости и устойчивости будущего здания рвы были засыпаны битыми камнями, а сверху залиты известью.
Специально для строительства был построен кирпичный завод недалеко от Андроникова монастыря под Москвой, который делал качественный кирпич по единому стандарту. Также для стен и основания был использован белый камень, привозимый из древних разработок в Мячкове.
Работа над проектом собора
Для того чтобы начать постройку русского собора, архитектор решил вначале ознакомиться с примерами русского национального зодчества и отправился в путешествие по России. По предписанию Ивана 3-го за образец для строительства был взят Успенский храм во Владимире, и потому Фиораванти приехал сюда для работы. Уже тут в сам проект были внесены некоторые изменения, которые позволили в будущем говорить о новизне архитектурного решения нового московского собора.
Особенность архитектуры Успенского собора состоит в том, что план сооружения разделен на одинаковые квадраты, а не сделан в крестово-купольном построении (что характерно было для предшествующих храмов Византии и России). За счет одинаковых размеров вертикальных промежутков между арками на фасаде стен собора подчеркивается выразительность и монолитность всего здания.
При создании плана собора зодчий Аристотель Фиораванти гармонично вписал сооружение в ансамбль Соборной площади Москвы, руководствуясь принципами градостроения эпохи Возрождения и рассчитывая на восприятие большой объемности всего собора. В последующем все здания, строившиеся на площади, и их декоративные элементы были выполнены в аналогичном стиле и даже с копированием некоторых архитектурных форм собора.
Строительство собора
При возведении здания собора Аристотель Фиораванти, уже как опытный инженер, применил множество нововведений, удивлявших и поражавших рабочих и всех москвичей. Техника возведения стен была смешанной, когда блоки из белого камня перемежались с кладкой из сверхпрочных кирпичей. Так были возведены столпы, своды храма и его 5 барабанов, что позволило уменьшить нагрузку верхней части на стены.
Архитектором был создан четкий план здания, вычерченный на бумаге, и проведены точные расчеты всех конструкций. Для поднятия тяжелых блоков на высокие стены храма была построена подъемная машина, состоящая из колес и блоков. С помощью веревок и машины блоки и кирпичи довольно быстро поднимались наверх и укладывались рабочими в стены.
К 1479 г., практически за 4 года, строительство Успенского собора было завершено. Здание было высокое, венчали его пять куполов-шлемов. Внутренняя часть храма поддерживалась четырьмя массивными столбами и представляла собой огромное пространство.
В этом сооружении соединились стилистические особенности различных национальных архитектур. В нем использованы некоторые образы городов Италии и архитектурные элементы русских деревянных и каменных церквей, которые посещал во время поездки по городам и весям России Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля — главный памятник русской архитектуры, в котором в единое целое были собраны черты храмового зодчества Новгорода, Владимира, Москвы, Италии и деревянных построек Русского Севера.
Белоснежные стены храма сделаны простыми, в стиле новгородских построек, их украшает только пояс из тонких колонок и арок (заимствованный из произведений владимирских зодчих), перевязанных по самой середине. Чисто итальянское широкое и высокое крыльцо-терраса выходит на площадь, приглашая все желающих посетить храм.
Внутреннее убранство собора
Внутри собор не разделялся на ограниченные пространства (как это делалось ранее в русских храмах), а, наоборот, имел огромной необъятное пространство, предстающее всем входящим в собор во всем великолепии и объеме. Создается впечатление огромного торжественного дворцового зала.
Отделка внутренних помещений Успенского собора велась 2 года до открытия его в 1479 г., живописное оформление было начато еще при жизни архитектора и завершилось к началу 16 века. Современный же интерьер собора (росписи и иконостас) был выполнен только в 17 веке.
За период 14-17 вв. Успенский собор стал усыпальницей, где были похоронены главы Русской православной церкви. Эти захоронения расположены внизу, под полом здания, над ними в 17 веке были поставлены надгробия с почетными эпитафиями.
Другая деятельность Фиораванти в России
Во время пребывания в России архитектор принимал участие в военных походах русских войск на Новгород (где Аристотель Фиораванти построил понтонный мост через Волхов, ставший первым таким сооружением в России), на Казань и Тверь (1482-1485 гг.). При этом он выполнял обязанности военного инженера и даже стал командиром артиллерии.
Затем, вернувшись в Москву, Аристотель занялся проектом и постройкой из красного кирпича стен Московского Кремля, которые уже на протяжении более 500 лет являются украшением главной площади столицы России. При возведении кремлевских стен были задействованы итальянские архитекторы Марк Руффо и Пьетро Солари (Фрязин), а также русские зодчие.
Формирование русского архитектурного стиля
Новизна архитектуры Успенского собора вдохновила русских зодчих на создание православных соборов в аналогичном стиле с добавлением национальных русских традиций (мотивы деревянной архитектуры Русского Севера). Московские талантливые архитекторы под руководством итальянских мастеров и с помощью новых технических средств того времени продолжили создание архитектурных памятников, сделанных с высоким художественным вкусом.
Первым примером стало строительство в 1529 г. храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьякове под Москвой, который был выстроен по образцам деревянных церквей. Основной корпус храма сделан в виде восьмигранной башни с выступами в форме полукруга для алтаря в восточной части. По бокам располагались четыре башни меньшего размера, все они соединены между собой галереями с выходами и оконными пролетами.
Еще более усовершенствовал эту идею русский зодчий, который построил (руководствуясь архитектурные принципами, которые заложил Аристотель Фиораванти) Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Это сооружение в плане представляет крест с равными концами, при этом основное здание — башня из 20 стен, которые увенчаны кокошниками с вырастающими из них меньшими восьмигранными башенками. Все здание венчает шатер с башенкой сверху, который заканчивается главкой и крестом. Прообразами всех архитектурных деталей и особенностей стали деревянные русские церкви.
Дьяковская и Коломенская церкви стали основополагающими при создании шатрового стиля в русской архитектуре, который был использован и при возведении храма Василия Блаженного в Москве русскими зодчими Бармой и Постником во второй половине 16 века.
Последние годы Фиораванти в России
После окончания строительства Успенского собора Аристотель Фиораванти, годы жизни которого были посвящены России, хотел вернуться на родину в Италию. Однако Иван 3-й не хотел его отпускать и, после попытки побега, даже посадил в тюремные застенки. Такова была «благодарность» русского правителя.
По некоторым данным, архитектор скончался в 1486 г. в Москве.
Роль Фиораванти в русской архитектуре
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, приехав в далекую и незнакомую Россию, смог выполнить свою заветную мечту и построить свой главный собор в жизни — Успенский, ставший центром православной религии в Москве и впоследствии во всей России.
Сами жители Москвы тогда восприняли эту постройку как «чудное величество с высотою и звонкостью пространства» (цитата из летописей).
Вопрос о том, с каким сооружением связано имя Аристотеля Фиораванти в России, всегда имел однозначный ответ: с Успенским собором Московского Кремля.
Успенский собор стал прообразом нового архитектурного стиля в России и ознаменовал собой эпоху возведения большого количества прекрасных и величественных русских храмов по всей территории Российского государства, но уже не итальянскими, а русскими архитекторами.
Фиораванти Аристотель
Биография
Уроженец итальянского города Болонья, Артистотель происходил из семьи архитекторов, поэтому можно сказать, что его судьба была предопределена свыше, как и карьера. Знатный род Фиораванти впервые упоминается в городских хрониках еще в середине XIV века. Рудольфо Фиораванти (отец Аристотеля), скорее всего, перестраивал Дворец Общины и башню Аринго над дворцом дель Подеста.
Точные дата рождения и смерти Аристотеля вызывают споры среди исследователей, но, по мнению большинства из них, Фиораванти жил в 1415–1485 гг. Греческое имя, данное при рождении Аристотелю – не просто результат увлеченности его родителей мифами древней Эллады. В то время детей часто называли именами древнегреческих философов и мыслителей: эта традиция вошла в повседневную моду эпохи квадроченто. Рудольфо Фиораванти, назвав сына Аристотелем, даже представить себе не мог, что отпрыск в будущем затмит его архитектурные достижения собственными и войдет в историю как один из блестящих и самых талантливых итальянских архитекторов.
Впервые имя Аристотеля было упомянуто в одной из хроник Болоньи в 1436 г. Тогда он вместе с литейщиком по имени Гаспар Нади отлил колокол для городской башни Аринго – той самой, которую когда-то перестраивал его родной отец. С Аринго будет связано и дальнейшее творчество Аристотеля, ведь в 1453 г. он – снова в паре с Гаспаром – отольет и другой колокол. К этому времени Фиораванти успеет проявить себя не только как потрясающе одаренный архитектор, но и как инженер: колокол будет поднят наверх при помощи специального подъемного устройства, который лично разработает Аристотель.
Поскольку Аристотель родился в семье потомственных архитекторов, практически все его родственники по мужской линии были связаны с инженерно-строительными работами. Поэтому заручившись моральной и физической поддержкой своего дяди Варфоломео, Аристотель к середине 50-ых годов XV столетия уже приступает к реализации некогда задуманных им архитектурных проектов.
Одаренность Аристотеля никогда не вызывала сомнения у его родных: с юных лет он демонстрировал интерес к архитектуре и всему, что было с этим связано. Поэтому карьера Фиораванти началась в очень успешном ключе. Его первыми учителями были родные – дядя Варфоломео и отец Рудольфо. Уже с 1447 года Аристотель продолжил работы отца, занимаясь возведением довольно сложных архитектурно-строительных комплексов. В 1455 г. Фиораванти передвинул колокольню Святого Марка в Болонье. Вклад Аристотеля был огромным: это было первое перемещение здание, засвидетельствованное документально. Колокольня, в высоту достигавшая 24 метров, была передвинута на 13 метров: работа была произведена с целью освободить место для нового здания административного значения. Поскольку столь непростая работа была произведена за короткий срок и с большим искусством, Городской Совет по достоинству оценил заслуги юного дарования и присвоил ему звание старшины ложи каменщиков. Аристотель также получил пожизненное материальное обеспечение. Этот проект стал точкой отсчета среди важных работ Аристотеля, которые впоследствии и позволят его имени войти в историю.
В этот же период Фиораванти занимается сразу двумя архитектурными проектами: под его руководством велись работы по выпрямлению колокольни в городе Ченто, а также венецианской башни при церкви Святого Ангела. Однако в случае с Венецией ваяния Аристотеля кончились трагически: всего через два дня после возведения башня рухнула. При этом погибли несколько церковных прихожан. Узнав об этом, Фиораванти, который мучился чувством вины, принял решение навсегда покинуть Венецию. Он сдержал свое обещание и больше никогда уже не возвращался в этот красивейший итальянский город.
После этого Аристотель оказался в Павии, где в 1458 году провел работы по реставрации древнего моста, а в следующем году устроил Пармский канал. В свою родную Болонью Аристотель вернется нескоро – только в 1464 году. В предшествующий период Аристотель был на службе у герцога Франческо Сфорца в Милане. Аристотель с каждым годом подтверждал свое звание одного из лучших инженеров современности. Больше всего он был востребован в североитальянских городах Италии, где, в частности, сотрудничал с крупным итальянским архитектором Антонио Аверелино. Аверелино к тому времени тоже был известен: именно ему принадлежит заслуга считаться автором бронзовых дверей базилики Святого Петра в Риме. Антонио Аверелино, по прозвищу Филарете, высоко оценил талант своего «коллеги по цеху» и с восторгом отзывался о нем в своем трактате об архитектуре. Таким образом, Аристотель очень быстро завоевывает доверие не только среди простых обывателей, но и в кругу признанных мастеров.
В Болонью Фиораванти вместе со своей семьей вернулся в 1464 году, вскоре после чего был приглашен ко двору короля Венгрии Матьяша Корвина. Матьяш был наслышан о таланте Аристотеля и очень хотел, чтобы при его дворе работал столь одаренный архитектор. Король, испуганный угрозой турецкого вторжения, хотел возвести вокруг городских стен военные укрепления. Такая ответственная задача могла быть поручена только по-настоящему талантливому автору, поэтому это предложение и получил Фиораванти. Несмотря на то, что слава Фиораванти росла с каждым днем, ложа каменщиков, к которой он принадлежал, дала ему разрешение на отъезд в Венгрию лишь в 1467 году. Аристотель целых два года пробыл в Болонье, ожидая, что городская ложа каменщиков смягчится и отпустит его на чужбину. По прибытии в Венгрию Аристотель несколько лет проводит, строя мосты через Дунай, при дворе венгерского короля, а также реализует задуманные Матьяшем проекты военных укреплений. Матьяш Корвин благосклонно отнесся к своему новому придворному архитектору и платил ему щедрое жалование. Более того, Аристотель, находясь при венгерском дворе, пользовался огромными по тем временам привилегиями: ему даже было позволено иметь собственную печать. Помимо этого, Матьяш регулярно осыпал Аристотеля щедрыми подарками, по достоинству признавая его архитектурно-инженерные заслуги.
Талант Фиораванти признавали все: городские власти, простые горожане и высшие слои общества. Больше всего им гордились в родной Болонье: в одном из городских писем, датируемых второй половиной пятнадцатого века Аристотель Фиораванти, был назван «удивительным гением, не имеющим себе равных во всем мире».
Уникальность Фиораванти, по мнению многих исследователей, заключается именно в том, что помимо успешной реализации своего архитектурного потенциала он также продемонстрировал себя как незаурядный инженер. Фиораванти, благодаря своим смелым техническим решениям и изобретениям, во многом опережал эпоху, в которой жил. Благодаря этому искусствоведы и историки неоднократно сравнивали его с другим, не менее одаренным человеком своего времени – Леонардо да Винчи. Аристотель пользовался авторитетом по всей Италии и за ее пределами. Городские власти неоднократно приглашали его работать в Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе и т.д.
Безусловно, самым «урожайным» итальянским периодом в карьере Аристотеля были последние восемь лет его жизни в Италии. За это время он успел осуществить массу грандиозных по масштабу проектов, среди которых было исправление городской башни Аринго в Болонье, укрепление городских ворот и даже выпрямление течения реки Рено. Помимо этого Аристотель построил водопровод в городе Ченто, после чего коллегия кардиналов пригласила его в столицу – Рим.
К сожалению, далеко не все плоды творчества Аристотеля сохранились до наших дней. Большинство было разрушено в рамках многочисленных войн, которые вела Италия за последующий период. Но здание Болонского муниципалитета оказалось счастливым (и, увы, единственным) исключением. Предварительную модель здания Фиораванти закончил в 1472 г., т.е. всего за три года до своего отъезда в Россию. Обстоятельства сложились таким образом, что перейти к перестройке старых зданий сразу же было нельзя. Когда такая возможность появилась, Аристотель к тому времени уже уехал в Россию. Несмотря на то, что правительство Болоньи писало письма в Россию с просьбой позволить своему уроженцу вернуться на родину и закончить архитектурно-строительные работы, Фиораванти остался на чужбине.
Главные архитектурные проекты Аристотеля, благодаря которым он прославится на весь мир, были впереди.
В России Аристотель Фиораванти оказался далеко не случайно: к тому моменту, как великий князь Иван III направил в Италию посла с пожеланием найти достойного архитектора для работы в Москве, Аристотель уже был известен далеко за пределами родной Италии. Точно неизвестно, в каком городе Аристотель встретился с дипломатическим представителем Московского государства – Риме или Венеции, но Семен Толбузин сразу же проникся к знаменитому итальянцу уважением. Отъезд в Россию был запланирован на самое ближайшее время, но возникло помешавшее этому неприятное обстоятельство.
Обвиненный в изготовлении фальшивых монет, Аристотель был заключен в тюрьму. Об этом свидетельствуют данные городского архива Болоньи. Заключение могло бы поставить крест на всей дальнейшей карьере Фиораванти, но обвинение оказалось ложным, и Аристотель в том же, 1474 году, был выпущен на свободу. Переговоры возобновились: Аристотель, нисколько не сомневаясь, подписывает контракт для работы в Российском государстве. Многим его скоропостижное решение показалось странным, но за этим таилась страшная усталость шестидесятилетнего архитектора, измученного постоянной необходимостью переездов. Фиораванти жаждал спокойствия, тихой гавани. Поэтому предложение московских представителей о переезде в Россию он воспринял как свой шанс на мирную жизнь и возможность заниматься любимым делом, не опасаясь преследований. Ходили слухи, что до этого Аристотель думал о том, чтобы уехать в Турцию и даже проводил соответствующие переговоры. Правда ли это или вымысел, неизвестно до сих пор, но в январе 1475 года Аристотель в компании своего сына и слуги отправился в далекую и неизведанную Россию.
Спустя три месяца Аристотель оказался в Москве. При дворе великого князя Ивана III Аристотеля встретили очень приветливо. Знаменитый итальянец, по свидетельствам современников, был поражен столичной живописью и архитектурой. Задача, возложенная на архитектора, была совсем непростой: ему предстояло соорудить Успенский собор в Кремле. К тому времени Кремль представлял собой плачевное зрелище: обветшалые стены грозили разрушиться в любой момент. К перестройке Аристотель приступил почти сразу же.
Фиораванти не зря считался одним из лучших архитекторов Италии и всего мира: для того, чтобы максимально проникнуться архитектурными традициями Руси, он объездил многие города, включая Псков и Новгород, осматривал памятники искусства, изучал трактаты. Наконец в его голове возникла ясная задумка, которая и позволила успешно завершить намеченную им работу.
Всего на возведение стен и внутреннюю отделку Успенского собора ушло четыре года. При строительстве были использованы белый камень, а также кирпич. Уже в 1479 году Собор был полностью завершен, и состоялось его торжественное освящение. Благодаря Аристотелю Фиораванти Успенский Собор стал первым в русской архитектуре собором, не разделенным на небольшие пространства, а представшим в полном объеме. Помимо этого появились крестовые своды, проемные и внутристенные связи. Большая часть росписей была закончена еще при жизни Аристотеля Фиораванти.
Несмотря на то, что в России Аристотель прославился как мастер одного-единственного произведения, ему приписывается авторство и многих других архитектурных проектов. Среди них, к примеру, Пушечный двор. Именно Фиораванти, как считается, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля.
Аристотель так больше и не вернулся на Родину. После того, как строительство Успенского Собора было завершено, Иван III даже заключил его в тюрьму, желая насильно удержать гения на территории Московского государства. Вскоре состоялся поход на Тверь, где Аристотель был необходим как инженер, поэтому великий князь выпустил его. После этого похода имя Аристотеля исчезает со страниц летописей, что позволяет полагать, что около 1485 года знаменитый архитектор скончался.
Слава Аристотеля, однако, простирается далеко за пределы временной эпохи, в которой он жил. Фиораванти до сих пор считается самым знаменитым жителем Болоньи и одним из лучших мировых архитекторов.