Аристотель поэтика кратко о чем

Краткое содержание Аристотель Поэтика

В мире драматургии было бы очень пусто без Аристотеля и его «Поэтики». В своих трудах он описал принцип искусства, и разницу между различными видами творчества. Так, например, искусство является подражанием реального мира, украшенное художественным вымыслом, но по-прежнему выражающее возможную действительность.

Вполне разумно он утверждал он возвышенности поэзии и трагедии над остальными видами творчества: в лирике присутствуют человеческие переживания, а в эпосе — серьёзное повествование, в то время как вместе они могут в полной мере раскрыть художественный замысел творца и показать картину действа, лишь объединившись в трагедию.

Что есть драма, если не жизнь, из которой вырезали все скучные моменты? Сюжет обязан поддерживать напряжение по ходу всего своего развития и до самого конца, где точка накала будет на пике, а концовка — выразительной. Она же обязана быть логичной, основанной на общей фабуле. Герои сами куют свои судьбы и получают заслуженное, иначе люди не смогут воспринимать историю всерьёз.

Чтобы донести до зрителя чувства, творец сам должен пережить их. Волнения передаёт взволнованный, и лишь гневный способен разгневать. Впрочем, помимо чувств нельзя забывать о смысле. Зачем нужна история, не имеющая под собой хоть малейшего урока для зрителя? Но как этот урок подать?

Будет ли человек сопереживать негодяю, который получил по что хотел? Скорее всего нет. Если он получил по заслугам? Тоже нет. Но что если на месте негодяя будет человек благородных нравов, который по людскому обычаю совершил ошибку? Да. Ведь намного проще сочувствовать тем, чья судьба может отразиться на нашу собственную.

В повествовании также должен присутствовать ритм, установленный моментами высокого напряжения. Их пиковая высота должна повышаться по мере действия, и приобретать свою максиму в момент кульминации, чтобы концовка могла передать смотрящему всё, чего хотел автор. В трагедии развитие идёт от счастья к горю, это отличает её от комедии, где переход от несчастья к благу. Главное в трагедии дать пищу для размышления, чтобы зритель соотнёс себя с героями и познал что-то новое.

Пускай классики подменивают понятия философа под свои вкусы, принципы её неизменны по сей день: накал страстей, конфликт, сильные характеры и заслуженная героями концовка — всё это должно быть исполнено на высшем уровне, и тогда, повесть обязательно отразится в умах её смотревших.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

После смерти барина Турчанинова наследники промотали большую часть имущества, потому решили продать половину заводов барину Саломирскому. В результате длительных споров договорились нанять главного приказчика

События происходят годы ВОВ в 1941 году. В дачном поселке живет семья с детьми, маленькому Павлику было три года, а Женечке пять лет. В ночном небе слышна воздушная тревога

Один из «Денискиных рассказов». Действие рассказа происходит в августе 1961 года. Главным героем и одновременно рассказчиком выступает мальчик, которого зовут Денис. Он рассказывает о том, как они с друзьями

Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить.

Однажды мать Володи берёт его с сестрой в гости к дяде. Дядя живёт в чудном месте под названием Старый Карантин. Природа там невероятно живописна и дети летом всегда находят себе занятие

Источник

Влияние Аристотеля на теорию искусства было действительно колоссальным. В трактате «Поэтика» философ выражает свои эстетические взгляды, а также обобщает и систематизирует все знания в данной отрасли. Стоит отметить, что до наших дней дошла только основная часть трактата – все остальное было безвозвратно утеряно.

Однако имеющихся материалов хватает для того, чтобы в полной мере понять точку зрения автора.

Аристотель рассматривает понятие красоты и ее сущность – кстати, в отличие от прочих мыслителей того времени, философ не связывает красоту с благодетелью и целомудрием. Для него прекрасное существует вне зависимости от морали, оно прекрасно благодаря своим качествам и ощущениям оценивающего.

Интересен и тот факт, что творец называет искусство неким подражанием природе и бытию, указывает на то, что оно помогает людям лучше познать жизнь, осмыслить окружающую действительность.

Аристотель также считает, что в искусстве должны быть обобщение и художественный вымысел. Без этого не будет той дополненности, которая так важна. Мало того, в его понимании подражание не означает копирования.

Автор даже осмеливается говорить, что поэзия важнее истории, ведь в ней заложена глубинная философия. Посему к творчеству следует относиться серьезно, расценивая его не только как средство развлечения.

Из всех форм стихотворных творений философ выделяет трагедию. Именно в ней должны быть заложены зерна истины. Фабулы трагедии должны быть полноценными, завершенными – и лишь то творение представляет ценность, в котором поставлены все точки над «и».

Хор должен быть органической частью произведения. Немаловажную роль играют и характеры – они должны быть тщательно проработаны. Персонажи должны быть такими, чтобы слушателю либо зрителю хотелось сопереживать им и не сомневаться в том, что их жизнь – реальна.

Трагедия способна очистить душу через сострадание и страх. Аристотель считает, что драматические творения следует писать ямбом, ведь он ближе к разговорной речи. А вот в эпосе уместен гекзаметр – он более возвышен.

Философ требует от трагедий раскрытия напряженности конфликта. По сути, его мысли имеют рациональное зерно – ведь нет ничего хуже интересной истории, законченной «на полпути», имеющей скомканный и невыразительный конец либо же очень слабую кульминацию. А данном случае требования просты – если есть завязка, должна быть и развязка.

Можно сказать, что данное творение представляет ценность, ведь многие постулаты относительно поэтического творчества, которые выдвигал Аристотель, являются актуальными до сих пор.

Также читают:

Популярные сегодня пересказы

В этой удивительной истории Салтыкова-Щедрина, опубликованной в 1880 году, рассказчик знакомит нас с процветающим городом Любезновым и его жителями. Городок некогда носил название Буянов из-за необузданности его жителей

За всю свою жизнь Владимир Святославич обзавелся огромным потомством: у новгородского правителя было 20 сыновей от разных женщин. Третьим по старшинству считался Святополком, и с рождения мальчик не смог сыскать

В небольшом рассказе Валентины Александровны Осеевой под названием «Печенье» повествуется о случае, произошедшем за кухонным столом. История связана с тем, как хозяйка испекла аппетитное сладкое печенье для того

Разбирая, только этот полный волшебства рассказ, вы задумаетесь, о том, что нужно развивать память, чтобы не забывать элементарных вещей, будете открывать мир магии, человечности и взаимопонимания.

Источник

Поэтика — краткое содержание трактата Аристотеля (сюжет произведения)

Влияние Аристотеля на теорию искусства было действительно колоссальным. В трактате «Поэтика» философ выражает свои эстетические взгляды, а также обобщает и систематизирует все знания в данной отрасли. Стоит отметить, что до наших дней дошла только основная часть трактата – все остальное было безвозвратно утеряно.

Однако имеющихся материалов хватает для того, чтобы в полной мере понять точку зрения автора.

Аристотель рассматривает понятие красоты и ее сущность – кстати, в отличие от прочих мыслителей того времени, философ не связывает красоту с благодетелью и целомудрием. Для него прекрасное существует вне зависимости от морали, оно прекрасно благодаря своим качествам и ощущениям оценивающего.

Интересен и тот факт, что творец называет искусство неким подражанием природе и бытию, указывает на то, что оно помогает людям лучше познать жизнь, осмыслить окружающую действительность.

Аристотель также считает, что в искусстве должны быть обобщение и художественный вымысел. Без этого не будет той дополненности, которая так важна. Мало того, в его понимании подражание не означает копирования.

Автор даже осмеливается говорить, что поэзия важнее истории, ведь в ней заложена глубинная философия. Посему к творчеству следует относиться серьезно, расценивая его не только как средство развлечения.

Из всех форм стихотворных творений философ выделяет трагедию. Именно в ней должны быть заложены зерна истины. Фабулы трагедии должны быть полноценными, завершенными – и лишь то творение представляет ценность, в котором поставлены все точки над «и».

Хор должен быть органической частью произведения. Немаловажную роль играют и характеры – они должны быть тщательно проработаны. Персонажи должны быть такими, чтобы слушателю либо зрителю хотелось сопереживать им и не сомневаться в том, что их жизнь – реальна.

Трагедия способна очистить душу через сострадание и страх. Аристотель считает, что драматические творения следует писать ямбом, ведь он ближе к разговорной речи. А вот в эпосе уместен гекзаметр – он более возвышен.

Философ требует от трагедий раскрытия напряженности конфликта. По сути, его мысли имеют рациональное зерно – ведь нет ничего хуже интересной истории, законченной «на полпути», имеющей скомканный и невыразительный конец либо же очень слабую кульминацию. А данном случае требования просты – если есть завязка, должна быть и развязка.

Можно сказать, что данное творение представляет ценность, ведь многие постулаты относительно поэтического творчества, которые выдвигал Аристотель, являются актуальными до сих пор.

Источник

Поэтика Аристотеля

Аристотель в этом трактате выражает своё несогласие с Платоном в понимании сущности искусства. Если Платон считал искусство лишь слабой, искаженной копией мира идей и не придавал значения познавательной функции искусства, то Аристотель считал искусство творческим подражанием (греч. – мимесис) природе, бытию, считал, что искусство помогает людям познать жизнь.

Аристотель признавал познавательную ценность эстетического наслаждения. Скорее всего, к этой мысли его привели рассуждения о теле и душе и, главное, о том, что душа не может существовать вне тела. Это является прямым отражением общей его концепции о диалектическом взаимодействии материи и формы. Напомним, что каждая вещь у Аристотеля заключает в себе не только свою материальную основу, но и свою идею, как тело предполагает душу.

Следовательно, чем лучше художник подражает действительности (принцип мимесиса), то есть чем лучше он старается уловить жизнь материи во всём её разнообразии, тем важнее для него становится проблема формы, с помощью которой он этой материи и подражает. Заметим, что принцип подражания (мимесиса), благодаря авторитету Аристотеля, станет основополагающим во всей истории западно-европейской словесности.

Об этом в своё время писал видный историк литературы Э. Ауэрбах в работе, которая так и была названа «Мимесис». По его мнению, «миметическая» способность литературы (то есть способность её воспроизводить жизнь) является её наиболее общим, широким и универсальным родовым свойством.

Но в разные эпохи, у различных писателей и различных литературных направлений воспроизводящая «миметическая» способность литературы проявляется несходно, получает в своём развитии неодинаковое направление. По этой лишь причине мы и имеем противопоставление, например, романтизма с его декларированным двоемирием и реализма, стремящегося отражать окружающую действительность лишь в формах самой действительности. Расцвет реализма пришёлся на XIX век, когда почти повсеместно царствовала философия позитивизма, основанная на ньютоно-картезианской парадигме.

Отсюда и сложилось впечатление о реализме, как о супер-методе, полностью соответствующем аристотелевскому принципу мимисиса. Именно в реализме, казалось, счастливо сопрягались и проблемы человеческой души (вспомним учение о душе того же Аристотеля, а также «диалектику души» Л.Н. Толстого) и проблемы общества.

В результате чего у реалистов появилась яркая индивидуальная феноменология, лишённая всяких клише и готовых литературных форм. Даже, по мнению исследователя Чудакова, создавалось впечатление так называемого «самодвижущегося сюжета».

Очарование аристотелевским мимесисом было очень продолжительным, пока мир не претерпел серьёзных и необратимых перемен. От аристотелевского принципа мимесиса попытаются отказаться лишь модернисты после Первой мировой войны в самом начале XX века: Дж. Джойс («Улисс»), В. Вульф, Ф. Кафка («Превращение») и др., а также многие современные постмодернисты, но это уже будет проявление так называемой общей концепции де-конструктивизма, отрицающей, согласно взглядам Ф. Ницше, значение и смысл всей классической культуры («О пользе и вреде истории для жизни»).

Делает он это лишь потому, что форма и есть та самая идея, о которой говорил Платон, но только идея не существующая в отрыве от материала, или словесного содержания трагедии, а присутствующая непосредственно в перипетии, в узнавании, в катарсисе, наконец.

Именно безупречная форма и способна сделать трагедию по-настоящему глубокой и даже философской. Идеальная форма изложения и поднимает зрителя над бытом, над правдой факта, так как форма – это не факт, а нечто большее. Форма имеет отношение к общностям. Аристотель считал, что подражание жизни совершается в искусстве разными способами: ритмом, словом, гармонией.

Но, говоря о том, что искусство подражает жизни, бытию, Аристотель не отождествляет подражание с копированием, наоборот, он настаивает на том, что в искусстве должно быть и обобщение, и художественный вымысел. Так, по его мнению, «задача поэта – говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном – по вероятности или по необходимости».

Историк «говорит о действительно случившемся, поэт – о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история – об единичном». На первый план из всех видов искусства Аристотель выдвигает поэзию, а из форм поэзии выше всего ставит трагедию. Он считает, что в трагедии есть то, что и в эпосе, то есть изображение событий, и то, что в лирике, то есть изображение эмоций. Однако в трагедии, кроме того, есть наглядное изображение, представление на сцене, чего нет ни в эпосе, ни в лирике.

Отметим это стремление Аристотеля соединить воедино и изображение эпических событий, и событий внутренней жизни человека. Эта апелляция к жизни человеческой души и позволяет говорить о том, что художественный текст трагедии всегда вызывает внутреннее напряжение у зрителя, включая его в процесс мучительной (трагедия – это всегда изображение чьих-то страданий) философской мысли. Эстетические переживания, таким образом, по Аристотелю, мало чем будут отличаться от свободного философствования.

Ведь любая драма основана на диалоге, а, по мнению отечественного философа В.С. Библера, свободная творческая мысль может существовать только в диалоге (В.С. Библер. «Что есть философия?»). Вот эту эстетическую природу философской мысли как никто другой первым уловил и смог выразить в своём трактате Аристотель.

И у этой гениальной догадки появилась мощная историческая перспектива. Здесь следует заметить, что культура вся покоится на традициях. Если культура – это память (Ю.М. Лотман. «Память в культурном освещении»), то именно в традиции наша память и живёт.

Так, Ю.М. Лотман пишет: «С точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, т. е. надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. В этом смысле пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, т. е. пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы».

Это противоборство даже нашло своё воплощение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Да и сейчас некоторые горячие головы (например, публицист А. Невзоров) открыто отрицают в СМИ значение и смысл художественной литературы и русской классической в частности. Как видим, ещё со времён античности этот спор не утихает, потому что идеи подобны вирусам: они могут впадать на время в спячку, чтобы потом вновь выстрелить с необычайной силой.

И слава Аристотелю, учёному, философу и разностороннему эрудиту, который своим мощным авторитетом выступил в качестве адвоката и защитил перед многими горячими головами права художественного вымысла на глубокую философскую мысль, пусть и окрашенную в яркую эмоциональность! А, может быть, именно эта эмоциональность и важна прежде всего?

Если мысль холодна, то она редко когда станет вашим убеждением. Лишь мысль эмоционально окрашенная ангажирует всё ваше существо, становится вашей судьбой, превращается в ваше убеждение, за которое вы готовы пойти на любые жертвы. И тогда это убеждение становится вполне материальным.

Мысль обретает материю, как душа – тело, или, по Аристотелю, форма преобразует материю, ибо формой всех форм является Бог. Вот и разбирает философ с завидной скрупулёзностью все нюансы формы классической трагедии. И восхищается тем, как это удалось Софоклу в его «царе Эдипе».

Потому что Богу тоже понадобился собеседник, потому что только в диалоге и можно творить! А Бог – Творец, и ему необходим диалог. И всё дело лишь в том, как мастерски этот диалог надо выстроить. «Трагедия, – по мнению Аристотеля, – есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем (подражание) при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов». Аристотель подчеркивает, что в трагедии должна быть выражена глубокая идея, так как совершается «подражание действию важному и законченному».

В этом «подражании действию важному и законченному», по мнению Аристотеля, основную роль играют фабулы и характеры трагедии. « Фабула трагеди и, – говорит Аристотель, – должна быть законченной, органически целостной, а размер ее определяется самой сущностью дела, и всегда по величине лучшая та (трагедия), которая расширена до полного выяснения (фабулы)».

Фабула трагедии непременно имеет перипетии и узнавание. Перипетия – это «перемена событий к противоположному», то есть переход от счастья к несчастью или наоборот. В трагедии обычно перипетия дает переход от счастья к несчастью, а в комедии наоборот – от несчастья к счастью. Этот переход должен быть жизненным, необходимо оправданным, вытекающим из самой логики событий, изображенных в трагедии.

Аристотель особенно высоко ценил построение перипетии в трагедии Софокла «Эдип-царь». Такое же требование естественности, жизненности Аристотель предъявляет к узнаванию. Он порицает такие концовки трагедий, когда узнавание происходит случайно, при помощи каких-либо вещей, примет.

Он настаивает на такой композиции трагедии, где бы перипетии и узнавание вытекали из самого состава фабулы, чтобы они возникали из раньше случившегося путем необходимости или вероятности: ведь большая разница, случится ли это благодаря чему-либо или после чего-либо. Следовательно, Аристотель требует соблюдения в трагедии единства действия. О единстве места он вообще ничего не говорит, а единству времени не придает особого значения.

Это важная деталь, потому что в дальнейшем французские классицисты будут трактовать это положение «Поэтики» иначе, утверждая знаменитое единство времени, места и действия, что приведет к появлению иной традиции, классицистической, но не аристотелевской.

На второе место после фабулы Аристотель ставит характеры. По его мнению, характеры трагедии должны быть благородными по своему образу мыслей, то есть, чтобы всё, что герои трагедии делают, говорят, вытекало из их убеждений, из их отношения к жизни.

Герои трагедий не должны быть ни идеальными, ни порочными, они должны быть хорошими людьми, людьми, совершившими вольно или невольно какую-то ошибку. Только в этом случае они возбудят в зрителях чувства страха и сострадания. Если прекрасный герой трагедии, ни в чем не виноватый, все же терпит несчастье, погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей лишь негодование.

Если в трагедии порочный герой в конце концов наказан и приходит к гибели, то у зрителей будет лишь удовлетворение от такой концовки, но они не переживут ни страха, ни сострадания. Если же в трагедии изображен хороший человек, но в чем-то все же виноватый и этот герой впадает в несчастье или совсем погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей сострадание к герою и страх за себя, опасение, чтобы не совершить той или иной ошибки и не попасть в подобное положение.

Образцом построения такого характера является, по мнению Аристотеля, образ Эдипа в одноименной трагедии Софокла. За мастерство в создании характеров героев, переходящих от счастья к несчастью, Аристотель считает Еврипида «трагичнейшим из поэтов». Трагедия, как говорит Аристотель, очищает через страх и сострадание. Об этом очищении, по-гречески – катарсисе, много было высказано всяких толкований, так как сам философ не раскрыл в «Поэтике» его сущности.

Надо полагать, что под катарсисом Аристотель понимал воспитывающее воздействие трагедии на зрителей. Скорее всего, именно катарсис и был тем особым состоянием, в которое следовало ввести зрителя во время трагического представления, когда он, зритель, под впечатлением от увиденного словно поднимался над проблемами быта и вступал бы уже мысленно в диалог с автором и героем, в диалог на темы, которые впрямую, может быть, в пьесе и не были высказаны, а остались за скобками, которые могли бы осветить в новом свете всю его непритязательную жизнь.

Источник

Краткое содержание Аристотель Поэтика для читательского дневника

В этом труде античный мыслитель обобщил принципы понятия искусства, средства их выражения. В отличии от других, он отвел значимую роль вымыслу творца. Он считал, что искусство не должно сухо передавать действительность. Он оставил за ним право рассуждения о возможном. Творческий вымысел делает искусство более живым и прекрасным.

Аристотель считал, что искусство помогает в познании окружающего мира. Выше всех его видов он ставил поэтику. Особенно – трагедию. Именно эта часть его труда, посвященная этому жанру, и дошла до потомков. Выделял он ее особенно, потому что, в ней есть все: и слово, и действие, и повествование о событии и лирическое его преподношение.

Обобщены им правила, которым соответствует хорошая трагедия. Главное – она должна быть цельным выражением идеи. В ней все должно быть гармонично, а автор должен переживать эти события в своем воображении. Именно тогда произведение может быть живым, нравоучительным и интересным. Задача творца – выразить желаемое как можно более понятным для зрителя. Трагедия должна учить человека. А зритель должен, посредством единства композиции и исполнения, переживать передаваемое и извлекать из этого пользу. Трагедия – отличное средство воспитания общества.

Написана должна быть трагедия ямбом. Именно этот размер более близок к простой речи, а значит – произведение будет легче восприниматься зрителем. Должны, для ясности, присутствовать в ней и общеупотребляемые слова и фразы, и – метафоры. Последнее средство художественного выражения мысли считал Аристотель признаком большого таланта автора. Верно подобранное сравнение украсит любое произведение и подчеркнет его глубину.

Обязательно должно через действия выражаться отношение творца к своим героям и к представляемой ситуации.

Хорошая трагедия – это единство и гармоничность всех ее составляющих и глубокая идейность, полностью выраженная и раскрытая понятным образом для масс, в произведении. И по прошествии веков можно опираться на этот труд современным творцам. Собранная в нем информация – ценнейшее руководство.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Петя и Валя любят придумывать различные игры, они считают себя большими затейниками. Однажды они прочитали сказку про трёх поросят, и стали играть

Жила на свете Крошечка-Хаврошечка. Мать у нее умерла, и ее воспитанием занялась тетка, у которой было три своих дочки: Одноглазка, Двухглазка, и Трехглазка. Соответственно, их звали так по количеству глаз.

Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым. Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя.

Главный герой, семиклассник Юра, которого прозвали Сократиком, проживает на улице Арбат. Его отец умер 3 года назад. Ему 13 лет. Он подружился с учителем литературы Федором Федоровичем, все называли его Эфэф.

В летний период автор повествования нередко охотится близ местечка Глинное, расположенное около 20 верст от места его пребывания. Неподалеку размещаются дом, флигель и сад, которые в настоящий момент пустуют

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *