Аристотель считал что есть конкретная наука которая исследует бытие
О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?
Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части …» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С.119)
2.Дайте развернутый анализ следующих определений философии:
а) «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (…) и которое выясняет действия, или явления из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий» (Гоббс Т. К читателю. О теле. // Избр. Произв.: В 2 т. М., 1964. Т.1. С. 49-60.
б) «Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию» (Шлегель Ф. Развитие философии. В 12 кн. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т.2. С.103.
в) Философия не есть наука, не есть даже наука о сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования» (Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Мир философии. М., 1991. С.104.
О каких чертах особенностях предмета философии идет разговор в тексте?
«… для других наук определяется предмет философии как таковой не может быт ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как «искомый, бесконечно искомый» (Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства. М., 1991. С.35.)
Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.
Философская проблематика возникает:
а) в философии как особой форме профессиональной деятельности;
б) в самой реальной жизнедеятельности людей.
Что общего между философствованием и философией?
Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова
О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?
Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части. «.
О какой функции философии идет речь?
«От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ждать от него философского образования, достаточного для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответствующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата». (И.В.Гете)
Тема № 2. Философия Древнего Востока.
Основные понятия и термины кейса:«Книга перемен», инь и ян, даосизм, дао, принцип «у вэй», конфуцианство, «цзюнь цзы», атман и брахма, сансара, закон воздаяния (карма), буддизм, нирвана, ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.
Список рекомендуемой литературы.
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.
2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.
3. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.
4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».
5. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.
6. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.
8. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.
Конфуций. «Лунь юй»
Учитель сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж?».
Ю-цзы сказал: «Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия».
Учитель сказал: «У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия».
Цзэн-цзы сказал: «Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?».
Учитель сказал: «Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время».
Учитель сказал: «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его — уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг».
Цзы-ся сказал: «Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком».
Учитель сказал: «Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее исправить».
Цзэн-цзы сказал: «Если должным образом относиться к похоронам родителей и чтить память предков, то мораль в народе будет все более укрепляться».
Цзы-цинь спросил Цзы-гуна: «Когда учитель прибывал в какое-нибудь царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется. Он сам спрашивал об этом или же ему рассказывали?».
Цзы-гун ответил: «Учитель был мягок, доброжелателен, учтив, бережлив, уступчив и благодаря этому узнавал [об управлении]. Он добивался этого не так, как другие».
Учитель сказал: «Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью».
Учитель сказал: В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры. Не печалься о своем несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.
Учитель сказал: Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
Учитель сказал: Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
Учитель сказал: Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.
Учитель сказал: Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.
Кто-то сказал: Юн человечен, но лишен красноречивости.
Учитель ответил: Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?
Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае.// Вопросы философии. 2007. № 5.
Задания. 1.О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?
1.О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?
Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части …» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С.119)
2.Дайте развернутый анализ следующих определений философии:
а) «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (…) и которое выясняет действия, или явления из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий» (Гоббс Т. К читателю. О теле. // Избр. Произв.: В 2 т. М., 1964. Т.1. С. 49-60.
б) «Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию» (Шлегель Ф. Развитие философии. В 12 кн. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т.2. С.103.
в) Философия не есть наука, не есть даже наука о сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования» (Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Мир философии. М., 1991. С.104.
3. О каких чертах особенностях предмета философии идет разговор в тексте?
«… для других наук определяется предмет философии как таковой не может быт ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как «искомый, бесконечно искомый» (Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства. М., 1991. С.35.)
4. Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.
Философская проблематика возникает:
а) в философии как особой форме профессиональной деятельности;
б) в самой реальной жизнедеятельности людей.
5. Что общего между философствованием и философией?
Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова
6. Можно ли согласиться с высказанной мыслью? Аргументируйте свою позицию.
В современной философской литературе не успокаивается дискуссия о предмете философии. Высказываются разные диаметрально противоположные мысли. Одна из них: «Предмет философии «не имеет образа», как тот поручик Киже, хотя он поручик, считается по всем бумагам и поднимается по служебной лестнице. Предмет философии «в потенциале» спрятан в процессе философствования, в философском мышлении. По этой причине определить нужно не предмет, который либо изучает, либо должна изучать философия – в отличие от математики, физики, или социологии и, так сказать, рядом с ними – а особенную установку мысли, манеру размышления»
7. Какое определение понятия «идеальное» вы считаете правильным?
а) отраженное материальное; б) субъективная реальность;
в) субъективная реальность, отраженная человеком;
г) то, чего нет в объективном мире; д) психическое
Какие из перечисленных ниже явлений материальны?
а) головная боль; б) мираж; в) тень человека; г) абсолютный вакуум;
д) отражение в зеркале; е) галлюцинации; ж) производственные отношения;
з) сноведения; и) созвездие; к) события прошлого
Аристотель считал что есть конкретная наука которая исследует бытие
9. Философская система Аристотеля.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.
Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.
Вопросы онтологии:
1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.
2) философия или физика исследует сущее, причастного к движению.
Акт и потенция
Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых — потому что сущее уже существует, а во-вторых — нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия».
Акт и потенция (действительность и возможность):
акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
потенция — сила, способная к такому осуществлению.
Категории философии
Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.
Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).
С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:
субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
реляционная — рассматривает существования материальных объектов.
Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.
Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ.
мир различных видов животных.
человек.
История философии
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.
Философия — это система научных знаний.
Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, аналитику, этику, физику, историю, эстетику.
Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Этические и социально-политические взгляды Аристотеля (384 – 322 до н.э.).
В особую и притом значительную проблему философии Аристотель выде-ляет этику. Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его, объективной телеологии (целесообразно-сти), охватывающей весь мир и всю деятельность человека. Цель, которой люди желают только ради нее самой – высшее благо, блаженство, и раскрывает ее высшая руководящая наука – политика. Блаженство не может состоять ни в ма-териальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела с особой характеризующей его добродетелью. То, что существует в возможности, проявляет свою активность только на деле, и награда достается – как на олим-пийских состязаниях – не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины, под которой Аристотель понимает умение верно ориентироваться – выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Но в хорошем нельзя видеть просто середину: выбору подлежит не среднее из хоро-шего, а наилучшее из всего хорошего. Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические, или добродетели характера, и дианоэтические, или интеллек-туальные. Деятельность сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Условия добродет. действий: 1) лицо д. иметь сознание о своем действии, 2) по-ступать так, чтобы действия были не средством, а самоцелью, 3) твердо придер-живаться определенных принципов. Для жизни общества важен этический во-прос справедливости, при обмене – 1) распределяющая (принцип достоинства лиц-получателей) 2) уравнивающая (принцип равного на основе пропорциональ-ности: стол
Особенности философии, ее предмет
14.Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части. «.
— О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?
15.Дайте развернутый анализ следующих определений философии:
а).«Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (. ) и которое выясняет действия, или явления, из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий».
б).«Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию».
в).«Философия не есть наука, не есть даже наука об сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования».
16.«Основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. «.
— Согласны ли вы с позицией автора? Существует ли основной вопрос философии?
17.«. для других наук определяется предмет исследования; предмет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как «искомый, бесконечно искаемый».
— О каких особенностях предмета философии идет разговор в тексте?
18.«Остродискуссионным является вопрос о том, можно ли назвать философию наукой. Сторонники сциентизма считают, что отрекаясь от построения и развития философии как науки, философы осуждают себя на долю колдунов и пророков, которые не могут отыгрывать значительную роль в современном мире. И, безусловно, рассматривая вопрос о возможности развития философии как науки, важно иметь в виду, что характер науки очень разнообразный. Диапазон реализации критериев научности большой: от физики до литературоведения».
Существует и противопоставленное суждение: «Философия с логикой не должна иметь ничего общего; философия – это искусство, которое стремится прорваться через логическую цепь знаний и которое выносит человека в бескрайнее море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно».
— Дайте оценку размышлениям философов. Какая идея вам более близка?
19.«Когда, однако, философия вообще и в принципе не наука, для чего она тогда, зачем она тогда, на что она тогда еще имеет право среди университетских наук? Не является ли тогда философия, проповедью какого-то мировоззрения? А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на какое-то время объединившее горстку сторонников, которые в ближайшем времени сами построят свои системы? Не получится ли тогда дело с философией, будто она на какой-нибудь большой ярмарке?
В конце концов, объяснение философии как мировоззренческой проповеди – нисколько не меньшая ошибка, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь.
Что в таком случае выпадает на ее долю?»
— Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
20.В современной философской литературе не успокаивается дискуссия о предмете философии. Высказываются разные, временами диаметрально противоположные мысли. Одна из них: «Предмет философии «не имеет образа», как тот поручик Киже, хотя он поручик, считается по всем бумагам и поднимается по служебной лестнице. Предмет философии «в потенциале» спрятан в процессе философствования, в философском мышлении. По этой причине определить нужно не предмет, который либо изучает, либо должна изучать философия – в отличие от математики, физики, или социологии и, так сказать, рядом с ними – а особенную установку мысли, манеру размышления».
— Можно ли согласиться с высказанной мыслью? Аргументируйте свою позицию.
21.На семинаре возникла дискуссия. Часть студентов утверждала, что в эпоху НТР может существовать только научная философия. Другая часть отмечала, что такая постановка вопроса вызывает, самое меньшее удивление: ненаучная философия просто существует, как существуют совсем ненаучные эмоции, чувственность, которая не считается с наукой, обыкновенный опыт и другие ненаучные феномены духовной жизни общества.
22.Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений. Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о равнозначности всех философских высказываний, стремились создать настоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовместимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским скандалом. Так, например, И.Кант отмечал: «. Критическая философия объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существовала никакая философия».
— Где же истина? Аргументируйте свою позицию.
23.Во вступлении к «Логике» Гегель говорил, что нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все системы, все течения и направления являются разными уровнями развития этой единственной философии.
— Разделяете ли вы взгляды великого философа?
24.«Великий философ, – пишет французский ученый П.Рикер, – это тот, кто открывает новый способ ставить проблемы. Таким образом, сингулярность, которая стоит выше за любую типологию, это в первую очередь сингулярность самой проблематики».
— Можно ли сказать, что новая постановка философских проблем, которых не знала предшествующая философия, вытекает из интеллектуальной особенности личности ученого?
25.Философская проблематика возникает:
а).в философии как особой форме профессиональной деятельности;
б).в самой реальной жизнедеятельности людей.
— Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.
26.Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди — даже те, кто никогда не слышал этого слова.
— Что общее и в чем различия между философствованием и философией?