Аристотель считал что философия это исследование причин и принципов вещей
Аристотель считал что философия это исследование причин и принципов вещей
9. Философская система Аристотеля.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.
Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.
Вопросы онтологии:
1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.
2) философия или физика исследует сущее, причастного к движению.
Акт и потенция
Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых — потому что сущее уже существует, а во-вторых — нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия».
Акт и потенция (действительность и возможность):
акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
потенция — сила, способная к такому осуществлению.
Категории философии
Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.
Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).
С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:
субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
реляционная — рассматривает существования материальных объектов.
Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.
Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ.
мир различных видов животных.
человек.
История философии
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.
Философия — это система научных знаний.
Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, аналитику, этику, физику, историю, эстетику.
Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Этические и социально-политические взгляды Аристотеля (384 – 322 до н.э.).
В особую и притом значительную проблему философии Аристотель выде-ляет этику. Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его, объективной телеологии (целесообразно-сти), охватывающей весь мир и всю деятельность человека. Цель, которой люди желают только ради нее самой – высшее благо, блаженство, и раскрывает ее высшая руководящая наука – политика. Блаженство не может состоять ни в ма-териальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела с особой характеризующей его добродетелью. То, что существует в возможности, проявляет свою активность только на деле, и награда достается – как на олим-пийских состязаниях – не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины, под которой Аристотель понимает умение верно ориентироваться – выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Но в хорошем нельзя видеть просто середину: выбору подлежит не среднее из хоро-шего, а наилучшее из всего хорошего. Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические, или добродетели характера, и дианоэтические, или интеллек-туальные. Деятельность сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Условия добродет. действий: 1) лицо д. иметь сознание о своем действии, 2) по-ступать так, чтобы действия были не средством, а самоцелью, 3) твердо придер-живаться определенных принципов. Для жизни общества важен этический во-прос справедливости, при обмене – 1) распределяющая (принцип достоинства лиц-получателей) 2) уравнивающая (принцип равного на основе пропорциональ-ности: стол
Философия Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) вслед за Сократом и Платоном продолжал отстаивать принципы философского рационализма против релятивизма и скепсиса. Как и Платон, в противовес софистам Аристотель признавал, что сущности вещей неизменны и независимы от человеческой субъективности, “и истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее…”.
Однако по вопросу о том, что же собой представляют эти устойчивые сущности, каков их способ существования, Аристотель расходился с Платоном. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. Аристотель считал, что такая теория не способна последовательно, без противоречий и натяжек объяснить, каким образом вещи причастны идеям, как трансцендентные неподвижные идеи могут быть причинами существования, движения и изменения вещей.
Действительно существуют, согласно Аристотелю, не “идеи”, как их представляет Платон, а только единичные вещи. Именно они сами и есть сущности. Этот человек, эта лошадь, эта вещь – основные, первые общности,тогда как общие понятия (видовые и родовые), например, понятие “человек” – производные, вторые сущности.
Но ведь вещи, принимаемые Аристотелем за первые сущности, изменчивы, возникают и исчезают – можно ли в таком случае говорить о наличии устойчивых сущностей (а значит и о возможности истины как чего-то определенного и неизменного)? На этот труднейший для греческих философов вопрос Аристотель нашел утвердительный и аргументированный ответ.
Несмотря на изменчивость вещей мы можем знать о них нечто определенное и устойчивое – их сущность.
По сравнению с явлением, сущность не имеет высшей реальности и заключается лишь в последовательности явлений, при помощи которых она реализуется. Общее реально только в единичных вещах, а единичные вещи реальны лишь потому, что в них осуществляется общее. Реально не существует формы без материи, как и материи без формы. Материя, наряду с формой, – сопричина вещей, “как бы их мать”. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин
Аристотель сводил к четырем:
Все движущееся приводится в движение чем-нибудь другим, а другое – третьим и т. д. Этот причинный ряд, по мнению Аристотеля, не может уходить в бесконечность, его увенчивает первое движущее начало, или божество. Сам же перводвигатель неподвижен, вечен, един и единствен. Божество “движет, само будучи неподвижным”, как целевая причина, как предмет любви. Божество – высший ум, блаженный, вечный, мыслящий сам себя.
С точки зрения учения о форме и материи, Аристотель рассматривал и соотношение души и тела: тело – материя, которой душа дает формы. Душа есть энтелехия тела, то есть форма реализующаяся в движениях и изменениях тела. Будучи бесплотной, она реальна как сила, движущая телом.
В формах деятельности души выделяются ступени. Ниже всех растительная душа, которая управляет питанием и размножением. У животных над этой ступенью возвышается животная душа, от нее зависят чувственность и подвижность тела. У человека растительная и животная душа являются материей для реализации высшей формы – разума.
Аристотель не только разработал свою концепцию основ сущего, но и исследовал саму способность мышления знать (а не только мнить) сущность вещей. Он создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или преднамеренный софистический обман. Софистике Аристотель противопоставил доказательноезнание, которое “необходимо исходит из истинных, первых, неопосредство ванных, более известных и предшествующих [посылок]…”
Высшим очевидно-достоверным началом является закон противоречия, гласящий: “невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении…” Это положение – “начало даже для всех других аксиом”2.
Среди понятий, посредством которых мы мыслим и характеризуем сущности, имеются несколько наиболее общих, невыводимых из других. Аристотель насчитывал их десять и называл категориями. Это – “сущность”, “качество”, “количество”, “отношение”, “место”, “время”, “положение”, “обладание”, “действие”, “страдание”.
Аристотелевская логика не является собственно философской дисциплиной, но служит орудием (“органоном”) теоретического мышления вообще. Она сыграла выдающуюся роль в формировании стиля научного исследования и изложения.
В классификации наук у Аристотеля выделяются знания теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные (искусства, ремесла, прикладные науки). Знания, по его убеждению, тем ценнее, чем более далеки они от утилитарных целей. Созерцательная жизнь, чуждая корыстолюбию, посвященная познанию, истине – наилучший образ жизни, ведущий к божественному блаженству. По сравнению с философией, познающей первоначала, “все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной”.
В практической же области целью мышления является не познание само по себе, а нахождение правильной идеи для целесообразного действия в определенной ситуации. Цель человеческих стремлений – блаженство. Причем Аристотель имел в виду блаженство в “земной” жизни и в этом принципиально расходился с Платоном, полагавшим, что подлинное блаженство возможно только в посмертном существовании. Поступки, сообразные с добродетелью, сами по себе доставляют человеку удовлетворение.
Аристотель различал добродетели дианоэтические (мыслительные) и этические (нравственные). К первым относятся мудрость и рассудительность, ко вторым – щедрость, благоразумие и т. п. Первые приобретаются путем обучения, вторые – путем воспитания привычек. Дианоэтические добродетели Аристотель ценил выше, чем этические, поскольку первые относятся к созерцательной жизни, а вторые – лишь к обыденной.
В отличие от Сократа, Аристотель полагал, что недостаточно лишь знать, в чем состоит добродетель, но нужно еще воспитать волю для реализации этого знания и согласие разума и чувств. Человеческие добродетели осуществляются в полной мере только в государстве. “…Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек…”.
Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: во-первых, мужчины и женщины по природной необходимости образуют брачные пары, во-вторых, в силу природного различия у людей их умственных и физических задатков они нуждаются друг в друге в качестве господ и рабов. Эти два типа естественного общения обусловливают образование семьи. Из соседского проживания нескольких семей естественно образуется селение. А “общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни”.
Государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим “Корни вещей” вечны, неизменны и не могут ни возникать из чего-либо другого, ни превращаться друг в друга.
Разнообразные вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Движение элементов, их соединение и разделение происходит под действием двух сил – Любви ( Ф и – лия) и Вражды ( Нейкос). Первая соединяет разнородные элементы, вторая же разделяет их. Попеременным преобладанием какой-либо из этих сил обусловлен циклический ход мирового процесса.
Эмпедокл выдвинул идею эволюционного происхождения растений и животных, предвосхитившую дарвиновскую теорию естественного отбора. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства:
Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных:
В любом случае наилучшим видом государственного устройства будет “тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших”
Определение философии по Аристотелю
Аристотель определить философию как способ доступа к знаниям. По словам философа, это знание приобретается через логическое и структурированное мышление.
Однако, чтобы понять это утверждение, вы должны сначала понять разницу между знаниями и убеждениями.
Знание является продуктом процесса опроса, который дает четкие ответы, такие как «сколько два плюс два?» Или «как быстро расширяется вселенная?».
Кроме того, естественные науки несут ответственность за изучение этих знаний, основанных на опыте и известных как эмпирические знания.
Слово «философия» происходит от греческих терминов «phileo» и «sophia» и может быть переведено как «любовь к мудрости». В этом смысле философия отличается от знания тем, что ищет истину независимо от полезности этой «истины».
Вообще говоря, работы Аристотеля веками формировали философию, отмечая до и после в ее изучении и оценке. Вот почему ниже определены характеристики философии этого автора.
Характеристики философии Аристотеля
Чтобы привести философию в движение и логически мыслить, Аристотель предложил выполнить ряд шагов.
Для начала объекты должны наблюдаться и описываться. Впоследствии человек мог извлекать знания об этих объектах посредством дедуктивного и индуктивного мышления..
При дедуктивном рассуждении вывод делается после изучения помещения; Обоснованность этих аргументов зависит не от эмпирических знаний, а от логики, с которой оцениваются предпосылки. С другой стороны, в индуктивных рассуждениях, помещения извлекаются из данного вывода.
Типы знаний по Аристотелю
Аристотель утверждает, что существует три типа знаний: эмпейрия, техене и фронезис. ««Эмпейрия» относится к опыту, «техене» относится к технике, в то время как «фронезис» относится к морально-этической добродетели.
Эти три способа представляют способы приближения к эмпирическим знаниям, подчеркивая утилитарный смысл этих знаний.
Разница между «зная что» и «зная почему»
Согласно Аристотелю, философское мышление отличается от других типов рассуждений, поскольку философия стремится ответить на вопрос о причинах наших убеждений, тогда как для других рассуждений достаточно знать, что мы во что-то верим. Возьмите в качестве примера следующие две фразы:
Первое предложение отражает мнение человека о том, как следует использовать свободное время; однако причины, обосновывающие эту позицию, не представлены. Со своей стороны, второе предложение отражает то, что эмитент может указать причины, которые защищают его заявление..
В этом смысле философия проводит различие между эмоциями и причинами, и поиск последних является главной целью философской мысли..
Философия природы
Аристотель считает, что вселенная является мостом между двумя крайностями: в одной из крайностей существует форма без материи; с другой стороны, существует материя без формы.
Чтобы объяснить переход от материи к форме, Аристотель предлагает «философию природы». Движение является ключом к этому процессу. Аристотель выделяет четыре типа движения:
Превосходство философии Аристотеля
Аристотель, ученик Платона, продолжает линию мысли своего учителя. В истории философии вы можете найти два опыта, которые порождают необходимость философствовать: изумление и сомнение..
Опыт изумления показывает, что первым подходом к знанию фактически является незнание, поскольку невозможно удивиться тому событию или элементу, который известен и понят. Вы можете узнать больше о работах Платона, обратившись по этой ссылке.
Философия Аристотеля
Цель лекции: познакомить студента с философским учением Аристотеля.
Аристотель был рожден в г. Стагире в 384 г. до н.э.. Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет Аристотель приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона. После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.
Аристотель считал, что невозможно существование идеального бытия идей, оторванного от материального мира. Аристотель считал, что идеи (эйдосы) не могут предшествовать материальным чувственно воспринимаемым вещам. Идеи, по мнению Аристотеля, не могут существовать отдельно от вещей материального мира.
Эти элементы, по мнению Аристотеля, представляют основу всех вещей. Но они могут заменять один другой, т.е. модифицироваться. Сами эти стихийные перво-элементы есть модификация перво-материи.
Любая вещь и реальное бытие, воплощенные через стихийные перво-элементы, обладают двумя сущностями:
Первая сущность может быть постигнута чувствами и эмпирическим опытом. Таким образом, Аристотель в отличие от Платона признавал чувственное познание.
Вещи материального мира есть комбинация четырех стихийных перво-элементов.
Аристотель считал, что движение не существует отдельно от вещей. Движение не отделимо от самих вещей. Движение, присущее самим вещам, есть самодвижение. С другой стороны Аристотель выделял перводвигатель, которым является идеальная категория Бог. Бог служит внешней причиной всякого движения.
Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения:
Внутреннее движение, присущее вещам, связано с изменением. Такое движение осуществляется благодаря наличию противоположностей в самом предмете. За счет движения осуществляется переход потенции в действительность.
Аристотель разработал концепцию причинности. Он считал, что существует четыре вида причин движения материи:
Эта концепция Аристотеля есть первое в науке целенаправленное исследование причинно-следственных связей. Аристотель считал, что познание природы невозможно, если не известны причины движения, возникновения материи. Аристотель полагал, что для каждого явления или процесса характерен свой вид причинности. Каждая наука, следовательно, занимается определенным видом причинно-следственных связей.
Таким образом, для Аристотеля имеет значение не сама материя или форма (идея), но движение материи, возможное за счет формы. Таким образом, в философии Аристотеля мы видим текуче-сущностоное становление идеи. Идея несет оформляющую силу, за счет формы материя приобретает зрительно-ощутимый и смысловой образ. Основные онтологические принципы учения Аристотеля можно свести к следующим тезисам:
Следовательно, каждая вещь рассматривается не сама по себе, а как то, что должно быть.
Учение о душе.Аристотель считал, что душа не существует без материи. Душа, по мнению Аристотеля, есть основа движения для человека. Душа является и причиной существования тела. Аристотель, также как и Платон, осуществлял классификацию душ. Он выделял следующие виды души:
Размышления о философии Аристотеля
Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.
Основы философии Аристотеля
Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.
Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.
Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».
Составляющие философии Аристотеля
Учение философа делится на 4 части:
В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.
Понятие метафизики
Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.
Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.
Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.
Аристотель о физике
По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.
Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.
Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.
Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.
Что такое душа
Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.
Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.
Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.
Философ о природе
Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.
Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.
Аристотель об этике
Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.
Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.
Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.
Аристотель о политике
Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.
Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.
Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.
В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).
«Поэтика» Аристотеля
Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.
Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.
В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).
Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.