Аристотель считал что наилучшим государством является такое в котором
Аристотель о власти и что-то вне его
Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей но встречаещейся крайне «редко и у немногих». Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
« Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от демократии — охлократию»
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель был убеждённым сторонником рабства, но даже при исключение рабов из политической системы, он считал, что свободные граждане очень редко достигают устройства власти в интересах их всех хотя бы не рабов.
Толпа свободных но второсортных склонна к охлократии при малейшей нестабильности.
Охлокра;тия (лат. ochlocratia ; от др.-греч. толпа + власть) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов, революций.
55. Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются.
56. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями.
Самый совершенный строй в исламе выборная власть с народом без сословий, когда в покровители берутся верующие исполняющие ритуалы, выплачивающие налоги (закят) и прекланяющиеся (искренне несущие веру и мораль).
То есть моральные люди выплачивающие налоги.
Австрийская республика долго не могла договориться с ЕЕС о вступление, не желая отказаться от выборной власти, когда право голоса имеют только граждане выплачивающие налоги.
Нищий с правом голоса и готовый его продать или поверить пустой демагогии, без своего морального чёткого критерия внутри, не лучший выборщик, по мнению очень многих начиная с Аристотеля.
Подобные мысли не давали покоя и отцам основателям США и они в выборах президента предпочли систему выборщиков от каждого штата, усложнив выборы и сузив количество имеющих право выбирать президента напрямую, мотивируя это тем, что много ограниченных или без ответственных людей которым нельзя доверять судьбу страны.
В результате зачастую кандидат набравший в США больше голосов всех граждан проигрывает выборы кандидату набравшему большинство голосов выборщиков.
Аристотель считал что наилучшим государством является такое в котором
Семью и собственность Аристотель считал естественными явлениями, а государство выводил из существования семьи: оно образуется вследствие природного влечения людей к общению. В семье отец должен быть господином, отцовская власть непререкаема по отношению к детям, практически как власть рабовладельца над рабами; семья является основой государства, отправной точкой его развития. Частная собственность коренится в природе человека, в его естественной любви к себе, в страсти к накопительству.
Семья является первым видом общения, отчасти свойственным и животным; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. Именно в государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. По природе своей человек есть существо политическое, утверждал философ. Но в отличие от семьи и селения государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, оно является целью существования семьи и селения.
Аристотель дал государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов.
22. Аристотель о происхождении, сущности и формах государства
Греческий философ Аристотель обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Афинская полития», «Этика». Лучшим типом государственного устройства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. Государство есть сложное целое, множество, состоящее из разных, неподобных частей: у каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления; одни народы поддаются только деспотической или царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь.
Главную задачу политической теории Аристотель видел в поиске совершенного государственного устройства. Он разделил политические устройства по двум критериям: правильным и неправильным формам правления.
Правильные формы правления:
Монархия — древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза.
Аристократия — форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, людей, правящих в интересах общества.
Неправильные формы правления:
Тирания — деспотическая форма правления, при которой власть, осуществляется по собственному произволу единоличного правителя.
Аристотель резко отрицательно относится к тирании, считая ее противоестественной и не согласной с природой человека.
Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых — это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.
Демократия — это «самая сносная из всех худших форм политического устройства», по словам Аристотеля, поскольку это власть большинства не только свободных, но и бедных, т. е. количественный принцип у него доминирует над имущественным.
23. Идеальное государство Аристотеля
Аристотель дал государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». По Аристотелю, государство является продуктом естественного развития. Он воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении и выросший именно из этого общения. В начале цепочки он ставит семью, семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.
23. Идеальное государство Аристотеля
23. Идеальное государство Аристотеля
Аристотель дал государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». По Аристотелю, государство является продуктом естественного развития. Он воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении и выросший именно из этого общения. В начале цепочки он ставит семью, семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.
По определению Аристотеля: «Человек — животное политическое», т. е. он не может жить вне государства, вне общества. Сначала человек создает себе семью, но наилучшим образом его политическая природа реализуется в государстве, которое он понимает как союз свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти.
Аристотель, также как и Платон, искал наилучшую форму совершенного государственного устройства. Лучшим типом государства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Другими словами полития была им названа государством «золотой середины», в нем соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полития должна на средний класс (перекос в сторону богатых приведет к олигархии, перекос в сторону бедных — к крайней демократии), власть должна быть разделена между различными социальными группами, для создания стабильного среднего класса часть земли и рабов должна находиться в общей собственности всего народа, другая часть — в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся (таким образом можно избежать социальных взрывов).
Идея существования среднего класса принадлежит именно Аристотелю, хотя сам он называл средний класс «средним элементом», под которым понимал слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений. В политии этот слой и был у власти. Идеалы «среднего элемента» порождали и задачи законодательной власти — она должна была сохранять мир и давать гражданам досуг.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
18. Идеальное государство Платона
18. Идеальное государство Платона Платон (427–347 до н. э.) происходил из знатного афинского рода, был учеником Сократа, после его казни в 399 г. до н. э. покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию, а вернувшись, основал в пригороде Афин в одной
21. Политико-правовые воззрения Аристотеля
21. Политико-правовые воззрения Аристотеля Аристотель (384–322 до н. э.) родился в Стагире, учился и преподавал в Академии Платона, открыл в Афинах свой Ликей, был воспитателем Александра Македонского. Среди его трудов: «Политика», «Этика», «Никомахова этика» («К Никомаху»),
34. Правовое государство
34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа
Партия и государство
Партия и государство Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации, согласно которым вся деятельность и институты
В. «Земское государство»
В. «Земское государство» Проф. Дьяконов (И. с. С. 298–299), следуя за проф. Сергеевичем, находит наши мнения об основах первобытного государственного союза недоказанными (мы смягчаем термины пр. Дьяконова). Спор идет не о терминах только, т. е. предмете весьма второстепенном, а
18. Российское государство — федеративное государство
18. Российское государство — федеративное государство Российское государство состоит из нескольких равноправных субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 8 автономных округов, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Каждый
Государство – это Я
Государство – это Я Исторически во многих монархиях источником закона считался монарх, даже если закон вырабатывался коллегиально или социально, в результате серьезного общественного обсуждения. Разумные монархи предпочитали избегать единоличного решения –
Аристотель считал что наилучшим государством является такое в котором
1. Государство как энтелехия семьи
2. Государство как власть закона
3. Аристотелевская классификация типов государства
1. Объединение семей
Государство Аристотель рассматривал как развитую форму предшествующих ему семьи и “селения”, по отношению к которым государство выступает как их энтелехия, конечная цель.
Аристотель считает, что государство возникает тогда, когда несколько семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т. е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Государство складывается по мере роста отдельных общин: изначально общину составляют двое (муж и жена, отец – дети, хозяин и раб); это семейная община; объединяясь, они затем составляют сельскую общину и в конце концов – полис как объединение множества сельских общин.
Как и платон, аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Оно существует ради счастливой и хорошей жизни. Лишь в нем может реализоваться личная добродетель. Аристотель говорит, что добродетель жены – в ее молчаливости. А в целом полис – это “большая семья”.
2. Государство как гарант общинной автаркии
Только полис гарантирует автаркию (т. е. самодостаточность, независимость и самосохранение) общины. Принцип организации полиса – его конституциональное устройство: «Государство есть община граждан, устроенная наилучшим образом».
Государство стоит выше семьи, выше частных лиц; оно относится к своим членам как целое к частям; оно есть первое по своей природе. Но во времени, в порядке возникновения – семья и община предшествовали государству. Сначала под влиянием естественного влечения образовалась человеческая семья, потом под давлением различных обстоятельств семьи сплотились в общины, из которых при дальнейшем развитии человеческого общества образовались государства.
3. Сохранение семьи и частной собственности
Что касается внутреннего порядка в государстве, то аристотель указывает, что для этого сохранение семьи так же необходимо, как и частной собственности: семья, по аристотелю, первичней сельской общины, а та – государства, следовательно, семью как природное установление надо предпочесть обществу, хотя именно государство главным образом ответственно за воспитание юношества.
В вопросе о частной собственности аристотель занимает промежуточную позицию. Общность имущества (по платоновскому образцу) он отвергает. Он пытается избрать средний путь, учитывая опыт Спарты, где «собственность остается частной, но ее использование доступно всем».
В государстве должны поощряться добродетели, способствующие достижению досуга, поскольку конечной целью войны является мир, а целью работы – досуг. Аристотель называет абсурдным взгляд, по которому хорошие люди – только те, кто не имеет досуга или ведет войны (верчусь как белка в колесе). В этом он видел обреченность Спарты.
4. Естественность рабовладения
Для внутреннего устройства общества аристотель считает безусловно необходимым рабство, считая, что оно свойственно человеку по природе, и неравенство вообще (напр, между мужем и женой), которые он также считает естественными установлениями. Варвар, по определению, есть раб, а эллин – человек свободный. Но среди свободных мужчин должно царить равенство.
Рабовладение Аристотель считал естественным состоянием организации общества, поскольку, по его мнению, некоторые существа от рождения предопределены к подчинению, а другие – к господству.
5. Эмпирический поход
По Аристотелю, для построения нормального государства не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки реального человека. Не надо разрушать, а надо брать всё таким, каким оно создано по природе. В погоне за “абсолютно наилучшим” строем не надо упускать возможность просто хорошего.
В противовес Платону «эмпирик» Аристотель значительную часть своих сведений извлекает из сравнительных исследований. Так ему приписывают анализ 158 форм государственного устройства; правда, из этого сочинения сохранился только фрагмент – «Афинская полития». Кроме того, учитель и ученик не сходны в объеме своего реализма. платон разрабатывает свое государство в сфере идеального, Аристотель – возможного. «Следует не упускать из виду не только наилучшее государство, но и возможное».
6. Общественный утилитаризм Аристотеля
Идеальным философ считал такое государство, которое обеспечивает счастливую жизнь для наибольшего числа свободных граждан.
7. Естественная склонность к общности
В отличие от платона, аристотель усматривает причины возникновения государства не в стремлении индивидов компенсировать свою слабость, объединяясь друг с другом, а в их естественной склонности к общности. Классическим стало его высказывание: «Человек – по природе существо общественное». Язык для аристотеля – также указание на то что человек ориентирован не просто на выживание, но на общность, в рамках которой следует договориться о том, что считать полезным, добрым и справедливым.
Человек живет не для себя одного, но по природе создан для общественной жизни, половые и кровные связи, язык, врожденные нрав. инстинкты связывают его с другими людьми. Он нуждается в них и для наиболее успешной защиты от опасностей, и для удовлетворения насущных нужд, а также и просто для удовлетворения своих соц. инстинктов. Человек нуждается в общении с подобными себе не только для поддержания и улучшения своей телесной жизни, но также и потому, что лишь в чел. обществе возможно хорошее воспитание и упорядочение жизни правом и законом.
Цель совершенного общества – не исключительно экономическая. Государство, по Аристотелю, не есть экономическая ассоциация, и цель, которую оно преследует, не заключается в охране частных интересов; его цель есть высшее благо вообще, счастье граждан в совершенном общежитии, общение в счастливой жизни. Поэтому цель государства заключается не в завоеваниях или войнах, но в добродетели граждан и совокупности всех средств, необходимых для ее осуществления; как и у Платона, гуманное воспитание граждан в добродетели является главной задачей государства.
8. Государство не имеет сущности
Аристотель порицает Платона за его стремление в «Государстве» к исключительному единству, ложному и неосуществимому в государстве. Только индивид есть неделимая единица, а государство по своей природе есть нечто множественное; оно состоит не только из многих членов, но и из различного рода членов. Государство перестало бы быть государством, если бы в нем могло осуществиться отвлеченное единство Платона. Аристотель указывает, что в своем коммунизме Платон уничтожает ряд нравственных факторов, ряд конкретных связей, на которых зиждется общество. Источник споров и распрей вовсе не уничтожается при учреждении коммуны, а, напротив того, усиливается общностью владения.
Аристотель указывает, что эгоизм естествененен, что в известных границах в нем нет ничего дурного; нормальная любовь к семье есть своего рода нравственное начало, на котором зиждется государство, источник радостей и дружбы. Человек по самой своей природе более заботится о своем, нежели об общем, – и потому, уничтожая семью и частную собственность, коммунизм ослабляет энергию сильнейших двигателей человеческой деятельности.
1. Государство как бесстрастный разум
Государственное устройство предполагает власть закона, который Аристотель определял как порядок и «бесстрастный разум». При этом законы управляют вообще, а каждое дело в отдельности решается в соответствии с законом наличной государственной властью.
Государство строится по принципу подчинения одних частей другим. По этому принципу Аристотель проводит классификацию типов государства. Государство делится по:
– количественному принципу (кто правит – большинство или меньшинство);
– качественному принципу (правильное и неправильное государство);
– имущественному принципу (кто правит – богатые или бедные).
Так как богатых всегда меньшинство, третий принцип совпадает с делением по количественному принципу.
2. Взаимодействие граждан и государства
Главная цель государства, по определению Аристотеля, состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. От граждан же требуется деятельно участвовать в делах государства, всемерно способствуя его совершенствованию. Настоящее искусство также призвано служить государству.
1. Принцип классификации
Не соглашаясь с платоновским проектом идеального государства, Аристотель произвел собственную классификацию типов политического устройства. Он различал 3 правильные и 3 искаженные формы государства.
Принцип деления на правильное и неправильное гос-ва Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы дать людям счастье. В государстве есть законы, а власть предержащие обязаны применять эти законы в защиту государства и его граждан. Гражданином же является тот, кто выполняет основные функции государственного устройства, т. е. участвует в законодательной, административной и судебной жизни и молится установленным в государстве богам. Поэтому государства могут существовать во благо гражданам или во благо власть предержащим.
2. Правильные государства
К правильным Аристотель относил монархию, аристократию и политию (республику). Проводя их сравнительную оценку, он пришел к выводу, что самое лучшее государственное устройство то, в котором все эти 3 элемента гармонически соединены. При нарушении меры хорошие формы переходят в плохие: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию.
3. Неправильные государства
Есть и неправильные (выродившиеся) государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть для себя. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить свои собственные богатства за счет др. граждан. Бывает и так, что власть захватывает толпа (охлос), не управляемая никаким началом, которая может лишь разрушать (анархия).
Причем и Аристотель признает переход одних в другие: монархии – в тиранию; аристократии – в олигархию; народовластия – в демократию. Каков будет порядок правления, зависит от числа обладателей власти: одного – немногих – всех.
4. Обзор конституций
Аристотель делает общий обзор различных конституций. Самым лучшим управлением должна быть монархия, когда управляет достойный человек. Но найти такого человека трудно во все времена. Аристотель это фиксировал и, поэтому, предлагал демократическо-аристократический вариант управления государством (как у нас выборная демократия). Античная демократия предусматривала, что все свободные люди путем ротации участвуют в государственных функциях: поуправлял – ушел, и так все. А выборная демократия предлагает: все люди участвуют в выборах и выбирают управляющих.
По замыслу Аристотеля граждане участвуют в управлении, в суде, в войске; но из числа полноправных граждан исключаются купцы, ремесленники, земледельцы. Ремесло и торговля для Аристотеля – низкие занятия, несовместимые с политической добродетелью; земледелие также отнимает необходимый для нее досуг. Поэтому земля обрабатывается рабами или оброчными периэками, а недвижимая собственность находится частью в руках гос-ва, частью в руках полноправных граждан, чтобы они имели нужный достаток для развития в себе добродетели и для попечения о гос-ве. С др. стороны, эти граждане воспитываются государством; Аристотель развивает подобный педагогический проект общественного воспитания граждан, сходный во многом с проектом Платона.
Правильным Аристотель считает государство, в котором один правитель (монарх) все свои силы употребляет во благо своих граждан. Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть, – аристократия. Республика (полития) – это государство, которым управляет большинство людей. Этому большинству обязано подчиняться меньшинство, даже если оно с чем-то не согласно.