Аристотель считал что политическое устройство общества является
Аристотель считал что политическое устройство общества является
1. Автономность личности в политике подразумевает:
• свободу выбора индивида
2. Авторами «договорной теории» происхождения государства являются:
• Г. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо
3. Авторами и популяризаторами теории политической модернизации являются:
• Д. Аптер, С. Верт, Л. Пай
4. Авторитаризм как политический режим основывается на:
• личной власти и насилии
5. Автором «теории завоевания», объясняющей происхождение государства, является:
• Л. Гумплович
6. Автором теории плебисцитарной демократии является:
• М. Вебер
7. Аксиологическая функция политики служит:
• формированию и закреплению в обществе ценностей политической культуры
8. Антиэтатистские теории:
• ратуют за ограничение роли государства
9. Антропологическая трактовка личности в политике принадлежит:
• Аристотелю
10. Антропологические трактовки в качестве основного источника политики предполагают:
• человека
12. Аристотель считал что политическое устройство общества является:
• сущностью человеческой природы
13. В кадровых партиях объединяются представители:
• социальных элит
14. В марксистской теории смена элит понимается как результат:
• свержения старого господствующего класса
15. В научной литературе выделяются следующие основные стили политического руководства:
• авторитарный, демократический, либеральный
Ключевые положения политико-правового учения Аристотеля
Один из самых популярных философов древней Греции, мыслитель, основоположник логики и политических учений – это Аристотель. Он появился на свет во Фракии, его отец был придворным врачом македонских царей. В 17 лет Аристотель поступил в академию Платона, где он сначала только учился, а потом стал преподавать. Считают, что в академии он провел не менее двадцати лет.
После смерти отца, Аристотель много путешествует. А в конце 340-го года ему предложили стать учителем сына царя Филипа Александра Македонского. В возрасте 50 лет философ вернулся на родину в Афины и открыл свою школу – ликей, где он проработал до смерти.
Аристотель считается основателем политической науки, потому что только он смог определить страну, как ее предмет и прочие важные составляющие государства. Также он сумел определить метод науки (сравнение и эмпирическое наблюдение). На основе колоссального опыта по обустройству 150 полисов Греции, ученый смог описать законы политической науки. Его основные учения были изложены в таких работах, как «Политика», «Никомахова этика».
Политико-правовое учение не было самостоятельной частью познания, оно представляет собой одну из составляющих философии и этики. Аристотель отрицал наивный идеализм, который ранее был рассмотрен его учителем Платоном. Он смог определить четыре базовых начала для мира:
Философ считал, что все вещи состоят из материи и формы. Материя обладает пассивным и бездейственным характером, сама она ничего не способна создать. Суть предмета и источник ее бытия виде отдельного образца представлен формой. Материя может приобрести завершенный вид только под действием целесообразности, которая есть в природе.
Основываясь на этом, философ определил государство, как форму общежития граждан, которые используют определенное политическое устройство. Цель государства – это не только исполнение экономических и правовых задач, но и запрет людям быть несправедливыми с другими, удовлетворение их материальны, обеспечение счастливой жизни.
Аристотель писал, что общество граждан должно быть не просто для жизни, а для комфортной и радостной жизни. Но для достижения подобного эффекта имеет значение наличие у человека таких качеств, как мужество, благоразумие, рассудительность. Эти качества не являются врожденными, а вырабатываются в течении жизни. Также философ отмечал, что его учение связано с этикой и благодаря ему животных можно отличить от людей.
Основа политического постулата философа
Политическая доктрина – это целое учение о политике, включая содержание и назначение в обществе. Аристотель говорил, что политика объединяет всех граждан для цивилизованного проживания вместе. Цель политики – не удовольствие отдельного представителя, а благо и счастье целого государства.
При формировании сути политики, философ брал за основу природу человека. Он говорил, что каждый гражданин существо политическое. Это значит, что человеку необходимо с кем-то жить, общаться, он обладает знанием об отличии «зла и добра». Справедливость – общественное благо, которое является основой и которого помогает достичь политика.
Каждый политик должен брать во внимание степень испорченности природы человека, из-за подверженности порокам и желаниям. Ученый говорил, что без основных добродетель, человек превращается в дикое, необузданное существо, особенно в половом плане. Поэтому не нужно ставить за цель воспитание только нравственных граждан, достаточно, чтобы они просто повиновались законам.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Реализация желания в общении и воспитании добродетели происходит в пределах государства, которое работает на всеобщее благо. Речь идет об определенной форме общественного общежития, которое обладает политическим устройством, порядком. Состоит оно из:
Государство состоит из граждан, которых можно считать основными элементами, они принимают решения во власти. Также граждане должны проходить военную службу и служить богам. Первая форма общежития – это семья, которая бывает трех типов:
В ходе роста потребностей и развития, формируются селения, а из них возникает государство. Стоит отметить, что ученый перенес патриархальный устрой и на государство, также он пытался отыскать идеальную форму правления и устройства.
Основное в политической доктрине
В своей работе философ выделили несколько форм государства, опираясь на несколько составляющих:
По двум первым составляющим можно выделить три правильных формы – монархия, аристократия и политик. Есть и неправильные формы – тирания, олигархия и демократия. Каждая из неправильных форм не ведет к благу государства, не соответствует природе человека. Что касается олигархии, то ее Аристотель считал направлением, которое служит интересам небольшой группы граждан.
Философ считал, что государства – это наиболее совершенная форма жизни, так как воплощает собой справедливость и служит на всеобщее благо. Но при этом, ученый не говорил, что каждая из возможных форм правления сможет в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому многое зависит от того, какую форму правления выберет население государства.
Одна из самых старинных форм – это монархия, ее можно использовать при наличии в государстве превосходящего человека. Он отличается от простых людей и является неким божеством. Гораздо проще и предпочтительнее – аристократия, когда власть сосредоточена в руках нескольких лиц. Эта форма подойдет в том случае, если граждане ценят благородство. Одна из лучших форм правления – смешенная, то есть, республика. В этом случае власть принадлежит среднему классу, который находится в большинстве. Такие граждане обладают воинской добродетелью, придерживаются ее. Средний класс – обладает средним достатком, имуществом и властвованием.
Стоит отметить, что Аристотель был большим прагматиком, чем Платон. Потому что последний считал, что лучшая форма правления осталась в прошлом, а первый говорил, что есть две формы – лучшая и реально возможная.
Лучшая форма подразумевала следующее:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
При этом Аристотель понимал, что достижение идеальной формы государства – невозможно. Реально возможная форма отличается умеренностью, смешанным характером. Также ей свойственны другие особенности:
Что касается справедливости, то она основывается на уравнивании и распределении. А вот абсолютное неравенство свойственно олигархии.
Право философа отличается политическим характером, так как такие характеристики, как мужество, рассудительность, умеренность возникают в процессе воспитания. Это и есть задача государства – поспособствовать развитию и становлению гражданина. Как и Платон, Аристотель, уравнивал право и закон, так как они созданы для воплощения политической справедливости. А без нее невозможно равномерное распределение благ, стабильность и устойчивость государства.
Если же говорить о двойственной природе человека в виде политического животного, то право можно разделить на две части – естественное и условное. Естественное право – не равные между собой, но оба включены в состав политики. А политическая справедливость, по мнению ученого, возникает только в том случае, если граждане равным и свободны между собой, принадлежат к одному полису и форме правления.
Волеустановленное право – равная мера, становление которой происходит с целью урегулирования отношений людей на основе их согласия. Эта мера закрепляется законам и обычаями. Но законы, которые принимались на народном собрании, имели не такую правовую силу, как говорил Аристотель. Он не считал демократию – лучшей формой правления, увеличивая значение законов, основанных на обычаях, как более справедливых. При этом каждый закон должен приниматься в соответствии с политической справедливостью. И только правильные формы правления отличаются правовым характером и могут обеспечить достижение всеобщего блага.
Естественное право – система общих представлений и требований, которые максимально отражают природную склонность человека общаться, жить вместе для достижения общего блага, счастья и комфорта. При этом важна равная мера за равное, а их формирование происходит в соответствии с политической природой гражданина. А действию подчинена семья, борьба с захватчиками, отношения к имуществу. Это значит, что естественное право является правом человеческого разума.
Основные мысли политико-правового учения Аристотеля
Общие особенности доктрины
Великий философ древней Греции, мыслитель и энциклопедист Аристотель является основоположником логики и политической науки.
Он был рожден в Стагире (Фракия), его отцом был придворный врач македонского царя Аминты III. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в академию Платона. Там он сначала обучается, а потом преподает. В общей сложности в стенах этого учебного заведения он проводит около 20 лет.
После того как умер Платон Аристотель странствует по разным местам своей страны. В конце 340-х гг. ему поступило приглашение от македонского царя Филиппа с просьбой стать воспитателем его сына, который в будущем стал Александром Македонским. В возрасте 50 лет Аристотель вернулся в Афины и открыл собственную философскую школу – Ликей (Лицей), в котором преподает до конца жизни.
Аристотеля считают основателем политической науки, так как именно он обозначил ее предмет в качестве государства и его элементов. Им же был определен метод науки (сравнительный метод и эмпирическое наблюдение). Обобщив опыт устройства 158 полисов Греции, ученый сформулировал законы политической науки. Политико-правовое учение Аристотеля было изложено в его трудах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская политика».
Политико-правовое учение не являлось самостоятельной формой знания. Оно представляло собой составную часть его философии, прежде всего, этики. Аристотель отверг наивный идеализм, который рассматривался его учителем Платоном в учении о мире идей и вещей. Он выделил 4 базовых начала мира:
Философ полагал, что любые вещи состоят из материи и формы, при этом первая из них включает «то, из чего состоит вещь». Материя имеет пассивный, безжизненный характер, она не может ничего породить самостоятельно. Сущность вещи и источник ее существования в качестве отдельной вещи представлен формой (идеей). Материя способна приобретать завершенный вид только с помощью целесообразности, которая действует в природе.
Опираясь на данную теоретическую предпосылку, Аристотель определял государство в качестве «формы общежития граждан, которые пользуются известным политическим устройством». Целью государства он считал не только выполнение экономических и правовых функций, непозволение людям учинять в отношении друг друга несправедливость и помощь в удовлетворении своих материальных потребностей, но и счастливую жизнь. Он полагал, что целью «человеческого общежития» является не просто то, чтобы жить, а гораздо более то, чтобы жить счастливо». Важное условие счастья заключается в наличии человеке добродетелей, включая мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они «не даны от природы», а представляют собой приобретенные свойства души. Аристотель связывал учение о политике с этикой в качестве науки о душе. Эо давало возможность отличать человека от животных.
Понятие политической доктрины Аристотеля
Политическая доктрина Аристотеля — это целостное учение о политике, включая ее содержание и назначение в обществе. Он определял политику в качестве области объединения всех граждан в сообщество в качестве цивилизованной формы общности. Их цель состояла не в благе одного человека, а в народном и государственном благе.
Обосновывая суть политики, Аристотель брал за основу природу человека. Он считал человека «по природе своей существом политическим». Это значило, что он, во-первых, наделен от природы желанием общаться, жить с кем-то. Во-вторых, «от других животных его отличает то, что он обладает сознанием о добре и зле, о справедливости и ее отсутствии». Аристотель рассматривал справедливость в качестве общего блага, достижению которого и должна помогать политика, так как это ее главная цель.
Политику необходимо учитывать испорченность человеческой природы, поскольку он подвержен страстям и порокам. Аристотель отмечал, что «без добродетели человек может стать самым нечестивым и диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он в этом случае хуже, чем любое животное». Именно поэтому политики не должны ставить своей целью воспитание нравственно-совершенных граждан. Достаточным является то, что все граждане обладают добродетелью гражданина, что представлено умением повиноваться закону и власти.
Реализация потребности в общении и воспитании гражданской добродетели происходит в рамках государства, служащему «общему благу». Оно представляет собой высшую форму человеческого общежития. Как и «совершеннейшая форма жизни», для государства характерно определенное политическое устройство, которое Аристотель рассматривал в качестве «порядка, лежащего в основе распределения государственных властей». Политическое устройство состоит из:
Государство состоит из граждан, являющихся его основными элементами. Граждане это те, кто принимает участие в суде, в управлении. По Аристотелю они несут военную службу и служат богам. По этой причине в число граждан в то время не включали рабов и варваров, не развитых духовно и не способных к политическому общению.
Воззрения Аристотеля отличались от позиции Платона. Первый относил к возникновению государства положение, что оно является продуктом естественного развития. Человек — политическое существо, он формирует для общения соответствующие формы совместной жизни.
Первая форма такого общежития представлена семьей, где существовали отношения 3 типов:
По мере того, как растут потребности и совершенствуется обмен несколько семей формируют селение. Несколько селений составляют государство. Можно сказать, что Аристотель перенес отношения патриархальной семьи на государство. Он определял государственную власть как продолжение власти главы. На этой основе была создана патриархальная теория государства.
Аристотель осуществил не только описание существующего государственного устройства, но и попытался найти самую совершенную форму, поскольку только она выступает «средой счастливой жизни».
Особенности политической доктрины
В трактате «Политика» Аристотель произвел классификацию форм государства по нескольким составляющим:
По первым двум критериям можно выделить 3 правильные формы:
Существуют и 3 неправильные формы:
Неправильные формы не служат общему благу и противостоят правильным формам государства. Аристотель резко осуждал тиранию, так как «тираническая власть не соответствует природе человека». Поэтому он оправдывал убийство тирана: «Чести больше не тому, кто убивает вора, а тому, кто убивает тирана». Аристотель отрицательно относился к олигархии, которая, с его позиции, представляла правление, служащее частным интересам богатого меньшинства. Из совокупности неправильных форм он отдавал предпочтение умеренной (цензовой) демократии, в которой верховная власть принадлежала не демосу, а закону.
Третий критерий привел всю совокупность форм правления к двум: олигархия (власть принадлежит богатым) и демократия (власть принадлежит неимущим). Аристотель сформулировал различия этих 2 форм. Он считал, что демократия представляет собой такой строй, при котором большинство свободных и неимущих обладают верховной властью. Олигархия же представлена таким строем, в котором власть находится в руках благородных и богатых людей, которые составляют меньшинство.
Аристотель полагал, что государство представляет собой самую совершенную форму жизни. Оно предназначено для службы общему благу, являясь воплощением справедливости. Тем не менее, философ не все существующие формы рассматривал в качестве способных в равной степени справедливо распределять блага в соответствии с достоинством людей. Возможность для всякого человека благоденствовать и быть счастливым обеспечивается только правильными формами.
Самой древней и самой божественной формой правления является монархия. Она допускается при действии в государстве превосходнейшего человека, который превосходит всех людей. Он поднимается над законом и является богом между людьми. Таких людей в государстве считали большой редкостью, но если они были, то они «суть вечные цари их», а другим людям «остается только повиноваться».
Более предпочтительной формой является аристократия. Здесь власть находится в руках немногих лиц, которые обладают личным достоинством. Аристократическая форма предусмотрена при наличии 2 условий только там, где народ ценит личное достоинство, при этом оно присуще благородным.
Самая лучшая форма правления представляет собой смешанную форму – политию (республику). Здесь у власти находится средний класс в большинстве. Он наделен воинской добродетелью, общей для всех. По этой причине «республика включает людей, носящих оружие». Достоинство политии представлено тем, что она свободна от недостатков и крайностей. Средний элемент в данной форме преобладает во всем, включая нравы (умеренность), имущество (средний достаток), властвование (средний класс). «Та страна, которая состоит из «средних» людей, будет обладать и максимально лучшим государственным строем».
В отличие от Платона, который описал идеальный строй, возможный лишь в прошлом (золотом веке), Аристотель стал прагматиком. Он основывался на опыте государственного устройства 158 городов (полисов), различая 2 государственные формы: абсолютно наилучшую и реально возможную.
Первая из них представляла собой политическое устройство, которое напоминало аристократию. С позиции нравственности идеальная форма правления характерна для государства, где граждане проявляют стремление к достижению добродетельной жизни, чтобы «жить счастливо». В качестве условий существования идеального государства можно назвать ограниченную территорию и численность граждан. Численность должна быть достаточной для обеспечения себя всем необходимым, территория должна быть обозримой для защиты ее от противников. Аристотель считал, что из числа граждан нужно исключить ремесленников, земледельцев и торговцев, поскольку данный род деятельности не располагает к добродетели (по мнению философа гражданами могут стать только воины и правители).
Все граждане страны должны принимать участие в общественных трапезах, средства на которые поступали из земельного общественного фонда. Философ хотел разделить землю в идеальном государстве на общественную и частную. Общественные земли он желал делить на 2 части. Доходы с первой из них должны идти на покрытие издержек, которые связаны с религиозными жертвоприношениями, со второй доход шел на общественные трапезы.
Но Аристотель, который был прагматиком, понимал, что идеальное государство неосуществимо.
Реально возможна форма правления, обеспечивающая политическую стабильность и надлежащее равенство. Она должна обладать умеренностью, преодолевать крайности и недостатки олигархии и демократии. Также для нее должен быть характерен смешанный характер, который способен соединить их добродетели. Данная форма была названа политией (республикой), в состав признаков которой необходимо включить:
Принцип справедливости состоит в 2 видах:
С помощью равенства по достоинству обеспечивается абсолютное неравенство. Это характерно для олигархии.
Заметим, что Аристотель не разделил непреодолимой преградой правильные и неправильные формы, развивая концепцию круговорота или перехода одной формы в другую. Так, по его мнению, олигархия при подчинении одному лицу может стать тиранией, а при ослаблении демократией. Полития способна переходить в олигархию, а тирания становится демократией, при этом власть царя вырождается в аристократию (политию).
Правовая доктрина философа рассматривается в его труде «Этика». Аристотель вывел право, как и политику и государство, из этики. В качестве объекта политики как области деятельности человека выступают прекрасное и справедливое. Они создаются в стране, которая представлена высшей формой человеческого общения. Именно оно обеспечивает достижение общего блага. Аристотелем общее благо рассматривалось как политическая справедливость. В ходе политического общения свободных и доброжелательных граждан происходит возникновение права, выражающего отношение одного лица к другому. Аристотель отмечал, что люди, которые не находятся в подобных отношениях, не способны иметь в отношении друг друга политическую справедливость. По мнению философа категория справедливость связана с представлениями о государстве, поскольку право служит критерием справедливости и представляет собой регулирующую норму политического общения.
Право Аристотеля обладает политическим характером. Это связано с тем, что человеческие добродетели, включая мудрость, мужество, разумность, умеренность и справедливость, представлены результатом воспитания. Это и есть удел государства и хорошего законодательства, которые побуждают человека к добродетели и прекрасному. Именно поэтому право отсутствует в деспотиях, в отношениях господ и рабов, детей и отцов. В рамках правовой доктрины категория «справедливость» имеет другое толкование, чем в теории политики. Философ отметил, что «понятие «справедливость» означает одновременно законное и равномерное отношение к людям, а несправедливость – противозаконное и неравномерное.
По аналогии с Сократом и Платоном, Аристотель приравнивал закон и право, так как они призваны олицетворять политическую справедливость, которая необходима для обеспечения надлежащего распределения благ, формирующего стабильность и устойчивость страны.
В состав политической справедливости у Аристотеля было включено 2 вида:
Если обратиться к двойственной природе человека в качестве «политического животного», то необходимо разделить по Аристотелю политическое право на 2 вида:
Автор в трактате утверждал, что естественное право везде обладает одинаковым значением и не зависит от признания (непризнания). Условное право изначально могло существовать без значительного различия, но поскольку оно определено, то безразличие прекращается.
Естественное и условное право не тождественны, но включены в состав политики, являясь мерой политической справедливости. Политическая справедливость у Аристотеля проявляется только между свободными и равными гражданами, принадлежащим к одному полису в качестве формы общения.
Аристотель не стал сводить все право к условному, то есть к тому, которое установили люди с помощью закона и всеобщих соглашений. Волеустановленное право представляет собой равную меру, установление которой происходит с целью регулирования отношений людей на основании их взаимного согласия. Данную меру закрепляет закон (писаное право) и обычаи (неписаное право). Аристотель уменьшал правовую силу законов, которые принимало народное собрание. Он считал демократию неправильной формой, увеличивая значение законов, которые были основаны на обычаях, как более справедливых. Тем не менее, любой закон должен вступать в соответствие с требованиями политической справедливости. Лишь правильные формы государства обладают правовым характером, так как они могут обеспечивать возможность достижения всеобщего блага.
Естественное право представляет собой систему общих представлений и требований, максимально полно отражающих природную склонность человека общаться, проживать совместно для достижения счастливой жизни. Для счастья каждого свободного гражданина необходимо наличие своего, надлежащего ему. Для этого важна равная мера за равное. Предписания этого характера нигде не были доказаны специально. Их формирование происходит в соответствии с политической природой человека, а их действию подчинена семья, отношения собственности, борьба с варварами и др. Естественное право, таким образом, представляет собой право человеческого разума.
Роль закона в обеспечении стабильного процветания страны Аристотель выразил так: «Кто требует, чтоб закон властвовал, требует. чтобы властвовало божество и разум; а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон – уравновешенный разум».