Аристотель утверждал что политический строй держится на обычае
Аристотель о власти и что-то вне его
Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей но встречаещейся крайне «редко и у немногих». Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
« Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от демократии — охлократию»
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель был убеждённым сторонником рабства, но даже при исключение рабов из политической системы, он считал, что свободные граждане очень редко достигают устройства власти в интересах их всех хотя бы не рабов.
Толпа свободных но второсортных склонна к охлократии при малейшей нестабильности.
Охлокра;тия (лат. ochlocratia ; от др.-греч. толпа + власть) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов, революций.
55. Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются.
56. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями.
Самый совершенный строй в исламе выборная власть с народом без сословий, когда в покровители берутся верующие исполняющие ритуалы, выплачивающие налоги (закят) и прекланяющиеся (искренне несущие веру и мораль).
То есть моральные люди выплачивающие налоги.
Австрийская республика долго не могла договориться с ЕЕС о вступление, не желая отказаться от выборной власти, когда право голоса имеют только граждане выплачивающие налоги.
Нищий с правом голоса и готовый его продать или поверить пустой демагогии, без своего морального чёткого критерия внутри, не лучший выборщик, по мнению очень многих начиная с Аристотеля.
Подобные мысли не давали покоя и отцам основателям США и они в выборах президента предпочли систему выборщиков от каждого штата, усложнив выборы и сузив количество имеющих право выбирать президента напрямую, мотивируя это тем, что много ограниченных или без ответственных людей которым нельзя доверять судьбу страны.
В результате зачастую кандидат набравший в США больше голосов всех граждан проигрывает выборы кандидату набравшему большинство голосов выборщиков.
§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы.
После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола — будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу — Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». К ним примыкает сочинение «Афинская полития», содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.
Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
Согласно его взглядам каждая вещь состоит из материи и формы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать. Форма — это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией — учением о целесообразном строении мира.
Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений Протагора и других софистов о возникновении общества.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, «по природе своей есть существо политическое».
В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. «Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни». Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.
Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел — быть рабами у греков. «Варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.
В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них — естественные (природные) различия между людьми. На страницах «Политики» неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. «Такая война, — говорил он, — по природе своей справедлива».
Аргументацию рабства «от природы» дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. «Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы».
Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. «Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе». Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим». К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи.
Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.
Классификация форм государства в «Политике» проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию.
Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона «Политик». Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти.
В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии — неимущим. «Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках, а олигархией — такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство». Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему были понятны социальные противоречия, определявшие развитие рабовладельческого государства.
Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.
Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. «Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан», — отмечал философ. Только там, где в составе населения средние граждане имеют перевес, «государственный строй может рассчитывать на устойчивость». Экономику как умение правильно вести хозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т.п. Помимо ограничения размеров собственности в таком государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим», — утверждал Аристотель.
Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в «Законах», Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит «только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания». Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. В политии власть «сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет». Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу — крестьянам.
Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. Аристотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.
Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они «знали друг друга». Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создает умеренный климат Эллады.
Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии смешаны «по половине» и даже с «уклоном в сторону демократии», аристократические элементы в государстве получили явное преобладание.
Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его возможности решать государственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса.
В качестве примеров смешанного государственного строя в «Политике» названы аристократическая Спарта, Крит, а также «прародительская» демократия, введенная в Афинах реформами Солона.
Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. «Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости». Право отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.
Политическое право делится на естественное и условное (установленное). «Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие прекращается]». Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет. По смыслу его концепции «от природы» существуют и соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.
Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. «Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов».
Направленная против учений рабовладельческой демократии, аристотелевская концепция была призвана умалить значение писаных законов, подчинить их нормам обычного права и предустановленной, как считал Аристотель, в природе справедливости. «Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные», — утверждал философ.
Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции. По мере проникновения частной собственности и рабовладельческих отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно, перешли от традиционных воззрений к признанию экономической роли рабства, правовых методов регулирования общественной жизни («Законы» Платона), к апологии частной собственности и равенства граждан перед законом в сфере имущественных отношений (в «Этике» Аристотеля). Выше этого подняться они не могли. Аристократия, связанная с полисной системой землевладения, способна была удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального хозяйства, «умеренной», или «средней», собственности и патриархальных полисных традиций и обычаев в сфере управления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для аристократии, обладающей «избытком добродетели», законы не нужны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ключевые положения политико-правового учения Аристотеля
Один из самых популярных философов древней Греции, мыслитель, основоположник логики и политических учений – это Аристотель. Он появился на свет во Фракии, его отец был придворным врачом македонских царей. В 17 лет Аристотель поступил в академию Платона, где он сначала только учился, а потом стал преподавать. Считают, что в академии он провел не менее двадцати лет.
После смерти отца, Аристотель много путешествует. А в конце 340-го года ему предложили стать учителем сына царя Филипа Александра Македонского. В возрасте 50 лет философ вернулся на родину в Афины и открыл свою школу – ликей, где он проработал до смерти.
Аристотель считается основателем политической науки, потому что только он смог определить страну, как ее предмет и прочие важные составляющие государства. Также он сумел определить метод науки (сравнение и эмпирическое наблюдение). На основе колоссального опыта по обустройству 150 полисов Греции, ученый смог описать законы политической науки. Его основные учения были изложены в таких работах, как «Политика», «Никомахова этика».
Политико-правовое учение не было самостоятельной частью познания, оно представляет собой одну из составляющих философии и этики. Аристотель отрицал наивный идеализм, который ранее был рассмотрен его учителем Платоном. Он смог определить четыре базовых начала для мира:
Философ считал, что все вещи состоят из материи и формы. Материя обладает пассивным и бездейственным характером, сама она ничего не способна создать. Суть предмета и источник ее бытия виде отдельного образца представлен формой. Материя может приобрести завершенный вид только под действием целесообразности, которая есть в природе.
Основываясь на этом, философ определил государство, как форму общежития граждан, которые используют определенное политическое устройство. Цель государства – это не только исполнение экономических и правовых задач, но и запрет людям быть несправедливыми с другими, удовлетворение их материальны, обеспечение счастливой жизни.
Аристотель писал, что общество граждан должно быть не просто для жизни, а для комфортной и радостной жизни. Но для достижения подобного эффекта имеет значение наличие у человека таких качеств, как мужество, благоразумие, рассудительность. Эти качества не являются врожденными, а вырабатываются в течении жизни. Также философ отмечал, что его учение связано с этикой и благодаря ему животных можно отличить от людей.
Основа политического постулата философа
Политическая доктрина – это целое учение о политике, включая содержание и назначение в обществе. Аристотель говорил, что политика объединяет всех граждан для цивилизованного проживания вместе. Цель политики – не удовольствие отдельного представителя, а благо и счастье целого государства.
При формировании сути политики, философ брал за основу природу человека. Он говорил, что каждый гражданин существо политическое. Это значит, что человеку необходимо с кем-то жить, общаться, он обладает знанием об отличии «зла и добра». Справедливость – общественное благо, которое является основой и которого помогает достичь политика.
Каждый политик должен брать во внимание степень испорченности природы человека, из-за подверженности порокам и желаниям. Ученый говорил, что без основных добродетель, человек превращается в дикое, необузданное существо, особенно в половом плане. Поэтому не нужно ставить за цель воспитание только нравственных граждан, достаточно, чтобы они просто повиновались законам.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Реализация желания в общении и воспитании добродетели происходит в пределах государства, которое работает на всеобщее благо. Речь идет об определенной форме общественного общежития, которое обладает политическим устройством, порядком. Состоит оно из:
Государство состоит из граждан, которых можно считать основными элементами, они принимают решения во власти. Также граждане должны проходить военную службу и служить богам. Первая форма общежития – это семья, которая бывает трех типов:
В ходе роста потребностей и развития, формируются селения, а из них возникает государство. Стоит отметить, что ученый перенес патриархальный устрой и на государство, также он пытался отыскать идеальную форму правления и устройства.
Основное в политической доктрине
В своей работе философ выделили несколько форм государства, опираясь на несколько составляющих:
По двум первым составляющим можно выделить три правильных формы – монархия, аристократия и политик. Есть и неправильные формы – тирания, олигархия и демократия. Каждая из неправильных форм не ведет к благу государства, не соответствует природе человека. Что касается олигархии, то ее Аристотель считал направлением, которое служит интересам небольшой группы граждан.
Философ считал, что государства – это наиболее совершенная форма жизни, так как воплощает собой справедливость и служит на всеобщее благо. Но при этом, ученый не говорил, что каждая из возможных форм правления сможет в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому многое зависит от того, какую форму правления выберет население государства.
Одна из самых старинных форм – это монархия, ее можно использовать при наличии в государстве превосходящего человека. Он отличается от простых людей и является неким божеством. Гораздо проще и предпочтительнее – аристократия, когда власть сосредоточена в руках нескольких лиц. Эта форма подойдет в том случае, если граждане ценят благородство. Одна из лучших форм правления – смешенная, то есть, республика. В этом случае власть принадлежит среднему классу, который находится в большинстве. Такие граждане обладают воинской добродетелью, придерживаются ее. Средний класс – обладает средним достатком, имуществом и властвованием.
Стоит отметить, что Аристотель был большим прагматиком, чем Платон. Потому что последний считал, что лучшая форма правления осталась в прошлом, а первый говорил, что есть две формы – лучшая и реально возможная.
Лучшая форма подразумевала следующее:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
При этом Аристотель понимал, что достижение идеальной формы государства – невозможно. Реально возможная форма отличается умеренностью, смешанным характером. Также ей свойственны другие особенности:
Что касается справедливости, то она основывается на уравнивании и распределении. А вот абсолютное неравенство свойственно олигархии.
Право философа отличается политическим характером, так как такие характеристики, как мужество, рассудительность, умеренность возникают в процессе воспитания. Это и есть задача государства – поспособствовать развитию и становлению гражданина. Как и Платон, Аристотель, уравнивал право и закон, так как они созданы для воплощения политической справедливости. А без нее невозможно равномерное распределение благ, стабильность и устойчивость государства.
Если же говорить о двойственной природе человека в виде политического животного, то право можно разделить на две части – естественное и условное. Естественное право – не равные между собой, но оба включены в состав политики. А политическая справедливость, по мнению ученого, возникает только в том случае, если граждане равным и свободны между собой, принадлежат к одному полису и форме правления.
Волеустановленное право – равная мера, становление которой происходит с целью урегулирования отношений людей на основе их согласия. Эта мера закрепляется законам и обычаями. Но законы, которые принимались на народном собрании, имели не такую правовую силу, как говорил Аристотель. Он не считал демократию – лучшей формой правления, увеличивая значение законов, основанных на обычаях, как более справедливых. При этом каждый закон должен приниматься в соответствии с политической справедливостью. И только правильные формы правления отличаются правовым характером и могут обеспечить достижение всеобщего блага.
Естественное право – система общих представлений и требований, которые максимально отражают природную склонность человека общаться, жить вместе для достижения общего блага, счастья и комфорта. При этом важна равная мера за равное, а их формирование происходит в соответствии с политической природой гражданина. А действию подчинена семья, борьба с захватчиками, отношения к имуществу. Это значит, что естественное право является правом человеческого разума.