Аристотель утверждал что у каждой вещи есть четыре причины возникновения
Учение Аристотеля о 4 начала/причинах сущего.
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин.
3. Действующие или производящие — рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей. Действующая, или производящая причина (греч. τ? δι? τ?) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Рассмотрим на примере:
Выявляем первопричины для дома.
Контрольно-измерительные материалы для проведения контрольной работы по дисциплине «Основы философии»
ГБОУ СПО «Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
для проведения контрольной работы
специальности: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта», 38.02.01. «Экономика
и бухгалтерский учет в автомобильном транспорте»
по дисциплине: Огсэ.01 « Основы философии»
преподаватель: Тригубенко Н.Н.
Материалы административной контрольной работы составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет в автомобильном транспорте», рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии». Содержание КИМов соответствует объему изученного материала на момент проведения контрольной работы и охватывает следующие темы: «Философия и её место в духовной культуре», «Философия Древней Индии и Древнего Китая», «Античная философия: философские взгляды Платона и Аристотеля», «Особенности средневековой философии. Философские взгляды Августина и Ф. Аквинского».
Цель контрольной работы:
— определить соответствие знаний студентов уровню и качеству подготовки специалистов по данной дисциплине в соответствии с ФГОС СПО.
Форма проведения контрольной работы: выполнение тестовых заданий. В работе 3 варианта по 10 заданий. Восемь из десяти заданий представляют собой тесты с выбором одного правильного ответа. Два задания из десяти имеют более высокую степень сложности и предполагают определение соответствия понятий, философских идей и философов. Разная степень сложности тестовых заданий учитывается при выставлении оценки. При верном ответе на вопросы 1-8 студент получает 1 балл, а при ответе на более сложные вопросы 9 и 10 – 2 балла.
Время выполнения контрольной работы – 25 минут.
Оценка 5 (отлично) ставится, если студент набрал 11-12 баллов;
Оценка 4 (хорошо) ставится, если студент набрал 8-10 баллов;
Оценка 3 (удовлетворительно) ставится, если студент набрал 6-7 баллов;
Оценка 2 (неудовлетворительно) ставится, если студент набрал менее 6 баллов.
Эталоны правильных ответов:
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
9. 1)Б, 2)В, 3)Г, 4)А 9. 1)Г, 2)В, 3)Б, 4)А 9. 1)Г, 2)В, 3)Б, 4)А
10. 1)В, 2)Г, 3)А, 4)Б 10. 1)В, 2)Г, 3)А, 4)Б 10. 1)В, 2)А, 3)Г, 4)Б
1. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
2. Кто из христианских мыслителей считал, что все человечество развивается в царствах «Граде земном» и «Граде Божьем»?
А) Августин Блаженный;
3. Фома Аквинский придерживался концепции:
А) о несовместимости веры и знания;
Б) о превосходстве знания над верой;
В) о гармонии веры и знания;
Г) о превосходстве веры над знанием.
4. Только управляемое философами государство может стать идеальным. Кто утверждал это?
5. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
Б) сдерживать себя, избегать крайностей;
В) слушаться старших по возрасту и званию;
Г) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления.
6. Раздел философии, изучающий происхождение и устройство мира:
7. Философское направление, признающее первичность сознания над материей:
8. Автор высказывания «Философия – это прорыв из бессмысленного к миру смысла»:
9. Соотнести философские учения с их понятиями:
1) Буддизм А) Космоцентризм
2) Конфуцианство Б) Нирвана
3) Средневековая философия В) Общество – это большая семья
4) Античная философия Г) Теоцентризм
10. Соотнести авторов с их идеями:
1) Аристотель А) идеи правят миром
2) Ф. Аквинский Б) не делай людям того, чего не желаешь себе
3) Платон В) форма определяет сущность вещи
4) Конфуций Г) существуют логические доказательства существования Бога
1. Философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского:
2. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
3. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
4. Центральным объектом философского осмысления А. Августин делает:
5. Теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма:
В) Августин Блаженный;
6. Раздел философии, изучающий познание
7. Философское направление, признающее первичность материи над сознанием:
8. Автор высказывания «Философия – это наука о последних целях человеческого разума»:
9. Соотнести философские учения с их идеями:
1) Античная философия А) Средний путь жизни
2) Средневековая философия Б) Воспитание благородного мужа
3) Конфуцианство В) человек изначально греховен
4) Буддизм Г) знание есть припоминание
10. Соотнести понятия с их характеристиками:
1) мировоззрение А) образно-символическое восприятие мира
2) философия Б) ислам, христианство, буддизм
3) мифология В) обобщенная система представлений о мире, человеке,
4) религия Г) критические размышления о мире, человеке
1. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
2. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
А) бедных, состоятельных, богатых;
Б) крестьян, ремесленников, мещан;
В) дворян, священников, крестьян;
Г) философов, воинов, ремесленников.
3. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
А) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
Б) чувственный образ идеи;
В) единство материи и формы;
4. Первоначалом мира считал воду:
5. Платон ввел в философию понятие:
6. Аристотель утверждал, что:
А) у каждой вещи есть четыре причины возникновения
Б) идея вещи – единственная причина вещи
В) вещи возникают по воле необходимости из атомов
Г) вещи – копии идей
7. Утверждение, что идея вещи существует в самой вещи принадлежит:
8. Дословный перевод термина «Философия»:
А) любовь к знаниям;
Б) любовь к познанию;
В) любовь к мудрости;
Г) любовь к рассуждениям.
9. Соотнести авторов и учения с идеями:
1) Ф. Аквинский А) относись с почтением к старшим
2) Аристотель Б) жизнь человека полна страданий
3) Буддизм В) существует две материи
4) Конфуцианство Г) Лучше понимать и верить, чем просто верить
10. Соотнести понятия друг с другом:
1) онтология А) общество
2) социальная философия Б) сущность человека
Аристотель утверждал что у каждой вещи есть четыре причины возникновения
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑÑ‚ÑŒ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Четыре причины бытия: как устроен мир в понимании Аристотеля
Варламова Дарья
Известный популяризатор науки Мортимер Адлер в своей новой книге «Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами», которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» доказывает, что классическая философия может быть нескучной и актуальной даже в XXI веке. «Теории и практики» публикуют отрывок из книги — о том, что такое форма вещи, как идеи Аристотеля соотносятся с нашими представлениями о генетике и каковы четыре основные причины изменений в нашем мире.
Четыре причины — это ответы Аристотеля на четыре вопроса, которые необходимо задать об изменениях, знакомых нам благодаря общему опыту. Это и вопросы, и ответы здравого смысла. Сначала рассмотрим их с точки зрения применения к изменениям, вызванным людьми, особенно к создаваемым ими вещам. Это поможет нам рассмотреть, как четыре причины участвуют в природных процессах.
Данный четвертый фактор в человеческом производстве Аристотель называет конечной причиной, потому что он является целью. Когда мы что-то делаем, то наша цель достигается в последнюю очередь. Мы должны завершить работу, прежде чем сможем использовать ее результат для подразумеваемой цели.
Четыре причины — это незаменимые и обязательные факторы при производстве чего-либо человеком. Причем каждый из них не является достаточным сам по себе. Всем четырем необходимо присутствовать вместе и действовать в отношении друг друга определенным образом.
Человек должен иметь материал и работать с ним, чтобы превратить его в нечто небесполезное. Другими словами, человеку обязательно иметь причину для производства вещи, иначе он не стал бы тратить свои силы на работу.
Вы можете поспорить с последним утверждением и поинтересоваться, неужели конечная причина всегда должна присутствовать. Разве человек не способен производить вещи, не имея оснований для этого, не рассматривая заранее определенную цель? На этот вопрос нелегко ответить точно, но признайте, что обычно люди прилагают усилия для производства именно необходимых вещей. Однако иногда они возятся с материалами бесцельно или ради развлечения и в итоге могут создать нечто неожиданное.
В таком случае конечная причина отсутствует. Цель произведенного продукта и его назначение можно придумать и позже, после окончания производства. В таком случае для возникновения какого-либо продукта определенное условие или причина не являются необходимыми.
Если мы переключимся с продукции людей на естественные процессы, вопрос о наличии конечных причин требует более внимательного рассмотрения. Его нельзя избежать, так как мы не можем с уверенностью сказать, что на уме у природы был тот или иной конечный результат. Возможно, если я объясню, почему Аристотель называл третью причину формальной, я отвечу на вопрос о роли конечных причин в природных изменениях. Но сначала давайте кратко сформулируем все четыре причины, обратив особое внимание на выделения курсивом. Кажущаяся простота формулировок может, однако, быть трудной для понимания.
1) Материальная причина: из чего что-то сделано?
2) Действующая причина: кем что-то сделано?
3) Формальная причина: чем является то, что сделано?
4) Конечная причина: ради чего что-то сделано?
Что мы имеем в виду в третьем вопросе? Кожа, из которой сапожник изготовил обувь, не была обувью до того, как сапожник приступил к работе с ней. Она стала обувью благодаря его работе, которая трансформировала ее из простого бесформенного куска кожи в обувь. Именно поэтому Аристотель говорит, что обувность (Подобными словами автор пытается объяснить, что Аристотель считал формой вещи. Форма — это не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего ее нет, то есть форма — это суть бытия вещи. — Прим. пер.) является формальной причиной в производстве обуви.
«Вполне естественно поддаться соблазну думать о форме вещи как о ее очертании, которое, например, нетрудно нарисовать на листе бумаги»
Введение слова «обувность» поможет нам избежать худшей ошибки, которую легко допустить, разбираясь с формальными причинами. Вполне естественно поддаться соблазну думать о форме вещи как о ее очертании, которое, например, нетрудно нарисовать на листе бумаги. Но обувь имеет самые разнообразные очертания, и будет совсем не просто или даже невозможно изобразить то общее, что есть у различных видов обуви.
Вы можете подумать о том, что является общим для них, но вы не сумеете нарисовать это. Если у вас есть представление об этом общем для обуви любой формы, размера и цвета, тогда вы поняли, какую форму Аристотель называет обувностью. Если бы обувь не имела такой формы, она никогда бы не была сделана; сырье, из которого изготовлена обувь, само никогда не трансформируется в обувь.
Теннисный мяч, приводимый в движение с помощью ракетки, движется через корт на поле вашего оппонента. Вы есть действующая причина этого движения, вызванного силой вашего удара. Мяч — материальная причина — объект, над которым осуществляется действие. Но что в этом случае является формальной причиной? Ей должно быть какое-то место, но не то, откуда мяч начал движение, когда вы ударили по нему. Предположим, что ваш противник не смог отбить, мяч упал с другой стороны сетки и там остался. Это место — формальная причина конкретного движения, которое в нем закончилось. От пребывания здесь, на вашей стороне сетки, его положение трансформировалось в пребывание там, на другой половине поля.
Зеленый стул, который вы красите в красный цвет, подобным образом трансформируется в цвете. То же происходит и с шариком, который вы надули: он трансформировался в размере. Красность — формальная причина изменения, которое вы привнесли, покрасив стул, так же как и пребывание там — формальная причина изменения, последовавшего после удара по теннисному мячу. В каждом случае вы есть действующая причина. Материальной причиной в первом примере выступает зеленый стул, над которым вы совершили действие, покрасив его в красный цвет. Во втором примере материальная причина — шарик, надутый вами.
Три вида изменений также встречаются и в природе, без участия человека в качестве действующей причины. Если мы рассмотрим их естественное происхождение, то определение четырех причин станет сложнее, и возникнут новые проблемы. Тем не менее уже сказанное об искусственных изменениях поможет нам.
Под лучами солнца созревают помидоры и превращаются из зеленых в красные. Лучи солнца — действующая причина этого изменения, а сам помидор — объект, проходящий через изменения, — является его материальной причиной. Здесь, как и в случае с перекраской зеленого стула в красный, красность — формальная причина. Она то, во что трансформируется зеленый цвет помидора. Но конечная причина, отличная от формальной, отсутствует.
Человек, который покрасил зеленый стул в красный цвет, сделал это, чтобы, например, стул сочетался с другими стульями. Цель, или причина, подразумеваемая человеком, отличалась от красности, которая выступала формальной причиной трансформации цвета стула. Но мы вряд ли можем сказать, что солнце, освещающее помидоры, хочет сделать их красными, обозначим, что они наконец-таки стали съедобными. Так как мы рассматриваем цвет поверхности помидора, то конечный результат созревания состоит в обретении красноты. Красный цвет помидора — это и формальная, и конечная причина изменения.
Не будет ошибкой сказать примерно то же самое и о скале, которая истирается от ударов волн и в результате уменьшается. Этот процесс может продолжаться в течение длительного времени, но в любой момент времени размер скалы есть как формальная, так и конечная причина изменения.
Эти примеры естественных изменений цвета и размера применимы и к естественному изменению места. Случайно уроненный теннисный мяч падает на землю и в конце концов приходит там в состояние покоя — локальное перемещение заканчивается. Это место является и формальной, и конечной причинами движения.
Если бы кто-нибудь спросил о действующей причине в данном случае, то ответом, скорее всего, была бы сила тяжести. Такой ответ, который большинство из нас выучило еще в школе, озадачил бы Аристотеля. Этот факт не влияет на наше понимание разницы между действующей и материальной, конечной и формальной причинами. Действующая причина всегда присуща любому процессу изменения, она воздействует на объект, и он становится другим в определенном отношении: красным, будучи изначально зеленым; меньшим, будучи перед этим большим; находящимся там, находясь перед этим здесь.
«Желудь, говорит Аристотель, — это дуб в процессе становления. Быть дубом есть как формальная, так и конечная причина для желудя, превращающегося в дуб»
Еще один пример изменения — рост живых объектов, который, несмотря на то что подразумевает увеличение в размере, включает в себя гораздо большее, чем только это. Аристотель рассматривает желудь, который падает на землю с дуба, пускает там корни, питается солнцем, дождем и веществами из почвы и в конце концов вырастает в другой дуб.
Желудь, говорит Аристотель, — это дуб в процессе становления. Быть дубом есть как формальная, так и конечная причина для желудя, превращающегося в дуб. Форма, которую приобретет желудь, пройдя процесс роста и достигнув своего полного развития, является конечной целью для желудя просто в силу его бытия желудем.
Если бы этот сеянец был не желудем, а зернышком из початка кукурузы, наши усилия по его посадке и выращиванию привели бы к другому конечному продукту — стеблю кукурузы с початками на нем. Согласно Аристотелю, конечный продукт, который надо получить, и форма, которую нужно развить в процессе роста, так или иначе присутствуют в самом начале — в семени, при правильном питании вырастающем в полноценное растение.
В действительности дуба и кукурузы нет. От сеянцев только ожидается, что из желудя вырастет дуб, а из зернышка — стебель кукурузы. Но они присутствуют потенциально, и это — противоположность их действительного присутствия. Разница между потенциалом, присутствующим в желуде, и потенциалом в кукурузном зернышке приводит к тому, что одно семя развивается одним образом, а другое — другим. Сегодня у нас есть другой способ сказать то же самое. Аристотель писал, что энтелехия (внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и результат. Прим. ред.) одного семени отличается от энтелехии другого. Этим греческим словом он пытался выразить то, что каждое семя имеет в себе потенциал — другую конечную форму или конечный результат, — который ему суждено раскрыть через рост и развитие. Говоря языком современной науки, генетический код одного семени дает ему набор направлений для роста и развития, отличный от набора направлений, заложенных генетическим кодом другого семени.
Причина этого в том, что в материи, из которой состоит желудь, и в материи, из которой состоит зерно кукурузы, заключено нечто изначально отличающееся. Мы можем называть это генами, программирующими рост и развитие, или управляющим потенциалом — это не имеет большого значения для нашего понимания происходящего. Но большинство из нас в курсе, что это влияет на способность людей вмешиваться в природные процессы.
Наше научное знание о ДНК позволяет экспериментировать с генетическим кодом организма и, возможно, вносить существенные изменения в направления, которые в нем предусмотрены. Философское осмысление Аристотелем той роли, которую играет потенциал, не позволило ему и не позволяет нам даже слегка вмешиваться в естественные процессы.
Четыре причины бытия: как устроен мир в понимании Аристотеля
Классическая философия в наше время может быть нескучной, она способна раскрывать актуальные темы. В данной статье мы рассмотрим учение Аристотеля о том, что такое бытие, форма вещи, и как идея философа соотносится с нашими соображениями, а также раскроем четыре основных причины, почему происходят изменения в нашем мире.
Что такое 4 причины бытия?
4 причины – это данные Аристотелем 4 ответа на 4 вопроса, которые требуется задать в отношении изменений, известных нам за счет общего опыта. Они являются вопросами и ответами разума.
Вопрос №1
Первый вопрос: из чего нужно изготовить что-то? Сапожник скажет – кожа, ювелир – золото, оружейник – металл и дерево. В любой ситуации разновидность материала имеет материальную причину изготовления. Материал – это первопричина, без которой невозможно начать производство какого-либо продукта.
Вопрос №2
Вопрос №3
Следующий вопрос: что в результате удалось произвести? Сперва ответ кажется очевидным, но Аристотель третий ответ именует как формальную причину изменения или производства. К примеру, кожа до производства обуви не была обувью перед тем, как мастер взялся за дело. Обувь появилась только за счет его усердного труда, трансформирующего ее из бесформенного полотна. По мнению философа, форма не является количеством, качеством, а представляет то, что образует суть вещи. Без формы вещь не существует, именно она воплощает суть ее бытия.
Вопрос №4
Представленный последний фактор в производственном процессе философ называет конечным результатом или итоговой причиной, поскольку именно это и есть цель. Если мы чем-то занимаемся, то только в последнюю очередь достигаем цели. Нам нужно завершить работу перед тем, как использовать ее результат для конкретной цели.
4 причины бытия являются обязательными и незаменимыми факторами на производстве чего-либо. При этом каждый по отдельности не считается достаточным. Все 4 причины должны находиться вместе, а их взаимодействие происходит определенным способом.
Человеку необходим материал, и он должен уметь с ним работать, чтобы сделать из него что-то полезное. Иными словами, у человека обязательно должна быть причина для изготовления продукта, в противном случае ему не нужно тратить на это силы.
Причина необходима для совершения любых действий. Например, желание развиваться и понимание того, что это необходимо для достижений и успехов, становятся отличными причинами для регулярного применения тренажеров Викиум, которые способствуют развитию мышления и когнитивных функций мозга.