Арка на московских воротах чему посвящена
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Московские триумфальные ворота
Памятники
Краткое описание
Триумфальная арка состоит из 12 колонн дорического ордера, построенных в 2 ряда. В высоту ворота – 24 метра, в ширину – 36 метров, диаметр колонн — 2 метра. Четкие линии и выверенные размеры создают ощущение монументальности.
Московские ворота собирались из литых элементов. Это самое внушительное сооружение из чугуна в мировой архитектуре.
История
Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота.
Здесь находилась первая застава по пути в Москву. Идея, как сказал император, была в том, чтобы «гостей встречать и о величии нашем сообщать».
В 1831 году принято постановление о возведении Московских Триумфальных ворот. Портал спроектировал в 1832–1833 годах В. В. Стасов, член Петербургской Академии художеств, известный архитектор XIX века. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах.
Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.
В январе 1834 года выбрали площадь для постройки ворот на границе Петербурга – на Московском шоссе у Лиговского канала. Со временем канал засыпали и проложили Лиговский проспект.
В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева. На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки. 20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей.
В августе 1834 года заложили фундамент, и сооружение памятника началось. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.
Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.
Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики торжественно открыли мемориал. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции. В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.
Николай I написал посвящение:
«Победоносным Российским войскам
в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши
в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»
Арка стояла плотно с постройками по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.
Сто лет Московские Триумфальные ворота охраняли границы Санкт-Петербурга
В 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали. Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад. Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.
Восстановили Московские Триумфальные ворота в 1959 году
В 1961 году полностью завершили реставрацию. И снова они, как в прежние времена, принимают желанных гостей города.
Архитектурно-декоративная композиция
Архитектор В. В. Стасов построил Московские Триумфальные ворота в стиле неоклассицизма. На Казенном литейном заводе изготовили отдельные чугунные блоки. Из них смонтировали конструкцию ворот.
Антаблемент опирается на 6 пар мощных колонн. Фриз украшают горельефы стройных девушек из листовой меди. Пышные одежды и крылья за плечами показывают, что это аллегорические скульптуры гениев Победы.
30 девушек несут щиты с гербами российских губерний. Рекруты из этих русских земель сражались с персидскими и турецкими войсками в 1826-1828 годах. Щиты – древний символ победы. Они усиливают триумфальный образ памятника.
Композиционно ворота завершают восемь рельефных трофеев. Декоративные элементы подчеркивают особую выразительность и торжественность всего сооружения. Все скульптуры изваял в 1835 году профессор Б. И. Орловский.
Где находится
Адрес
Площадь Московские ворота
Метро
Как добраться
По Московскому проспекту от Сенной площади в центре города до архитектурного памятника 5 км.
Ближайшие автобусные остановки:
Интересные факты
Работы по возведению триумфальных ворот стоили 1 миллион 180 тысяч рублей. За 70 лет до этого на строительство Зимнего дворца в Сенате утвердили сумму в 859 555 рублей и 81 копейку.
Чуть позже в том же году Александр I, опасаясь народных волнений, приказал отменить все торжественные встречи. Ворота к тому моменту уже почти закончили, не сносить же их теперь? Они достояли до 1826 года и были разобраны.
К 1829 году утвержден проект новых каменных Триумфальных ворот, архитектором которых стал Осип Бове. Строительство шло больше 5 лет, и в 1834 году состоялось торжественное открытие новых Триумфальных ворот со статуями и колоннами.
В конце XIX века через Тверскую заставу пустили сначала конку, а потом линию трамвая, проходившую через ворота. Это привело к тому, что в начале XX века ворота дважды реставрировали.
В 1935 году принят Генплан реконструкции Москвы, по которому многие старые районы города снесли или перестроили. Триумфальные ворота тоже попали под раздачу, их разобрали для реконструкции площади Тверской заставы. По плану ворота должны были вернуться на место, но помешала война. Можно сказать, воротам повезло, ведь перед сносом выполнили полные обмеры и сделали фотографии памятника, а скульптуры сняли и отправили на хранение в Музей архитектуры в Донском монастыре. Колоннам посчастливилось меньше, их оставили лежать на Миусской площади по соседству, а в войну все кроме одной переплавили.
В 1962 году на Кутузовском проспекте рядом с тем местом, где в 1812 году Кутузов решил сдать Москву французам, открылась Бородинская панорама. По соседству нашлось место и Триумфальным воротам, которые не столько восстановили, сколько создали заново. Статуи и колонны отлили новые, используя уцелевшие оригиналы как образец. И теперь ворота стоят на западных границах старой Москвы, своего рода историческая справедливость. Хотя как раз с этой стороны в город входили войска Наполеона.
Позже рядом с воротами создали комплекс Поклонной горы с музеем и Парком Победы. К юбилею Отечественной войны власти Москвы сделали реставрацию ворот.
На площади Тверской заставы в 2000-х был выкопан большой котлован для торгового центра, но разные проблемы не дали завершить строительство. Теперь же на площади снова ходит трамвай, а современный бизнес-центр дал месту новое лицо.
Так, пережив пару реинкарнаций, сносы, переезд и реставрации, уже больше двухсот лет с момента создания в Москве стоят Триумфальные ворота. А вот такого вида на Ленинградский проспект уже в не будет.
Некоторые фотографии раньше уже были, полной истории пока не писали.
Интересно, ну и как в итоге возвращение наших-то солдат из Франции отметили? Было что-нибудь торжественное или нет. А то даже таблички не осталось.
Ещё всегда думал, что название Поклонная гора типа от поклона нашим солдатам, или 19-го или 20-го века. Оказалось тут издревна из-за хорошего вида на Москву делали «поклон» московским церквям, когда уезжали по местной дороге из столицы или когда приезжали в неё.
Кремль в 19 веке
Всех приветствую! В данном посте представляю вашему вниманию фотографии Кремля конца 19 века, приятного просмотра! (Описания находятся НАД фото)
1. Храм Христа Спасителя
3. Панорама Кремля со стороны Софийской набережной от Москворецкого моста
4. Вид на Кремль с Софийской набережной
5. Никольская улица
6. Москва. Вид на Кремль с Храма Христа Спасителя
8. Колокольня Ивана Великого
9. Кремль со стороны Москвы-реки
10. Красная площадь
11. Чудов монастырь
12. Вид из Кремля на Софийскую набережную и Тайницкую башню
13. Торжественный въезд императора Николая II на территорию Кремля
Дата съемки: 9 мая 1896
Облик жительницы средневековой Москвы XII-XIII вв
Какими были жители ранней Москвы XII-XIII вв? Наглядное изображение женщины восточнославянского племени вятичей создал казанский дизайнер. Подробнее:
https://zen.yandex.ru/media/id/6142e0a5a5c5e007f78c2d0d/voss.
Пожалуй, это самое колоритное фото ворот в Китайгородской стене
Где на Воздвиженке летит комета и сидят маленькие львы?
Свое название одна из старейших улиц Москвы — Воздвиженка — получила при Иване Грозном в честь Крестовоздвиженского монастыря, упраздненного в 1814 году. Во время правления царя Алексея Михайловича здесь были дворы московской знати: бояр Василия Стрешнева, Бориса Морозова, Ивана Милославского.
Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после Отечественной войны Воздвиженку расширили и возвели на ней ряд новых каменных зданий. Во второй половине XIX века улицу замостили булыжником, а после 1917 года его сменил асфальт.
В советское время улица сначала носила имя Коминтерна, позднее — Михаила Калинина. Историческое название вернулось к Воздвиженке в 1990-е годы.
1. Дом Пашкова: шедевр классицизма
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 1
Одно из самых красивых зданий на Воздвиженке стоит чуть в стороне от нее — ближе к Знаменке и Моховой. Однако не заметить его невозможно: дом Пашкова, усадьба XVIII века, предположительно построенная по проекту Василия Баженова, стоит на Ваганьковском холме. Высокое расположение в свое время сделало его первой светской постройкой, из окон которой открывался вид на Кремль не снизу вверх.
Усадьба была построена в 1784–1786 годах для Петра Пашкова, капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, сына денщика Петра I. Во время Отечественной войны 1812 года здание сильно пострадало: были уничтожены деревянный бельведер и скульптурная группа. Восстановлением усадьбы занимался архитектор Осип Бове.
В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, а в 1861-м — библиотека и хранилище коллекции Румянцевского музея. После Октябрьской революции в здании оставили только библиотеку музея, которая позже стала основой для Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (Российская государственная библиотека). После открытия главного здания библиотеки в доме Пашкова остался отдел редких рукописей.
2. Библиотека имени В.И. Ленина: храм науки
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строения 2–5
Строительство главного здания библиотеки по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко началось в 1929 году. Одним из требований к архитекторам было органично вписать здание в существовавшую застройку — дом Пашкова, Манеж, здание Московского университета на Моховой. Величественное и монументальное, оно соединило в себе архитектурные принципы разных стилей: его асимметричность пришла из конструктивизма, колоннады и сдержанность декора — из неоклассики.
Здание библиотеки величественно не только снаружи. Читальный зал № 3, открытый в 1958 году, является самым большим в Европе — он рассчитан на 464 посадочных места.
В 2012–2018 годах в зале прошла масштабная научная реставрация: здесь были восстановлены деревянная галерея, лестницы, порталы, мебель, художественный паркет, трехъярусные латунные люстры, живописное панно «Дружба народов», 16 гипсовых бюстов общественных и культурных деятелей, а также бронзовая скульптура Ленина. В 2018-м читальный зал стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
3. Дом Талызина: от ампира к неоклассике
Улица Воздвиженка, дом 5/25, строение 1
Здание, в котором сегодня расположен Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, вероятно, было построено по проекту Матвея Казакова — его фасад запечатлен в знаменитых «Архитектурных альбомах» зодчего. Впрочем, узнать его на чертеже сложно: изначально дом выглядел не так, как сегодня. Это было трехэтажное здание с двумя флигелями, возведенное в 1787 году для отставного тайного советника Александра Талызина.
В 1805 году усадьба изменилась в первый раз: по распоряжению нового владельца, купца Михаила Устинова, между главным домом и флигелями были сделаны двухэтажные переходы, а фасад был декорирован в духе ампира. При Устиновых особняк стал одним из популярных культурных салонов Москвы, музыкальные вечера посещали Денис Давыдов и Александр Пушкин.
В 1920 году сюда въехал секретариат Центрального комитета компартии — в усадьбе находились кабинеты Иосифа Сталина и его секретарей. В 1930-е годы в здании было общежитие, позже — коммунальные квартиры. Государственный музей архитектуры расположился в здании после Великой Отечественной войны.
4. Главный дом городской усадьбы В.А. Морозовой: крылатые львы
Улица Воздвиженка, дом 14, строение 1
Одна из первых крупных построек, принесших славу архитектору Роману Клейну, является памятником неоклассицизма. Фасад симметричен, боковые ризалиты (выступающие части здания) украшают небольшие портики. Одна из главных особенностей усадьбы — крылатые львы, сидящие на колоннах коринфского ордера. По центральной части фасада тянется фриз с лепниной в виде геральдических лилий — символ королевской власти.
Дом возводился в 1886–1888 годах для меценатки Варвары Морозовой. В 1891 году его дополнили две пристройки по проекту Виктора Мазырина, он же позднее возвел по соседству особняк для сына Морозовой Арсения. Архитектурные вкусы матери и сына были очень разными: особняк, вдохновленный дворцовой архитектурой португальской Синтры, Варваре Алексеевне совершенно не понравился.
В доме Варвары Морозовой собирались писатели и художники: Антон Чехов, Александр Блок, Валентин Серов, Василий Суриков и другие. Также там часто проходили лекции о политике. После Октябрьской революции 1917 года в доме располагались Институт социальной гигиены и Международный аграрный институт при Крестьянском интернационале.
5. Главный дом городской усадьбы Я.П. Шаховского — И.И. Краузе — Осиповских: грифон и лев
Улица Воздвиженка, дом 18/9
Этот трехэтажный дом появился на Воздвиженке в 1783 году. Ее построили по проекту неизвестного архитектора для князя Якова Шаховского, третьего в России генерал-прокурора. В 1842 году усадьбу приобрел врач и ботаник Иероним Краузе. Спустя 10 лет архитектор Николай Козловский переоформил фасад здания в стиле рококо: над окнами второго этажа появились полукруглые наличники, украшенные лепниной в виде гирлянд, раковин, завитков и небольших львиных голов.
В 1868 году усадьбу купил другой известный врач Димитрий Осиповский, главный доктор московской Мариинской больницы. Спустя 10 лет, когда он получил дворянство, на фронтоне появился его фамильный герб: грифон и лев держат щит, на котором изображены двухэтажная зубчатая башня, шестиконечные звезды, комета и месяц. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом со страусиными перьями.
С 1900 по 1917 год в доме проживала племянница жены Осипова — Елизавета Вареникова. Она была знакома с Антоном Чеховым — ее семья жила по соседству с писателем в Мелихове. Существует мнение, что прототипами некоторых рассказов Чехова («Крыжовник», «Три года», «Соседи») являются Елизавета Григорьевна и ее родные.
«Норд-Ост» девятнадцать лет спустя
23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл «Норд-Ост».
Как только стало известно о захвате, к зданию Театрального центра стали стягиваться милиция, военные, прибыли бойцы подразделения «Альфа». Больницы были приведены в режим повышенной готовности, были вызваны на работу хирурги и реаниматологи. План с применением нервно-паралитического газа как выход из ситуации стали рассматривать почти сразу. С террористами в переговоры вступили только в первом часу ночи. Главное требование, которое они выдвинули, — прекращение боевых действий в Чечне и вывод из неё российских войск.
Чашу с изображением фантастического зверя нашли на раскопках в Кремле
Археологи во время раскопок в Большом Кремлевском сквере нашли уникальную поливную чашу с изображениями человека и фантастического животного.
О находке сообщается на сайте Института археологии РАН.
Чаша датируется XV веком. Она украшена оттисками штампов, на которых можно увидеть лицо человека и стилизованное изображение какого-то фантастического животного. Археологи сообщают, что аналогов у этой чаши нет, лишь в Твери в указанный период использовалась близкая по технологии изготовления керамика.
Всего археологи нашли около 400 предметов, которые, как отмечается, указывают на «высокое благосостояние и социальное положение владельцев усадеб», которые ранее находились на месте раскопок. Среди находок обломки драгоценных поливных чаш XIV века, которые были привезены из Золотой Орды и Византии, стеклянный перстень из столицы Волжской Булгарии, железная шпора и набор массивных железных предметов (сковорода и замок с цепью).
Раскопки в Большом Кремлевском сквере начались в 2019 году. Тогда археологи нашли остатки здания Приказов (центральный орган управления государством в XVI-XVII веках). Раскопки были возобновлены в 2020 году. Специалисты планировали продолжить изучение здания Приказов, исследовать культурные отложения на месте объекта, чтобы найти самые ранние из них (залегают на глубине от 3 до 5 м между кладками фундаментов). В текущем сезоне один из главных результатов — выявление остатков городских усадеб с плотной застройкой XIV — первой половины XVI веков на территории, где ранее находились административные здания. На этом месте нашли глубокие ямы-погреба и остатки печей.
Хронология высочайших зданий России
Всех приветствую! В данной статье расскажу Вам о том, какие здания были высочайшими в России в разные периоды истории, приятного просмотра!
Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы, а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле. Построен в 1475—1479 годах. Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года.
Храм-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась.
Храм Даниловского благочиния Московской епархии, первая каменная шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год. Входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.
Несохранившийся каменный шатровый храм, являвшийся доминантой ансамбля Борисова городка (Царёва-Борисова), построенного на рубеже XVI и XVII веков. Размеры церкви позволяют говорить о ней как об исключительном памятнике древнерусской архитектуры, значительно превышавшем церковь Вознесения в Коломенском, а также колокольню Ивана Великого до её надстройки. А. Л. Баталов называет её «самым грандиозным из шатровых храмов в истории средневековой русской архитектуры».
Из-за запустения Борисова городка после Смутного времени, в 1744 году церковь была заброшена и простояла в таком положении до начала XIX века. Окончательно разобрана в 1830 году на стройматериалы. Ценные кирпичи пошли на строительство новых домов. Битый кирпич и остатки стен вместе со строительным мусором рабочие свалили на склон рва и эти остатки стали предметом изучения археологов.
В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий».
Храм в честь Архангела Гавриила, расположенный в Москве. Был заказан в 1707 году Александром Меншиковым и построен по проекту Ивана Зарудного. На левом фото Меншикова башня в 1882 году. Позднее церковь со всех сторон окружили зданиями
Собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Автор проекта — итальянский архитектор Доминико Трезини. Возведён в 1712—1733 годах. С 1733 до 2012 года (279 лет. ) собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.
В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.
Одна из семи реализованных сталинских высоток в Москве. Здание расположено близ места слияния Яузы с Москвой-рекой таким образом, что два боковых корпуса стоят вдоль Котельнической и Подгорской набережных. Высотка строилась как «город в городе» в 1938—1940 и 1948—1952 годах.
Центральный высотный корпус насчитывает 32 этажа, его высота вместе со шпилем составляет 176 м, этажность боковых корпусов — от 8 до 10. Изначально в доме было 540 квартир
Мой пост с множеством фотографий высоток во времена их строительства: Сталинские высотки
Центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Самая высокая из семи построенных сталинских высоток. Высота — 183,2 м (со шпилем — 240 м), этажность центрального корпуса — 32 (36). До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе.
Жилой небоскрёб в Хорошёвском районе Москвы.
В первых рекламных кампаниях новостройки «Дон-строй» акцентировал внимание на стилизации под сталинскую архитектуру и именовал небоскрёб «восьмой сестрой» или «восьмой высоткой Москвы», но подобные слоганы вызывали шквал критики со стороны москвичей, что вынудило компанию избегать подобных заявлений.
Комплекс из трёх зданий разной этажности на 10-м участке района Московского международного делового центра. 11 октября 2004 года сдана в эксплуатацию 17-этажная башня, в октябре 2005 — 27-этажная башня. Строительство самой высокой третьей башни началось в январе 2005 и завершилось 9 ноября 2007 года. До окончания строительства комплекса Город Столиц в 2009 году «Башня на Набережной» была самым высоким зданием Европы
Комплекс из двух высотных башен: «Москвa» (76 этажей) и «Санкт-Петербург» (65 этажей) с 17-этажной соединяющей частью на 9 участке района Москва-Сити. Возведен по проекту нидерландского архитектора Эрика ван Эгерата. Башня «Москва» являлась высочайшим зданием в Содружестве Независимых Государств до завершения 1 декабря 2011 года монолитных работ на небоскрёбе «Меркурий-сити-тауэр».
373,7 метров «Федерация» (башня «Восток»)
Общественно-деловой комплекс, расположенный в Лахте (один из исторических пригородных посёлков на западе Приморского района Санкт-Петербурга), в здании располагается штаб-квартира ПАО «Газпром». Комплекс состоит из 5 объектов: башни, многофункционального здания (МФЗ), здания арки главного входа, комплекса зданий и сооружений (КЗС) и стилобата.
Башня Лахта центра высотой 462 метра стала самым северным небоскрёбом в мире. Является самым высоким в России и Европе и 15-м — в мире. Лахта-центр вошёл в пятёрку самых экологичных небоскрёбов мира. Общая стоимость комплекса оценивалась в 120,7 млрд рублей.
Россия второй половины XIX века
Красная площадь, Москва
Исаакиевский собор, Санкт- Петербург
Большой Александровский мост, Варшава
Храм Христа Спасителя, Москва
Боровицкие ворота и Храм Христа Спасителя, Москва
Успенский собор, Москва
Торговые ряды на Красной площади, Москва
Сталинские высотки
Всех приветствую! В данном посте я хотел бы продемонстрировать фотографии Сталинских высоток Москвы во время их постройки, а так же в разные годы существования.
Строительство главного здания МГУ. Комсомольцы-облицовщики – ученики школы рабочей молодежи. Слева с фотоаппаратом – корреспондент Яков Халип
Дата съемки: 1951 год
Смоленский метромост
Дата съемки: 1950-е
Жилой дом на Котельнической набережной
Дата съемки: 1952 год
Уборка снега
Дата съемки: 29 января 1952
Детский сад перед строящимся зданием МГУ
Дата съемки: 1952 год
Набережная Тараса Шевченко, Смоленский метромост, Смоленская набережная, Министерство иностранных дел СССР
Дата съемки: июнь 1956
Девушка-каменщик
Дата съемки: 1960-е
Главное здание МГУ имени М. В. Ломоносова в зимний день
Дата съемки: 1960-е
Лыжница у МГУ
Дата съемки: 1963 год
Вид на Москву и «Лужники» с Ленинских гор
Дата съемки: 1967 год
Миллионный «Москвич-408» на Ленинских горах в пробном пробеге по городу
Дата съемки: 24 мая 1967
Вид на жилой дом на Кудринской площади
Дата съемки: 1971
Как фанера над Парижем
14 июля 1919 года на Елисейских Полях в Париже должен был состояться парад в честь победы в ПМВ. Надежность самолётов того времени еще оставляла желать и верховное командование приняло решение, что лётчики пройдут на параде в пешем строю. Решение вполне разумное, рухнувший на толпу зевак самолёт вряд ли добавил бы праздничной атмосферы. Однако французские лётчики восприняли это решение, как личное оскорбление. Они не имели права ослушаться прямого приказа, но небольшой кружок заговорщиков задумал устроить генералам достойную сатисфакцию. Месть обещала быть дерзкой, яркой и по-французски изящной. А именно — в самый разгар парада, в момент прохождения пешей колонны лётчиков, один из заговорщиков должен был пролететь на самолёте сквозь Триумфальную Арку. Армейское начальство в истерике, толпа в экстазе, дамы кричат «ура!» и в воздух лифчики бросают.
Главным исполнителем авиационной вендетты был выбран человек-легенда, «Часовой Вердена» Жан Наварр. Тому было несколько причин. Во-первых, он был опытный, умелый и отважный лётчик, один из первых асов ПМВ. Причем фраги он начинал набивать еще в самом начале войны, когда мало кто представлял воздушный бой даже в теории, самолёты изготавливались дендрофекальным методом, а лётчики в лучших традициях Дикого Запада палили друг в друга из револьверов и двустволок. Во-вторых, на сакраментальный вопрос «ты что, псих?!», он мог смело отвечать «ага, у меня и справка есть», что могло пригодиться на случай официального разбирательства. В-третьих, в связи с предыдущим пунктом он был демобилизован, а значит не подчинялся армейскому трибуналу. Вообще это был человек очень интересной и трагичной судьбы, за подробностями отсылаю к моей недавней статье.
Место Жана Наварра занял Шарль Годфруа. Он не был настолько яркой и экстравагантной личностью, как Наварр, зато налетал более 500 часов. Эдакий старый конь, который борозды не портит. Несколько дней он тренировался, пролетая под мостами, а также гулял со своим другом Жаком Мортаном по Елисейским Полям. Годфруа изучал подходы к арке и воздушные течения, а Мортан выбирал, где разместиться с кинокамерой, чтобы запечатлеть эпохальное событие.
07 августа 1919 года в 7.20 утра Шарль Годфруа переоделся в чужой мундир и вылетел с аэродрома Вилякубле. Через десять минут он уже был над Парижем. Его самолёт сделал два круга над Триумфальной Аркой, а затем резко спикировал со стороны проспекта Гранд-Арме.
От звука снижающегося самолёта прохожие бросились врассыпную, многие наверняка словили «верденские флэшбэки». Годфруа благополучно пролетел через арку и вернулся в Вилякубле. Весь полёт занял у него около получаса, на аэродроме его даже не хватились.
Честь французской авиации была удовлетворена. Реакция властей была на удивление умеренной. Во избежание огласки скандал решили не раздувать, Годфруа отделался лишь выговором при закрытых дверями. Впрочем, после своего легендарного полёта он всё равно ушел в отставку, уехал в родной город Суси, где занялся виноделием. Годфруа более никогда не садился за штурвал самолёта и благополучно скончался в своей постели в 1958 году.
Полиция запретила демонстрацию фото и кинозаписей пролёта через арку, а также публикации в газетах, обоснованно опасаясь толпы подражателей. По сути громкая слава к Годфруа пришла уже после его смерти. Удивительно, но за всё время подражателей у него нашлось всего два. В 1981 году пролёт через Триумфальную Арку повторил Ален Маршан, летчик-истребитель Второй Мировой, чем заработал свои 5 минут славы и 5000 франков штрафа. В 1991 году то же сделал еще один пилот, который предпочел остаться непойманным и неизвестным.
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)