Аркан это что такое простыми словами в психологии
Аркан это что такое простыми словами в психологии
Аркан — это энергия архетипа в человеке. Архетипы — это понятные людям с детства образы: Иванушка-дурачок, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах и так далее. Это то, что знакомо подсознанию человека. Эти образы знакомы всем людям, несмотря на различия в возрасте или религиозной принадлежности и проч.
Аркан Шут — это чистой воды Иванушка-дурачок. В негативном варианте это, например, образ Джокера (Хит Леджер) в фильме «Темный Рыцарь». Шут, но в перевернутом значении. В негативе.
Императрица — это женщина, мать-жена, хозяйка.
Император — это человек, который управляет государством.
Иерофант — это священник.
Жрица — это женщина, которая тихо сидит и смотрит. Пассивная наблюдательница.
Иерофант (Жрец) — дублирующий аркан, но он, скорее, с социальной миссией, а Жрица — это внутренняя миссия, так называемая интуиция, которая все знает. И не нужно никуда спешить, потому что она уже все знает, она уже есть.
Маг — это фокусник и человек, который может управлять 4-мя стихиями. Это люди-фейерверки. Их невозможно не заметить. На самом деле, люди-маги — это те, кто несет слово Божье. Они могут настолько убедительно говорить, что ты будешь тотально им верить, так как очень сильна энергия убеждения. Это человек, с которым можно бесконечно общаться, и будет бесконечно интересно. Он для тебя будет постоянно открываться новыми гранями. Маг — это калейдоскоп. Никогда не предугадаешь, какой гранью он заискрится.
Или, например, человек, не имея аркана Императора, не сможет самостоятельно заниматься бизнесом. Он либо исполнитель, либо необходим партнер с арканом Император, либо бизнес будет разваливаться. Нет аркана — нет энергии на это. Не случайно люди выбирают себе профессии по склонности.
Если у человека несколько арканов любви, то у него любовь всегда будет на первом месте. 2-3 аркана Влюбленные или Сила — любовь будет центральной темой в жизни.
Самый главный, доминирующий аркан в человеке — это его день рождения. Это ключевой Аркан. Допустим, у меня день рождения 23 числа: 2+3= 5 — это аркан Иерофант. Даже по одному аркану можно очень многое рассказать о человеке.
Наша задача: активный аркан отставить в сторону и просто жить — проживать его. А слабо проявленные арканы нужно развивать, работать над ними.
Важно понимать, что аркан — это фон. Все решения принимаем мы сами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПО АРКАНАМ
В соционике и психологии люди поделены на типажи, которые по факту являются описанием масок. А аркан — это СУТЬ человека. Это то, что невозможно ничем закамуфлировать. В этом принципиальное различие.
Аркан показывает внутренний характер, который внешнему влиянию не всегда поддается. Грубо говоря, если ты хочешь что-то скрыть, арканы не позволят этого сделать. Арканы напирают изнутри, их ничем не закамуфлируешь.
В чем польза этой системы для людей?
В первую очередь ты понимаешь свой характер и свои арканы — рождается принятие самого себя, а это база для всего остального личного развития. У любого аркана, как в астрологии у планеты или зодиака, есть уровни проработки. Если ты понимаешь, что у тебя слабый аркан или он не работающий, то ты можешь узнать, где тебе важно развиваться.
Если ты знаешь свои арканы и арканы своих родственников, то начинаешь принимать человека целиком. Арканы могут проиллюстрировать перспективу партнерских отношений в бизнесе или семье.
На данный момент система «Арканы 4D» центрируется на психологическом портрете человека. У каждого есть свой базовый набор арканов, заложенный в дате рождения. У любого аркана, как и у любой планеты или знака зодиака есть уровни проработки.
Чтобы узнать свои первые 4 аркана заполните дату вашего рождения
Арканология — способ узнать свое предназначение
Как работает система арканов
Каждый новорожденный приходит в этот мир с уже готовой программой судьбы и с определенным набором возможностей. Все это зашифровано в дате его рождения, поскольку каждый из дней календарного года имеет собственный Аркан код. Простой пример. Фирма была зарегистрирована 6 февраля.
Следовательно, ее вибрации соответствуют четырем цифрам года, шестерке с арканом Влюбленных и двойке со Жрицей. Эта последовательность вибраций определяе6т дальнейшую судьбу нового предприятия и перспективы развития фирмы. Ждет ли ее взлет или провал, определяется влиянием вибраций на события.
Значение арканологии для человека
Этот уникальный инструмент можно использовать в трех разных видах предсказаний:
Например, на конкретный день следующего месяца запланировано открытие нового салона красоты. Но оказывается, что как раз этому дню соответствует Падающая Башня, которая не сулит ничего хорошего, кроме разрушительных перспектив. Но можно подобрать более удачный для старта бизнеса день, чтобы перенести на него дату открытия. Или сделать это в нейтральный период. Таких примеров в реальности сотни.
Наглядный пример применения системы арканов
Обычно карта рождения определяет основную роль человека на протяжении всей его жизни. Она представляет как бы взгляд окружающих на эту личность. Но эти предпосылки судьбы вполне можно изменить, если с ними поработать, поскольку они недостаточно глубокие. При определенном старании характер и судьба могу поменяться в лучшую сторону.
Расшифровка аркана Дьявол
В качестве первого аркана кода рождения Дьявол бесспорно указывает на двойственность человека. Именно об этом говорит точная трактовка карт Таро. Наделенные таким арканом личности появляются на свет со всеми задатками настоящего лидера. Они также обладают сексуальным магнетизмом и способны притягивать к себе материальные блага и деньги.
Легко увлекая за собою толпы, человек без должной проработки аркана может направить свои немалые запасы жизненной энергии в недостойное русло и буквально идти по головам, не замечая, что ранит окружающих, даже самых близких. Он может попасть в зависимость от алкоголя или начать коллекционировать престижные атрибуты высокого социального статуса.
Дьявол легко склоняет к моральному падению. Если родители знают, что у их ребенка такой Аркан код по дате рождения, им предстоит приложить немало усилий для воспитания в отпрыске силы воли и прививания ему системы моральных ценностей.
О чем говорит карта Судьбы
Поэтому выбор у человека все же есть – между восхождением к духовной трансформации и деградацией личности. В Карты Судьбы Аллы Борисовны аркан Силы. Он обеспечивает смелость решений, выносливость, способность сопротивляться в разных испытаниях на прочность. И такие лидерские качества, как решимость не отступать перед намеченной целью.
Сила просто подталкивает стремиться к власти и добиваться всего, что дает повышение социального статуса. Этот аркан привлекает к человеку внимание, создает все возможности для самореализации и проявления талантов. Сила относится к кармическим арканам. Это означает, что в определенные моменты жизни его влияние становится непреодолимым.
Вторая карта Судьбы
У Пугачевой это Суд. Вторая карта показывает миссию, ради которой Душа приходит в мир. Суд символизирует служение семье. Но одновременно означает реализацию данных от рождения талантов. В их числе находится и способность управлять другими людьми. У Суда еще есть множество значений. Если выделить главное – это кармическая карта. Значение кармического Суда таково, что уроки жизни лучше пройти по светлому сценарию. Иначе пойдут чередой кармические наказания.
По арканам Рождения и Судьбы вычисляют наиболее подходящие профессии для человека с таким кодом. На примере Аллы Борисовны, Дьявол благоприятствует всему, что связано с бизнесом, финансами, банковской сферой, политикой и психологией. Он также наделяет магическими способностями.
Сила обеспечивает хорошую спортивную карьеру, реализацию в качестве актера или руководителя. А суд предрасполагает к занятиям музыкой и связанным с публичной деятельностью сферам рекламы и политики. Пугачева абсолютно правильно поняла свое призвание, выбрав музыку и добившись славы на этом поприще.
Четыре основных этапа человеческой жизни с их отражением в арканологии
Третий охватывал следующее десятилетие по 1999 год. И также был очень сложным периодом внутренних трансформаций с Аркан кодом Смерти. Четвертый продлится до конца жизни. Это аркан Жрец, дающий достаточно уважения в качестве главы семьи, обеспечивающий спокойствие и благополучие. Заключенный в период Жреца брак будет стабильным и удачным.
Арканология нарисует кармический портрет
Основная карта в личной карме одновременно является слабым звеном каждого человека. Она будет оказывать влияние всю жизнь. Усиливают или немного ослабевают это влияние карты кармы, которые меняются соответственно возрастным периодам. У Пугачевой основная из карт кармы – Императрица. Это карта сильной и несгибаемой бизнес-леди, одновременно неотразимо сексуальной.
Но темная сторона Императрицы превращает сексуальность в развращенность, а силу в способность подавлять и контролировать всех. Деловая хватка превращается в жадность. Если владелец Императрицы не обладает высокими моральными уровнем и чувством долга, брачный союз может закончиться разводом.
В личной жизни станут преследовать любовные неудачи и нарушения здоровья, особенно серьезные в репродуктивной сфере. Кармическое влияние Императрицы можно смягчить, если человек будет знать, как должен себя вести в разные периоды своей жизни. Грамотные рекомендации смягчают влияние кармических арканов.
Прогноз здоровья и отношений по арканам
В личной сфере аналогично расшифровываются арканы обоих партнеров. После рассмотрения всех будет выведена на их основании итоговая карта. По ней уже можно составить заключение о гармоничности и жизнеспособности такого союза в целом, в отдельно взятый проведенный вместе год или даже месяц, если он готовит какие-то испытания верности.
Если знать периоды повышенной опасности, можно легко рассорить пару. Или наоборот, спасти их отношения, внести в них дополнительные связи и гармонию. В арканологии есть еще масса аспектов, которые невозможно вместить в рамки одной статьи. Но и без того должно быть ясно, насколько интересна и поучительна работа с арканами и Аркан кодами человека. И какие перспективы открывает она при обращении к опытному специалисту в этой области предсказаний.
Что такое арканы Таро? 9 Важных нюансов гадания Таро и всё, что нужно знать о том, что такое арканы Таро
Что такое арканы Таро, для чего они используются и как научиться на них гадать рассказали практикующий эзотерик Татьяна Кирилова и основатель международной школы «Таро—ГУРУ» Юлия Бульбаш.
В статье расскажем:
Что такое карты Таро?
Карты Таро являются наследием цивилизации Атлантов. Активно их использовать стали в Древнем Египте, и потом из поколения в поколение карты дошли до нас.
С течением времени эта система развивалась: появились разные школы Таро и более глубокие интерпретации карт. Но основная суть осталась прежней.
Таро — это философская система, с помощью которой можно познавать себя и мир.
Главные инструменты в этой системе — чувства и интуиция. С их помощью через карты Таро можно ответить на вопросы о себе или найти выход из сложной ситуации.
На какие вопросы дают ответы карты Таро?
С помощью Таро можно найти ответы практически на любые вопросы:
Таро используют в магических обрядах и ритуалах. Но если не знать, как их правильно проводить, можно попасть в беду, поэтому не испытывайте судьбу. Применять карты Таро в магии могут только обученные люди.
Чтобы научится трактовать карты Таро и безопасно применять их, запишитесь на курсы Таро. На них вас научат всем правилам гадания и расшифровки карт.
Например, карты могут показать выход из тупиковой ситуации или рассказать, что нужно сделать, чтобы изменить жизнь к лучшему.
Что такое арканы Таро? Сколько их всего?
Арканы — это обозначения разных энергий. Татьяна Кирилова рассказала, что «с помощью арканов Таро можно перемещаться на различные уровни разума вселенной. Каждый аркан включает в себя зашифрованные символические изображения со скрытым смыслом».
Таро — это целая наука, которую можно постигать всю жизнь. Погрузиться в эту сферу и получить первые знания лучше всего на курсах под руководством опытных наставников.
В системе Таро всего 78 карт: 22 Старших Аркана и 56 Младших Арканов.
Младшие арканы состоят из 40 номерных карт и 16 фигурных.
Каждая масть отвечает за свою стихию.
Ниже вы увидите пример младших арканов, которые относятся к стихиям (слева направо): жезлы — длинные вытянутые жезлы, пентакли — круг со звездой внутри, чаша — кубок.
Как используют вместе старшие и младшие арканы?
С помощью старших арканов мы можем понять общее направление событий, а младшие раскрывают их детали. Например, старший аркан покажет, что грядут перемены, а младшие уточнят, какими конкретно они будут.
Мы не будем давать значения арканов, потому что лучше это делать с помощью наставника. Интерпретаций очень много и все они сильно зависят от ситуации.
Например, в интернете часто пугают тринадцатым арканом «Смерть». Но в определённых раскладах он может обозначать резкие перемены к лучшему.
Арканы Таро: как гадать на картах Таро?
Главное при гадании:
5 правил гадания на картах Таро
Про них нам рассказала Юлия Бульбаш.
Если вы гадаете другому человеку:
4. Запишите вопрос и тип расклада, перед тем как начать трактовать. Это поможет сфокусироваться на теме и не уйти в сторону. Тип расклада зависит вопроса, который вы задаёте картам и от школы, к которой вы относитесь.
5. Узнайте небольшую предысторию по ситуации, чтоб трактовать в нужном направлении и не строить «догадки».
Новички часто допускают ряд ошибок, из-за которых можно получить неверную трактовку.
Топ-5 ошибок, которых нужно избегать:
Можно ли самостоятельно научиться толковать арканы?
Если очень захотеть, возможно всё. Но предупредим сразу: учиться толкованию Таро без наставника — путь сложный и долгий. Дело не только в том, что у каждой карты несколько значений, которые зависят от ситуации. Нужно разбираться ещё и во всевозможных сочетаниях карт.
Гадание на картах Таро — дело, в котором нельзя ошибаться. Поэтому чтобы не запутаться и правильно разобрать расклады, запишитесь на курсы Таро.
Таро — огромный мир, который можно изучать всю жизнь, и всё равно что-то останется непознанным. Конечно, наставник не всегда будет рядом, но сделайте с ним хотя бы первые шаги.
Преподаватель должен вызывать у вас положительные эмоции. В теме эзотерики это особенно важно. Не имеет значения, онлайн вы будете учиться или офлайн. Энергетику подходящего вам учителя вы получите в любом случае.
Если сомневаетесь в наставнике, перед покупкой курса запишитесь к нему на личную консультацию. Так вы точно поймёте, «ваш» это человек или нет.
Обратите внимание на отзывы о курсах Таро и соотношение теории и практики.
Длительность обучения зависит от программы курса. Например, бывает разброс от 5 до 45 академических часов. От длительности курса и уровня мастера зависит цена обучения. Она варьируется от 2 500 до 30 000 рублей.
Дополнительные вложения в обучение обычно минимальные: необходимо купить свою колоду карт. Для разных курсов подходят разные колоды, поэтому лучше уточнить это у наставника.
На курсах Таро вы научитесь трактовать арканы, их сочетания, делать разные виды раскладов. В некоторых школах вас научат создавать свой авторский расклад.
Благодаря этому вы сможете находить выход из сложных ситуаций, узнаете, какие действия помогут добиться успеха. Кроме этого вы сможете получить дополнительный источник заработка и гадать другим людям.
Боитесь, что не сможете найти первых клиентов? Не переживайте, ваши друзья вряд ли откажутся поддержать вас в новом деле, а заодно и узнать ответы на свой вопрос. Попросите первых клиентов рекомендовать вас или отмечать в Инстаграм.
Таро можно познавать бесконечно! Окунитесь в это тайное знание и откройте для себя удивительный мир. Не бойтесь начинать, у вас точно все получится!
Вам может подойти это обучение:
Поделитесь в комментариях, вам делали расклад карт Таро? Сделайте репост, может, ваши друзья тоже заинтересуются Таро?
Таро и психика человека
Новизна концепции, предложенной автором, Антониной Величко:
2. Провести параллели между символами Таро и психическими структурами человека и тем самым дать рациональное истолкование прогностического значения карт.
Как работает Таро?
Техника гадания на Таро основывается на феномене кожного зрения, изученного у экстрасенсов, и несомненно присутствующего у всех нас, но в «спящем» состоянии. Известно, что парапсихологами даже разработаны специальные программы обучения, с помощью которых любой человек может выявить у себя способность к кожному зрению и научиться этой способностью пользоваться. Этот феномен проявляется в резонансе полей руки человека и определенной картинки или текста, невидимых глазу. В результате этого резонанса выделяется теплота, действующая как субпороговый раздражитель и человек берет картинку, которую ему указало подсознание, или читает скрытый текст. Картинки в психологии называются невербальным осмысленным материалом и являются языком бессознательной части психики. А вот смысл, заключенный в этом материале мы выявляем уже сознательно, оценивая карточный расклад. Интересно, что если человек выбирает карты быстро, не давая себе времени для подключения кожного зрения и не прислушиваясь к своим ощущениям, их показания слабо отражают действительность, но процент правильных попаданий резко возрастает при медленном, подборе расклада, причем карты должен брать сам спрашивающий, а не гадающий, иначе на картах можно будет увидеть лишь мнение гадающего по заданному вопросу.
В момент выбора карт полезно выдержать так называемую «паузу бездумья», и прислушаться только к ощущениям в пальцах, ведя рукой над разложенной колодой. Брать лучше ту карту, над которой чувствуется покалывание или тепло. Также повысить эффективность гадания можно, дав спрашивающему карты предварительно рассмотреть, перебрать, прочувствовать, чтобы подсознание получило как бы оттиски картинок через различные органы чувств данного человека. Таким образом, Таро, являющееся ни чем иным, как стандартным набором функциональных понятий, существующих в подсознании человека, и выраженных в символической форме, служит нам как своеобразный язык для беседы с самим собой. И думается, что Таро может по праву занять место среди технических приемов психолога «которые непосредственно активизируют бессознательное. создают некий внутренний радар, который сканирует систему и ищет содержимое с наиболее сильным эмоциональным зарядом» (с)С.Гроф.
2 этапа гадания
Рассмотрим конкретный пример самоанализа с помощью Таро. Ни для кого не секрет, что одной из наиболее частых причин всяких неудач и разочарований бывает неправильная оценка своих возможностей и неумение разумно их реализовать. Психологи выделяют два вида Я: Я-концепция — формальное Я, построенное на идеалах, нормах поведения, и Я-действительное, которое и является истинной сущностью человека. Чтобы увидеть себя «изнутри» надо соответственно этим двум пунктам выбирать две карты из разложенных рубашками вверх Старших Арканов. Таким образом, разложив свою личность на составные части и получив истинную картину своего внутреннего мира можно избавиться от многих неудобств, максимально подогнав свой имидж к Я-действительному.
Помогает Таро и в профилактике стресса — одной из главных проблем нашего времени. Часто причиной длительного стресса и развивающегося на его почве невроза может стать какая-либо трудноразрешимая проблема. Таро позволяет сосредоточиться на возникшем вопросе и найти, может быть, неожиданное решение. Вытаскивая наугад карты, человек рассматривает свою проблему с разных сторон и находит рациональный выход в ситуации, казавшейся безвыходной. Если вы чувствуете, что совсем растерялись и ориентация в происходящем для вас затруднена, можно задать вопрос: «Что я думаю о сложившейся ситуации?» — и из карт получить подсказку своего подсознания.
Но допустим, так уж случилось — от стресса уйти не удалось. Пригодится ли колода Таро и теперь, в «минуту жизни трудную»? Каждый из нас, наверное, помнит, что в стрессовой ситуации очень трудно, практически невозможно читать, писать и вообще воспринимать любую информацию, передаваемую языком понятий. При волнении человеку инстинктивно хочется перебирать что-то в руках, будь это открытки, фотографии, бижутерия, карты. Такая реакция создает иллюзию действия и отвлекает от необдуманных поступков. Таким образом Таро отключает внимание человека от самого ощущения несчастья. Это позволяет успокоиться, снять возбуждение, а затем преодолеть стресс плавно, ненасильственно, самостоятельно, так как картинки Таро незаметно для человека занимают его внимание.
Можно отметить, что метод простейшего психологического самообследования с помощью Таро в эсперименте дал отличные результаты: в 80% случаев пользователь мог определить свои проблемы и найти путь их преодоления.
Таро и аналитическая психология
Большие арканы Таро и есть те самые базовые архетипы, о которых писал Юнг. С одной стороны — каждый из них абсолютно индивидуален, с другой — из каждого можно вывести все остальное.
Таро и аналитическая психология
Прежде чем говорить о Таро, следует сказать о том влиянии, которое оказала аналитическая психология на оккультное сообщество. Не будет преувеличением утверждать, что открытиями аналитической психологии для эзотерической науки началась новая эпоха. Впервые со времен картезианской революции вся глубина символической и духовной Вселенной, отвергнутая рационалистами как предрассудок, получила возможность триумфального возрождения в новом качестве, как сокровищница внутренней бесконечности нашей психики, которая, оказывается, едина с миром.
Вхождение аналитической психологии Юнга в силу фактически разделило весь западный оккультизм на два непримиримых лагеря. Наиболее разумные и культурные эзотерики, желающие диалога с академическим миром и интеграции в академическую реальность, приняли открытия Юнга и стали использовать его модель как одну из базовых карт, позволяющих понять природу оккультного познания. Самыми яркими примерами такого подхода являются супруги Цицеро, Израэль Регарди, Стефан Хёллер (епископ Гностической католической церкви) и многие другие эзотерические авторитеты.
Маргиналы же, дорожившие своей «исключительностью» и предпочитавшие выдавать свой доморощенный оккультизм за Единственную Истину, шарахались от Юнга и юнгианской психологии, как от чумы, ибо он «субъективизировал их великие истины».
Это противостояние, в одинаковой степени актуальное для западного мира и современной России, имеет глубокие психологические корни. Точно так же, как средневековому человеку было сложно принять, что не Земля центр Вселенной, а обывателю XIX века осознать, что человек — лишь звено в цепи эволюции, многие люди не могут принять относительность своих идей и мнений. Рабство духа компенсируется псевдогосподством позы непререкаемого духовного учителя, владеющего абсолютным и священным знанием, либо ученика такого учителя, который, хоть и в статусе ученика, приобщен к тому, что делает его выше всех когда-либо живших людей — делает обладателем Единственной Истины.
Это комплекс власти, лежащий в основе большинства базовых животно-инстинктивных программ человека, не имеет никакого отношения ни к поиску истины, ни к тому уровню знания реальности, которое мы при всей ограниченности нашего познания имеем.
Соблюдая интеллектуальную честность, попробуйте ответить: какие данные доказывают вам, что ваш Орден, Группа или Школа обладает Единственной Истиной, а все остальные пребывают во мраке заблуждения? Историк «малой традиции» найдет десятки различных противоречащих друг другу идей, так что при ближайшем рассмотрении окажется, что любые притязания на эксклюзивность — это субъективизм, провинциальность и нелепость.
Подобно Будде, Юнг предпочитает хранить благородное молчание относительно объективной или субъективной природы оккультных феноменов. Заметим, что он никогда не утверждал, что это «только психическое» в смысле «принадлежащее психике отдельного индивида». Феномены синхронистичности, предвидения, телепатии и др. позволяют уйти от наивного позитивистского образа «Эго, инкапсулированного в кожу». Однако, и в этом Юнг непреклонен, мы не можем безусловно объективировать каждый психический опыт. Ибо любой опыт — субъективен и относителен.
Это и есть та неопределенность, которую по достоинству может оценить только настоящий аристократ духа. Понятия объективного и субъективного вообще весьма относительны; с точки зрения буддизма, например, весь наш объективный мир не обладает ни малейшей онтологической реальностью.
Впрочем, мы слегка забежали вперед. Раскрывая значение юнгианской психологии для новой оккультной революции, мы забыли сказать, что же такое психология Юнга и почему он для нас так важен.
Все началось с того, что в 1875 году в швейцарском местечке Кесвиль родился Карл Густав Юнг — человек, которому было предначертано полностью изменить сами основания картины мира.
С раннего детства Юнг видел сны и даже видения наяву, которые любой его, да и наш современник счел бы странными. В три года — жуткий сон с пещерой, в которой находится ритуальный фаллос с глазом. В семь — раздвоенность и воспоминания из предположительно прошлой жизни сто лет назад. В двенадцать — видение, в котором Бог разрушает собор куском дерьма. Юнг хорошо понимал, что его видения не вписываются в картину мира его семьи, и предусмотрительно их скрывал даже от самых близких людей.
Сами по себе эти видения не делают Юнга исключительным — в истории было предостаточно визионеров и мистиков. Уникальность Юнга в том, что, в отличие от большинства таковых, он обладал удивительно цепким и сильным аналитическим умом. Поэтому вместо того, чтобы воспринимать послания бессознательного буквально и сойти с ума (либо стать очередным «пророком»), Юнг в поисках ответа к семнадцати годам перечитывает всех доступных ему философов и теологов от Платона до Шопенгауэра.
Самое большое впечатление произвел на него Кант. У Канта есть очень важная идея «вещи в себе». Согласно Канту, мы не можем знать сущность явлений; мы можем знать только то, как эти явления проявляют себя в нашем восприятии. Наше восприятие может быть физическим (наблюдение внешних объектов) или психологическим (наблюдение объектов внутренних), но в любом случае мы наблюдаем лишь проявление, феномен, а не ноумен. Вещь в себе, истинная причина причин, остается для нас сокрытой.
Это и есть гносеологическая скромность, которой так не хватает 99 % занимающихся оккультными практиками. Позиция гносеологической скромности является лучшей защитой от любого впадения в безумие, гордыню или другую одержимость — состояния, которые Юнг называл «психической инфляцией».
Выбирая профессию, Юнг чувствует острый внутренний конфликт между потребностью в чисто духовной, абстрактной теологии и в эмпирической науке. В последний момент выбор падает на психиатрию.
Итак, Юнг становится психиатром, практикует несколько лет под руководством доктора Блейлера, пока наконец не становится партнером и другом Зигмунда Фрейда. Союз их длится около десяти лет, но в конце концов они со скандалом расходятся и более никогда не встречаются.
На этом стоит остановиться поподробнее. Разрыв между Фрейдом и Юнгом — это не просто конфликт двух старых друзей, которые не поделили прекрасную даму по имени Сабина Шпильрейн. Это конфликт мировоззрений, установок, культур, который скрыто существовал с первой встречи, но вырвался на поверхность только через восемь лет сотрудничества.
В чем же состоят эти различия? И Фрейд, и Юнг знали, что человеческая психика — это не только сознание, не только то «дневное» Эго, которое говорит о себе «Я». И Фрейд, и Юнг согласились бы с тем, что психика — это множество пластов бессознательного, о котором зачастую наше Эго не только не знает, но и не догадывается.
Но для Фрейда бессознательное ограничивается телесными и инстинктивными реакциями. И бессознательным оно становится только потому, что наше Эго не желает о нем ничего знать. Эго по Фрейду — это страус, навсегда погрузивший голову в песок. И кто бы спорил, что так бывает! Беда только в том, что по Фрейду бывает только так. Поэтому и искусство, и религию, и науку, и политическую жизнь Фрейд понимал как определенные формы сублимации подавляемой и осуждаемой сексуальной энергии.
Так что, хотя Фрейд и обвинял Юнга в пуританстве за то, что тот не принял его теорию, на самом деле пуританином, верящим в обязательность репрессивного подавления сексуальности культурой, был сам Фрейд.
Наблюдая многие годы за людьми, Юнг открыл, что за личным бессознательным — всем тем, к чему подход Фрейда вполне применим, — скрывается еще один уровень. Тот, который Юнг назвал коллективным, или объективным, бессознательным.
Это объективное бессознательное, в отличие от личного, или субъективного, обладает удивительными свойствами. Во-первых, структуры, которые в нем находятся, не приобретаются в результате личного опыта. Они там есть изначально. Априори. И именно они создают, оформляют и активируют наше восприятие всего, что нас окружает и что с нами происходит. Нечто подобное более двух с половиной тысяч лет назад предположил Платон, говоря об идеях, или эйдосах, но для Юнга архетип — это не просто интеллектуальная идея. Это данность внутреннего опыта.
Изначальная заданность архетипической матрицы объясняет и тот факт, что мифология разных народов до такой степени похожа. До Юнга это объясняли заимствованиями. Дескать, шаман Чукотки мог на досуге заглянуть в гости к африканскому колдуну и поделиться своими последними фантазиями. Просто потому, что других объяснений, которые могли бы объяснить фантастическое сходство мифов с точки зрения рационального ума XIX века, не существовало.
Интересно, что совпадение мифологий происходит не только на уровне образов (в конце концов, все мы видим Солнце, и что удивительного, если разные народы решают ему поклоняться?), но на уровне того, как образы образуют сеть мифологических объяснений, структур, концепций. Например, такой сложный мифологический сюжет, встречаемый и в Индии, и в Скандинавии, как сотворение мира из тела убитого или умершего великана (или Бога). Или сюжет о странствии героя ради спасения принцессы. Или миф об утраченном золотом веке. Антропологи часто объясняют эти сюжеты определенными социальными обычаями и ритуалами, но для нас важно то, что даже современные дети, понятия не имеющие о реалиях жизни в древности, спонтанно начинают порождать фантазии по тем же самым законам. Подробнее эти сюжеты мы будем рассматривать позднее, когда перейдем к Таро, которое воистину дает ключ к сокровищнице общечеловеческого наследия.
Но это — только внешняя сторона учения Юнга. В конце концов, в самом наличии общечеловеческих архетипов нет ничего невероятного. Из маленького сперматозоида всегда развивается существо с заданным набором рук, ног, зубов. Что принципиально невероятного в том, что психические образы и символы могут иметь один и тот же набор «генов»?
Самое удивительное в том, что, когда чистый архетип поднимается на поверхность сознания, меняется и внешняя, окружающая реальность. Иными словами, пока мы находимся в границах личного бессознательного, наших сознательных и бессознательных надежд и страхов, комплексов, — мы находимся в привычной реальности. У нас есть четкая граница — граница между «я» и «другим», между внешним и внутренним, между желаемым и запретным. Но когда происходит прорыв архетипа, сознание оказывается «затопленным» (поэтому прорыв архетипа часто сопровождают метафоры воды) — сама реальность начинает вести себя, как будто подчиняясь этому архетипу, этой идее.
Звучит невероятно, не правда ли? Наша привычная материалистическая картина, в которой каждый атом является полностью отделенной от всех остальных атомов частицей, рушится, как карточный домик. И тем не менее, это так. Более того — эта картина мира имеет существенную поддержку в научном сообществе. Почти одновременно с Юнгом квантовая физика пришла к очень схожим выводам совсем с другого конца. Простейшие частицы ведут себя в зависимости от ожиданий наблюдателя. Понимаете, что это значит? Современная наука оказывается куда более магической, чем может показаться недалекому материалисту.
Да и в самом деле — когда настоящая наука была так жестко материалистична, как это предполагают редукционисты? Ключевые открытия, которые легли в основу западной цивилизации, ученые делали, устанавливая связь с бессознательным. Вспомним философию Декарта, основанием идей которого стал его сон; яблоки, приснившиеся Ньютону; таблицу Менделеева; или открытие частицы нейтрино лауреатом Нобелевской премии и добрым другом Юнга Вольфгангом Паули.
Для поверхностного человека наука, как одноногий солдатик, опирается только на рациональное. Но многие ли знают, что ракетное топливо, позволившее американцам долететь до Луны, разрабатывал маг, оккультист и последователь Алистера Кроули — Джек Парсонс? Многие ли знают, что Ньютон писал алхимические труды, существование которых вынуждена признавать даже официальная наука? Многие ли понимают, какое колоссальное влияние оказывают сны на ключевые открытия нашей жизни?
Отношение к науке — пограничная линия, разделяющая два вида оккультизма. Одни, отвергая Юнга, отвергают идею академизма, мечтая вернуться в золотой век прошлого, свободный от этой «ужасной бездуховной науки». Увы, часто этот «золотой век» оказывается очередной антиутопией, (примером чему служат Гитлер с его «Аненербе», а также некоторые русские оккультисты из круга Дугина, формирующие современную репрессивную политику). Впрочем, все эти господа презирают науку только на словах, что вполне понятно — презирать науку и ругать прогресс гораздо приятнее за новеньким «макинтошем», перемещаясь в самолете на очередное обнаруженное «место силы». Ну да Хоронзон с ними! Другие, напротив, всецело приветствуют научный прогресс рассматривая научное и оккультное познание как два разных способа познания, которые (как мы видели выше из примеров) часто пересекается.
Впрочем, это лирическое отступление подводило нас к одной из важнейших идей Юнга — к идее, которую Юнг обнародовал лишь ближе к концу жизни. Речь о понятии синхронистичности — то есть осмысленной связности внешних событий и внутренних процессов.
Давайте рассмотрим классический пример, который Юнг приводит в обоснование своей гипотезы.
1 апреля 1949 года. Сегодня пятница. На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае «апрельской рыбы». В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая гласила: Est homo totus medius piscis ab imo («Человек целостный есть рыба, извлеченная из глубины»). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с вытканными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2 апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая подплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы.
Обратите внимание на последнюю строчку цитаты. На самом деле для Юнга «занимался изучением истории символа рыбы» означало полноценное погружение и сосредоточение сознания на этом простом образе. Пока образ оставался лишь личной интеллектуальной конструкцией, никаких синхроний не происходило (согласно другим записям, Юнг до этого работал с этим символом уже год), но, как только сосредоточение достигло своего пика, произошел прорыв — и вместо концепции рыбы Юнг сталкивается с чистым архетипом.
Переживание архетипа можно безошибочно отличить по особого рода состоянию «нуминозного», или «священного». Чувство нуминозного отличается сложным сочетанием парадоксальных эмоций — страха и восторга, ужаса и экстаза. Будучи захвачены архетипами, мы можем испытывать ужас перед этой многократно превосходящей все сознательные представления Силой и одновременно наполняться восторгом и экстазом от причастности к ней.
И, наконец, самый важный момент открытия Юнга. Любой архетип — двойственен. И сразу, автоматически, несет в себе свою противоположность. Это можно принять логически — почитав Гегеля или хотя бы Веллера. Но на самом деле на уровне переживания мы все равно будем оставаться в плену дуальной картины. Добро — зло. Свет — тьма. Аскеза — гедонизм. Обычное сознание незыблемо убеждено в разделении противоположностей и потому не в состоянии понять, каким образом в ОДНОМ архетипе могут заключаться два противоположных содержания. Почему любое утверждение автоматически несет в себе противоположность. Как только мы провозглашаем некий идеал — мы автоматически создаем его противоположность как компенсацию.
Архетип биполярен и сизигичен. Эго и Тень образуют пару. Анима и Анимус образуют пару. Архетип старца и младенца — образуют пару. В Боге скрывается Дьявол, в Дьяволе — Бог. Бинер по определению — фундаментальный принцип. Поэтому после самых возвышенных экстазов монах сталкивается с демоническими искушениями. Одно порождает другое, хотя сам монах совершенно не осознает этого. Медаль с одной стороной невозможна. В одной из своих работ Юнг делится забавным эпизодом. Однажды ему довелось познакомиться с человеком, который показался воплощением совершенства. Юнг даже позавидовал такому исключению из правил. Но на следующий день он увидел его жену. Которой, по всей видимости, пришлось воплотить все, что было вытеснено у этого субъекта.
Итак, любая архетипическая структура бинарна. Что это значит применительно к Таро? Мы уже упоминали, что в Таро большие арканы соответствуют архетипам. Итак, вытаскивая, к примеру, карту Император, мы не можем знать, предстоит ли нам назначение на роль директора фирмы, которой нам придется править железной рукой, или наоборот — нам доведется оказаться в жестком подчинении у нового авторитарного лидера, который станет директором. Ясно, что проявлен архетип власти, а в каком модусе вы находитесь по отношению к нему — это уже тема для медитации. Другой пример. Аркан Башня может сулить разрушение клетки иллюзий, построенной «по собственным чертежам», или крах всех надежд и стремлений. Иными словами, есть некая первичная идея (скажем, идея власти или идея разрушения, если говорить об Императоре и Башне) но какая ее грань проявится в данном конкретном случае, остается под вопросом.
Однако, помимо того, что архетип биполярен (это, пусть с трудом, но еще может вместить обычный разум), он еще и голографичен. Иными словами, хотя каждый из архетипов выражает некую универсальную идею, парадокс в том, что эта идея, будучи рассмотрена абстрактно, как оказывается, включает в себя все остальные. Применительно к нашей теме это значит, что каждый большой аркан потенциально содержит в себе все остальные 21. В работе «Прорицание и синхрония» Мария Луиза Фон Франц приводит интересную мысль, которая может показаться сложной неподготовленному читателю, но представляется мне очень важной:
Коллективное бессознательное представляет собой поле психической энергии, а активизированными точками являются архетипы. И таким же образом, как определяются соотношения в физическом поле, они могут быть определены в поле коллективного бессознательного.
Например, возьмем архетип Мирового Древа или Великой Матери, которые весьма часто объединяют. В гробнице древнеегипетского царя Сета I изображено Мировое Древо, из ствола которого пьет царь. Древо изображает Космическую Мать, питающую царя. Или, например, существуют саги, согласно которым души неродившихся младенцев живут в тени Мирового Древа, откуда их возвращают на Землю, где они и рождаются. Итак, Древо представляет собой своего рода материнское чрево, в котором Земля черпает искру жизни для неродившихся детей. Существует множество мифов, согласно которым Солнце рождается каждое утро из Древа или же описывается как золотое яблоко на Древе Жизни. Иными словами, Солнце — плод Мирового Древа. Древо также сравнивается с источником. В большинстве мифов фигурирует источник, находящийся под Мировым Древом, родник, дающий жизнь.
Источник часто представляет собой своего рода материнское чрево Великой Матери и обладает женскими, материнскими свойствами. Великая Мать связана и с представлениями о смерти. Например, на днище древнеегипетских гробов изображалась Исида, а на крышке — Нут; умерший находился в объятиях Великой Матери. При захоронении человека укладывали в положение эмбриона, что, по-видимому, связано с представлением о том, что человек возвращается во чрево Матери Земли, чтобы потом возродиться.
Представление о смерти также связано с источником. Существуют саги, в которых описано, как человек прыгает в источник и попадает в царство мертвых, в подземный мир.
Все архетипы влияют друг на друга. Поэтому, по моему мнению, вполне целесообразно использовать идею поля применительно к коллективному бессознательному. Тогда можно сказать, что бессознательное — это поле, в котором активизированные точки являются архетипами, между которыми можно установить взаимосвязь. Архетип Великой Матери я выбрала совершенно случайно. С таким же успехом я могла бы выбрать архетип Солнца и сформировать вокруг него так называемое поле.
Итак, думаю, уже понятно, к чему я веду. Большие арканы Таро и есть те самые базовые архетипы, о которых писал Юнг. С одной стороны — каждый из них абсолютно индивидуален, с другой — из каждого можно вывести все остальное.
Но открытие феномена синхронистичности наводит нас на другой момент. Наличие таинственных смысловых связей всего со всем (о чем свидетельствуют и древний герметизм, и современная квантовая физика) полностью легитимизирует идею прорицания. Всякий раз, когда мы обращаемся к Таро с целью прорицания, мы как бы настраиваемся на эту волну всесвязности и всеединства, и те образы и символы, которые нам выпадут, будут нести те смыслы, которые нам нужны. По большому счету, правильно понятая практика прорицания — это упражнение в интуиции. Преимущество использования Таро еще и в том, что колоссальная многозначительность больших арканов позволит вам, получив свой ответ, интуитивно выхватить именно то, что соответствует вашей ситуации. Прорицание — это не пассивный процесс, но некое сотворчество с Богом, разговор с Самостью или, если угодно, — игровое взаимодействие с внутренней бесконечностью.
Поэтому — играйте. Ибо Игра есть начало всего.
Если вам понравились фрагменты моей книги «Таро для всех и для никого» вы можете купить ее перейдя по ссылке
Из книг иностранных авторов по Таро, наиболее заслуживает внимания работа Салли Николз «Юнг и таро», где каждый аркан рассмотрен во всей полноте архетипической перспективы. Именно эта книга на данный момент является абсолютным лидером продаж не только в графе Книги по Таро, но и в общем списке, гранича с «Красной книгой» Юнга и «Путем сновидений» Фон Франц.
В качестве дальнейшего развития понимания именно Телемитского Таро, мы рекомендуем книгу Лон Мило Дюккета «Таро Тота». Книга написана легким, даже игривым языком, но при этом объясняет сложнейшие тонкости символизма Таро Тота уходящего в глубины каббалы и алхимии Телемы.
И наконец книга Майкла Даммита «История Оккультного таро». Можно не соглашаться с теми оценками, и установками которые порой сквозят у исследователя к исследуемому материалу, однако нигде и никогда не приходилось нам встречать столь подробного, детального исследования истории практических всех эзотерических школ и традиций, от рассвета до заката.