Арлекин что это значит
Арлекин
Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Ганасса. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin ).
Содержание
Примечания
Источник
Литература
Арлекин, с гравюры XVIII в.
Актёр Т. Визентини с маской Арлекина, М. де Лятур (XVIII в.)
Арлекин, рисунок Мителли (XVII в.)
Тристано Мартинелли в роли Арлекина (XVII в.)
Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685)
Арлекин, статуэтка XVIII в.
Арлекин и Пьеро, картина П. Сезанна (1888)
Бродячие комедианты, картина Ф. Гойи (1793)
Арлекин и Коломбина, картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)
Арлекин — крестьянин, картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Арлекин» в других словарях:
арлекин — а, м. arlequin, harlequin нем. Arlekin <ит. arlecchino. 1. театр. Слуга, традиционный персонаж итальянской комедии масок (обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске). БАС 2. Прежде говорит арлекин. Здравствуйте, господа,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АРЛЕКИН — (итал. arlechino шут). Шут, одетый в платье из разноцветных лоскутьев комическое лицо в итальянских комедиях. Отсюда вообще смешное лицо, пестро одетое. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЛЕКИН 1)… … Словарь иностранных слов русского языка
арлекин — См … Словарь синонимов
АРЛЕКИН — АРЛЕКИН, арлекина, муж. (итал. arlecchino). 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). «Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям… … Толковый словарь Ушакова
АРЛЕКИН — муж. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками; | пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный. | Порода ищейных собак, на которых белая рубашка … Толковый словарь Даля
АРЛЕКИН — (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро … Большой Энциклопедический словарь
АРЛЕКИН — АРЛЕКИН, а, муж. Традиционный персонаж итальянской «комедии масок»; паяц, шут. | прил. арлекинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АРЛЕКИН F1 — см. Для выращивания в весенне летнем обороте (пленочные укрытия). Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 112 день после полных всходов. Растение детерминантное, среднерослое, среднеоблиственное. Лист… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
АРЛЕКИН — (А. и а.; персонаж итал. комедии масок; тж в знач. нариц.) Пришли Арлекин и Пьеро <. > И стали у гроба с свечами! Анн900 (128); В полумраке – один – У подъезда шептался С темнотой арлекин. АБ902 ( … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Значение слова «арлекин»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Происхождение: уроженец Бергамо, переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город — Венецию.
Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Маска: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.
Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.
Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Гандан. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin).
В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV в. — Данте в «Божественной комедии», где Аликино (итал. Alichino) — один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV, Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров). Во Франции его часто называли Домиником (по имени актёра Доменико Бьянколелли, игравшего роли второго Дзанни; он слишком сильно ушёл от старой формы маски Арлекина, но именно созданный им образ существует сегодня на театральных подмостках). В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.
Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например, немецкий Гансвурст. Арлекин — один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями драматургических пьес, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в русском театре, у Александра Блока, и прочно вошедших в современную поп-культуру.
АРЛЕКИ’Н, а, м. [ит. arlecchino]. 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям привычен, в лице и жизни а. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Арлеки́н
1. персонаж итальянской комедии дель арте, весёлый и наивный слуга ◆ Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляли пощадить несчастного Буратино. А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1936 г. ◆ Когда Чабров в костюме Арлекина (чёрные и золотые шашки) выходил на сцену, от одного его появления по залу проходила искра. В. И. Мухина, «Воспоминания Веры Мухиной», 1939–1940 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: субстанция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ngasanova
Вспомнить, подумать.
АРЛЕКИН
АРЛЕКИН в искусстве
Арлекин (от итальянского Arlecchino, французский Arlequin, испанский Arlequin) — традиционный
персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского
площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой
(первым дзанни), Панталоне и Доктором.
Создан актером А. Ганасса во второй половине XVI века.
Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал.
Имя Арлекин происходит из старинных французских легенд, где фигурировал мрачный предводитель
сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin). В XIII веке его упоминает в «Игре о беседке» Адам де Аль,
а в XIV веке – Данте в «Божественной комедии», где Аликино — один из бесов.
Аликино и бесы рядом с Вергилием и Данте, Джованни ди Паоло, XV в.
Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев,
сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони,
Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше.
В начале XVII века это имя берет себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, игравший
при дворе второй жены Генриха IV, Марии Медичи. Именно от него пошла традиция называть этого
персонажа Арлекин. Его также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров).
Тристано Мартинелли в роли Арлекина (XVII в.)
Арлекин занимал в труппе положение второго Дзанни — простака, неотесанного увальня, запутывавшего
своими глупыми выходками интригу комедии. Носил костюм, покрытый многочисленными разноцветными
заплатами, обозначавшими бедность и скупость его обладателя.
В середине XVII века во Франции актер Доменико Бъянколелли изменил характер и костюм Арлекина
(поэтому во Франции Арлекина часто называли Домиником). В его исполнении Арлекин превратился
в первого Дзанни — хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно участвующего в развитии
действия.
Арлекин, рисунок Мителли (XVII в.)
Изменился и костюм Арлекина: он носит крестьянская рубаха и панталоны, заплаты на костюме приняли
форму правильных треугольников красного, желтого и зеленого цвета, тесно прилегающих друг к другу.
На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком (символ трусости). На поясе кошель. Обут
в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
На лице маска — черного цвета с огромной бородавкой на носу. Лоб и брови нарочито выделены, с
черными взъерошенными волосами. Впалые щеки и круглые глаза указывают на его обжорство.
Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685)
В XVIII веке актер Т. Визентини внес в трактовку роли Арлекина патетический элемент, заставив
зрителей парижских ярмарочных театров одновременно смеяться и плакать.
Актёр Т. Визентини с маской Арлекина, М. де Лятур (XVIII в.)
Дальнейшее развитие маски Арлекина происходило вне комедии дель арте. Во французских арлекинадах
конца XVII – начала XIX века Арлекин превратился из слуги в изящного любовника, счастливого
соперника Пьеро.
Арлекин, с гравюры XVIII в.
После Великой Французской революции у Арлекина появился свой жанр в европейском ярмарочном
театре — Арлекинада. Представление с простым сюжетом, где Арлекин был главным героем и
победителем, состояло из песен, танцев, буффонад, пантомим и шуточных драк.
Арлекин, статуэтка XVIII в.
В середине XIX века в судьбе Арлекина происходит новый поворот. Цирк выделился в самостоятельный
вид зрелищ, и на манеже появились клоуны — Белый (хозяин, производное от белого Пьеро) и Рыжий
или Август (слуга, прототипом которого был Арлекин).
В эпоху модерна Арлекин и Пьеро стали культовыми фигурами искусства декаданса. Их образам
придавали мистическое значение: одному приписывали вселенскую печаль, другому — игры со
смертью. Их внешность стала изысканно-элегантной.
Константин Сомов «Арлекин и Смерть»
Язвительный Арлекин и страдающий Пьеро вдохновили многих великих мастеров России, в том числе
М. Петипа, М. Фокина (Карнавал, Петрушка), И. Стравинского, С. Прокофьева, В. Мейерхольда
(Шарф Коломбины, Маскарад), Е. Вахтангова (Принцесса Турандот), А. Таирова (Ящик с игрушками,
Покрывало Пьеретты, Принцесса Брамбилла), К. Голейзовского (Трагедия масок), Б. Фердинандова
(Король-Арлекин), С. Радлова (Лекарь поневоле).
В XX веке в спектакле театра «Пикколо ди Милано» Арлекин, «Слуга двух господ» режиссер
Л. Стреллер использовал традиции театра масок (исполнитель роли Арлекина — Ферруччо Солери).
Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например,
немецкий Гансвурст.
Арлекин — один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями мировой
драматургии, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в
русском театре, у Александра Блока. Широко известна сказка А. Толстого «Приключения Буратино»,
в которой Арлекин один из главных персонажей.
Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразныйфеномен европейского театра.
Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» 1888
Бродячие комедианты, Ф. Гойя
Исповедь Арлекина. Моисей Фейгин
Арлекин с подружкой. П. Пикассо
Philipe Mercier. «Pierrot and Harlequin»
Сlaude Verlinde. «Arlekin»
Watteau, Jean-Antoine ( 1684-1721). «Arlequin, Pierrot and Scapin»
Пабло Пикассо. «Арлекин с бокалом», 1905
Пабло Пикассо. «Задумчивый Арлекин», 1901
Поль Сезанн. «Арлекин», 1888-1890
Кларенс К. Чаттертон. «Арлекин», 1918
Василий Шухаев, Александр Яковлев. «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», 1914
Эдгар Дега. «Арлекин и Коломбина»
Константин Сомов. Арлекин и дама. 1910
арлекин
Полезное
Смотреть что такое «арлекин» в других словарях:
Арлекин — У этого термина существуют и другие значения, см. Арлекин (значен … Википедия
АРЛЕКИН — (итал. arlechino шут). Шут, одетый в платье из разноцветных лоскутьев комическое лицо в итальянских комедиях. Отсюда вообще смешное лицо, пестро одетое. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЛЕКИН 1)… … Словарь иностранных слов русского языка
арлекин — См … Словарь синонимов
АРЛЕКИН — АРЛЕКИН, арлекина, муж. (итал. arlecchino). 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). «Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям… … Толковый словарь Ушакова
АРЛЕКИН — муж. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками; | пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный. | Порода ищейных собак, на которых белая рубашка … Толковый словарь Даля
АРЛЕКИН — (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро … Большой Энциклопедический словарь
АРЛЕКИН — АРЛЕКИН, а, муж. Традиционный персонаж итальянской «комедии масок»; паяц, шут. | прил. арлекинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АРЛЕКИН F1 — см. Для выращивания в весенне летнем обороте (пленочные укрытия). Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 112 день после полных всходов. Растение детерминантное, среднерослое, среднеоблиственное. Лист… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
АРЛЕКИН — (А. и а.; персонаж итал. комедии масок; тж в знач. нариц.) Пришли Арлекин и Пьеро <. > И стали у гроба с свечами! Анн900 (128); В полумраке – один – У подъезда шептался С темнотой арлекин. АБ902 ( … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Арлекин
История персонажа
Арлекин — один из самых узнаваемых шутов в мире. За многовековую историю он вырос из второго слуги в итальянской комедии дель арте в самостоятельного персонажа. А вместе с вечно страдающим Пьеро создал популярнейший союз.
История создания персонажа
Вопреки всеобщему заблуждению, Арлекин появился за пару веков до возникновения комедии дель арте. Его образ использовался еще в XIV веке в «Божественной комедии» Данте. Автор описал внешне похожего на венецианского слугу Алихино — беса из ада. Костюм Алихино состоял из кусочков ткани.
Современный же Арлекин «родился» в XVI веке. Оставив в характере дьявольские повадки, он быстро становится излюбленным актером публики. Персонаж принадлежит к маске второго дзанни, но впоследствии обходит по узнаваемости и популярности первого слугу — Пульчинеллу.
Прозвище Арлекин, по мнению исследователей, произошло от имени предводителя бесов — Эллекена из древнейшего мифа о «Дикой охоте». Согласно скандинавской мифологии, этот персонаж-призрак с другими всадниками забирал души людей.
Такую теорию происхождения и связь с потусторонним загадочного персонажа итальянского театра доказывают первые его изображения. На лбу у слуги красуется шишка, которая напоминает остаток рога, что свидетельствует о бесовском прошлом.
Судьба и характер Арлекина
Первоначально Арлекин виделся зрителям уличного театра как неунывающий крестьянин-простофиля из Бергамо. Его роль в представлении заключалась в том, чтобы окончательно запутать сюжетные линии между молодыми влюбленными, стариками и слугами.
Традиционный костюм актера в XVI веке напоминал бедного крестьянина. И в этом заключается суровая реалистичность образа. Длинные панталоны и рубашка из грубой ткани — все эти элементы одежды были буквально испещрены дырами и заплатками. Так Арлекин олицетворял в себе бедность, простоту и незамысловатость.
Когда итальянский театр буквально «поселился» на улицах Франции, некоторые актеры влились в культуру приветливой страны. Многие стали выступать в публичных театрах Франции в качестве самостоятельных персонажей. Что касается Арлекина, то он сильно преобразился внешне.