Арматура а500с и в500с в чем разница
Что такое арматура В500С и в чем ее отличия от А500С?
До недавнего времени российские предприятия не осуществляли выпуск арматуры В500С. Однако в последние годы несколько отечественных компаний наладили производство металлопроката данного типа. Давайте рассмотрим, в чем преимущества нового вида арматурного проката, а также перспективы дальнейшего выпуска таких изделий.
Особенности арматуры В500С
В500С – это холоднодеформированный арматурный прокат, который производится без нагревания металла. Материал данного типа задействуется при армировании ЖБ-конструкций. Некоторые эксперты уверены, что у такого металлопроката огромный потенциал применения в сфере строительства.
В числе основных преимуществ металлопроката:
Выпуск ХДА В500С каждое предприятие осуществляет по собственному ТУ, но есть стандарт, который регламентирует производство металлопродукции данного типа. Основные нормы и требования прописаны в ГОСТе 52544-2006. Примечательно, что до 2007 года в России не было госстандарта, который бы регламентировал технические требования к арматурному прокату В500С.
Чем отличается арматура А500С от В500С
Если рассматривать основные различия, прежде всего нужно отметить способ производства. Арматура А500С – это горячекатаный арматурный прокат, который производится путем нагрева. Что касается арматуры В500С, то это холоднодеформированная металлопродукция.
Второй важный момент – лучшая свариваемость арматуры В500С по сравнению с А500С. Но из-за немного заниженного расчетного предела текучести расход В500С немного больше, чем у А500С. При этом применение арматуры В500С предприятиями, которые занимаются выпуском ЖБИ, намного целесообразнее с точки зрения экономии.
Нужно отметить, что по сравнению с горячекатаной или термоупроченной арматурой, холоднодеформированная арматура В500С не имеет продольного лампаса. По этой причине в процессе обработки такого металлопроката наблюдается уменьшение износа скобогибочного, а также сварочного оборудования. В результате увеличивается срок службы наиболее быстроизнашивающихся деталей.
Применение арматуры В500С позволяет снизить до 15 % расход стали по сравнению с арматурой класса А400 в среднем по объекту строительства. По отдельным конструкциям этот показатель может достигать 25 % при одновременном повышении надежности конструкции.
Актуальная ситуация на рынке
В числе российских предприятий, которые запустили производство В500С – Балтийская металлургическая компания (Калининград). Продажи холоднодеформированной арматуры – порядка 2 500 т, что составляет +47% к итогу 2010 года. Кроме того, на предприятии отмечен рост продаж сварных сеток.
Производитель планирует нарастить объемы отгрузки выпускаемой продукции за счет расширения географии сбыта. Производство холоднодеформированной арматуры, а также сварных сеток ведется на итальянском оборудовании.
Мощности производственных линий достаточно для выпуска до 2 тысяч тонн арматурного проката диаметром 4-12 мм и порядка 1,2-1,5 тысяч тонн сеток ежемесячно. В качестве сырья для производства сварных сеток данный производитель использует холоднодеформированную арматуру В500С диаметром 4-10 мм собственного производства.
К сожалению, статистикой производства и продаж В500С мало кто делится. Некоторые производители отмечают, что продукция пользуется спросом только тогда, когда ощущается дефицит арматуры А400/500С.
Из наиболее значимых игроков на рынке можно выделить Дипос, Центрметалл, Хромбур и БМК-Калининград. Магнитогорский металлургический комбинат и компанию «Мечел» не стоит брать в расчет, так как у них катанка своя и совершенно другая структура ценообразования.
Существует мнение, что перспективы В500С достаточно туманны. Во многом это связано с лобби металлургов – много минимиллов, а также новых производств, которые будут производить А500С. В их числе РЭМЗ, БЭМЗ и Калужский метзавод. В результате сегмент В500С сузится до арматуры диаметром до 6 мм – то есть ВР-1.
Кроме того, нет никаких гарантий. Какие гарантии могут давать независимые производители? Технологический процесс построен исключительно на механике – катанку путем механических деформаций превращают в арматуру. При отсутствии гарантий строители не хотят рисковать.
Как мы видим, развиваться рынку в сложившейся ситуации достаточно сложно. Проектировщики В500С не принимают. Даже в том случае, если принимают в проекте, не принимают инвесторы или строители. Такие решения принимаются в силу как объективных, так и субъективных причин. Кроме того, технических и инновационных преимуществ у такой технологии нет. Для металлургов – не производительно, а для трейдера – дорого.
В чем разница между арматурой классов А500С и В500С?
Без арматурного каркаса невозможно усилить монолитные бетонные конструкции, поэтому для улучшения эксплуатационных параметров, а также удешевления себестоимости разрабатываются и вводятся новые марки. Изначально складывается впечатление, что арматура класса А500с имеет схожие свойства с В500с, но при детальном изучении можно заметить различия.
Производство арматуры А500с было начато в 90х годах прошлого столетия, до 2016 она выпускалась по СТО АСЧМ 7-93. С мая 2006 года металлопрофиль А500с, а также В500С с сечением 4-40 мм включен в действующий на территории РФ ГОСТ и соответствует ТУ, составленным в 2007.
1. Данные классы отвечают основным требованиями международного стандарта, предъявляемым к прокату, и не имеют различия с действующими Европейскими нормами.
2. Прутья предназначены для усиления ж/б изделий и несущих конструкций объектов, поэтому обладают:
3. Благодаря малому количеству углерода они лучше поддаются сварке, в отличие от аналога предшествующего класса.
4. Арматура B500C и A500C имеет разницу в изготовлении, точно определить это позволяет маркировка:
Класс – это совокупность разных марок с одинаковыми физико-механическими свойствами.
А500С был изначально заложен в основу СНиП. Поэтому при использовании В500С для производства армированного бетона требовалось делать перерасчет, учитывать разницу материалов. ТУ 14-1-5544-2006 сблизили свойства, что дало возможность ввести в действие обе марки на равных.
Общие качества и различия
При изготовлении ж/б конструкций прокат нового класса хорошо соединяется с бетоном, позволяя не проводить проверку прочности участков заделки прутков.
Параметры | А500С | В500С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угол изгиба | 180 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
δ (при растяжении), % | 14 | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
δ(max), % | 2,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предел прочности, Н/мм 2 | 600 | 550 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поля допуска на номинальный размер, % | +4,5 | +8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предел текучести, Н/мм 2 | 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расчетное сопротивление, МПа | сжатию | 450 | 415 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
растяжению | 450 | 435 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расчетное сопротивление, Н/мм | 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применение дуговой сварки | Допускается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плотность Т/м 3 | 7,85 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррозийная стойкость в агрессивных средах | Коррозирует с выделением ржавчины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент теплопроводности Вт/м*К | 56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электропроводность | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Магнитная восприимчивость | Ферромагнетик | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаметр профиля, мм | 6-40 | 6-12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экологичность | Безопасна для окружающей среды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Долговечность | Зависит от эксплуатационных условий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент линейного t расширения | 13-15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использование при отрицательной температуре | Применение и стоимость Основным плюсом при работе является то, что арматурные прутья, имея высокую пластичность, не скручиваются при размотке благодаря особому рифлению. Оправдано использование с импортным оборудованием. Эта арматура в основном становится каркасом конструкций, к которым предъявляются особые требования. Цена за тонну формируется с учетом производственных затрат, диаметра и веса, а также транспортировочных расходов.
В среднем цена арматуры отличаются не сильно. У большинства компаний действует гибкая система скидок. Приобрести прутья этого класса можно у многих отечественных производителей. В чем разница между арматурой классов А500С и В500С?ПРОФИЛЬ АРМАТУРЫ КЛАССА А500СРис.1. Серповидный профиль ( ГОСТ 52544-2006, принят наряду и взамен СТО АСЧМ 7-93, новый ГОСТ 34028-2016 введен в действие с 01.01.2019) Профиль отличается по внешнему виду от класса AIII (А400), прежде всего тем, что в профиле серповидные выступы не пересекаются с продольными ребрами. Серповидный профиль способствует формированию более высоких прочностных и пластических свойств стали при прокатке и не имеет концентраторов напряжений в местах пересечений поперечных ребер с продольными (они не пересекаются). Рисунок профиля у разных производителей, может иметь различные варианты исполнения, которые отличаются шагом, углом наклона серповидных выступов по отношению друг к другу. Арматура А-III и А500С. Отличаем по внешним признакамНас побудили написать эту статью ситуации, которые произошли на двух разных стройках. Сразу заметим, что закончились они все-таки благополучно. В первом случае во время приемочного контроля армирования было обнаружено, что строители вместо указанной в проекте арматуры А500С применили арматуру А-III (она же А400). На другой стройке заказчик сменил компанию, осуществляющую строительный контроль. К этому моменту фундамент здания был сделан на 70 %. Мы с удивлением увидели, что выпуски из фундаментов сделаны из арматуры А-III вместо указанной в проекте А500С. В первом случае были удалены непроектные стержни А-III и заменены на предусмотренные проектом А500С. Во втором случае после долгих консультаций с проектировщиками с облегчением выяснили, что фундамент все-таки можно не переделывать. Как показывают вышеприведенные примеры, оказалось, что не только арматурщики, но даже многие ИТР не в состоянии отличить эти два класса арматуры друг от друга. Более того, приходилось слышать мнение, что А-III и А500С это одно и то же. Меж тем, они отличаются не только по внешним признакам, но и по техническим характеристикам. Об их внешних и внутренних отличиях и пойдет речь ниже. На строительных площадках случаются моменты, когда приходится применять сварку. Арматура, которая не требовательна к условиям сварки, — настоящий подарок для строителей. Большим плюсом арматуры А500С является отсутствие хрупких разрушений сварных соединений, выполненных ручной дуговой сваркой. Именно такая сварка и применяется на большинстве строительных площадок, поэтому выбор А500С вполне оправдан. О том, что арматура является свариваемой, нам говорит буква «С» в ее обозначении. Следует пояснить, почему же удалось добиться такой хорошей свариваемости арматуры А500С. Дело в том, что А500С изготавливают из стали с низким содержанием углерода, а для свариваемости это — самый важный показатель. Что же касается арматуры А-III (А400),то она была разработана еще в 50-е годы XX века. Изготавливается А-III из стали с высоким содержанием углерода (0,2 — 0,37 %), что накладывает серьезные ограничения по ее использованию. Такая арматура является ограниченно свариваемой. Поэтому применение А-III вместо А500С при определенных обстоятельствах может быть опасным для возводимых объектов. Кстати, некоторые зарубежные стандарты строительства вообще не допускают сварки арматуры с содержанием углерода выше 0,22 %. Чем еще хороша арматура А500С?Она позволяет экономить без потери качества. Арматура А500С имеет предел текучести равный 500 Н/мм2 (смотри письмо Госстроя России от 11.03.1998 № ОФ-132/13 «О применении в железобетонных конструкциях арматурной стали класса А500С»), в отличие от 400 Н/мм2, которым обладает А-Ill. Получается, что при тех же расчетных нагрузках применение арматуры А500С выгоднее. Как показывают не только расчеты, но и практика — экономия на металле составляет в среднем 20 %. Не удивительно, что при таком раскладе многие отечественные заводы, выпускающие металлопрокат, перешли на более востребованную строителями арматуру А500С. Правда, первые годы ее выпуска не обошлись без затруднений. Например, одно время классы арматуры А-III и А500С поставлялись с одинаковым профилем, то есть визуально были неотличимы. Заводская маркировка часто тоже отсутствовала, поэтому для определения класса арматуры приходилось проводить лабораторные испытания. Сейчас такой проблемы нет. Взглянув на фото, вы невооруженным взглядом увидите внешние различия между А-III и А500С. Надеемся, что если у вас и были какие-то затруднения в определении этих классов арматуры, то после прочтения вам все стало ясно. Основано на статье «Арматура А-III и А500С. Отличаем по внешним признакам» инженера по надзору за строительством ООО «Лаату» Сергея Кокшарова, журнал «Кирпич» № 1/2012. ХАРАКТЕРИСТИКИАрматурные стержни класса А500СПрочность ж/б конструкций обеспечивается металлическим каркасом, подготовленным из арматуры. Широкий сортамент позволяет подобрать на этапе проектирования изделия с необходимыми качествами. Особым спросом пользуется А500С. Маркировка и госстандарт Производство продукции начато в середине 90-х годов. Параметры соответствовали европейским требованиям, позволили увеличить поставки в зарубежные страны. А500с – класс арматуры строительной, получаемой на прокатных станах из горячего металла с дальнейшим ускоренным охлаждением или без изменения температурного режима. 1. Конфигурация профиля по ГОСТ 34028-2016: 2ф – серповидное сечение двойное для горячекатаного проката и упрочненного термомеханическим способом. Соотношение геометрических размеров:
|