Армяне и таджики что общего
Армяне и таджики что общего
Армянские источники о таджиках (к вопросу об этногенезе).
Агатангелос » История Армении»
Он [Хосрав] собрал огромное войско, составил полки и созвал ту же и даже большую, чем прежде, армию. И стал совершать набеги в сторону Асорестана, тем более, что и войска тачиков помогали и, разоряя всю страну, каждый, [овеянный] славой храбрости, возвращался к себе. Так в течение одиннадцати лет, постоянно разоряя, они опустошали все те пределы страны, которая находилась под господством и под властью персов. стр. 15
Немало битв он (Трдат) провел в краях Тачикских, там, за Евфратом, где однажды вышел с поля битвы с тяжело раненным конем. При оружии, взвалив себе на спину коня, он вплавь пересек реку Евфрат. И вот, будучи столь могуч и крепок, он по воле Божьей был побежден какой-то девой. стр. 55
Сердце мое с ней (Рипсимэ), и я ее никогда не забуду, пока я, царь Трдат, жив. Я хорошо знаю страны греков и римлян и наш парфянский край, ибо это наша исконная родина, а также Асорестан, Тачкастан и Атрпатакан. Стр. 55
МОВСЕС ХОРЕНАЦИ «Истории Армении»2
«История императора Иракла» Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века 7
Тогда Аршак воцарил Аршака Младшего, сына своего, над Армениею, в городе Мцбине; подчинил ему Аруастан на пределах Таджиков и Сирии и Кападокию при Киликии, до берегов великого западного моря; к северу до великой горы Кавказа, который простирается на восток, и идет по границе укрепленной страны Маров, достигает до горы Зараспа, и проходит по стране Нор-Ширак..стр11
Так как Хозрой при воцарении своем был еще отроком, то дяди его Вндо и Встам взяли его с собой, перешли великую реку Дглат по мосту, и перерезали канаты мостов. Прибыл Вахрам (в Ктезифон), завладел всем домом, сокровищами и женами царскими, и сел на престол царский. Он приказал связать деревянные плоты, и перешел реку, чтобы схватить Хозроя; но тот от страха не мог остаться на месте. Они пустились в бегство, и на пути рассуждали, что лучше: идти к царю Таджиков или к государю греческому. Наконец почли за лучшее положиться на греческого царя, «ибо, говорили они, хотя существует между нами вражда, но все же они христиане и милостивы, и поклявшись раз, не изменяют клятве». Пройдя на запад по прямому пути, они достигли города Халаба, где и остановились.стр25
Открыв ворота города, они вышли к нему на встречу. Тогда он приказал им удалиться и успокоиться в своих жилищах. Они ушли и направили путь свой по пустыни в Тачкастан к сынам Исмаиля, и звали их к себе на помощь, доказывая им из св. писания свою единоплеменность. Хотя те верили в близкое родство их, но не могли убедить всей толпы потому, что богослужения их разнились друг от друга. (стр102)
Все это мы слышали от мужей, уведенных в плен Таджиками. Они, как очевидцы, сами рассказали нам все это.стр.106
Таджики между тем устремились на Греков, воевавших с крепостью Нахчавана, поразили их; одних истребили мечом, а других обратили в бегство. Бегством спасся Мавриан и бросился в Иверию. Войско исмаильское воротилось от преследования, осадило город Карин и билось с ним.стр. 131
Католикос Нерсес поехал с императором, как я выше упомянул, и отправился с ним в Константинополь. Его приняли там с почестью, дали ему имущество и отпустили на родину. На возвратном пути, он остановился в стране тайской и жил там до смерти (Теодороса) главы Рштуниев и до прекращения набегов Таджиков. По прошествии шестилетних гонений, католикос воротился на свое место, утвердился на престоле своем и спешил привести к окончанию построение церкви, которую он основал на площади города Вагаршапата.стр. 131
ГЕВОНД ИСТОРИЯ ХАЛИФОВ8
Когда до Армян дошло известие, что хищники погнались за ними, то они перешли Аракс, и расположились лагерем в селе Варданакерте; а войско иноплеменников поспешно шло за ними. Тогда отряд армянский вступил в переговоры с Таджиками: «Из-за чего, говорили они, вы преследуете нас? Чем мы провинились перед вами? Страна наша перед вами; вам уступаем свои жилища, виноградники, леса, огороды, и поля наши; для чего же вы хотите иметь и нас самих? Позвольте нам пройти за пределы наши.стр. 15.
И военачальник Махмет, во второй раз шедший на Армению с сильным войском на 18-м году Халифа Абдельмелика, в продолжение трех лет оставался спокойным; он не помнил зла, причиненного войску Таджиков в местечке Варданакерте, и твердо хранил клятву, им данную, но тайно наблюдал за нахарарами армянскими. После такого правления скончался Абдельмелик.стр. 18
Но войска Таджиков, вышедшие из Двина, делали набеги на близлежащие области и производили грабежи и кровопролития; как то: в селах Птгунк, Талин, Когб и во многих других местах, и повсюду усыпали землю трупами, побитыми их мечами.стр. 64.
АРИСТАКЭС ЛАСТИВЕРЦИ ПОВЕСТВОВАНИЕ ВАРДАПЕТА АРИСТАКЭСА ЛАСТИВЕРЦИ, О БЕДСТВИЯХ, ПРИНЕСЕННЫХ НАМ ИНОРОДНЫМИ ПЛЕМЕНАМИ9
КОНЕЦ ЦАРСТВОВАНИЯ МОНОМАХА
Так-то он прожил жизнь и скончался. Правил же он 13 лет и к чему-либо достойному доброй памяти причастным не оказался. А дочь императора Константина Феодора вступила во владение империей, словно то была ее собственная наследственная вотчина, так что никто не осмелился выступить против нее. Султан тачиков отправил к ней послов и составил грамоту следующего содержания: «Либо верни мне города и гавары, отторгнутые от тачиков твоими предками, либо ежедневно уплачивай по тысяче дахеканов». Она же послала ему белых коней и мулов, множество драгоценностей и порфировые одеяния 65. Султан, казалось, принял дары [с удовлетворением], но того, кто их доставил, удержал при себе и с ним же направился в Вавилонию. То был 504 год нашего счисления (8 марта 1055-7 марта 1056 г.).стр.89.
2. Мовсес Хоренаци, «История Армении». Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян.- Ер.: Айастан, 1990. Моисей Хоренаци родился ок. 410 и умер в 490 гг., крупнейший армянский средневековый историк.
5. Император Кар был убит в 283 г. близ столицы Ирака Ктесифона.
7. История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века. Санкт-Петербург. 1862.
8. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб. 1862. Гевон- армянский историк VIII века, автор «Истории Халифов»,
9. Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакэса Ластиверци. М. 1968 Аристакес Ластивертци, крупнейший армянский историк XI века
Выдержки из книг подготовлено Бобомуллоевым С.
Таджики и армяне
Арен Вардапетян
Предвыборные трансформации еще впереди
Кавказский фронт в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. и граф М.Т. Лорис-Меликов
Таджики и армяне
Жак Дувалян: жизнь, как роман
От боеспособной армии – к современной
Русский сын армянского народа
Суматоха на конкурсе грузинских красавиц
Для кого настал «ледниковый период»?
Серж Саркисян приехал в Москву с первым официальным визитом
Самолет прилетел в Душанбе за полночь, и началась обычная эсэнговская сутолока на паспортном контроле. На одной из кабин было написано «Для иностранных граждан».
— Уважаемый, люди по пять лет не были на Родине. Они, считай, иностранцы.
Я отошел к дальней кабине – людей там было меньше. Один, явно местного вида, прошел без очереди.
— Ты что? Уважать не будут! – возмутился местный армянин, который взялся меня сопровождать. И сбил цену вдвое. Правда, на таджикском.
На армянскую общину меня вывели мои новые знакомые – таджики. Председатель армянской общины Тельман Гургенович Восканян – бывший боксер и тренер по боксу – мечтал попасть в нахимовское училище в Севастополе. Мечта не осуществилась, и он, окончив спортивный вуз в Ереване, попал по распределению в Таджикистан. Сначала хотел отработать отведенное распределением время и уехать обратно, но начались успехи – питомцы Восканяна стали брать на соревнованиях призовые места. Бросать начатое не хотелось, и он пустил в Таджикистане корни.
Тем не менее, тогда, от греха подальше, Душанбинский горком партии решил эвакуировать наиболее беззащитных, и около 500 армян самолетами покинули Душанбе. Ночью, когда уже действовал комендантский час. Некоторые осели в Армении, некоторые поехали искать счастья дальше, в основном – в Россию. Восканян до сих пор мучается вопросом – правильно ли было эвакуировать армян? Сейчас кажется, что нет. Страха погромов не было, Но тогда, когда ни у кого не было четкого представления о том, куда вывезет кривая, казалось, что эвакуировать людей – правильно.
Может, именно хорошее отношение местного населения к армянам препятствует сплочению общины. Общих, национальных интересов выживания тут нет. Но с возрастом все более явным становится желание не утерять свою национальную самоидентификацию – две культуры в себе лучше, чем одна. Дети от смешанных браков, как и везде, подвержены полной ассимиляции и о второй генетической составляющей постепенно забывают. Для тех же, кто не хочет в браке выходить за пределы национального уклада, он становится проблемой.
Увы, мои холостые знакомые больше озабочены карьерой, чем созданием семьи. Да и вообще, как создать семью человеку, уже переросшему круг юношеского общения? Когда время на неслужебную жизнь надо выкраивать, а на работе нет никого подходящего? Романтические киноистории не в счет. Молодежь реагирует на родительский выбор с предубеждением, помню, как племянник долго хохотал над моей инициативой познакомить его с хорошей девушкой. Службы знакомств нет. Привыкшим к определенному быту армянам и в Армении не так легко сделать выбор, здесь – подавно. Есть надежда, что основные диаспоральные проблемы – самоидентификация и взаимопомощь – будут решаться здесь более системно. В том числе и с привлечением занятой молодежи к проблемам общины. Они не забывают свою Родину, хотят приобщиться к ее проблемам. Но и Родина не должна забывать о них. Пакет обучающих программ, постоянное общение с Родиной – это все просто необходимо организовать в Армении. На сегодня даже просто инвентаризация диаспор является проблемой. Тех, которые активны и сами дают о себе знать – мы знаем. Те, кто по тем или иным причинам не активны и не в состоянии влиять на жизнь в Армении – неизвестны. Но от этого не перестают быть нашими соотечественниками.
Американцы, по слухам, собираются завести себе диаспору в Японии. Не исключено, что за неимением американцев она будет представлена японцами. В любом случае диаспора – это национальное богатство. Именно способность диаспор интегрироваться в другую жизнь показывает гибкость и креатив национального характера. Получилось так, что мы в последнее время пользовались возможностями своих диаспор. Теперь пора и Родине показать, что она не забывает своих детей. В особенности тех, которые помнят и любят ее.