Армяне и цыгане что общего
Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив
На страницах “НВ” мы не раз обращались к теме, кто же такие армянские цыгане, которых называют “боша”. Недавно в социальных сетях на эту тему появилось много информации из разных источников, которые изобилуют новыми и интересными данными. Корреспондент “НВ” Елена Шуваева-Петросян попробовала систематизировать их, а также сведения, почерпнутые из трудов В.Папазьяна, К.Патканяна и А.Паспати.
Судя по последним исследованиям в области ромологии, цыганские группы впервые появились на территории Армении в XI-XII вв. вследствие почти трехвековой миграции из северо-западных и центральных частей Индийского полуострова через Иранское плоскогорье. Одна ветвь цыган, оторвавшись от основной массы своих соплеменников, осталась в Армении и в Малой Азии и впоследствии, приняв христианство армянского толка, положило начало формированию самобытной этнографической группы — армянских цыган — “боша”.
В конце прошлого и начале нынешнего века на территории Западной и Восточной Армении насчитывалось более 50.000 боша, проживавших в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада, Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, Басена, Ахалкалака, Ахалцыха, Олты, Сарыкамыша и т.д. Есть также свидетельства о том, что многочисленная колония боша проживала в Ереване, в районе Конд.
После геноцида 1915 года основная масса уцелевших “боша” переместилась в Восточную Армению и Грузию. В настоящее время на территории Армении они проживают в Ереване (в районах Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе Боши-Майла), в поселке Харберд (в основном репатрианты 1947-48 гг. из Греции). На территории Грузии боша обитают в городах Ахалкалак и Ахалцых, а также в Шаумянском районе, Шулавере и Марнеули.
Общая численность “боша” приближается к 10-12 тыс., из которых около 8-9 тыс. — в Армении. Есть свидетельства о том, что на территории Турции и поныне проживают принявшие ислам армянские цыгане боша, общая численность которых достигает 12 тыс. (по данным на 1987 г.).
Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине — “дом”, в Армении — “лом”. Языковедами конца XIX — начала XX века (Г.Асколи, Фр.Миклошичем и другими) утверждается, что современное цыганское “р” в Европе, “д” — в Передней Азии, “л” — в Армении в данной лексеме относятся к древнеиндийскому “д”. Исходя из этого, можно предположить, что предками цыган были представители народности северо-западной Индии, этноним которой дом.
Языком общения является исключительно армянский (западные диалекты), однако и по сей день бытует тайный язык — “ломаврен”, который использует словарный фонд индо-арийского происхождения и грамматику армянского языка.
Указанный язык используется при тайных разговорах, когда “боша” не хотят, чтобы окружающие поняли, о чем идет речь. Лингвисты в большинстве своем считают, что морфология контактирующих языков не поддается смешению. Максимум, что может произойти — это носители одного языка перейдут на морфологию другого, сохранив свой словарный запас и отчасти фонетику.
В качестве примера обычно приводятся молдавские цыгане. Их язык — с молдавской морфологией и цыганской лексикой. А у армянских цыган — армянская морфология, но опять-таки цыганская лексика.
Язык армянских цыган, занимающий особое место в системе цыганских диалектов, еще в XIX веке употреблялся главным образом в домашних условиях, скорее, в качестве секретного языка, арго. Ныне им владеют лишь люди старшего поколения, и то в довольно искаженном виде. Кстати, ряд армянских деятелей науки и культуры XIX века были выходцами из цыганских (“боша”) семей.
Хотя христианство наложило большой отпечаток на психологию и мировоззрение боша, однако традиционные занятия, образ жизни оказались более живучими и сохранились поныне.
Все армянские цыгане считают себя армянами, хотя на уровне бытового сознания чувствуют некоторую отчужденность. Поскольку боша занимают низкое положение в социальной иерархии, они подчас скрывают свою принадлежность к данной этнографической группе. Так или иначе, боша оказались в парадоксальном положении — зная, что они не “чистые” армяне, боша всячески стараются доказать свое армянское происхождение. Например, среди боша почти полностью отсутствуют чужеродные (европейские, русские) имена, столь популярные у так называемых “чистых” армян. Каждый этнос стремится к самосохранению, армянские цыгане, однако, стараются ускорить процесс ассимиляции. Вследствие этого, возможно, уже в ближайшем будущем эта группа полностью исчезнет.
Армянские цыгане — христиане. Они исповедуют армяно-грегорианское православие, являются последователями Армянской Апостольской Церкви. Что касается самого этнонима “боша”, то возник он сравнительно недавно — в начале XIX века. “Боша” означает по-армянски “бродяга”. В более древних армянских источниках применялось слово “гнчу”. Считается, что часть цыган пришла из Турции во время русско-турецкой войны 1829 года. Цыганский язык боша достаточно беден, уже в описываемый период он состоял из 500-600 слов. При этом была заимствована армянская грамматика. Столь высокая степень языковой ассимиляции является доказательством очень давних контактов этой группы цыган с армянами.
Достаточно полное описание образа жизни “боша” впервые составлено на рубеже XIX и XX веков. Ниже мы приводим выдержки из исследования В.М.Папазьяна, а также К.П.Патканяна, А.Паспати и др.
Штрихи к портрету
“Всю зиму они делают сита, разные корзины, плетеные лотки, щетки и тому подобное; и когда приходит весна, открываются дороги, женщина-боша навьючивает на себя свой товар и отправляется в города и окружные деревни торговать, нищенствовать, собирать съестные припасы всякого рода”.
“Торговою частью у боша ведают женщины. Ходят они по домам, деревням, неутомимо, под палящим солнцем, часто с грудными детьми; их они кладут в сумки, повешенные на ослов, а иногда даже привязывают к спине, если только один ребенок; ночуют в деревнях у знакомых. В городах и деревнях армянские мальчишки по улицам пристают к ним, щиплют их. острят над ними; но женщина-боша невозмутима, на остроты она отвечает еще более остроумными и грязными шутками; а когда приходится пускать в ход посох, она так смело и ловко управляет размахами его, что пристающие скрываются; и, со всем тем, трудно найти женщину нравственнее боша. Горе тому, кто покусится на ее честь. Она превращается во льва и умрет, но не позволит коснуться чести ее домашнего очага и супружеской верности. ”
“Золотых украшений боша не употребляют, даже богатые. Молодые носят иногда серебряные большие старые кольца. Кроме браслетов и колец, у женщины боша больше нет украшений; одежда ее очень проста и скромна. Женщины боша не насурмливают глаз, не надевают ни серег, ни украшений на нос, подобно курдским женщинам”.
“В Армении у боша все песни и мелодии танцев — армянские. Боша курят; мужчины курят много табаку, а из женщин-боша на Кавказе курят только старухи, но чаще они нюхают табак; а в Турецкой Армении женщина-боша никогда не курит — это считается неприличным”.
“К концу октября перестают кочевать. Дом боша полон теперь пшеницей, мукой, маслом и всякими припасами. Наступает теперь очередь мужчин; они отправляются с ослами в окрестности, иногда и дальше”.
“Женщина-боша не ворует; мужчина — иногда; соблазниться, например, лошадиным хвостом, если найдет его волосы хорошими для сита. Но, вообще мужчина боша не профессиональный вор и никогда ничего не стащит из дому, если даже увидит открытую дверь. В сделках займа у боша замечательная простота нравов; без расписки, без свидетеля берет взаймы, возвращает, дает сам и доверяет, брать проценты он избегает. Боится клятвы и данной клятвы не нарушает, не обманет, независимо от того, выгодно или нет это ему”.
“Русское правительство считает бошa частью армянского народа, ремесленниками-ситоделами. А как ремесленному цеху им предложено избирать устабаша, в ведении которого находятся мелкие судебные дела; важные вопросы он обязан передавать коронному суду. Устабаш собирает подати и занимается судебными делами”.
“Ни один бошa никогда не был присужден за преступление к тюремному заключению или высылке. Конечно, это можно приписать к тому, что среди боша никогда не бывает убийств и не обнаруживается каких-либо межнациональных преступлений, те же, которые бывают в своей среде, они ловко скрывают, подвергая виновного лишь суду старосты. В Турции и на Кавказе во всех кварталах городов есть полицейские сторожа, а в кварталах бошa это считается излишним, так как никогда не бывает беспорядков, чтобы потребовалось вмешательство полиции”.
Что касается гадания, В.Папазьян признает, что бошa почти оставили предсказания судьбы “ввиду боязни перед проклятьем Армянской Церкви”. Собеседники не раз говорили ему: “Грех, мы больше такими вещами не занимаемся”. Однако нашлись несколько цыган, которые согласились погадать автору по картам, бобам и воде в чашке — следовательно, непокорство церкви, пусть и втайне, было ими проявлено!
“У бошa, как и у всех цыган, нет никакого истинного представления о религии. По его мнению, посещение церкви, зажигание свеч, почтение к священнику — это и есть религия. О Боге он знает, лишь механически повторяя то, что думают и говорят окружающие; он не молится вне церкви и смысла молитвы не воспринимает. Религия для него не больше, чем обычай”.
“Цыгане используют “тайные” слова в своей речи вместо общеупотребительных таджикских и тюркских слов так, чтобы окружающие не могли понять, о чем говорится. Цыганский арго на 50% состоит из той же лексики, которая имелась в “тайном языке” (абдол-тили) среднеазиатского цеха маддахов и каландаров, т.е. странствующих и нищенствующих дервишей-суфиев и профессиональных рассказчиков разного рода историй”.
Данные о времени расхождения языка боша и языка европейских цыган достаточно хорошо соответствуют историческим фактам. Существует гипотеза, согласно которой предки цыган были насильственно переселены на территорию Балканского полуострова из Армении, где они проживали до этого, после разгрома византийцами государства Павликиан с центром в Тефрике. Это произошло в VII в. н.э. Таким образом, данные глоттохронологии подтверждают эту гипотезу.
«Армяне и цыгане очень схожи…»
27/11/2005 Армине АВЕТЯН
Цыгане живут повсюду, а вот в Армении цыган, похоже, нет. После распада СССР они укочевали в более благополучные страны. Поговорка «Где хлеб, там и живи» придумана, кажется, именно для цыган. Постсоветские армяне оскудели и гадающих за деньги цыган уже не интересовали. Вот уже лет десять, как никто не подходит к нам на улицах или в парках с предложением «дай погадать». Цыганка Есения, наверное, последняя из своего племени, оставшаяся в Армении. Занимается она традиционным для своего народа ремеслом – гаданием, но других гадальщиков не любит. Говорит, что сильно верит в Бога. А еще Есения поет и танцует, а поэтому ради этих своих талантов желанный гость в ночных клубах. Есения уверяет, что ее гадания и изготовленные ею талисманы помогают людям. Подобно всем своим соплеменникам, Есения любит свободу и не терпит уз. И при всем том хочет стать гражданином Армении.
– Где ты родилась, Есения? Родные есть?
– Долгие годы прожив среди армян и сама став армянкой, ты не забыла обычаи и традиции своего народа?
– Милая моя, армяне и цыгане очень схожи, вы тоже такие же аферисты-кидалы, как и мы, поэтому в Армении цыганских таборов нет. Но это я так, в шутку… Нас называют ворами, но мы неплохой народ. Мы не хотим делать людям плохого, мы исподволь зарабатываем деньги. Плохие люди среди всех народов есть, да и среди вас разве нет?
– Советские цыгане обычно говорили на русском, а ты очень хорошо говоришь по-армянски.
– Я и русский хорошо знаю, и наш язык. После сумгаитских событий мне говорили: по-русски не болтай, вот я со страху и выучила армянский. У нас есть все ваши звуки, поэтому можем говорить по-армянски чисто.
– У тебя много клиентов. Чем ты привлекаешь людей – своим очарованием, или же тем, что талисманы помогают?
– И тем, и тем, поэтому-то у меня всегда много клиентов. Если б я их обманывала, наступил бы день, когда у меня больше не будет клиентов. Я могу предложитиь им только то, что умею. Я не могу дать им любовь или жизнь. Сделанные мной талисманы могут помочь им сохранить то, что у них уже есть. Если б существовали талисманы любви или жизни, я бы первым делом их для себя бы сделала. Что ты так на меня смотришь? Думаешь, раз постарела, то мне и любви не нужно? Тебе идиотская любовь нужна, а я бы Путина охмурила, он бы моим детям дома, объекты бы подарил. А потом расколдовала бы: убирайся, не хочу больше! Дарованную Богом судьбу никто не может изменить, можно только помешать, да и гадание вовсе не сатанинство, которое пишут попы и сектанты. Вы пришли узнать судьбу, я и смотрю: вот стена, а дал ли Бог тебе за стеною мужа, дал денег, дал работу? Если дал, то я ломаю стену, и ты достигаешь данного тебе Богом успеха. Я такой же обычный человек, как и ты, я не могу дать тебе успехов, я не Бог.
– Гадание ты переняла от своих предков?
– Есения, но как ты можешь говорить, что веришь в Бога, если сама гадаешь?
Боша — Армянские цыгане
Тысячу лет бок о бок с коренным населением в Армении живет своеобразная и удивительная этнографическая группа — цыгане-боша.
Наверняка не всем известно, что одним из этнических меньшинств, веками проживающих на территории Армении — как современной, так и исторической,— являются цыгане. В второй половине I тысячелетия их предки мигрировали с северо-запада Индийского полуострова в Персию, где задержались на три столетия, а после продолжили путь на запад, в сторону Византии.
В XI-XII веках одна из ветвей осела на Армянском нагорье и в Малой Азии, и впоследствии, приняв христианство армянского толка, сформировалась самобытная этнографическая группа — армянские цыгане, которых с XIX века называют боша (բոշա), а ранее — гнчу (գնչու), хотя самоназвание группы — лом (в Европе, как известно, ром).
Эти цыгане остановились на территории Западной Армении, в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада, Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, позже они появились и в Ереване, и на территории современной Грузии (Джавахк), и даже в Елизаветпольской губернии Российской империи (Гандзак). Этноним «боша» происходит от тюркского «бош» — «лишенный», «пустой», «бедный», с армянского переводится как «бродяга».
Цыгане-боша. Фотография XIX века.
Языком общения боша уже давно является исключительно армянский, вымирающим становится их язык — ломаврен, имеющий лексику и фонетику индоарийского происхождения и грамматику армянского языка. Боша иногда используют этот язык как «тайный» — если не хотят, чтобы окружающие поняли, о чем речь.
Первые отрывочные сведения о боша появляются в XVII веке. Арменизация цыган произошла, вероятно, в XIV-XVI веках, во всяком случае уже к началу XIX века все они имели армянское самосознание.
Известно, что ранее, в 1723 году, когда полчища османских войск осаждали Ереван, боша наряду с армянами в течение трех месяцев сдерживали их натиск: согласно «Военным сводкам», сохранившимся в труде Абраама Ереванци, «дорогу на 40 мельниц» держали армянские цыгане, осевшие во главе со своим бароном в ереванском Конде.
На рубеже XIX-XX веков некоторые ученые-энтузиасты собрали информацию об этом субэтносе, которая вошла в монографию В.М. Папазяна «Армянские цыгане-боша, этнографический очерк», опубликованную в московском журнале «Этнографическое обозрение» в 1901 году:
Фото: media.pn.am
«Ни один боша никогда не был присужден за преступление к тюремному заключению или высылке… Женщина-боша не ворует, мужчина никогда ничего не стащит из дому, даже если видит открытую дверь… Золотых украшений боша не употребляют, даже богатые… Торговою частью у боша ведают женщины.
Ходят они по домам, деревням, неутомимо, под палящим солнцем, часто с грудными детьми; их они кладут в сумки, повешенные на ослов, а иногда даже привязывают к спине, если только один ребенок; ночуют в деревнях у знакомых… Трудно найти женщину нравственнее боша. Горе тому, кто покусится на ее честь…
В Армении у боша все песни и мелодии танцев — армянские. Боша курят; мужчины курят много табаку, а из женщин-боша на Кавказе курят только старухи, но чаще они нюхают табак… Религиозное усердие, та вера, с которой они относятся к обрядам армяно-григорианской церкви, и уважение к духовным лицам, выражены подчас у боша гораздо сильнее, чем у армян».
Первые отрывочные сведения о боша появляются в XVII веке. Арменизация цыган произошла, вероятно, в XIV-XVI веках, во всяком случае уже к началу XIX века все они имели армянское самосознание.
Армянские цыгане-боша. 1926 г. Фото: gypsy-life.net
После геноцида 1915 года основная масса уцелевших боша переместилась в Восточную Армению и Грузию (в Джавахке они появились еще в 1830-х годах, когда под предводительством архиепископа Карапета Багратуни бежали из Эрзрума во время массовой депортации армян).
Те цыгане, что живут в Турции, исламизировались и перешли на турецкий язык. Сейчас на территории Армении боша проживают в Ереване (в районах Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе Боши-Майла), в поселке Нор-Харберд.
На территории Грузии крупная община боша живет в городах Ахалкалаки и Ахалцихе, а также в Шаумянском районе и Марнеули. Сами боша подтверждают, что их предки вели бродячую жизнь, но с XIX века они перешли на полуоседлую.
Ереванский район Сари-Тах
Исследователь Вардан Восканян, замдекана факультета востоковедения Ереванского государственного университета, утверждает, что армянские цыгане не отождествляют себя с другими цыганскими группами Ближнего Востока, а в плане этнического самосознания считают себя армянами, хотя на бытовом уровне чувствуют принадлежность к другой этнической группе. По его словам, из-за низкого положения в социальной иерархии они подчас скрывают свою принадлежность к группе и не хотят отличаться от других жителей Армении.
Все чаще встречаются смешанные браки боша и армян. Стоит отметить, что подобное явление довольно нетипично: каждый этнос стремится к самосохранению, но армянские цыгане намеренно ускоряют процесс ассимиляции.
Непростые социально-экономические условия нередко вынуждают их покидать свои места проживания, число боша в республике неуклонно снижается. В конце XIX века в Западной и Восточной Армении насчитывалось 50 тысяч боша, в то время как в наши дни (по данным на 2014 год) в РА их проживает около 5 тысяч.
Занятием армянских цыган-боша является изготовление кухонной утвари — сит, корзин и других предметов быта. Многие помнят, что в советское время они промышляли продажей жевательной резинки. Ахалкалакские боша шьют шапки, ремонтируют обувь, торгуют на рынке, традиционное ремесло решетников под натиском фабричной продукции уходит в прошлое.
Ахалкалакские боша. Фото: hetq.am
Современные боша отличаются от цыган других групп: как правило, они аккуратнее, чистоплотнее, женщины не носят привычные многочисленные украшения, стиль одежды тоже не выдает принадлежность к цыганскому этносу.
Гадание и всякого рода магия считается грехом, хотя исключения, безусловно, бывают, но это не афишируется. Попрошайничая, цыганка может обмануть, заговорить «клиента», но ни в коем случае ничего не украдет. К слову, последнее время в Ереване цыган-попрошаек встретить уже почти невозможно.
Ереванский цыган-боша Айказ Никогосян. Фото: media.pn.am
Практически полностью ассимилировавшиеся, утратившие свой язык, не желающие выделяться из армянской среды, уходящие в поисках лучшей доли боша, как обособленная группа, в недалеком будущем могут исчезнуть.
Согласно недавним данным министерства статистики и информации, в Армении зафиксировано 720 человек, назвавших себя боша. «Я армянин, — говорит 73-летний Айказ из Канакера. – Есть ванеци, апаранцы, кяварцы, а я боша. Но мы все армяне».
Еврей, цыган и армян. (пост про фобосы)
Три моих соседа с улицы, строились в 2015-2016 гг плюс минус год, и как то дружили и общались между собой. Один автоперекуп, второй вообще не знаю чем занимается, по виду вообще ничего не делает, третий торгует фруктами и орехами. Нетрудно догадаться, кто есть кто исходя из названия поста.
Так вот все трое повторяют друг за другом некоторые решения в обустройстве дома.
Там много чего можно рассказать, но забавно что первые два сделали себе электро отопление, при том что газ проходит рядом с домом, асфальта ещё нет, и проводи газ- не хочу. Очевидно ставка была на то что их «заряженные» счётчики с пультом никто не заметит. К слову сказать на нашей улице таких хитрожопых наберётся ещё пяток, и все дружно решили что никто не заметит, и поставили электрокотлы и заряженные счётчики.
Но прошло пару лет, энергосбытовая компания недополучила 80% за поставленную энергию, и всех хитрожопых решили обломать.
Разыграли тендер, и установили счётчики на столбы Фобосы, которые сами передают показания в сети, и их не обманешь.
Только один из троих прислушался и сделал сразу газовый котел, сосед напротив, Армянин.
Говорят, фобосы можно тормозить, но это очень дорогое удовольствие, 30 тысяч рублей стоит приблуда для этого. Пока никто не приобрёл, слишком дорого.
т.е. по стране прошла эпидемия электросчетчиков с пультом, а я и не в курсе был!)
Как в одном месте собрать этих трёх человек для проживания, для полной картины хохла нехватает.
Попали на необитаемый остров еврей, цыган и армянин.
Так и живём.
О даче, пленочном теплом поле, конвекторах, газе и электричестве
Устройство теплого пола примитивно до безобразия. Посмотрим по шагам.
1. На более-менее ровный пол укладываем оргалит (он же ДВП 4 мм), проклеиваем стыки армированным скотчем. ГВОЗДЯМИ ПРИБИВАТЬ НЕЛЬЯ. Оргалит просто лежит на полу.
3. Укладываем теплый пол. ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ НЕ БУДЕТ СТОЯТЬ МЕБЕЛЬ. Приклеиваем края скотчем.
Ну в общем и готово :)) Осталось уложить финишное покрытие. Можно: ламинат, ковролин. Можно, но будет вонять: линолеум. Нельзя: плитку, камень, любое натуральное дерево, или вообще любое покрытие толще 8 мм.
Конечно, есть и недостатки. На теплый пол нельзя ставить мебель без ножек. Поэтому туда, где стоят шкафы, диваны, и т.д. пленочный пол не кладем. На теплый пол нельзя бросать вещи. Известны случаи возгорания пленочного теплого пола под оставленной на полу подушкой. Нельзя забивать в пол гвозди. Все сгорит. Совсем все. На этом недостатки заканчиваются.
А теперь посчитаем. Возьмем срок эксплуатации системы в 10 лет.
За 10 лет при электрической системе мы потратим 60 000 (стоимость системы) + 384 000 (стоимость электричества) = 444 000 рублей.
За 10 лет при газовой системе мы потратим 600 000 (стоимость системы) + 129 000 (стоимость газа) = 729 000 рублей.
Армянская «смекалка» или почти о цыганах
Немецкий концлагерь, в газовой камере сидят смертники, сейчас пустят газ и всё.
Вдруг открывается дверь, влетает начальник концлагеря и спрашивает:
Нехотя встает армянин и нехотя отвечает:
— Давай пошли со мной, положишь мне плитку в ванной, получишь аусвайс и езжай к себе домой.
— Ты не понял, я тебя забираю из газовой камеры, положишь плитку у меня ванной, получишь легальный документ и иди домой в Армению.
— Я все понял, сколько дашь?
-Нууу, 50 рейхсмарок дам.
Армянин возвращаясь на место:
-Закрой, закрой дверь.
Воюю с ЖЭКом относительно придомовой территории. Чтобы иметь железные доказательства, заказал в кадастре план дома и нанял геодезистов для проф. обмера территории. Дом трехэтажный, сталинка, построен в 1959 году. Геодезисты при замере обнаружили что в длине дома не хватает шести метров. То есть дом есть, по виду всё как на чертежах, а из 34 метров длины фасада нет шести метров. Я начал спрашивать стариков в доме. Оказалось, что при строительстве дома прораб был армянин и он УКРАЛ шесть метров дома. То есть просто взял и уменьшил все внутренние помещения во всем доме. А так как дом кирпичный, он оставшийся кирпич просто продал. В то время кирпич был ценным товаром. Я лично помню, что один старый кирпич в начале 80-х можно было продать за 15 копеек, это по тогдашнему оф. курсу приблизительно 20 центов. Сколько стоил новый кирпич в 59-м можно только догадываться. Но суть в другом, в 59-м за почти любую кражу дороже 100 рублей был расстрел, а тут на глазах у всех и в таких размерах. Да, почти о цыганах потому, что они здесь выходные, воровали гораздо круче даже под угрозой смерти, и тошнотворнее.
Да пиздежь. Абсолютно точно на 100%.
Этот анекдот слышал про молдован и евреев.
Я так понимаю, если прораб был бы чуваш, украинец или узбек, вы и анекдот бы поменяли и тег соответствующий поставили?
Пишу об этом, потому что национальность прораба никакой смысловой нагрузки не несёт.
15 копеек, это по тогдашнему оф. курсу приблизительно 20 центов
Так что 15 копеек в то время были равны нулю центов))
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники.
История явно вымышленная и любому, связанному со строительством и знакомому с технологией строительного производства это видно издалека.
Прораб-армянин в одно лицо не мог провернуть уменьшение размеров всех помещений, для этого надо переделывать весь проект от котлована до кровли, переносить коммуникации.
Работает тьма бригад разных специальностей, все делают свой объем по чертежам. Вопрос: кто изменил чертежи? Каждая бригада сдает свои объёмы. Вопрос: как ВСЕ отчитались по заведомо заниженным объемам? И ещё вопрос: как каждая бригада строила с уменьшением размеров? Армянский прораб к каждому каменщику подходит и пальцем показывал: «здэс полмэтра убэри, здэс короче на три ряда» и т.д? Да ну, смешно же.
Возможно, что дом в размерах не совпадает на чертежах и в натуре, но тут скорее косяк с чертежами, типа строили по одним, потом документацию в ЖЭУ потеряли и позже вложили похожие чертежи.