Армянская диаспора что это
Армянская диаспора России
Сегодня армянские общины существуют на Ближнем и Среднем Востоке (Иран, Ливан, Сирия, Иордания, Израиль), в Африке (Египет, Эфиопия), Европе (Франция, Болгария, Германия, Греция, Англия и т.д.), Америке (США, Канада, Аргентина, Уругвай, Бразилия), Австралии, Новой Зеландии, постсоветских государствах (Россия, Грузия, Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Туркмения и т.д.). Основная часть армянской диаспоры проживает в России (более 2 млн человек), США (более 1 млн), Грузии и Франции (около 450 тыс. в каждой), Украине (около 130 тыс.), Ливане, Иране, Сирии, Аргентине, Канаде, Австралии (по 70-80 тыс. в каждой стране).
Россия и Армянская церковь
История армянских общин в России неразрывно связана с историей конфессиональной, колонизационной и национальной политики России. Русь, Московское царство, а затем – Российская империя, как известно, были державами православными. Православная церковь и государство веками составляли неразрывное целое, и положение иностранцев зависело от того, к какой религии они принадлежали. Негативное отношение к Армянской церкви перешло на Русь из Византии. Суть его заключалась в том, что Армянская церковь рассматривалась как придерживающаяся учения о монофизитстве, которое, в представлении православных, состояло в признании только божественной сущности Иисуса Христа при отрицании человеческой. Для византийцев Армения была еще и внешним врагом, поэтому ненависть имела очень глубокие корни. Вот почему предстоятели Русской православной церкви считали армянскую веру худшей из ересей. Так, митрополит Киприан (1376-1406 гг.) отзывался о ней как о «ереси гнуснейши паче всех ересей». То же отношение к армянской вере сохранялось и в последующие столетия.
Позже, политику Петра в отношении армян подтвердила Екатерина II. 30 июля 1768 года она издала особую грамоту, в которой, в частности, давалось обещание по примеру предков «. весь честный армянский народ в Нашей Императорской милости и благоволении содержать. «. Грамота имела очень важное значение и в том смысле, что признала юрисдикцию верховного католикоса на территории Российской империи. С этого времени начинается новый этап в развитии отношений России с Армянской церковью.
В 1780 г. Екатерина II одобрила план Григория Потемкина об отделении от Турции областей, населенных армянами, и создании государства под протекторатом России. Важнейшая роль в подготовке военной кампании отводилась именно Армянской Церкви. Вот почему активные консультации Г. Потемкин вел с Гукасом, с патриархом гандзасарским и архиепископом князем Иосифом Аргутинским-Долгоруким.
В 1779 г. по приглашению Екатерины II из Крыма на Дон переселились более 12,5 тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. В четырех километрах от крепости Св.Дмитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел: Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.
Сотрудничество продолжилось в годы правления Александра I. Новый император, вообще терпимо относившийся ко всем христианским исповеданиям, следовал политике своих великих предшественников. В рескрипте от 12 сентября 1801 г. главнокомандующему войсками в Грузии генералу Кноррингу император приказывал стараться привлечь симпатии армян, способствовать «утверждению вообще христиан, оказывая по возможности покровительство араратскому патриаршему монастырю Эчмиадзину, содержать с главою церкви онаго приязненные отношения».
Армянская топономика в Москве
В Москве армяне появились в XIV веке и по указу Ивана Грозного селились в районах Белого города, Никольско-Столпового переулка. И в XIX веке этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название переулка в Москве. Также в Москве есть Армавирская улица, названная в честь города Армавира в Краснодарском крае, который в свою очередь название получил от одной из великих армянских столиц — города Армавира (IV—III века до н. э.).
В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. В 1922 году Малая Серпуховская улица была переименована в честь Люсик Лисинян (Лисиновой), которая была студенткой Московского Коммерческого училища, одним из организаторов революционной молодежи, погибшей 1 ноября 1917 года в бою на Остоженке. Улица была названа Люсиновской улицей. К Люсиновской улице примыкают три Люсиновских переулка. В 1930-х годах улица, близ станции «Преображенская площадь», была названа в честь армянского революционера, работавшего в органах ВЧК Армении Георгия Атарбекова — улица Атарбекова. Неподалёку от Мневников есть площадь Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна — площадь Бабаджаняна. В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов). В последнее время в районе Отрадного появилась улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках также есть улица Айвазовского, которая носит имя деятеля армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованес Айвазян), который создал художественную историю российского флота.
На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания Ан СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является автором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, возглавил коллектив, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь армянского поэта Ованеса Туманяна. На Северо-западе Москвы есть район Лианозово, названый по фамилии армянских купцов и предпринимателей Лианозовых, владевших здешними земельными участками до революции.
Также следует упомянуть тот факт, что современный Серебряный переулок в XVIII веке именовался Мануков переулок, по фамилии деда Александра Суворова — Ф. С. Манукова, одного из домовладельцев.
Российские регионы проживания армян
Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье. По состоянию на 2002 год, картина следующая:
Современная миграционная волна
Всесоюзная перепись населения 1989 г. зафиксировала на территории РСФСР примерно полмиллиона армян, значительная доля которых была сосредоточена около южных границ России, а примерно 50 тыс. проживали в Москве и Ленинграде. Официальной статистики в 1990-х гг. не велось, однако с уверенностью можно сказать: за счет иммиграции количество армян в РФ резко возросло, а социальный и этнографический состав диаспоры сильно изменился.
Миграционные волны начались сразу после первых погромов в Сумгаите. В 1988–1990 гг. беженцы из Азербайджана ехали в Армению и Россию. Карабахский конфликт, экономическая блокада и энергетический кризис первой половины 1990-х гг. привели к первой значительной эмиграции из самой Армении. В этой волне значительную часть составляли уезжавшие семьями азербайджанские армяне, так и не сумевшие в условиях перманентно разрастающегося кризиса обосноваться на «исторической родине». Они покидали ее окончательно, в отличие от большинства граждан Армении, которые тогда выезжали только на заработки и не собирались порывать связи с родиной.
Экономическая стабилизация середины 1990-х гг., на время сократившая поток эмиграции, закончилась вместе с кризисом 1998 г. Ухудшение экономической ситуации, кризис верхов, завершившийся «дворцовым переворотом», а особенно трагедия, разыгравшаяся в парламенте РА 27 октября 1999 г., и последовавшая за ней чехарда в высших эшелонах власти — все это привело к росту неуверенности у населения и к новому витку эмиграции. Кроме того, с 1998 г. начался массовый отъезд граждан Армении с семьями (иногда в форме вызова жен и детей обосновавшимися на новом месте отходниками).
Основной принимающей страной стала РФ, куда уехало примерно 80% эмигрантов. По неофициальным данным, в Москве сейчас проживает более 600 тыс. армян — больше, чем во всей российской диаспоре 1980-х гг. Характерным явлением стало чрезвычайно широкое дисперсное расселение иммигрантов в малых городах и даже в сельской местности РФ.
Специфика армянской диаспоры России
С распадом СССР на постсоветском пространстве образовалась армянская диаспора, качественно отличающаяся от прежней. По сравнению с диаспорой в странах дальнего зарубежья, армянская община России не обладает столь сильным политическим, финансовым и организационным потенциалом и, скорее, сама является объектом патронажа со стороны мировой армянской диаспоры. Причин здесь несколько.
Во-вторых, несмотря на то, что экономический потенциал выходцев из Армении, проживающих в России, достаточно высок, особенно в сфере среднего бизнеса (рестораны, магазины, швейные и сапожные мастерские, пекарни), финансирование армянских диаспоральных объединений осуществляется ими крайне редко. По некоторым оценкам, крупный армянский бизнес носит криминальный характер и большого интереса к благотворительности не проявляет. Средний бизнес также не спешит вкладывать деньги в развитие армянских общественных, культурных объединений, школ. Ситуация иная, если речь идет о возможном лоббировании экономических проектов. Данное положение качественно отличается от механизмов финансирования армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья. Так, во Франции и США армянский бизнес не только финансирует церкви, школы, культурные центры, но и выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств.
В-третьих, особенностью армянской диаспоры России является отсутствие «конкуренции» основных партий («Дашнакцутюн», «Рамкавар», «Гнчакян»), борющихся за влияние на диаспору. В армянской диаспоре позитивно оценивается конкуренция различных партий и движений, пытающихся бороться за влияние на нее. Критерием же оценки их деятельности является реальный вклад в развитие диаспоры (финансирование, создание школ, библиотек, поддержка предпринимательства). Этот реальный вклад наглядно демонстрирует, какие партии и движения способны содействовать развитию диаспоральных объединений. В России гнчакяны и рамкавары не имеют сетевой структуры, в отличие от дашнаков, а потому традиционная конкуренция трех партий отсутствует.
В-четвертых, не пройдена стадия становления армянской диаспоры в России на институциональном уровне, существует конкуренция между армянскими объединениями Москвы, вследствие чего фактически отсутствует единый в федеральном масштабе координационный центр.
Армянские диаспоральные организации России
По числу общественно-политических и культурных объединений в российских регионах армянская диаспора стоит на 4 месте после евреев, украинцев и татар. В России выходит журнал «Армения и мир», в попечительский совет которого входят Абел Аганбегян, Армен Джигарханян, Андраник Мигранян, Артур Чилингаров. Одной из задач журнала является информирование российского читателя о процессах, происходящих в армянской диаспоре в России и за рубежом. Среди представителей крупного, а особенно среднего бизнеса, политиков, деятелей культуры и искусства также немало выходцев из Республики Армения, часть которых входит в армянские диаспоральные объединения либо оказывает им содействие.
Уже сейчас существующие в России организации и объединения армян, несмотря на их неоднородность и разрозненность, представляют интерес как возможный инструмент развития российско-армянских отношений. Объединения армянской диаспоры, кроме осуществления образовательных и культурных программ (создание частных и воскресных школ, проведение дней культуры), благотворительной деятельности, декларируют в качестве основных задач содействие в решении карабахской проблемы, противодействие идеологии пантюркизма.
Так, Центр русско-армянских инициатив (существует с 1994 г.) выполняет следующие функции:
Особое место в деятельности Центра занимает проблема Нагорного Карабаха, что включает формирование общественного мнения в России о политической и правовой ситуации в Нагорном Карабахе, популяризацию сведений об истории этого региона, о легитимности НКР. По некоторым сведениям, Центр русско-армянских инициатив поддерживает контакты с международным бюро партии «Дашнакцутюн» в Мюнхене, но финансовой и организационной подпитки оттуда не получает.
Солидный лоббистский потенциал имеет Фонд русско-армянского содружества, руководство которым осуществляют члены российского бюро партии «Дашнакцутюн». Одной из основных задач Фонда является укрепление российско-армянского сотрудничества, лоббирование интересов Армении и армянской диаспоры в политических и деловых кругах Москвы.
В июне 2000 г. в Москве состоялся учредительный съезд представителей армянских общин Российской Федерации, который принял решение о создании общероссийской общественной организации Союз армян России (САР). Деятельность этой организации нацелена на обеспечение процесса самоорганизации российских армян для сохранения национальной самобытности, культуры, языка, веры, оказание многоплановой помощи исторической родине, восстановлении экономики страны, содействии упрочнению российско-армянских межгосударственных отношений. Немаловажную роль в армянской диаспоре России играет также Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС), основной задачей которой является углубление связей между деловыми кругами Армении и России, а также создание наиболее благоприятной атмосферы для развития экономических взаимоотношений между двумя странами.
Вместе с тем, потенциал любой диаспоры определяется не только состоянием диаспоральных объединений. Не менее важную роль играет деятельность отдельных представителей диаспоры, занимающих влиятельное положение в политических, деловых и культурных кругах страны. В этом аспекте «личностный» потенциал армянской диаспоры в России намного превышает возможности азербайджанской диаспоры, в которой намного меньше влиятельных политиков, ученых, журналистов, деятелей культуры, вхожих в высшие эшелоны власти и способных оказать воздействие на позицию России. Журналисты, ученые и публицисты из числа армянской диаспоры активно используют СМИ для создания позитивного образа Армении и для формирования общественного мнения по поводу истоков конфликта и современной ситуации в НКР.
Единый координационный Центр федерального уровня у армянской диаспоры России отсутствует, но ряд организаций, среди них Международный Центр по связям с армянскими общинами, Международная армянская ассамблея и др., пытаются взять на себя лоббистские функции и наладить тесные контакты с региональными объединениями. Так, Международный Центр по связям с армянскими общинами, входящий в состав Конгресса национальных объединений России, ставит своими задачами поддержку армянского бизнеса в российских регионах; политическую консолидацию армянского электората с целью поддержки тех российских партий и движений, которые защищают интересы национальных меньшинств; защиту национальных интересов Армении.
В целом только в Москве на 1 марта 1999 г. функционировало около 15 армянских общественных организаций и объединений и 9 окружных национально-культурных автономий. Солидным финансовым и экономическим потенциалом обладают армянские общины Краснодарского, Ставропольского и Красноярского краев, Омской, Челябинской, Читинской, Магаданской областей. Несмотря на малочисленность, богата и влиятельна армянская община Якутии. Как показывает анализ, большая часть этих организаций рассматривает себя как инструмент укрепления и развития российско-армянских отношений.
Однако на межгосударственном уровне потенциал армянской диаспоры России востребован пока не в полной мере. Отдельные политические партии и движения пытаются использовать возможности армянских объединений, но таких примеров не много.
Объясняется такое положение рядом причин:
1) За годы Советской власти республикой был накоплен богатый опыт взаимодействия с армянской диаспорой, но только в странах дальнего зарубежья. В России, в силу понятных причин, до конца 1980-х гг. армянских диаспоральных объединений быть просто не могло.
Таким образом, после распада СССР на территории России появилась качественно новая армянская диаспора, влияние которой как на внешнюю политику Армении, так и на армяно-российские отношения было до сих пор невелико. Причиной тому были следующие обстоятельства:
Источники:
Автор: Кавказский Узел
Армянская диаспора (Спюрк)
А рмянская диаспора или Спюрк — общины армян, проживающих за пределами Республики Армения и Арцаха. Общая численность армян в мире составляет порядка 13 млн человек, между тем население самой Армении составляет около 3 млн. (2017).Армяне являются вторым по численности народом в Ливане и Абхазии, третьим по численности в Грузии, Сирии и Иордании, а армянский язык признан одним из официальных языков в Ливане и Ираке.
На протяжении веков эмиграция армян, как других народов, была обусловлена тремя основными факторами: экономическим, религиозным и политическим, которые в отсутствие независимой государственности всегда сопровождались репрессиями и преследованиями со стороны иностранных властей.
Еше в III или IV веках, во времена правления Арташира I и Шапуха II из династии Сасанидов первые крупные депортации армян в Иран. С V века к нйим прибавилась последовательная политика Византии по выселению армянского населения из родины, в результате которой в течение нескольких веков армяне были вынужденно мигрировали на запад, в разные части Империи, включая Балканы, Фракию, Македонию. Одним из результатов продолжающейся эмиграции армянского дворянства и военных стало их появление на высших должносных постах византийской государственности, вплоть до правления в Византии Македонской или Армянской династии (867-1057гг).
Миграция армян с родины еще больше усилилась в VII- XIV веках, когда из-за нашествий различных кочевых народов (арабы, сельджуки, монголы) они были вынуждены мигрировать в Сирию, Месопотамию, Крым, Румынию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Киевскую Русь и приморские районы Малой Азии, повсеместно создавая общины.
Массовое переселение армян в Киликию стал знаменательным событием в истории армянского народа. Начиная с первого раздела Армении в 387 году, оно приняло огромные размеры в X-XI веках, когда после нашествий сельджуков в Западную Азию в Киликию переселились также дворянские родовые семьи, крупные феодалы со своими вассалами и воинами.Через некоторое время армяне заняли не только доминирующие позиции в Киликии, но и создали собственное централизованное государство, в начале в статусе княжества (1080г), а затем- царства (1198г.). В столице Киликийского государства до 1441 г. обрел престол также католикосат Армянской Апостольской Церкви. После падения Киликийского царства (1375 г.) большое количество армян эмигрировало в Италию, Сирию, Францию и другие страны, но значительная часть армянского народа проживала в Киликии в последующие века (до 1921 г.), сделав край одним из важных частей их родины.
Распространение армян в средние века в значительной степени способствовало тому, что с XVI века армянские купцы были одним из главных организаторов торговли между Востоком и Западом. Их деятельность простиралась от Индии и Персии до Португалии и Франции, а в южных регионах России (Астрахань, Нахичевань и др.) они сыграли важную роль в установлении российско-персидских торговых отношений и организации их транзитной торговли в России. Во всех этих местах были созданы торговые компании и дома, на основе которых были сформированы новые армянские общины.
В истории армянского народа судьбоносным стало вторжение кочевых племен турок-сельджуков, которое стали инициаторами создания в Западной Азии собственной государственности. На обширных территориях Османской империи, простирающейся как в Европе, так и Азии, турки начали последовательно проводить беспрецедентную политику преследований и насильственной ассимиляции местных коренных народов (армяне, греки, южные славяне). В течение XV-XVIIвеков армяне вынуждены были эмигрировать из Армении, а также из других завоеванных турами областей, которые они ранее населяли. После завоевывания Крыма турками в 1475 году большое количество крымских армян иммигрировало в Россию, Польшу и другие страны. В XVI- XVII веках персидские правители, в частности шах Аббас I, депортировал сотни тысяч армян в Персию, чтобы основать свои новые города (Новая Джуга) или расширить древние армянские общины для содействия экономическому развитию иранского государства.
После победоносных войн в России в войнах против Ирана и Османской империи в 1826-1829 годах началось переселение армян на родные земли в Восточной Армении. Российская царская администрация организовала иммиграцию для некоторой части армян (около 150 000), проживающих под турецким и персидским господством, с целью развивать армянские территории и получить надежное население в приграничных районах Еревана и Нахичевана. В связи с этим количество местного армянского населения резко возросло, а Восточная Армения превратилась в центр консолидации армянского народа.
Между тем политика социально-экономического, политического и культурного давления армян в Османской империи ужесточилась. Чтобы положить конец освободительному движению армян, турецкие власти во время правления султана Абдула Хамида II в 1894-1896 годах организовали убийство около 300 000 армян в Западной Армении и других регионах страны. Неизбежным следствием этого стала массовая эмиграция армян с родины, на этот раз — в Северную и Южную Америку.
Накануне Первой мировой войны национальная деятельность армян, проживающих в разных странах (Египте, Иране, Ливане, Сирии, Индии, России, Франции, Болгарии, США и т. д.), координировалась и регулировалась целой системой общественных учреждений: церковными, благотворительными, образовательными, культурными и патриотическими и другими организациями. Особенно важными были культурные, политические и финансовые центры западных и восточных армян общины Константинополя и Тифлиса. Крупными культурными центрами являлись также общины Смирны, Москвы, Венеции, Баку и Калькутты.
В годы Первой мировой войны власти Османской империи стремились положить конец национально-освободительной борьбе армянского народа и положить конец усилиям международной дипломатии по решению армянского вопроса. С этой целью в 1915-1922 годах в результате политики геноцида и депортации армянского населения Западной Армении, Киликии и других регионов страны было убито более 1,5 миллиона человек.
Впервые в истории армянского народа после Геноцида 1915-1922 гг. армянское население практически полностью исчезло в основной части армянских национальных территорий, Западной Армении и Армянской Киликии. Кроме того, основная масса армянского народа стала жить за пределами сохраненной национальной территории — Восточной Армении, где впоследствии сформировалась Республика Армения. Как депортированные армяне, так и их потомки по-прежнему лишены возможности вернуться на историческую родину.
Армянские беженцы, лишенные возможности жить на родине, были разбросаны по всему миру. Одним из выражений осознания судьбоносного значения произошедшего с армянским народом является тот факт, что новый тип миграции называется «спюрк» или «распространенная» (на англ.- diaspora), которая ранее не использовалась в армянском языке для характеристики армянских общин, исторически сформировавшихся в разных странах мира.
Коллективная и целенаправленная национальная деятельность диаспоры осуществляется через многочисленные и разнообразные организации, в которых необходимо проводить различие между всеармянскими и чисто местными организациями. Во всех общинах диаспоры особо важное значение имеет Армянская Апостольская Церковь, приверженцами который является большая часть армянства. В общинах диаспоры немало также армян-католиков и протестантов, в частности — евангелистов, а также православных.
В начале двадцатого века число армян в Сирии достигло почти 150 000, в Ливане — около 250 000, в Египте — около 9 000. Однако большая часть местных армянских общин Восточного Средиземноморья покинула эти страны в 2011-2015 годах из-за «Арабской весны» и гражданской войны в Сирии.
В 2008-2019 годах в правительстве Республики Армения действовало министерство диаспоры, которое разрабатывало и реализовывало партнерство Армения-Диаспора, продвигало общеармянские программы, способствовало реализации общеармянских образовательных программ, развивало общеобразовательные и однодневные школы в армянских общинах, поддерживала деятельность по сохранению армянской идентичности, сохранению, защите, развитию и распространению, установлению и укрепление армянской национальной идентичности среди носителей армянского языка или говорящих на других языках, поддерживала молодежного паломничества Диаспоры на историческую родину.
Группа «Genealogy представила Армению на конкурсе «Eurovision» песню «Dont deny», посвященную 100-летию Геноцида армян (Официальное видео)
Организация жизнедеятельности армянства за пределами Армении
В деле сохранения армянства особая важность уделяется развитию армянского языка, литературы и культуры, а также других ветвей армянского историковедения и арменоведения как факторов, обеспечивающих сохранение национального духовного наследия и олицетворяющих национальную самобытность.
Общественно-культурные объединения, формирующие диаспору, значат для армян не столько место периодических встреч и времяпрепровождения, средством сохранения своей идентичности, в условиях культурного, политического и экономического влияния иных государств и, следовательно, вопросы самоорганизации и интеграции в общественную, политическую, культурную и гражданскую жизнь страны проживания.
Каждая отдельно взятая община, характеризующаяся определённой территориальной привязкой, включает в себя один или несколько выше упомянутых элементов и имеет социально-культурную, религиозную, образовательную-воспитательную, а также финансово-экономическую функции. Этот социальный организм функционирует, в первую очередь, для молодёжи и подрастающих поколений.
Помимо церкви, базовым элементом укрепления армянского общества является армянская школа (как правило, воскресная), на базе которой либо в тесном сотрудничестве с которой создаются и молодёжные организации общин и иные армянские организации, целью которых является продвижение армянской культуры и искусства в окружающем обществе. Эта необходимость возникает из факта, что армянский народ по своей природе не является автаркичным и замкнутым, что означает добровольную и ничем не продиктованную готовность к тесному взаимодействию с представителями иных рядом живущих национальностей, являющейся в поликультурном обществе объективной необходимостью.
Исключительность феномена диаспоры заключается в том, что это не значит только лишь компактно проживать на какой-либо территории и периодически пересекаться с земляками: будучи однажды созданной, диаспора, словно младенец, растет и превращается в самостоятельный организм, являющийся частью более сложной окружающей экосистемы, возможное исключение из которой является одинаково большой потерей как для членов самой диаспоры, так и для конкретно взятого местного социума в целом.
Общины в разных странах и городах функционируют далеко не одинаково и имеют существенные отличия, обусловленные различными общественно-политическими, социально-экономическими и духовно-культурными особенностями развития стран их проживания. Существует целый ряд причин различного происхождения, объясняющих данное явление. Общины, находясь порой в различной геополитической и цивилизационной среде, обладают различными и специфичными мировоззренческими, духовными, культурными, социально-экономическими и политическими ориентирами