Армянский символ аревахач что означает
Арев хач — Патеразмахач — Кер хач — Армянская свастика
Армянская свастика — один из традиционных армянских символов вечности и возрождения. Свастика в Армении являлась олицетворением света (в наиболее широком теологическом понимании), от чего и произошло её название — Аревахач, то есть «солнечный крест».
Слово «свастика» — составное из двух санскритских корней: सु, су, «добро, благо» и अस्ति, асти, «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие».
Другие армянские названия свастики — «вардан» (от протоармянского «вращающийся»), «халке».
Известно изображение свастики на главных вратах средневековой столицы Армении — Львиные врата Ани.
В период солнцепоклонничества в Армении этот знак был символом солнца, от которого и произошло одно из его названий — аревахач, букв. «солнечный крест».
Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям,. Для армян свастика была также символом борьбы с захватчиками.
В армянском народном эпосе «Давид Сасунский» знак получил название Хач патеразмин, то есть «военный крест», «крест войны», будучи символом борьбы армян с захватчиками. Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья.
Согласно некоторым исследователям, буквы армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача — армянской свастики.
Аревахач олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом.
Кер хач, то есть кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом.
Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно …. 7000-5000 лет до н.э.).
Аревахач на стенах древнеармянского города Ани. Древнеармянский шлем с изображениями свастики. Полководец племени хурритов (хай-арменов) со свастиками на груди, восстановленный по останкам. Лчашен, Армения (3 тыс. до н.э.). Свастика на обломке кувшина в музее истории города Еревана.
Армянские символы веры.
Крест, возможно, является самым известным символом христианства, но нигде эта иконография не имеет решающего значения или укоренилась в культуре, как в Армении. Армян часто называют людьми креста и их земли, земля креста.
Куда бы вы ни отправились, тысячи хачкаров, или армянских крестов, пронизывают горную цепь древнейшей христианской нации в мире, обеспечивая редкий взгляд на искусство армянского духовного выражения.
Начиная с 4-го века преобразование армян и установление христианства как государственной религии в 301 году н.э. издали новую эру национального самосознания.
Таким образом, крест был размещен в центре армянской иконописи. Результаты которых оставили много недоумений в свое время до сегодняшнего дня. Когда крестоносцы отваживались забраться в высокогорье Армении, они неизбежно вступили в контакт с армянским крестным почитанием.
Армянское царство Киликии было сильным союзником европейских крестоносцев и считалось бастионом христианского мира на Востоке. Европейские крестоносцы заимствовали ноу-хау, такие как элементы армянского замкового строительства, искусства и церковной архитектуры.
Во время правления Константина I состоялся Первый крестовый поход. Армия западноевропейских христиан двинулась через Армянское нагорье и Киликию, направляясь в Иерусалим.
Армяне в Киликии получили мощных союзников среди франкских крестоносцев, лидер которых Годфри де Буйон принял проект «Иерусалимского креста» из армянской иконописи того времени.
Армянская помощь крестоносцам была описана Папой Григорием XIII в его Ecclesia Romana: «Среди добрых дел, которые армянский народ сделал для церкви и христианского мира, особенно следует подчеркнуть, что в те времена, когда христианские князья и воины отправлялись на Святую Землю, ни один народ или нация, не проявили тот же энтузиазм, радость и веру и не пришли пришли на помощь крестоносцам, как это сделали армяне, которые снабжали крестоносцев лошадьми, обеспечение и командование. Армяне помогали воинам с полной храбростью и лояльностью присущей им во время Священных войн».
Дружеские отношения между армянами и крестоносцами были увязаны между собой между ними часто возникали смешанные браки. До того, как стать царем Иерусалима и основать первое государство крестоносцев, которое приняло этот символический крест, брат Годфри Болдуин из Булони был первым герцогом Эдессы (армянской Урхой, Урфа), которым он стал в результате усыновлением в качестве сына армянского принца Тороса из Урха. Болдуин также женился на дочери принца Тороса, которая стала первой Царицей Иерусалима.
Царство Армянской Киликии происходило в княжестве, основанном c. 1080 году династией Рубенидов, ответвлением более крупной семьи Багратидов, которая в разное время занимала престолы Армении и Грузии.
Армянский королевский дом Багратуни (грузинский Багратиони) позже утвердились как правители Иберии (современной Грузии), распространяющие использование Иерусалимского креста в Грузии в XIV веке.
Средневековый монах Томас Кемпис, по вопросу о Кресте, однажды заметил: «На Кресте — спасение; в Кресте — жизнь; на Кресте — защита от наших врагов; в Кресте — вливание небесной сладости; в Кресте — сила духа; на Кресте — радость духа; в Кресте — превосходство добродетели; в Кресте — совершенство святости … ». С 2010 года армянские Хачкары, их символизм и мастерство записаны в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Армянские кресты, которые намного древнее немецкой свастики
Существует ряд символов, которые во всем мире ассоциируются с геральдикой нацистского режима Третьего рейха и его союзников. Однако мало кому известно, что некоторые из этих символов имеют историю не одного тысячелетия и тесно связаны с армянской мифологией и культурой.
Аревахач (арм. Արևախաչ, т.е. «Солнечный крест») также как Кер хач (арм. Կեռ խաչ, т.е. «Кривой крест») называют армянской свастикой — одним из древнейших символов армянского народа. Самые ранние изображения этих крестов в Армении относятся к периоду неолита (приблизительно 7000-5000 до н.э.).
Очень часто армянскую кресты можно встретить в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина букв армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача.
Интерпретацией аревахача стал солнечный крест или солнечное колесо — древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга.
При раскопках Тигранакерта (древней столицы Армении) были обнаружены равноконечные кресты, схожие с железным крестом — немецкой и прусской военной наградой. Такие же кресты были обнаружены на столбах «Храма Небесных Ангелов» Звартноц, построенног о в VII веке при католикосе Нерсесе.
На столбах этого храма также изображены орлы, которые и в дальнейшей истории Армении появлялись не раз и есть в современной национальной геральдике.
Национальная эмблема Германии в виде орла с распростертыми крылями появилась в VIII веке, когда король Карл Великий, принял корону и эмблему в виде тотема орла с распростертыми крылями (в прошлом тотем непобедимых римских легионеров).
В 12 веке эмблема с изображением орла фигурировала на многих гербах герцогов и династий Германии (например династии Гогенштауфенов), а Гитлер представил этот символ в качестве национального герба только в 1935 году.
Армения – страна легенд и традиций
Армения – страна легенд, колыбель цивилизаций и традиций. В фильме, снятом волонтёрами АЛЛАТРА ТВ, Армения предстаёт перед нами в новом, совершенно удивительном и неповторимом свете. Фильм раскрывает зрителю древнейшие Знания: о созидании и добре, о поиске смысла жизни, а также рассказывает о духовных ценностях армянского народа и его богатой культуре.
Особую роль в культуре армянского народа играли созидательные знаки и символы. Об их значении и действии знали жители Армянского нагорья с древнейших времен.
8 Созидательных знаков Армении
Этот Знак означает созидательную силу. Он изображается как пустой круг, а под ним располагается полумесяц рожками вверх.
Символика круга означает полноту жизни, непрерывное движение, единство, высшее совершенство. Круг является древним символом, обозначающим Душу. И он связан с солнцем, светом и небом. Круг Жизни означает целостность и постоянство духовного мира, который не имеет ни начала, ни конца.
Ещё на заре человечества люди уже ведали о Едином и обозначали Того, Кто создал всё звуком Ра. А Аллат – это творящая сила Бога, называемая божественным женским началом, праматерью всего сущего. Эту силу символически изображали в виде полумесяца рожками вверх. С начала времён посвящённые в духовные Знания знали, что «АллатРа» – это Сила Бога, созидательная Сила Того, Кто создал всё.
Доктор исторических наук, профессор Артак Мовсисян предполагает, что знаки Аллат и АллатРа интерпретируются в иероглифической знакописи Ванского царства как божественные небо и утро.
Знак АллатРа и гора Арарат
Самый высокий массив Армянского нагорья – знаменитая гора Арарат, которая расположена на правом берегу реки Аракс. Она является священным местом для армян и многих народов мира. Арарат состоит из слившихся основаниями конусов двух гор: Большого Арарата и Малого Арарата. Такая конфигурация гор внешне повторяет знак Аллат (полумесяц рожками вверх), а восходящее солнце ассоциируется с кругом – знаком РА. Восходящее солнце, которое снизу окаймлено полумесяцем рожками вверх, – это и есть знак АллатРа, знак созидательной силы Того, Кто создал всё.
Согласно библейской легенде священная гора Арарат стала зарождением новой человеческой цивилизации. Сюда причалил ковчег Ноя после великого потопа. Арарат – это символ зарождения жизни, добра и созидания, рассвет человеческой цивилизации, начало эпохи победы добра над силами зла.
Гора Арарат по своему значению легендарна и особенна. Её называют самой высокой точкой Эдема – райского сада. Слово «Арар-ат» своим толкованием относится к временам сотворения мира и имеет смысловое обозначение как «место сотворения, созидания».
Именно на этих землях люди жили в единстве, любви, дружбе и согласии друг с другом. И эти вечные духовные ценности с тем же великим духом преданности и безмерной Любви к Богу через неразрывную связь поколений передались современному армянскому народу, рассеянному по всему миру.
Символ Аревахач, который известен более 12000 лет, в переводе означающий «солнечный крест», изображается в виде круглого, вихревого, винтообразного круга, похожего на солнце. Это – армянский символ Вечности, который обозначает свет, движение жизни, созидание в радости. Он часто имеет вариацию из восьми дугообразных лучей. В древнеармянских мифах эти лучи символизируют восемь армянских богов:
Арарич, или сокращённое от Ахура Мазда, – так звали главного Бога-создателя. Он милосерден и миролюбив, как и почитавшие его люди. Ара считался солнечным богом.
Анаит – Богиня, олицетворяющая божественное женское начало. Её изображали со знаком Аллат – полумесяцем рожками вверх. Чувства, связанные с Богиней-матерью, исходят из самой глубины сердца народа. Именно в женском начале таится источник жизненной созидающий силы Аллата.
Ваагн – посланец Арарича, воплощение драконоборца, защитник всего светлого и доброго. Символом Ваагна считается знак Аревахач, символизирующий во многих народных сказаниях мира огонь, который отображает силы добра и начало мира. Огонь – это не просто домашний очаг, а символ внутреннего огня человека, его жизненной силы, чувство внутреннего жара Любви человека к Богу.
Астхик – богиня, олицетворяющая воду, дочь богини-праматери Анаит. Сохранилось много преданий о почитании водного источника как источника жизни. Богини Астхик, Анаит, а также древнеармянская богиня материнства и мудрости Нанэ олицетворяли собой высшую жизнь и Любовь и отображали разные ипостаси Единой Великой Матери, которая являлась источником плодородия, покровительства, изобилия и красоты. Созидательность армянского народа выражалась через почитание женского начала, уважение к женщине, к матери как созидательному началу, истоку Жизни и бесконечной Любви. Именно от женщины зависит полнота чаши мира и Любви армянского народа и его будущее.
Священным плодом Богинь-Матерей Армении был гранат – символ плодородия, богатства и изобилия. Этот плод, как один из символов Армении, именно сегодня отражает миссию армянского народа – сеять благую весть по всему миру об обществе созидания.
Согласно традициям Армении армянский мужчина – воплощение созидательного символа бесстрашного драконоборца Ваагна, защитника всего светлого и доброго. Он бережно оберегает мир и Любовь женщины от сил зла, создавая при этом все возможные условия для развития общества, где люди жили бы в любви к друг другу, в безопасности и благополучии.
Движение по часовой стрелке символа Аревахач – это символ эволюционного процесса созидания, развития, жизни и благоденствия. Спираль, закрученная по часовой стрелке, означает позитивные, созидательные духовные силы. Таким образом, главный символ Армении показывает созидательное развитие мира и особую роль армянского народа в развитии человечества.
Символ Хачка́р
В Армении есть уникальный вид искусства, не имеющих аналогов в мире, — это искусство создания хачкаров, резных камней-крестов, которые появились задолго до возникновения христианства. “Хач” означает крест, а “кар” – камень. Крест – это символ человека, а также один из символов сакральных ценностей. А орнамент, который изображается на кресте, символизирует животворящую силу.
Хачкар – это ещё один уникальный жизнеутверждающий символ армянского народа. А в его орнаменте часто можно увидеть символическое изображение знака АллатРа.
Согласно Библии все люди, живущие на Земле, произошли от Ноя и его семьи. Она состояла из 8 человек, которые спаслись во время потопа на ковчеге. Увидев вершину горы Арарат, люди поняли, что потоп закончен. 8 душ, которым предстояло возродить наш человеческий род, первыми ступили на Армянское нагорье. Именно с этого момента стала возрождаться новая человеческая цивилизация – общество мира и созидания.
Во многих культурах мира цифра 8 – это символ порядка, совершенства, полноты, а также начала нового периода и нового цикла. Знак обновления и возрождения. Это символ любви, процветания и изобилия. Противопоставлением понятию конечного является цифра 8 в горизонтальном положении, которая образует знак бесконечности. Согласно обряду Армянской Церкви крещение ребёнка совершается именно на восьмой день его рождения. И именно на восьмой день в новорождённое тело входит Душа.
8 Основ Созидательного общества
Сейчас «8 Основ Созидательного общества», которые стали близки каждому человеку на Земле, активно распространяются по миру самими людьми, потому что они понимают важность вклада каждого человека в развитие общества. А когда эти Основы станут неотъемлемой частью образа жизни каждого из нас, тогда и наступит Созидательное общество!
Созидательное общество — это начало пути человечества к вечности
Созидательное начало характерно для всей армянской культуры. Оно проявляется в костюмах, танцах, в орнаментах ковров, одежды, украшений, а также в архитектурных постройках, где запечатлены древнейшие символы и знаки созидания.
Армянский народ бережно сохранил созидательные знаки и легенды, но, к сожалению, люди частично утратили понимание сути некоторых из них.
Созидательное общество – это начало пути человечества к Вечности. Общество, движимое совестью, эволюционным путём развивается по замыслу и воле Творца. В основе Созидательного общества – ценность жизни каждого Человека. А всё Человечество – это общность всех людей.
Быть вестником созидания, мира и добра – такова с глубокой древности Священная миссия армянского народа. Это особая миссия – созидания, единения всех народов в Духе и в вечной Любви!
Армяне
О дружелюбии и гостеприимстве армянского народа по всему миру ходят легенды. Жизнь меняется, но люди остаются людьми, а человечность, воспитанная веками, актуальна сегодня, как никогда. Хочется поблагодарить армянский народ за те духовные и культурные сокровища, которые они сохранили для всех нас.
До сих пор в культуре народа Армении сохранились корни созидания. Пришло время для армянского народа вспомнить свою миссию – миссию вестников Добра. Её суть в том, чтобы объединиться и инициировать единение всех народов, способствовать возобновлению Созидательного общества.
Мы все – одна единая человеческая семья, и нам нечего делить. Сейчас настало время всему миру объединиться. Объединение людей – залог выживания человечества, залог такого нашего будущего, в котором главный принцип: «я – для общества, а всё человечество – это одна большая семья».
Созидательному обществу – быть!
Будущее всего мира зависит от каждого из нас!
Символы земли Араратской, или Как безошибочно узнать Армению
У одних Армения ассоциируется со старинными храмами, у других – с самобытной культурой, у третьих – с блюдами национальной кухни. Но есть символы, которые и для местных жителей, и для иностранных гостей связаны исключительно с землей Араратской.
Хачкар
Это уникальный вид архитектурных памятников. Хачкар (в переводе с армянского «хач» означает «крест», а «кар» – «камень») представляет собой каменную стелу с резным изображением креста.
Эти памятники отличаются изысканностью кружевных орнаментов. Крест-камни можно встретить только в тех местах, где проживали или проживают армяне. Как правило, ими украшают культовые сооружения, а также устанавливают на могилах.
Аревахач
Аревахач (в переводе с армянского языка «арев» – «солнце», а «хач» – «крест») называют еще армянским Колесом вечности. Это один из самых древних и важных армянских символов. Зачастую его изображали внутри шестиконечной звезды (несмотря на то, что сегодня гексаграмму ассоциируют с еврейским символом – звездой Давида, армяне на протяжении всей своей истории использовали ее в искусстве, архитектуре, при изготовлении украшений). Аревахач можно часто увидеть на фасадах церквей.
Арарат
Арарат – это, пожалуй, один из самых известных символов Армении. Несмотря на то, что сейчас гора находится в Турции, территорию вокруг Арарата испокон веков населяли армяне. Двойную вершину горы, где, согласно библейской легенде, остановился Ноев Ковчег, изображали на своих полотнах многие известные художники. Сегодня образ Арарата можно встретить повсюду, начиная от герба страны и закачивая сувенирами и футболками.
Абрикос
Абрикос еще называют «армянским яблоком», а его научное название – Prúnus armeníaca. Именно Армения считается родиной этого вкуснейшего фрукта. Абрикосовые сады издревле возделывались на Армянском нагорье. Сегодня в стране выращивают около 50 сортов абрикоса, а вкус и высокое качество этих плодов ценятся жителями многих стран мира.
Дудук
Музыкальный инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева, в Армении также известен как циранапох, то есть «абрикосовая дудочка» или «душа абрикосового дерева». Под таким названием этот музыкальный инструмент упоминал еще армянский историк V века Мовсес Хоренаци. Изображения дудука можно увидеть во многих армянских средневековых рукописях.
Игра на дудуке – неотъемлемая часть культурной жизни армянского народа. На протяжении веков музыканты играли на дудуке во время важных событий, народных торжеств, а также на свадьбах и похоронах. В 2005 году музыка дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.