арно бабаджанян биография личная жизнь дети
7 фактов из жизни Арно Бабаджаняна
Он неоднократно удостаивался наград за музыкальные произведения, созданные как для фортепиано, по курсу которого композитор и оканчивал консерваторию, так и для струнных трио, квартетов, а также целых оркестров. Но всенародную любовь принесли не академические композиции, а эстрадные песни, к которым творец сочинял музыку.
22 января 2021 года исполнилось 100 лет со дня, как родился Арно Бабаджанян, о фактах из личной жизни и биографии которого — в материале 24СМИ.
1. Неудачная дата
Официальная дата рождения советского композитора, записанная в паспорте, — 22 января 1921 года. Но в действительности на свет Арно Бабаджанян появился на день раньше.
Просто отец будущего музыканта в 1924 году, после смерти «вождя мирового пролетариата» Владимира Ленина, как раз пришедшейся на 21-е число, предпочел дату в документах отпрыска исправить. Посчитал, что праздник рождения, выпадающий на ежегодный день скорби советских граждан, — это не самый приятный сюрприз для подрастающего мальчика.
2. Одаренный
Хотя родители Арно были людьми, в целом от искусства далекими, отец мальчика неплохо управлялся с флейтой, а также народными армянскими музыкальными инструментами. И нередко устраивал дома самодеятельные концерты.
Видимо, это помогло сформироваться музыкальному слуху будущего композитора. А вдобавок Бабаджаняна уже в трехлетнем возрасте и самого потянуло к прекрасному — сын простых учителей начал играть на стоявшей дома фисгармонии.
Когда Арно еще был в детском саду, в учреждение пришел человек, желавший прослушать детей и выявить у них вероятные задатки таланта. Мужчина сразу обратил внимание на Бабаджаняна и посоветовал мальчику попробовать свои силы в музыке. Тем проверяющим оказался советский композитор и дирижер Арам Хачатурян.
3. Взаимная любовь
На протяжении жизни Арно Бабаджанян питал горячую привязанность к Еревану, в котором родился. Композитор настолько любил малую родину, что и после переезда в столицу СССР ежегодно возвращался домой хотя бы на пару дней. И всем своим московским знакомым тоже настойчиво советовал погостить в его родном городе.
Стоит сказать, что и жители Еревана всегда отличались глубоким почтением к творчеству прославившегося на всю страну земляка. Так, проведенный в столице Армении эксперимент сумел выявить, что среди ереванцев едва ли получится отыскать человека, который бы не знал наизусть слова «Еревани сирун ахчик», написанной Бабаджаняном для фильма «Песня первой любви».
4. Совпадение
Однажды, в ту пору, когда Арно Бабаджанян сотрудничал с оркестром под управлением своего друга Константина Орбеляна, по городу пошли слухи о том, что на репетицию коллектива заявился сам Никита Хрущев. В пижаме.
В действительности виновником появления таких сплетен был композитор, отец которого обладал внешностью, весьма похожей на генсековскую. Арно «прихватил» отца из дома, когда его срочно вызвали на репетицию. И, приехав на место, наказал мужчине сидеть в автомобиле, рассчитывая, что управится быстро.
Но так увлекся, что забыл про сидевшего в авто папу, который решил все-таки напомнить сыну о себе и пришел на репетицию. А в пижаме старший Бабаджанян оказался, поскольку Арно слишком торопил старика, забирая из дома, и уверял, что в машине никто одежду не разглядит.
Впрочем, хватало и случаев, когда Бабаджанян целенаправленно использовал схожесть родителя с Хрущевым, чтобы подшутить над окружающими. Композитор обожал всевозможные розыгрыши.
5. Шутники
Любовь к розыгрышам иногда приносила Арно Бабаджаняну и неприятности.
Однажды они вместе с режиссером Генрихом Оганесяном решили разыграть приятеля — молодого музыканта, которому в качестве инструмента руководство Армении доверило скрипку, считавшуюся достоянием республики.
Купив дешевую копию, шутники сговорились тайком подменить оригинал, а затем уже «оторваться» над жертвой розыгрыша по полной. Когда на глазах скрипача Арно разбил драгоценный струнный инструмент, молодой человек рухнул в обморок. А за ним чуть не последовал и сам Бабаджанян, поскольку Оганесян вдруг крикнул, что не успел поменять настоящую скрипку на подделку. К счастью, эти слова тоже оказались шуткой.
6. «Большой Арно»
В преддверии столетия со дня рождения знаменитого композитора, написавшего музыку для песен, впоследствии исполненных Муслимом Магомаевым, Эдитой Пьехой, Вадимом Мулерманом и другими прославленными советскими вокалистами, на Дальнем Востоке имя «Арно Бабаджанян» было присвоено трансокеанскому танкеру.
Торжественная часть проходила во Владивостоке. Инициатива присвоения имени композитора судну водоизмещением в 14,5 тыс. тонн принадлежит организации «Союз армян России» и Фонду памяти Арно Бабаджаняна.
7. Одна на свете
Бабаджанян всю жизнь прожил с одной женщиной — Терезой, до замужества носившей фамилию Оганесян и слывшей перспективной пианисткой, которая предпочла ради супруга отказаться от дальнейшей карьеры, чтобы всю себя посвятить избраннику.
Женщина не только всегда сопровождала мужа в путешествиях, имея под рукой медицинский набор первой помощи, но и старалась окружить лаской и заботой, стремясь оградить от любых недобрых новостей. Говорят, что именно любимой жене, подарившей ему сына Ару, Арно Бабаджанян и посвятил композицию «Ноктюрн», считающуюся самым красивым произведением автора.
Арно Бабаджанян
Имя: Арно Бабаджанян (Arno Babadzhanyan)
Отчество: Арутюнович
День рождения: 22 января 1921
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Ереван, Армения
Дата смерти: 11 ноября 1983 (62 года)
Причина смерти: узнать лейкемия
Где похоронен: узнать Армения, Ереван, Тохмахское кладбище
Биография Арно Бабаджаняна
Детство и семья Арно Бабаджаняна
Родился будущий композитор в Ереване. Его родители были родом из Игдыра, находящегося в Западной Армении(сейчас эта территория является частью Турции). Вместе с ним как сестра воспитывалась приёмная девочка-беженка. Дело в том, что у родителей Арно долго не было детей, и они взяли на воспитание эту девочку, родители которой погибли во время геноцида армян.
Ни отец, ни мать Арно не были музыкантами, правда, отец прекрасно играл на флейте. Ещё в детском саду заметили музыкальные способности мальчика. Как потом вспоминал Арно, в их детский сад приходил композитор, чтобы прослушать детей.
Это оказался Арам Хачатурян. Он посоветовал маленькому Арно заняться музыкой, заметив, что тот не только пел, но ещё и хлопал в такт. В 1928-ом году его приняли в Консерваторию, в группу одарённых детей. Уже в девять лет им был создан «Пионерский марш», а в двенадцать он получил свой первый приз на конкурсе молодых исполнителей, куда съехались юные музыканты со всей республики. Мальчик исполнил Мендельсона и Бетховена.
Окончив школу, молодой человек стал студентом последнего курса Гнесинки. Это был 1938-ой год. Москва стала для будущего композитора второй родиной. Когда началась война, Бабаджанян строил оборонительные рубежи, вместе с другими жителями столицы.
Карьера композитора Арно Бабаджаняна
Свою трудовую деятельность он начал в 1950-ом с преподавания в Ереванской консерватории. Тогда же он начал сочинять разножанровую музыку, однако судьбоносным жанром для него стала песня. В тот период он написал две песни для кинофильмов, и они сразу обрели популярность.
С 1956-го Арно начал жить в Москве, работая в соавторстве с Робертом Рождественским. Много песен было написано для Муслима Магомаева, прекрасно исполняющего эти композиции. Соавторами гениального композитора были Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенёв, которые создали вместе с Бабаджаняном песни, имевшие грандиозный успех.
Арно скучал по Армении, старался ездить туда каждые два месяца. В Дилижане был дом творчества композиторов, где он часто отдыхал и работал. После 1965-го года все основные его произведения были созданы в родной Армении.
Он говорил, что там ощущает любовь народа, которая помогает ему творить. В своё творчество композитор вкладывал душу и любовь. Считал, что только народ может решить, хорошее ли вышло произведение, именно народ для него являлся конечным судьёй. В
се произведения композитора в основном песенные, за исключением примерно десяти песен, которые были написаны на стихи. Чаще всего, он писал музыку, а потом на эту музыку поэтами писались стихи.
Особое отношение было у Бабаджаняна к «Ноктюрну». Его он написал, как фортепианное произведение. Иосиф Кобзон не раз просил у автора разрешения написать стихи, ему хотелось исполнить эту замечательную мелодию. Но композитор был категорически против. Только после его смерти Роберт Рождественский написал стихи, а Кобзон исполнил получившуюся песню.
Бабаджанян позиционировал себя как композитор, пишущий камерную и симфоническую музыку. Любимым его композитором был Рахманинов. В созданном им фортепианном концерте «Героическая баллада» чувствовался рахманиновский дух.
Будучи блестящим пианистом, своё утро Арно Арутюнович начинал с того, что сев за инструмент, исполнял пару прелюдий Рахманинова.
Немало было сделано композитором в области музыкально-театральных жанров и в области инструментального жанра. Известны такие его мюзиклы: «В горах моё сердце», «Дядя Багдасар» и «Невеста с Севера».
Он сочинял сонаты, пьесы, сочинения для двух роялей, многие из которых приобрели всемирную известность.
Отдельно надо сказать о союзе композитора с Муслимом Магомаевым. Они начали сотрудничать, когда Бабаджаняну было сорок, а начинающему певцу Магомаеву – девятнадцать. Арно Арутюнович считал, что лучше всех исполняет его песни именно Магомаев. Позже вместе они работали над шейками и твистами. Тогда вся страна танцевала под «Чёрного кота».
Композитор создавал произведение за произведением. Казалось, что он спешит. Так, не успев стать достаточно популярными, одни песни терялись, так как им на смену уже приходили следующие, а за тем следующие и так далее. Из-за этого потенциальные шлягеры едва «родившись», оказывались за бортом популярности.
Массовый слушатель знаком с Бабаджаняном песенником, для знатоков серьёзной музыки он автор академических произведений. Композитору всегда хотелось писать серьёзную музыку, но делал он это только по мере возможности. Но и в песнях Арно Арутюнович оставался масштабным композитором.
Личная жизнь Арно Бабаджаняна
Композитор был женат. У него есть сын – Ара Бабаджанян. Как вспоминает Ара, отец его воспитывал в любви к Армении, хотел, чтобы сын помнил свои корни. Часто он брал его с собой в Ереван и Дилижан, они обязательно ездили к дедушке и бабушке.
Сын Арно Арутюновича музыкант и актёр. Он благодарен отцу за поддержку, которую он всегда получал от него, за мудрые советы, пригодившиеся во взрослой жизни.
Смерть Арно Бабаджаняна
Композитор умер в Ереване, там же он похоронен. Это произошло в 1983-ем году 11 ноября.
В честь композитора создан специальный фонд памяти, который помогает талантливым музыкантам и организовывает фестивали музыки гениального композитора.
Арно Бабаджанян
С ранних лет занимался музыкой, имел уникальный слух, который отмечали педагоги. В три года начал играть на старой домашней фисгармонии.
В 1926 году талант Арно был замечен знаменитым советским композитором и дирижёром Арамом Ильичем Хачатуряном.
В 1928 году поступил в среднюю общеобразовательную школу им. Горького и одновременно был принят в группу одарённых детей при Ереванской консерватории.
В возрасте девяти лет написал «Пионерский марш» (издан в 1932).
В двенадцать лет получил свой первый приз на конкурсе молодых музыкантов, где исполнил Четвёртую сонату Л. ван Бетховена и «Рондо капричиоззо» Ф. Мендельсона. После окончания музыкальной школы при Ереванской консерватории в 1935 году поступил в консерваторию на факультеты фортепиано и композиции (класс С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна).
Арно Бабаджанян в юности
В 1938 году переехал в Москву и поступил сразу на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Е. Ф. Гнесиной и классу композиции у В. Я. Шебалина. После окончания училища поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского (класс специального фортепиано Б. М. Берлина).
В начале Великой Отечественной войны был мобилизован на оборонительные работы под Смоленском. В конце 1941 года эвакуировался с Московской Консерваторией в Саратов.
Сын композитора Ара Бабаджанян говорил: «Москва фактически стала для отца второй родиной. Когда началась Великая Отечественная, их послали на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Позднее, в Москве отец получил второе образование. Он всегда говорил, что если бы не Россия, нас бы, наверное, тоже не существовало, также как не существовало бы армянского государства. Отец это понимал, он воспитывался на русской культуре. Более того, отец позиционировал себя как армянский композитор, который впитал в себя лучшие традиции русской музыкальной культуры. У него было очень много друзей в России».
С 1942 году учился в Ереванской консерватории по фортепианному классу у К. Н. Игумнова и по композиции у В. Г. Тальяна, пройдя полный курс Ереванской консерватории без сдачи гос. экзаменов, переехал в Москву, был восстановлен в Московской Консерватории на предпоследний курс фортепианного факультета.
В 1946 году вместе в группой молодых композиторов был направлен в Москву на усовершенствование. В 1946-1948 годах совершенствовался Доме культуры Армянской ССР в Москве.
В 1948 году окончил Московскую консерваторию, класс фортепиано К. Н. Игумнова.
В своих творческих устремлениях перекликался с А. Г. Арутюняном, Э. М. Мирзояном, Л. М. Сарьяном. Один из членов группы «Армянская могучая кучка» (круг пяти армянских композиторов, родившихся в 1920-1921 гг., закончивших Ереванскую консерваторию, и в 1946 г. поступивших в Московскую консерваторию и на курсы Армянской культурной студии (жили они также при Доме культуры Армении); круг так назывался в связи с известной могучей кучкой русских композиторов; их основными руководителями были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович; четыре члена группы были удостоены звания Народный артист СССР, Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян также были удостоены Государственной премии СССР в молодые годы).
В 1950-1956 годах преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. В 1956 году удостоился звания доцента.
В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия третьей степени за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром.
С 1956 года жил и работал в Москве. В том же году был избран членом КПСС.
Арно Бабаджанян с Робертом Рождественским и Муслимом Магомаевым
Также феноменальный успех выпал и на песни, написанные в соавторстве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербенёвым («Лучший город земли»).
«Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн». Много было сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце» и другие.
Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром, Фортепианное трио, Соната для скрипки и фортепиано, фортепианная сюита «Шесть картин», в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу третьего Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1966) в качестве обязательного произведения во втором туре.
Много писал музыку для кино. В некоторых фильмах исполнил небольшие роли.
Арно Бабаджанян в фильме «Женщина, которая поёт»
Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, С. О. Навасардян, Ж. Тер-Меркерян, Д. А. Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo.
Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на плёнки, изданы на аудиодисках.
Арно Бабаджанян умер 11 ноября 1983 года от осложнений, вызванных лейкемией. Похоронен в Ереване на городском кладбище (Тохмах).
В центре Еревана 4 июля 2003 года установлен выполненный в остросовременном стиле памятник А. Бабаджаняну работы скульптора Д. Беджаняна.
В честь композитора действует «Фонд памяти Арно Бабаджаняна», которым руководят его сын Ара Бабаджанян (президент фонда), и поэт, журналист, певец Владимир Попков (генеральный продюсер). Фонд поддерживает молодые таланты, организует не только вечера, но и ежегодные Фестивали музыки Арно Бабаджаняна.
В 2011 году в ереванском Доме-музее А. Хачатуряна проведён Международный конкурс молодых пианистов им. А. Бабаджаняна.
В Москве, на доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска. В Ереване, на доме 43 по проспекту Месропа Маштоца, где жил композитор, установлена мемориальная доска.
В честь композитора назван астероид 9017 Бабаджанян.
С 2017 года имя Арно Бабаджаняна носит военно-музыкальный фестиваль России и Армении «Главное отчизне служить».
Арно Бабаджанян
Личная жизнь Арно Бабаджаняна:
Арно Бабаджанян с женой и сыном
Фильмография Арно Бабаджаняна:
Работы Арно Бабаджаняна в кино как композитора:
Песни Арно Бабаджаняна:
Награды и звания Арно Бабаджаняна:
Арно Бабаджанян
советский и армянский композитор, Народный артист СССР
Арно Арутюнович Бабаджанян
Арно Арутюнович Бабаджанян родился 21 января 1921 года в Эривани (ныне — Ереван, Армения). Его отец играл на флейте, и сам Арно с детства проявил музыкальные способности. В 3 года он начал играть на старой гармонике, а в 9 лет написал первое музыкальное произведение — «Пионерский марш». В 1933 году на конкурсе молодых музыкантов Армении он получил первый приз.
После окончания школы Арно Бабаджанян приехал в Москву и поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, был принят сразу на последний курс по классу фортепиано. Затем он окончил экстерном композиторский факультет Ереванской консерватории и Московскую консерваторию по классу фортепиано. С 1950 года был преподавателем Ереванской консерватории, сочинял музыку: фортепианные пьесы, концерты для скрипки и виолончели, песни.
Переехав в Москву в 1956 году, Бабаджанян пишет песни, которые быстро обретают популярность. На стихи Роберта Рождественского им написаны «Голубая тайга», «Будь со мной», «Позови меня», «Загадай желание», на стихи Евгения Евтушенко — «Не спеши», «Твои следы», «Чертово колесо», на стихи Андрея Вознесенского — «Москва-река», «Верни мне музыку», на стихи Леонида Дербенева — «Лучший город земли». А его «Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу.
Работал композитор и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце». Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (1950), Фортепианное трио (1952), Соната для скрипки и фортепиано (1959), «Шесть музыкальных картин» (1965), в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля.
Всемирную известность приобрели яркие и виртуозные сочинения Бабаджаняна для двух роялей, созданные в соавторстве с А.Арутюняном («Армянская рапсодия», «Праздничная»). Среди исполнителей академической музыки Бабаджаняна: М.Ростропович, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, Л.Власенко, Ж.Тер-Меркерян, Д.Ханджян и другие.
Нередко Арно Арутюнович выступал в качестве пианиста на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений, которые были записаны на плёнки, изданы на аудиодисках. В последний период жизни он стремился к большему рационализму в творчестве.
Народный артист СССР и Армянской ССР — композитор был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, он лауреат Сталинской и двух Государственных премий Армянской ССР.
Арно Арутюнович Бабаджанян умер 11 ноября 1983 года в Москве, был похоронен в Ереване на Тохмахском кладбище. В его честь открыт фонд памяти, который занимается поддержкой талантливых музыкантов.
Арно Бабаджанян: вся его жизнь – история любви, разлетевшаяся по миру в удивительных песнях
Он умел искренне радоваться жизни и самое главное – делиться этим чувством с другими людьми, запросто устраивал праздники в будни и созывал на них любого, кто был не прочь присоединиться к этому веселью. Вся его жизнь стала своеобразной историей любви, разлетевшейся по миру в удивительных песнях.
«Это был настолько влюбленный в жизнь человек, в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости». Андрей Дементьев, поэт
Арно Бабаджанян – символ и классик советской музыки, гений творчества. Сегодня Арно Арутюновичу исполнилось бы ровно 100 лет.
В нашей сегодняшней публикации, посвященной дню рождения неисправимого романтика и человека, влюбленного в жизнь, мы собрали интересные эпизоды из жизни композитора.
Перенесенный день рождения
Арно Бабаджанян родился 21 января 1921 года. Радости главы семейства – учителя математики Арутюна Бабаджаняна – не было предела. Через три года умер Владимир Ленин и в стране объявили траур. Тогда отец задумался о смене даты рождения ребенка, ведь каждый год в их доме будет праздник, когда остальная страна скорбит по вождю большевиков. Так день рождения Арно перенесли на 22 января.
Совет от «дяди»
Однажды он пришел из детского сада и сообщил родителям, что к ним приходил некий «дядя» и просил детей что-нибудь спеть. Маленький Арно старался, как мог, за что получил от этого «дяди» совет – заняться музыкой. Оказалось, что пение пятилетнего мальчика очень заинтересовало самого Арама Хачатуряна. Арно тут же приняли в музыкальную школу. Стоит заметить, что среди его близких профессиональных музыкантов не было, хотя Арутюн хорошо играл на флейте, а младший Бабаджанян с малых лет пытался играть на старой гармошке.
Арно Бабаджанян и Арам Хачатурян
Великий симфонист
В 16 лет он отправился в Москву, где его сразу взяли на последний курс престижного музыкального училища имени Гнесиных. За эту поездку Бабаджанян тоже благодарил Арама Ильича, который вовремя заметил в молодом даровании великого симфониста.
Настоящим событием в творческой жизни столицы стала защита Бабаджаняном диплома. В экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги – Яков Флиер, Александр Гольденвейзер и Генрих Нейгауз. Кроме произведений классиков необходимо было сыграть свое собственное творение. Арно представил на суд выдающихся пианистов произведение в стиле Александра Скрябина. Члены жюри дослушали его и уточнили, что надо исполнить что-то свое, на что музыкант ответил, что как раз это и сделал. Экзаменаторы были в шоке, ведь они досконально знали творчество Скрябина и работу молодого Бабаджаняна приняли за его музыку.
Звездный час
Конечно, тогда никто из преподавателей или друзей Арно и представить себе не мог, что славу композитору принесут не симфонии, а песни. И уже ранние его песенные опыты убедили Бабаджаняна в том, что такой жанр совсем не прощает поверхностного отношения к себе. Как раз наоборот, композитор-песенник должен работать с полной творческой самоотдачей, как и при сочинении «серьезных» форм. Арно Бабаджанян позже говорил, что в песенном жанре он не пытается сделать каких-то открытий, напротив – он пишет о простых человеческих эмоциях, воспевает любовь, радость и грусть.
В 1964 году сформировалось потрясающее творческое трио – композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский и певец Муслим Магомаев. Сотрудничество звезд своего времени оказалось потрясающе плодотворным. Кто же не слышал песни «Свадьба», «Благодарю тебя», «Позови меня» или «Загадай желание». Они мгновенно становились хитами, звучали по радио, их пели в каждом дворе.
Потрясающее творческое трио
Очарованный армянскими красавицами
Тогда же родилась и стала шлягером песня Арно Бабаджаняна «Королева красоты». Оказывается, в Ереване в 1964 году был организован один из первых в СССР конкурсов красоты. Стоит ли говорить, что событие для того времени совершенно диковинное. Узнав о предстоящем конкурсе, Арно Бабаджанян решил стать членом жюри. Его так очаровали армянские красавицы, что вскоре появилась мелодия новой песни, на которую потом его друг Андрей Горохов написал стихи, а исполнил ее Муслим Магомаев. Для композитора сочинить твист в тот период, когда Никита Хрущев боролся с авангардистами и искоренял джаз, было сродни гражданскому подвигу.
Творческий ресурс Арно был неиссякаем – шлягеры будто вылетали из-под его пальцев, быстро подвигая с вершин народных хит-парадов его предыдущие песни. Такую торопливость можно объяснить только тем, что Бабаджанян пытался успеть сделать как можно больше. Его энергию никто не мог сдержать, садясь за рояль, он становился самозабвенно-отрешенным. Так рождались произведения, которые любили и пели почти все.
Проживает в Москве, а живет в Ереване
Каждое лето Бабаджанян приезжал на родину – в Армению. Он любил повторять, что живет в Ереване, а проживает в Москве. Полюбоваться страной солнца и камней он приглашал всех московских друзей и коллег. Каждый такой приезд он мог превратить в грандиозный праздник с экскурсиями, угощениями и неизменным весельем. В одном из домов творчества он даже устраивал целые футбольные матчи звезд. Игроками становились Николай Добронравов, Родион Щедрин, сам Арно Бабаджанян и его сын Араик. А судейство доверяли тончайшему знатоку и страстному любителю футбола Дмитрию Шостаковичу.
Лучшее место земли
Как-то раз в Ереване провели музыкальный эксперимент. К прохожим подходили с просьбой исполнить песню Арно Бабаджаняна «Еревани сирун ахчик», которая звучала в фильме «Песня первой любви». Удивительно, но на улице не оказалось ни единого человека, который бы не спел ее от начала и до конца. Композитор был безумно влюблен в свой родной город, его он считал лучшим местом на земле, с ним он никогда не терял связи, даже живя вдали.
Без шуток – никуда
Арно Бабаджанян не был сосредоточен лишь на музыке, он прекрасно разбирался в живописи и имел большую коллекцию картин. Однажды, будучи у него в гостях, армянский искусствовед Генрих Игитян рассматривал портрет Арно. На вопрос гостя, не переделал ли в картине что-нибудь сам герой полотна, Бабаджанян с видом провинившегося мальчугана признался, что замазал часть своего большого носа.
Эту характерную черту он унаследовал от матери. Нос Бабаджаняна со временем стал его своеобразной визитной карточкой, хотя в молодости он доставлял ему немало переживаний. Только с годами он понял, что эта особенность ему на руку, без такого носа образ композитора было невозможно представить. Но шутить над его длиной разрешалось только самым близким людям.
В то же время без шуток Бабаджанян не мыслил своего существования. О его розыгрышах слагали легенды, причем делал он это совершенно беззлобно. Его отец был внешне очень похож на Никиту Хрущева. Арно не раз этим пользовался, подшучивая над своими московскими коллегами.
Армянин до мозга костей
Очень щепетильным Арно Бабаджанян был в вопросах, касающихся его национальной принадлежности. Он свято чтил все армянские традиции и требовал от сына излагать мысли только на родном языке. За ослушание мальчик мог получить чапалах (пощечину), ведь Арно Арутюнович был строг в воспитании. Проблема общения на армянском стала особенно актуальной, когда семья переехала в Москву. Поэтому усиленно практиковать речь сыну приходилось на летних каникулах в Армении. Бабаджанян даже ругался с родителями детей из Еревана, которые не общались с его Араиком на армянском языке.
Есть и такая история. Когда его четырехлетнего сына Араика в Москве спросили, кто он по национальности, ребенок ответил, что он еврей, потому что понятия не имел ни о каких национальностях, а жильцы их московского дома в основном были евреями. После этого он получил от отца очередной чапалах и только потом разъяснения, что он – армянин.
Жизнь вопреки диагнозу и любовь к жизни
В 32 года Арно Бабаджанян заболел. Врачи поставили диагноз белокровие, но родные поначалу боялись ему признаться и скрывали это. Возмущению композитора не было предела, когда он узнал правду. В конце 1960-х годов советское правительство пригласило одного из светил французской медицины к больной жене партийного деятеля Алексея Косыгина. Когда об этом стало известно близкому другу Бабаджаняна композитору Эдуарду Мирзояну, он тут же обратился за помощью к первому секретарю армянского центрального комитета партии Антону Кочиняну. Тот позвонил в Москву и попросил, чтобы приехавший врач осмотрел и Арно. Ему сообщили, что доктор берет за одну консультацию 2000 долларов. Кочинян, ни секунды не задумываясь, ответил, что за Бабаджаняна они готовы заплатить миллион. В результате благодаря назначенному лечению Арно Арутюнович поставил своеобразный рекорд. Он прожил с таким тяжелым диагнозом три десятка лет, но вряд ли это было бы возможно без любви.
Единственная муза
Со своей будущей женой Арно Бабаджанян впервые встретился в 1945 году. Студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта композитор Арно Бабаджанян в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что играл он как Бог. Именно этой девушке суждено было стать главной женщиной в жизни великого композитора. Эта встреча кардинально изменила ее жизнь, ведь ей пророчили большое будущее пианистки, но Тереза решила посвятить себя любимому Арно. Она повсюду стала сопровождать супруга. А когда он заболел, Тереза постоянно возила с собой набор для оказания первой помощи.
Семья Арно Бабаджаняна
Даже когда он лечился в больнице, она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему невозможно было отказать в желании оставаться для всего окружения прежним веселым Арно и писать жизнерадостную музыку. Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года…
В публикации использованы материалы издания vmiremusiki.